Проект по изо в доу средняя группа
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Актуальность проекта.
Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.
С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять. Уроки рисования позволяют ему гармонично развиваться
Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной
образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - декабрь).
Участники: воспитатели, родители, дети.
Возраст детей: дети средней группы в возрасте 4 - 5 лет.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Проблема: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Создание предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.
Цель проекта:
Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)
4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.
Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы реализации проекта:
Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);
Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
Мотивационный (убеждение, поощрение).
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;
Для родителей:
Организация совместной работы с детьми.
Активное участие в жизни ДОО.
Проект состоит из трёх этапов:
I. Подготовительный (сентябрь 2020 г.)
II. Основной (октябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.)
III. Заключительный (декабрь 2020 г.)
Подготовительный этап решает задачи организационного характера:
· диагностика уровня развития творческих способностей детей;
· определение цели и задач проекта;
· изучение методической литературы;
· анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;
· создание предметно-развивающей среды;
· разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).
Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:
· реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
· проведение НОД, сотворчество со взрослым;
· наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
· экспериментирование с изобразительными материалами;
· выставки детских рисунков;
· консультации для родителей.
Заключительный этап проекта:
· (см. Приложение 2);
· разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
· обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.
Ожидаемые результаты.
· Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
· Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
· Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
· Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Практическая значимость проекта.
1. Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.
2. Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.
3. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.
Список литературы.
1. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
2. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе на 2017-2018 г.
Вид проекта: познавательно-практический. Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы. Задачи проекта: - обучить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с естественными потребностями; - развивать воображение, восприятие, мышление ребенка; - развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через передачу художественного образа средствами изобразительного искусства; - формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру; - прививать интерес и любовь к чтению; - обучать детей умению межличностного общения со взрослыми и сверстниками; - создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной деятельности.
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Педагогический проект
для детей средней группы (4-5 лет)
Спиридонова Виктория Николаевна
Чистополь, 2013 год
Вид проекта : познавательно-практический.
Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы.
Задачи проекта:
- обучить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с естественными потребностями;
- развивать воображение, восприятие, мышление ребенка;
- развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через передачу художественного образа средствами изобразительного искусства;
- формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру;
- прививать интерес и любовь к чтению;
- обучать детей умению межличностного общения со взрослыми и сверстниками;
- создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной деятельности.
Участники проекта:
- дети 4-5 летнего возраста;
- старший воспитатель ДОУ;
Срок реализации: 1 год.
Ожидаемый результат:
- у детей должно быть сформировано чувство прекрасного, умение самостоятельно выражать свое отношение к прочитанному через рисунок, умение воспринимать и эмоционально реагировать на развитие сюжетной линии в литературном произведении.
- должна быть развита связная речь детей через последовательный пересказ произведения, или творческое рассказывание
- дети должны овладеть способами и разной техникой рисования, в том числе и нетрадиционной.
Этапы реализации проекта:
Этап проекта
Содержание этапа
Цели и задачи этапа
- подбор детской литературы, удобной для иллюстрирования в соответствии с возрастом,
- индивидуальные беседы с детьми,
- наблюдение за каждым ребенком в момент слушания литературного произведения,
- подбор необходимых материалов для изобразительной деятельности детей,
- создание картотеки иллюстраций
Выявление интересов детей
- составление конспектов игр-занятий по литературным произведениям в соответствии с возрастом детей,
- проведение игровых упражнений с детьми в вечернее время,
- консультации для воспитателей,
- индивидуальные консультации для родителей воспитанников,
- итоговые занятия, развлечения, тематические вечера,
- создание детской библиотеки в группе
- закрепление умения передавать образ литературного героя или сюжета в повседневной жизни
- анализ результатов практической деятельности,
- организация выставки детских работ-рисунков,
- методические рекомендации родителям
- осуществить контроль усвоения содержания практического этапа,
- определить перспективы на будущее,
- определить рекомендации педагогам и родителям
Реализация проектной деятельности:
Цикл игровых занятий по чтению и рисованию начинается со знакомства детей со сквозными героями: Карандашиком и Кисточкой, которые живут в стране маленьких художников, а также помощниками Кисточки Акварелькой и тетушкой Гуашью.
Занятия проводятся в игровой произвольной форме в вечернее время при чтении детской художественной литературы с периодичностью 1 раз в две недели. Строятся они таким образом, чтобы происходила смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание, слушание, выполнение различных действий). Основной принцип данной игры – не навязывать ребенку процесс рисования, а увлечь его этим видом деятельности. Процесс совместной работы взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В первых играх-занятиях, чтобы заинтересовать ребенка необходимостью рисования, используются народные потешки, песенки, стихотворения, подходящие к сюжету игры.
Игры-занятия не предполагают изучение и обучение детей художественным приемам, любое занятие – это игра, где ребенку предоставляется свобода в выборе изобразительных средств.
Свои впечатления и представления об окружающем мире ребёнок стремится выразить в деятельности. И огромные возможности для этого открывает такой вид изобразительного творчества, как рисование. В детском саду для полноценного художественно-эстетического развития дошколят в учебно-воспитательный процесс вводятся нетрадиционные методы рисования. Начиная со средней группы (дети 4–5 лет) на эти техники делается особый акцент.
В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет
Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.
В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех (!) малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование:
- тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
- развивает память, внимание;
- способствует развитию образного мышления;
- формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
- воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.
Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях, а также как вид работы на уроках разных учебно-воспитательных направлений в ДОУ помогает решить следующие задачи:
Занятия нетрадиционным рисованием создают атмосферу доброжелательности в коллективе
Техники и методики нетрадиционного рисования для среднего дошкольного возраста
Дети 4–5 лет неклассическими техниками рисования отрабатывают навыки, полученные в том числе и на обычных уроках:
- делают набросок границ изображения карандашом или красками;
- продумывают украшения — конфетти, пластилин, бусы и пр.;
- дорисовывают недостающие элементы, например, разноцветные кляксы нуждаются в объединении в одну форму при помощи линий, сделанных карандашами или красками;
- закрашивают фон (если, к примеру, рисунок деревьев леса создавался в технике монотипии, задний фон и небо нужно прорисовывать отдельно).
Рисование пальцами (пальцеграфия)
Тактильные ощущения — это наряду со зрительными впечатлениями ведущий способ познания предметов и явлений вокруг. Поэтому пальцеграфии в детском саду уделяется особое внимание. Но если в младших группах дети делали точечные мазки, к примеру, рисовали горошины на зонтике, то в средней ребята учатся прорисовывать линии, пятна разного размеры, мазки, а также закрашивать те или иные элементы рисунка.
В начале года дети средней группы повторяют выполнение пальцами точек и тренируют навык делать круглые элементы
В средней группе вводится практика рисунка пальчиками по схеме. Педагог рассказывает, показывает и вешает алгоритм действий на доску, как отпечатками и точками-закорючками, сделанными карандашом, нарисовать зверушку или человечка.
Для пальцеграфии обычно используется гуашь, так как она не требует разбавления водой, густая и даёт яркие оттенки. Однако можно применять и специальные гипоаллергенные краски для рисования пальцами, а также акварель. В работе с последней перед тем как опускать палец в краску, нужно смочить его водой или капнуть водички в контейнер с акварелью.
Методика рисунка пальчиками
Последовательность работы в технике пальцеграфии такая:
- Опускаем палец в банку с краской.
- Каждым пальцем набираем краски разных оттенков. Излишки убираем влажной салфеткой.
- Кончиками пальцев наносим рисунок на лист.
- После завершения работы моем ручки с мылом.
Кроме ягод и листьев, пальчиками малыши могут прорисовывать и линии для изображения веток
Ладошковая живопись
Как и в случае с рисованием пальцами, ладошковое рисование предполагает создание отпечатка и его дополнение при помощи кисточек. В средней группе отпечаток становится базой для создания различных объектов: птичек, листвы, рыб и пр. Кроме того, ладошками можно создавать такие элементы, как листья на деревьях, цветы в вазе, иголки ёжика и пр.
Методика рисунка ладошками
Для ладошковой живописи алгоритм выполнения рисунка будет следующим:
Рисуя птиц ладошками, ребята добавляют детали, выполненные кисточкой — клюв, лапки
Комбинированная техника: пальцеграфия и ладошковая живопись
Комбинированная техника позволяет отработать умение находить центр изображения, смешивать цвета и оттенки для получения необходимого тона, что помогает более точно передавать задумку.
Для изображения ёжика сначала рисуется туловище при помощи ладошек, а затем пальцами дополняются трава, нос и глаз
Рисунок тычком
Методика рисунка тычком
Для создания тычка:
- Опускаем сухую кисточку с жёсткой щетиной в банку с гуашью.
- Зажав кисть вертикально, делаем резкий удар по бумаге.
- Прополаскиваем кисточку, промокаем салфеткой.
Тычок получается только сухой или полусухой кисточкой.
В рисунке тычком получаются очень естественные переходы оттенков
Монотипия
Эта нетрадиционная техника заключается в создании картинки путём отпечатывания части рисунка на чистой половине согнутого листа. В 4–5 лет через монотипию ребята начинают освоение пейзажей, с которыми будут работать в старших группах, тренируют умение находить середину объекта, развивают навык видения симметрии.
При этом так создаются не только симметричные, но и парные объекты. Для этого на одной половинке листа рисуется целое изображение, которое также целиком отпечатывается на второй стороне.
Методика монотипии
Для создания изображения в монотипии:
- Сгибаем лист посередине — вертикально или горизонтально в зависимости от расположения изображаемого объекта.
- Разгибаем и рисуем на одной половинке картинку.
- Снова сгибаем лист, проглаживаем рукой.
- Раскрываем и дополняем полученное изображение необходимыми элементами. Например, делаем голубой фон для речки, в которой отображается лес.
В рисунке леса, отражающегося в озере, дети после разворачивания листа дорисовывают зелёную полоску травы
Техника рисования зубной щёткой
Для получения объёмных, многослойных рисунков применяется зубная щётка. Набрав краску, проводим щёткой по листу, ориентируясь на замысел.
В средней группе рисунок зубной щёткой обычно сочетается с использованием метода тычка, аппликации или рисунком ватными палочками.
Рисунки зубной щёткой в средней группе обычно делаются на цветной подложке
Набрызг
Суть техники в том, что малыши набирают краску с помощью щётки или расчёски, и, направив её на лист, карандашом проводят по щетинкам, закрашивая таким образом пространство рисунка.
Для создания одноцветного изображения из нескольких элементов трафареты накладываются одновременно
В средней группе дети знакомятся с понятиями передний и задний планы. Для этого незаменимым помощником будет метод многослойного набрызга, который предполагает использование трафаретов.
Методика работы с многослойным набрызгом
Чтобы сделать многослойный набрызг:
- Трафарет крепим к листу с помощью канцелярских скрепок.
- Берём щёткой краску.
- Делаем набрызг.
- Накладываем другой трафарет.
- Делаем набрызг другого цвета.
- Снимаем трафареты — образ получился объёмным, многоплановым.
Для многослойного набрызга можно использовать трафареты одного изображения, но разного размера, тогда получится эффект мерцания
Средняя группа
I. Постановка проблемы: неэффективная предметная среда в уголке изо.
II. Обоснование проблемы:
1. Недостаток оборудования в уголке творчества.
2. Неумение детей рисовать нетрадиционными техниками.
3. Некомпетентность родителей в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
III. Цель проекта: создать условия для изобразительного развития детей нетрадиционными техниками.
IV. Задачи:
1. Пополнить уголок изо оборудованием.
2 . Научить детей нетрадиционным техникам рисования.
3. Дать знания родителям в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
V. Действия:
1. Совместная деятельность педагога и детей
2. Консультации, памятка, мастер-класс для родителей.
Изготовление:
-нетрадиционного оборудования по изо.
VI. Календарный план/сроки реализации проекта: 2014-2015 год.
1. Август-сентябрь.
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы по данной проблеме; подбор наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Составления плана проекта.
2. Октябрь.
3. Ноябрь.
4. Декабрь.
5. Январь.
6. Февраль.
7. Март.
8. Апрель.
9. Май.
VII. Ресурсы:
VIII. Кадры: воспитатели, родители , дети.
IX. Оборудование: бумага, краска , бросовый материал, свечи, фрукты,ватные палочки.
Х. Персонал проекта:
Ф.И.О, функции, продукт деятельности:
- Воспитатель, организатор и ведущий, консультации;
- Родители, слушатели и участники, рисунок ;
- Дети, участники, умения рисовать.
XI. Продукт проекта:
XII. Критерии эффективности:
Цель достигнута, если:
- дети самостоятельно применяют нетрадиционные техники рисования,
- более 50% родителей воспитанников повысили свою компетентность в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники
XIII. Перечень рабочей документации:
Читайте также: