Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания кратко

Обновлено: 03.07.2024

Предусматривая участие общественности в уголовно-исполнитель­ном процессе, государство рассчитывает и на осуществление обществен­ного наблюдения за тем, как соблюдаются при этом предписания и тре­бования закона.

Институт участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, слагается как бы из двух частей. С одной стороны, это выполнение, как правило, совместно с ад­министрацией данных учреждений и органов некоторых функций рас­порядительного характера, с другой - участие в работе персонала этих учреждений и органов по исправлению осужденных. Главная задача общественности в этой области - оказание помощи учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы по обеспечению их нор­мального функционирования, эффективного исполнения наказаний в соответствии с российским законодательством и международными стандартами.

Содействие общественности в работе учреждений и органов, испол­няющих наказания, состоит в том, чтобы: а) влиять на правотворческую деятельность государства, регулирующего посредством права работу уч­реждений и органов, исполняющих наказания; б) осуществлять конт­роль за соблюдением законности в данных учреждениях и органах и в целом за уголовно-исполнительным процессом, направленным на ис­правление и ресоциализацию осужденных; в) оказывать помощь учрежде­ниям и органам, исполняющим наказания, в трудоустройстве осужден­ных (помощь в выборе мест работы), организации производственной дея­тельности (поиске оборудования, его установке и наладке, освоении новых технологических процессов и т. д.), проведении с осужденными воспитательной, в том числе индивидуальной, работы.

Одной из функций общественности, которая хотя и не относится не­посредственно к ее участию в деятельности учреждений уголовно-ис­полнительной системы, но тесно с ней связана, являются трудовое и бы­товое устройство освобожденных от отбывания наказания, дальнейшее

Уголовно-исполнительное право

их воспитание, рассчитанное на закрепление достигнутых результатов исправления этих лиц в данных учреждениях.

Участием общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, следует считать участие в ней общественных организаций, в том числе организаций, создаваемых при официальных органах, общественных комиссий, трудовых коллективов, коллективов граждан, широких слоев трудящихся. При этом нельзя, на наш взгляд, рассматривать как участие общественности в деятельности исправитель­ных учреждений работу самодеятельных организаций осужденных. Нельзя отождествлять представителей общественности, реализующих об­щественную функцию управления процессом исполнения наказаний, и осужденных, несущих наказание за совершенное преступление. Созда­ние самодеятельных организаций и участие в них осужденных направ­лены на развитие их полезной инициативы, служат средством их исправ­ления, привития им чувства коллективизма.

Совершенно справедливо утверждение НА Стручковаотом, что под участием общественности в деятельности исправительных учреждений следует понимать влияние общественных организаций и трудовых кол­лективов на правотворчество в области уголовно-исполнительного за­конодательства, общественный контроль, участие в решении некоторых вопросов распорядительного характера и оказание помощи исправи­тельным учреждениям со стороны общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных трудящихся в интересах эффективного дости­жения цели наказания 4 .

Общественность принимает участие в процессе исправления осуж­денных в различных формах, каждая из которых имеет присущие ей признаки и по-своему важна и необходима. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказа­ния, - один из основных принципов их деятельности.

Правовое регулирование участия общественности необходимо для того, чтобы исключить произвольные решения, которые могут привести к необоснованному ухудшению условий отбывания наказания, а также самовольному предоставлению осужденным не предусмотренных за­коном льгот. Правовое регулирование деятельности общественных орга­низаций и трудовых коллективов в работе рассматриваемых учреждений и органов призвано обеспечить проведение единой линии государства и общества в исполнении наказаний, в основе которой лежит уголовная политика, исключить возможное расхождение в требованиях должност-

Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органе

ньрс лиц и представителей общественности к осужденным. Однак вовой регламентацией охвачены только формы участия общественно в уголовно-исполнительном процессе, а методы ее работы, особенно m емы и способы исправления осужденных, правовому регулированию подлежат.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. закреплял пять форм участия общественности в исправлении и перевоспитании осуж­денных (работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несо­вершеннолетних, шефство трудовых коллективов и общественных орга­низаций над исправительно-трудовыми учреждениями, работа советов общественности в воспитательно-трудовых колониях и общественных

воспитателей несовершеннолетних осужденных), атакже допускал воз­можность применения и других форм участия общественности в исправ­лении осужденных, если эта деятельность отвечала общим положениям и принципам исполнения уголовного наказания.

Из всех названных общественных формирований контрольные пол­номочия имели наблюдательные комиссии, создаваемые при местных органах власти и управления. Их основной задачей являлось осущест­вление постоянного контроля за соблюдением исправительными уч­реждениями и органами, ведающими исполнением наказаний, режи­ма и условий содержания осужденных, за правильностью их трудового использования и организацией их труда, общеобразовательной и про­фессиональной подготовки, проведением воспитательной работы и обоснованностью применения к осужденным мер поощрения и взыс­кания.

С принятием УИК РФ такие контрольные полномочия обществен­ности были отменены. В настоящее время они сохраняются лишь за ко­миссиями по делам несовершеннолетних, которые создаются и действу­ют при органах местного самоуправления или органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти комиссии осуществляют общественный контроль за условиями содержания и воспитания детей и подростков в лечебно-воспитательных учреждениях, проведением вос­питательной работы, общеобразовательного и профессионального обу­чения, условиями содержания и правильностью организации труда в на­ходящихся на территории муниципального образования или субъекта Российской Федерации специальных учебно-воспитательных и лечеб­но-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях, инспек­циях по делам несовершеннолетних и приемниках-распределителях для несовершеннолетних (ст. 11,12 Положения о комиссиях по делам не­совершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Со­вета РСФСР от 8 июля 1967 г.).

Уголовно-исполнительное право

К формам реагирования комиссии по делам несовершеннолетних на недостатки в деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания, или по установленным в ходе проверки фактам, свидетельству­ющим о нарушении законности, Положением о комиссиях отнесены такие, как право комиссий заслушивать на своих заседаниях отчеты администрации этих учреждений и органов о работе по исправлению несовершеннолетних осужденных, отчеты администрации предприя­тий и организаций, где работают несовершеннолетние осужденные.

Принятые в пределах компетенции постановления комиссий по де­лам несовершеннолетних об устранении недостатков в работе учрежде­ний и органов, исполняющих наказания, подлежат обязательному ис­полнению. Администрация данных учреждений и органов обязана в двухнедельный срок сообщить комиссии о мерах, принятых по выпол­нению ее постановления.

Действующее российское уголовно-исполнительное законодатель­ство в основном не использует жесткую регламентацию форм участия общественности в уголовно-исполнительном процессе. Так, ст. 23 УИК РФ предусматривает, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных, то есть представители общественности могут в любых формах участвовать в исполнении нака­заний, но лишь в пределах субъективного усмотрения руководства уч­реждений и органов, исполняющих наказания. Именно так можно тол­ковать положения ч. 1 ст. 23 УИК РФ.

Вместе с тем уголовно-исполнительное законодательство в некото­рых случаях, применительно к деятельности воспитательных колоний, устанавливает конкретные формы участия общественности в уголовно-исполнительном процессе. В частности, закреплены такие формы учас­тия общественных объединений в деятельности воспитательных коло­ний, как попечительские советы и родительские комитеты (ст. 142

Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов .

УИК РФ), которые призваны оказывать помощь администрации этих учреждений в организации учебно-воспитательного процесса, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового уст­ройства освобождающихся и, следовательно, контролировать деятель­ность администрации по данным вопросам. Статья 132 УИК РФ называ­ет и такую форму взаимодействия общественности с воспитательными колониями, какработа в составе учебно-воспитательного совета, по представлению которого начальник колонии производит перевод осуж­денных из одних условий отбывания наказания в другие.

В соответствии с названным Положением для охраны прав лиц, под­защитных Фонду, последний может направлять в соответствующий орган исполнительной власти своего уполномоченного представителя. Фе­деральные органы исполнительной власти обязаны предоставлять уполномоченному представителю Фонда информацию, связанную с про­изводством в отношении подзащитного лица административного задер­жания, ареста, помещения в изолятор временного содержания и т. д. Орга­ны внутренних дел, юстиции и налоговой полиции призваны обеспе­чить допускдоставленного или задержанного лица к уполномоченному Фонда. В установленном порядке Фонд может перечислять денежные средства на лицевые счета подзащитных лиц, оказывать им гуманитар-

Уголовно-исполнительное право

ную помощь, направлять ходатайства об улучшении условий размеще­ния этих лиц в местах содержания под стражей или исполнения уголов­ного наказания.

Особенностью контроля общественных объединений за деятельнос­тью исправительных учреждений в настоящее время является то, что они не имеют властных полномочий, поэтому действуют своеобразным ме­тодом - апелляцией к общественному мнению через средства массовой информации. Последние, воздействуя на общественное мнение, одно­временно побуждают государственные органы и иные субъекты конт­роля принимать решения по поднятым в средствах массовой информа­ции проблемам, например по предотвращению злоупотреблений со сто­роны персонала, обеспечению его социально-правовой защиты и т. д. Второе направление воздействия - обращение к международным не­правительственным и межправительственным организациям по вопро­сам, связанным с нарушением законодательства, прав осужденных при исполнении уголовных наказаний (арестованных при задержании). В этом случае по представлению общественных организаций, формиро­ваний вопросы рассматриваются на международном уровне и принима­ются конкретные меры воздействия на государство-нарушитель.

Существенная роль в структуре общественного контроля принадле­жит аппарату Уполномоченного по правам человека в Российской Фе­дерации, осуществляющему постоянный контроль за соблюдением прав заключенных и осужденных в следственных изоляторах и местах лише­ния свободы. По результатам проведенных проверок делаются ежегод­ные обзоры и представляются отчеты, которые освещаются в печати, Дру­гих средствах массовой информации. В необходимых случаях Уполно-

Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов .

моченный по правам человека в Российской Федерации инициирует судебную защиту нарушенных прав осужденных и заключенных под стражу.

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,
А.В. Малько. М., 1997. С. 520.

2 См.: Стручков НА. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей
части. М., 1984. С. 195.

3 См.: СеврюгинА.С. Правовое регулирование средств обеспечения социалис­тической законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы: Сб. науч. тр. Рязань, 1981. С. 61-71.

4 См.: Стручков НА. Указ. соч. С. 207.

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

В период подготовки учебника к изданию в Уголовно-исполни­тельный кодекс РФ были внесены следующие изменения:

2) часть третью изложить в следующей редакции:

3) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127 1 , статьями 205—206, частью пер­вой статьи 208, статьями 209-211, 275, 277-279, 281, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360Уголовного кодекса

Также были приняты новые подзаконные нормативные правовые акты:

- Оминимальных нормах питания и материально-бытового обес­
печения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и
материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в со­
вершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Фе­
деральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безо­
пасности Российской Федерации, на мирное время: Постановление
Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205;

- Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний
и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ
Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38;

- Об упразднении управлений уголовно-исполнительной системы
по федеральным округам при Главном управлении исполнения наказа­
ний Минюста России: Приказ Минюста России 4 мая 2005 г., й 56;

- Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения
о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учрежде­
ниях и органах уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста
РФ от 6 июня 2005 г. № 76;

- Об утверждении Положения о порядке формирования и деятель­
ности самодеятельных организаций осужденных в исправительном уч­
реждении Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Мин­
юста России от 8 июня 2005 г. № 79;

- Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц,
содержащихся в следственных изоляторах: Приказ Минюста России
9 июня 2005 г. №85;

- Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содер­
жащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполне­
ния наказаний: Приказ Минюста России от 23 июня 2005 г. № 95;

Уголовно-исполнительное право

- Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспе­чения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изо­ляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время: Приказ Минюста России от 2 августа 2005 г. № 125.

Учебник в двух томах

Том 1: Общая часть



Редакторы С.А. Ардашева, М.В. Воробьев, И.Н. Смирнова

Корректор Л. В. Яковлева

Оформление Е. Молчанова, С. Носова

Компьютерная верстка А.Е. Воробьевой

Подписано в печать 14.11.2005

Формат 60x90/16. Гарнитура Newton

Печать офсет. Печ. л. 27,75. Тираж 3 000 экз.

Отпечатано в полном соответствии с качеством

Общественный контроль, как следует из самого наименования, - это контроль институтов общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Общественный контроль подразделяется на:

1) контроль общественных организаций;

2) контроль общественных формирований за порядком и условиями отбывания наказания;

2) контроль правозащитных организаций;

3) контроль со стороны средств массовой информации[145].

Основной целью общественного контроля является защита прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся в условиях исправительных учреждений. Так, в соответствии с требованиями части первой статьи 23 УИК РФ общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии[146]. и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях наделяются правом беседовать с осуждёнными в условиях позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

Положительным моментом общественного контроля является то, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осуждённых в формах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что в Уголовно-исполнительном кодексе обозначена деятельность лишь ограниченного перечня общественных формирований (попечительские советы, родительские комитеты применительно к воспитательным колониям и общественные наблюдатели).

Попечительские советы представляют собой формирования, оказывающие помощь в вопросах исправительного воздействия на осуждённых и оказание содействия в бытовом и трудовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы. В этой связи попечительские советы наделяются правом рассмотрения заявлений и обращений осуждённых и внесения предложений администрации по их разрешению

Из текста закона (ч. 3 ст. 24 УИК РФ) вытекает возможность участия в общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей средств массовой информации. Речь идет о праве на посещение учреждений и органов, исполняющих наказание. При этом требуется специальное разрешение администрации этих учреждений. Вместе с тем, кино, фото и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

В рамках действующей Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года предусматривается привлечение общественности к совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества, создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы

В вопросах совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается:

1) обеспечить прозрачность в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний;




2) осуществлять общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации;

3) расширять сотрудничество с неправительственными организациями, средствами массовой информации;

4) проводить постоянный мониторинг общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

5) проводить постоянное разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких;

6) принимать меры по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе и в вопросах расширения возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовки решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;

7) укреплять взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности;

8) расширять практику размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;

9) повышать роль общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;

11) содействовать реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;

12) привлекать общественные организации к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;

13) использовать потенциал религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

14) развивать благотворительность, попечительство, создавать в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительские советы.

Контрольные вопросы

1) Дайте понятие контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

2) Каковы основные цели и задачи, стоящие перед контролем за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания?

3) Назовите основные формы международного контроля.

4) Перечислите государственные органы, наделённые правом проведения контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

5) Дайте понятие ведомственного контроля.

6) Дайте понятие судебного контроля. Назовите его основные направления и объём полномочий.

7) В чём выражается основная суть общественного контроля?

8) Определите основные направления прокурорского надзора. Каковы полномочия структурных подразделений органов прокуратуры в вопросах объёма контроля?

Общественный контроль, как следует из самого наименования, - это контроль институтов общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Общественный контроль подразделяется на:

1) контроль общественных организаций;

2) контроль общественных формирований за порядком и условиями отбывания наказания;

2) контроль правозащитных организаций;

3) контроль со стороны средств массовой информации[145].

Основной целью общественного контроля является защита прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся в условиях исправительных учреждений. Так, в соответствии с требованиями части первой статьи 23 УИК РФ общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии[146]. и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях наделяются правом беседовать с осуждёнными в условиях позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

Положительным моментом общественного контроля является то, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осуждённых в формах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что в Уголовно-исполнительном кодексе обозначена деятельность лишь ограниченного перечня общественных формирований (попечительские советы, родительские комитеты применительно к воспитательным колониям и общественные наблюдатели).

Попечительские советы представляют собой формирования, оказывающие помощь в вопросах исправительного воздействия на осуждённых и оказание содействия в бытовом и трудовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы. В этой связи попечительские советы наделяются правом рассмотрения заявлений и обращений осуждённых и внесения предложений администрации по их разрешению

Из текста закона (ч. 3 ст. 24 УИК РФ) вытекает возможность участия в общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей средств массовой информации. Речь идет о праве на посещение учреждений и органов, исполняющих наказание. При этом требуется специальное разрешение администрации этих учреждений. Вместе с тем, кино, фото и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

В рамках действующей Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года предусматривается привлечение общественности к совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества, создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы

В вопросах совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается:

1) обеспечить прозрачность в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний;

2) осуществлять общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации;

3) расширять сотрудничество с неправительственными организациями, средствами массовой информации;

4) проводить постоянный мониторинг общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

5) проводить постоянное разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких;

6) принимать меры по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе и в вопросах расширения возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовки решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;

7) укреплять взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности;

8) расширять практику размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;

9) повышать роль общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;

11) содействовать реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;

12) привлекать общественные организации к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;

13) использовать потенциал религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

14) развивать благотворительность, попечительство, создавать в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительские советы.

Контрольные вопросы

1) Дайте понятие контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

2) Каковы основные цели и задачи, стоящие перед контролем за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания?

3) Назовите основные формы международного контроля.

4) Перечислите государственные органы, наделённые правом проведения контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

5) Дайте понятие ведомственного контроля.

6) Дайте понятие судебного контроля. Назовите его основные направления и объём полномочий.

7) В чём выражается основная суть общественного контроля?

8) Определите основные направления прокурорского надзора. Каковы полномочия структурных подразделений органов прокуратуры в вопросах объёма контроля?

Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) Федеральное Собрание Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации;

4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

ГАРАНТ:

См. Порядок организации контроля в уголовно-исполнительной системе по зональному принципу и рекомендации по ведению контрольно-наблюдательного дела территориального органа ФСИН России" (учреждения уголовно-исполнительной системы), утвержденные приказом ФСИН России от 28 августа 2010 г. N 378

См. Инструкцию об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб, утвержденную приказом Минюста РФ от 27 октября 2009 г. N 361

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;

4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

8) члены общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в пределах соответствующих территорий;

9) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий - учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений;

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденное приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 г. N 652

10) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации - в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 172, 173.1 -174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

11) Министр юстиции Российской Федерации.

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.

Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Это положение уголовно-исполнительного закона о допуске общественности к участию и контролю за деятельностью государства в сфере исполнения наказаний является проявлением принципа демократизма, закрепленного в ст. 8 УИК РФ.

Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ определено, что общественный контроль осуществляют общественные наблюдательные комиссии, члены общественных наблюдательных комиссий, а содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания - общественные объединения.

Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются: посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах Российской Федерации, и иными субъектами по своему усмотрению и ряд иных функций, установленных в статье 15 указанного закона.

Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе посещать места принудительного содержания в уведомительном, а не разрешительном порядке, беседовать с содержащимися там лицами, принимать и рассматривать их жалобы, запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии, обращаться к соответствующим должностным лицам.

Общественные объединения оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе. Они также взаимодействуют с администрацией учреждения, исполняющего наказания, в целях исправления осужденных к лишению свободы. Для оказания содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, общественные объединения обязаны согласовывать с администрациями мест принудительного содержания планируемые мероприятия, сроки их проведения и указывать персональные данные (фамилия, имя, отчество) участвующих в них представителей общественных объединений.

Формы содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, предусмотрены статьёй 21 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ. Основными из них являются: участие в решении вопросов их трудового, жилищно-бытового устройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения; участие в обустройстве лиц, находящихся на иждивении, подвергнутых административному аресту, подозреваемых и (или) обвиняемых, осужденных к лишению свободы, в случаях, если указанных лиц необходимо поместить в медицинские учреждения или учреждения социального обслуживания либо они нуждаются в постороннем уходе; участие в обеспечении их свободы совести и вероисповедания и ряд других функций.

Общественное объединение может участвовать и в иной деятельности, направленной на улучшение функционирования мест принудительного содержания, не противоречащей закону, иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

13 февраля 2014, 00:00

Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Это положение уголовно-исполнительного закона о допуске общественности к участию и контролю за деятельностью государства в сфере исполнения наказаний является проявлением принципа демократизма, закрепленного в ст. 8 УИК РФ.

Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ определено, что общественный контроль осуществляют общественные наблюдательные комиссии, члены общественных наблюдательных комиссий, а содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания - общественные объединения.

Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются: посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах Российской Федерации, и иными субъектами по своему усмотрению и ряд иных функций, установленных в статье 15 указанного закона.

Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе посещать места принудительного содержания в уведомительном, а не разрешительном порядке, беседовать с содержащимися там лицами, принимать и рассматривать их жалобы, запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии, обращаться к соответствующим должностным лицам.

Общественные объединения оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе. Они также взаимодействуют с администрацией учреждения, исполняющего наказания, в целях исправления осужденных к лишению свободы. Для оказания содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, общественные объединения обязаны согласовывать с администрациями мест принудительного содержания планируемые мероприятия, сроки их проведения и указывать персональные данные (фамилия, имя, отчество) участвующих в них представителей общественных объединений.

Формы содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, предусмотрены статьёй 21 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ. Основными из них являются: участие в решении вопросов их трудового, жилищно-бытового устройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения; участие в обустройстве лиц, находящихся на иждивении, подвергнутых административному аресту, подозреваемых и (или) обвиняемых, осужденных к лишению свободы, в случаях, если указанных лиц необходимо поместить в медицинские учреждения или учреждения социального обслуживания либо они нуждаются в постороннем уходе; участие в обеспечении их свободы совести и вероисповедания и ряд других функций.

Общественное объединение может участвовать и в иной деятельности, направленной на улучшение функционирования мест принудительного содержания, не противоречащей закону, иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

УИК РФ Статья 23. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

4. Для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Попечительский совет при исправительном учреждении осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок полномочий, компетенция и порядок деятельности указанного попечительского совета определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Читайте также: