План первого урока по русскому языку

Обновлено: 07.07.2024

Цель: дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять границы предложения; писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; выбирать знак препинания в конце предложения.

2) Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (.)

3) Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца! (!)
А. Шибаев
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О предложении.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 12)
— Прочитайте. Поднимите руки, кто смог разобраться в этих записях.
— Почему трудно было читать?
— Что нужно сделать, чтобы записи стали понятны? (Разделить их на отдельные слова.)
— Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп.
— Запишите скороговорку так, как сказано в учебнике. Выполните это задание в парах.
— Прочитайте поговорку.
— Запишите поговорку так, как сказано в учебнике.
— Как вы обозначили начало и конец предложения?
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 13).)
— Отгадайте загадку.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)
— Кто такой воробей? Что вы знаете об этих птицах? (Учитель выставляет картинку с изображением воробья.)

Когда мы учились в университете, чтобы получить диплом, дающий право работать преподавателями русского языка как иностранного, у нас часто возникали вопросы к нашим гуру:

Мы хотели получить подробную инструкцию, по которой можно работать. Наши преподаватели, с моей точки зрения, уклонялись от ответа, говорили общие фразы о том, что на первом уроке мы знакомимся и изучаем алфавит… Убеждали, что когда дело дойдёт до этого самого занятия, мы сами всё поймём и будем действовать по ситуации. Во всяком случае, готовых инструкций точно не давали.

Сейчас я понимаю, что у каждого преподавателя свой первый урок, и эти уроки могут довольно сильно отличаться друг от друга. Свой первый урок и свой подход. Над своим первым уроком я думала очень долго. И он получился таким, каким я бы хотела видеть его по отношению к себе.

Когда мы делимся наработками, я часто слышу, что этот урок очень насыщенный. Коллеги, с одной стороны, высказывают свои сомнения в отношении того, что иностранцам комфортен такой формат, а, с другой стороны, озвучивают готовность попробовать некоторые идеи на практике.

Итак, первый урок я начинаю с разучивания диалога-знакомства в формальном и неформальном вариантах. Шаг за шагом мы отрабатываем:

  • приветствие;
  • приветствие + знакомство;
  • приветствие + знакомство + профессия;

Это карточки для отработки профессий, если на уроке с нуля ученик оказался не совсем ноль ))) Всё как на английском, почти. Это мотивирует. А если совсем ноль, то довольствуемся только его и моей профессией. Фото из личного архива.

Это карточки для отработки профессий, если на уроке с нуля ученик оказался не совсем ноль ))) Всё как на английском, почти. Это мотивирует. А если совсем ноль, то довольствуемся только его и моей профессией. Фото из личного архива.

  • приветствие + знакомство + профессия + дела (отрабатываем (= учим) отдельно с помощью карточек, мимики и жестов);
  • приветствие + знакомство + профессия + дела + прощание.

Я всегда записываю то, что мы говорим. Ученик всегда может обратиться к записям. И даже если он не знает русский алфавит, обращаясь раз за разом за помощью к написанному, учится соотносить произносимые звуки с буквами, которые видит.

Так выглядит моя импровизированная доска (файл, маркеры, салфетка) для индивидуальных занятий на дому с записями первого урока. Фото из личного архива.

Так выглядит моя импровизированная доска (файл, маркеры, салфетка) для индивидуальных занятий на дому с записями первого урока. Фото из личного архива.

Переписывая текст, ученик снова повторяет слова и фразы, начинает запоминать, как эти слова выглядят на письме, учится читать и писать русские буквы, задаёт каверзные вопросы про букву О, которую мы читаем, как А. А это важно. Важно, чтобы именно у ученика возник этот вопрос, а не чтобы преподаватель по собственной инициативе рассказал о редукции гласных.

Урок на этом может закончиться, например, если ученик не знал ни слова по-русски. Если ученик активный и уже что-то знает, то диалог можно провести от имени людей разных профессий и/или от имени известных личностей. А уж потом перейти к алфавиту.

Карточки с профессиями вы уже видели, а это карточки для проведения диалогов от имени известных личностей. Фото из личного архива.

Карточки с профессиями вы уже видели, а это карточки для проведения диалогов от имени известных личностей. Фото из личного архива.

Если вам понравился материал, поддержите меня пальцем вверх, напишите что-нибудь в комментариях и подпишитесь на мой канал, а если поделитесь этой статьёй с друзьями, будет вам дополнительный плюс в карму, а может, и не один )))

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.

Название раздела, темы: Звуки и буквы.

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.

Планируемые результаты:

Предметные результаты :

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);

2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,

3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);

Рисунки с буквами алфавита

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня 4 февраля.

2.Чистописание

Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву. (А)

t1613675082aa.jpg

Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.

3.Самоопределение к деятельности.

Л Ф А Т В А И

1). -На доске написаны б уквы.

-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

-Назовите согласные. (Л Ф Т В)

- Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.( Ф В Т )

- Что можете сказать про букву Л?

- Назовите гласные (А И).

-Что можно сказать о букве И ? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).

-Что можно сказать о букве А ? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо).

2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

-Правильно, тема нашего урока - Алфавит .

- На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ

-Сделаем схему этого слова на этой же строчке.

4. Работа по теме урока.

1). Знакомство с алфавитом.

-Сколько всего букв в русском языке? (33).

-Сколько гласных букв? (10).

-А сколько согласных? (21).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он .

2). Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА

3). Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.

4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.

(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)

6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3

1вариант - л л и и К р 2 вариант- е о й М д и ф

-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО

История возникновения Алфавита.

1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

2). Вот так выглядела старославянская азбука.

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.

5.Списывание предложения с доски:

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

6.Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)

Дети садятся на свои места.

7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.

9.Отгадайте загадку.

Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака).

1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

Что для этого нужно знать? (Алфавит)

-С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.

2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

-Конечно, он использует Алфавит.

3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.

11. Практическое пользование алфавитом.

- Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.

(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)

(Напомнить написание имён собственных).

Проверка с доски

12. Физкультминутка.

Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я

13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)

Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. ( учитель )

-А теперь отгадайте мои слова:

1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л

2-ая-первая буква алфавита

3-я-стоит после буквы П

4-я- первая буква алфавита

5-я-стоит перед буквой М

6-я- пятая буква алфавита

7-я-первая буква алфавита

14. Домашнее задание

Что такое алфавит?

Сколько букв в русском алфавите?

Кто уже запомнил алфавит?

Кто правильно называет буквы?

Кому ещё нужно немного потренироваться?

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Дополнительно

Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку по теме "Ударение" составлен в соответствии ФГОС НОО. Предназначен он для учащихся 1 класса.

Малахова Валентина Дмитриевна

Каменского района, Тульской области

Учитель начальных классов

Конспект урока русского языка в 1 классе " Ударение"

Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.

- Закрепить, что такое ударение и какова его роль

- Научиться обозначать ударение в словах

- Исследование - в каких словах ударение не ставится

познавательные:

-развивать речь учащихся: обогащать словарный запас;

-организовать деятельность детей: умение ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;

раскрыть случаи, когда ударение не ставится;

Личностные: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод); привитие любви к родному языку

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Метапредметные

Регулятивные :

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные :

— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

— составлять целое из его частей;

— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные :

— адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости;

— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

-Взаимодействуют в группе, паре , проявляют интерес к услышанному; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.

Тип урока: Решение частных задач

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мы отлично учимся

Всё у нас получится!

- Свою работу на уроке мы с вами будем оценивать по индивидуальным листам, они лежат у вас на парте. Возьмите их и напишите свою фамилию и имя. Во второй колонке вы будете себя оценивать: !- я не ошибся; +- понял почти всё; - - нужна помощь.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Тему урока вы узнаете выполнив задание : расставьте карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.

( Задание у доски и в парах, на интерактивной доске самопроверка)










- Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)

- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

- Что мы уже знаем об ударении?

- как вы думаете, чему мы будем учится сегодня на уроке?

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).

3.Постановка учебной задачи.

Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (На интерактивной доске появляются предложения

-Что такое ударение?

-Какой слог называется ударным, безударным?

- На какой звук может падать ударение?

-На какой слог может падать ударение?

-В каких словах ударение не ставится?

-Какова роль ударения?

- Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

- А какой путь выберем мы?

4. Выявление места и причины затруднения.

- Прочтите слова на доске: линейка, книга, торты.

- Расставьте в них ударение.

-Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

Есть специальный словарь – орфоэпический.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- В словаре нам будет искать правильный ответ….. ( имя) , а остальные – работаем по карточкам (Буратино, дерево, заяц, лиса, крокодил)

-Проверьте правильность выполнения по ноутбуку(задание №1 откройте) и оцените свою работу на листах.

6. Изучение нового материала.

- Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.

- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог

(Его мы произносим с большей силой и длительностью).

- Попробуем дать определение - ударный слог – (это слог, который произносится с большей силой).

- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).

- Так что же такое ударение?

(Отвечают дети и тут же появляется запись на интерактивной доске в течение всего урока) (Выделение в речи одного из слогов слова)

- Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

-Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.

Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

- Проверьте задание, оцените себя.

- Что вы заметили, выполняя это задание?

(Ударение падает на гласный звук)

Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.

- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

- Как вы думаете, что там? (Наверное, он нам приготовил интересное задание.)

-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед

Третий вывод: ударение может падать на любой слог.

Ребята, помогли нам Ах ответить на следующий вопрос урока? (да)

Физ. минутка. (Включаю музыку.)

Продолжение работы по теме

-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.

- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.

-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)

- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой. Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в группе. Объединитесь в группы. Выберите командира.

-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

- Оцените работу в группе.

Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

- А давайте заглянем в учебник на с. 42 у.6. Прочитаем как об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Читает.)

- О каких словах говорится в стихотворении?

7. Рефлексия.

- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

- Кто нас вёл в страну знаний – Ох или Ах.

8. Итог урока.

Я сегодня узнал, что…

- Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке.

- Кому было интересно на уроке – поднимите картинку с изображением Аха, а кому не очень- изображение Оха.

Читайте также: