Проект по триз в доу по фгос

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска комбинированного вида

630046 г. Новосибирск ул. Первомайская, 166 - а,

Тел . / факс : 337-16-60 / 337-02-75

E-mail: ds_11_nsk@ nios. Ru

Автор проекта:

Бондаренко Лидия Юрьевна, воспитатель

I квалификационной категории

Новосибирск 2015

Краткая аннотация проекта________________________________3

Цель проекта, задачи______________________________________5

Вводный (подготовительный этап)__________________________7

Основной (практический этап)______________________________8

Заключительный (аналитический этап)_______________________13

Бюджет основных расходов_________________________________15

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Китайская пословица

Краткая аннотация проекта

Проект предусматривает интеграцию всех направлений развития детей: познавательного, социально – коммуникативного, речевого, художественно – эстетического, физического. Содержание работы с детьми включает в себя следующие зоны: зона анализаторов и эмоций, зона признаков, зона вопросов, зона преобразователей (волшебники), зона причинно-следственных связей, зона алгоритмов мышления.

В результате реализации проекта в образовательном учреждении:

Будет разработан и оформлен фонд методических пособий для педагогов и родителей, представляющий систему работы по методике ТРИЗ с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;

Подготовятся специальные пособия для выполнения заданий детьми.

Проект будут выполнять 7 педагогов ДОУ, в том числе, узкие специалисты, 27 детей среднего и старшего дошкольного возраста и родители воспитанников.

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта: 3 года

Стоимость проекта: 72000 рублей. Запрашиваемая сумма: 5000 рублей.

Начало реализации проекта: 01.09.2015г.

Описание организации

Решению проблемы создания развивающей среды ДОУ способствуют новые подходы к формированию структуры помещений посредством трансформирующего оборудования. В процессе реализации проекта предполагается тесная взаимосвязь внутренней среды с окружающими миром.

Постановка проблемы

Проблема обеспечения качества образования на всех его уровнях (начиная с дошкольного этапа) весьма актуальна на современном этапе. Актуальность эта вызвана постоянным ростом объема информации, которая включается в образовательные программы. Одним из основных требований к качеству современного дошкольного образования является формирование у детей устойчивого познавательного интереса. На наш взгляд, невозможно решить эту задачу, без становления обобщенных мыслительных действий, способствующих появлению у детей универсальных способов познания мира. Ребенок, как бы играя, мысленно накладывает известные ему способы познания мира на конкретное окружение, тем самым развивает в себе не только аналитические способности, но и творчество. Домысливая информацию с помощью аналогий, он расширяет границы реальности и сам строит себе воображаемый мир. Методика ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и есть универсальное игровое средство, позволяющее развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности.

Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, разрабатывая механизмы решения проблем в технике и передачи этих механизмов специалистам пришел к выводу, что диалектическое мировоззрение позволяет подойти к процессу решения проблем в разных областях деятельности человека с позиции универсального подхода.

В традиционной модели образования программа закладывала базовое содержание, которое должно было реализовываться в детских садах традиционным набором методов. Очевидным становится, что любое программное содержание недостаточно, потому, что-либо не актуально для ребенка (ему не интересно), а значит, у ребенка нет мотива, (по мнению Леонтьева А. А. результат деятельности на 80 % опосредован грамотно заложенным мотивом), либо содержание устаревает принципиально. Для образования ребенка не так важна тема, как важен способ добывать и обрабатывать информацию, одним словом – способ мышления.

Педагоги ДОУ и родители примерно на 70% (по результатам анкетирования) не знакомы с данной методикой развития детей. В связи с этим и возникла необходимость создания данного проекта.

Цель проекта: развитие мышления и творческого воображения детей среднего и старшего возраста посредством ТРИЗ – педагогики.

Совершенствовать информационно – методическую базу ДОУ по теме проекта.

Отобрать содержание работы с родителями.

Создать условия для работы с детьми: систему усложняющихся игровых упражнений и специальные пособия для выполнения заданий.

Развивать у детей познавательную активность и мыслительные процессы.

Помочь детям осознать связи и зависимости посредством восприятия объекта всеми органами чувств.

Расширить информационный фонд ребенка, который позволит представить тот или иной объект с разной степенью подробности.

Развивать нравственные стороны ребенка, интерес к труду, процессу творчества и познания.

Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка.

Формировать общую культуру личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств.

Формировать предпосылки учебной деятельности.

Включить родителей в процесс работы с детьми (совместная деятельность с ребенком по выполнению творческих заданий, консультирование).

Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта.

Реализация поставленных задач будет проходить в три этапа:

УСЛОВИЯ организации и проведения проекта:

Наличие мотивации участников проекта.

Перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников.

Позиция педагога – позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимание к личной инициативе, к росту личности ребенка.

Позиция ребенка – активное взаимодействие со взрослыми, сверстниками; взаимоподдержка, ответственность.

Произвольность (доведение начатого проекта до определенного результата).

Знания воспитателем выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса.

Освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития мышления и воображения.

Представление (детям) практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.

I этап - подготовительный

Мероприятия

Место проведения

Срок выполнения

Работа с сотрудниками

Приобретение методической литературы

Книжные магазины города

В течение реализации проекта

Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта

Сентябрь – ноябрь 2015г.

Изготовление специальных дидактических пособий

Сентябрь – декабрь 2015г.

Создание системы игровых упражнений по ТРИЗ

Сентябрь – декабрь 2015г.

Разработка анкет для родителей

Организация предметно-развивающей среды в группе для активной познавательной деятельности детей

Сентябрь – декабрь 2015г.

Работа с родителями

Разработка консультаций для родителей по теме проекта

Сентябрь – декабрь 2015г.

Привлечение родителей к оборудованию предметно-развивающей среды.

Сентябрь – декабрь 2015г.

Ознакомление родителей с результатами диагностики детей

Работа с детьми

II этап – практический

Мероприятия

Место проведения

Срок выполнения

Ответствен-ные

Работа с сотрудниками

В течение реализации проекта

В течение реализации проекта

Выставка специальных дидактических пособий:

В течение реализации проекта

Участие в реализации групповых творческих проектов:

В течение реализации проекта

Участие в тематических фотовыставках:

В течение реализации проекта

Работа с родителями

В течение реализации проекта

Информация на сайте ДОУ.

В течение реализации проекта

Выставка специальных дидактических пособий:

В течение реализации проекта

Участие в реализации групповых творческих проектов:

В течение реализации проекта

Участие в тематических фотовыставках:

В течение реализации проекта

Работа с детьми

В течение реализации проекта

2 раза в неделю

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Работая в детском саду, стараюсь внедрять инновационные технологии , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Мною были выявлены:

Противоречие: между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности, творческих способностей дошкольников;

Проблема: не просто развитие фантазии и воображения у детей, а умение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Гипотеза: я предполагаю, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии, что в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Ожидаемые результаты в работе с детьми Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; обладает развитым воображением; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать Ожидаемые результаты в работе с родителями У родителей должен повыситься уровень знаний по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии детей; Родители овладеют умениями создавать условия для развития творческой личности ребенка.

Ожидаемые результаты в работе с детьми

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • обладает развитым воображением;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
  • мысли и желания;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
  • сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
  • самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать
  • Ожидаемые результаты в работе с родителями
  • У родителей должен повыситься уровень знаний по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии детей;
  • Родители овладеют умениями создавать условия для развития творческой личности ребенка.

Цель: раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посредством ТРИЗ – технологии.

  • формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
  • вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности;
  • учить самостоятельно добывать информацию через поисковую деятельность;
  • поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру;
  • развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы;

воспитывать у детей интерес к процессу познания;

воспитывать умение работать в коллективе, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка;

Методика ТРИЗ Методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Методика ТРИЗ

Методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Реализация проекта осуществлена в три этапа: 1 этап Организационный Изучение специальной педагогической литературы, содержание ТРИЗ-технологи й, выбор подходов, методов работы к реализации проекта 2 этап Практический Внедрение ТРИЗ в образовательный процесс: 3 этап - игровые упражнения, сочинение загадок и сказок; Заключительный - промежуточная и итоговая диагностика, сравнительный анализ; - игры с элементами ТРИЗ; - реализация проекта (презентация) - НОД с ТРИЗ; - обогащение предметно-развивающей среды группы; - самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные

Реализация проекта осуществлена в три этапа:

Изучение специальной педагогической литературы, содержание ТРИЗ-технологи й, выбор подходов, методов работы к реализации проекта

Внедрение ТРИЗ в образовательный процесс:

- игровые упражнения, сочинение загадок и сказок;

- промежуточная и итоговая диагностика, сравнительный анализ;

- игры с элементами ТРИЗ;

- реализация проекта (презентация)

- обогащение предметно-развивающей среды группы;

- самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные

1.Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.

2.Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3.Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 1993. - №4. - С. 23-26.

6.ФГОС дошкольного образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 11557

7.Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. – М., 1978.

9.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ: Учебное пособие. – Киров, 2013. – 212 с..

Совместная деятельность НОД с использованием ТРИЗ технологий; игры и упражнения с элементами ТРИЗ; сочинение загадок и сказок; составление творческих рассказов; театрализованная деятельность; экспериментальная деятельность; фантазирование.

Совместная деятельность

НОД с использованием ТРИЗ технологий;

игры и упражнения с элементами ТРИЗ;

сочинение загадок и сказок;

составление творческих рассказов;

Игровые упражнения

Мы начали с игровых упражнений таких как:

  • Противоречия в предметах;
  • Противоречия в ситуациях;
  • Противоречия в размерах;
  • Противоречия в количестве;
  • Противоположные признаки;
  • Обобщение

- учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений;

- формировать представления детей о противоречиях, умение воспринимать объекты, как совокупности противоположностей

 Фантазирование Прошлое Будущее человека; Будущее предметов Задачи: обобщить представление детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценирования; систематизировать представление о единицах измерения времени; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации; развивать воображение, умение фантазировать

Фантазирование

  • Прошлое
  • Будущее человека;
  • Будущее предметов

Сочинение сказок

  • Использование ресурсов для сочинения сказки;
  • Другая точка зрения;

Самостоятельная деятельность детей

Развивающая предметно-пространственная среда группы

Педагогическая диагностика

На начало проекта мною была проведена диагностика уровня сформированности познавательной активности дошкольников.

Критериями оценивания стали основные показатели познавательного развития детей по методике Верещагиной Н.В.

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты)

Показатели уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по результатам наблюдения : На начало реализации проекта высокий уровень развития познавательной активности составлял 12% (3 человека). На конец реализации проекта – 69% (15 человек) Средний уровень развития на начало -40% (10 человек).конец проекта – 28% (7 человек) Низкий уровень развития - на начало -48%.(12 человек) конец проекта – 3% (2 человека)

Показатели уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по результатам наблюдения :

Современное общество нуждается в активных, творческих и, несомненно, эрудированных людях. Эти качества закладываются с дошкольного возраста. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и другие качества личности интегративного характера. Решить эти задачи невозможно без целостного восприятия мира ребенком, без понимания им связей и взаимодействий окружения.

Современное законодательство (Закон об образовании РФ и ФГОС) закладывает основы компетентного подхода к работе с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном детстве у детей возникает множество вопросов:

- Почему небо голубое?

- Кто раскрасил радугу?

- Что такое вулкан?

- Откуда прилетает ветер?

И множество других.

Не каждый родитель может ответить на все вопросы своих маленьких почемучек, объяснить причину того или иного явления. Решение этой задачи может взять на себя дошкольное учреждение.

В связи с этим в современном дошкольном образовании идет активное внедрение различных инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами.

Нами сделана попытка активизировать процесс становления интеллектуальных функций маленького ребенка.

Что же такое интеллект и можем ли мы влиять на его развитие в дошкольном возрасте?

Общеизвестно, что интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей: познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию, определять границы ее применимости (классифицировать), находить закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной.

Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушением речи – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Каждый ребёнок с ОВЗ индивидуален, поэтому нами создавались различные дидактические игры, которые активизировали аналитико-синтетическую деятельность детей, отдельно влияли на развитие памяти и воображения. Но такого материала было недостаточно.

Для успешного решения данной проблемы мы обратились к технологии ТРИЗ, которая комплексно воздействует на интеллект подрастающего поколения, и позволяет решить множество поставленных перед нами задач. Эти технологии, разработаны творческим коллективом г. Ульяновска. Они базируются на общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач, и методах развития творческого воображения, которые результативно зарекомендовали себя как эффективное средство решения проблем. При работе с ними, по мнению авторов, нужно особым образом организовать интеллектуальную деятельность, учитывая следующие компоненты:

Сначала Мы испытывали много трудностей, в связи с тем, что у детей с ОВЗ снижена концентрация внимания, память, у многих процесс воображения никак не проявлялся. А также у них имеются недостатки в развитии связной речи – умении строить предложения и объединять их в общий рассказ. Но, все-таки, нам удалось заинтересовать детей дидактическими играми, основанными на технологии ТРИЗ.

Объект: Воспитанники группы старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Гипотеза: Влияние технологии ТРИЗ на развитие интеллекта старших дошкольников с ОВЗ.

Вид проекта: творческий (игровой)

Цель проекта: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологии.

Задачи проекта:

  1. Систематизация имеющихся знаний детей. Отработка умений самостоятельно достраивать и свободно использовать информацию в процессе мотивированной познавательной деятельности.
  2. Развитие творческого воображения.
  3. Стимулирование детской любознательности и инициативности.
  4. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды для максимального развития интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
  5. Привлечение родителей как единомышленников к совместной деятельности.
  6. Обоснование эффективности использования ТРИЗ технологии в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Срок реализации проекта: долгосрочный с 1.09.2018г.- по 28.02.2019г.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатель, родители.

Продукты проектной деятельности:

Формы организации проекта:

Ожидаемый результат:

  • Активизация познавательных процессов и исследовательских навыков дошкольников.
  • Решение задач, не считая полученное решение, единственно верным, умение оценивать свои идеи с точки зрения идеального конечного результата (экономии времени и средств).
  • Творческая личность, которая сама принимает творческие задачи, умеет с ними работать (решать), а из решения ставит новые задачи.
  • Умение рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
  • Интенсивно развивается вид мышления: словесно-логический, отвлеченное мышление.
  • Владение приемами логического мышления, такими как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

Актуальность

У детей с нарушениями речи дисгармония мотивационно - потребностной сферы: они имеют достаточно правильное представление о характере предстоящей учебной деятельности, однако, эти знания не являются для них побуждающими.

Недостаточность сформированности языковых средств и речевое недоразвитие обуславливает отсутствие положительного эмоционального отношения к выполняемой деятельности.

У детей отсутствует способность к адекватной оценке результатов своей деятельности.

В свою очередь родители не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, дефекты произношения некоторых звуков, только нескольких мам волнует недоразвитие лексико–грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов они относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана, не владеют игровыми приемами работы с детьми.

Поэтому данная технология обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста, в частности, детей с тяжелыми нарушениями речи. Объединяющим началом всех видов творческих качеств личности является способность человека приобретать новые знания, готовность к решению проблем и проявление исследовательского поведения, а для этого оптимальным условием является использование творческих задач в технологии ТРИЗ. Что гарантированно способствует формированию коммуникативно-речевых умений детей, развитию их познавательных способностей. Использование игр и упражнений ТРИЗ технологии помогло усилить эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта.

Воспитание современного ребёнка и его интеллектуальных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, которые смогут изменить будущее России. А для этого стране нужны люди, владеющие способами инженерного мышления.

Как научить ребенка нестандартно думать и находить собственные решения? Ответом на этот вопрос тысячи лет служил метод проб и ошибок, при котором к решению творческих задач шли путем перебора вариантов. Этот метод затратен в плане времени и оказывается не всегда эффективным. Разработкой научной технологии творчества (теории решения изобретательских задач) в 1945 г. занимался советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер.







Дети находят такие аналогии и делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.
- Метод каталога и метод типового фантазирования позволяют решать проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.



Итак, достоинства технологии ТРИЗ:
- возможность детей самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
- универсальный инструментарий (можно использовать практически во всех видах детской деятельности: образовательной, игровой и режимных моментах.
Спасибо за внимание!

Читайте также: