Проект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада моя родословная

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность

Современная семья в третьем тысячелетии сталкивается с множеством

проблем, одна из которых –утраченная историческая преемственность

поколений в семье. Дети не всегда знают имена и отчества своих родителей,не говоря уже о бабушках и дедушках,- своих самых родных людей, чем они занимаются, кем работают, затрудняются назвать домашний адрес. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, в большинстве семей не сохраняются и не передаются нравственные и духовные обычаи, созданные предками. Между тем, опыт

наших предков –живая нить преемственности поколений является бесценным сокровищем для духовно-нравственного воспитания детей.

Родословная -это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов. Традиция составления родословной существует испокон веков. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду. На мысли о прошлом, о пращурах наводило все, что было внутри и вокруг дома.

Работа над родословной бесконечна. Она может продлиться всю жизнь, ее могут продолжить дети, внуки. Изучение истории рода –не предмет пустого тщеславия, а инструмент самопознания, законный, исторически заработанный повод к гордости.

Цель проекта:

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.

Обогатить представления детей о семье, дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях, учить строить генеалогическое дерево.

Формы реализации проекта:

Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

Итогом проекта стало создание генеалогического древа семьи совместно с родителями. Спасибо им большое за творчество и фантазию! Все работы получились яркими и индивидуальными.

Цель: формирование у дошкольников представлений о семье как о важном элементе общества, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.

Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.

расширить знания о своих близких родственниках

Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.

учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;

Упражнять в словообразование на примере имен: подбор суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, признаков.

Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо).

воспитание любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям, формирование чувства ответственности перед памятью предков.

Материал: схема генеалогического древа, фланелеграф, семейные фотографии,пирамидка,мяч.

Ход занятия

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем, но сначала я вам задам загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку-

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки

А зимою все гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Угадайте, как их звать

Правильно, это пальцы. А теперь давайте посмотрим на наши пальчики и вообразим, что:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

А вместе – целая семья.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим о семье.

Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Кто о вас заботиться в семье. Какие чувства вы испытываете к своим родным? (ответы 2-3 детей)

Мама, как солнышко. Давайте вспомним каждый свою

- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?(вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).

- О семье есть много пословиц. Мы с вами тоже их знаем.

Мой дом - моя крепость;

Дома и стены помогают;

Семья в куче - не страшна туча;

Семья вместе - и душа на месте;

Семья ладом полна;

Выставляю стержень от пирамидки, кольца лежат рядом на столе.
- Попробуем представить род человеческий в виде этих колец. Настя, надень, пожалуйста, на стержень пирамидки самое большое кольцо - это твои прабабушка и прадедушка. Как мы назовем следующее по размеру кольцо?
( Бабушка и дедушка.)
- Какое кольцо следующее, и как мы назовем?(мама и папа)
-Осталось - самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Конечно, Настю. Что у нас получилось? ( У нас получилась пирамидка.)
-На чем держится стержень ( На самом большом кольце- прабабушке и прадедушке)

-Скажите. Как мы их всех ( бабушек, дедушек, маму, папу, братьев, сестер) называем?

Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей.

- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?(Вверху - маленькие. А внизу - большие.)

- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама, в серединке я как раз.Сколько будет вместе нас? (Трое.)

-Варя покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ нескольких детей о членах своей семьи)

Раз, два, три, четыре,/хлопки в ладоши/

Кто живет в моей квартире? /пожимают плечами/

Раз, два, три, четыре, пять, /хлопки в ладоши/

Всех могу пересчитать. /руки в стороны/

Папа, мама, брат, сестренка, /загибают по одному пальцу на обеих руках/

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья. /сжимают и разжимают кулачки/.

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;

Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;

Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;

Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;

Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

Дедушка старый - внук …/молодой/;

Папа высокий - сын …/низкий/;

Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;

Белье чистое - …/грязное/;

Хлеб свежий - …/черствый/;

Мама спускается - дочь …/поднимается/;

Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.

шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….

Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …..

Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …

Платье /чьё?/ - мамино …

Ботинки /чьи?/ - папины …

Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …

Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.

ВложениеРазмер
proekt_moya_rodoslovnaya.docx 18.34 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатели: Голубева И.М., Безрукова Н.И.,

муз. руководитель: Бухвалова С.Г.

воспитанники подготовительной группы, родители.

Тип проекта: информационно-практический.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели)

Срок реализации: 30.0.16 - 21.10.16

Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности);

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.

Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений; включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков.

  • Обучающая: формировать у детей представление о семье, родословной, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
  • Развивающая: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
  • Воспитательная: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

Идея проекта: Укрепление связи поколений в семье .

Как появилась моя семья?

Кто были мои предки ?

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий для реализации проекта – 1-я неделя.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта
  3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговое мероприятие.

План мероприятий для реализации проекта

определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий для реализации проекта

Содержание деятельности педагога с детьми:

- беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л.Толстого "Косточка"

- "Наши семейные традиции"

Чтение художественной литературы и разучивание стихов :

Просмотр мультфильмов и презентаций:

- "Мама для мамонтёнка", "Дедушка и внучек"

- "Семейные традиции", "Родство", "Генеологическое древо"

Содержание деятельности педагога с детьми и родителями:

- Конкурс "Моя родословная"

- Оформление выставки семейных фотоальбомов"

- Оформление мини-музея "Моя родословная"

1. Дети узнают больше о своей семье, своих корнях: о членах семьи, традициях, близких и дальних родственниках

2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений, сплочению поколений в семье.

- Содействовать возрожению традиций семейного воспитания;

- Сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.

- Познакомиться с историей создания каждой семьи;

-Показать необходимость знания своей родословной;

-Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и родителей.

Основные формы реализации данного проекта :

1 этап – подготовительный.

Постановка задач, целей;

Подбор познавательной, художественной литературы.

Составление конспектов занятий бесед, консультаций по данной теме.

Подбор наглядной информации для родителей.

2 этап –основной.

3 этап -заключительный.

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников Вид проекта: творческо-информационный Продолжительность проекта: январь-май 2014год Актуальность : Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной.

Проект знакомит детей с семьей, как с явлением общественной жизни, её назначением и особенностями на достигнутом их понимании уровне. В ходе работы над проектом дети отвечают на проблемные вопросы, занимаются поисковой деятельностью; читают стихи, пословицы и поговорки, рисуют, составляют рассказы, изучают семейные альбомы, родословную.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев –ВОТ основное содержание проекта.

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Сейчас я хочу ознакомить вас с планом работы над проектом, который делится на 3 направления: 1. Совместная деятельность педагогов и детей, 2. Совместная деятельность с родителями, 3. Консультативная информация для родителей.

Проект знакомит детей с семьей, как с явлением общественной жизни, её назначением и особенностями на достигнутом их понимании уровне. В ходе работы над проектом дети отвечают на проблемные вопросы, занимаются поисковой деятельностью; читают стихи, пословицы и поговорки, рисуют, составляют рассказы, изучают семейные альбомы, родословную.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание проекта.

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.

Значимая для детей проблема,

на решение которой направлен проект:

  • Кто я?
  • Как появилась моя семья?
  • Кто были мои предки?
  • Откуда я родом?
  • Что такое Генеалогическое древо?
  • Образовательные:
  • Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.
  • Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.
  • Закрепить знания о профессиях членов семьи.
  • Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.
  • Расширить кругозор, обогащая словарный запас детей терминами родственных отношений.
  • Развивающие:
  • Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.
  • Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.
  • Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью.
  • Воспитательные:
  • Воспитание нравственности, уважение к старшему поколению, заботливое отношение к родным и близким.
  • Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.
  • Дать понятие о народных семейных традициях, совместного труда и отдыха.

Тип проекта: групповой, творческо- информационный.

Вид проекта: комплексный.

Предмет: семья, родословная.

Возраст детей: от 4 до 6 лет.

Время реализации проекта: среднесрочный, с 01 марта по 27 марта 2021г.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Привлечение общественного внимания к проблеме укрепления детско-родительских отношений и сплочению поколений в семье. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения.

ФОРМЫ И ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ;
  • ОСНОВНОЙ;
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ;
  • Подбор методической литературы по данной теме;
  • Диагностическое исследование по выявлению знаний детей о своей семье;
  • Подбор художественной литературы (стихи, рассказы,

+ Совместная деятельность детей и родителей

4. Совместное рассматривание семейных альбомов;

7. Чтение художественной литературы о семье;

9. Ролевое проигрывание семейных ситуаций;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 24.03-29.03.2017

К КАКОМУ ЖЕ ВЫВОДУ ПРИШЛИ ДЕТИ?

А слайды с творчеством детей и их родителей представлены в перезентации на моей страничке.

Результаты реализации проекта:

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.

У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, произошло укрепление внутрисемейных связей воспитанников – улучшились взаимоотношения между детьми, родителями, бабушками, дедушками;

  • Знание детьми более полной информации о своей семье.
  • Дети знают свое имя, отчество, домашний адрес.
  • Имя, отчество, фамилию, своих родителей, бабушек и дедушек.
  • Понимание детьми значимости семьи в их жизни.
  • Проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи.
  • Развитие интереса к родословной своей семьи.

Родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.

4. Разъяснение пословиц и поговорок о семье;

6. Подведение итогов;

Совместная деятельность детей и родителей

Результаты реализации проекта:

Варианты изображения семейного дерева

  • Бабочка
  • Ветви (Предки)
  • Корни (Потомки)
  • Песочные часы
  • Веер

1) Схема — Бабочка

Удобный способ для размещения на стене. Супруги — ключевые фигуры, их родители по бокам, а дети внизу.

2) Схема Ветви (Предки)

Ключевая фигура — ваш ребенок, вверх от него расходятся ветви дерева — все его предки, которых вы смогли найти. Одна из самых распространенных схем для украшения помещения.

3) Корни (Потомки)

Хороший подарок вашему родственнику. В качестве ключевой фигуры выбирайте общего предка. Здесь хорошо видны все двоюродные и троюродные братья и сестры.

4) Песочные часы

Это шикарный подарок бабушке или дедушке. Ставьте их в качестве ключевой фигуры (на схеме отмечено желтым). Сверху отображаете их предков, а снизу всех их потомков: детей, внуков и правнуков.

5) Веер

Очень удобная сжатая форма, которая не занимает много времени, хорошо видны главные родительские связи.


Педсовет

Подготовительный этап: разработка проекта.
Доведение до семьи важности данной проблемы, заинтересовать темой проекта. Совместное составление плана работы над проектом, с учётом мнения семей.

Развитие проекта: разработка семейных генеалогических древ, анализ работ членами жюри, представление семейных альбомов.

Заключительный этап проекта: оформление проекта (презентация), награждение победителей, выставка лучших семейных альбомов в группе.

Мотивационный компонент: узнать свои корни, иметь представление, что такое род, родословная, семья. Более подробно изучить свою семью, познакомиться с семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Цель проекта для воспитателей:
Систематизация знаний воспитанников о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребёнка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
Цель проекта для воспитанников: показать воспитанникам, что они являются членами своей семьи; обратить внимание детей на то, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, как возникли фамилии, имена, отчества; воспитать любовь и уважение к своей семье.
Цель проекта для родителей: понять актуальность и важность проблемы патриотического воспитания дошкольников. Сплотить родителей и детей, оставив в их сердцах самые тёплые воспоминания о работе над проектом по составлению родословной.

proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-rodoslovnaya-starinnaya-semejnaya-tradiciya1

proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-rodoslovnaya-starinnaya-semejnaya-tradiciya4

Оценка, отчёт:
На начальном этапе нашего проекта, родители отнеслись к нему с неодобрением, мне даже показалось, что это расценивалось, как вмешательство детского сада в личную семейную жизнь. Мне пришлось объяснять родителям, что главное в ознакомлении ребёнка с семьёй- это воспитание любви и уважения к родным и близким.

Без солнца в мире счастья не бывает,
Без детей его на свете нет
В просторы неба птицы мира улетают,
И каждая имеет чудный цвет.
Цвета эти и в радуге небесной,
И в самоцветах маленьких, больших.
В руках храним детишек наших детство,
Пусть многогранным будет счастье их!

Автор: Борисенко Ольга Юрьевна,
воспитатель I квалификационной категории,
МДОАУ детский сад,
с. Октябрьское, Стерлитамакский район, Республика Башкортостан

Читайте также: