План первого урока по русскому языку
Обновлено: 07.07.2024
Цель: дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять границы предложения; писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; выбирать знак препинания в конце предложения.
2) Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (.)
3) Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца! (!)
А. Шибаев
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О предложении.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 12)
— Прочитайте. Поднимите руки, кто смог разобраться в этих записях.
— Почему трудно было читать?
— Что нужно сделать, чтобы записи стали понятны? (Разделить их на отдельные слова.)
— Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп.
— Запишите скороговорку так, как сказано в учебнике. Выполните это задание в парах.
— Прочитайте поговорку.
— Запишите поговорку так, как сказано в учебнике.
— Как вы обозначили начало и конец предложения?
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 13).)
— Отгадайте загадку.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)
— Кто такой воробей? Что вы знаете об этих птицах? (Учитель выставляет картинку с изображением воробья.)
Когда мы учились в университете, чтобы получить диплом, дающий право работать преподавателями русского языка как иностранного, у нас часто возникали вопросы к нашим гуру:
Мы хотели получить подробную инструкцию, по которой можно работать. Наши преподаватели, с моей точки зрения, уклонялись от ответа, говорили общие фразы о том, что на первом уроке мы знакомимся и изучаем алфавит… Убеждали, что когда дело дойдёт до этого самого занятия, мы сами всё поймём и будем действовать по ситуации. Во всяком случае, готовых инструкций точно не давали.
Сейчас я понимаю, что у каждого преподавателя свой первый урок, и эти уроки могут довольно сильно отличаться друг от друга. Свой первый урок и свой подход. Над своим первым уроком я думала очень долго. И он получился таким, каким я бы хотела видеть его по отношению к себе.
Когда мы делимся наработками, я часто слышу, что этот урок очень насыщенный. Коллеги, с одной стороны, высказывают свои сомнения в отношении того, что иностранцам комфортен такой формат, а, с другой стороны, озвучивают готовность попробовать некоторые идеи на практике.
Итак, первый урок я начинаю с разучивания диалога-знакомства в формальном и неформальном вариантах. Шаг за шагом мы отрабатываем:
- приветствие;
- приветствие + знакомство;
- приветствие + знакомство + профессия;
Это карточки для отработки профессий, если на уроке с нуля ученик оказался не совсем ноль ))) Всё как на английском, почти. Это мотивирует. А если совсем ноль, то довольствуемся только его и моей профессией. Фото из личного архива.
Это карточки для отработки профессий, если на уроке с нуля ученик оказался не совсем ноль ))) Всё как на английском, почти. Это мотивирует. А если совсем ноль, то довольствуемся только его и моей профессией. Фото из личного архива.
- приветствие + знакомство + профессия + дела (отрабатываем (= учим) отдельно с помощью карточек, мимики и жестов);
- приветствие + знакомство + профессия + дела + прощание.
Я всегда записываю то, что мы говорим. Ученик всегда может обратиться к записям. И даже если он не знает русский алфавит, обращаясь раз за разом за помощью к написанному, учится соотносить произносимые звуки с буквами, которые видит.
Так выглядит моя импровизированная доска (файл, маркеры, салфетка) для индивидуальных занятий на дому с записями первого урока. Фото из личного архива.
Так выглядит моя импровизированная доска (файл, маркеры, салфетка) для индивидуальных занятий на дому с записями первого урока. Фото из личного архива.
Переписывая текст, ученик снова повторяет слова и фразы, начинает запоминать, как эти слова выглядят на письме, учится читать и писать русские буквы, задаёт каверзные вопросы про букву О, которую мы читаем, как А. А это важно. Важно, чтобы именно у ученика возник этот вопрос, а не чтобы преподаватель по собственной инициативе рассказал о редукции гласных.
Урок на этом может закончиться, например, если ученик не знал ни слова по-русски. Если ученик активный и уже что-то знает, то диалог можно провести от имени людей разных профессий и/или от имени известных личностей. А уж потом перейти к алфавиту.
Карточки с профессиями вы уже видели, а это карточки для проведения диалогов от имени известных личностей. Фото из личного архива.
Карточки с профессиями вы уже видели, а это карточки для проведения диалогов от имени известных личностей. Фото из личного архива.
Если вам понравился материал, поддержите меня пальцем вверх, напишите что-нибудь в комментариях и подпишитесь на мой канал, а если поделитесь этой статьёй с друзьями, будет вам дополнительный плюс в карму, а может, и не один )))
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.
Название раздела, темы: Звуки и буквы.
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты :
Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.
Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);
2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,
3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);
Рисунки с буквами алфавита
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня 4 февраля.
2.Чистописание
Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву. (А)
Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.
3.Самоопределение к деятельности.
Л Ф А Т В А И
1). -На доске написаны б уквы.
-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
-Назовите согласные. (Л Ф Т В)
- Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.( Ф В Т )
- Что можете сказать про букву Л?
- Назовите гласные (А И).
-Что можно сказать о букве И ? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).
-Что можно сказать о букве А ? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо).
2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).
-Правильно, тема нашего урока - Алфавит .
- На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ
-Сделаем схему этого слова на этой же строчке.
4. Работа по теме урока.
1). Знакомство с алфавитом.
-Сколько всего букв в русском языке? (33).
-Сколько гласных букв? (10).
-А сколько согласных? (21).
-Сколько букв не обозначают звука? (2).
Назовите эти буквы. (Ъ, Ь)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется он .
2). Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).
- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).
-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).
-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА
3). Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).
-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.
4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.
(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)
6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3
1вариант - л л и и К р 2 вариант- е о й М д и ф
-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО
История возникновения Алфавита.
1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.
На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
2). Вот так выглядела старославянская азбука.
-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.
-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.
5.Списывание предложения с доски:
Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.
6.Физкультминутка
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:
на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)
Дети садятся на свои места.
7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).
-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.
8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.
9.Отгадайте загадку.
Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака).
1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)
-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.
Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).
-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)
Что для этого нужно знать? (Алфавит)
-С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.
2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
-Конечно, он использует Алфавит.
3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).
-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.
11. Практическое пользование алфавитом.
- Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.
(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)
(Напомнить написание имён собственных).
Проверка с доски
12. Физкультминутка.
Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я
13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)
Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. ( учитель )
-А теперь отгадайте мои слова:
1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л
2-ая-первая буква алфавита
3-я-стоит после буквы П
4-я- первая буква алфавита
5-я-стоит перед буквой М
6-я- пятая буква алфавита
7-я-первая буква алфавита
14. Домашнее задание
Что такое алфавит?
Сколько букв в русском алфавите?
Кто уже запомнил алфавит?
Кто правильно называет буквы?
Кому ещё нужно немного потренироваться?
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!
Дополнительно
Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок
Урок по русскому языку по теме "Ударение" составлен в соответствии ФГОС НОО. Предназначен он для учащихся 1 класса.
Малахова Валентина Дмитриевна
Каменского района, Тульской области
Учитель начальных классов
Конспект урока русского языка в 1 классе " Ударение"
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.
- Закрепить, что такое ударение и какова его роль
- Научиться обозначать ударение в словах
- Исследование - в каких словах ударение не ставится
познавательные:
-развивать речь учащихся: обогащать словарный запас;
-организовать деятельность детей: умение ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;
раскрыть случаи, когда ударение не ставится;
Личностные: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод); привитие любви к родному языку
Регулятивные:
выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
Коммуникативные:
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Метапредметные
Регулятивные :
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные :
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные :
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
-Взаимодействуют в группе, паре , проявляют интерес к услышанному; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.
Тип урока: Решение частных задач
1.Мотивация к учебной деятельности.
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
- Свою работу на уроке мы с вами будем оценивать по индивидуальным листам, они лежат у вас на парте. Возьмите их и напишите свою фамилию и имя. Во второй колонке вы будете себя оценивать: !- я не ошибся; +- понял почти всё; - - нужна помощь.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Тему урока вы узнаете выполнив задание : расставьте карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.
( Задание у доски и в парах, на интерактивной доске самопроверка)
- Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)
- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?
- Что мы уже знаем об ударении?
- как вы думаете, чему мы будем учится сегодня на уроке?
1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль
2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)
3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).
3.Постановка учебной задачи.
Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (На интерактивной доске появляются предложения
-Что такое ударение?
-Какой слог называется ударным, безударным?
- На какой звук может падать ударение?
-На какой слог может падать ударение?
-В каких словах ударение не ставится?
-Какова роль ударения?
- Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.
- А какой путь выберем мы?
4. Выявление места и причины затруднения.
- Прочтите слова на доске: линейка, книга, торты.
- Расставьте в них ударение.
-Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)
Есть специальный словарь – орфоэпический.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- В словаре нам будет искать правильный ответ….. ( имя) , а остальные – работаем по карточкам (Буратино, дерево, заяц, лиса, крокодил)
-Проверьте правильность выполнения по ноутбуку(задание №1 откройте) и оцените свою работу на листах.
6. Изучение нового материала.
- Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.
- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог
(Его мы произносим с большей силой и длительностью).
- Попробуем дать определение - ударный слог – (это слог, который произносится с большей силой).
- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).
- Так что же такое ударение?
(Отвечают дети и тут же появляется запись на интерактивной доске в течение всего урока) (Выделение в речи одного из слогов слова)
- Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.
-Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.
Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.
(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.
- Проверьте задание, оцените себя.
- Что вы заметили, выполняя это задание?
(Ударение падает на гласный звук)
Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.
- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)
- Как вы думаете, что там? (Наверное, он нам приготовил интересное задание.)
-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед
Третий вывод: ударение может падать на любой слог.
Ребята, помогли нам Ах ответить на следующий вопрос урока? (да)
Физ. минутка. (Включаю музыку.)
Продолжение работы по теме
-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.
Груша, вишня, слива, берёза
Дача, кот, домик, крыша
- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)
Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.
Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.
- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.
-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)
- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой. Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в группе. Объединитесь в группы. Выберите командира.
-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.
- Оцените работу в группе.
Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.
Ответили мы на последний вопрос урока? (да)
- А давайте заглянем в учебник на с. 42 у.6. Прочитаем как об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Читает.)
- О каких словах говорится в стихотворении?
7. Рефлексия.
- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)
- Кто нас вёл в страну знаний – Ох или Ах.
8. Итог урока.
Я сегодня узнал, что…
- Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке.
- Кому было интересно на уроке – поднимите картинку с изображением Аха, а кому не очень- изображение Оха.
Читайте также: