Проект по изо в доу средняя группа

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность проекта.

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять. Уроки рисования позволяют ему гармонично развиваться

Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной

образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - декабрь).

Участники: воспитатели, родители, дети.

Возраст детей: дети средней группы в возрасте 4 - 5 лет.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проблема: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.

Цель проекта:

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта :

1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)

4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта:

Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

Мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат проекта:

Для детей:

Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;

Для родителей:

Организация совместной работы с детьми.

Активное участие в жизни ДОО.

Проект состоит из трёх этапов:

I. Подготовительный (сентябрь 2020 г.)

II. Основной (октябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.)

III. Заключительный (декабрь 2020 г.)

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

· диагностика уровня развития творческих способностей детей;

· определение цели и задач проекта;

· изучение методической литературы;

· анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;

· создание предметно-развивающей среды;

· разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).

Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:

· реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;

· проведение НОД, сотворчество со взрослым;

· наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;

· экспериментирование с изобразительными материалами;

· выставки детских рисунков;

· консультации для родителей.

Заключительный этап проекта:

· (см. Приложение 2);

· разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;

· обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.

Ожидаемые результаты.

· Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.

· Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

· Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

· Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта.

1. Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.

2. Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

3. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.

Список литературы.

1. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

2. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе на 2017-2018 г.

Вид проекта: познавательно-практический. Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы. Задачи проекта: - обучить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с естественными потребностями; - развивать воображение, восприятие, мышление ребенка; - развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через передачу художественного образа средствами изобразительного искусства; - формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру; - прививать интерес и любовь к чтению; - обучать детей умению межличностного общения со взрослыми и сверстниками; - создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной деятельности.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Педагогический проект

для детей средней группы (4-5 лет)

Спиридонова Виктория Николаевна

Чистополь, 2013 год

Вид проекта : познавательно-практический.

Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы.

Задачи проекта:

- обучить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с естественными потребностями;

- развивать воображение, восприятие, мышление ребенка;

- развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через передачу художественного образа средствами изобразительного искусства;

- формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру;

- прививать интерес и любовь к чтению;

- обучать детей умению межличностного общения со взрослыми и сверстниками;

- создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной деятельности.

Участники проекта:

- дети 4-5 летнего возраста;

- старший воспитатель ДОУ;

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемый результат:

- у детей должно быть сформировано чувство прекрасного, умение самостоятельно выражать свое отношение к прочитанному через рисунок, умение воспринимать и эмоционально реагировать на развитие сюжетной линии в литературном произведении.

- должна быть развита связная речь детей через последовательный пересказ произведения, или творческое рассказывание

- дети должны овладеть способами и разной техникой рисования, в том числе и нетрадиционной.

Этапы реализации проекта:

Этап проекта

Содержание этапа

Цели и задачи этапа

- подбор детской литературы, удобной для иллюстрирования в соответствии с возрастом,

- индивидуальные беседы с детьми,

- наблюдение за каждым ребенком в момент слушания литературного произведения,

- подбор необходимых материалов для изобразительной деятельности детей,

- создание картотеки иллюстраций

Выявление интересов детей

- составление конспектов игр-занятий по литературным произведениям в соответствии с возрастом детей,

- проведение игровых упражнений с детьми в вечернее время,

- консультации для воспитателей,

- индивидуальные консультации для родителей воспитанников,

- итоговые занятия, развлечения, тематические вечера,

- создание детской библиотеки в группе

- закрепление умения передавать образ литературного героя или сюжета в повседневной жизни

- анализ результатов практической деятельности,

- организация выставки детских работ-рисунков,

- методические рекомендации родителям

- осуществить контроль усвоения содержания практического этапа,

- определить перспективы на будущее,

- определить рекомендации педагогам и родителям

Реализация проектной деятельности:

Цикл игровых занятий по чтению и рисованию начинается со знакомства детей со сквозными героями: Карандашиком и Кисточкой, которые живут в стране маленьких художников, а также помощниками Кисточки Акварелькой и тетушкой Гуашью.

Занятия проводятся в игровой произвольной форме в вечернее время при чтении детской художественной литературы с периодичностью 1 раз в две недели. Строятся они таким образом, чтобы происходила смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание, слушание, выполнение различных действий). Основной принцип данной игры – не навязывать ребенку процесс рисования, а увлечь его этим видом деятельности. Процесс совместной работы взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В первых играх-занятиях, чтобы заинтересовать ребенка необходимостью рисования, используются народные потешки, песенки, стихотворения, подходящие к сюжету игры.

Игры-занятия не предполагают изучение и обучение детей художественным приемам, любое занятие – это игра, где ребенку предоставляется свобода в выборе изобразительных средств.

Детские пальцы в разноцветной краске

Свои впечатления и представления об окружающем мире ребёнок стремится выразить в деятельности. И огромные возможности для этого открывает такой вид изобразительного творчества, как рисование. В детском саду для полноценного художественно-эстетического развития дошколят в учебно-воспитательный процесс вводятся нетрадиционные методы рисования. Начиная со средней группы (дети 4–5 лет) на эти техники делается особый акцент.

В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет

Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.

В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех (!) малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование:

  • тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
  • развивает память, внимание;
  • способствует развитию образного мышления;
  • формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
  • воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.

Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях, а также как вид работы на уроках разных учебно-воспитательных направлений в ДОУ помогает решить следующие задачи:

Дети с ладошками в краске

Занятия нетрадиционным рисованием создают атмосферу доброжелательности в коллективе

Техники и методики нетрадиционного рисования для среднего дошкольного возраста

Дети 4–5 лет неклассическими техниками рисования отрабатывают навыки, полученные в том числе и на обычных уроках:

  • делают набросок границ изображения карандашом или красками;
  • продумывают украшения — конфетти, пластилин, бусы и пр.;
  • дорисовывают недостающие элементы, например, разноцветные кляксы нуждаются в объединении в одну форму при помощи линий, сделанных карандашами или красками;
  • закрашивают фон (если, к примеру, рисунок деревьев леса создавался в технике монотипии, задний фон и небо нужно прорисовывать отдельно).

Рисование пальцами (пальцеграфия)

Тактильные ощущения — это наряду со зрительными впечатлениями ведущий способ познания предметов и явлений вокруг. Поэтому пальцеграфии в детском саду уделяется особое внимание. Но если в младших группах дети делали точечные мазки, к примеру, рисовали горошины на зонтике, то в средней ребята учатся прорисовывать линии, пятна разного размеры, мазки, а также закрашивать те или иные элементы рисунка.

Клоуны с маленькими шариками и кольцами

В начале года дети средней группы повторяют выполнение пальцами точек и тренируют навык делать круглые элементы

В средней группе вводится практика рисунка пальчиками по схеме. Педагог рассказывает, показывает и вешает алгоритм действий на доску, как отпечатками и точками-закорючками, сделанными карандашом, нарисовать зверушку или человечка.

Для пальцеграфии обычно используется гуашь, так как она не требует разбавления водой, густая и даёт яркие оттенки. Однако можно применять и специальные гипоаллергенные краски для рисования пальцами, а также акварель. В работе с последней перед тем как опускать палец в краску, нужно смочить его водой или капнуть водички в контейнер с акварелью.

Методика рисунка пальчиками

Последовательность работы в технике пальцеграфии такая:

  1. Опускаем палец в банку с краской.
  2. Каждым пальцем набираем краски разных оттенков. Излишки убираем влажной салфеткой.
  3. Кончиками пальцев наносим рисунок на лист.
  4. После завершения работы моем ручки с мылом.

Ветка рябины

Кроме ягод и листьев, пальчиками малыши могут прорисовывать и линии для изображения веток

Ладошковая живопись

Как и в случае с рисованием пальцами, ладошковое рисование предполагает создание отпечатка и его дополнение при помощи кисточек. В средней группе отпечаток становится базой для создания различных объектов: птичек, листвы, рыб и пр. Кроме того, ладошками можно создавать такие элементы, как листья на деревьях, цветы в вазе, иголки ёжика и пр.

Методика рисунка ладошками

Для ладошковой живописи алгоритм выполнения рисунка будет следующим:

Птицы, ладошковое рисование

Рисуя птиц ладошками, ребята добавляют детали, выполненные кисточкой — клюв, лапки

Комбинированная техника: пальцеграфия и ладошковая живопись

Комбинированная техника позволяет отработать умение находить центр изображения, смешивать цвета и оттенки для получения необходимого тона, что помогает более точно передавать задумку.

Ёжик ладошками и пальцами

Для изображения ёжика сначала рисуется туловище при помощи ладошек, а затем пальцами дополняются трава, нос и глаз

Рисунок тычком

Методика рисунка тычком

Для создания тычка:

  1. Опускаем сухую кисточку с жёсткой щетиной в банку с гуашью.
  2. Зажав кисть вертикально, делаем резкий удар по бумаге.
  3. Прополаскиваем кисточку, промокаем салфеткой.

Тычок получается только сухой или полусухой кисточкой.

Мишка, тычком

В рисунке тычком получаются очень естественные переходы оттенков

Монотипия

Эта нетрадиционная техника заключается в создании картинки путём отпечатывания части рисунка на чистой половине согнутого листа. В 4–5 лет через монотипию ребята начинают освоение пейзажей, с которыми будут работать в старших группах, тренируют умение находить середину объекта, развивают навык видения симметрии.

При этом так создаются не только симметричные, но и парные объекты. Для этого на одной половинке листа рисуется целое изображение, которое также целиком отпечатывается на второй стороне.

Методика монотипии

Для создания изображения в монотипии:

  1. Сгибаем лист посередине — вертикально или горизонтально в зависимости от расположения изображаемого объекта.
  2. Разгибаем и рисуем на одной половинке картинку.
  3. Снова сгибаем лист, проглаживаем рукой.
  4. Раскрываем и дополняем полученное изображение необходимыми элементами. Например, делаем голубой фон для речки, в которой отображается лес.

Деревья в технике монотипии

В рисунке леса, отражающегося в озере, дети после разворачивания листа дорисовывают зелёную полоску травы

Техника рисования зубной щёткой

Для получения объёмных, многослойных рисунков применяется зубная щётка. Набрав краску, проводим щёткой по листу, ориентируясь на замысел.

В средней группе рисунок зубной щёткой обычно сочетается с использованием метода тычка, аппликации или рисунком ватными палочками.

Ёлочки зубной щёткой

Рисунки зубной щёткой в средней группе обычно делаются на цветной подложке

Набрызг

Суть техники в том, что малыши набирают краску с помощью щётки или расчёски, и, направив её на лист, карандашом проводят по щетинкам, закрашивая таким образом пространство рисунка.

Цветы в вазе набрызгом

Для создания одноцветного изображения из нескольких элементов трафареты накладываются одновременно

В средней группе дети знакомятся с понятиями передний и задний планы. Для этого незаменимым помощником будет метод многослойного набрызга, который предполагает использование трафаретов.

Методика работы с многослойным набрызгом

Чтобы сделать многослойный набрызг:

  1. Трафарет крепим к листу с помощью канцелярских скрепок.
  2. Берём щёткой краску.
  3. Делаем набрызг.
  4. Накладываем другой трафарет.
  5. Делаем набрызг другого цвета.
  6. Снимаем трафареты — образ получился объёмным, многоплановым.

Ёлочка набрызгом

Для многослойного набрызга можно использовать трафареты одного изображения, но разного размера, тогда получится эффект мерцания


Средняя группа

texnika-netradicionnogo-risovaniya-v-srednej-gruppe

I. Постановка проблемы: неэффективная предметная среда в уголке изо.

II. Обоснование проблемы:

1. Недостаток оборудования в уголке творчества.

2. Неумение детей рисовать нетрадиционными техниками.

3. Некомпетентность родителей в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

III. Цель проекта: создать условия для изобразительного развития детей нетрадиционными техниками.

IV. Задачи:
1. Пополнить уголок изо оборудованием.
2 . Научить детей нетрадиционным техникам рисования.
3. Дать знания родителям в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

V. Действия:
1. Совместная деятельность педагога и детей
2. Консультации, памятка, мастер-класс для родителей.

Изготовление:
-нетрадиционного оборудования по изо.

VI. Календарный план/сроки реализации проекта: 2014-2015 год.

1. Август-сентябрь.

  • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы по данной проблеме; подбор наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  • Составления плана проекта.

2. Октябрь.

3. Ноябрь.

4. Декабрь.

5. Январь.

6. Февраль.

7. Март.

8. Апрель.

9. Май.

VII. Ресурсы:

VIII. Кадры: воспитатели, родители , дети.

IX. Оборудование: бумага, краска , бросовый материал, свечи, фрукты,ватные палочки.

Х. Персонал проекта:

Ф.И.О, функции, продукт деятельности:

  • Воспитатель, организатор и ведущий, консультации;
  • Родители, слушатели и участники, рисунок ;
  • Дети, участники, умения рисовать.

XI. Продукт проекта:

XII. Критерии эффективности:

Цель достигнута, если:

  • дети самостоятельно применяют нетрадиционные техники рисования,
  • более 50% родителей воспитанников повысили свою компетентность в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники

XIII. Перечень рабочей документации:

Читайте также: