Проект портфолио дошкольника в доу

Обновлено: 08.07.2024

1. Консультирование

Главными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

1.4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта [5].

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося, который достаточно широко представлен в методической литературе.

Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

1. Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.

Каким будет портфолио?

Поймет! Уже 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:

- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

- Портфолио традиционное, в виде папки.

Условия достижения цели при создании Портфолио

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании [3]. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

2. Использование Портфолио в ДОУ

Возможно ли использование Портфолио в дошкольном учреждении?

Чаще всего в ДОУ используются:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

3. По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

  • портфолио-собственностъ (собирается для себя), а в школе;
  • портфолио-отчет (для преподавателя).

4. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами [6].

Что же касается портфолио для учеников младших классов, этот проект пока находится в стадии эксперимента. Его основная цель направлена не столько на результаты и достижения, сколько на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах и ответственности [3].

Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должен помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.

3. Взаимодействие с родителями

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Проект «Портфолио дошкольника как инновационная технология существует в рамках работы по преемственности МДОУ и начальной школой.

Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные достижения детей, разнообразить работу с детьми, активизировать взаимодействие с родителями.

Участники проекта:

воспитатели, воспитанники ДОУ и родители.

Вид проекта:

Цель проекта

– создание портфолио дошкольника и внедрение инновационной технологии в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта:

1. определить форму и содержание портфолио;

3. обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.

Этапы работы над проектом

1 этап

подготовительный - выбор содержания портфолио, создание положения о портфолио дошкольника, знакомство участников проекта со структурой и особенностями заполнения портфолио.

2 этап

3 этап

итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Результат работы по проекту:

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- привлечение родителей к активному взаимодействию;

- разнообразие форм взаимодействия с семьёй;

- создание портфолио дошкольника и использование инновационной технологии в работе с детьми;

Перспектива

– ведение портфолио в школе.

Пояснительная записка

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует изменений в стандартной системе дошкольного образования. Инновационная технология портфолио способствует решению следующих задач стандарта:

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

Работа по инновационной технологии соответствует следующим принципам ФГОС ДО:

- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

- индивидуализации дошкольного образования;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнёрства Организации с семьёй;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.

Алгоритм работы над портфолио

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определение вида портфолио.

3. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация (при поступлении в ДОУ и до выпуска из ДОУ).

4. Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.

5. Участие в конкурсе портфолио на уровне ДОУ и муниципалитета.

Примерная структура портфолио воспитанника ДОУ

Важно отметить, что разделы портфолио заполняются по мере накопления материала и обязательным условием оформления портфолио является непосредственное участие самого ребёнка в этом процессе. Ребёнок сам выбирает, какие его рисунки, творческие работы и пр. будут вложены в папку-портфолио.

В ДОУ можно использовать следующие варианты:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Работа с педагогами

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2. Разработка положения опортфолио воспитанника ДОУ.

3. Создание презентации «Портфолио дошкольника

4. Проведение педсовета: утверждение положения, структуры портфолио.

5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.

6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ

Работа с детьми

1. Рассматривание образца портфолио.

2. Индивидуальная беседа с детьми.

3. Совместная деятельность по оформлению собственного портфолио

4. Презентация собственного портфолио среди сверстников

Взаимодействие с родителями

1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.

2. Консультативная помощь (беседы, памятки, опросники и т. д.)

3. Совместное создание портфолио своего ребёнка

План мероприятий для реализации проекта

1 этап подготовительный

сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г. Изучение литературы, периодической печати, интернет-ресурсов с целью сбора информации об инновационной технологии портфолио в работе с дошкольниками

Информирование педагогов ДОУ о проекте: подготовка материалов в электронном и печатном варианте.

Разработка проекта положения о портфолио воспитанника ДОУ, создание презентации, проведение педсовета.

2 этап основной

январь 2015 г. – апрель 2016 г.

Проведение тематических собраний, консультаций для родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио, индивидуальные беседы.

Проведение в ДОУ Дня открытых дверей, открытых занятий для родителей; экскурсий по детскому саду.

Оформление портфолио дошкольников.

Организация и проведение совместных праздников и развлечений:

Международный женский день

День защитника Отечества

Взаимодействие со школой: экскурсии в школу, проведение совместных мероприятий для детей: КВН, лего-конкурс.

День выпускника ДОУ

3 этап заключительный

апрель – май 2016 г.

Оформление отчетной документации;

Анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта

Размещение итогов реализации проекта на сайте ДОУ.

Семинар по преемственности дошкольного отделения и начальной школы Семинар Тема:«Обеспечение преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС. Преемственность, проблемы,.

характере, в разноо бразии интересов, качестве позн авательных процесс ов.

Все эти параметры можно проследить, создавая условия д ля личностно -

делового общен ия с ним, отдавая пред почтение наблюден ию как

Портфолио дошк ольника - это всегда порт фолио - собстве нность .

Это его любимая кн ига, которую он са м создавал вместе с родителями,

воспитателями. В н ей он рассказывает о своей жизни, выр ажает свои

оформление порт фолио . Портфоли о должно привле кать ,

страницы должны б ыть оформлены т ак, чтобы ребен ку, который не

умеет читать, было понятно. Эт ому способствуют рисунки, символы,

эмблемы. Чтобы бы ло легче изменять, дополн ять портфол ио я решила

Целенаправленно с обирать, системати зировать информац ию о ребенке,

фиксировать индив идуальные неповто римые субъектные проявления

детей, что особенн о важно в до школьном в озрасте , когд а развитие

ребенка характериз уется неравномерн остью, скачкообр азностью,

индивидуальны м темпом созреван ия психических функци й и накопление

1. создание ситуаци и успеха для каждо го ребенка, повышен ие

самооценки и увере нност и в собственных возмо жностях;

2. максимальное р аскрытие индиви дуальных способност ей каждого

3. развитие познав ательных интерес ов детей и формиров ание

4. формирование ус тановки на творческ ую деятельност ь и умений

творческой деятел ьности, развит ие мотивации т ворческого рост а;

5. формирование п оложительных нр авственных качеств л ичности;

6. приобретение на выков рефлексии, формирование уме ния

анализировать собс твенные интересы, склонности, потреб ности и

7. формирование жизненных идеа лов, стимулиро вание стремлен ия к

Первый принцип ед инство всех сфер жизнедеят ельности ребенка :

эмоциональной, во левой, познавате льной, коммуникативн ой. Необходимо

осторожно развив ать сознание и лично сть ребенка, поскол ьку именно

сознание и Я должн ы держать в равновесии все атриб уты души: познание,

Второй принцип — это совместная дея тельност ь и общени е

взрослого и ребенк а как движущая си ла развития. Общен ие при

организации данно й работы должно б ыть целенаправлен ным,

Принцип адаптивно сти, обеспечивающ ей гуманный подход к

Принцип развития, предполагающий ц елостное развитие личности

ребёнка и обеспече ние готовности ли чности к дальне йшему развитию.

Принцип психологи ческой комфортнос ти. Предполагает п сихологическую

защищённость ребё нка, обеспечение эмоцион ального комфорта, соз дание

Принцип смысловог о отношения к миру . Ребёнок осознаёт, что

окружающий его ми р – это мир, часть ю которого он яв ляется и который так

Принцип овладения культур ой. Обеспечивает способн ость ребёнка

ориентироваться в мире и действоват ь в соответствии с результатам и

такой ориентировки и с интересами и ожидан иями других людей.

Принцип опоры на п редшествующее (спонтанное) развитие.

Предполагает опор у на предшеств ующее спонт анное,

Креативный принци п. В соответствии с о сказанным ранее

ранее сформиро ванные навыки в с итуации самостоя тельной деятельно сти.

В нашем детском с аду работает систе ма накопления пор тфолио

педагога . Но мы ве дь работаем с деть ми, и все наше вни мание направлено

на них, хорошо бы и для малышей портфолио о формить . Ведь им енно в

нем будет отражен весь внутренний мир, их интересы, у дивительн ые

открытия, их забавн ые словечки и сме шные высказывани я, их творческие

В ходе работы по в недрению порт фолио возмо жны противоре чия :

• Между тем, что портфолио дошк ольников все чаще применяет ся в

образовательно й практике, но его реа лизация почти не обеспечена

• Между тем, что ис пользование п ортфолио в воспитатель но -

образовательно м процессе имеет бол ьшие возможн ости для развития

личности ребенка (в том числе и для развития самооценк и) и тем, что эти

возможности не исп ользуются субъектами образов ания, чаще всего

Проблема: Каким д олжно быть содер жание предметн ого Портфолио ,

чтобы работа над н им, организованная педагогом, развива ла

1этап: подготовите льный - выбор с одержания портфолио , знакомство

участников проекта с особенностями за полнения портфол ио .

2 этап: реализаци онный - з аполнение п ортфолио род ителями , дет ьми,

3 этап: итоговый - анализ получен ных результат ов, показ видеоклипо в из

- повышение уровня самооценки, само стоятельности и акт ивности детей;

Дальнейшее разв итие проекта : в едение портфол ио в школ е .

Начиная работать н ад портфол ио я поставил а перед собой цел ь – оно

должно быть неп ременно красо чным и ярким, но в то же вр емя

содержательны м, ведь сейчас это для ребенка любимая кн ижка с

картинками, а в дал ьнейшем предмет е го гордо сти и возможност ь пережить

интересные момент ы детства. Постар алась объяснить детям, что

вниманием отнесет ся к удивите льным фантаз иям, а через некоторое время

с любовью напомни т о том каким еще г од назад ребенок б ыл маленький.

Для этого было про ведено занятие «Симка и Н олик в гост ях у

каждого ребенка, ведь иногда основных страниц быв ает не достат очно или

они не совсем подх одят (кто - то из детей люб ит рисовать, а кто - то

лепить) поэтому я дополняла количес тво разделов, опир аясь где - то на

литературу посвящ енную данной технологии , а где - то на личные

Я оз накомилась с р азными вариант ами структуры портфо лио , которые

предлагают Л. Орл ова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Е горова. Так как

строгих ГОСТов к портфолио пока не сущест вует , на осн ове опыта

вышеперечисленн ых пеагогов использо вала следующие ру брики :

знаке зодиака, инф ормацией, кто из знаменитостей ро дился в этот день,

Разделы заполняют ся постепенно, в со ответствии с возмо жностями и

достижениями ребен ка, наиболее полно от ражают особенн ости роста и

развития дошколь ника . Даже за о дин год веден ия такой папки -

портфолио , у дете й накопился доста точный материал, отражаю щий их

является результат ом адаптации портфолио школ ьника для

Изучая литературу по данной теме, ре шила по пробовать

создание порт фолио в электро нном виде , что я вляется довольно н овым

видом систематиза ции информац ии. Презентация, видео клип – это всегда

красочное, яркое зр елище с множеств ом интересных эфф ектов. Здесь

пришлось прибегну ть к помощи родите лей, котор ые владе ют программами

POWER POINT и K иностудия Windows и самой осваиват ь данные

программы. Так было соз дано электро нное портфолио выпус кной

группы . Очень ва жно сделать род ителей своими союз никами, поэто му

первоначально при влекла активных ро дителей, была с оз дана папка

служащая примеро м, которую показал а остальным, к род ительскому

обранию был подго товлен доклад о ро ли по ртфолио и о его структуре .

Родители были заи нтересованы и с уд овольствием от кликнулись на мо и

предложения собир али материал, интересные фото графии, искал и в

интернете, что озна чает имя ребенка и делали для себя от крытия ранее

для них в обыденно м. Система консул ьтативной помощ и была

представлена консу льтациями, индивидуальны ми беседами с родителями о

заполнении стран ичек. Важно б ыло научить наб людать, замечать в се

интересное и обяза тельно фиксиро вать. Воспитателям мл адшей группы за

круглым столом ( Приложение 6) было предложено оз накомиться с

теоретическим и пр актическим матери алом по создани ю п ортфолио , так

Еще одно важное у словие для дост ижения цели портфол ио - это

добровольность . Создатель долж ен быть сам за интересован в его

создании, поэтому дет и сами выбирал и те из своих работ, которые им

наиболее интересн ы. Работу по создан ию порт фолио провод ила

индивидуально и по группам. Материал собирала за год, что позволяет

Детям бывает сложн о рассказать о себ е другим, особенн о если он

испытывает трудно сти в общении - в этом прекрасным по мощником

оказывается порт фолио . Он по могает ребенку наб раться смело сти и

раскрыть свой внут ренний мир перед другими. Малыш и с восторгом

рассматривают фот ографии друзе й, с радостью вспоминаю т праздники,

отдельные момен ты, с гордостью пока зывают свои грамот ы и размещают

их в папке, рассказ ывают о своей се мье. Еще один плюс в том, что дет и

стали ответственне е подходить к вып олнению творче ских заданий, очен ь

Трудно подвести итоги работы с портф олио с помощью цифр , т. к. он а

нацелена на долг осрочный результат , который, возмо жно, найдет откл ик в

душе ребенка, ког да он станет ст арше и начнет оц енивать себя с п озиции

успешности и реал ьных жизненных дос тижений. Вот то гда, мысленно

вернувшись в детст во, он поймет, что п ервые шаги к воспитанию своей

уверенности он зал ожил еще в д ошкольном возрасте по д руководством

близких и любящих вз рослых – род ителей, педаго гов

В заключении хотел ось еще раз сказат ь, почему должно

создаваться порт фолио ребенка . Это не бессмыс ленная трат а времени, а

способ проследить развитие каждого м алыша, сохранить для него все

самые яркие и важн ые моменты детст ва, ведь память не совершенна, а тут

уж точно ничего не потеряется. Портфолио – это целенаправл енный сбор

информации о ребе нке. Это здоровье и физическое р азвит ие, социально -

личностное разв итие познавательно - ре чевое развитие, худ ожественно -

эстетическое разв итие. Это осно вные сферы развит ия ребенка, это

возможность увиде ть родителям на с колько их малыш у своил новое и

сравнить с преды дущим. Что кас ается меня как пе дагога, портфолио – это

своеобразная копилка до стижений, отк рытых занят ий, педагогической

активности. Дети ух одят из детского са да и уже в школе и меют возможност ь

На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.

Задачи:

  • создать ситуацию успеха для ребёнка,
  • содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей,
  • развивать и расширять круг познавательных интересов,
  • формировать установку на творческую деятельность,
  • формировать положительные нравственные качества личности,
  • способствовать приобретению и развитию умений рефлексии,
  • создать условия практического применения приобретённых знаний и умений,
  • наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.

Функции данной технологии:

  • мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
  • в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),
  • использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),
  • уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),
  • портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),
  • портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),
  • и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.

Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.

Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.

Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), всё зависит от ситуации.

Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.

И последнее условие – детские портфолио не должны находиться в приёмной на кабинках или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии

Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио:

Как же запускается технология детского портфолио?

Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над портфолио (как правило, до выпускного бала); вместе с ребёнком и родителями намечается структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т.д.).

Два последних шага (определение критериев, способов оценивания и того, как будет презентоваться детское портфолио) необходимы для того, чтобы данная работа стала именно технологией.

Алгоритм запуска технологии детского портфолио:

1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;

2 шаг – определение времени работы над портфолио (как правило, до выпускного бала);

3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями;

4 шаг – определение критериев оценивания;

5 шаг – определение способов оценивания и представления портфолио (презентации).

В качестве критериев мы выбрали всего три позиции: полнота и разносторонность представленных материалов; степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио и единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.

Этапы работы:

I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)

II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)

III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д.

Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и взрослых.

Примерный рубрикатор:

С чего начать?

Формы работы с детьми в технологии детского портфолио:

  • самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т.д. (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);
  • мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.

Итак, детское портфолио – это:

  • технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;
  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
  • коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;
  • инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;
  • форма работы с детьми;
  • форма работы с семьёй.

Работа в технологии детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что особенно важно для дошкольного возраста.

Читайте также: