Проект по социализации в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность

Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Условием социализации становится развитие творческого потенциала личности, а ее практическими критериями – активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность.

Цель.

Создание условий для социально – личностного развития воспитанников, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Задачи:

1. Обогатить знания педагогов и родителей в области теории и методики личностно-ориентированной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;
2. Создавать условия для полноценного социального развития детей.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную компетентность.

Новизна проекта:

Социализация ребенка в результате реализации проекта, активное сотрудничество педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-личностного воспитания.

Участники проекта:
Дети;
Педагоги ДОУ;
Родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации проекта.
  2. Становление основ социальной компетентности у детей дошкольного возраста, их готовность к переходу на новую ступень образования;
  3. Понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;
  4. Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;
  5. Повышение уровня педагогической культуры родителей;
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-личностного развития детей.
  7. Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребенка, формирования его личности.

Перспектива.

Обобщение опыта работы, организация семинара по теме проекта.

Этапы реализации проекта (2015 – 2017 гг)

Цель

Форма

Срок

Ответственные

Вводный

Изучение профессиональной компетентности педагогов, выяв­ление трудностей по вопросам социализации детей.
Выявление уровня педагогической культуры родителей.

– Анализ психолого-педагогической литературы по социальному развитию детей дошкольного возраста
– Диагностика развития социальной компетентности детей
– Самоанализ педагогов
– Анкетирование родителей

Сентябрь – декабрь 2015г.

Основной этап

Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения педагогов и родителей. Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ.
Разработка и реализация программ и проектов по социально-личностному развитию дошкольников

Январь – июнь
2016 г.

Итоговый

Анализ динамики повышения профессиональной компетентности педагогов, ее влияние на качество образовательного процесса.
Анализ динамики повышения уровня педагогической культуры родителей.

– Презентация социально-педагогических проектов педагогов ДОУ
– Обобщение материалов реализации проекта
– Выступление на педагогических конференциях (в ДО № 1, образовательном комплексе)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, далее ФГОС ДО, развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. Социализация – процесс усвоения определенных представлений, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Главная цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры. Для реализации цели необходимо создавать специальные условия, внедрять и использовать современные педагогические технологии.

Дошкольная образовательная организация как социально – педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Люди, непосредственно окружающие ребенка в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда

детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной ее организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности и социализации ребенка. Социализация включает в себя разнообразную детскую деятельность: игровую, коммуникативную, познавательную, исследовательскую, проектную, где происходят активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленности ребенка, приобретается социально – индивидуальный опыт. Процесс обеспечения социализации в нашем ДОУ осуществляется через разные формы и способы организации детской деятельности, такие как:

- организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

- реализация совместных детско – взрослых проектов;

- организация игровой деятельности с дошкольниками;

- организация детских клубов по интересам;

- реализация рабочих программ педагогов;

- осуществление поддержки детской инициативы;

- организация культурных практик и другие.

Информирование педагогического сообщества и общественности о ходе реализации проекта предполагается осуществлять через разные формы и способы: презентацию опыта работы, методические рекомендации по организации процесса социализации дошкольников, статьи на сайте ДОУ, отчеты с приложениями по завершении каждого этапа реализации проекта, видеофильмы по реализации мини – проектов.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. Ректор Московского городского психологопедагогического университета Виталий Рубцов, один из разработчиков документа отмечает, что в стандарте впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком дошкольного возраста, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество, какие требования предъявляются к системе подготовки кадров для дошкольного образования. В стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагога: поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребенка. По словам Ольги Карабановой, заместителя декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, стандарт дошкольного образования должен быть, прежде всего, стандартом условий, т.к. в этом возрасте принципиально важно создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребенка. Мы понимаем социализацию, как процесс усвоения детьми определенных представлений, норм, культурных ценностей, позволяющих им активно и компетентно участвовать в жизни общества. Согласно ФГОС ДО, процесс позитивной социализации должен сопровождаться выполнением ряда требований:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к разным видам труда и творчества;

- формирование уважительного отношения к своей семье, к сообществу детей и взрослых;

- воспитание основ безопасного поведения в социуме, быту, природе.

Таким образом, главная цель социализации - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры.

Изучение проблемы социализации детей дошкольного возраста определяется рядом факторов: усложнением социальной среды, растущим темпом развития общества, обилием противоречивой информации, снижением воспитательного потенциала семьи. Анализ практики воспитания детей показывает недостаточное развитие коммуникативных качеств дошкольников, являющихся одним из главных показателей их социализированности. Это происходит в связи с преобладанием в большинстве семей электронных средств коммуникации, с недостаточным уровнем семейной культуры общения.

Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее в процессе

его общественной жизнедеятельности, социального развития, самоутверждения, самовосприятия, самосознания и формирования социальной ответственности. Вопросы позитивной социализации призвана решать дошкольная

образовательная организация, как социально-педагогическая система. В нашем ДОУ созданы условия, позволяющие эффективно решать проблемы социализации дошкольников. Основная образовательная программа, реализуемая в ДОУ, спроектирована как программа психолого-педагогической

поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития детей. В ДОУ создаются условия для успешного личностного и профессионального роста педагогов, развития их профессиональных компетенций.

Одним из основных условий обеспечения целостности социализации выступает организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и

взрослых, двигательной активности детей, а также возможностей для уединения.

атмосфера психологической творческой свободы, детям предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, реализовать свои возможности и способности. Выбор ребенком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Между тем не все педагоги дошкольного учреждения в достаточной мере владеют технологической готовностью по проблеме социализации дошкольников. В связи с этим возникла необходимость разработать и реализовать систему проектирования образовательного процесса в профессиональную деятельность педагогов ДОУ для обеспечения процесса позитивной социализации дошкольников.

В данном проекте будут представлены проекты, разработанные и реализованные педагогами, детьми и родителями по организации разнообразных видов детской деятельности, способствующих позитивной социализации дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

В условиях реализации ФГОС ДО представляется очень важным:

- Повысить уровень роста педагогов ДОУ;

- Обеспечить научно-методическую поддержку;

- Создать целостную систему обеспечения процесса позитивной социализации

дошкольников в ДОУ;

- Осуществление психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка

по индивидуальным образовательным маршрутам.

- Осуществление педагогического взаимодействия будет осуществляться на

высоком уровне партнерской позиции и конструктивного общения;

- Обобщение прогрессивного педагогического опыта.

Позитивная социализация дошкольников

Процесс позитивной социализации через организацию разных видов детской

Создать условия для позитивной социализации детей через организацию разных

видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

  1. Задачи проекта:
  • Создать условия для освоения дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности, дляразвития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий дошкольников;
  • Формировать у детей позитивные установки к разным видам труда и творчества, безопасного поведения в социуме, природе, быту.
  • Проанализировать возможности педагогического коллектива в оказании образовательных услуг в процессе модернизации содержания дошкольного образования (обеспечение позитивной социализации детей).
  • Разработать и внедрить систему проектирования образовательного процесса в инновационную деятельность педагогов ДОУ для обеспечения процесса позитивной социализации дошкольников.
  • Реализовать систему методического сопровождения инновационной деятельности педагогов.
  • Формировать умение у педагогов разрабатывать и реализовывать проекты, рабочие программы по организации разных видов детской деятельности, способствующие позитивной социализации.
  • Поддерживать инициативу и творческий подход педагогов в осуществлении поддержки детской индивидуальности и инициативы.
  1. Планируемые результаты у детей:
  • ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребенок соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно объясняет явления природы и поступки людей;
  • ребенок имеет начальные представления о себе, о природном и социальном мире;
  • ребенок способен к принятию собственных решений.

Планируемые результаты у педагогов:

  • В ДОУ разработана система проектирования образовательного процесса в рамках инновационной деятельности педагогов, направленная на позитивную социализацию дошкольников.
  • У педагогов сформированы технологические, презентационные, акмеологические и аналитические компетенции.
  • Педагоги разрабатывают и реализуют проекты, направленные на социализацию дошкольников в разных видах детской деятельности.
  • Педагоги осуществляют поддержку детской инициативы с учетом индивидуальных способностей и возможностей дошкольников.

Стратегия реализации проекта

1 Этап - Подготовительный – октябрь 2017 - август 2018 года.

Цель: Обеспечить мотивационно – технологическую готовность педагогов к

реализации проекта, через:

  1. Участие в разработке самого проекта: «Социализация дошкольников через

организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС

  1. Разработку нормативно – правовой базы реализации проекта.
  2. Проектирование развивающей предметно – пространственной среды.
  1. Создание Проектного совета по разработке проекта «Социализация

дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в

  1. Изучение научной и учебно – методической литературы по теме.
  2. Изучение использования современных педагогических технологий при

организации образовательного процесса.

4.Разработка проекта «Социализация дошкольников через организацию

  1. Разработка критериев для проведения педагогической диагностики

позитивной социализации дошкольников.

  1. Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ.

2 Этап – Основной (Организационно – исполнительский) – сентябрь 2018 –

август 2019 года.

Цель: Создать условия для реализации проекта через:

  1. разработку системы деятельности ДОУ по осуществлению процесса
  1. внедрение современных педагогических технологий в образовательный
  1. разработку и реализацию мини – проектов, рабочих программ;
  2. организацию разных видов детской деятельности в целостном
  1. Разработка и реализация рабочих программ педагогов («Веселый
  1. Использование ИКТ и учебно-лабораторного оборудования в образовательном процессе ДОУ.
  2. Создание видеоматериалов по результатам проектирования

разнообразных технологий позитивной социализации детей.

3 Этап – Завершающий (Рефлексивно - аналитический) – сентябрь 2019-

август 2020года.

- Оценка результатов реализации проекта «Социализация дошкольников

через организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации

- Организация разнонаправленной и разноуровневой рефлексивной деятельности всеми педагогами ДОУ;

- Обобщение опыта и результатов деятельности за 3 года и подготовка презентации результатов;

- Разработка методических рекомендаций для педагогических коллективов ДОУ по осуществлению процесса позитивной социализации в условиях реализации ФГОС ДО;

- Определение перспектив развития ДОУ;

- Корректировка: проекта, планов образовательной деятельности педагогов, рабочих программ, технологических карт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.





Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Специфика социализации ребенка

Проблема успешной социализации

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

детский сад (в первую очередь воспитатели);

общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Специфика социализации ребёнка

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.

В этом контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление – все органы его индивидуальности. Причём, как полагает учёный, все эти органы – сами возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове – всё это завоёвано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе овладения явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности.

Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).

Освоение ребёнком общественных отношений наряду с овладением общественно выработанными способами анализа окружающей действительности, являются важными компонентами становления личности ребёнка.

Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка:

личность как качественный уровень психического развития;

социальная сущность и детерминированность личности;

произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и окружающими людьми.

Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, - посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

адаптации к социальному миру;

интеграции и принятия социального мира как данности;

дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

Достижения социализации связаны с культурогенезом детства - результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации.

Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в непосредственном виде. Для ребёнка социальная действительность как совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации.

Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребёнком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места в ней, что может быть принято за компоненты самосознания и мировоззрения ребёнка дошкольного возраста.

Общее для всех точек зрения на социализацию и включение в социальную действительность ребёнка – это то, что в ходе взаимодействия с социумом субъект социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую мир, других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).

Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

Проблема успешной социализации дошкольников

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Воспитание личности - всегда было сложной задачей.

Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей — способствование успешной социализации ребенка.

Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.

В детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций, . ) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:

- понять и помочь – основной принцип педагога;

- позитивное отношение к жизни;

- стремление к лучшему;

- формирование творческой активности;

- обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

- грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

- создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

- детский сад (в первую очередь воспитатели);

- общество (сверстники, друзья).

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.

Вот почему одной из главных задач деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.

Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры. Под готовностью подразумеваются желания, способности и умения ребенка.

Информационной основой социального воспитания является процесс ознакомления детей с социальной действительностью, так как адекватность жизнедеятельности человечества современному миру напрямую зависит, в первую очередь, от степени информированности о современном состоянии окружающего мира, а затем и от готовности действовать определенным образом на основе имеющейся информации.

Во время реализации проекта, особое внимание уделялось пространству развития детства: поскольку в детском возрасте закладываются не только базовые психические качества, позволяющие ребенку как субъекту и личности быть успешным в основных видах деятельности, но и ключевые компетенции, которые являются основой успешности человека во взаимодействии с окружающим миром, залогом его полноценной социализации.

В настоящее время проблема социального развития детей дошкольного возраста выходит на первый план. Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие, потребность и способность взаимодействовать с миром. Поэтому закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению ребенка в социальный мир, социальная компетентность ребенка рассматривается как способность удовлетворять собственные потребности через общественно приемлемые способы реализации активности во взаимодействии с окружающими.

Для активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента в их жизнедеятельности воспитательная работа направлялась таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигалась благодаря широкому использованию литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Учитывая особенности возраста, педагоги определяли тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы создавались в нравственно-этические ситуации как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Большое место в течение дня занимала совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.

Кроме того, были созданы условия для свободной и самостоятельной деятельности детей. Игровые обучающие ситуации проводились в форме увлекательных и познавательных игр, т.к. игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Поэтому в проект были включены упражнения когда, детям предлагалось мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения.

Трудности, с которыми столкнулись педагоги при реализации проекта:

- невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;

- несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

- нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

- занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

- отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;

- отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых. )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация педагогического проекта будет интересна воспитателям детского сада, студентам, обучающимся по специальности дошкольное лбразование.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по социально-личностному развитию

АКТУАЛЬНОСТЬ Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым: родителям и педагогам. Именно они в тесном сотрудничестве должны помочь малышам войти в сложный взрослый мир. Поэтому так важно вести целенаправленную работу по развитию у детей основ социализации, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формированию гражданской принадлежности, патриотических чувства.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым: родителям и педагогам. Именно они в тесном сотрудничестве должны помочь малышам войти в сложный взрослый мир. Поэтому так важно вести целенаправленную работу по развитию у детей основ социализации, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формированию гражданской принадлежности, патриотических чувства.

; ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - создать условия для освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений Задачи:

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

- создать условия для освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений

Какие формы и методы будут способствовать решению поставленной задачи?

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

В какой форме интегрировать свою деятельность по выполнению проектных мероприятий в работу коллег?

Как обеспечить продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников

ГИПОТЕЗА Если в ДОУ создать условия для социального развития детей, обеспечить эмоционально-положительное самочувствие каждого ребенка, удовлетворение возрастных потребностей в общении и движении, если вовлечь в орбиту своей педагогической деятельности коллег и родителей воспитанников, то социальное развитие детей будет более успешным.

Если в ДОУ создать условия для социального развития детей, обеспечить эмоционально-положительное самочувствие каждого ребенка, удовлетворение возрастных потребностей в общении и движении, если вовлечь в орбиту своей педагогической деятельности коллег и родителей воспитанников,

то социальное развитие детей будет более успешным.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - обогащение развивающей предметно-пространственной среды; - повышение уровня речевой, игровой, двигательной и познавательной активности детей; - создание условии для участия родителей в работе, проводимой в ДОУ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

- повышение уровня речевой, игровой, двигательной и познавательной активности детей;

- создание условии для участия родителей в работе, проводимой в ДОУ

комплекс условий реализации проекта Создание комфортной психологической обстановки КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Единство действий участников ВОП Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы Предоставление детям свободы выбора вида деятельности и партнеров

комплекс условий

реализации проекта

Создание комфортной психологической обстановки

КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Единство действий участников ВОП

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы

Предоставление детям свободы выбора вида деятельности и партнеров

I этап – организационно-подготовительный (август-сентябрь)

Содержание работы

Определение темы педагогического проекта, постановка целей и задач

Формы работы

«Педагогическая мастерская в рамках Творческой группы

Изучение методической литературы, опыта коллег, материалов в сети Интернет по выбранной теме

Выбор форм взаимодействия со специалистами

Выбор форм взаимодействия с родителями воспитанников

Анкетирование, индивидуальные беседы

Составление тематического и перспективного планирования по выбранной теме

Собственная аналитическая деятельность, индивидуальные консультации с заместителем заведующего по ВМР

Анализ уровня речевого развития, уровня развития мелкой и общей моторики

Наблюдение за деятельностью детей в развивающей предметно-пространственной среде

Методическая работа в рамках проекта

Методическая работа в рамках проекта

II этап – практический

(сентябрь-апрель)

Педагогические ориентиры

социального развития ребенка в ДОУ

формирование у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях;

развитие позитивного отношение ребенка к окружающим взрослым и детям;

воспитание у ребенка социальных навыков и формирование социальной компетентности

1 умение ребенка войти в детское общество; умение ребенка войти в детское общество; 2 умение ребенка действовать совместно с другими детьми; умение ребенка действовать совместно с другими детьми; 3 умение следовать и уступать общественным нормам; умение следовать и уступать общественным нормам; 4 умение ребенка контролировать свои желания умение ребенка контролировать свои желания Показатели успешного социального развития ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ 1Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка

  • умение ребенка войти в детское общество;
  • умение ребенка войти в детское общество;
  • умение ребенка действовать совместно с другими детьми;
  • умение ребенка действовать совместно с другими детьми;
  • умение следовать и уступать общественным нормам;
  • умение следовать и уступать общественным нормам;
  • умение ребенка контролировать свои желания
  • умение ребенка контролировать свои желания

Показатели успешного социального развития

ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ

1Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду

могут служить умения ребенка

Задачи взаимодействия ДОУ с семьей Изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания и развития детей, условиям организации разнообразной деятельности детей; Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду и семье; Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и развития детей на разных возрастных этапах и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Задачи взаимодействия ДОУ с семьей

Изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания и развития детей, условиям организации разнообразной деятельности детей;

Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду и семье;

Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и развития детей на разных возрастных этапах и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Формы взаимодействия

с родителями воспитанников

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды

Создание фотодневников и презентаций из жизни группы

Консультирование, анкетирование, беседы

Наблюдение за характером детско-родительских отношений

Участие в конкурсах детско-родительского творчества

III этап – заключительный Содержание работы Анализ достижения поставленной цели и поученных результатов Формы работы Беседы, анкетирования, наблюдение, мониторинг Распространение опыта работы Презентация проекта на методическом совете, публикация материалов деятельности в СМИ и в сети Интернет Определение дальнейших форм взаимодействия с семьями воспитанников в сфере социального развития детей Методический совет, собственная аналитическая деятельность

III этап – заключительный

Содержание работы

Анализ достижения поставленной цели и поученных результатов

Формы работы

Беседы, анкетирования, наблюдение, мониторинг

Распространение опыта работы

Презентация проекта на методическом совете, публикация материалов деятельности в СМИ и в сети Интернет

Определение дальнейших форм взаимодействия с семьями воспитанников в сфере социального развития детей

Методический совет, собственная аналитическая деятельность

Представленный проект позволил решить широкий комплекс психолого-педагогических проблем, учитывая возрастные особенности детей и запросы родителей.

Читайте также: