Анализ проведения игры в доу

Обновлено: 05.07.2024

Только поступившие в дошкольное образовательное учреждение дети требуют повышенного внимания не только к развитию их физических способностей, но и социализации, формированию умения взаимодействовать в коллективе.

В первой младшей группе особое внимание уделяется играм, требующим разной степени подвижности малышей. Такие забавы являются основной формой выполнения миссии образовательного процесса, заключающейся в:. Подвижные игры — это коллективный вид работы, воспитывающий в малышах дух сотрудничества.

Педагогический процесс организован на основе создания проблемных ситуаций мною, как педагогом, и поиском выхода из них детьми. При рационально организованной развивающей среде, где дети экспериментировали, исследовали, моделировали, конструировали и играли с изготовленными своими руками предметами.

Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования урока. Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха. В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре. Создание интереса к игре.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре.

Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот.

Видны результаты работы на лепке, рисовании. Занятия проводятся по подгруппам . Разделение по подгруппам проведено по принципу индивидуальных особенностей детей, в группе есть гиперактивные дети, их распределили в разные подгруппы .

Самоанализ ООД по физическому развитию во второй младшей группе

Самоанализ ООД по физической культуре во второй младшей группе, проведённого воспитателем Шперлинг Н.С. во второй младшей группе.

Количество обучающихся в группе по списку: 13.

Присутствовало на занятии: 8.

Дата проведения: 16.05.2018г.

Цель: Оптимизировать двигательную активность обучающихся, развивать речь обучающихся по средствам физической культуры.

-Упражнять в ходьбе, беге друг за другом с остановкой по сигналу воспитателя.

-Закреплять упражнения в равновесии и прыжках на двух ногах.

-Учить действовать совместно, выполняя указания взрослого и правила в подвижной игре;

— учить расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки;

— поощрять речевую активность детей;

— развивать интерес к занятиям физической культуре;

— продолжать обогащать двигательный и познавательный интерес детей через подвижную игру;

-содействовать укреплению костно-мышечного аппарата детей;

-развивать умение играть в игры.

-Развивать речь детей.

-воспитывать общую культуру поведения и потребность в ЗОЖ.

Затем дети чётко перешли от общеразвивающих упражнений к основным движениям. Ребята выполняли упражнение на сохранение равновесия, закрепляли прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. В связи с небольшим количеством детей основные виды движений выполнялись поточным способом (ходьба по гимнастической скамейке , прыжки на двух ногах через гимнастические палки). Основные виды движений выполнялись по объяснению воспитателя, для показа упражнения был привлечён ребёнок. При выполнении движений мной осуществлялся контроль за выполнением упражнений и страховка детей. С предложенными заданиями дети справились.

В конце занятия вместе с детьми подвела итог. По итогам проведенного занятия можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

Педагогический анализ проведения подвижной игры

По месту в образовательном процессе игры для детей 1,5—3 лет можно разделить на четыре вида:. В тёплое время года подвижные игры — основной вид деятельности на прогулке.

Соблюдение последовательность выполнения ОРУ и основных движений – одно упражнение на разучивание, следующее на закрепление.

Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. Закрепить навыки основных движений посредством подвижных игр с правилами. Вызвать интерес к подвижным играм, научить самостоятельно их использовать.

Эффективность решения образовательных задач: качество выполнения движений; приемы предупреждения и исправление ошибок; приемы развития физических качеств (ловкость, быстроты и др.). 8.

Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой.

Эффективность решения образовательных задач: качество выполнения движений; приемы предупреждения и исправление ошибок; приемы развития физических качеств (ловкость, быстроты и др.). 8.

Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры. Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель.

Организация подвижных игр детей младшего дошкольного возраста

На всех этапах урока использую индивидуальный метод, который необходим при работе с отдельными учениками, имеющими низкий уровень физической подготовки, и с теми, кто относится по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.

/ наташе / анализ проведения подвижной игры

Воспитатель должен проанализировать свою способность организовать детей, наладить с ними контакт, а также охарактеризовать доступность речи.

Во-первых, дети обогащают словарный запас пусть пока пассивный , во-вторых, взрослый представляется речевой моделью, побуждающей малышей на собственные речевые акты, в-третьих, воспитанники учатся выполнять словесные инструкции.

В соответствии с этим занятия корректируются под нововведения. Чтобы этого достичь, проводится самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС.

Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего.

Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру.

Во время производственной практики я составила план-конспект физкультурного занятия и по нему провела его.

Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой. Организация играющих, объяснение игры.

Анализ подвижных игр дошкольного возраста

Пополнять предметно-развив ающею среду в соответствии с реализуемой программой, продолжать работу по усовершенствован ию материально-техн ической базы группы и ее пополнению согласно требованиям ФГОС. 4.Повышение профессиональной компетентности.

Использование игрового приема с мишкой, помогло в интересно й игровой форме реализовать обучающую задачу — закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев.

Проведение и анализ открытого занятия — один из самых эффективных способов повышения компетентности воспитателя. Самое ценное в этой форме методической работы — это наглядный пример практической работы. Но не менее важна вторая часть мероприятия, где все педагоги становятся участниками разбора увиденного, его анализа.

На противоположных сторонах комнаты ставлю стульчики с флажками. Это остановка и выставляю за дверь собачку с конвертом. Роль воспитателя Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой. Окончание игры, подведение итогов После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры.

Наташе / анализ проведения подвижной игры

Элементарные делят: 1. Сюжетные 2. Бессюжетные 3. Игры-забавы 4. Аттракционы Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила.

Загадки. Их использование возможно со второго полугодия, когда дети накопят не только знания, но и словарный запас.

Это интересно. Для развития самостоятельности с каждым последующим повтором игры воспитатель оставляет за собой всё меньше игровых действий. Так, если первые несколько раз взрослый берёт на себя функции ведущего, то при повторах забавы эта роль переходит к детям.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

А сейчас все подойдём, к собачке она хочет, что-то сказать. Собачка хочет спросить у вас. Как называется машина, которая перевозит людей?

Подвижные игры, используемые воспитателем на прогулках, соответствует возрасту детей, сезону, обеспечивают оптимальную двигательную активность каждого. Различные игры направлены на воспитание физических качеств, оздоровление и укрепление здоровья детей.

При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ Запланированные мероприятия состоят из трех взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной. I-ую часть — направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности – попасть в сказку.

Физкультурный инвентарь: два обруча, собачка, два стульчика, картина с изображением такси, два флажка.

I-ую часть — направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности – попасть в сказку.

Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей. Считаю, что деятельность носит развивающий характер. Мероприятие прошло в оптимальном режиме.

Сюжетные 2. Бессюжетные 3. Игры-забавы 4. Аттракционы Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила.

Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, он должен дать им такую возможность, но в то же время должен стараться привлечь детей к совместным играм. В работе с малышами очень важны специально организованные подвижные игры и упражнения, протекающие при непосредственном руководстве взрослого.

Первая часть- знакомство с зайчиком, вторая часть- поездка на его огород и игры с овощами, третья часть-возвращение в детский сад.

Только поступившие в дошкольное образовательное учреждение дети требуют повышенного внимания не только к развитию их физических способностей, но и социализации, формированию умения взаимодействовать в коллективе. Наиболее доступным средством для этого выступают игры. В частности, подвижные забавы как самый доступный способ увлечь и заинтересовать малышей познанием себя и окружающего мира.

Дети приучались выполнять упражнения сообща, подражая воспитателю.Мы учили детей играть в коллективные подвижные игры, с целью сделать такие игры ещё более интересными и привлекательными для детей нами были изготовлены маски и другие атрибуты к ним.

Подвижные игры принято делить по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности.

Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Несмотря на это, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности — потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни.

Подвижные игры в подготовительной группе детского сада

Считаю, что выбранная форма организации квеста была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала их к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Социализация – закрепляла навыки поведения в играхВ структуру досуга входили вводная, основная и заключительная части. При планировании были учтены возрастные и психологические особенности детей. Время занятия распределено рационально, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, по требованию занятий физкультуры четкость подачи команд соответствует, общая и моторная плотность учитывается.

Время от времени я детям создаю с помощью игрушек ситуации, которые наталкивают детей на новый игровой сюжет или дополнение уже знакомого сюжета.

Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности ДОО

При этом желательно подбирать загадки с договорками, чтобы ребятам было легче подбирать ответы под рифму и ритм строк.

Воспитатель собирает детей на игру разными приемами. Начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединились остальные.он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекает внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. Собирает детей 1—2 мин, так как задержка снижает интерес к игре.

Сайт для воспитателей детских садов

Рекомендуем прочесть: Договор перевозки грузов автотранспортом

Перед воспитателем ставилась задача научить малыша читать и писать. Но сейчас, в век информационных технологий, все изменилось.

Недавно в нашем детском саду проводились открытые занятия. Предлагаю вам примерный анализ открытых мероприятий, может кому-то пригодится в работе.

Анализ открытого показа организации дидактической игры воспитателя с детьми.

Цель: воспитывать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.

1. Закрепить знания детей о временах года, их названия.

3. Развивать наблюдательность, память.

4. Упражнять детей в классификации предметов.

Возрастная группа: средняя.

Количество детей: 27

Дата проведения: 30.10.2014 год.

Занятие провел: воспитатель высшей квалификационной категории Стержанова И. И.

Анализ

Занятие интересное, программное содержание материала соответствует возрасту. Цель игры продумана, обоснована. Учтены особенности подбора материала, уровень подготовки детей и навыков учебной деятельности детей высокий. Дети умеют слушать и слышать, принимают задание, умеют полученные знания использовать на практике. Структура дидактических игр, используемых в данном мероприятии соответствует поставленным целям и задачам. Прослеживается воспитательная направленность в данном виде работы.

В процессе игры воспитателем были продуманы разнообразные приемы привлечения внимания детей: сюрпризный момент с поиском сундучка, костюм феи, речедвигательная гимнастика.

Используемый воспитателем метод сотрудничества включил каждого ребенка в деятельность для достижения дидактических целей.

Речь воспитателя эмоциональная, выразительная, грамотная. Игра интонацией позволила на протяжении всего занятия держать внимание детей и сохранить стойкий интерес к выполняемой работе.

В ходе игр достигнуты образовательные и воспитательные задачи. Дети были активны, заинтересованы на протяжении всей организованной деятельности программное содержание выполнено в полном объеме. Высокий уровень подготовленности воспитателя к занятию обеспечил его качественное выполнение.

Рецензент: Ищенко Анна Вячеславовна

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории

Психологический анализ занятия Психологический анализ занятияВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Психологический анализ учебной деятельности детей: • Активная.

Оценить 9859 0

Анализ проведенных игр с детьми дошкольного возраста.

Вопросы для анализа

Творческая игра

Игра с правилами

Для какой возрастной группы вы организовали творческую (игру с правилами) игру?

Название и вид игры?

Какую образовательную цель вы ставили в организации игровой деятельности?

Цели:Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Цели: Развивать умение

выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.

Какие условия вы создали для игровой деятельности дошкольников?

Как вы заинтересовали детей на игру?

Перед началом игры я провела предварительную работу. Вместе с ребятами посетили медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и побеседовали с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

Предварительно показала презентацию про скотный двор. С помощью волшебной палочки превратила детей в домашних животных и волка.

Какую игровую позицию вы приняли в игре?

Объясните свой выбор. В чем заключалась Ваша роль в игре?

По ходу игры я следила за правильным развитием сюжета, советовала, что можно придумать еще, вводила новые роли.

Какие игровые действия совершали дети?

Как проявилось взаимодействие в игре между детьми?

Дети играли дружно, договаривались между собой о развитии сюжета игры.

Какой была Ваша реакция на конфликтные ситуации детей в игре или использование детьми ненормативной лексики?

Во время игры сглаживала возникающие конфликты, с помощью советов, как лучше изменить сюжет, чтобы не было споров.

Старалась спокойно разрешить конфликт.

Кто завершил игру (взрослые или дети)? Как закончилась игра?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.

1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

10. Окончание игры.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

устранялись? в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

- расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

- предлагал новые игровые действия;

- предлагал новые роли;

- вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

- предлагал новые игровые ситуации;

- задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

- брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

- давал оценку (анализ) игры;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

- сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

- побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

- предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

- побуждал детей объединять разные игры между собой;

- использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

Настольно-печатные игры.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата - подготовка к игре:

- планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

- создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

- по чьей инициативе возникла игра;

- имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

- самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

- в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

- не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

- деятельность детей в игре;

- как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

- как была закончена игра - организованно или неожиданно;

- как проведен анализ.

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

А) по заданной теме;

Место и время для игры.

Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

Воспитательная направленность игры.

2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельно­сти в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвиж­ными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II. Условия для развития общения между детьми в игре

Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные иг­ры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обо­гащения игровым опытом).

Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (дого­вариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой актив­ности детей в игре

Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сю­жетов; введению оригинальных персонажей в традиционные иг­ры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной ат­мосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой де­тей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в органи­зации игры детей

Организуют игры с учетом личных особенностей и специаль­ных потребностей детей (игры, стимулирующие активность за­стенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задерж­ками развития; повышающие самоконтроль у излишке растормо­женных и агрессивных детей).

Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам - роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

Анализ игровой деятельности воспитателя , руководства творческими сюжетно- ролевыми играми детей

Наблюдая за работой воспитателя в ходе проведения сюжетно-ролевых игр, можно отметь, что: - вносятся в занятия по ознакомлению с окружающей действительностью яркие образы для впечатлений дошкольников; - проводятся экскурсии, наблюдения, организуются встречи с людьми определенных профессий, которые сопровождаются беседами с детьми; - создаются ситуации, побуждающие дошкольников вступать во взаимоотношения с окружающими, реализуются поручения по определенным темам;

Игровая деятельность

1. Руководство творческими сюжетно- ролевыми играми детей

а) Обогащение реального опыта детей в активной деятельности (наблюдения, занятия, средства искусства, художественное слово)

Наблюдая за работой воспитателя в ходе проведения сюжетно-ролевых игр, можно отметь, что:

- вносятся в занятия по ознакомлению с окружающей действительностью яркие образы для впечатлений дошкольников;

- проводятся экскурсии, наблюдения, организуются встречи с людьми определенных профессий, которые сопровождаются беседами с детьми;

- создаются ситуации, побуждающие дошкольников вступать во взаимоотношения с окружающими, реализуются поручения по определенным темам;

- осуществляется чтение художественной литературы, проводится драматизация сказок, эпизодов из сказок;

- воспитатель сам проводит наблюдения за самостоятельными играми детей, просит не задействованных дошкольников понаблюдать за играющими детьми;

-напоминает об интересных, занимательных фактах, ситуаций из жизни.

б) Обучение способам игрового отображения действительности (специальные обучающие игры, непосредственные игры с воспитателем)

- воспитатель сам участвует в процессе проведения сюжетно-ролевых игр (с целью передачи игрового опыта);

- обучает игровым действиям и правильному диалогу при осуществлении какой-то отведенной роли на личном примере;

- по ходу игры воспитатель дает детям советы, задает вопросы, привлекает внимание играющих к той или другой стороне игры;

Воспитатель предлагал новые роли, игровые действия, ситуации, которые повышали интерес детей к игре и привлекали других участников. Способствовал усилению функций игры. Привлекал внимание к положительным поступкам и дружеским взаимоотношениям между персонажами. Помогал закончить игру, подвести итог. По окончанию игры дети все предметы разложили на свои места

в) Организация предметно- развивающей среды ( наличие игрового материала различного типа; сопутствующие материалы и проч.)

Игровая среда наполнена многообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки, различные персонажи из сказок, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п.

В группе имеются всевозможные материалы и оборудование: воротца, тоннели, горка, мягкие модули, мячи, обручи, всевозможные тележки, каталки и игрушки на колесах, сумки, мешочки, набитые песком и горохом, которые можно перекидывать из ладони в ладонь; мягкие колечки, которые используются как дорожка для ходьбы босиком и подставка для мячей; мягкие кирпичики (20х30х10 см), разноцветные флажки, ленточки, султанчики.

Для развития мелкой моторики и сенсорных способностей в группе наличествуют разной трудности пирамидки, матрешки из трех- четырех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами.

Дидактический материал в группе расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Данная зона наполнена игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящички, открывающиеся створки (удобные и безопасные в использовании), в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец; желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. За дидактическим столом вместе, не мешая друг другу, могут играть два-три ребенка.

г) Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры (вопрос, подсказка, совет и проч.)

Воспитатель умело ставит задачи в ходе игры, направляет и обучает их не только играть, но и взаимодействовать друг с другом (вежливое отношение, дружба).

Анализ дидактической игры.

Цель: углублять и закрепить сведения дошкольников о цвете, форме, вкусе, качестве поверхности с помощью сопоставления трех сортов орехов (грецкие, фундук и арахис).

Правила игры: уметь разграничить и правильно определить вкусовые качества орехов, форму, цвета, качество поверхности.

Материал: мягкая игрушка белка, корзинка с орехами, молоточек.

Организация и методика проведения:

Педагог зачитывает дошкольникам загадку:

Воспитатель спрашивает у детей, кто это, как они догадались, что это белка? В гости к детям приходит белка с корзиной орехов и просит детей на ощупь определить, какие орехи. Затем ребята сравнивают их по форме и цвету. После чего, воспитатель обращает внимание детей на молоточек, который он нашел в корзинке у белки, и спрашивает у нее, для чего он ей нужен. Белка отвечает, что с его помощью можно расколоть орехи, зубами их щелкать нельзя, иначе зубки будут очень болеть. Она колет орехи и предлагает детям сравнить их по вкусу, в процессе чего формирует у них умение различать орехи по вкусовым качествам, закрепляет их название в речи детей.

Данная игра происходит под руководством воспитателя. Воспитатель доброжелательно и спокойно объясняет детям все действия, которые они должны выполнить. Умеет заинтересовывать детей. Дети очень рады видеть белку с орешками. Новизна данной игры заключается в том, что орешки можно не только смотреть, трогать, но и пробовать. Таким методом они быстрее учатся их различать и запоминать.

д) Диагностика уровня развития игровой деятельности детей

1. Устойчивость замысла:

Замысел игры появляется с помощью взрослого.

2. Динамичность замысла:

Ребенок самостоятельно не может придумать как он будет играть, продумать план сюжетно-ролевой игры.

3. Совместное обсуждение замысла:

Воспитатель сам выступает в роли инициатора в обсуждении замысла игры, дошкольник безынициативен.

4. Достижение общего решения:

5. Содержание игры- взаимоотношения между людьми:

Первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны. В ходе игры слабо взаимодействует с партнерами.

6. Присутствие эпизодов из сказок, фильмов и т.д.:

Ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения.

7. Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни:

Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу.

8. Содержательность ролевого взаимодействия:

Ролевое взаимодействие кратковременное

9. Разнообразие используемых средств выразительности:

В процессе сюжетно-ролевой игры речь ребенка неэмоциональна, невыразительна. Отсутствуют яркие проявления полученных впечатлений. Слабые улыбки, спокойная поза, темп игры — неспешный.

10. Активность использования речи при реализации роли:

11. Использование предметов-заменителей:

Ребенок играет только реалистическими игрушками, замещениям взрослого не подражает.

12. Осознанность и критичность при соблюдении правил:

Слава П. не осознавал, что соблюдение является реализацией сюжетно-ролевой игры. Соблюдение правила ребенком на этом этапе было еще неустойчивым и требовало дополнительной поддержки со стороны взрослого.

е) Анализ плана воспитательно-образовательной работы по формированию приемов игровой деятельности дошкольников во 2-й младшей группе

Можно сделать вывод о том, что планирование игры во второй младшей группе проводится формально. Смешивание различных авторских подходов не дает положительного результата и является причиной низкого уровня игровых умений младших дошкольников.

Читайте также: