Покажите суть школьных проектов екатерининской эпохи таблица

Обновлено: 30.06.2024

Педагогические идеи и школьные проекты Екатерининского времени ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Постоянный интерес к проблемам воспитания и обучения проявляла Екатерина II. Вниманием императрицы пользовались идеи европейского Возрождения и Просвещения. Екатерина стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов. Она внимательно изучала " Мысли о воспитании" Дж. Локка, педагогические эссе М. Монтеня, труды Ф. Фенелоиа, Ж.-Ж. Руссо. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д. Дидро, который составил " План Университета для России" . В 1770-е гг. Екатерина особо интересовалась педагогической деятельностью И. Б. Базедова .

Заметный след в истории русского Просвещения оставили Н. И. Новиков и А. Н. Радищев .

После 12 рокик начинается умственное и трудовое воспитание детей. Это так называемый третий период (с 12 - 15 лет), во время которого необходимо развивать у подростков наблюдательность, самодеятельность, учить их работать в саду, на огороде, в поле, мастерские; учить чтению, письму, географии, естествознанию, астрономии, арифметики , геометрии.


  • Описательный метод.

  • Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета.

  • Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.

Рационализм– философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Сенсуализм– теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания.
Природосообразность– мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.

Пансофия– философско-религиозное движение, направленное на достижение универсальных знаний, обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщëнного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.
Автономность личности– уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации.
Классно-урочная система– преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года ), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок .
Автопсия– по учению язычников, такое состояние души, когда человек сообщается с божеством.
Автопраксия– практическое осуществление.
Автохресия– применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах.
Автолексия– умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда.
Элементарная школа– самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом.

Тема 10 . Школа и педагогика России в XVII– XIX вв.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

всего, на гражданском воспитании, на формировании “сынов

отечества”. Он требовал покончить с сословностью в образовании и

Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих – латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование.

Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.


Университетский устав– правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университете.
Классическая гимназия– там, где изучают один или несколько древних языков.
Прогимназия– общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии .
Уездный школьный совет– осуществлял руководство земскими училищами, которые были подведомственными Министерству народного просвещения.
Губернский школьный совет– разрешал открытия новых школ, закрытия учебных заведений, назначения, оплаты и увольнения учителей.
Реальная гимназия– гимназия без изучения древних языков.
Принцип народности– принципы, определяющие народные традиции в качестве основы воспитания; врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение детьми культурных ценностей) и целенаправленную передачу культурного (хозяйственного, духовного) опыта старшими младшим .
Педагогическая антропология– средоточие высокой культуры, знания человека о самом себе.

Школьная реформа Екатерины II – это комплекс изменений, осуществленных Екатериной II в целях совершенствования системы школьного образования.

Предыстория и причины реформ

Согласно убеждениям Екатерины для процветания государства необходимым являлось повышение качества образования и количества знаний у населения. Огромные размеры страны, неповоротливость бюрократического аппарата, предрассудки общества не позволяли ввести новые законы сразу, поэтому в первую очередь новые образовательные программы внедрялись для дворянства и горожан.

Причинами проведения школьной реформы были:

  • следование просветительским идеям;
  • необходимость повышения профессиональной квалификации населения и решения проблемы детей-сирот.

Основные мероприятия реформы

В 1763 г. приближенный Екатерины II И. И. Бецкой был назначен главным советником императрицы в сфере образования, поэтому в вопросах школьных реформ он стал главной фигурой екатерининской эпохи.

В 1764 г. начал строиться Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей, на что было выделено 100 тыс. рублей и ежегодно – по 50 тыс. рублей. Кроме государственной поддержки были еще и благотворительные пожертвования: сам И. Бецкой передал на строительство более 150 тыс. рублей, меценат же П. А. Демидов – около 200 тыс. рублей. Задачами Воспитательного дома было обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к трудовой деятельности. Выпускались сироты уже вольными людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

В нем могли обучаться девочки с 5-6 лет дворянского происхождения. Они разделялись на 4 возраста и носили форменную одежду, которая соответствовала их группе. Девушкам преподавались такие предметы, как Закон Божий, русские и иностранные языки, география, арифметика, история, музыка, танцы, рисования, домоводство, светские манеры и т.д.

Система образования для мальчиков была более обширна. При Екатерине же для них были открыты училища при Академии художеств и Академии наук.

Данный устав предполагал разделение предметов на 4 категории:

  • предпочтительно нужные гражданскому званию всенародное, государственное и естественное право, государственная экономия, нравоучение;
  • полезные: общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело, теория защитных укреплений;
  • руководствующие к познанию прочих наук: логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история;
  • художества: лепка, танцы, рисование, архитектура, фехтование и пр.

Согласно Уставу, создавалась классно-урочная система обучения. В основу образовательного процесса помещались воспитание в детях добросовестности, трудолюбия и прилежания; строго запрещалось применение физических методов воспитания – в качестве наказаний можно было использовать лишение приятных вещей (прогулов, участия в играх и пр.).

Кроме того, учреждалось два типа училищ:

  • малые училища: срок обучения составлял 2 года; преподавалось чистописание, рисование, нумерация, письмо;
  • главные училища: срок обучения составлял 5 лет по обширной и многопредметной программе (курсы естественно-научных занятий, языки, архитектура и пр.).

Также существовали приходские училища. Таким образом, формировалась трехзвенная структура учебных заведений для горожан – приходские, малые, главные.

Для распространения сети училищ были необходимы учителя, поэтому из главного училища позже выделалась учительская семинария – центр по подготовке педагогов.

В планах императрицы также был проект организации сельских школ и обеспечение всеобщего внесословного минимального образования. Однако крестьяне так и не получили доступ к знаниям.

Результаты реформы.

В результате школьной реформы Екатерины II было положено начало становлению общеобразовательных учреждений, а также положено начало женскому образованию в России, была создана классово-урочная система и структурирован учебный процесс.

В истории педагогических идей и проектов Екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции, на втором (с начала 1780-х гг.) — германского школьно-педагогического опыта.

В 1760-х гг. были разработаны еще несколько проектов.

Профессор Московского университета Фридрих Генрих Дильтей составил план учреждения начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки воспитателей дворянских детей из представителей крепостного сословия (рабские, или дядские, школы). Предусматривалось создать 2 дядские школы — в Москве и Петербурге, более 20 тривиальных школ для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.

Несколько проектов подготовила Частная комиссия об училищах: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные учебные заведения — низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков; по желанию родителей туда могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами назначались религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Они адресовались мальчикам и девочкам, В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев адресовались населению восточных окраин. Программы должны были быть аналогичны двум первым типам училищ. Учителями предлагалось делать представителей соответствующих конфессий, обучение вести на родном для иноверцев языке.

2 Российское образование Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.

3 Российское образование Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков).

4 Российское образование С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение

5 Российское образование За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа).

6 Российское образование В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

7 Российское образование Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

11 Российское образование В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц

12 Российское образование Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

13 Российское образование В 1765 году в Петербурге была открыта первая в России общественная школа для женщин – Смольный институт. До этого девушки воспитывались в семьях, монастырях или частных пансионах.

14 Российское образование В 1779 году на деньги Прокопия Акинфиевича Демидова открыто Московское Коммерческое училище для детей купцов и разночинцев. Известный благотворитель екатерининской эпохи, действительный статский советник Демидов П.А. прославился крупными пожертвованиями: 1 млн. предоставил он в 1764 году на строительство Воспитательного дома, 20 тыс. рублей им было выделено на стипендии неимущим студентам Московского университета, 100 тыс. – на создание народных училищ.

16 Российское образование Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

17 Российское образование До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

18 Российское образование Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

19 Результаты школьной реформы Екатерины II отражены в таблице, включающей сведения обо всех школах и пансионах России. Развитие народного образования в гг.

20 Российское образование Школьная реформа 1780 – годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы все сословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

Читайте также: