Исследовательский экологический проект в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.
Тип: исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.
• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.
• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.
• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.
• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.
• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Ожидаемый результат для детей:
• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.
• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.
• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.
• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.
• Создание пособий и методического материала.
Сроки реализации:
1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;
2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;
3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.
I этап. Подготовительный
• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
• Чтение произведений художественной литературы по теме:
сказки о животных.
• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.
• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.
• Экскурсии, наблюдения в природе.
II этап. Внедренческий
План реализации проекта:
- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.
- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.
- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.
- Наблюдение за развитием и цветением растений
III этап. Итог
Продукт проектной деятельности:
-
- огород на подоконнике;
- дидактические игры и пособия о природе родного края;
- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.
- Разметка и посадка фруктового сада
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Список литературы
2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988
4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)
5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005
9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.
Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.
Экологические проекты — комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста – воспитатели – родители.
Продолжительность реализации проекта: долгосрочный (январь – декабрь).
Актуальность проекта: Мусор – проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или не разлагаются вообще.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Сотрудничество педагогов с семьями детей по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Цель проекта: Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
- Расширить знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека.
- Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
- Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
- Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами , развивать трудовые навыки и умения.
- Развивать экологическую культуру.
- Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
- Как рационально использовать и уменьшать накопление отходов.
- Как эффективно вторично использовать мусор.
- Простые правила охраны здоровья.
- Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
- Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения.
- Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала.
Механизм реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный.
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.
3 этап – практическая деятельность.
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования.
4 этап – заключительный.
Задачи этапа: обобщение опыта и подведение итогов работы над проектом.
Результативность проекта: Проект помог постепенно и последовательно расширить знания детей о взаимосвязи природы и человека, сформировать правила осознанного и бережного поведения в природе, развить умения эффективного вторичного использования отходов и, в целом, развить экологическую культуру.
Все время работы над проектом родители были нашими активными помощниками и участниками, вместе с детьми они рисовали, делали экологические газеты и поделки, трудились над изготовлением кормушек для птиц, принимали участие во всех мероприятиях.
Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность:
Наш край - Урал - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.
Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
Совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.
В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой, дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области.
Описание проекта
В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.
Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.
В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:
- консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители получают инструкцию по подготовке презентации мини-исследования о выбранном растении;
- пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона, подборкой литературы о растениях;
- за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий, состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями. Таким образом, собранная коллекция папок используется в дальнейшем как учебный материал;
- на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из растений.
Актуальность проекта. В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
- Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена (диагностика знаний детей на начало проекта).
- Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других – например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под открытым небом, а другие только в теплице или дома?
- Как нам найти ответы на вопросы?
Этапы работы над проектом:
- Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического материала.
- Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности.
- Практический этап: реализация плана.
- Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии. Ч то мы узнали? Диагностика знаний детей на конец проекта (лист-опросник, индивидуальная контрольная карта достижений воспитанника, система оценки результатов).
Задачи
Ожидаемые результаты
Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур
Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур
Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, возникающих при уходе за растениями
Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда
Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели.
Результат
Продукт
Дети, опираясь на заметки в своем дневнике, могут рассказать о ходе проекта.
Дети познакомились с полным курсом выращивания цветов от семечки до бутона.
Весь ход проекта от планирования до результата, прописан в методических разработках и рекомендациях для передачи опыта.
Дети оставляют память о себе и своей группе в виде гербария.
Выставка творческих работ детей и родителей.
Оформление клумбы цветов
Портфолио проекта (фотоматериалы, творческие работы)
Методические рекомендации для педагогов и родителей
Создание гербария как учебного материала на занятиях и вне занятий.
Этапы работы над проектом
Содержание
Дата
Необходимое
Цель
- Сбор и систематизация информации по теме.
- Разработка обоснования проекта.
Методическая литература, разработки по валеологии.
Оценить и систематизировать объем информации для дошкольников. Обозначить проблему, на решение которой направлен проект.
Постановка цели и задач для решения обозначенной проблемы.
Разработка цикла игровых занятий и мероприятий.
Обозначить объем предстоящей работы по проекту.
Проведение консультаций для родителей.
Подбор игрового, информационного, наглядного, опытного материалов.
согласно плану занятий.
Обеспечить реализацию проекта.
Проведение занятий и мероприятий по плану
Фотоаппарат или видеокамера.
Осуществление плана проекта.
Самооценка качества проведенных занятий и мероприятий.
фото и видео материалы.
Составление полного анализа реализации проекта.
Ресурсы и источники
Категория ресурса
Наименование ресурса
Источники получения
Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Воспитатель группы.
Игрушка- Чипполино, мультфильм о приключениях Чиполино, книга, фотоматериалы (фотоаппарат), картинки предметные, сюжетные.
Карточки с изображением мимики человека, предметы личной гигиены.
Система оценки результатов
Критерии
Показатели в баллах
даёт простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, трава, цветы, ягоды, овощи, фрукты и т.д). Обосновывает свой ответ.
знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями
правила знает частично и отчасти применяет их на практике
правила не знает и не применяет
называет растительную культуру и находит их семена
называет, но не всегда определяет их семена
не называет и не определяет семена
может объяснить полезное значение растительной культуры для организма.
не может объяснить важность употребления той или иной растительной культуры, но с удовольствием употребляет ее в пищу
не проявляет интереса к растительному миру
имеет представление о способах сохранения урожая (консервация, сушка, заморозка и т.д.)
Не имеет представления о способах сожранения урожая, но с удовольствием употребляет в пищу
Не проявляет интереса к прцессу получения и сохранения урожая.
проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы.
проявляет бережливое отношение только к личным вещам
не проявляет бережливости ни к чему, что бы его ни окружало
знает правила общения с животным миром
не задумывается о правилах
знает о полезных свойствах солнца, свежего воздуха и чистой воды
не задумывается об их полезных свойствах
способен отделять полезные продукты от вредных
План – график реализации проекта
Дата проведения и место в режимных моментах
Совместная работа педагога с детьми
Совместная работа родителей с детьми
Свободная творческая деятельность
Цель и предполагаемый результат
Посадка зелени и лука-репки
Игра, театрализация, слайдовая презентация, ситуативная беседа, лепка
Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра-театрализация
Рассматривание книг о растительном мире
Расширение кругозора детей в понимании причинно-следственных связей в природе
Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение за ростом лука
Учить фиксировать результаты наблюдений
Работа в Дневнике. Зарисовки на стр. 2
Закреплять знания об овощах
Посадка семян цветов на рассаду
НОД окружающий мир
Воспитывать экологическое сознание дошкольников
Работа в мини-музее
Работа в дневниках наблюдений, стр №1
Фиксация результатов наблюдения
НОД (развитие речи)
Подготовка к выставке: изготовление гербария овощных культур
Закрепление полученных знаний
Наблюдение за ростом и развитием цветов и зелени
Полив рассады, прополка, рыхление
Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе
Развивать артистизм, коммуникативные способности
Работа в дневниках наблюдений
Заполнение страниц дневника
Фиксация результатов наблюдения
НОД приуроченное ко всемирному дню Земли
Подготовка детей (заучивание стихов о Земле, природе и человеке)
Изготовление атрибутов и реквизита к занятию
Обобщить знания детей экологического характера. Воспитывать бережное отношение к природе
Наблюдения в природе за изменениями климатических условий для высадки цветов в клумбы
Высадка рассады цветов в клумбы
Отметить погодные явления и определить возможность высадки рассады в клумбу
Работа в дневниках наблюдений
Задание на время летних каникул: сделать по несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать урожай
Закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков
Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке)
Оформление выставки совместно педагогом и детьми
Демонстрация результатов работы
Итоговое занятие по проекту
Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения./Пер. с нем. М.В. Медведевой. – М.: ЭКСМО, 1996г.
Аспиз М.Е. Разные секреты/Худ.А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)
Автор: Руководитель проекта Матвеева Ирина Николаевна, воспитатель подготовительной к школе группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового, Томская область.
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Читайте также:
- Какую политику проводил советский союз в отношении своих союзников кратко
- Чем питается заяц зимой в природе ответ кратко
- Поясните в каком виде энергия накапливается в клетках 9 класс биология кратко
- Как в образе чацкого соотносятся черты драматического персонажа и роль кратко
- Что такое словесный мусор и как от него избавиться кратко