Проект по наставничеству в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Сергеева Татьяна Федоровна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил

Конфуций

Что же включает в себя понятие наставничество?

Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети и скайп. Обеспечить такой вид наставничества непросто, но возможно.

Группу посещала девочка, мама которой устроилась в наш детский сад помощником воспитателя. Мама девочки принимала активное участие во всех творческих конкурсах, проектах, с интересом посещала открытые мероприятия, помогала в подготовке к праздникам. Образование мамы было не педагогическим, но деятельность педагогов так ее увлекла и заинтересовала, что она решила поступать в педагогический колледж. Окончив Нижнетагильский педагогический колледж №1 в 2018 году с отличием, Мария Юрьевна вернулась работать в детский сад воспитателем, молодым специалистом.

Многие специалисты с небольшим опытом работы сталкиваются с неуверенностью во взаимодействии с детьми, их родителями; боятся осуждения администрации и коллег с большим опытом, переживают за результат своей работы. Решением данной проблемы является помощь администрации и опытных коллег, с целью организации и создания мотивации для более быстрой и комфортной адаптации в коллективе и быстрого профессионального роста.

Целью моей работы в качестве наставника стало:
помочь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; научить выходить из сложных ситуаций; развить в нем уверенность в собственных силах и укрепить в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.


Задачи работы:

1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодого воспитателя.

2. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации образовательной деятельности.

3. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагога, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

4. Проведение мастер-классов и открытых занятий для передачи опыта работы с использованием различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.

5. Изучение и показ приемов использования разнообразных технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах.

6. Проведение анализа результативности работы молодого воспитателя во всех направлениях образовательной деятельности.

Этапы становления молодого специалиста включают:
• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении, в моей практике сложилась определенная система по формированию традиций наставничества, при поддержке, которой молодой педагог постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Данная методика состоит из трех этапов:

1й этап – адаптационный.

Выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя, выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста. Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.

Этап включает в себя:

  • Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
  • Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
  • Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
  • Диагностика изучения методических потребностей педагогов (Приложение 1).

2й этап – основной (проектировочный).

Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога.

  • проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы:
  • изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
  • повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня;
  • приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
  • привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.

Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

Молодой педагог сразу включилась в работу творческой группы по профилактике детского травматизма и пожарной безопасности, стала активным участником, а с сентября 2019 года и ответственным по профилактике детского травматизма в ДОУ.

3й этап – контрольно - оценочный.

Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей .

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.

Молодой педагог совместно с воспитанниками приняла участие в конкурсах:

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:

  • создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;
  • применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
  • молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
  • у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;
  • молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

2. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.

7. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] .

В настоящее время в условиях совершенствования системы образования в России значительно выросла роль педагога. В соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога.

Деятельность дошкольного учреждения напрямую зависит от кадрового потенциала, поэтому возрастает потребность в создание условий для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога. В дошкольном учреждении работают 24 педагога из них 15 педагогов стаж работы, которых составляет от 15 до 28 лет. Это говорит о том, что большая часть коллектива стабильна, у них хороший творческий потенциал и психологическая подготовка. Но отрицательным фактором может стать эмоциональное выгорание этих педагогов, а для дальнейшего развития и функционирования дошкольного учреждения нужны молодые педагоги.

-разместили информацию о вакансиях на сайте городской службы занятости.

- организовали день открытых дверей для выпускников АлтГПУ и педколледжа.

-разместили информацию о вакансиях на прилегающей территории детского сада.

-Положение о наставничестве;

-Приказ заведующего об организации наставничества;

- Методические рекомендации по шефству-наставничеству

В дошкольном учреждении по данному направлению оказывается поддержка молодым педагогам и специалистам, которые являются выпускниками АтГПУ и ГПК и педагогам имеющим длительный перерыв в педагогической деятельности.

Педагогический опыт коллектива дает возможность использовать следующие виды деятельности в работе с молодыми педагогами:

1. Индивидуальные и групповые беседы заведующего, старшего воспитателя, наставника о цели, задачах, принципах и содержании работы данного образовательного учреждения, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о педагогической роли воспитателя детского сада.

2. Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей.

3. Вовлечение начинающего воспитателя и специалиста в научно-методическую и экспериментальную работу.

4. Участие в конкурсах профессионального мастерства и в других мероприятиях.

5. Мониторинг роста профессионального мастерства начинающего педагога.

6. Проведение анализа мероприятий, организованных молодым педагогом.

7. Предложение педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями, повышению профессиональной компетентности.

8. Обучение начинающего педагога правильному ведению документации.

9. Организация индивидуального наставничества : оформление документации по наставничеству, рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуальный план повышения профессионального развития начинающего педагога, создание портфолио.

10. Совместное решение конфликтных ситуаций.

Наставник

1. Содействует созданию условий профессионального роста молодого педагога и специалиста.

2. Разрабатывает и утверждает совместно с молодым педагогом план повышения профессионального развития.

3. Регулирует действие начинающего воспитателя и специалиста в соответствии с задачами воспитания и обучения детей.

4. Оказывает помощь в решении вопросов и затруднений, возникающих в процессе работы.

5. Передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство.

7. Консультирует по подбору и использованию педагогических пособий, игрового и дидактического материала.

8. Оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.

Формы работы используемые в деятельности наставника :

- взаимопосещение занятий, мероприятий

- педагогические деловые игры.

Система наставничества планируется и своевременно корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей педагога, согласуется с годовыми задачами дошкольного учреждения.

1. АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Задача: способствовать снятию у педагога психоэмоциональной напряженности, включиться в систему работы дошкольного учреждения

Содержание работы :

1. Знакомство с коллективом.

2. Закрепление молодых педагогов за наставниками.

3. Изучение нормативной - правовой базы дошкольного учреждения.

4. Диагностика затруднений посредством анкетирования, наблюдения.

5. Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений.

6. Оказание методической и консультативной помощи.

На установочном педагогическом совете рассматривается кандидатура наставника и утверждается приказом заведующего.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Задача: развитие профессиональных умений и навыков, формирование своего стиля работы

Содержание работы :

1. Изучение основой образовательной программы дошкольного учреждения.

2. Освоение вместе с наставником новых педагогических технологий и применение их в работе с воспитанниками.

3. Планирование воспитательно-образовательной работы.

4. Ознакомление начинающего воспитателя и специалиста с организацией предметно-пространственной среды в группе.

5. Знакомство с опытом работы наставника и других педагогов своего учреждения и других.

6. Показ занятий и режимных моментов наставниками для молодых педагогов в разных возрастных группах.

7. Составление плана работы с родителями.

8. Включение молодых педагогов в работу родительского клуба.

9. Самообразование начинающих воспитателей и специалистов.

10. Внутриучрежденческий контроль за работой молодых специалистов и педагогов.

3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Задача: обобщение опыта своей работы

Содержание работы :

1. Просмотр открытых мероприятий молодого педагога:

-в образовательной организации;

-на муниципальном уровне.

2. Анализ результатов работы наставничества на педагогическом совете.

3. Ежегодное подведение итогов работы.

4. Обобщение опыта работы.

Показателем эффективности опыта работы наставника является выполнение молодым педагогом разработанного плана профессионального развития в период наставничества. Оценка проводится по результатам промежуточного и итогового контроля.

1. И. И. Дранникова, Н. Г. Калашникова, Г. Е. Иванов, Шефство-наставничество в работе с начинающими учителями Алтайского края: методические рекомендации, Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО 2015. -76с

2. Е. А. Левина Организация работы с молодыми специалистами. Управление дошкольным образовательным учреждением №2, 2017

3. С. А. Дубравина, И. А Сергеева, Повышение уровня адаптации педагогов к ДОУ, Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 8, 2012

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.


Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

обтекание

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Цель наставничества в ДОУ - с оздание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

  • обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
  • использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
  • совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
  • приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.

Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог­-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.


В основу организации системы наставничества в МКДОУ БГО Детском саду № 7 комбинированного вида положены следующие нормативные документы :

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

  • беседа заведующего;
  • ознакомительная беседа заместителя заведующей по УМР;
  • представление молодого воспитателя коллективу;
  • анкетирование (выявление затруднений в работе);
  • дидактическая подготовка к проведению образовательной деятельности и совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • самообразование воспитателя;
  • оценка педагогической деятельности молодого педагога;
  • закрепление педагога-наставника.

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с проведения диагностики (вводного анкетирования, тестирования или собеседования), где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах.

Материалы для диагностики молодого специалиста

Шамина Ирина Алексеевна

педагог-наставник

Буйко Наталия Сергеевна

молодой специалист

  • проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы:
  • изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
  • повышение своего профессионального мастерства, посещение городских мероприятий;
  • приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
  • привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми):

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-­наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Работа с молодыми и начинающими специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого специалиста владельцем секретов мастерства, накопленного опытными педагогами.


Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.



Началось все с того, что в мою группу на должность няни (помощника воспитателя) пришла молодая энергичная девушка. Я стала ее привлекать во все мероприятия нашей группы: просила сыграть роль лисички на занятии, Снегурочки на утреннике, помочь сделать игру для детей и т.д. Поработав в
группе год, она захотела стать воспитателем и поступила на курсы переподготовки педагогов.
За последние 8 лет уже 4 помощника воспитателя (няни) нашей группы, поработав в нашей команде единомышленников решили изменить свою судьбу и профессию и пройдя курсы переподготовки педагогов стали воспитателями ДОУ. Случайность это? Думаю, что нет.

Видя со стороны работу воспитателя многих девушек пугают нагрузки, другие же, остаются в профессии навсегда. И дело тут не в зарплате и социальном признании, а в интересе к профессии, желании узнавать новое и отдавать свои знания и любовь детям.
Пройдя курсы все эти воспитатели стали в разные годы моими наставляемыми, чему я очень рада.




Цель моей работы в качестве наставника:
помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Задачи работы:
1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодых воспитателей.

2. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности
2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
3. Проведение мастер-классов и открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и показ приемов использования здоровьесберегающих технологий во время НОД и в других режимных моментах.
5. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

Этапы становления молодого специалиста включают:
• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.

1. Проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц).
2. Вхождение в профессию. (Формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год).
3. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (Освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы) (на протяжении первых 5 лет).
4. Промежуточный анализ работы (примерно через год).
1 Направление
Стажировка самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться наставнику.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Работа включает в себя:
o Беседа – знакомство. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
o Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
o Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
o Стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника; демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д.;
o Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
o Заполнение информационной карты педагога;
o Составление совместного плана молодого специалиста и наставника (представлен в приложении).








На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отмечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда.



Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны:
педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.



Подводя итоги, можно отметить, что работа с молодыми воспитателями помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои, начинающие работать в системе ДОУ, коллеги в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно?!

Читайте также: