Что понимается под сущностью государства кратко

Обновлено: 29.06.2024

Под сущностью любого явления понимается совокупность наибо­лее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая ха­рактеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. В науке нет единства в понимании сущности государства, ко­торая определяется либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Поэтому сложилось два подхода к пониманию сущности государства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государ­ства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым под­ходом.

Прежде всего, здесь подчеркивается общественная, общечеловече-

ская природа государства, которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых, в этом случае государство понимается уже не как ору­дие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Такой подход ориентирует на демократические методы управления обществом, предполагая участие в этом процессе широких масс насе­ления.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово­принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства - государства со­циальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляют действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно ска­зать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой - общесо­циальные, гуманистические начала.

Литература к теме

Бакарджиев, Я. В. Теоретико-методологические основания ис­следования юридической политики государства : монография / Я. В. Бакарджиев. - Курган : Изд-во КГУ, 2008.

Бутенко, А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки / А. П. Бутенко // Государство и право. - 1993. - № 7.

Винниченко, О. Ю. Российская государственность в контексте ци­вилизационного развития / О. Ю. Винниченко. - Тюмень : Изд-во ТГУ, 2007.

Гомеров, И. Н. Государство и государственная власть / И. Н. Гомеров. - Москва, 2002.

Добрынин, Н. М. Теория и практика государственного управления : учебник / Н. М. Добрынин. - Новосибирск : Наука, 2006.

Затонский, В. А. Эффективная государственность / В. А. Затонский. - Москва : Юристъ, 2006.

Иванов, В. Теория государства / В. Иванов. - Москва, 2010.

Керимов, Д. А. Современное государство : Вопросы теории / Д. А. Керимов. - Москва : Норма, 2007.

Керимов, Д. А. Проблемы общей теории права и государства. - Т 3. Правовое государство / Д. А. Керимов. - Москва : СГУ, 2003.

Кожевников, С. Н. Политическая система России : политический и государственно-правовой аспекты : монография / С. Н. Кожевников. - Нижний Новгород, 2007.

Ленин, В. И. О государстве / В. И. Ленин. - Полн. собр. соч. - Т.39.

Лившиц, Р. З. Государство и право в современном обществе : не­обходимость новых подходов / Р. З. Лившиц // Советское государство и право. - 1990. - № 10.

Оль, П. А. Государство, общество, личность: пробле­мы совместимости. / П. А. Оль, Р. А. Ромашов, А. Г. Тищенко, Е. Г. Шукшина. - Москва : Юристъ, 2005.

Раянов, Ф. М. Правовое государство - судьба России / Ф. М. Раянов. - Уфа, 2007.

Сорокин, В. В. Государство переходного периода : теоретические вопросы / В. В. Сорокин. - Барнаул, 2000.

Сурков, В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития

современной России / В. Ю. Сурков. - Москва, 2005.

Тихомиров, Ю. А. Государство / Ю. А. Тихомиров.

Чиркин, В. Е. Публичная власть / В. Е. Чиркин. - Москва : Юристъ, 2005.

Чиркин, В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. - Москва : 2001.

Шелистов, Ю. И. Становление правового государства в Российской Федерации / Ю. И. Шелистов. - Москва, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Основные признаки государства.

Сущность государства. Основные подходы к пониманию сущности и назначению государства.

Государство и государственная власть: вопросы соотношения.

В чем заключается специфика цивилизационного похода к типологии государства?

Каковы достоинства и недостатки формационного подхода?

В чем заключается специфика публичности государственной власти?

Что такое государственный суверенитет?

Какова роль территории в характеристике государства?

1) политическая партия;

5) общественная организация.

2 Основным признаком государства является:

2) наличие политических партий;

4) политическая власть;

3 Чем характеризуется политическая власть?

1) власть не сливается с обществом, а представляет собой систему органов;

2) субъект и объект власти совпадают;

3) власть предназначена для регулирования общественных отношений;

4) субъект и объект власти не совпадают;

5) власть осуществляется главой рода.

4 Признак, характеризующий публичный характер власти:

1) наличие права;

2) демократичность режима;

3) осуществление власти большинством народа;

4) осуществление власти специальным аппаратом;

5) власть предназначена для регулирования общественных отношений.

1) политическая партия;

6 Признаки, характеризующие публичный характер власти:

1) наличие права;

2) наличие суверенитета;

3) наличие политического режима;

4) осуществление власти специальным аппаратом;

5) демократизм политического режима.

7 Легитимность власти придает:

1) сила привычки к ней граждан;

2) страх перед наказанием;

3) признание власти большинством народа;

4) власть осуществляется высшими органами;

5) признание подвластными обязанности исполнять веления власти.

8 Легальность власти означает:

1) признание ее большинством населения;

2) закрепление ее содержания в специальных актах;

3) признание ее элитой общества;

4) добровольность исполнения властных велений большинством

9 Свойство государственной власти, означающее ее верховенство вне и внутри территории страны:

1) дееспособность власти;

10 Смысл, главное, глубинное в государстве, определяющее его жизнь, назначение и функционирование:

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А. Б. Венгеров, проф. В. Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства

73. Воззрения Канта на сущность государства

73. Воззрения Канта на сущность государства Кант считал, что государственность порождается и оправдывается требованиями категорического императива. Осуществление права как общеобязательного возможно лишь через его наделение принудительной силой, а это обеспечивает

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Глава 3. Сущность государства и права

Глава 3. Сущность государства и права Существует множество определений государства, являющихся по сути попытками уяснить саму сущность государств, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной

§ 3.1. Сущность государства

§ 3.1. Сущность государства Сущность государства как общественного явления представляет собой "многогранный стержень", который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства 1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти

12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства

12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства Главой государства являются высший государственный конституционный орган или же высшее должностное лицо государства. Глава государства обязан представлять

18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства

18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ

3.2 Сущность государства

3.2 Сущность государства Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Сущность описывает основные черты и особенности объекта . Для государства выделяются три основных признака :
1 . Форма того как организованна власть - две наиболее распространенных это республиканская и монархическая ( также возможны теократия , вождества и т . д .).
2 . Способ организации внутреннего управления - унитарное , федерация или конфедерация .
3 . Действующий режим - существует множество разновидностей , где три основных это демократия , авторитаризм и тоталитаризм , внутри которых продолжается деление на другие .
Сущность Российской Федерации можно увидеть в первых статьях Конституции , где указано , что Россия это республика , федерация и демократия .

Российское государство

Определение — что такое государство

Общепризнанного научного или юридического определения государства нет. Хотя само слово постоянно присутствует в законах всех уровней, ни один нормативный акт не раскрывает его значение.

что такое государство

Существует несколько близких по смыслу слов, показывающих сущность (что это?) термина в разных значениях.

  1. Страна, то есть территория, отделенная границами от остального мира, а также народ, проживающий в пределах границ.
  2. Общество – группа людей, объединенных историческими, территориальными, культурными, социальными связями.
  3. Власть – высший распорядительный и исполнительный орган в стране, регламентирующий жизнь общества.
  4. Политическая система, действующая в рамках исторически сложившихся экономических условий и установленных правовых норм.

Что такое государство

Основные признаки — в чем сущность государства

Признаки – это свойства, которые отличают государство от других субъектов политической власти. Среди них:

  1. Территориальная обособленность – земля, в пределах которой действуют государственные структуры, имеет установленные границы;
  2. Обязательное членство – население, родившееся и постоянно проживающее на территории страны, получает гражданство того государства, к которому территориально относится.
  3. Суверенитет – независимость властей во внутренней и внешней политике страны. Включает признание другими державами верховенства политической элиты государства, права на самоуправление внутри территориальных границ и равноправие в международных отношениях.
  4. Политическое устройство, при котором небольшая группа людей может регулировать различные стороны жизни общества. Осуществление решений обеспечивают организации и учреждения, наделенные функциями исполнения, контроля и принуждения. В них входят силовые структуры – армия, полиция, тюрьмы.
  5. Наличие законодательства (что такое закон), легализующего действия властей. Правовые акты определяют юридические рамки формы осуществления государственных функций.

В рамках государства власти обладают монополией на легальное применение силы, издание законов, взимание налогов и платежей, официальное представление всего населения страны на мировой арене.

Фома Аквинский

Формы государства

Форма государства – это организация политической власти, определяющая структуру и функционирование государственных институтов.

Форму определяют три составляющие:

    .
  1. Государственное устройство.
  2. Политический режим.

По форме правления выделяют монархии и республики. В монархии власть передается по наследству, в республике (что это такое?) – выбирается народом. Монархии бывают абсолютные (вся власть принадлежит правителю) и конституционные (права монарха ограничены законами).

Республика может быть:

  1. парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  2. президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

По форме государственного устройства они делятся на:

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

Например, Российское Федерация — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Более подробно об этом смотрите в данном видеоролике:

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Я не считаю, что такие понятия, как страна и государство, тождественны. На мой взгляд, страна может быть без государства, но вот государство точно не может быть без страны.

Страна — это территория, на которой постоянно проживают люди, объединенные общей культурой, языком.

Государство же являет собой совокупность различных институтов, которые наделены властными полномочиями, функциями управления на контролируемой этими институтами территории, проще говоря, в пределах государственных границ.

Очень удобный постулат о том, что правители направляются высшими силами. Если заставить людей поверить в это, власть будет иметь нерушимый авторитет. Что из этого получилось отлично может продемонстрировать эпоха средневековья и другие темные времена. Хорошо, что общество сумело достичь некоторого прогресса в этом отношении. Жаль, что марксистская теория — это недостижимая утопия.

Читайте также: