Проект по созданию мини музея в доу

Обновлено: 30.06.2024

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях дошкольных образовательных организаций. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Музейная педагогика дает возможности:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы воспитательно-образовательного процесса дошкольников.

В реализации проекта в создании этнокультурного музея могут принимать участие все желающие: дети, родители (законные представители), сотрудники ДОО, а так же любые члены общества, которые готовы поделиться с экспонатами быта, культуры коренных малочисленных народов Севера.

Проект не имеет временных границ, так как экспонаты могут дополняться.

Цель и задачи организации этнокультурного мини-музея

Цель организации этнокультурного мини-музея – создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с культурой и историей родного края, его коренными малочисленными народами Севера ханты и манси.

  1. Изучить литературу о жизни и культуре коренных малочисленных народов Севера.
  2. Разработать план организации этнокультурного мини-музея.
  3. Презентация этнокультурного мини-музея широкой общественности.

Педагогические функции мини-музея

- Апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками и их семьями.

- Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста взаимопонимания между культурами, конфессиями страны.

- Формирование исторического самосознания.

- Обеспечение культурного досуга детей, их семей.

- Развитие познавательных способностей детей.

- Помощь в овладении навыками поисково-исследовательской деятельности.

- Создание условий для формирования культуры поведения в культурно-досуговых местах.

Этапы реализации проекта

Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- изучение материала по теме проекта;

- разработка эскиза мини-музея;

- индивидуальная работа с семьей воспитанников;

- консультации для родителей воспитанников (законных представителей), педагогов МБДОУ.

- Сбор материала для выставки мини-музея.

- Оформление экспонатов мини-музея.

- Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

- Презентация на районном методическом объединении.

- Размещение информации и методических материалов на сайте МБДОУ.

- Оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.

Участники проекта : Заведующий детским садом, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальные руководители, воспитанники и их родители.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Введение в проект

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Часто у детей возникают вопросы: Что такое русская печка? Зачем нужна в доме печка? Что такое хата, горница? Что такое коромысло и зачем оно? Поэтому была поставлена задача - донести до сознания детей историю быта казаков, устройства хаты, горницы казаков, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

В наши дни дети мало получают информации о культуре, быте казачества. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Практическая значимость в создании мини - музея заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Работа в мини - музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей

Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к без духовности.

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Новизна проекта

Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

• Художественно – эстетическое развитие

• Социально - коммуникативное развитие

Вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини - музея позволит систематизировать работу по изучению родного поселка, района и края, традиции и обычаи казаков Ставрополья. А также предоставить ребенку доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширит его жизненный опыт.

Цель проекта :

Совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами, с бытом казаков на Ставрополье. Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музея в ДОУ

- создать условия для повышения профессионализма педагогов в деятельности по созданию и организации мини - музея,

- разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини музея,

- стимулировать самообразование педагогов

- создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно - исследовательскую деятельность,

-способствовать формированию интереса к своей "Малой Родине", к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей,

- содействовать воспитанию патриотических чувств

- заинтересовать родителей в создании мини - музея,

- создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности

При создании и разработке мини-музея необходимо опираться на основные компоненты образовательной среды детского мини - музея :

- материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;

- проектно-процессуальный компонент : информационный элемент (первоисточники, технологический (образовательные технологии, результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);

- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.

Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках мини - музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).

Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.

В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Ставрополья.

Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.

Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.

Ресурсное обеспечение проекта :

-Подбор печатных материалов по музейной педагогике;

-Методическое сопровождение проектной деятельности;

-Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;

-Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;

-Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;

-Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;

-Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта

Назначение мини - музея

- Расширяет представления детей об окружающем мире

- Вызывает интерес к историческому прошлому нашей родины

- Помогает легко и непринужденно познакомить детей с народной культурой, с бытом и обычаями казачества на Ставрополье

- Способствует взаимодействию с семьями для обеспечения полноценного развития детей

Педагогические функции мини-музея :

-образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

-развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

-просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

-воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Работа в музее строится по общепринятым принципам:

1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности.

4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Обязанности руководителя мини-музея

Руководство работой музея осуществляется старшим воспитателем или воспитателем-ответственным организатором,

Руководитель мини-музея обязан :

- Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге.

- Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую литературу.

- Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников.

- Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и родителями.

- Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе.

-Вести учёт и обеспечивать сохранность экспонатов.

Все экспонаты учитываются в инвентарных книгах основного и временного фонда.

Предполагаемые результаты реализации проекта :

- Создание мини –музея в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.

- Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.

- Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в ДОУ,

в совместной с детьми познавательной деятельности.

Этапы проекта

I этап. Подготовительный этап

Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.

- На этом этапе создать творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музея.

- Разработать тематическое планирование мини-музея и музейных экспозиций.

- Определить перспективы создания мини-музея и разработать алгоритм по созданию мини-музея.

- Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музея, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

II этап - практический

Цель: совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа (оформление, изготовление оборудования, макетов, сбор экспонатов).

Организация работы с педагогами

- изучение литературы по музейной педагогике

-консультации для педагогов по созданию мини - музеев в ДОУ

- анализ реализации подготовительного этапа проекта

- Составление положения о мини - музее.

- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ

- Составление картотеки описания экспонатов.

- Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.

- Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

Организация работы с детьми

- Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

- Творческие работы детей (ИЗО, аппликации)

- Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов

- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование)

- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей

Взаимодействие с родителями.

- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.

- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.

- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Ставропольского края, казачества.

- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ

- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини - музея будет осуществляться через:

- формирование и организацию коллекций,

- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);

- взаимодействие с предметной средой мини - музея.

Мини - музей станет местом изучения быта казаков, познания истории Ставрополья и Северного Кавказа.

III этап - заключительный Когда мини – музей уже будет готов.

На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей средней, старшей и подготовительной к школе групп по теме: Экскурсия в мини-музей

- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми;

- презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей.

Благодаря мини – музею возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Мини - музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.



Создание мини-музея в группах детского сада

Создание мини-музея в группах детского сада Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком.

Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Педагогический проект

по созданию мини-музея в детском саду

предметов русской старины (быта семейских Забайкалья)

воспитатель МДОУ Сенотрусова Н.И.

Пояснительная записка

Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре

Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину, воспитывать детей гражданами своего села, понимающими и любящими свой родной край.

Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.

Вид проекта: познавательный, творческий .

повышение качества духовно-нравственного воспитания; воспитание гражданских чувств;

систематизация педагогического опыта по патриотическому воспитанию дошкольников накопленного педагогами ДОУ;

недостаточная информированность семьи о работе ДОУ по данной теме;

формирование единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ;

реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.

Задачи проекта:

• Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого.

Познакомить детей со старинными бытовыми предметами , промыслами русского народа , семейских Забайкалья.

Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, селе и стране, маленьким гражданином которой он является.

Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

• Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа .

Формы реализации проекта:

Участниками проекта являются: заведующая ДОУ, педагоги, дети дошкольных групп , родители и гости из других учебных заведений, заинтересованные представители общественности .

Проект ориентирован на все возрастные ступени:

Младший дошкольный возраст – 2-3 года;

Средний дошкольный возраст – 4-5 лет;

Старший дошкольный возраст – 6-7 лет.

Проект построен на основе глав­ных методических принципов:

- учет воз­растных особенностей детей;

- постепенность его усложнения.

Создание и размещение мини-музея:

Музей в нашем ДОУ функционирует с августа 2018 года. В создании данного музея принимали участия не только коллектив ДОУ, но и родители, которые помогали в подготовке помещения.

Отличительной особенностью нашего музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.

Родители оказывают помощь:

Участвуют в мероприятиях МДОУ: праздниках, посиделках, выставках, создании фотоальбомов, пополнении мини-музея экспонатами.

Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.

В структуре проекта мы выделили три этапа.

I. Подготовительный этап . Он включал в себя:

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- Изучение литературы по музейной педагогике;

- Разработка модели мини-музея;

II. Практический этап (этап реализации проекта).

1.Подготовка помещения .

Для создания музея нам потребовалась отдельная комната. Готовой (свободной) комнаты в ДОУ не оказалось. Поэтому нам предстояло подумать, что-то передвинуть, освободить, перенести. После осмотра здания, приняли решение – перегородить одну из имеющихся подсобных комнат. После согласования с администрацией ДОУ принялись за ремонтные работы: возведена перегородка, вставлены двери, наклеены обои.

2. Создание экспозиций в мини-музее.

Весь коллектив нашего детского сада принял участие в пополнении музея предметами старина: одни принесли самотканые половики, варежки, носки из овечьей шерсти, связанные бабушкой, другие – ухват, квашню, весёлку, третьи – туеса, самовар, рушник. За годы предыдущей работы в нашем ДОУ были накоплены различные предметы быта наших предков – семейских. Мы их бережно перенесли и разместили в подготовленной комнате.

В процессе работы мини-музей пополняется новыми экспонатами.

3 . Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц .

4. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.

- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов);

- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.

III. Заключительный этап – Практический выход

В мини-музее организуются:

- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

- Игры - занятия проводятся в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 2 - 7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями.

- Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее, игры-развлечения, постановка сказок с использованием экспонатов музея.

Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

Результат проектной деятельности:

Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.

Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.

Заинтересованность родителей к проекту, истории родного края.

Повышение профессионального мастерства педагогов.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

Ожидаемые результаты:

В средней группе к концу года дети могут знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д.) уметь их называть, отличать русский национальный костюм, одежду семейских Забайкалья, уметь создавать декоративные композиции, знать потешки, словесные игры.

В старшей, подготовительной группе к концу года дети могут знать: устройство старинной избы, убранство, домашнюю утварь, устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ прошлого века, уметь их называть, русские национальные праздники, различать русские орнаменты. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.

Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.

Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.

Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.

Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и
Народоведению в ДОУ.- М.,1999.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Тип проекта: творческий, познавательный

По количеству участников: коллективный.

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации: 2 года (долгосрочный)

Участники проекта: ПДО по ИЗО, рабочий по обслуживанию здания, педагог-психолог, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.

Автор проекта:

ПДО по ИЗО Карцева Жанна Игоревна

Любой музей есть память о веках.

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества созданье

В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,

И строгие глядят с портретов лица,

Ты понимаешь: стоило родиться,

Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ.

Актуальность проекта:

Почему мы приняли решение создать мини-музеи в ДОУ?

Мы задались вопросом - часто ли наши дети бывают в музеях? Ответ очевиден. Причины самые разные.

Как же привлечь внимание родителей и детей к музеям?

Так возникла необходимость создания мини–музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагогов, детей. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании коллектива ДОУ, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими поделками. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагога, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Мини-музеи в нашем ДОУ способствуют полноценному развитию воспитанников, расширяют представления детей о мире, приобщают к культурным и духовным ценностям.

Цель проекта:

Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Задачи проекта:

Собрать информацию о мини-музеях, разработать эскизы, организовать сбор экспонатов.

Способствовать вовлечению родителей и коллектива ДОУ в единое образовательное пространство.

Пополнить развивающую среду ДОУ.

Расширить кругозор дошкольников, развивать познавательные способности.

Формировать культурные, художественно-эстетические качества личности ребенка.

Предполагаемый результат:

Создание мини-музеев в ДОУ позволит:

- приобщить дошкольников к миру общечеловеческих культурных и исторических ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

- усовершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ;

- поможет в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, пословиц и поговорок, методических пособий.

- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ;

- повысит компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музейной культуре.

Этапы организации работы над проектом:

Первый этап - подготовительный.

Планирование мини-музея.

Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по их созданию:

1) выбор темы мини-музея.

2) определение места размещения мини-музея.

3) планирование экспозиций.

4) выбор дизайна оформления мини-музея.

5) подбор экспонатов.

Поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

Второй этап – практический

Создание мини-музея.

1.Определение места размещения мини-музея, замеры.

Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности, безопасности деятельности.

2. Создание экспозиций.

3. Установка, оформление мини-музея.

4. Подбор экспонатов, наполнение мини-музея.

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

Третий этап – презентационный.

Представление мини-музея.

На этом этапе происходит презентация-открытие мини-музея.

Четвертый этап – деятельностный.

Функционирование мини-музеев.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Сентябрь 2018г.:

Октябрь, ноябрь 2018г.

Создание первого мини-музея "Русская изба" - коллекция предметов старинного русского быта. Сбор экспонатов. Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея является возможность увидеть старинные редкие экспонаты-достопримечательности.






Декабрь 2018 г.

консультация для родителей старших и подготовительных групп.



Январь, февраль, март 2019г.


Апрель, май 2019г.






Сентябрь, октябрь, ноябрь 2019г.









Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по темам созданных мини-музеев.

Проведены открытые занятия и утренники с использованием экспонатов из мини-музеев.

Активизировалось взаимодействие с родителями, ими была оказана посильная помощь в оснащении и пополнении экспонатами мини-музеев.

В процессе создания мини-музеев мы учитывали следующие принципы:

- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в особенности художественно-эстетической и познавательной направленности;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты во время занятий, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма.

Подводя итоги проекта хочется сказать, что нами была проведена большая и увлекательная работа. Но это еще не окончание! Интересная работа по созданию музейного пространства в нашем ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада пополняют свои экспозиции. Педагоги и воспитатели ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие пособия по тематике мини-музеев, даны рекомендации родителям о пользе посещения с детьми различных музеев и т. д.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками коллектива детского сада, воспитанников и родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Встреча с экспонатами мини-музеев в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится интересной и познавательной для детей.

Читайте также: