Проект по поликультурному воспитанию в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шабалина Нина Викторовна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, Йошкар-Ола

Статья посвящена рассмотрению результатов совместной деятельности детей, педагогов, родителей по поликультурному воспитанию. Показаны направления сотрудничества, позволяющие значительно повысить уровень коммуникативно-речевой деятельности и эффективно создавать условия реализации языковой толерантности.

Ключевые слова: язык, толерантность, мегаполис, менталитет, национальность.

В нашем детском саду увеличилось количество детей разных национальностей, недостаточно хорошо владеющих русским языком, живущим в семьях со своими национальными традициями. Это мальчик Марк - грек по национальности, Аида и Садиг – азербаджанцы, Давид - татарин и другие дети, недостаточно хорошо владеющие русским языком.

- расширение информированности и профессиональной компетентности педагогов в области детского двуязычия;

- изучение современных взглядов на проблемы межнационального общения через периодику и сетевое взаимодействие.

Одной из первых разновидностей культуры, с которой знакомится ребенок еще в младенчестве, является народная культура. Она воспринимается ребенком через малые фольклорные формы (сказки, песни, плясовые, поговорки, народные игры, и т.п.). Они близки и понятны детям, как для восприятия, так и для воплощения. В фольклоре в полной мере отражено все богатство культурного наследия народов. Его герои выступают носителями национальных ценностей. В устном, музыкальном и декоративно-прикладном народном творчестве как нигде отразились особенности характера народа, его нравственные ценности - представления о красоте, добре, верности, храбрости, трудолюбии, самобытности национального этикета, обрядов, праздников, одежды, быта. В качестве средства, которое будет стимулировать желание ребенка познавать культуру своего народа, его язык мы предлагаем использовать малые фольклорные формы: сказки, поговорки, пословицы, а также произведения народного декоративно-прикладного искусства. Работа по поликультурному воспитанию предполагает, прежде всего, погружение ребёнка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности. Основной способ обучения детей в условиях двуязычия - целенаправленная работа по коммуникативному общению в различных практических ситуациях. Особенно полезно использовать речевые дидактические игры на словообразование, словотворчество. Очень важно с детства научить ребенка понимать, что люди должны жить в мире и согласии, донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи.

3. Парникова Г.А. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства // Воспитатель в ДОУ. 2017 № 2. С. 6.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания, и воспитания с дошкольного возраста. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Это определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и в России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание детей в духе мира, гуманного межнационального общения.

Поликультурное образование ставит целью: создание системы поликультурного образования, способной обеспечить благоприятный социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения. Дошкольное образование является важнейшим этапом в построении конструктивного межкультурного диалога.

Содержание программы по поликультурному образованию включается в разделы: познавательное развитие, игра, художественная литература, музыкальное и эстетическое развитие, продуктивная деятельность, физическая культура и другие. Нами был избран вариант интеграции с основной образовательной программой, который направлен на изменение содержания непосредственно образовательной деятельности за счет введения тем поликультурного образования. Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности. Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания таким ученым как Геннадий Дмитриевич Дмитриев. Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами, над этими вопросами работают педагоги-исследователи – Е.С.Б абунова; Т.Ф. Бабынина и другие.

Поликультурное воспитание у нас в детском саду осуществляется в трех направлениях:

В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.

Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносит непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности. Именно они знакомят дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют национальный колорит красок и узоров.

Деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, способствует знакомству с национальными народными играми.

Мы считаем, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.

Семья всегда остаётся основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурную личность, без участия родителей в решении проблемы. Мы стараемся активно выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников, так как это важный момент поликультурного образования в детском саду. Мы осуществляем его через информационные зоны, беседы, анкетирование и официальный сайт детского сада.

Педагоги разрабатывают и проводят мероприятия, конкурсы, праздники и развлечения с участием семьи. Совместно с родителями воспитанников проводятся и организуются фотовыставки, изготавливаются народные костюмы для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры. Мы ставим задачи перед педагогами детского сада - максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок и сделать родителей своими союзниками в воспитании детей.

Игра– ведущий вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает мир, свое место в нем и вырабатывает собственную модель поведения.

Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в нашем дошкольном образовательном учреждении, является:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей.

Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Разработан цикл занятий по патриотическому воспитанию и поликультурному воспитанию. Воспитатели проводят открытые занятия и знакомят своих коллег с промежуточными результатами поликультурного воспитания.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене. Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают, что это такое. Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, затем утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.

Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

У нас – общая история и общее будущее. Будем продолжать учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

Люблю тебя, моя Росси,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Экскурсия по России

(показ слайдов с картинками на которых изображены различные виды транспорта, популярные в разных странах).

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какой из предложенных видов транспорта будет наиболее удобен нам для путешествия, чтобы мы смогли поехать все вместе и хорошо рассмотреть все красоты и богатства нашей России.

(дети предлагают свои варианты, аргументируют свои ответы, приходят к выводу, что наиболее приемлемым является железнодорожный транспорт, так как соблюдены все условия безопасности).

Ребята, поезда в разных странах тоже бывают разными (показ слайдов, где изображены поезда во Франции, электрички в Германии, Японии, Англии и Бразилии). Я предлагаю по ходу нашего путешествия, нарисовать портрет России и посмотреть – что же у нас получится. Мы возьмем с собой карту России и будет заносить на ней пометки. Итак, вагоны у нас уже готовы, но без кого не может двинуться поезд? (ответы детей). Давайте выберем машиниста поезда. Ребята, разрешите на правах взрослого человека, я возьму на себя должность помощника машиниста, чтобы мы не заблудились с вами в пути.

(машинист и пассажиры занимают свои места).

Музыкальный руководитель: Когда поезд отправляется, машинист дает длинный гудок, сейчас я покажу какой, а далее этот гудок будет давать наш машинист.

(включается аудиозапись гудка поезда с последующим стуком колес)

Музыкальный руководитель: Ребята, поиграли, нам пора отправляться в путь, садимся по местам. Давайте сделаем зарисовки. На этой остановке нам встретился символ России – березка. (на карту помещается изображение берёзы).

Ящик на коленях скачет -

То поет, то горько плачет (гармонь)

А на ней три волоска,

Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)

(На карту помещаются балалайка и гармонь).

Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.

Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.

На каких народных инструментах играем мы с вами?

Музыкальный руководитель: Отправляемся на следующую станцию. В каждой стране есть своя национальная игрушка – В Италии Пульчинелла, в Чехии – крот из мультфильма (показ слайдов) Дети, а вы знаете нашу национальную русскую игрушку? Да, конечно, вы слышали, что одним из символов России является русскаяматрёшка.

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном

И вся семья в матрёшке,

Как в доме деревянном.

Поют матрёшки в хоре.

Живут, не зная горя

И дружно, и счастливо,

И весело на диво.

Мы весёлые сестрицы,

Мы матрёшки – озорницы.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ребята! Так что же все-таки означает слово Русь? (Ответы детей). В рассказе писателя С. Романовского для детей написано об этом. Послушайте, пожалуйста.

– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвел!

– На русь! – ахнул я.

– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

– Анна Ивановна, а что такое – русь?

– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал что ли никогда?

Я слова вымолвить не могу. Русь – светлое место!

Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!”

А теперь обратите внимание на нашу карту. Какой красивый получился портрет России! Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные? Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь – это страна света. Через музыкальные образы природы, традиций Родины мы составили музыкальный портрет России. Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. Наш город – наша малая Родина – это часть России.

Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект по поликультурному воспитанию дошкольников

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Актуальность:

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.

Меняется современный мир, и реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях.

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький киргиз, армянин, таджик, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа. А задача педагогов – научить их толерантно относится друг к другу, уважать традиции других народов.

Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

Цель проекта:

Сформировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбы между людьми разных национальностей; вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.

Сформировать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире, развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Воспитание гражданских чувств дошкольников, гордость за свой народ и свою родину, дружелюбие, отзывчивость, толерантность.

Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой и традициями разных народов.

Тип или сроки проекта: долгосрочный, творческий.

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

План реализации проекта:

Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и другие на основе единого содержания.

Беседы, как индивидуальные, так и групповые.

Видео просмотры (презентации, фильмы и т.д.).

Проведение мероприятий с этнокультурной тематикой.

Целевые экскурсии в музеи.

Сроки реализации проекта состоят из 3-х этапов:

Подготовительный/организационный включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.

Выявить национальное состояние семей воспитанников группы;

индивидуальные и групповые беседы, посещение, просмотр домашних праздников через фотографии, видеосъемки, анкетирование;

Основной (формирующий):

воспитывать любовь и уважение к своей родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям;

экскурсии в музеи;

открытые занятия в группе;

театрализованные игры разных народов;

неделя культуры народа (русской, армянской и т.д.).

Итоговый (обобщающий) этап:

Ожидаемый результат: данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей, населяющих нашу планету, их обычаи и традиции на основе познания. Способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом; сформировать у них представление о себе и других, как о личности.

Поэтому одной из задач детского сада становится объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, при котором образовательная среда становится зоной ближайшего развития ребенка, способствующая его социализации и развитию.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. [3, с.16]


Схема 1. Этносоциальная структура населения Бурятии

Новизна проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через тесное взаимодействие с семьями воспитанников, этнокультурными центрами, через внедрение инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии, инновационные музейно-педагогические технологии и др.).

Вид проекта: долгосрочный, информационно – практико – ориентированный.

Цель проекта:

Формирование этнокультурной компетентности старших дошкольников через ознакомление с этническими особенностями народов Бурятии.

Задачи для детей:

Образовательные:

- Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим основного населения и этносоциальных групп, проживающих в Бурятии;

- Приобщить к культуре своего народа как непременному условию интеграции в другие культуры;

- Создать условия для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств.

Развивающие:

-Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;

- Развивать потребность в приобретении новых знаний о России, о малой Родине, об этнических особенностях народов проживающих в республике; умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной культуры;

- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды.

- Воспитывать культуру межнационального общения.

Задачи для родителей:

- Создать условия для изучения, закрепления и актуализации знаний об этнокультурной составляющей республики Бурятия среди родителей воспитанников группы.

- Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью формирования понимания важности и личной заинтересованности родителей в поликультурном воспитании дошкольников.

- Расширить представления по вопросам организации совместной с детьми проектной деятельности, привлечь родителей к совместным мероприятиям (организация экскурсий, создание мини-музеев, участие в творческих мастерских и т.д.)

Принципы реализации проекта:

  • Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Принцип сотрудничества с семьей;
  • Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Механизм реализации проекта:

Проект реализуется через организацию образовательной деятельности, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями, сотрудничество с общественными организациями и интеграция со специалистами дошкольного учреждения.

Ожидаемые результаты проекта:

  • У детей сформировано положительное отношение к разным народам, прежде всего через познание принадлежности к своей национальной культуре. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и прочувствованными.
  • У детей сформированы эмоционально-положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.
  • Созданная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию познавательно-исследовательской активности ребенка и развитию умения применять полученные знания в разных видах детской деятельности: игровой, музыкальной, продуктивной и т.д.
  • Улучшится качество взаимодействия с семьями воспитанников.

Практическая значимость проекта:

Данный проект направлен - сформировать у детей старшего дошкольного возраста этнокультурную компетентность в условиях дошкольного учреждения и в тесном взаимодействии с родителями, через приобщение к истокам народной культуры, традициям и обычаям, а также развить восприятие людей разных национальностей, проживающих в республике Бурятия, одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь.

Реализация проекта осуществляется через основные образовательные области, которые интегрируются в зависимости от целей образовательной деятельности. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка (Схема 2).


Схема 2. Интеграция образовательных областей

Создание этнокультурной среды в группах старшего дошкольного возраста – внесение этнокультурного компонента в игровые центры (Схема 3).


Схема 3. Модель этнокультурной предметной среды группы


Познавательное развитие

Реализация краткосрочных проектов:

- Мастер-класс по изготовлению

- Харнутова О.А. языковед – рассказ о бурятском национальном костюме

- В филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева г. Улан-Удэ;

- Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья;

- Экскурсия в музей природы.

Поисково-исследовательская деятельность – составление презентаций о разных народах.

Коллекционирование –куклы в национальных костюмах, магниты с элементами национальной принадлежности.

Речевое развитие

Знакомство с фольклором разных народов:

- Русское устное народное творчество: сказки, былины, частушки.

- Бурятский фольклор: мифы, улигеры, легенды.

- Эвенкийский фольклор: героический эпос, мифологические рассказы, запреты (оде).

Составление описательныхрассказов по народной игрушке, элементам народно-прикладного искусства.

Словотворчество – на основе прослушанных сказок придумывание своих, а также придумывание сказок по пословицам и поговоркам народов Бурятии.

Художественно-эстетическое развитие

Слушание, разучивание народных песен.

Знакомство с народными музыкальными инструментами (пэнгипкэвун-металлический варган эвенков; бурятские муз.инструменты: хуур, бишхур, чанза,варган; русские народные: трещетка, рубель и др.)

Ответственный: музыкальный руководитель

Праздники и развлечения:

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель, хореограф, родители .

Танцы народов Бурятии:

Организация конструктивной деятельности (из разного вида конструктора) в соответствии с темами этнокультурного воспитания.

Физическое развитие

Подвижные игры разных народов:

Праздник обрядовых игр.

Результат проекта:

Фестиваль

Социально-коммуникативное развитие

- Создание игровых и проблемных ситуаций с использованием атрибутов, включающих элементы быта народов Бурятии.

- Образовательная деятельность по ознакомлению детей с основным видом деятельности взрослых: охота, оленеводство, вышивание, рыболовство, земледелие, ковроткачество и пр.

Предметно-пространственная среда

Внесение этнокультурного компонента в игровое пространство группы:

- Центр книги – оформление тематических книжных выставок;

- Центр музыки – подбор иллюстративного материала по народным инструментам и т.д.

Взаимодействие с социальными институтами

Семья

Другие соц.институты

Привлечение родителей к пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы:

- Пошив национальных костюмов и головных уборов.

Создание выставок совместного творчества.

Привлечение родителей к организации экскурсий и праздников.

Информационное просвещение родителей: выпуск буклетов, заочные консультации.

- Филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева г. Улан-Удэ;

- Этнографический музей народов Забайкалья;

- Художественный музей им. Ц.С.Сампилова;

- Музей природы Бурятии.

Диагностика этнокультурной компетентности
детей старшего дошкольного возраста

Для определения эффективности проведенной работы нами были разработаны критерии диагностики по выявлению уровня практических знаний и умений этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (сентябрь-октябрь), и в конце учебного года (апрель-май).

Показатели

Критерии оценки

  1. Знает геральдические символы России и Бурятии.
  2. Знает названия других народностей, проживающих на территории республики.
  3. Знает о культурном многообразии народов Бурятии.
  4. Знает традиционные виды деятельности народов Бурятии (чабан, хлебороб, охотник, рыбак, оленевод), значение труда.

5. Знает об историческом прошлом (бурят, эвенков, русских и др. этносоциальных групп).

6. Знает об общности исторического и культурного прошлого этносов и этносоциальных групп.

7. Знает и различает русские, бурятские, эвенкийские национальные: жилище, одежду, посуду, блюда, праздники, национальные игры, музыкальные инструменты, фольклор, традиционные виды ремесел.

8. Знает об особенностях (климатического, географического) проживания народов.

  1. Ориентируется на карте России, показывает территорию Бурятии, находит столицу Бурятии, север Бурятии – район проживания эвенков и т.д.
  2. В организации игр использует национальный колорит: атрибуты костюмов, маски, предметы быта, загадки и др.
  3. Умеет организовать игровую деятельность, работать в коллективе сверстников.
  4. Отражает в рисунках, рассказах, играх интерес к жизни других народов, к событиям истории.
  5. Самостоятельно организует свою деятельность.
  6. Участвует в совместных мероприятиях.
  7. Общается с людьми разных национальностей.
  8. Успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные) формы самовыражения.
  9. Способен оценить свои возможности, помочь другому, проявить заботу о более слабом, о малышах.
  10. Умеет конструктивно разрешать конфликты.
  11. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Планируемые результаты по этнокультурной компетентности старших дошкольников

Достижения ребенка

Возрастная группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Что нас радует

  • Ребенок имеет первичные представления о малой Родине и Отечестве.
  • Освоил представление о республике, в которой живет, о своем городе (Улан-Удэ) — называет его достопримечательности, особенности.
  • Ребенок знает и различает геральдику республики, напевает слова гимна.
  • Знает и называет названия ближайших улиц, назначение некоторых общественных учреждений города.
  • Понимает особенности правил поведения в общественных местах.
  • Знает пословицы о Родине, понимает их смысловое значение, может использовать их в процессе общения.
  • Проявляет интерес к родной стране. Знает и называет ее столицу, различает флаг и герб России.
  • Имеет представление о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
  • Понимает многообразие россиян разных национальностей — особенности их внешнего вида, одежды, традиций.
  • Проявляет интерес к сказкам, песням, играм разных народов.
  • Из быта и традиционной культуры русских и бурят называет и объясняет от 4 до 6 понятий, различает и называет видовое разнообразие бурятского, русского узора, орнамента.
  • Узнает, различает и дает название русским и бурятским народным мелодиям.
  • Различает и называет разные виды декоративно-прикладного искусства из разных областей России и Бурятии (игрушки, утварь, одежда, предметы быта); технологии изготовления, назначение, особенности.
  • Осознает ценность народного искусства, проявляет интерес, желание его сохранять и познавать.
  • С удовольствием принимает участие в народных играх.
    • Ребенок имеет представление о малой Родине и Отечестве.
    • Освоил представления о Республике Бурятия, в которой живет, о городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях.
    • Овладел представлениями о местах труда и отдыха людей в г.Улан-Удэ, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
    • Знает и различает некоторые национальные особенности людей проживающих на территории Бурятии (русские, буряты, эвенки, казаки, семейские). Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Имеет стойкий интерес к отдельным фактам истории и культуры России и Бурятии.
    • Имеет представление о России — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы.
    • Интересуется традициями народов проживающих в Бурятии, их народными промыслами, применяет имеющиеся знания в игре с использованием национальных атрибутов.
    • Проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях России и Бурятии.
    • Активно принимает участия в национальных праздниках (Сагаалган, Масленица и т.д.)
    • Освоил некоторые национальные мелодии, песни, сказки, танцы народов Бурятии.
    • Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, экскурсий по городу.
    • Знает и различает прикладное искусство бурят, русских, эвенков на примере промыслов России.
    • Называет сходство и отличия традиционных промыслов, назначение и особенности, традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры.
    • Осознает ценность народного искусства; проявляет желание его сохранять и познавать.
    • Проявляет предпочтения и интерес к коллекционированию, увлечению ручным трудом, продуктивной деятельности.
    • Ребенок имеет представление о малой Родине и Отечестве.
    • Освоил представления о Республике Бурятия, в которой живет, о городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях.
    • Овладел представлениями о местах труда и отдыха людей в г.Улан-Удэ, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
    • Знает и различает некоторые национальные особенности людей проживающих на территории Бурятии (русские, буряты, эвенки, казаки, семейские). Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Имеет стойкий интерес к отдельным фактам истории и культуры России и Бурятии.
    • Имеет представление о России — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы.
    • Интересуется традициями народов проживающих в Бурятии, их народными промыслами, применяет имеющиеся знания в игре с использованием национальных атрибутов.
    • Проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях России и Бурятии.
    • Активно принимает участия в национальных праздниках (Сагаалган, Масленица и т.д.)
    • Освоил некоторые национальные мелодии, песни, сказки, танцы народов Бурятии.
    • Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, экскурсий по городу.
    • Знает и различает прикладное искусство бурят, русских, эвенков на примере промыслов России.
    • Называет сходство и отличия традиционных промыслов, назначение и особенности, традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры.
    • Осознает ценность народного искусства; проявляет желание его сохранять и познавать.
    • Проявляет предпочтения и интерес к коллекционированию, увлечению ручным трудом, продуктивной деятельности.

    Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

    Для цитаты

    Читайте также: