Проект путешествие в мир математики в доу

Обновлено: 06.07.2024

Продолжительность проекта (время проведения проектной работы): 7 недель.

Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста (1 мл. группа), воспитатели, родители.

Образовательная область: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Актуальность: В рамках ФГОС прописано, что большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Задача воспитания и обучения в раннем возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.

В ходе наблюдений было выявлено, что не у всех детей развито восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предмета.

Гипотеза: Организация игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создает необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.

  1. Пополнение развивающей среды математического центра играми и пособиями, созданными совместно с родителями;
  2. Привить детям интерес к знаниям по математике;
  3. Закрепление понятий один, много, большой, маленький;
  4. Формирование представлений о понятии ни одного;
  5. Формирование представлений о форме предмета (круг, квадрат, треугольник);
  6. Формирование восприятия пространственных отношений;
  7. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
  8. Расширение пассивного словаря, активизирование речи;
  9. Развитие речевого дыхания;
  10. Создание дружного коллектива детей и родителей.

Диагностико-дидактическое: Художественная литература, иллюстрации.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"

для детей старшей группы № 11 "Звездочки"

Подготовила и провела воспитатель:

Брякотнина Елена Викторовна

г. Бердск 2016 - 2017гг.

  • воспитанники старшей группы;
  • воспитатель;
  • родители.
  1. Проблема: недостаточное развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста.

Краткое содержание проекта

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

Актуальность данного проекта вытекает из задач ФГОС. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте, способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

Недостаточное развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста. Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Цель проекта – повышение уровня логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

  • обучать детей операциям: анализа, синтеза, сравнения, классификации, формировать навыки упорядоченности действий;
  • развивать у детей умение рассуждать логически, излагая свои мысли;
  • развивать произвольное внимание, познавательный интерес и творческое воображение;
  • воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе;
  • развивать простейшие и логические структуры мышления и математические представления;
  • повышение уровня логического мышления старших дошкольников, с помощью увеличения объема знаний детей играми занимательной математики и логики;
  • использование в работе логических игровых заданий, логико-математических, развивающих игр;
  • создание в группе логико-математического уголка;
  • способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их);
  • повышение уровня логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – начальный

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ.

Существуют настольно-печатные игры

Что хотим узнать?

Как составлять фигуры из счетных палочек

Как составить и решить кроссворд, ребус

Как мы это узнаем?

Спрошу у бабушки/ родителей.

Узнаем из энциклопедии/интернета.

Узнаем из познавательного фильма/передачи

В уголок я поместила логические, различные настольно-печатные игры, головоломки, дидактические игры и упражнения. Отмечу некоторые из них:

игры на объемное моделирование:

игры на плоскостное моделирование:

Детям был обеспечен свободный доступ к игровому материалу. В вечернее время дети с удовольствием играли в геометрический конструктор. В такой игре детей увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.

2 этап – основной (формирующий)

В ходе основного практического этапа проекта нами были реализованы следующие задачи:

3 этап – заключительный (контрольный)

- Тематическое развлечение. Тема – состязание между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);

- Проведение графических диктантов и решение ребусов, представленных в Приложении № 4 .

Результаты проектной деятельности

В ходе реализации проекта была создана:

- Картотека дидактических игр

- Тематическое развлечение. Тема – состязание между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);

В результате проведённой развивающей работы, мной было выявлено, что при системном использовании дидактических игр и упражнений на занятиях по математике и в свободной деятельности уровень логического мышления у детей старшей группы значительно повысился.

Также у старших дошкольников повысилось качество математической подготовленности, что позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование системы работы по развитию логико-математических представлений и методики развивающего обучения позволило активизировать мышление, память, внимание, воображение, сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.

В ходе работы я стремились к активизации интереса родителей к использованию логических игр и упражнений, что в свою очередь поспособствовало формированию активной родительской позиции.

  • развивать ассоциативное мышление, воображение, память, внимание, речь, расширять словарный запас и кругозор;
  • развивать зрительно – пространственное восприятие, наблюдательность, навыки самопроверки.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

-Я буду называть несколько слов, а вы называете одно слово (даю мяч одному из детей)

- платье, рубашка, пальто, свитер как можно назвать все одним словом (одежда)

- Медведь, волк, заяц, лиса, (Дикие животные)

- Чашка, кастрюля, чайник, тарелка (посуда)

- Стул, стол, шкаф, кровать (мебель)

-одуванчик, ромашка, василек, колокольчик (цветы)

-кошка, собака, корова, лошадь (Домашние животные)

-карандаш, линейка, ручка, фломастер (письменные принадлежности)

- автомобиль, поезд, вертолет, самолет (транспорт)

- Яблоко, груша, слива, банан (фрукты)

- помидор, огурец, свекла, капуста (овощи)

-А теперь поиграем наоборот, я называю одно слово, а вы называете несколько слов.

- Транспорт (машина, поезд, вертолет, самолет)

- Обувь (сапоги, тапки, кроссовки, туфли)

- Ягоды (малина, клубника, смородина, земляника)

- насекомые (жук, муравей, бабочка, оса)

- Птицы (ласточка, голубь, ворона, воробей)

- овощи (капуста, морковь, картофель, лук)

- фрукты ( яблоко, банан, апельсин, лимон)

- посуда ( тарелка, чашка, ложка, кастрюля)

-мебель ( диван, кресло, кровать, стол)

-домашние животные ( курица, корова, баран, коза)

Воспитатель: Молодцы вы все справились с заданием

Работа с кругами Эйлера.

Воспитатель: Ребята, я хотела показать вам картинки, а они упали и перепутались. Помогите мне разобраться.

Разделите картинки на две группы

- На какие группы можно разделить (цветы и животные)

- А группу животных на какие еще группы можно разделить?

:домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, рыбы.

Воспитатель: Молодцы справились вы и с этим заданием. Но нам пора отправляться в путь.

Воспитатель: Ребята, вот мы и подошли к академии логических задач, но прежде, чем нам туда попасть, вы должны пройти через ворота знаний ответить на вопросы, - кто правильно ответит получить билет, а билеты помогут найти место за столом

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) .

Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным?

- Что бывает коротким?

- Что бывает широким?

- Что бывает узким?

- Что бывает круглым?

- Что бывает квадратным?

- Что бывает твердым?

- Что бывает мягким?

В игру можно включать самые разные понятия : что бывает пушистым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

- А сейчас я произнесу волшебные слова и мы с вами превратимся в ученных.

-Ребята посмотрите для вас здесь задание

- скажите все, что изображено на картинках, как можно назвать одним словом (одежда)

- В какое время года мы одеваем эту одежду? (эту одежду мы одеваем зимой и летом)

-Разделите эту одежду на две группы и с помощью кругов на листах бумаги нарисуйте свой ответ.

(Дети графически отображают отношения)

Что обозначает большой круг? (вся одежда)

Что обозначают маленькие круги (Зимняя и летняя одежда)

Как можно обозначить круги с зимней и летней одеждой (зимняя одежда нарисовать снежинку, а летняя нарисовать цветок)

На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок.

- Вам Нужно определить, какой предмет лишний и почему?

- Ребята, а сейчас давайте вернемся

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

Крылья, хвост, лапы

1. У кого из девочек самые длинные косички, если у Кати косички короче, чем у Маши? (у Маши)

2. Кто из мальчиков быстрее бегает, если Костя бегает медленнее Бори (Боря)

3. Кто из детей самый высокий, если Женя выше Тани, а Таня выше Кирилла (Женя)

4. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).

5. У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

6. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

7. Кто громче замычит петух или корова?

Проводится викторина на решение логических задач, та команда, которая отгадает правильно больше задач – получает медаль.

( открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ)

Закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда, получении следующего числа путем прибавления единицы. Закреплять умение сравнивать числа с использованием знака сравнения.

Закрепить знание цифр.

Продолжать формирование представлений о порядковом счете.

Закрепить практическое измерение длины с помощью условной мерки.

Закрепить у детей представления о геометрических фигурах.

Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ.

На каждого ребенка – условная мерка – счетная палочка, альбомный лист с нарисованными двумя дорожками (красной и зеленой) для измерения, простой карандаш.

Воспитатель: - Ребята, к нам в гости сегодня пришли гномики. Отгадайте загадку и вы узнаете, как их зовут:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

- Догадались, как зовут гномиков? Имена гномов – это названия дней недели.

На экране появляются гномы с числами от 1 до 7. Дети называют гномов по именам.

- Какой сегодня день недели? – четверг.

Почему он получил такое название? – Он четвертый по порядку

- Какой день был вчера? – среда.

- Какой день будет завтра? – пятница.

- Почему он так называется? – Потому что пятый по порядку.

-А как называется первый день недели? А как называются выходные дни?

Воспитатель загадывает задачу про гномика. Какой номер у гнома, который находится между гномами 2 и 4?

- Дети, попробуйте и вы загадать задачу про своего гномика, а ребята отгадают ваш номер.

Вызываются 2-3 ребенка

- Ребята, гномики приглашают вас в гости и сказали, что к их домику ведут длинные дорожки.

- Перед нами две дорожки – красная и зеленая. Как узнать, какая дорожка длиннее? – Надо их измерить и сравнить количественные результаты измерения.

Практическое измерение длины дорожек с помощью условной мерки. Индивидуальная работа детей на альбомных листах.

- Сколько раз ваша мерочка укладывается на красной дорожке? – 4; на зеленой? – 3.

- Как вы считаете, какая дорожка длиннее? – Красная дорожка длиннее, потому что на ней мерочка укладывается 4 раза, а на зеленой 3 раза, а 4>3.

Задание. Покажи: высоко, низко, слева, справа, широко, узко.

- Итак, ребята, мы пришли к домику гномов.

На экране появляется картинка с изображением домика гномов. Гномы уходят на работу, а Белоснежка их провожает.

- Кто живет в домике с гномами? – Белоснежка.

- Ребята, вы знаете, что гномы очень трудолюбивые. Каждый день они ходят на работу, добывают под землей драгоценные камни, а Белоснежка прибирает в доме и готовит обед. Вот однажды, когда гномов не было дома, пришла ведьма, которую послала злая королева, чтобы та отравила Белоснежку яблоком.

На экране появляется картинка с изображением ведьмы с яблоками в корзине, в руке держит большое красное яблоко.

Яблоки зашифрованы под геометрические фигуры. Чтобы спасти Белоснежку, надо найти геометрическую фигуру, которая больше всего похожа на яблоко, и обезвредить его.

Вниманию детей предлагаются четыре кодов, представленных с помощью символов величины, цвета и формы. Один из кодов – большой красный круг. Дети догадываются, что это код отравленного яблока.

- Молодцы, ребята! Вы спасли Белоснежку. Коснемся волшебной палочкой до отравленного яблока. Теперь она не отравится, а только заснет, и ее разбудит прекрасный принц.

- Гномики нашли много драгоценных камней и решили сделать Белоснежке подарок, но не знают какой.

Дети высказываются. Предлагают сделать для Белоснежки ожерелье или браслет или диадему из драгоценных камней. Воспитатель предлагает сделать ожерелье и научить гномов правильно составлять закономерность расположения камней в ряду.

Дети самостоятельно составляют из геометрических фигур логический ряд. Индивидуальная работа в тетрадях. Продолжить логический ряд из геометрических фигур.

- Ребята, вы сегодня трудились, как настоящие гномики. Молодцы!

Графический диктант № 1:

«Ставим маркер на жёлтый крестик: Сложное движение – 3 клетки вверх, 3 влево. 4 клетки влево. Сложное движение – 3 клетки влево, 3 клетки вниз, маркер на красном крестике. Сложное движение – 1 клетка вниз, 1 вправо, 8 клеток вправо. Сложное движение – 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, вернулись к жёлтому крестику.

Ставим маркер на красный крестик. 1 клетка влево. Сложное движение – 2 клетки влево, 2 клетки вверх. 1 клетка вверх. Сложное движение – 3 клетки вправо, 3 клетки вниз. Вернулись к красному крестику. Сложное движение – 3 клетки вниз, 3 клетки влево. 1 клетка вверх. Сложное движение – 2 клетки вверх, 2 вправо. Вернулись к красному крестику.

Получился Китёнок Тимошка .

Г рафический диктант № 2:

Автор: Коробейникова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№1 "Рябинка"
Населённый пункт: ХМАО - Югры г. Нефтеюганск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Путешествие в мир математики"
Раздел: дошкольное образование

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

г. Нефтеюганск 2015г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель,

Длительность: краткосрочный 1 неделя

Тип проекта: познавательно – творческий.

Актуальность: Математика имеет наиболее важное значение, в плане развития

памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более

эффективного внедрения математики в сознания ребенка, изучение должно

начинаться с детского сада. Математика – это мощный фактор интеллектуального

развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном

возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных

ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить ее до конца.

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной

активности и любознательности.

Образовательная: Способствовать формированию умения применять математические

знания в нестандартных практических задачах.

Развивающая: Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация,

обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная: Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию

умения трудиться в коллективе.

Итоговое мероприятие: Развлечение

Результат: Выставка поделок из бросового материала. Тема «Математические

Вид проекта: групповой.

Ожидаемый результат: Проект позволит детям расширить математические знания о

геометрических фигурах, цифрах, сформировать умения использовать эти знания в

самостоятельной деятельности, стимулировать у детей развитие логического

У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Этап: Подготовительный.

Создание условий для презентаций.

Подготовка материала для продуктивной деятельности.

геометрических фигурах, цифрах).

Подбор детской и методической литературы, картинок, игр.

Подготовка информации для родителей по созданию выставки, и

подготовки к развлечению.

Подготовка консультаций для родителей: «Что именно дают развивающие

Подбор стихотворений, загадок, сказок.

Пополнение развивающей среды в группе.

Участие в оформлении дидактических пособий.

Подготовка к развлечению детей и помощь в оформлении атрибутов.

Музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара к развлечению.

Поиск информации в различных источниках.

Составление сказок о цифрах, геометрических фигурах.

Этап: Основной.

Формы реализации проекта.

Интеграция ОО по задачам и содержанию:

Методы и приемы

Познакомить с геометрическими

фигурами, телами, цифрами.

Расширять знания детей, умение

находить заданные предметы в

окружающей действительности, в

окружения, в природе.

Рассматривание картин и

Учить описывать геометрические

фигуры и тела, составлять

рассказов о фигурах,

рассказы и сказки о фигурах,

понятия через знакомство с

произведениями; умение замечать

в текстах сказок предметы

заданных форм, цифр, творческого

Чтение разных сказок.

Разные виды театра.

Переделать конец сказки.

Рассказывание сказки по

«Закончи сказку по

понятия через подвижные игры,

понятия через рисование разных

Превращение фигур, цифр

и линий в предметы.

Через разнообразную игровую

полученные знания; формировать

умение детей играть в разные

игры, организовывать их.

целостное отношение к предметам

и образам; творчество детей.

Формировать умение создавать

что-то новое, интересное и

результатам своего труда.

Развивать умение детей

свою деятельность в разных видах

деятельности, вовлекать в свою

Формы реализации проекта:

Непосредственно – образовательная деятельность

Как называется геометрическая фигура (тело)?

Описание геометрической фигуры (тела).

На что они похожи?

Где встречается в окружающей действительности?

3.Этап: Продукт проектной деятельности:

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад № 104

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательной математики.

Краткосрочный проект в старшей группе



Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: сентябрь — ноябрь 2015 г.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Актуальность работы:

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.

проанализировать нормативно - методические требования к организации РППС, к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;

подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;

приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;

Ожидаемые результаты:

повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования РППС, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;

наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;

позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;

Описание проделанной работы

Подготовительный этап

В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место, оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей.

Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

Деятельный этап

За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:

освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);

сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);

подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);

оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);

наполнили центр занимательной математики следующим материалом:

Содержание центра занимательной математики

Наполнение математическим материалом

Наглядный демонстрационный материал

комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;

картинки по временам года и частям суток;

Раздаточный материал

комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;

комплекты цифр и картинок с предметами;

мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.;

Занимательный математический материал (картотеки)

картотека математических загадок и пословиц;

поговорок и считалок, задач-шуток;

головоломок и лабиринтов;

заданий на сообразительность;

подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров;

сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

набор вкладышей по принципу матрешки;

объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;

рамки и вкладыши;

тематические домино с цветными и теневыми изображениями;

настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);

игры с цифрами, монетами;

календарь, модель календаря;

Интеллектуальные, логико – математические игры

Рамки – вкладыши Монтессори;

А также математические игры, сделанные родителями своими руками (Приложение №3)

позаботились о том, в чем будет храниться математический материал, чтобы выглядело эстетично, не рвалось, не мялось, можно было использовать долгое время (сумочки, коробочки, баночки, конверты, папки с файлами, подставки).

Оценочный (заключительный) этап

И, как результат проделанной работы отмечено, что:

у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;

у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;

у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;

у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;

дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности и вот, что получилось.








Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.

Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.

Список литературы

Читайте также: