Что такое реализм кратко
Обновлено: 30.06.2024
Реализм -направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
Реали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Реализм (в литературе и искусстве) принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский Реализм (в литературе и искусстве) , критический Реализм (в литературе и искусстве) , социалистический Реализм (в литературе и искусстве) Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
В марксистско-ленинской теории искусства нет единого, установившегося определения как хронологических границ Реализм (в литературе и искусстве) , так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основные концепции. Согласно одной из них, Реализм (в литературе и искусстве) представляет собой основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественные познания её важных сторон и качеств, в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период Реализм (в литературе и искусстве) приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий художественную культуру своего времени.
Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству.
Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например:
а) типизация фактов действительности, т. е. , по Энгельсу, "помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах";
б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер;
в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;
г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века) , либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.
Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия, пародией на который стал мифический "соцреализм".
Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в "химически чистом" виде. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма.
Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и "технических" искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других. С меньшим основанием можно говорить о реалистическом методе в таких разновидностях творчества, как музыка, архитектура или декоративное искусство, тяготеющих к отвлеченности и условности.
В культуре России реализм в его различных воплощениях представлен такими выдающимися творцами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Репин, Суриков, Мусоргский, Щепкин, Эйзенштейн и многие, многие другие.
жанр, когда автор создаёт для читателя новую реальность. начинает незаметно с того, что невозможно отрицать, типа "в подмосковье настала весна, и талые воды зажурчали в ручьях двигаясь к рекам" а потом постепенно вкладывая в сюжет своё мнение убеждает читателя увидеть мир по другому
Это попытка изобразить или написать так, чтоб угодить начальству. . Это было в советское время. . Что изменилось с тех пор, все видят. Одобряют или нет - другой вопрос. Это как-быв основном мёртвый искусственный жанр. Предписанный начальством. Сейчас это называют "Формат" или "не формат".. Но по сути- всё тоже холуйство перед тем кто плотит. . Вот и весь формат с реализмом. . Так что по сути реализма нет. . в природе. Есть навязываемые точки зрения, которые заставляют считать "Реализмом".
1.
Ясное понимание и учёт условий действительности при осуществлении чего-н.
"Р. в планировании хозяйства"
2.
Направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в её типических чертах.
Стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания
2. Правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, а также направление в искусстве и литературе, основанное на таком отражении действительности. Реализм Гоголя. Реализм Л. Толстого. Реализм в живописи. □ Реализм в искусстве — это есть, иначе говоря, путь к правде. М. Пришвин, Глаза земли.
Критический реализм — реализм 19—20 вв., глубоко правдивое отражение жизни в искусстве и литературе этого времени, вскрывающее неразрешимые противоречия буржуазно-помещичьего строя.
Социалистический реализм — творческий метод изображения жизни в литературе и искусстве с точки зрения социалистического сознания, на основе идеологических принципов народности, партийности и социалистического гуманизма.
[От лат. realis — действительный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Реализм — это одно из направлений художественной литературы, для которого характерно объективное и верное воспроизведение действительности посредством типизации.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История происхождения
Несмотря на то, что некоторые черты реализма начинают просматриваться уже в литературе Эпохи Ренессанса или Просвещения (к примеру, в произведениях Мигеля де Сервантеса или Даниеля Дефо), само направление формируется в европейской литературе в 30-е годы XIX века. В противовес романтизму, на смену которому он пришел, реализм обнаруживал интерес к типическим повседневным событиям и обыкновенным людям, тогда как в романтизме наблюдался интерес к особенному, идеальному. Постепенно реализм получает свое развитие и становится ведущим литературным направлением.
Основоположниками реализма являются:
- Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер (Франция);
- Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей (Англия);
- Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь (Россия).
Главная цель
Появление реализма было связано с тем, что авторы к этому времени стремились не только демонстрировать высокие идеалы и просвещать народ при помощи своих произведений (как это было в предыдущие эпохи), но и понять, осознать процессы, происходившие в социальной среде. Таким образом, главной целью реализма становится постижение внутреннего и окружающего мира через образы, которые создаются посредством типизации и обобщения существующих реалий. В отличие от романтизма с его трагическим, исключительным героем, реализм демонстрирует универсальную личность, включенную в исторический процесс и являющуюся частью общества.
Основные признаки
Основными признаками, которые отличают реализм от прочих литературных направлений, являются:
- Объективное и правдивое отображение окружающего мира.
- Соблюдение принципов народности (произведение должно быть доступно для понимания широкими массами), историзма (произведение отображает конкретные исторические события, эпохи, социум), психологизма (большое внимание уделяется внутреннему миру реалистического персонажа).
- Внимание к деталям (типизация человеческих характеров происходит с помощью правдивости отдельных деталей бытования персонажей).
- Изображение простых людей (и влияние исторических событий на их быт, психологию, взаимоотношения и т.д.).
Особенности
Реализм в литературе имеет ряд особенностей.
Жанры в реализме
Основные литературные жанры бытования реализма — это роман, рассказ и повесть. В социалистическом реализме можно встретить также фельетон (короткая сатирическая заметка, очерк, статья), памфлет (разновидность художественно-публицистического произведения, вид политической литературы резко обличительного содержания) и пр.
А. Реализм в литературе докапиталистического общества.
Б. Буржуазный реализм на Западе.
В. Буржуазно-дворянский реализм в России.
Г. Реализм революционно-демократический.
Д. Пролетарский реализм.
Библиография.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Читайте также:
- Возможно ли бесконфликтное развитие организаций обоснуйте ответ кратко
- Как установить школьный портал на телефон через госуслуги пошаговая инструкция
- Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров кратко
- Язык как знаковая система передачи информации кратко
- Почему новая школа хуже старой