Что принесла эпоха средневековья в современный мир кратко

Обновлено: 11.05.2024

Мы воспринимаем Средневековье как один из самых неприятных отрезков времени в истории человечества: грязь, болезни, голод, рабство и полное отсутствие чего-либо светлого. Хорошо, что мы живём в просвещённое время, где не осталось места жестоким и глупым вещам из того тёмного времени. Но что, если многие привычные для людей Средневековья вещи всё ещё существуют? Вот лишь некоторые из них.

1. Пиратство

Пиратство зародилось примерно в те же времена, когда появились первые лодки. Со временем из своры мелких бандитов это явление развилось в богатую культуру, доставлявшую массу проблем торговцам.

К концу эпохи Средневековья пиратство начало набирать обороты, что связано с открытием Америки и притоком золота оттуда, а примерно в начале XIX века пошло на спад. Однако и в XXI веке пиратство никуда не делось.

И это не те пираты, которые качают взломанные игры с торрентов, а самые настоящие головорезы, которые берут корабли на абордаж, крадут груз, захватывают команду в плен и требуют выкуп. Только за первый квартал 2017 года пираты напали на 43 судна и захватили в заложники 58 моряков. Ежегодно действия пиратов наносят ущерб экономике в сотню миллионов долларов и более.

Чаще всего пираты встречаются у побережья Сомали, а также в Гвинейском заливе. И подобно тому, как средневековые моряки избегали Карибских островов, современные капитаны стараются обходить два самых опасных региона и предпочитают нанимать вооружённую охрану.

2. Охота на ведьм

Разумеется, на Западе такое уже не практикуется, но в Африке встречается нередко. Например, в нескольких странах Западной Африки считается, что эпилепсия — это болезнь злых духов, и единственным её лечением является ритуальное убийство.

То же самое касается и альбиносов, живущих в Африке. В странах Центральной Африки рождение альбиноса считается плохим знаком, и в некоторых государствах, например в Танзании, Кении и Конго, местные колдуны охотятся на таких людей с целью изготовить обереги, целебные амулеты или отвары из их костей и внутренних органов.

3. Чума

Средневековье чётко ассоциируется с чумой — страшным заболеванием, которое в несколько волн уничтожило до половины всего населения Европы. Прошло много веков, прежде чем эту болезнь удалось победить. Однако и в XXI веке, когда кажется, что этот недуг остался в далёком прошлом, периодически возникают эпидемии.

Так, например, в 2020 году, незаметно для СМИ, сосредоточенных на коронавирусе, в китайском автономном округе Внутренняя Монголия была зафиксирована вспышка бубонной чумы. Ранее, в 2017-м, вспышка произошла на Мадагаскаре, где заразилось более двух тысяч человек, из которых погибло 165.

Ежегодно чумой заболевают около 2 500 человек — в основном в странах Африки и Азии. Наибольшее количество случаев чумы регистрируется в Конго.

4. Религиозные войны

Средневековье печально известно своими жестокими гонениями. Никто не был в безопасности, даже если строго придерживался государственной религии. Постоянные противостояния как разных религий (вроде христианства и ислама), так и принадлежавших к одному верованию, но расколовшихся на несколько течений держали в страхе весь мир.

Религиозные войны существуют и в других регионах, например в Индии, где общество условно поделено на индуистов и мусульман, и между ними регулярно вспыхивают конфликты, уносящие десятки жизней. Всё это показывает, что средневековый образ мышления никуда не делся — он просто дополнился высокими технологиями.

5. Рабство

Многие считают рабство пережитком Античности и Средневековья, но они ошибаются. Рабство не просто просуществовало вплоть до отмены его в США (одной из последних развитых стран, запретивших подобную эксплуатацию людей) — оно практикуется и в XXI веке.

Мы уже писали статью о странах, где до сих пор есть рабство, и методы там не сильно отличаются от средневековых. Если вкратце — по данным глобального индекса рабства за 2016 год, в 167 странах мира насчитывалось 45,8 миллиона рабов. Чтобы было более наглядно — примерно столько же людей живут в Швеции, Чехии, Португалии, Норвегии, Словакии и Дании вместе взятых.

Кроме обычного рабства есть и его современный аналог. Многие люди получают настолько маленькую зарплату, что, по сути, находятся в худшем положении, чем рабы в Древнем Риме.

6. Дворянство и монархии

Когда мы читаем о Средневековье, невольно останавливаемся на моментах, рассказывающих об отношении дворян и их подчинённых. Вызывает негодование тот факт, что человек, которому просто посчастливилось родиться в нужной семье, находится выше другого, даже если тот намного умнее и богаче своего господина.

Привилегии есть не только у монархов Аравийского полуострова и Азии, но и у правителей развитых стран. Так, например, королева Великобритании Елизавета II может нарушать любые законы, не платить налоги и есть лебедей с реки Темзы.

7. Гендерное и социальное расслоение

На Западе с этим явлением активно борются, однако мир не ограничен только Европой и Северной Америкой. Во многих странах Востока и Африки до сих пор женщины считаются чем-то вроде красивого аксессуара, и отношение к ним не менялось со времён Средневековья. Поэтому на домашнее насилие мужчин по отношению к женщинам закрывают глаза, ведь, согласись, вряд ли кто-то бы стал поднимать панику из-за того, что сосед разбил у себя дома вазу.

Немалая часть женщин в этих странах находится, по сути, в рабстве без права на справедливость. Прямо как в Средние века, когда можно было делать со своей супругой всё что угодно, не пересекая определённой черты вроде сильных увечий или убийства.

8. Жестокие развлечения

Кровопролитные шоу появились, ещё когда человек впервые взял в руки палку и понял, что с её помощью можно победить того, у кого такого орудия нет. Своего расцвета жестокие развлечения достигли в Античности, но и Средневековье не отставало с его казнями на главных площадях.

В наше время средневековые развлечения вроде избиения друг друга до потери сознания никуда не делись. Более того, они транслируются по телевидению и в интернете, собирая вокруг себя миллионы фанатов. Некоторым людям нравится жестокость, кто бы что ни говорил про гуманизацию общества в XXI веке.

В Средние Века появились университеты, к концу XV века они были во всех значительных городов католической Европы, от Абердина и Стокгольма на севере и до Сицилии и Лиссабона на юге (до Будапешта и Кракова на востоке).

Также в Средние Века появился ислам и произошел раскол христианства на западное и восточное.

В ранние Средние Века произошло расселение по Европе предков нынешних англичан, французов, испанцев, венгров, славян, а выходцы из Скандинавии заселили Исландию.

Были изобретены: порох (и пороховое вооружение - аркебузы, пушки, пищали, мины), книгопечатание, очки, вилка, фарфор, шахматы, ветряная мельница, зеркало, очки. Появились первые банки и ломбарды.

Античность, Средневековье, Ренессанс — эти понятия известны каждому. Ассоциации, связанные с ними, есть даже у человека, имеющего весьма приблизительное представление о мировой истории. Они не только являются важным элементом языка и искусства, но и влияют на наши представления о мире, религии, обществе. Есть ли что-то общее у всех этих многочисленных и зачастую несхожих образов? Почему и как они используются в популярной культуре, в политической публицистике и повседневной речи? Как они соотносятся с изучением прошлого, например, эпохи Средневековья, профессиональными исследователями-медиевистами?


Эволюция средневекового


В XIX веке научные исследования Средних веков — часть публичного дискурса. Можно вспомнить переполненные залы на лекциях историков-медиевистов, таких как Жюль Мишле во Франции. Показательно, что в России подобный ажиотаж вызывали выступления, посвящённые не только отечественной истории, но и западному Средневековью. Пожалуй, ярчайшим примером служит слава историка Тимофея Грановского. Однако к концу XIX века академическая медиевистика уже не привлекала столь широкого внимания общества: образы прошлого, воссоздаваемые наукой и конструируемые в культуре, все больше отдалялись друг от друга.

История medievalism studies

Начиная с 1970-х годов исследования медиевализма выделяются в особое направлением в США, Великобритании и Австралии. В 1979 году в США начал выходить журнал Studies in Medievalism.

В наше время это исследовательское направление развилось в особую дисциплину, наиболее влиятельную в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Там регулярно проводятся конференции, выходят книжные серии и специализированные журналы. Изучаются и ставшие классическими темы (например, литература викторианской Англии), и новые области применения образов Средневековья: компьютерные игры, культуры соучастия.

Исследователи активно обсуждают, к каким предметным областям относятся medievalism studiues — истории, истории искусства, истории литературы, cultural studies, как они сочетают разные подходы? Можно ли говорить о чем-то общем между исследованиями средневековых образов в академической живописи XIX века и в практиках современных сообществ реконструкторов?

Исследовательское поле и подходы medievalism studies изначально было близким к полю публичной истории. Однако в последнее время эти связи становятся всё активнее. Например, создатели портала The Public medievalist подчеркивают, что для них важно изучение образов Средневековья в контексте социологии, memory studies и исследований популярной культуры.

Согласно Эко, Средневековье может быть:

важным (хотя, как правило, скрытым) элементом современной философии, причем не только неотомизма, но и структурализма, и психоанализа.

основой национальной идентичности. Примером могут быть как исторические труды, так и художественные произведения всех европейских культур.

К этому списку Эко добавляет сходство конца XX века и Средневековья в отношении ожидания скорого Миллениума и конца света.

Медиевализм в России?

Британские, американские, австралийские и немецкие medievalism studies ориентированы на образы именно западноевропейского Средневековья, хотя подчас и рассматривают их рецепцию в культуре других частей света (например, в японском аниме). Важным оказывается то, что представления о Средних веках становятся органичной частью языка культуры и политики.

Существует несколько основных подходов к Средним векам.

В 19-м веке во Франции происходит другая история. К этому моменту, в соответствии с первым подходом, Средние века считались темным и бессмысленным периодом человечества, в котором не было вообще ничего ценного, и вообще, лучше бы этого периода не было вовсе. Поэтому в 19 веке все, что осталось от Средних веков, стали уничтожать, а именно - сносить и застраивать. В том числе известный всем барон Осман, префект Парижа (мэр, говоря привычно) проводит масштабную перестройку Парижа, сносит полгорода и уже подбирается к острову Сите с Собором Парижской Богоматери, объясняя это антисанитарией средневековых улиц (узкие, канализации нет, света нет, разгул криминала и все, с этим связанное). Тогда Виктор Гюго разворачивает большую кампанию, доказывая, что Собор Парижской Богоматери — важная архитектурная ценность. Первый разговор о том, что на самом деле та же готическая архитектура есть та высокая ценность, которую надо сохранять, а не разрушать, стал одним из наиболее драматичных моментов в истории по отношению к Средним векам. И, как мы знаем, Нотр-Дам стоит до сих пор.

В этом смысле противопоставление Средневековья последующей эпохе, как времени, когда люди находились в гармонии с божественным, ощущали присутствие бога (или, наоборот, магии) в своей жизни, оказалось более, скажем, позитивным.

В современном мире на этой территории на современном материале играть сложно, все очень политически заряжено. А когда ты рассказываешь сказку, то находишься в сравнительной безопасности, независимо от того, каких политических взглядов придерживается зритель; он эту историю смотрит, и ему понятно, где хорошие, а где - плохие. Например, если взять американское общество, то когда люди смотрят “Карточный домик”, у них возникают разные идеи, иногда зритель чувствует, что “своих оклеветали”; а если ты не из Америки - то вообще не очень понимаешь, про что это кино, тебе нет дела до этих проблем. С “Игрой престолов” неважно, республиканец ты или демократ, никакой вражды. Тебе просто рассказывают про то, что ты любишь.

Существуют ли ли отголоски мрачного Средневековья в наши дни?

Фразу про мрачные средневековые отголоски современности произносили всегда - не только, сколько я себя помню, а сколько мы все живем. Мы также мы живем во времена Древнего Рима, а если мы в хорошем настроении - то в Эпоху Возрождения.

Но именно потому, что Средневековье есть универсальное зеркало, в котором мы видим себя, но не видим само Средневековье, оно очень далеко.

При этом, в Средние века зародилось образование, чтение, ремесленничество, профсоюзы и многие другие вещи, благами которых мы все сейчас пользуемся, но не это отражается в книгах и фильмах о Средневековье, нам больше показывают массовое отрубание голов на площади, сдирание с человека живьем кожи – это как раз из сферы легенд о том, что все Средневековье было мрачное и жестокое.

И мне кажется, что мы все-таки не живем в мире, где такое происходит, поэтому и мысль о том, что наши нравы близки к средневековым, не совсем объективна. Да, есть страны, где такое практикуется, но эти страны немножко застряли в Средневековье и из него не вышли. А где-то есть людоеды. И в этом смысле, мы с удовольствием смотрим кино, именно потому, что мы не живем в Средневековье и оно от нас очень далеко,оно приятно щекочет нервы.

Примеры жестокости и насилия ежедневно мы видим в реальной жизни и любим это обсуждать и смаковать подробности в тв и в прессе.

Мне кажется, следы Средневековья в сегодняшнем дне - не в том, что люди склонны к проявлению насилия и агрессии, а совсем в других вещах. Например, когда светская власть и власть религиозная начинают искать между собой тесного союза, - это, конечно, возврат к средневековой модели. При этом сторонники на эту ситуацию будут глядеть в рамках идеалистической модели Средневековья, а противники - наоборот, в формате мракобесного Средневековья, но сама модель восходит к Средним векам.

При этом, мы живем в обществе, которое Средневековьем создано: университет — это средневековый институт. В некоторых странах у университетов есть даже вполне средневекового типа автономия, да и само то, как устроено образование в университете, восходит к средневековым моделям.

Я не хочу оценивать, хорошо или плохо то, что в нашей жизни работают средневековые механизмы или модели. Приведу мой любимый пример про то, что размер спутника земли определен размерами римской колесницы. Потому что, когда спутник конструировали, делали так, чтобы его можно было перевозить по железной дороге. А размер железной дороги связан с размером обычной железнодорожной колеи, ее размер связан с размером телеги, а размер телеги — это размер римской колесницы. Это не хорошо и не плохо, это так есть: мог бы быть другой размер спутника.Но устроилось так, и это прикольно: у нас остались готические храмы — это, очевидно, хорошо, а то, что работает система образования, система университетов, трансформировавшаяся, но во многом оставшаяся со Средних веков, — это любопытно. Без хорошо и плохо.

По большому счету, это ждет нас всех – через двести-триста лет про наше время тоже что-то сочинят, а еще через четыреста – совсем мифологизируют и превратят в фэнтези. Викторианская эпоха, например, уже почти полностью стала фэнтези.

Ученые выделяют 3 этапа гражданской войны. Первый этап продлился с октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. Это время прихода к власти большевиков. С октября 1917 г. отдельные вооруженные столкновения постепенно переходят в полномасштабные военные действия. Характерно, что начало гражданской войны 1917 – 1922 гг., разворачивалось на фоне более масштабного военного конфликта – Первой мировой. Именно это стало основной причиной последующей интервенции Антанты. Необходимо отметить, что каждая из стран Антанты имела свои причины для участия в интервенции. Так, Турция желала утвердиться в Закавказье, Франция - распространить свое влияние на север Причерноморья, Германия – на Кольский полуостров, Японию интересовали сибирские территории. Целью Англии и Соединенных Штатов было одновременно расширение собственных сфер влияния и предотвращение усиления Германии.

Второй этап датируется ноябрем 1918 – мартом 1920 гг. Именно в это время произошли решающие события гражданской войны. В связи с прекращением военных действий на фронтах Первой мировой и поражением Германии постепенно боевые действия на территории России утратили интенсивность. Но, в то же время, наступил перелом в пользу большевиков, которые контролировали большую часть территории страны.

Заключительный этап в хронологии гражданской войны продлился с марта 1920 по октябрь 1922 гг. Военные действия этого периода велись, преимущественно на окраинах России (Советско-польская война, боевые столкновения на Дальнем Востоке). Стоит отметить, что, существуют и другие, более подробные, варианты периодизации гражданской войны.

Читайте также: