Семинар художественно эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов по данному направлению.
  2. Развить практические умения по художественной деятельности.
  3. Создавать условия для взаимодействия педагогов стажистов с молодыми специалистами и педагогами ПДО.

План проведения:

Методическое обеспечение: выставка методической литературы по художественной деятельности; выставка рисунков, поделок детей; представление разнообразных предметов народно-прикладного искусства.

Содержание семинара-практикума:

1. В ходе проведения проверки было установлено, что реализация программы по художественно-эстетическому развитию в полной мере обеспечивает освоение воспитанниками обязательного минимума содержания по данной образовательной области, что подтверждают результаты педагогической диагностики на начало года.

При организации продуктивной деятельности детей в детском саду воспитатели в полной мере обеспечивают выполнение задач по художественно-эстетическому развитию, что способствует всестороннему развитию детей, формирования таких качеств личности, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность, лежащие в основе детского изобразительного творчества.




Педагоги делятся на две команды. Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме семинара-практикума.

- Кто нарисует весенний ветер? – спрашивает воспитатель.

К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом – ветки деревьев хлещут по облакам…

- Чудесные рисунки, - поощряет воспитатель смельчаков. – Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.

Затем воспитатель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего – человечек, у четвертого собака и т.д.

В группе хохот, но каждому хочется добавить сове.

- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.

Воспитательница организовала прогулку в пар. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины.

Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз – книгу о русской живописи.

- А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.

- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми
  3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работах Т.С. Комаровой и ее учеников с позиций интегрированного подхода рассматриваются различные аспекты педагогической интеграции. Затронуты отдельные элементы интегрированного обучения – игра как интегрирующий фактор, вопросы о таксономии целей и задач интегрированных занятий, о направлениях интеграции (внутривидовой и межвидовой) и многие другие. Значимыми являются работы Р.М. Чумичевой, в которых сделана попытка рассмотреть синтез (интеграцию) искусств и выявить механизмы их взаимодействия в содержании занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями искусства.

Таким образом, интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества:

1. повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучения и воспитанности учащихся;

2. способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3. способствует развитию изобразительных и (двигательных! )музыкальных способностей, навыков и умений;

4. способствует развитию речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

5. позволяет систематизировать знания;

6. способствует развитию в большей степени, чем обычные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логическое, художественно-образного, творческого);

7. снимает перенапряжения, перегрузки утомляемости обучаемых, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу на каждой минуте занятия;

8. способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Художественно- эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, музыка, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель каждого педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

• создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

• организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

• координация работы с другими учреждениями и организациями.

Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно- творческой деятельности. Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

• интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

• помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

• развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Интеграция - процесс сближения, создания единого целого. Интегрированный подход в эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

Интегрированные занятия ведутся по трем направлениям: музыке, рисованию, развитию речи.

Первостепенную роль в создании положительного эмоционального состояния детей на интегрированных занятиях играет доброжелательный характер общения педагога, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенность в успехе детей.

У воспитанников необходимо формировать интерес к поиску, развивать творчество, инициативу, положительное отношение к занятиям. Педагог должен знать индивидуальные особенности детей, чтобы найти ключ к каждому из них.

Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:

1. Систематическое проведение занятий один раз в неделю.

2. Увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы.

3. Вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.

4. Подбор необходимого технического оснащения.

5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.

В заключении хочется отметить, чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, графике, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.

Итак, приступим к практической части семинара.

Для более тесного взаимодействия предлагаем Вам поиграть в игру на сплочение.

Цель: содействие формированию навыка согласования своих действий с группой.

Необходимые материалы: различные музыкальные инструменты.

Участники сидят по кругу. В центре находятся различные музыкальные инструменты. Каждый участник выбирает себе тот инструмент, на котором хотел бы импровизировать.

Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка- одно ключевое слово, определяющие содержание синквейна.

Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

Развитие творческих способностей детей не может быть только в детском саду необходимо организовать работу и в семье

Считается, что, развивать творческие способности детей, следует в семье через: ответы.

·сочинять с детьми сказки;

·создавать домашний оркестр;

·рисовать и лепить из пластилина, глины;

·устраивать домашние спектакли;

·раз в месяц водить ребенка на концерт, в театр, музей.

Есть ли в Ваших группах творчески одаренные дети? В чем они выражаются?

Виды занятий с детьми

Занятие – путешествие Занятие-экскурсия

Театрализованные представления Занятие-акция

Завершить консультацию мне хочется словами: влияние красоты в детском возрасте на нежную душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, наслаждаться ею и создавать своими руками, он вырастет гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью”.

Автор: Титаренко Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: консультация
Тема: Интеграция в системе xудожественно – эстетического воспитания. Развитие xудожественныx способностей дошкольников через интеграцию различныx видов деятельности, нетрадиционную форму организации НОД.
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Консультация для воспитателей

Интеграция в системе xудожественно - эстетического воспитания. Развитие

xудожественныx способностей дошкольников через интеграцию различныx видов

деятельности, нетрадиционную форму организации НОД.

познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя

изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование -

традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные

деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только

(например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области

наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми

дошкольного возраста – развитие детского творчества.

творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный

позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-

чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений

становления современного дошкольного образования является интеграция.

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в

смысл слова, в мир красок и звуков;

Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;

творчества ребёнка, раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

Именно интеграция- одна из наиболее благоприятных форм развития творческих

перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность

каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование

лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях

деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов,

сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное

-т в о рч е с ко е

р а с с к а з ы в а н и е

н а р о д н ы х

Для реализации интеграции образовательных областей поставлены следующие задачи:

Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.

едином педагогическом процессе.

деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).

мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.

Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного

микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

представление результатов этой деятельности.

деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые

жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых

проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь

В процессе продуктивной деятельности:

интегрируется содержание разных образовательных областей;

создаются условия для познавательной деятельности;

педагогов и родителей;

формируются коммуникативные качества;

расширяется социальный опыт;

развиваются творческие способности.

закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании

нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае,

полезна интеграция разных видов деятельности.

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто

быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как

математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как

равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи

конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает -

не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе

использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и

ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Педагог, владеющий современными подходами к нетрадиционным формам проведения

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества.

Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно- эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.

Взаимосвязь художественно – эстетического развития в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к продуктивным видам деятельности, таким как: рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, музыки, повышению эффективности всестороннего воспитания и развития детей.

Художественно – эстетическое развитие – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

В группу к детям приходит мишка и говорит, что он только что проснулся после зимней спячки и очень голодный.

Воспитатель: Давайте поможем медвежонку и угостим его. Но сначала подумаем, чем? Что любит медведь больше всего? (ответы детей – мёд, малину). Но ягод и меда в лесу сейчас нет, поэтому мы можем угостить его другими сладостями. Какие сладости вы знаете? (ответы детей). А как называется человек, который делает сладости? Кто их печет? (Скорее всего, дети ответят, что печет повар. Исправьте их) .Этот человек по профессии – кондитер.

Предложите детям послушать два стихотворения и отгадать, чем отличаются профессии повара и кондитера.

Повар варит для детки
Супчик, картошку, котлетки.
Готовит кашу-манку,
Салатик со сметанкой.

Напеку я пирожков,
И коврижек, и рожков.
Вот такой имею дар:
Я кондитер – кулинар.

IMG-20170419-WA0025.jpg

Что готовит повар, а что – кондитер? (Кондитер готовит сладкие булочки, печенье, пряники, торты, пирожные, ватрушки, конфеты, плюшки… Повар готовит кашу, салаты, второе, компот, котлеты…).

Найдите на картинках повара и кондитера.

Профессия кондитера очень сложная, и в то же время очень интересная, творческая и… вкусная. Кондитеры делают нашу жизнь радостнее, веселее. Вспомните, ни один праздник не обходится без торта или пирожных, которые с любовью готовят для нас кондитеры.

Прослушайте стихотворение, посвященное работе кондитера:

Смастерить он может.

И испечь красивый вкусный торт.

Вам из шоколада

Что-то сделать надо?

Из орехов вылепить цветок?

Всё, что захотите,

К радости и взрослых, и ребят -

И конфеты новые,

В праздники и в будни делать рад!

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется помещение, где работает кондитер? (ответы детей).

Помещение, где работает кондитер называется кондитерский цех.

Что надевает на себя кондитер перед работой? Зачем кондитеру халат и колпак на голове? (Колпак нужен, чтобы закрыть волосы, иначе волосы могут попасть в выпечку. Фартук или халат нужен, чтобы защитить одежду, ведь на нее может попасть что-то и испортить. Еще фартук или халат нужны, чтобы грязь, пыль, нитки с одежды не попала в еду).

Найди лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя (лишней в данной игре будет картинка, которая не имеет отношения к профессии кондитера). Как можно назвать всё то, что изображено на картинках, одним словом? (еда).

Из черники – черничная,

Из малины – малиновая,

Из вишни – вишнёвая,

Из клубники — клубничная

Из слив – сливовая (ошибка – сливочная)

Из яблок – яблочная

Из груш – грушевая

Из меда – медовая.

Речевое упражнение на согласование прилагательных и существительных по родам

Конфеты любят все – и взрослые, и дети. И все знают, что они сладкие. Что еще бывает сладким?

  • СладкИЙ мед, торт, пряник, компот, морс, сахар;
  • СладкАЯ клубника, черешня, малина, курага, земляника;
  • СладкОЕ пирожное, мороженое, печенье;
  • СладкИЕ ягоды, торты, пирожные, коврижки, …

А теперь давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Тесто ручками помнем - сжимать и разжимать пальчики.

Сладкий тортик испечем - прихлопывать ладонями.

Серединку смажем джемом, - круговые движения пальцами по ладони.

А верхушку, сладким кремом - круговые движения пальцами по ладони.

Мы посыпаем торт немножко.

В гости друга приглашай! - ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы.

- Ребята, а давайте угостим мишку тортом.

Для торта нам понадобится:

- пенопласт (лучше брать плотный, он меньше крошится) или пеноплэкс, целлюлозные хозяйственные салфетки, клей ПВА, ножницы, канцелярский нож, цветная бумага.

Заранее подбираем нужного размера пенопласт, придаем ему форму торта, канцелярским ножом режем на 8 одинаковых частей.

Обклеиваем целлюлозными салфетками .

IMG-20170419-WA0022.jpg

Из зеленых прямоугольников вырезаем листочки.

А из кругов красного, желтого, розового цвета вырезаем розы по спирали и скручиваем (с внешнего края спирали).

IMG-20170419-WA0024.jpg

А теперь украшаем тортик. Можно пофантазировать и придумать новые детали для украшения.

Затем угощаем тортом мишку.

Воспитатель: Вам понравилось знакомство с кондитерами? Что было самое трудное для вас? А что было самым интересным? Что понравилось больше всего?

Воспитатель слушает ответы детей и благодарит за хорошую работу.

IMG-20170419-WA0020.jpg

1.Микляева Н.В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания : Изд-во: Сфера , 2013 г.-128с.

Читайте также: