План по самообразованию воспитателя доу 2 младшая группа гигиена

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей второй младшей группы, привитие им навыков ЗОЖ совместно с родителями.

Результат: Разработать образовательный проект с детьми.

Сентябрь 2018г. – август 2019г.

Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации.

Проведение спортивных мероприятий с участием родителей.

Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни. (Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития медсестрой).

Подвести итоги проделанной работы, подготовить творческий отчет о проделанной работе.

Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.

Работа с родителями

Изучение литературы и материала по теме

Сентябрь

План работы с родителями. План работы с детьми по ЗОЖ. Приобщение к ЗОЖ через создание развивающей среды

Пополнение спортивного инвентаря: мешочки с песком, косички для ОРУ, мячи, обручи, массажные коврики.

Изучение методической литературы по данной теме. Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию ЗОЖ.

Октябрь

Ноябрь-Декабрь

Правильное питание – залог здоровья.

Сроки

Деятельность педагога. Планирование работы: постановка цели и задач, прогнозирование результатов.

Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.

Работа с родителями

Изучение литературы и материала по теме

Январь

Совместная работа с родителями и детьми.

Зимние игры с детьми.

Картотека подвижных игр.

Час семейных встреч на участке. Постройка снежного городка для двигательной активности детей.

Февраль

Март

Апрель

Просмотр НОД. Отзывы родителей.

Участие родителей в организации НОД физическая культура.

Май

Проект по оздоровительной работе.

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

План по самообразованию.

Ходакова Ирина Александровна

Высшая квалификационная категория.

Тема: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Актуальность данной темы в том, что культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Шипицина Л.М.

Наши отечественные педагоги В.Г. Нечаева, В.А. Горабчева и др., психологи В.С. Мухина, С.Г. Якобсон и др. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Известно, что усвоенные в детстве социальные формы поведения во многом определяют в дальнейшем социальную адаптацию ребенка.

Именно поэтому в дошкольных учреждениях осуществляется кропотливая повседневная работа по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над этой темой. В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

• упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

• систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Гигиенические знания разумны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Автор: Сиденина Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 141 "Ладушки"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: "Культурно-гигиенические навыки в младшей группе"
Раздел: дошкольное образование

Сведения об образовании: высшее

Педагогический стаж: 2 года

повышение педагогического уровня, профессиональной компетенции,

- внедрение в педагогическую практику инновационной технологии формирования культурно-гигиенических навыков

воспитанников в условиях ДОУ,

- формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной

литературы в разных видах деятельности.

Повысить собственный уровень знаний, путем изучения методической литературы, работ воспитателей через интернет –

Разработать дидактические материалы;

Разработать тематический план работы по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе;

Обобщение собственного опыта в работе;

Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Специализированная литература (методическая, художественная, публицистическая);

Мероприятия по обмену опытом;

Курсы повышения квалификации.

Ожидаемый результат самообразования:

Повышение качества проведения работы по теме;

Разработка и апробирование дидактических материалов;

Разработка плана работы по формированию культурно – гигиенических навыков на 2015-2016 учебный год;

Доклады, выступления на заседаниях ГМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщенным опытом работы.

Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на

первом месте.В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены

стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническая культура столь же

важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты,

здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет

человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и

самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Формирование привычек и навыков осуществляется под

непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и

общественных местах.В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения

зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. При этом детей приучают выполнять не только то, что им

приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. В процессе повседневной работы с детьми необходимо

стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом

постоянно совершенствовались. Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после

пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после

приема пищи, предварительно научив его этому. Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными,

замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом

во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что,

перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в

порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения

рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение,

пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание

детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в

младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. В младшем дошкольном возрасте необходимые

навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны,

могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической

культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые

сценки, распределив роли между детьми. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе

игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные

культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения

культурно-гигиеническими навыками. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого

доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и

начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя

схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. Таким образом, можно утверждать, что сформированные

ЦЕЛЬ: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры.
Задачи:
– обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– научить соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– научить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– воспитать интерес к участию в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
– активно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– заинтересовать родителей в согласовании требований к воспитательному процессу; обсуждении рекомендации, высказывании идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– заинтересовать родителей достижениями ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков.

Оценить 473 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

План работы

по самообразованию

Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет

Воспитатель: Носкова Нина Васильевна

Срок реализации программы: 1 год

г. Нижний Новгород

ЦЕЛЬ: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры.

– обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

– научить соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого элементарные правила поведения во время еды, умывания;

– формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

– научить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– воспитать интерес к участию в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

– активно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

– заинтересовать родителей в согласовании требований к воспитательному процессу; обсуждении рекомендации, высказывании идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;

– заинтересовать родителей достижениями ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков.

Пояснительная записка

Образовательная область здоровье требует от нас формирования у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.

План работы по теме

Читайте также: