Проект по привлечению внебюджетных средств в школу

Обновлено: 08.07.2024

В прошлом номере журнала на примере деятельности образовательных учреждений мы искали ответ на вопрос "Как заработать деньги?". В данной статье проанализируем варианты развития учреждения как финансово благополучного, рассмотрим особенности планирования предложения платных услуг и на основе расчета определим их оптимальную структуру.

Планируем собственное развитие

На сегодняшний день на законодательном уровне закреплено право бюджетных образовательных организаций на осуществление платных услуг (см. Закон N 83-ФЗ ). В числе основных документов, регламентирующих эту деятельность, - Закон об образовании , Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", документы муниципальных властей, устанавливающие тарифы на платные дополнительные образовательные услуги .

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Например, Постановление администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 11.02.2014 N 253-ПА "Об утверждении тарифов на платные дополнительные образовательные услуги муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области".

Однако, как показал анализ сайтов бюджетных образовательных учреждений, платные образовательные услуги во многих школах практически не представлены.

Перечень мероприятий по развитию дополнительных платных услуг

Развитие маркетинговой деятельности в сфере платных образовательных услуг предполагает:

  • анализ рынка платных услуг, предоставляемых другими образовательными учреждениями на близлежащей территории (например, в городе, поселке, микрорайоне), учреждениями, которые считаются лидерами в данном направлении;
  • анализ качества и ассортимента оказываемых услуг с целью их соответствия требованиям рынка;
  • организацию информирования всех потенциальных клиентов (детей, родителей, жителей микрорайона) о платных дополнительных услугах и размещение рекламы (в зависимости от финансовых ресурсов ею может быть реклама в СМИ, на сайте бюджетного учреждения, информационных стендах).

Маркетинг платных образовательных услуг

Реализация мероприятий невозможна без денежных инвестиций, которые, в свою очередь, должны быть оправданными. Для определения целесообразности финансовой поддержки предлагаемых услуг необходима оценка их эффективности.

Для этого можно предложить следующую форму расчета.

Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств

Наименование предоставляемой услуги

Затраты, связанные с предоставлением услуги, тыс. руб.

Привлеченные внебюджетные средства

Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах, %

Из бюджетных средств

Из внебюджетных средств

В денежных единицах

В денежных единицах

Итого по всем услугам

Дадим некоторые пояснения к представленной форме.

Расчет полных затрат, связанных с предоставлением конкретной услуги, выполняется путем сложения необходимых для предоставления данной услуги бюджетных и внебюджетных средств:

Внебюджетные средства, необходимые для предоставления конкретной услуги, могут быть получены от приносящей доход деятельности, в качестве спонсорской помощи и т.д.

Долю привлеченных внебюджетных средств в процентах по каждой услуге можно рассчитать, применив следующую формулу:

Эффективность привлечения внебюджетных средств характеризуется разницей между величиной внебюджетных средств, привлеченных для предоставления услуги, и объемом внебюджетных затрат, необходимых для предоставления этой услуги.

Показатель может быть выражен в процентах как отношение разности между внебюджетными средствами, привлеченными для предоставления услуги, и внебюджетными затратами, необходимыми для предоставления названной услуги, к внебюджетным затратам, необходимым для предоставления указанной услуги, с последующим умножением на 100%.

Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах на предоставление услуги - отношение внебюджетных средств, привлеченных для предоставления данной услуги, к сумме всех затрат, связанных с предоставлением услуги, с последующим умножением на 100%.

Приведем пример расчета услуги по предложенной выше форме.

Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств за 20__ г.

Наименование предоставляемой услуги

Затраты, связанные с предоставлением услуги, тыс. руб.

Привлеченные внебюджетные средства

Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах, %

Из бюджетных средств

Из внебюджетных средств

В денежных единицах

В денежных единицах

Подготовка к ЕГЭ по математике

Итого по всем услугам

Дадим пояснения к представленным в таблице расчетам.

Затраты, связанные с предоставлением услуги ("Всего"):

2,9 + 1,8 = 4,7 (тыс. руб.).

Величина внебюджетных средств, привлеченных для предоставления услуги, в нашем примере - 2,1 тыс. руб.

Привлеченные внебюджетные средства в процентном отношении рассчитываются с учетом итоговых значений:

(2,1 / 14,1) тыс. руб. x 100% = 10,7%.

Это значит, что 10,7% финансирования всех оказываемых услуг из фонда привлеченных внебюджетных средств было направлено на конкретную услугу.

Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств в рублях:

2,1 - 1,8 = 0,3 (тыс. руб.).

Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств в процентах:

((2,1 - 1,8) / 1,8) тыс. руб. x 100% = 16,7%.

Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах:

(2,1 / 4,7) тыс. руб. x 100% = 44,6%.

Указанные в таблице показатели имеет смысл рассматривать и относительно друг друга (по услугам), и в динамике (например, по итогам года или другого периода). Предложенная или измененная по усмотрению руководства (или специалистов) форма даст возможность определить, какие услуги пользуются спросом долгое время, какие нуждаются в изменениях, к каким теряется интерес и какие в большей степени требуют финансовых вложений.

Обновление нормативной базы учреждения

Обновление нормативной документации учреждения (локальных нормативных актов, регламентирующих управление образовательного учреждения, организационные аспекты, особенности организации образовательного процесса, оценку и учет образовательных достижений обучающихся, условия реализации образовательных программ, права, обязанности, меры социальной поддержки обучающихся образовательной организации, права, обязанности и ответственность работников образовательной организации, образовательные отношения, открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации) обязательно должно быть периодическим и включать в себя работу с теми документами, которые устанавливают порядок предоставления платных услуг. Причем особое внимание необходимо уделить определению цены на каждую конкретную услугу, составлению графика предоставления услуг, разработке сопутствующих документов (например, журналов посещения и успеваемости), заключению договоров с родителями учеников, работе с педагогическим составом.

Внедрение новых форм оказания платных услуг

Внедрение новых форм оказания платных услуг подразумевает соответствие предложений современным требованиям. Однако надо понимать, что чем раньше учреждение начнет двигаться в данном направлении, тем более конкурентоспособным оно будет. Учреждение должно иметь материальную базу для такого внедрения, а трудовой коллектив должен быть готов к оказанию платных дополнительных услуг. Основное условие внедрения названных услуг - их востребованность родителями и учениками. Ресурсы, которыми располагает учреждение, тоже значимы. Например, важны наличие помещений и их оснащенность, мебель, учебный материал, технические средства обучения, возможность использования новых информационно-коммуникативных технологий и т.д. Первостепенно и привлечение квалифицированных специалистов, способных работать с детьми и имеющих опыт проведения занятий на высоком уровне.

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Родителю и ребенку важно, кто именно будет оказывать дополнительные услуги. Повышение профессиональной компетенции педагогов является одной из составляющих их деятельности, о чем должны знать и покупатели услуги - в данном случае родители. Причем информация о повышении квалификации не должна остаться за кадром, поскольку она позволяет конкретному бюджетному учреждению выгодно выделиться среди конкурентов. То, что педагог прошел соответствующие курсы, должно отражаться не только в его трудовой книжке, но и на сайте учреждения или (как сейчас делают многие) на личной странице учителя. Сайт в описанном случае выступает не только как визитная карточка специалиста (специалистов), но и как информационная площадка услуги.

Например, если на сайте учреждения в разделе "Наши преподаватели" (или в разделе с другим названием, но тем же смыслом) будет приведен только поименный список педагогов по дисциплинам с отражением их категорий, а фотографии и любая другая дополнительная информация о квалификации специалистов (их заслугах и т.д.) будут отсутствовать, то родителям придется самим искать ответы на вопросы "Чем хорош этот учитель?" и "Почему мой ребенок должен заниматься именно у данного специалиста?". Однако указание, что с детьми будет работать, например, преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель, под руководством которого дети успешно участвуют в каких-либо мероприятиях, станет несомненным стимулом для выбора предлагаемой услуги.

Почти в каждой школе есть педагоги из числа бывших учеников. Информация о таких сотрудниках повышает доверие потребителей услуг к учебному заведению. Желательно, чтобы она тоже размещалась на сайте школы в нужном разделе.

За примером того, как надо себя позиционировать, можно обратиться к сайту ГБОУ "Гимназия N 11" (г. Санкт-Петербург), где в разделе "Руководство. Педагогический состав" приводятся сведения о коллективе. Наряду с качественно выполненными фотографиями педагогов присутствуют следующие данные.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
25 декабря 2019 года N МР-137/02вн

Методические рекомендации по распространению механизма привлечения внебюджетного финансирования, ориентированного на результат, в том числе в форме государственно-частного партнерства, при реализации региональных проектов в рамках национального проекта "Образование"

I. Актуальность и сфера применения рекомендаций

Настоящие рекомендации направлены на поддержку усилий субъектов Российской Федерации, частных организаций по достижению целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и развитие различных форм государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), привлечение внебюджетных средств в улучшение качества жизни граждан России, повышение доступности качественного образования, образовательных программ, услуг.

Привлечение внебюджетных средств на реализацию национального проекта "Образование" (далее - НПО) является важнейшей задачей, связанной с развитием ГЧП, устойчивостью результатов и эффектов от реализации национальных проектов.

Настоящие рекомендации содержат описание нормативной правовой базы, возможных областей, различных моделей привлечения внебюджетных средств для реализации НПО и развития ГЧП в образовании, отдельные примеры его реализации.

Согласно данным Минэкономразвития России, динамика роста частных вложений в систему образования ниже средних показателей по экономике Российской Федерации, в том числе в сравнении с другими отраслями социальной сферы (здравоохранение, культура и другие). Однако при этом наблюдается рост частных инвестиций в создание и модернизацию инфраструктуры сети образовательных организаций в субъектах Российской Федерации, образовательных программ в связи появлением соответствующего нормативного регулирования, увеличением циклов возврата таких инвестиций, снижением рисков невозврата инвестиций, что постепенно приводит к распространению моделей ГЧП в образовании в связи с его спецификой.

В рамках НПО за период 2019-2024 гг. предусмотрено внебюджетное финансирование в размере, превышающем 15 млрд рублей, что составляет 2% от общего объема финансирования НПО за счет всех источников (более 780 млрд рублей). Планами мероприятий по реализации федеральных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" предусмотрено привлечение внебюджетного финансирования, в том числе в форме государственно-частного партнерства.

Успешная реализация различных моделей ГЧП в субъектах Российской Федерации позволит обеспечить рост объема привлекаемых внебюджетных средств, более устойчивые формы управления и контроля качества образовательных результатов.

II. Нормативное правовое регулирование государственно-частного партнерства в сфере образования

Нормативными правовыми актами, регламентирующими ГЧП и развитие механизмов привлечения внебюджетного финансирования в целом, помимо указанных Закона N 115-ФЗ, Закона N 224-ФЗ, являются:

Для реализации субъектами Российской Федерации проектов в форме концессионных соглашений, соглашений о ГЧП необходимо принятие нормативных правовых актов также на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе правил принятия решений о заключении концессионных соглашений, соглашений о ГЧП на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств (в случае, если по таким соглашениям предусматриваются выплаты из бюджета) в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Законом N 115-ФЗ и Законом N 224-ФЗ.

III. Возможные области привлечения внебюджетных средств в рамках реализации задач национального проекта "Образование"

1. Строительство школ

В период 2021-2024 годов мероприятиями НПО предусмотрено строительство и обеспечение деятельности не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций на условиях возвратного финансирования не только на этапе проектирования и строительства общеобразовательных организаций, но и в процессе их дальнейшего содержания и обслуживания. Кроме этого, мероприятиями НПО аналогичные условия предусмотрены в части создания различных образовательных форм.

Привлечение частных партнеров (инвесторов) в целях строительства школ позволяет в условиях ограниченных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в короткие сроки справляться с потребностью в новых местах в общеобразовательных организациях в связи с демографическим ростом контингента обучающихся в период 2016-2025 годов. В свою очередь, частному партнеру (инвестору) обеспечивается надежность окупаемости вложений в среднесрочной перспективе на возвратной основе как за счет прямого возврата, так и за счет участия в управлении создаваемой инфраструктурой, в развитии отрасли образования и социально-экономического положения субъекта Российской Федерации в целом, в том числе в рамках своих социальных и иных интересов (например, как работодателя).

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации реализуются проекты подобного рода, в том числе в Нижегородской и Свердловской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и других.

2. Создание инфраструктуры дополнительного образования

Внебюджетное софинансирование может быть направлено на создание детских технопарков "Кванториум", центров дополнительного образования детей на базе образовательных организаций высшего образования "Дом научной коллаборации", ключевых центров развития детей, в том числе мобильных технопарков "Кванториум", центров цифрового и гуманитарного творчества "Точка роста", Центров опережающей профессиональной подготовки и других, уже показавших свою роль драйвера развития региона и образовательную эффективность.

Предприятия и компании реального сектора привлекает возможность выявления и поддержки мотивированных детей, формирования ценностей, установок и навыков для последующей работы в отрасли, а также повышения производительности труда и внедрения инноваций в реальном секторе производства.

Так, по оценкам по оценкам Счетной палаты Российской Федерации, рост вложений в развитие образования как элемента человеческого капитала в 2020-2040 годах может в перспективе увеличивать экономический рост субъектов Российской Федерации до 0,7-1% ежегодно.

3. Цифровая образовательная среда

Внебюджетное софинансирование может быть направлено на создание центров цифрового творчества "IT-куб". Это предполагает расширение практики обучения детей цифровым компетенциям и навыкам, разработку программных продуктов.

Кроме этого, развитие федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды предусматривает участие частного сектора в наполнении образовательным контентом и сервисами, а также формирование соответствующих рынков в масштабах всей отрасли, в том числе создание цифрового образовательного контента, потенциальная емкость которых не ограничивается региональными возможностями, а предоставляет возможность действовать на федеральном и международном уровнях.

4. Модернизация образовательных программ профессионального образования

Внебюджетное софинансирование может быть направлено на модернизацию профессионального образования посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также на обновление материально-технической базы образовательных организаций. Среднее профессиональное и высшее образование являются привлекательными для внебюджетного финансирования, поскольку готовят кадры для последующей работы. Поддержка подготовки высококвалифицированных кадров, обеспечивающих экономику, позволит развивать компетенции в соответствии с требованиями работодателя.

Кроме того, на основе механизмов ГЧП возможно создание Центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП), а также моделей внедрения сетевой формы реализации профессиональных образовательных программ с участием частных партнеров. Частный инвестор в рамках концессионных соглашений с пилотными субъектами Российской Федерации может брать на себя обязательство по реконструкции объектов государственной собственности (или отдельных площадей указанных объектов), государственной организации среднего профессионального образования, осуществлять модернизацию материально-технической базы и создавать на базе данных объектов учебные центры в форме ЦОПП. При этом осуществление управления ЦОПП и эксплуатация соответствующей материально-технической базы возможны концессионером.

5. Непрерывное образование

Мероприятия федерального проекта предусматривают возможности внебюджетного софинансирования и направлены как на создание систем оценки (сертифицирования), так и на непосредственное получение знаний и навыков граждан, работников организаций для непосредственной их реализации в работе, прежде всего, знаний и навыков работы в цифровую эпоху, а бизнес может строить проекты заинтересованного участия в развитии отрасли через ее доходные сегменты (например, инициативы российских компаний IТ-сектора по поддержке учителей).

6. Дошкольное образование

В рамках национального проекта "Демография" будет продолжена работа по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, в том числе по предоставлению возможностей развития образовательных программ дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу (субсидии для негосударственных групп по присмотру и уходу в рамках национального проекта "Демография") в рамках ГЧП, закреплению эффективных моделей и развитию новых.

IV. Общие модели и механизмы привлечения внебюджетных средств

Внебюджетное софинансирование может привлекаться для реализации мероприятий НПО по нескольким основным моделям.

1. Соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве/концессионные соглашения

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и(или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

По соглашению о ГЧП частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющееся объектом соглашения недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, осуществлять эксплуатацию и(или) техническое обслуживание такого имущества, а публичный партнер обязуется предоставить частному партнеру права владения и пользования им для осуществления указанной в соглашении деятельности и обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения при условии соблюдения требований, предусмотренных Законом N 224-ФЗ и соглашением. По соглашению стороны также обязуются исполнить иные обязательства, которые вытекают из определяющих форму ГЧП элементов соглашения (часть 1 статьи 12 Закона N 224-ФЗ).

Сферой применения таких моделей в рамках НПО могут стать следующие мероприятия:

- строительство не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций на условиях возвратного финансирования, что позволит внедрить механизмы ГЧП как на этапе проектирования и строительства общеобразовательных организаций, так и в процессе их дальнейшего содержания и обслуживания;

- создание центров опережающей профессиональной подготовки и(или) мастерских, оснащенных современной материально-технической базой;

- модернизация инфраструктуры детского отдыха через создание новых мест для организации отдыха детей и их оздоровления на территориях субъектов Российской Федерации, что позволит обеспечить повышение доступности данных услуг, в том числе для детей из социально незащищенных слоев населения;

- создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях;

- создание детских технопарков "Кванториум", центров цифрового образования "IТ-куб".

2. Реализация проектов социального воздействия

Одной из перспективных моделей привлечения частных инвестиций в социальную сферу являются проекты социального воздействия (далее - ПСВ), пилотная апробация которых осуществляется в 2019-2024 гг. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 1491 (далее - Постановление N 1491).


Светлана Рябуха, директор МАОУ СОШ № 125 (Екатеринбург), предлагает сразу три варианта. Первый — запустить платные услуги: кружки, спортивные секции, дополнительные занятия. Второй — привлечь частные инвестиции. Третий — участвовать в конкурсах и искать гранты.



Регби-кружок МАОУ СОШ № 125

Елена Белова, директор МАОУ СОШ № 43 (Екатеринбург) поддерживает идею частных инвестиций. В ее школе был позитивный кейс, когда в 2016 году несколько выпускников-энтузиастов вложили свои ресурсы в ремонт здания. Они самостоятельно выбрали объект реконструкции, составили смету, разделили между собой финансовую ответственность. Благодаря выпускникам школа обзавелась собственным музеем и новым актовым залом.



В школьном музее МАОУ СОШ № 43

Елена Белова замечает, что для сбора пожертвований от сообщества все больше школ создают эндаумент. Это достаточно новое для России понятие означает целевой фонд, сформированный за счет пожертвований в адрес некоммерческой организации. Кроме того, у школ есть возможность сократить свои расходы с помощью софинансирования, когда часть затрат на какой-то проект на себя берет городской бюджет, а часть покрывается из внебюджетных средств школы.

Элина Юнусметова, директор частной гимназии New Tone (Узбекистан) отмечает, что несмотря на стереотипы, частные школы нуждаются в дополнительных средствах не меньше, чем государственные. Просить клиентов о материальной поддержке напрямую неудобно и сложно, и директор предлагает искать финансовой помощи у международных фондов. В 2020 New Tone получила от Европейского банка грант на развитие малого бизнеса, а именно на внедрение в гимназии онлaйн-образования и SMM. После пандемии и то и другое направление было востребовано, и по договору банк покрыл 85 процентов затрат. Гимназия зарекомендовала себя как надежный партнер, и поэтому после закрытия первого успешного проекта банк сразу предложил финансирование нового.



New Tone онлайн

Тем, кто планирует искать гранты, Элина Юнусметова советует обращаться к опытным консультантам, у которых за плечами уже есть успешные кейсы. А еще вести прозрачную финансовую отчетность и обязательно укладываться в сроки — от этого зависит репутация школы и дальнейшее сотрудничество.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования РМЗубово – Полянский педагогический колледжКомпьютер.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Министерство образования РМЗубово – Полянский педагогический колледжКомпьютер.

Министерство образования РМ
Зубово – Полянский педагогический колледж
Компьютерная презентация по экономике образовательных
учреждений на тему:
Внебюджетное
финансирование
образовательных
учреждений
Преподаватель: Кривоногова Л.Л.

Понятие внебюджетной деятельностиВнебюджетное финансирование - это расходован.

Понятие внебюджетной деятельности
Внебюджетное финансирование - это расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими привлечение внебюджетных средств образовательным учреждением, являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 50).

4. Приказ Министерства финансов РФ от 21июня 2001 г. 5. Инструктивные р.

4. Приказ Министерства финансов РФ от 21июня 2001 г.

5. Инструктивные рекомендации Министерства образования и науки РФ


Внутри учреждения необходимо принять следующие локальные акты: Положение о внебюджетных источниках финан­сирования; Положение о Попечительском совете .

Основными документами, регулирующими правила оказания платных дополнительн.

3. О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказывае.

3. О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ.

Платные образовательные услуги: регистрируются; лицензируются; включают.

Платные образовательные услуги:
регистрируются;

включаются в Устав учреждения;

не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета
доход от платных дополнительных образовательных услуг направляется на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников.

Основные направления и виды внебюджетной деятельности доходы, полученные за.

Основные направления и виды внебюджетной деятельности

доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;
доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности;
добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.
образовательное учреждение

Привлечение внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов бю.

Привлечение внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Министерство образования РФ дополнило и конкретизировало приведенный в Законе.

1. Образовательные и развивающие услуги:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
б) репетиторство с обучающимися другого образовательного
учреждения;
в) различные курсы по: подготовке к поступлению в учебное заведение, изучению иностранных языков, повышению квалификации, переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);
г) различные кружки;
д) создание студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры.
е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни.

2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья и т. д.

Одним из возможных и достаточно популярных способов внебюджетного финансир.

Одним из возможных и достаточно популярных способов внебюджетного финансирования является привлечение средств благотворителя или спонсора.

Благотворительность — это бескорыстное добровольное пожертвование физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной, финансовой, организационной и другой помощи. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство.

Спонсорство — добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке какого-либо лица (учреждения) с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки и т. д.

 1. Основная деятельность 2. ПрочаяКлассификация внебюджетных доходов 5

1. Основная деятельность 2. Прочая
Классификация внебюджетных доходов
5

К первой группе будут относиться: 1. Доходы от реализации образовательных ус.

К первой группе будут относиться:

1. Доходы от реализации образовательных услуг.

2. Доходы от научной деятельности.

3. Доходы от деятельности учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса.

Ко второй группе следует отнести:

1. Доходы от работы (услуг), выполняемых с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.).
2. Нереализационные доходы.

3. Доходы от иных поступлений.

Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности Осн.

Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности
Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности — учебной, научной, хозяйственной и иной.

К таким факторам можно отнести: 1. Наличие лицензии, аккредитации, серти.

К таким факторам можно отнести:
1. Наличие лицензии, аккредитации, сертификации и т. д.
2. Регион расположения.
3. Внутренняя нормативная база.
4. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности.
5. Научный потенциал.
6. Кадры.
7. Информационные ресурсы.
8. Методическая база.
9. Библиотечный фонд.
10.Помещения, оборудование.
11.Земля.
12.Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения.

Читайте также: