Проект предметы быта в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Тип проекта: практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: две недели.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Материалы и оборудование:

предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, корзина с баранками и калачами, рушник, деревянные ложки, самовар, чугун, крынка, горшок, ухват, рубель

мультимедийная установка, презентация; запись русских народных песен.

Используемые методы и приемы работы в ходе образовательной деятельности:

  • сюрпризный момент;
  • создание игровой ситуации;
  • воображаемая ситуация в развернутом виде.
  • разговор, беседа;
  • вопросы;
  • использование художественного слова;
  • напоминание, пояснение;
  • Загадки.
  • рассматривание предметов домашней утвари;
  • презентация.

Цель проекта: Формировать интерес и любовь к традициям русского народа. Приобщить детей к русской народной культуре. Расширить представление детей о старинном русском быте, вызвать интерес к старинным русским традициям- встреча гостей с угощением.

  • познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар);
  • активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами;
  • обогатить знания детей народными поговорками, прибаутками, загадками.
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • воспитывать интерес детей к народным музыкальным инструментам;
  • вызвать эмоциональный отклик к игре на музыкальных инструментах;
  • воспитывать аккуратность, инициативность в художественном творчестве, вызывать желание создавать предметы для игры своими руками.
  • развивать художественно-творческие способности детей; умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.

Охватываемые образовательные области:

Этапы проекта и планируемые результаты:

1 этап – подготовительный (вторая неделя октября)

  • Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы.
  • Разработка конспектов НОД, прогулок, экскурсий.
  • Подбор и оформление наглядного материала (фотографии, репродукции, слайды, дидактические игры, макеты).
  • Пополнение материальной базы видео-аудиоматериалами краеведческого содержания.
  • Установление взаимосвязи с социальными партнерами (музеем, библиотекой).

2 этап-практический (третья неделя октября)

  • Беседы, рассказы.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картин, фотографий, репродукций.
  • Продуктивная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Досуговая деятельность.

3 этап- обобщающий (четвертая неделя октября)

Подведение итогов по проекту.

Передо мной стояла задача, приобщить детей к истокам русской народной культуры. Сформировать у детей представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Обогатить активный словарь у детей. Приобщить родителей к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы. Сформировать навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов, плодотворного общения. Пополнить материал в нашей группе для ознакомления детей с бытом русского народа (картинки с изображениями старинных предметов русского быта, музейные экспонаты, русско-народные костюмы, изготовление макета русской избы).



Воспитатели: Сидоренкова Ю. И.

Вид проекта : групповой, творческий, долгосрочный.

Актуальность проекта . В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нрав

ственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа . Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно -прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа , но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно -прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например горшок, шкатулка, керосиновая лампа, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами , народными традициями .

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края . Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии) .

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, возникла идея организации музея народного быта , которая переросла в долгосрочный педагогический проект .

Первый этап : Целеполагание.

Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

(В. А. Сухомлинский)

Обращение к народным истокам - декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для практики дошкольного образования. В последние годы произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания педагогов. Однако, все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно и не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.

Цель : ознакомление дошкольников с историей и культурой своего народа .

1. Создать предметно -развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре .

2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений .

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта , орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.

5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре , к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа .

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре .

Направление деятельности музея :

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками;

- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Сформировать у детей представление о музее , как центре культуры своего народа .

2. Расширение кругозора детей о том, какие вещи были в быту у наших предков .

3. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

Второй этап : Разработка проекта .

1. Довести до сознания родителей и детей важность данной проблемы.

2. Подбор старинных народных предметов

3. Составление плана работы по реализации данного проекта .

Третий этап : Работа над реализацией проекта .

Работа с детьми в музее народного быта:

4. Рисование на тему :

Развиваем речь детей, составление творческих рассказов о самоваре и многих других предметах русского народного быта

Составление загадок о деревянной ложке, о часах с кукушкой и мн. др. воспитатель

В игре ребёнок развивается, познаёт мир.

воспитатель и дети

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Четвёртый этап : Заключительный

Организация мини-музея народного быта позволила добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей, расширились знания воспитателей о русской народной культуре , что позволило свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре , желание передавать свои знания детям и их родителям.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: формирование у детей представления о старинных предметах быта, знакомство с традициями русского народа.

— воспитывать патриотические чувства;

— познакомить с предметами старинного быта, их названиями и назначениями (ухват, чугунок, печь);

— вызвать у дошкольников бережное отношение к старинным предметам, обычаям, традициям, гостеприимству.

Автор составитель: Менщикова С.С.

Актуальность: самый близкий и понятный вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Через игру дети познают окружающий мир. В дошкольных учреждениях отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детском саду происходит духовно-нравственное становление детей. Создание макетов старинных предметов быта даёт возможность ребёнку поиграть в исторической обстановке.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (январь – февраль)

Цель проекта: формирование у детей представления о старинных предметах быта, знакомство с традициями русского народа.

— воспитывать патриотические чувства;

— познакомить с предметами старинного быта, их названиями и назначениями (ухват, чугунок, печь);

— вызвать у дошкольников бережное отношение к старинным предметам, обычаям, традициям, гостеприимству.

— дошкольники приобщаются к традициям, обычаям русского народа;

— обогащение словарного запаса названиями старинных предметов быта;

— изготовление макетов (русской избы, печи, чугуна, ухвата).

Этапы проведения проекта представлены в таблице 1.

Сбор информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр.

Подготовить мини-музей в группе с предметами быта.

Чтение художественной литературы, заучивание потешек, пословиц, пестушек.

Загадки о предметах быта.

Прослушивание народных песен (аудиозапись)

Экскурсия родителей в мини-музей.

Фотоотчет на сайт детского сада.

Как люди на Руси жили

В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё.

Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу.

Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку.

Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно.

Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.

Продолжение приложения 1

Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли.

Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века!

Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная.

Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы с орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку.

В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту.

Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье.

Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая.

В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.


Исследование началось с провокации детей, когда пропали стулья перед завтраком.

Дети очень удивились и начали придумывать различные заменители.

Сели на подушки (низко) и т.д.

«Для чего нужны стулья?,

Без чего мы сможем обойтись?

Как вы думаете, как давно придумали стулья?

На чем сидели древние люди?

А какие предметы еще нам помогают?

На какие группы можно разделить предметы быта?

Как люди выбирают предметы быта?

В процессе данной беседы мы пришли к выводу, что дети хотели бы узнать:

- Кто придумывает предметы быта?

- Чем отличаются предметы быта в разных помещениях?

- Какие разновидности мебели существуют?

- Как люди подбирают мебель для помещения?




Предварительная работа: экскурсия по гимназии, рассматривание предметов быта с называнием их функции, внешнего вида, рассматривание картинок различных помещений (квартира, мед. кабинет, столовая, ресторан и т.д).

Цель: развивать умение детей классифицировать предметы мебели, выделять характерные признаки предметов и интерьеров, в зависимости от помещения и их функционального назначения. Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Материалы: ватман, мольберт, картинки предметов быта для разных помещений.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем придумывать дом, в котором вы хотели бы жить. С чего необходимо начать?"

Дети начали с того, что нужно определить сколько этажей будет в нем, какие помещения (Ответы детей: спальня, библиотека, мед. кабинет на первом этаже, столовая, кладовка, лестница). Несмотря на провокацию, в виде наличия картинки ресторана, дети сказали, что он должен быть в отдельном здании. Но обозначили, что на первом этаже будет мед. кабинет и начали приводить примеры, что у кого-то в доме стоматология.

Далее дети делятся на команды по цветам подушек. Каждая команда занимается сбором мебели и предметов интерьера своего помещения.

Ульяна: "В спальне должна быть кровать. Кровати бывают разные двуспальная и детская..",

Федор: "Кушетка в мед. кабинете отличается от кушетки в комнате.. , но там должен быть компьютер"

Итог: Дети построили дом своей мечты, обозначили для каждого помещения свои предметы быта, постарались их подобрать в определенной цветовой гамме и еще долгое время дети дорисовывали и дополняли дом.







Предварительная работа: Сбор фото детских комнат, беседы на тему разные интерьеры.

Цель: подвести детей к тому, что для каждого помещения существуют свои предметы быта и они разные не только по функциям, но и по внешнему виду. Познакомить детей с разными стилями интерьеров.

Ход занятия:

В группе в 4 углах весят картинки помещений, выполненных в стиле Барокко, Классицизм, Модерн и Хай-Тек.

Детям ставится задача найти фото своей комнаты и определить к какому стилю относится его комната или предмет интерьера.

Когда дети разошлись по углам, каждый отвечает на вопрос, почему ты считаешь, что именно туда относится твоя комната?

По каким признакам ты смог это определить (Дети отвечают цвет, украшения, формы самой мебели), воспитатель фиксирует на доске характерные для разных стилей особенности, названные детьми.

После выслушивания всех мнений детям показывают презентацию (см. приложение) и они определяют правильные ли выводы они сделали (см. вложение).

Закрепление полученных знаний: На следующем занятии детям предлагается выполнить задание:










Итог: Дети безошибочно справились с заданием и еще долгое время обсуждали свои комнаты, выясняли какой же стиль представлен в гимназии, многие говорили о том, что теперь хотят сделать свою комнату в стиле Хай-Тек, какие предметы они хотели бы дополнить в свою комнату. В дальнейшем дети выбрали это задание, как игру на асамблее, которая проводилась с детьми Подготовительной группы и они выполняли роль ведущих и направляли детей из других групп.

Итоговое оценивание (50 мин).

Цель: Определить достижения учащихся, оценка приобретенных в процессе исследования знаний, навыков и отношений.



Воспитатель фиксирует ответы детей.

Так же детьми самостоятельно дома и на других предметах, были изготовлен коллективный макет дома, в котором дети собственными руками подбирали и изготавливали мебель, предметы интерьера, обои в соответствии с назначением помещений, их цветовой гаммой и стилем.









САМООЦЕНИВАНИЕ

В конце исследования, проводилось оценивание детьми своей исследовательской деятельности.

Детям предложили выделить критерии и нарисовать человечка на той ступени, на которой находится студент в конце исследования.

1. Студент с удовольствием принимал участие в исследовании, самостоятельно делал выводы, справился со всеми заданиями без помощи взрослого.

2. Студент с удовольствием принимал участие в исследовании, делал выводы при помощи взрослого, справился со всеми заданиями

3. Студенту не очень понравилась тема, он делал выводы при помощи взрослого, справился не со всеми заданиями, так как было сложно.

Итог: Все дети нарисовали себя на второй или верхней ступени.



Таким образом, в процессе данного исследования дети познакомились с различными предметами быта, их названиями, внешним видом, функциями, научились устанавливать взаимосвязи между предметами быта и материалом из которого он изготовлен (в мед. кабинете это материалы которые можно мыть, дезинфицировать), научились находить уникальные характеристики предметов, узнали их различные функции и осознали необходимость их создания.

А главное, что дети получили знания не в готовом виде, а в процессе исследовательской деятельности. У них развиваются мыслительные, коммуникативные, исследовательские навыки, дети учатся анализировать и делать выводы, воспитывается бережное отношение к окружающим предметам. Закладываются такие качества как любознательность, креативность, понимание ценности и красоты мира и людей, воспитывается эстетический вкус.

Читайте также: