Исследовательский экологический проект в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.

Тип: исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.

• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.

• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.

• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.

• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Ожидаемый результат для детей:

• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.

• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.

• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.

• Создание пособий и методического материала.

Сроки реализации:

1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;

2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;

3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.

I этап. Подготовительный

• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

• Чтение произведений художественной литературы по теме:

сказки о животных.

• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.

• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.

• Экскурсии, наблюдения в природе.

II этап. Внедренческий

План реализации проекта:

t1585074578aa.jpg

t1585074578ab.jpg

t1585074578ac.jpg
t1585074578ad.jpg

t1585074578ae.jpg
t1585074578af.jpg

t1585074578ag.jpg

- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.

t1585074578ah.jpg

t1585074578ai.jpg

- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.

t1585074578al.jpg

t1585074578am.jpg
t1585074578an.jpg

- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.

t1585074578ao.jpg

t1585074578ap.jpg

t1585074578aq.jpg

t1585074578ar.jpg

t1585074578as.jpg

t1585074578at.jpg

t1585074578au.jpg

t1585074578av.jpg

- Наблюдение за развитием и цветением растений

t1585074578aw.jpg
t1585074578ax.jpg

III этап. Итог

Продукт проектной деятельности:

-

t1585074578ba.jpg

- огород на подоконнике;

t1585074578bb.jpg

- дидактические игры и пособия о природе родного края;

t1585074578bc.jpg

t1585074578bd.jpg

t1585074578be.jpg

t1585074578bf.jpg

t1585074578bg.jpg
t1585074578bh.jpg

- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.

t1585074578bi.jpg

t1585074578bj.jpg

t1585074578bk.jpg

t1585074578bl.jpg
t1585074578bm.jpg

t1585074578bn.jpg
t1585074578bo.jpg

t1585074578bp.jpg
t1585074578bq.jpg

- Разметка и посадка фруктового сада

t1585074578br.jpg
t1585074578bs.jpg

t1585074578bt.jpg
t1585074578bu.jpg

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Список литературы

2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988

4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)

5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004

8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005

9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты — комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста – воспитатели – родители.

Продолжительность реализации проекта: долгосрочный (январь – декабрь).

Актуальность проекта: Мусор – проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или не разлагаются вообще.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Сотрудничество педагогов с семьями детей по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Цель проекта: Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.

- Расширить знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека.

- Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.

- Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.

- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.

- Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами , развивать трудовые навыки и умения.

- Развивать экологическую культуру.

- Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.

- Как рационально использовать и уменьшать накопление отходов.

- Как эффективно вторично использовать мусор.

- Простые правила охраны здоровья.

- Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.

- Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения.

- Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала.

Механизм реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный.

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.

3 этап – практическая деятельность.

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования.

4 этап – заключительный.

Задачи этапа: обобщение опыта и подведение итогов работы над проектом.

Результативность проекта: Проект помог постепенно и последовательно расширить знания детей о взаимосвязи природы и человека, сформировать правила осознанного и бережного поведения в природе, развить умения эффективного вторичного использования отходов и, в целом, развить экологическую культуру.

Все время работы над проектом родители были нашими активными помощниками и участниками, вместе с детьми они рисовали, делали экологические газеты и поделки, трудились над изготовлением кормушек для птиц, принимали участие во всех мероприятиях.

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность:
Наш край - Урал - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.
Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
Совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой, дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области.

Описание проекта

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.

Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.

В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:

  • консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители получают инструкцию по подготовке презентации мини-исследования о выбранном растении;
  • пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона, подборкой литературы о растениях;
  • за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий, состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями. Таким образом, собранная коллекция папок используется в дальнейшем как учебный материал;
  • на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из растений.

Актуальность проекта. В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

  1. Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена (диагностика знаний детей на начало проекта).
  2. Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других – например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под открытым небом, а другие только в теплице или дома?
  3. Как нам найти ответы на вопросы?

Этапы работы над проектом:

  • Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического материала.
  • Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности.
  • Практический этап: реализация плана.
  • Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии. Ч то мы узнали? Диагностика знаний детей на конец проекта (лист-опросник, индивидуальная контрольная карта достижений воспитанника, система оценки результатов).

Задачи

Ожидаемые результаты

Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур

Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур

Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, возникающих при уходе за растениями

Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда

Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели.

Результат

Продукт

Дети, опираясь на заметки в своем дневнике, могут рассказать о ходе проекта.

Дети познакомились с полным курсом выращивания цветов от семечки до бутона.

Весь ход проекта от планирования до результата, прописан в методических разработках и рекомендациях для передачи опыта.

Дети оставляют память о себе и своей группе в виде гербария.

Выставка творческих работ детей и родителей.

Оформление клумбы цветов

Портфолио проекта (фотоматериалы, творческие работы)

Методические рекомендации для педагогов и родителей

Создание гербария как учебного материала на занятиях и вне занятий.

Этапы работы над проектом

Содержание

Дата

Необходимое

Цель

  1. Сбор и систематизация информации по теме.
  2. Разработка обоснования проекта.

Методическая литература, разработки по валеологии.

Оценить и систематизировать объем информации для дошкольников. Обозначить проблему, на решение которой направлен проект.

Постановка цели и задач для решения обозначенной проблемы.

Разработка цикла игровых занятий и мероприятий.

Обозначить объем предстоящей работы по проекту.

Проведение консультаций для родителей.

Подбор игрового, информационного, наглядного, опытного материалов.

согласно плану занятий.

Обеспечить реализацию проекта.

Проведение занятий и мероприятий по плану

Фотоаппарат или видеокамера.

Осуществление плана проекта.

Самооценка качества проведенных занятий и мероприятий.

фото и видео материалы.

Составление полного анализа реализации проекта.

Ресурсы и источники

Категория ресурса

Наименование ресурса

Источники получения

Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Воспитатель группы.

Игрушка- Чипполино, мультфильм о приключениях Чиполино, книга, фотоматериалы (фотоаппарат), картинки предметные, сюжетные.

Карточки с изображением мимики человека, предметы личной гигиены.

Система оценки результатов

Критерии

Показатели в баллах

даёт простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, трава, цветы, ягоды, овощи, фрукты и т.д). Обосновывает свой ответ.

знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями

правила знает частично и отчасти применяет их на практике

правила не знает и не применяет

называет растительную культуру и находит их семена

называет, но не всегда определяет их семена

не называет и не определяет семена

может объяснить полезное значение растительной культуры для организма.

не может объяснить важность употребления той или иной растительной культуры, но с удовольствием употребляет ее в пищу

не проявляет интереса к растительному миру

имеет представление о способах сохранения урожая (консервация, сушка, заморозка и т.д.)

Не имеет представления о способах сожранения урожая, но с удовольствием употребляет в пищу

Не проявляет интереса к прцессу получения и сохранения урожая.

проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы.

проявляет бережливое отношение только к личным вещам

не проявляет бережливости ни к чему, что бы его ни окружало

знает правила общения с животным миром

не задумывается о правилах

знает о полезных свойствах солнца, свежего воздуха и чистой воды

не задумывается об их полезных свойствах

способен отделять полезные продукты от вредных

План – график реализации проекта

Дата проведения и место в режимных моментах

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность

Цель и предполагаемый результат

Посадка зелени и лука-репки

Игра, театрализация, слайдовая презентация, ситуативная беседа, лепка

Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра-театрализация

Рассматривание книг о растительном мире

Расширение кругозора детей в понимании причинно-следственных связей в природе

Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение за ростом лука

Учить фиксировать результаты наблюдений

Работа в Дневнике. Зарисовки на стр. 2

Закреплять знания об овощах

Посадка семян цветов на рассаду

НОД окружающий мир

Воспитывать экологическое сознание дошкольников

Работа в мини-музее

Работа в дневниках наблюдений, стр №1

Фиксация результатов наблюдения

НОД (развитие речи)

Подготовка к выставке: изготовление гербария овощных культур

Закрепление полученных знаний

Наблюдение за ростом и развитием цветов и зелени

Полив рассады, прополка, рыхление

Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе

Развивать артистизм, коммуникативные способности

Работа в дневниках наблюдений

Заполнение страниц дневника

Фиксация результатов наблюдения

НОД приуроченное ко всемирному дню Земли

Подготовка детей (заучивание стихов о Земле, природе и человеке)

Изготовление атрибутов и реквизита к занятию

Обобщить знания детей экологического характера. Воспитывать бережное отношение к природе

Наблюдения в природе за изменениями климатических условий для высадки цветов в клумбы

Высадка рассады цветов в клумбы

Отметить погодные явления и определить возможность высадки рассады в клумбу

Работа в дневниках наблюдений

Задание на время летних каникул: сделать по несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать урожай

Закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков

Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке)

Оформление выставки совместно педагогом и детьми

Демонстрация результатов работы

Итоговое занятие по проекту

Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения./Пер. с нем. М.В. Медведевой. – М.: ЭКСМО, 1996г.

Аспиз М.Е. Разные секреты/Худ.А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)

Автор: Руководитель проекта Матвеева Ирина Николаевна, воспитатель подготовительной к школе группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового, Томская область.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Читайте также: