Планета земля план урока астрономия 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

– Прокомментируйте, как вы понимаете это высказывание?
– Как называется раздел, с которым мы уже познакомились?
– Как называется мир (космическое пространство), которое нас окружает и
заполняет? (Вселенная)
– Из чего состоит Вселенная? (Из милиарда галактик)
– Что из собой представляет Галактика? (Гигантские звездные системы, расположенные на огромных расстояниях)
– Как называется звездная система нашей Галактики? (Солнечная система)
– Отгадай загадку и она подскажет вам, какое небесное тело в центре нашей
солнечной системы:

Сделайте вывод: В состав солнечной системы входит Солнце, планеты, естественные спутники, метеориты, кометы.

– Назовите планету, отгадав загадку:

– Докажите, что Солнце – раскаленное небесное тело – звезда. Излучает свет и тепло. Оно освещает и обогревает.

– Назовите t о С Солнца? (На поверхности – 6 000 о С , центральная часть Солнца – 15000000 о С )

Вывод: Это газообразное раскаленное небесное тело.

  • Ракета, скорость которой – 300000 км/час долетит до Солнца за 7 месяцев.
  • Самолету потребуется – 20 лет, скорость – 1000 км/час.
  • Пешеход достигнет Солнца через 10000 лет.

– Что будет на Земле, если погаснет Солнце? (Рассказ учащихся)

Учитель:

Солнце, Солнце! Ты свети
Ярким светом до Земли.
По лугам и по лесам,
По дорожке, по полям!
С солнышком нам радостно живется. (С. Викулов)

– О чем говорит загадка? Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
– Чем планеты отличаются от звезд? (Отражают свет, поглощают тепло.)
– Докажите, что Земля шарообразное тело – геоид?
– Назовите модель Земли?
– Какие движения делает Земля? (Вокруг своей оси.) Покажите на глобусе.
– Что происходит за это время на Земле? (Смена дня и ночи, 24 часа.)
– На приборе – Теллурий показать движение Земли вокруг Солнца?
– За какое время? (365 суток 6 часов 9 минут.)
– Что такое високосный год? Подсчитайте, через сколько лет бывает високосный год.
– Что происходит на Земле за год? (Смена времен года)
– От чего это зависит? (От наклона оси Земли)
– Что такое ось? (Воображаемая линия)

– Как называется точка, где выходит ось Земли? (Полюс)
– Покажите на карте и глобусе полюсы, и как они называются?
– Как называется окружность, одинаково удаленная от полюсов? Показать на карте и глобусе.
– Какое время сейчас в северном полушарии и южном?
– Солнце имеет атмосферу: в центре – фотосфера, за ней – хромосфера и солнечная корона.
– А какое внутреннее строение – Земля? (Рисунок 2)
– Мантия и земная кора образуют – литосферу. Используя учебник, дайте ответ строения Земной коры. (Рисунок 3)
– Как изображаются осадочные горные породы, гранит и базальт? (Рисунок 4)
– Покажите материки и океаны на глобусе и карте?
– Какие оболочки окружают нашу планету – Земля? (Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)

  1. За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси?
  2. Чем объясняется смена времен года?
  3. Что входит в состав солнечной системы?
  4. Форма Земли …
  5. Луна – это…
  6. Источник света и тепла …
  7. Сутки равны …
  8. Раскаленное небесное тело …

III. Задание на дом:

– Напишите стихотворение, сказку или рассказ о нашей красавице-планете Земля сверстникам других планет.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Планета Земля

Личностные : отстаивать собственную точку зре- ния о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения.

Метапредметные: сравнивать положения раз- личных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.

Предметные: формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.

Тип урока – комбинированный

1. Организационный момент.

2. Вступительная часть.

1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

5 Наука о космических телах

Изучение нового материала

Согласно наиболее разработанной гипотезе, Солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака. Подобные идеи высказывались учёными ещё в XVII в. В 40-е гг. XX в. эти идеи легли в основу гипотезы об образовании Земли и других планет из холодных твёрдых допланетных тел — планетезималей , выдвинутой академиком Отто Юльевичем Шмидтом . В дальнейшем она получила развитие в работах его учеников в России, а также зарубежных учёных.

Возраст наиболее древних пород, которые обнаружены в составе метеоритов, составляет примерно 4,5 млрд лет. Породы такой же древности обнаружены в доставленных на Землю образцах лунного грунта. Расчёты возраста Солнца дали близкую величину — 5 млрд лет. На основании этих данных принято считать, что все тела, которые в настоящее время составляют Солнечную систему, образовались примерно 4,5—5 млрд лет тому назад. Облако, из которого они образовались, представляло собой смесь частиц, которые относились к трём компонентам: скальному, ледяному и летучему . Именно из этих трёх компонентов в различных соотношениях и состоят все тела Солнечной системы.

В течение нескольких миллиардов лет само облако и входящее в его состав вещество значительно изменялись. Разумеется, далеко не все детали процессов, которые произошли за это время, поддаются точным расчётам, тем не менее современная наука позволила составить общую картину формирования Солнечной системы.

Вначале сжатие облака гравитационными силами привело к образованию центрального горячего ядра — будущего Солнца. Оно захватило себе основную часть массы облака — примерно 90%. Тяготение образовавшегося Солнца воздействовало на форму оставшейся части облака: оно становилось всё более и более плоским диском. Частицы этого диска, обращаясь вокруг Солнца по самым различным орбитам, сталкивались между собой. В результате одних столкновений частицы разрушались, а при других объединялись в более крупные. Возникали зародыши будущих планет и других тел. Считается, что число таких допланетных тел достигало многих миллионов. Но в конце концов эволюция облака привела к тому, что основная масса вещества оказалась сосредоточенной в немногих крупных телах — больших планетах (рис. .1).

Рис. 1. Образование планет по теории О. Ю. Шмидта

Однако прежде, чем эти допланетные тела образовались и стали расти, произошло перераспределение вещества внутри облака, его дифференциация, и химический состав частиц в различных его частях стал неодинаковым. Под влиянием сильного нагрева из окрестностей Солнца улетучивались газы (в основном это самые распространённые во Вселенной — водород и гелий) и оставались лишь твёрдые тугоплавкие частицы. Из этого вещества впоследствии сформировались Земля, её спутник — Луна, а также другие планеты земной группы.

Вдали от Солнца летучие вещества намерзали на твёрдые частицы, относительное содержание водорода и гелия оказалось повышенным. Объём периферийных частей облака был больше, а стало быть, больше и масса вещества, из которого образовались далёкие от Солнца планеты.

В ходе формирования планет и позднее на протяжении миллиардов лет в их недрах и на поверхности происходили процессы плавления, кристаллизации, окисления и другие физико-химические процессы. Это привело к существенному изменению первоначального состава и строения вещества, из которого образованы все ныне существующие тела Солнечной системы.

Согласно современным представлениям, образование протопланетного облака связано с процессом формирования звёзд.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ПРИЛОЖЕНИЕ 1.docx

удален-ность

Враще-ния вокруг оси

обраще-ния вокруг Солнца

Темпе-ратура

на поверхности

Хими-ческий состав

Орбитальная ско-рость

Осевой наклон

Ускорение свободного паде-ния

Выбранный для просмотра документ ПРИЛОЖЕНИЕ 2.docx

hello_html_m10631a05.jpg
hello_html_3d4358ae.jpg
hello_html_3802ba2d.jpg
hello_html_m6a38a7c0.jpg
hello_html_23f75d91.jpg

Выбранный для просмотра документ ТЕМА УРОКА.docx

ТЕМА УРОКА : Планеты земной группы

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Используемое оборудование : ресурсы учебника; технологические карты урока для учащихся; компьютер учителя, подключенный к мультимедийному проектору;

Цели урока : создать условия для формирования общих представлений об особенностях природы планет земной группы ; развивать познавательную активность у учащих; воспитывать чувство патриотизма на примере ученых-соотечественников.

метапредметные : формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности

личностные : формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала

предметные : уметь описывать особенности физической природы планет земной группы; уметь формулировать сходства и различия планет земной группы и научиться их объяснять

1. Организационный момент.

Здравствуйте!Перед вами на столах технологичекие карты урока,в которых мы работаем ближайшие 40 минут

2. Актуализация знаний (Фронтальная работа с классом)

Начнем урок словами великого мыслителя древности Феона Александрийского

«Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.

Каждая круг совершая в свое неизменное время.

Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.

Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.

И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.

Между собой они делят и род: есть также и в людях

Солнце, Меркурий, Луна, Марс, Венера, Сатурн и Юпитер.

Ибо в удел получаем и мы со струями эфира

Слезы и смех, гнев, желанье, дар слова и сон, и рожденье.

Слезы дает нам Сатурн, речь – Меркурий, рожденье – Юпитер;

Гнев наш от Марса, от Месяца – сон, от Венеры – желанье;

Смех же исходит от Солнца: оно заставляет смеяться

Как человеческий ум, так равно и весь мир беспредельный

Итак, о чем пойдет речь на уроке сегодня? О планетах, сегодня мы изучим часть планет

Записываем тему урока Планеты земной группы

3. Мотивация и целеполагание

Как вы думаете, каких результатов мы должны достигнуть?

(Записываем цель урока) Изучить планеты земной группы

4.Открытие новых знаний. (Групповая работа. Работа с дополнительной литературой).

Перед вами ПРИЛОЖЕНИЕ 1 , в котором отражен план нашей совместной работы по составлению характеристик планет

Предлагаю разбиться на 4 группы и, изучив соответствующий материал параграфа и ведения из ПРИЛОЖЕНИЯ 2 , внести в таблицу данные о выбранной планете. Как только будете готовы, выходите к доске и переносите сведения в таблицу.

5. Обобщение изучаемого материала.(Выступление учащихся).

Записи в тетради и на доске. Работа с обобщающей таблицей.

6. Первичное закрепление Рефлексия.

Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания?

В самом первом приближении при с даче ЕГЭ. Зачитаю вам ДЕТАЛИЗАЦИЮ КОДИФИКАТОРА

знать строение Солнечной системы,

основные отличия планет земной группы от планет-гигантов и отличительные признаки каждой из планет;

понимать причины смены дня и ночи

понимать причины смены времен года,

уметь рассчитывать первую и вторую космические скорости

Предлагаю вашему вниманию фрагменты экзаменационных задач. (Задачи разбираются учителем).

Прежде ,чем перейдем к решению,объясните,как вы понимаете слова К.Э.Циолковского?

hello_html_m2fbace53.jpg

Мы должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач. Надо искать их причины и устранять их.

Закончите предложения.

1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планетыМеркурий.

2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.

3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс.

4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.

5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.

7. Домашнее задание

Выбранный для просмотра документ ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА УРОКА.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА УРОКА

«Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.

Каждая круг совершая в свое неизменное время.

Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.

Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.

И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.

Между собой они делят и род: есть также и в людях

Солнце, Меркурий, Луна, Марс, Венера, Сатурн и Юпитер.

Ибо в удел получаем и мы со струями эфира

Слезы и смех, гнев, желанье, дар слова и сон, и рожденье.

Слезы дает нам Сатурн, речь – Меркурий, рожденье – Юпитер;

Гнев наш от Марса, от Месяца – сон, от Венеры – желанье;

Смех же исходит от Солнца: оно заставляет смеяться

Как человеческий ум, так равно и весь мир беспредельный

Феон Александрийский

ТЕМА УРОКА: __________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА: ____________________________________________________________

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

hello_html_5f50dba6.jpg
hello_html_5f50dba6.jpg
hello_html_5f50dba6.jpg

hello_html_m2fbace53.jpg

№ 15______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мы должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач. Надо искать их причины и устранять их.

hello_html_m4d41e5d7.jpg

hello_html_m550dded3.jpg

Закончите предложения.

1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты____________________

2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена ____________________________________________________________________

3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это __________________________

4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты _____________________

5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты ______________________

Домашнее задание

Чем объясняется отсутствие атмосферы у планеты Меркурий? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что можно сказать о рельефе и цвете поверхности Меркурия? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему на поверхности Венеры температура выше, чем на Меркурии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Может ли на поверхности Венеры существовать жидкая вода? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему на Марсе происходят резкие колебания температуры в течение суток? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем обусловлен цвет почвы Марса? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: формирование целостного мировоззрения о месте Земли в Солнечной системе, формирование коммуникативной компетенции.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентации, глобус, плакат с изображением Земли

Цель урока: Создать условия для формирования представления о Земле как планете Солнечной системы

Научить определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы

Научить учащихся анализировать информацию, самостоятельно классифицировать и группировать ее

Сформировать целостное мировоззрение о составе Солнечной системе и месте планеты Земля в ней.

Читайте также: