Проект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада моя родословная
Обновлено: 30.06.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Актуальность
Современная семья в третьем тысячелетии сталкивается с множеством
проблем, одна из которых –утраченная историческая преемственность
поколений в семье. Дети не всегда знают имена и отчества своих родителей,не говоря уже о бабушках и дедушках,- своих самых родных людей, чем они занимаются, кем работают, затрудняются назвать домашний адрес. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, в большинстве семей не сохраняются и не передаются нравственные и духовные обычаи, созданные предками. Между тем, опыт
наших предков –живая нить преемственности поколений является бесценным сокровищем для духовно-нравственного воспитания детей.
Родословная -это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов. Традиция составления родословной существует испокон веков. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду. На мысли о прошлом, о пращурах наводило все, что было внутри и вокруг дома.
Работа над родословной бесконечна. Она может продлиться всю жизнь, ее могут продолжить дети, внуки. Изучение истории рода –не предмет пустого тщеславия, а инструмент самопознания, законный, исторически заработанный повод к гордости.
Цель проекта:
Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.
Обогатить представления детей о семье, дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях, учить строить генеалогическое дерево.
Формы реализации проекта:
Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
Итогом проекта стало создание генеалогического древа семьи совместно с родителями. Спасибо им большое за творчество и фантазию! Все работы получились яркими и индивидуальными.
Цель: формирование у дошкольников представлений о семье как о важном элементе общества, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.
Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.
расширить знания о своих близких родственниках
Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.
учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
Упражнять в словообразование на примере имен: подбор суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, признаков.
Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо).
воспитание любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям, формирование чувства ответственности перед памятью предков.
Материал: схема генеалогического древа, фланелеграф, семейные фотографии,пирамидка,мяч.
Ход занятия
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем, но сначала я вам задам загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку-
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки
А зимою все гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Угадайте, как их звать
Правильно, это пальцы. А теперь давайте посмотрим на наши пальчики и вообразим, что:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
А вместе – целая семья.
Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим о семье.
Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Кто о вас заботиться в семье. Какие чувства вы испытываете к своим родным? (ответы 2-3 детей)
Мама, как солнышко. Давайте вспомним каждый свою
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?(вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).
- О семье есть много пословиц. Мы с вами тоже их знаем.
Мой дом - моя крепость;
Дома и стены помогают;
Семья в куче - не страшна туча;
Семья вместе - и душа на месте;
Семья ладом полна;
Выставляю стержень от пирамидки, кольца лежат рядом на столе.
- Попробуем представить род человеческий в виде этих колец. Настя, надень, пожалуйста, на стержень пирамидки самое большое кольцо - это твои прабабушка и прадедушка. Как мы назовем следующее по размеру кольцо?
( Бабушка и дедушка.)
- Какое кольцо следующее, и как мы назовем?(мама и папа)
-Осталось - самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Конечно, Настю. Что у нас получилось? ( У нас получилась пирамидка.)
-На чем держится стержень ( На самом большом кольце- прабабушке и прадедушке)
-Скажите. Как мы их всех ( бабушек, дедушек, маму, папу, братьев, сестер) называем?
Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей.
- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?(Вверху - маленькие. А внизу - большие.)
- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама, в серединке я как раз.Сколько будет вместе нас? (Трое.)
-Варя покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ нескольких детей о членах своей семьи)
Раз, два, три, четыре,/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире? /пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять, /хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать. /руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка, /загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья. /сжимают и разжимают кулачки/.
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/;
Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …..
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rodoslovnaya.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
воспитатели: Голубева И.М., Безрукова Н.И.,
муз. руководитель: Бухвалова С.Г.
воспитанники подготовительной группы, родители.
Тип проекта: информационно-практический.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)
Срок реализации: 30.0.16 - 21.10.16
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности);
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений; включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков.
- Обучающая: формировать у детей представление о семье, родословной, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
- Развивающая: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
- Воспитательная: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Идея проекта: Укрепление связи поколений в семье .
Как появилась моя семья?
Кто были мои предки ?
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий для реализации проекта – 1-я неделя.
- Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта
- Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговое мероприятие.
План мероприятий для реализации проекта
определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий для реализации проекта
Содержание деятельности педагога с детьми:
- беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л.Толстого "Косточка"
- "Наши семейные традиции"
Чтение художественной литературы и разучивание стихов :
Просмотр мультфильмов и презентаций:
- "Мама для мамонтёнка", "Дедушка и внучек"
- "Семейные традиции", "Родство", "Генеологическое древо"
Содержание деятельности педагога с детьми и родителями:
- Конкурс "Моя родословная"
- Оформление выставки семейных фотоальбомов"
- Оформление мини-музея "Моя родословная"
1. Дети узнают больше о своей семье, своих корнях: о членах семьи, традициях, близких и дальних родственниках
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений, сплочению поколений в семье.
- Содействовать возрожению традиций семейного воспитания;
- Сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.
- Познакомиться с историей создания каждой семьи;
-Показать необходимость знания своей родословной;
-Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и родителей.
Основные формы реализации данного проекта :
1 этап – подготовительный.
Постановка задач, целей;
Подбор познавательной, художественной литературы.
Составление конспектов занятий бесед, консультаций по данной теме.
Подбор наглядной информации для родителей.
2 этап –основной.
3 этап -заключительный.
Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников Вид проекта: творческо-информационный Продолжительность проекта: январь-май 2014год Актуальность : Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной.
Проект знакомит детей с семьей, как с явлением общественной жизни, её назначением и особенностями на достигнутом их понимании уровне. В ходе работы над проектом дети отвечают на проблемные вопросы, занимаются поисковой деятельностью; читают стихи, пословицы и поговорки, рисуют, составляют рассказы, изучают семейные альбомы, родословную.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев –ВОТ основное содержание проекта.
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Сейчас я хочу ознакомить вас с планом работы над проектом, который делится на 3 направления: 1. Совместная деятельность педагогов и детей, 2. Совместная деятельность с родителями, 3. Консультативная информация для родителей.
Проект знакомит детей с семьей, как с явлением общественной жизни, её назначением и особенностями на достигнутом их понимании уровне. В ходе работы над проектом дети отвечают на проблемные вопросы, занимаются поисковой деятельностью; читают стихи, пословицы и поговорки, рисуют, составляют рассказы, изучают семейные альбомы, родословную.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание проекта.
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Значимая для детей проблема,
на решение которой направлен проект:
- Кто я?
- Как появилась моя семья?
- Кто были мои предки?
- Откуда я родом?
- Что такое Генеалогическое древо?
- Образовательные:
- Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.
- Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.
- Закрепить знания о профессиях членов семьи.
- Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.
- Расширить кругозор, обогащая словарный запас детей терминами родственных отношений.
- Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.
- Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.
- Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью.
- Воспитательные:
- Воспитание нравственности, уважение к старшему поколению, заботливое отношение к родным и близким.
- Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.
- Дать понятие о народных семейных традициях, совместного труда и отдыха.
Тип проекта: групповой, творческо- информационный.
Вид проекта: комплексный.
Предмет: семья, родословная.
Возраст детей: от 4 до 6 лет.
Время реализации проекта: среднесрочный, с 01 марта по 27 марта 2021г.
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Привлечение общественного внимания к проблеме укрепления детско-родительских отношений и сплочению поколений в семье. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения.
ФОРМЫ И ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ;
- ОСНОВНОЙ;
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ;
- Подбор методической литературы по данной теме;
- Диагностическое исследование по выявлению знаний детей о своей семье;
- Подбор художественной литературы (стихи, рассказы,
+ Совместная деятельность детей и родителей
4. Совместное рассматривание семейных альбомов;
7. Чтение художественной литературы о семье;
9. Ролевое проигрывание семейных ситуаций;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 24.03-29.03.2017
К КАКОМУ ЖЕ ВЫВОДУ ПРИШЛИ ДЕТИ?
А слайды с творчеством детей и их родителей представлены в перезентации на моей страничке.
Результаты реализации проекта:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, произошло укрепление внутрисемейных связей воспитанников – улучшились взаимоотношения между детьми, родителями, бабушками, дедушками;
- Знание детьми более полной информации о своей семье.
- Дети знают свое имя, отчество, домашний адрес.
- Имя, отчество, фамилию, своих родителей, бабушек и дедушек.
- Понимание детьми значимости семьи в их жизни.
- Проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи.
- Развитие интереса к родословной своей семьи.
Родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
4. Разъяснение пословиц и поговорок о семье;
6. Подведение итогов;
Совместная деятельность детей и родителей
Результаты реализации проекта:
Варианты изображения семейного дерева
- Бабочка
- Ветви (Предки)
- Корни (Потомки)
- Песочные часы
- Веер
1) Схема — Бабочка
Удобный способ для размещения на стене. Супруги — ключевые фигуры, их родители по бокам, а дети внизу.
2) Схема Ветви (Предки)
Ключевая фигура — ваш ребенок, вверх от него расходятся ветви дерева — все его предки, которых вы смогли найти. Одна из самых распространенных схем для украшения помещения.
3) Корни (Потомки)
Хороший подарок вашему родственнику. В качестве ключевой фигуры выбирайте общего предка. Здесь хорошо видны все двоюродные и троюродные братья и сестры.
4) Песочные часы
Это шикарный подарок бабушке или дедушке. Ставьте их в качестве ключевой фигуры (на схеме отмечено желтым). Сверху отображаете их предков, а снизу всех их потомков: детей, внуков и правнуков.
5) Веер
Очень удобная сжатая форма, которая не занимает много времени, хорошо видны главные родительские связи.
Педсовет
Подготовительный этап: разработка проекта.
Доведение до семьи важности данной проблемы, заинтересовать темой проекта. Совместное составление плана работы над проектом, с учётом мнения семей.
Развитие проекта: разработка семейных генеалогических древ, анализ работ членами жюри, представление семейных альбомов.
Заключительный этап проекта: оформление проекта (презентация), награждение победителей, выставка лучших семейных альбомов в группе.
Мотивационный компонент: узнать свои корни, иметь представление, что такое род, родословная, семья. Более подробно изучить свою семью, познакомиться с семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Цель проекта для воспитателей:
Систематизация знаний воспитанников о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребёнка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
Цель проекта для воспитанников: показать воспитанникам, что они являются членами своей семьи; обратить внимание детей на то, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, как возникли фамилии, имена, отчества; воспитать любовь и уважение к своей семье.
Цель проекта для родителей: понять актуальность и важность проблемы патриотического воспитания дошкольников. Сплотить родителей и детей, оставив в их сердцах самые тёплые воспоминания о работе над проектом по составлению родословной.
Оценка, отчёт:
На начальном этапе нашего проекта, родители отнеслись к нему с неодобрением, мне даже показалось, что это расценивалось, как вмешательство детского сада в личную семейную жизнь. Мне пришлось объяснять родителям, что главное в ознакомлении ребёнка с семьёй- это воспитание любви и уважения к родным и близким.
Без солнца в мире счастья не бывает,
Без детей его на свете нет
В просторы неба птицы мира улетают,
И каждая имеет чудный цвет.
Цвета эти и в радуге небесной,
И в самоцветах маленьких, больших.
В руках храним детишек наших детство,
Пусть многогранным будет счастье их!
Автор: Борисенко Ольга Юрьевна,
воспитатель I квалификационной категории,
МДОАУ детский сад,
с. Октябрьское, Стерлитамакский район, Республика Башкортостан
Читайте также:
- Дает ли стоматолог справку в школу
- Как зарегистрироваться на школьном портале родителям через госуслуги пошагово
- Семинар художественно эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности в доу
- Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания кратко
- Как правильно сформулировать финансовую цель кратко