Проект по стем образованию в доу

Обновлено: 08.07.2024

Актуальность.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.

65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Учиться должно, быть интересно, знания должны быть применимы на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

STEM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

Благодаря STEM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно, и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Что такое STEM?

Немного истории. Еще в 2006 году в Америке была придумана Инициатива американской конкурентоспособности, так как явными стали отставания страны от высокотехнологичных достижений Китая и Японии. Для поддержания Инициативы ведущими учеными Америки и была придумана методика STEM, которая в своем названии содержит акроним слов:

Science (наука)

Главным отличием метода стала интеграция различных образовательных дисциплин в смешанную среду обучения. Минимум теории, максимум практики! Основная идея при этом – получение знаний не с помощью механического заучивания или ознакомления с каким-то отдельным предметом, а познание эмпирическим (действенным)путем, из многих наук сразу, решая одновременно несколько задач в ходе опытной и познавательно-исследовательской деятельности.

Почему STEM?

1. популяризация образовательной робототехники и научно-технического творчества как форм досуговой деятельности учащихся учебных заведений дошкольного, общего и дополнительного образования;

2. техническое оснащение учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей, осуществляющих реализацию программ по изучению основ робототехники, мехатроники, IT и научно-технического творчества молодежи;

3. совершенствование системы самостоятельного обучения при реализации программ дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

4. повышение эффективности использования интерактивных технологий и современных технических средств обучения;

5. совершенствование механизмов частно-государственного партнерства в системе дошкольного, общего и дополнительного образования.

Таким образом, и в нашем государстве на самом высоком уровне прозвучал призыв к модернизации подходов в системе образования, к поиску инновационных решений и использованию в практике образовательных организаций успешных программ по развитию интеллектуального, инженерного, технического мышления будущих строителей нашего общества.

Прямо сейчас идёт технологическая революция. Высокотехнологические продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества.

ФГОС ДО (ст. 1.4. п 7) предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, а Стандарт начального образования обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Отсюда особый статус дошкольного и начального уровней образования, так как именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка и основы познавательного развития.

Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного и младшего школьного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.

Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способностей воспитанников самостоятельно решать проблемы, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие их интеллектуальных способностей.

В настоящее время возрождается система технического творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом требований времени. Идут инвестиции в создание детских технопарков. Новые государственные образовательные стандарты требуют внедрения современных технологий в образовательный процесс. Однако обозначение проблемы ничего не говорит о том, как же именно должно развиваться техническое творчество дошкольников и младших школьников.

Попытка развития интеллектуальных способностей на регламентированных занятиях в детском саду и уроках в начальной школе малоэффективна, поскольку более высокие уровни компетенций требуют самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо достижимо в рамках традиционной модели обучения. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой является развивающая предметно-пространственная среда.

Творчество и изобретательность всегда занимали центральное место в российской истории прогресса, а креативность является ведущей компетенцией XXI века, поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает с пределами и возможностями STEM-образования.

Развитие умений - получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.

Авторами программы являются:

Как уже отмечалось STEM – это естественные науки, технология, инженерное искусство и математика. Именно поэтому сегодня система SТЕМ развивается как один из основных трендов. SТЕМ-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырех дисциплин в единую схему.

Преимущества SТЕМ-образования:

1. Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

SТЕМ-обучение соединяет в себе междисциплинарный и проектный подход, основой для которого становится интеграция естественных наук в технологии, математики в инженерное творчество и т. д.

Очень важно обучать науке, технологии, инженерному искусству и математике интегрировано, потому что эти сферы тесно взаимосвязаны на практике.

2. Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

SТЕМ-образование с помощью практических занятий демонстрирует детям применение научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом занятии или уроке они разрабатывают, строят и развивают продукты современной индустрии. Они изучают конкретный проект, в результате чего своими руками создают прототип реального продукта.

3. Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

Это процесс, направленный на формирование:

- умения получать необходимую информацию;

- умения ее анализировать;

- умения применять полученную информацию в практической деятельности.

Эти навыки необходимы для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в жизни.

4. Формирование уверенности в своих силах.

В конце они, решая все проблемы своими силами, доходят до цели. Для детей это вдохновение, победа, адреналин и радость. После каждой победы они становятся все больше уверенными в своих силах.

5. Активная коммуникация и командная работа.

Программы SТЕМ также отличаются активной коммуникацией и командной работой. На стадии обсуждения создается свободная атмосфера для дискуссий и высказывания мнений. Дети бывают настолько свободны, что не боятся высказать любое свое мнение, они учатся говорить и презентовать. Большую часть времени дети за столами не сидят, а тестируют и развивают свои конструкции. Они все время общаются с педагогами и своими друзьями по команде, в которой предусматривается сотрудничество детей, связанное с распределением ролей, материала, функций и отдельных действий.

6. Развитие интереса к техническим дисциплинам и мотивации к техническому творчеству.

Задача SТЕМ-образования в дошкольном и младшем школьном возрасте - создавать предварительные условия для развития интереса у детей к естественнонаучным и техническим дисциплинам. Любовь к проделанной работе являетсяосновой развития интереса.

Занятия SТЕМ очень увлекательные и динамичные, что не дает детям скучать. Они не замечают, как проходит время на занятиях, а также совсем не устают. Строя ракеты, машины, мосты, небоскребы, создавая свои электронные игры, фабрики, логистические сети и подводные лодки, они проявляют все больший интерес к науке и технике.

7. Формирование основ безопасности, как собственной, в процессе взаимодействия с окружающим миром, так и безопасности окружающей среды, которая напрямую зависит от деятельности человека. Особенно актуальным является вопрос возможного влияния роботизации на судьбу человечества.

8. Создание условий для выявления и дальнейшего сопровождения одаренных детей, владеющих неординарным мышлением и проявляющих особые способности и стремление к научно-техническому творчеству.

9. Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

STEM-программы также готовят детей к технологически развитому миру. За последние 60 лет технологии сильно развились: с момента открытия интернета (1960, GPS технологий (1978) до ДНК сканирования (1984) и IPod (2001). Сегодня почти все используют IPhone и другие смартфоны. Без технологий представить наш мир на сегодняшний день просто невозможно. Номофобия – страх остаться без телефона, гаджета. Это также говорит о том, что технологическое развитие будет продолжаться и STEM-навыки являются основой этого развития.

Итак, задачи, решаемые SТЕМ-образованием:

• учиться должно быть интересно;

• знание должно быть применимо на практике;

• обучение должно быть занимательным по форме;

• обучение должно приносить реальные плоды в будущем;

• главное место в SТЕМ-образовании отводится практике, соединяющей разрозненные естественно-научные знания в единое целое.

ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:

экспериментирование с предметами окружающего мира;

освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

освоение пространственных отношений;

конструирование в различных ракурсах и проекциях.

формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

формирование экологического сознания.

способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

умение группировать предметы;

умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез;

умение создавать конструкции и моделировать объекты на основе пазового крепления деталей.

комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

развитие логики и алгоритмического мышления;

формирование основ программирования;

развитие способностей к конструированию и моделированию;

развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

умение быстро решать практические задачи;

овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

знание универсальных знаковыми системами (символами) и умение ими пользоваться;

развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Робототехника–самая инновационная и востребованная часть современной образовательной среды.

освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;

освоение медийных технологий;

организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей дошкольного младшего школьного возраста.

Содержание каждого модуля разделено на две части: для детей дошкольного возраста и младших школьников. Внутри каждой части содержание дифференцировано с учетом специфики образовательного модуля и возраста воспитанников.

Каждый Образовательный Модуль:

имеет образовательные цели;

учитывает требования ФГОС ДО и НОО;

содержит методические рекомендации;

состоит из элементов РППС.

Достижение поставленных целей осуществляется в специфичных для детей данного возраста видах деятельности:

познавательно-исследовательская деятельность (в том числе научно-техническое творчество);

учебная деятельность младших школьников,

различные виды художественно-творческой деятельности (дизайн, создание мультфильмов и др.);

освоение технологий XXI века (элементы программирования и цифровые технологии).

Принципы построения Программы

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Мнемотехника как одно из эффективных средств развития речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста – явление.

Опыты и эксперименты с янтарем. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Янтарь - окаменевшая ископаемая смола, затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев. Средний возраст янтаря 40-50 миллионов лет. Удивительный.

Применение STEM-подхода в развитии предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Информационно – иследовательский проект

Паспорт проекта

Внедрение STEM -образования в работу группы;

развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

Формирование у детей представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

Формирование у детей способности к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

Обучение детей комплексному решению задач математического развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счёт.

Развитие логики дошкольников и их алгоритмического мышления;

Формирование у дошкольников основ программирования;

Развитие способностей детей к конструированию и моделированию;

Освоение детьми ИКТ и цифровых и медийных технологий.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2020-Май 2024

Ребёнок активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.

Интеллектуальные способности ребёнка проявляются в умении самостоятельно придумывать объяснении явлениям природы или поступкам людей.

Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т. п.

Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребёнок способен проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в конструировании, создании собственных образцов, творческих фантазиях и пр.

Ребёнок получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

Ребенок овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

1 этап. Организационно-подготовительный: познавательный.

- Постановка цели и задач проекта.

-Изучение модулей и пособий по STEM -образованию.

-Подготовка к внедрению STEM -образования в работу группы.

2 этап. Основной: теоретический и практический.

-знакомство с модулями и организация различных видов детской деятельности по STEM -образованию;

- работа с родителями по знакомству и внедрению STEM -образования.

3 этап. Заключительный: рефлексивно-аналитический.

-Анализ проведенной работы по внедрению STEM -образования.

-Подведение итогов проекта.

-Передача накопленного опыта (публикации, выступление на конференциях и тд.)

Актуальность

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

Программа "STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста"


Аннотация

Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей детей, планируемые результаты освоения детьми содержания Программы, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование, а также методическое обеспечение Программы.

Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

Содержание

  • Пояснительная записка: цели, задачи и структура Программы
  • Принципы построения Программы
  • Характеристика развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Ожидаемые результаты освоения Программы

Пояснительная записка

Программа также может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел — образовательный модуль — как самостоятельная единица при­меняться в системе дополнительного образования.

Одним из направлений развития современного образования является его социо­культурная модернизация. В фокусе методологии социокультурного конструиро­вания образования как ведущей социальной деятельности общества находятся формирование гражданской идентичности, становление гражданского общества, укрепление российской государственности; развитие индивидуальности и конку­рентоспособности личности в условиях непрерывно меняющегося мира.

Отсюда особый статус дошкольного и начального уровней образования, так как именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребёнка и основы познавательного развития.

ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий до­школьников в различных видах деятельности, а стандарт начального образования обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов орга­низации образовательной деятельности и взаимодействия участников образователь­ного процесса для достижения целей личностного, социального и познавательного развития младших школьников.

Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного и младшего школьного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятель­ности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.

Современное образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопря­жённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей.

Существенными для понимания интеллекта и интеллектуальных способностей являются такие качества личности, как стремление к познанию нового и глубокому осмыслению всего, что вызвало интерес; способность использовать имеющийся опыт и отделять главное от второстепенного; логичность, критичность, широта и креатив­ность мышления; способность к обобщению, абстрагированию и нахождению зако­номерностей; обучаемость.

В современном мире очень актуальна проблема становления творческой лич­ности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализо­вывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в но­вых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой иссле­довательской активности, направленной на познание окружающего мира. В пред­ставляемой программе акцент сделан именно на познавательно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение новых и объективных знаний.

Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельно­сти является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее иннова­ционных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирова­ние, программирование, информационные технологии.

  • популяризация образовательной робототехники и научно-технического твор­чества как форм досуговой деятельности учащихся организаций дошкольного, общего и дополнительного образования;
  • техническое оснащение организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, осуществляющих реализацию программ по изучению основ робототехники, мехатроники, IT и научно-технического творчества молодёжи;
  • совершенствование системы самостоятельного обучения при реализации про­грамм дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
  • повышение эффективности использования интерактивных технологий и совре­менных технических средств обучения;
  • совершенствование механизмов частно-государственного партнёрства в систе­ме дошкольного, общего и дополнительного образования.

Эти задачи призваны развить у ребёнка такие структурные элементы инфор­мационной компетенции, как формирование процессов переработки информации; формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций; понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназна­ченных для автоматизированного поиска и обработки информации; навыки комму­никации, умения общаться; способность к анализу собственной деятельности.

Суть научно-технического творчества заключается в применении достижений науки для создания технических изделий, отвечающих заданным требованиям. Ба­зовым методом технического творчества является конструирование, т. е. создание нового из набора уже имеющихся, готовых элементов, хотя в последнее время проис­ходит внесение в техническое творчество элементов проектной деятельности.

Прямо сейчас идёт технологическая революция. Высокотехнологичные продук­ты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими совре­менного общества. Если в развитых странах существует множество региональных и национальных проектов по привлечению детей к научно-техническому творчеству, повышению его привлекательности и статуса, то в нашей стране с исчезновением си­стемы кружков юных техников, моделистов и конструкторов детское техническое творчество пришло в упадок. В настоящее время возрождается система технического творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом требований времени. Идут инвестиции в создание детских технопарков. Новые государствен­ные образовательные стандарты требуют внедрения современных технологий в об­разовательный процесс. Однако обозначение проблемы ничего не говорит о том, как же именно должно развиваться техническое творчество дошкольников и младших школьников.

Попытка развития интеллектуальных способностей на регламентированных за­нятиях в детском саду и уроках в начальной школе малоэффективна, поскольку бо­лее высокие уровни компетенций требуют самостоятельности, ответственности в ре­шении нестандартных задач, что слабо достижимо в рамках традиционной модели обучения. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой является развивающая предмет­но-пространственная среда.

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, техноло­гия, инженерное искусство, математика.

Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трен­дов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладно­го подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему.

  1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на вза­имопроникновении различных областей естественных наук, инженерного твор­чества, математики, цифровых технологий и т. д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном по­иске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятель­ности.
  2. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образователь­ной среде всех уровней образования. В контексте преемственности всех уровней образовательной системы РФ все компоненты образовательной среды — содержа­тельные, технологические, предметно-пространственное наполнение, материаль­но-техническое обеспечение — преемственны в логике возрастных возможностей и содержательного усложнения.
  3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследова­тельской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направ­лено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.
  4. Развитие критического мышления рассматривается как трёхступенчатый про­цесс, направленный на формирование:
  • умений получать необходимую информацию;
  • умений её анализировать;
  • умений применять полученную информацию в практической деятельности.
  1. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования заключается в умении:
  • объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей;
  • договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обо­снованными фактами и т. д.,

Кроме того, в процессе коллективной деятельности воспитывается ценностное отношение как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого участника.

Важно, чтобы данные виды деятельности опирались на исследовательский опыт ребёнка, приобретённый в детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира формировалась на основе системно-деятельностного подхода и базировались на зна­ниях, полученных опытно-экспериментальным путём.

В данной программе окружающий мир изучается ребёнком через игру и экспе­риментирование с объектами живой и неживой природы. Методические материалы дают связь между живыми существами и роботами, мотивируя ребёнка двигаться от игры и детского эксперимента через конструирование и увлекательное техническое и художественное творчество к проектированию и созданию роботов — моделей, на­поминающих объекты живого мира. Основы программирования и использование датчиков приводят к возникновению у ребёнка желания наделить эти создания зре­нием, слухом и логикой. Это очень увлекательный процесс, который может стать мотивационным стержнем до окончания образования и получения любимой специ­альности: инженера, программиста, конструктора, учёного.

STEM, таким образом, становится дополнением к обязательной части основной образовательной программы (ООП). В основной образовательной программе для дошкольников, особенно в части, разрабатываемой участниками образовательных отношений, мобильно и динамично реализуется востребованное содержание, отвеча­ющее интересам и приоритетам современного дошкольника.

Программы STEM для младших школьников ориентированы на увеличение их интереса к обычным урокам, где они получают базовые знания из различных облас­тей науки и техники. Во внеурочной деятельности школьники применяют уже полу­ченные знания и дополняют их умениями, добытыми в опытно-экспериментальной практике.

  1. Формирование основ безопасности, как собственной (в процессе взаимодействия с окружающим миром), так и безопасности окружающей среды, которая напря­мую зависит от деятельности человека, осмысление технократических рисков, влияния технического развития на экологию и состояние планеты в целом. Осо­бенно актуальным является вопрос возможного влияния роботизации на судьбу человечества.
  2. Создание условий для выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей, имеющих неординарное мышление и проявляющих особые способности и стремление к научно-техническому творчеству.


Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Игра.
  • Конструирование.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Учебная деятельность.
  • Различные виды художественно-творческой деятельности.
  • Освоение технологий ХХ! века (элементы программирования и цифровые технологии).

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при ком­плексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской дея­тельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Содержание каждого модуля разделено на две части: для детей дошкольного воз­раста и для младших школьников. Внутри каждой части содержание дифференци­ровано с учетом специфики образовательного модуля и возраста воспитанников.

Достижение поставленных целей осуществляется в специфичных для детей дан­ного возраста видах деятельности, таких как игра, конструирование, познаватель­но-исследовательская деятельность (в том числе научно-техническое творчество), различные виды художественно-творческой деятельности (дизайн, создание мульт­фильмов и др.). В данные виды деятельности органично включается освоение техно­логий XXI века (элементы программирования и цифровые технологии).


ЦЕЛЬ: Изучение и внедрение в практику работы программы с целью развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество .

Дата проведения

Место проведения

Ответственные

Кириллова Г.В. Гуськова Н.М.

Семинар-практикум

Опыт работы по реализации образовательных модулей "Математическое развитие" и "Дидактическая система Ф.Фребеля

Трофимова Е.Ю., МБОУ НОШ Петрякова М.В., МБДОУ № 12

Семинар-практикум

Опыт работы по реализации образовательных модулей "LEGO-конструирование" и "Робототехника"

Бедрякова М.С. МБДОУ № 5

Опыт работы по реализации образовательных модулей "Мультстудия "Я творю мир" и "Экспериментирование" (лаборатория "Наураша")

Гусева Л.В. МБДОУ № 40 Романова О.Н. МБДОУ № 12

Руководитель Кириллова Галина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 8

Цель: Включение в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представлений об окружающем мире.

Задачи : 1. Повышать интерес к исследовательской деятельности с дошкольниками у педагогов.

2.Обучение педагогов формам и методам организации проектной деятельности на основе детского экспериментирования.

Егорова А.С. МБДОУ №6

Балькина С.Ю. МБДОУ №2

2016-2017 учебный год.

Было проведено 3 заседания творческой группы. В этом году педагоги делились опытом практической деятельности с детьми.

Второе занятие прошло на базе МБДОУ №5, где была продемонстрирована экспериментальная деятельность с водой и снегом в средней группе , которую провела воспитатель Эннс В.В..Дети научились устанавливать причинно-следственные связи продолжили знакомство со снегом ,льдом и их свойствами. Цель занятия была выполнена. Так же прошла обзорная экскурсия по детскому саду.

Цель: Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования в соответствии с ФГОС.

Читайте также: