От чего зависит качество работы доу ответ на тест

Обновлено: 04.07.2024

«Современное качество дошкольного образования :

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования.

Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям :

Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);

Создание современного, предметно-развивающего пространства;

Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;

Успешная и безболезненная адаптация;

Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);

Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);

Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;

Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;

Внешние связи ДОУ;

Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.

Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.

Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет :

проследить динамику развития каждого ребёнка;

оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;

определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ :

• видение современных задач дошкольного образования;

• наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

• умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

• умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

• способность к самообразованию.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

Научно – методическая работа:

• использование современных образовательных технологий,

• участие в методической работе,

• участие в конкурсах профмастерства,

• наличие публикаций педагога,

• наличие портфолио педагога,

Организация работы по взаимодействию с социомом:

• взаимодействие педагога с родителями,

• взаимодействие с социумом,

• участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.

Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая.

Кодекс деятельности успешного воспитателя:

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ:

• Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

• Творчество – отличительная черта

• Здоровый образ жизни – основа существования

• Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя

• Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

• Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог) :

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века:

• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся представленные на экране:

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.

Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут :

• разработаны единые показатели и критерии оценки;

• определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.

А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии :

• Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.

• Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.

• Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это, в конечном счете, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. - М. : Цветной мир, 2014

2. Иванова В. Т. О красоте профессии воспитателя – М. : Сфера, 2013

3. Майер А. А., Богославец Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. - М. : Сфера, 2012

4. Соломенникова О. А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука. - 2017.-№3.-с. 4-5.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.Качество дошкольного образования - это.

А) такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Б) систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам.

В) процесс развития педагогической системы.

2.Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги.

А) Помощь главной ячейке общества.

Б) Семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

В) Все ответы верны.

3.От чего зависит качество работы ДОУ.

А) От качества работы воспитателя.

Б) От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

В) От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

Г) От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника

Д) Все ответы верны.

4. Методическая деятельность представляет собой .

А) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов или субъектов друг на друга.

Б) специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрения метода, применение методик.

5.На первом этапе усилия методической службы направлены на .

А) Создание целостного педагогического коллектива.

Б) Выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.

Г) Создание целостной системы управления.

Д) Все ответы верны.

6.Деятельность старшего воспитателя (методиста) направлена на.

А) зачисление детей в дошкольное образовательное учреждение.

Б ) решение приоритетных и неотложных задач.

В) решения актуальных административно-хозяйственных задач.

7.В содержание методической работы старшего воспитателя входят следующие функции управления.

А) Информационно-аналитическая. Мотивационно-целевая.

Б) Планово-прогностическая. Организационно-исполнительская

В) Контрольно диагностическая. Регулятивно-коррекционная.

Г ) Все ответы верны.

8.Главным принципом методической работы является.

А) накопление банка информации.

Б) возможность использование знаний в условиях обычной практической работы с детьми.

В ) системный подход к ее построению.

9.Анализ результатов работы ДОУ необходимо проводить.

В) Ежеквартально .

Г) Все ответы верны.

10.Образовательная программа-это.

А) обязательный документ ДОУ.

Б) совокупность учебно-методических материалов.

Г) Все ответы верны.

11. Годовой план является.

А) обязательным документом ДОУ.

Б) главной системой, объединяющей все подсистемы.

12.Новые формы, появившиеся в методической работе в последние годы.

Б) Мастер-класс.
В) Все ответы верны.

13.Педагогический совет в детском саду - это.

А ) постоянно действующий коллективный орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, который решает конкретные задачи дошкольной организации.
Б) главная система, объединяющая все подсистемы.
В) нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов.

14.Педагогические советы можно условно разделить по видам.

А) Тематический .

В) Все ответы верны.

15.Сомообразование-это

А) наиболее сложный метод активизации.

Б) описание простых случаев из практики .
В) самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

16. Что такое методическая работа?

  1. Целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затрудн ений педагогов.
  2. Анализ уровня проведений учебных занятий.
  3. Умение анализировать результаты своих уроков по критериям оптимальности.
  1. По отношению к педагогическому коллективу школы.
  2. Связ ь с внешней средой.
  3. По отношению к конкретному учителю.

18. Дайте определение коллективной форме методической работе.

  1. Метод объединения, работа творческих и проблемных групп.
  2. Самообразование, индивидуальные консультации.
  3. Педаго гический совет, методический совет, работа над единой методической темой.

19 . На сколько направлений делится индивидуальная методическая работа учителя?

  1. Школа молодых учителей.
  2. Педагогическое самообразование учителя.
  3. Проблемные семинары и практикумы.
  1. Умение реализовать намеченный план.
  2. Пост ановка цели и рабочих задачи.
  3. Реализация изучаемой идеи в своей практике.
  1. Организация диагностика реальных учебных возможностей учащихся.
  2. Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников.
  3. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания .

23. Какая функция относится ко 2 группе функций - функции по отношению к педагогическому коллективу?

  1. Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений.
  2. Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развитии школьников.
  3. Творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога.

24. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

б) Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;

г) Приказ МО и науки РФ от 20.09.2013 № 1082.

25. Назовите основные направления развития ребёнка?

д) Художественно -эстетическое

26. Укажите части образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) :

а) аннотация программы

б) пояснительная записка

г) обязательная часть

д) часть, формируемая участниками образовательных отношений

27. На основании каких документов разрабатывается Программа

а) Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в российской Федерации"

б) Устав дошкольного образовательного учреждения

в) Концепция дошкольного воспитания

г) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

е) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

28. Объём обязательной части Программы составляет :

29. В части Программы, формируемой участниками образовательныхотношений, должны быть представлены:

а) парциальные образовательные программы

б) санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия

г) формы организации образовательной работы

30. Обязательная часть Программы включает в себя:

а) целевой раздел

б) раздел самостоятельной деятельности

в) раздел содержательный

г) раздел совместной деятельности педагога и детей

д) организационный раздел

31. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна содержать следующие разделы:

а) Планируемые результаты

б) Аналитическая справка

в) Раздел целевой

г) Пояснительная записка

д ) Содержательный раздел

е) Принципы и подходы к формированию Программы

ж) Организационный раздел

з) Раздел мониторинга

32.Назовите образовательные области:

а) Физическое развитие

б) Математическое развитие

г) Художественно -эстетическое развитие

е) Изобразительная деятельность

ж) Социально -коммуникативное развитие

и) Познавательное развитие

л) Речевое развитие

34. Непрерывная продолжительность процедурыпсихолого-педагогического тестирования детей старшего дошкольного возраста не должна превышать

11. Какие качества ребенка исследуются в процессе мониторинга

а ) Интеллектуальные качества

б) Физические качества

в) Возрастные качества

г) Лидерские качества

д) Личностные качества

е) Нравственные качества

35. Определите фразы, являющиеся наблюдением

а) Знает названия цветов

б) На занятиях сидит, заткнув уши пальцами рук

в) Не умеет оценивать свою работу

д) В ходе игры рассказывает сам себе, что делает, для кого, что будет потом

е) Вася выбрал центр строительства. Сам начал строить самолет. Поставил в центр брусок, а с боков кирпичики

ж) Работает увлеченно, доводит начатое дело до конца

з) Много грубит и детям, и воспитателю

36. Каждая образовательная область направлена на развитие детской деятельности. Установите соответствие:

Образовательная область Детская деятельность

а) Познавательное развитие 1) Коммуникативная

б) Художественно-эстетическое развитие 3) Музыкально-художественная

в) Речевое развитие 5) Восприятие художественной литературы

г) Социально-коммуникативное развитие 7) Трудовая

д) Физическое развитие

37. В процессе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка с использованием формализованных методов: тесты, беседы, опросники, проверка, наблюдение, фиксация достижений, проективная техника, испытание, экспертная оценка, пробы, аппаратурные методы. Заполните таблицу:

Низко формализованные методы Высоко формализованные методы

Тесты, пробы, аппаратурные методы

38. Перечислите основные принципы дошкольного образования.

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

39 . Самообразование-это

А) наиболее сложный метод активизации.

Б) описание простых случаев из практики .
В) самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

40. Качество дошкольного образования - это.

А) такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Б) систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам.

В) процесс развития педагогической системы.

Критерии оценки:

Нажмите, чтобы узнать подробности

А) такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Б) систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам.

В) процесс развития педагогической системы.

2.Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги.

Варианты ответа:

А) Помощь главной ячейке общества.

Б) Семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

В) Все ответы верны.

3.От чего зависит качество работы ДОУ.

Варианты ответа:

А) От качества работы воспитателя.

Б) От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

В) От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

Г) От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника

Д) Все ответы верны.

4. Методическая деятельность представляет собой.

Варианты ответа:

А) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов или субъектов друг на друга.

Б) специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрения метода, применение методик.

5.На первом этапе усилия методической службы направлены на.

Варианты ответа:

А) Создание целостного педагогического коллектива.

Б) Выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.

Г) Создание целостной системы управления.

Д) Все ответы верны.

6.Деятельность старшего воспитателя (методиста) направлена на.

Варианты ответа:

А) зачисление детей в дошкольное образовательное учреждение.

Б) решение приоритетных и неотложных задач.

В) решения актуальных административно-хозяйственных задач.

7.В содержание методической работы старшего воспитателя входят следующие функции управления.

Варианты ответа:

А) Информационно-аналитическая. Мотивационно-целевая.

Б) Планово-прогностическая. Организационно-исполнительская

В) Контрольно диагностическая. Регулятивно-коррекционная.

Г) Все ответы верны.

8.Главным принципом методической работы является.

Варианты ответа:

А) накопление банка информации.

Б) возможность использование знаний в условиях обычной практической работы с детьми.

В) системный подход к ее построению.

9.Анализ результатов работы ДОУ необходимо проводить.

Варианты ответа;

В) Ежеквартально.

Г) Все ответы верны.

10.Образовательная программа-это.

Варианты ответа;

А) обязательный документ ДОУ.

Б) совокупность учебно-методических материалов.

Г) Все ответы верны.

11. Годовой план является.

Варианты ответа;

А) обязательным документом ДОУ.

Б) главной системой, объединяющей все подсистемы.

12.Новые формы, появившиеся в методической работе в последние годы.

Варианты ответа;

Б) Мастер-класс.
В) Все ответы верны.

13.Педагогический совет в детском саду-это.

Варианты ответа;

А) постоянно действующий коллективный орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, который решает конкретные задачи дошкольной организации.
Б) главная система, объединяющая все подсистемы.
В) нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов.

14.Педагогические советы можно условно разделить по видам.

Варианты ответа;

А) Тематический.

В) Все ответы верны.

15.Сомообразование-это

Варианты ответа;

А) наиболее сложный метод активизации.

Б) описание простых случаев из практики .
В) самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.


Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества образования, в том числе и дошкольного. Вместе с тем, вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему определения его сущности – не решенной до настоящего времени.

Качество дошкольного образования, так же как и качество образования вообще, в целом является многомерным синтетическим понятием, в связи с чем существуют различные подходы к его определению. Л.В. Поздняк и Н.Н. Лященко представляют качество образования в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении [2, с.14].

Качество дошкольного образования представляет собой интеграцию:

1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.

2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать:

- качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

- качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- качества управления системой дошкольного образования.

3. Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4. Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в ДОУ [4, с. 67].

Качество дошкольного образования в учреждении – процесс управляемый, представляющий собой результат деятельности всего педагогического коллектива, который определяется следующими позициями:

- как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

- как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор образовательных программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и др.);

- какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) [1, с.72-73].

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.

Внешние факторы связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к ДОУ средой. Среди них можно выделить:

- социально-экономические факторы (например, уровень доходов населения, миграция населения и т.п.);

- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

Внешние факторы не воздействуют на качество образовательных услуг в ДОУ непосредственно, они являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Вместе с тем, необходимо учитывать их влияние при анализе качества образования в дошкольном учреждении [2, с.27-28].

Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным стандартам основная образовательная программа (ООП) ДОУ, условия ее реализации и результаты освоения. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию, например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ФГОС дошкольного образования.

Основная группа внутренних факторов, обеспечивающих качество образовательных услуг ДОУ, определена требованиями к условиям реализации основной образовательной программы. Рассмотрим содержание данных факторов более подробно.

1. Укомплектованность образовательного учреждения кадрами (педагогическими, руководящими и иными), имеющими соответствующий уровень квалификации. При этом непосредственно педагогические работники должны обладать всеми основными компетенциями, владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.

В целях достижения качества образовательных услуг необходимо также обеспечить непрерывность профессионального развития педагогов путем освоения ими дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации [1, с.23].

2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, заключающееся в:

- наличии здания (помещения) и участков образовательного учреждения и их соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Необходимо обеспечить архитектурную доступность, т.е. возможность для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

- обеспечении соответствия состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;

- оснащении кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

- наличии в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность, здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях: зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении;

- наличии необходимого оснащения помещений для работы медицинского персонала;

- наличии и необходимом оснащении помещений для питания воспитанников, для хранения и приготовления пищи, организации качественного горячего питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- наличии необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (логопеды, воспитатели, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи); сформированность культуры здоровья педагогического коллектива (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения, образ жизни и ответственное отношение к своему здоровью.

3. Учебно-материальное обеспечение, состоящее в:

- наличии предметно-развивающей среды образовательного учреждения (группы), основанной на соблюдении принципов информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости;

- комплексном оснащении воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего возможности: осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; организации эффективной и безопасной деятельности воспитанников; построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту детей форм работы; использования образовательных технологий деятельностного типа; физического развития воспитанников; учет полоролевой специфики, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- создании предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей.

4. Медико-социальное обеспечение: медицинское обслуживание, формирование и наполняемость групп, прохождение профилактических осмотров персоналом, организация питания и оздоровления воспитанников.

5. Информационно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно проводить мониторинг и управлять образовательным процессом; использовать интерактивные дидактические материалы и образовательные ресурсы; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное. Информационное обеспечение образовательного процесса также предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров.

Методическое обеспечение должно отвечать требованиям комплектности и качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения ООП дошкольного образования [3, с.25].

6. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанное на: субъектном и доброжелательном отношении педагога к ребенку; индивидуальном и мотивационном подходе; учете зоны ближайшего развития детей. При этом необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса, а так же преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Образовательный процесс должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог должен уметь организовывать как ту, так и другую деятельность. Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса должно содержать подробные объяснения, как построить работу с воспитанниками при индивидуальной или групповой работе, а также как организовать самостоятельную деятельность воспитанников [1, с.30].

Образовательное учреждение должно находиться в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.

7. Финансовое обеспечение:

- обеспечивающее государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

- позволяющее образовательному учреждению иметь возможность обеспечения ФГОС ДО;

- отражающее структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы ДО, а также механизм их формирования.

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к внутренним факторам дошкольного образования, так и к параметрам, влияющим на его качество. Интегративным результатом взаимодействия всех вышеперечисленных внутренних факторов является создание в ДОУ развивающей образовательной среды обеспечивающей:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- гарантию охраны и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортность по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам;

- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех субъектов образовательного процесса.

Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.

Список использованных источников:

3. Стеркина, Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. –2001. – №5. – С.40-44.

4. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л.И. Фалюшина. – М. : АРКТИ, 2003. – 140 с.

Читайте также: