Правозащитная деятельность в гражданском обществе кратко

Обновлено: 01.07.2024

Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту нарушенных прав и свобод лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Понятие и основные черты правозащитной деятельности юристов.

Правозащитная деятельность – это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов - и непубличных - институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат – восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определенными средствами, характерными для ее конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства.

И.В. Голованев выделяет следующие признаки, характеризующие правозащитную деятельность:

а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан; б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан; в) защищаются права граждан Российской Федерации, хотя законодательство допускает участие в общественно-политической жизни в России иностранных граждан и лиц без гражданства, и их права в таких случаях должны быть защищены в той же мере, что и права российских граждан.

Правозащитная деятельность государства в широком смысле - законодательная и правоприменительная практика государства в области прав человека, отражающая специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны. В узком смысле - это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами (судом) ,специализированных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены. (В.В. Чуксина)

Цели, задачи и принципы правозащитной деятельности.

Три направления правозащитной деятельности:

1. Защита прав человека в конкретных случаях (эта помощь должна быть бесплатной для заявителя), общественные расследования фактов нарушений прав человека государственными органами.

2. Распространение информации о правах человека, правовое воспитание.

3. Анализ положения с правами человека.

Задачи:

1. Защищать права и свободы человека, закрепленные в Конституции и национальном законодательстве

2. Быть источником информации о правах человека для народа и органов власти, повышать уровень образованности в области прав человека, поощрять становление ценностей и развитие установок, способствующих уважению и осознанию прав человека.

3. Анализировать положение с правами человека в своей стране и ее отдельных регионах.

Принципы деятельности ПО:

ПО утверждают и защищают права человека независимо от его расы, пола, гражданства, этнического или социального происхождения, имущественного или другого положения, должности, рода и характера занятий, места проживания, языка, религии, политических и других убеждений.

2. Право на мотивированный отказ заявителю в удовлетворении его жалобы(ПО имеют определенную свободу усмотрения, принимают к рассмотрению жалобы, если полагают, что их усилия приведут к восстановлению нарушенных прав и свобод человека)

3. Открытость и гласность. Деятельность ПО должна быть открытой и прозрачной для общественности.

4. "Не навреди!". Этот принцип означает, что нужно действовать так, чтобы не ухудшить положение объекта (жертвы) нарушения прав человека. Он следует также из того, что главная цель правозащитной активности — минимизация уровня насилия в обществе.

5. Независимость от политической позиции.(ПО обязаны быть принципиально беспартийными и не должны поддерживать ту или иную партийную платформу в избирательных кампаниях, политический выбор должен оставаться делом личного выбора каждого члена правозащитной организации)

6. Независимость от общественного мнения. Общественное мнение может вполне поддерживать идеи, чуждые правам человека и угрожающие правам человека. Например, общественное мнение в подавляющем большинстве стран поддерживает смертную казнь, правозащитные же организации — борются за ее отмену.

7. Честность, максимальная достоверность и объективность информации.Этот принцип означает, во-первых, невозможность думать одно, а говорить другое и, во-вторых, работу по формуле английского суда: "говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды".

8. Независимость правозащитных организаций от государства.Поскольку ПО являются оппонентами государства, они должны быть максимально независимыми от него, прежде всего, в финансовом плане; ПО не должны субсидироваться за счет государства и не должны получать какие-либо специальные льготы, кроме установленных законом для всех негосударственных неприбыльных организаций.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

В принципе, такое широкое толкование правозащитной деятельности является необоснованным.

Во-вторых, нельзя считать правозащитной деятельность адвоката, целью которой является интерес клиента (не важно – платного или бесплатного). Правозащитная же деятельность основной своей целью видит достижение общественного блага через защиту иногда частных интересов, и, если в той или иной ситуации частный интерес входит в противоречие с общественными интересами, на этом правозащитный характер деятельности заканчивается.

И наоборот, правозащитную деятельность не следует понимать слишком узко — как участие представителя общественности в судах (уголовном, гражданском и арбитражном процессе, а также в конституционном суде), а также на предварительном следствии. Защита интересов общества в целом, отдельных групп граждан или прав конкретного гражданина может происходить в различных формах. Кроме деятельности правозащитника как представителя или защитника в процессе, могут иметь место и организованные акции протеста (шествия, пикетирования), информирование населения (публикации в СМИ, организация лекций и т.д.), иные мероприятия. При этом такая деятельность в большинстве своем направлена на предотвращение злоупотреблений со стороны государственных органов, на повышение правосознания населения, на формирование четкой гражданской позиции.

В этой связи участие представителей общественности в уголовном процессе (на предварительном следствии и в суде) в наибольшей степени отвечает целям правозащитного движения – противодействию нарушению законов со стороны государственных органов (в первую очередь, правоохранительных).

Такие цели могут реализовываться, в том числе, и путем участия представителя общественной организации в качестве защитника.

Основой деятельности общественных организаций в уголовном процессе не является гарантированное Конституцией РФ право граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции). Такой основой служит иная норма - о праве граждан на объединение и гарантированную свободу деятельности общественных формирований (ст. 30 Конституции).

Действительно, общественный защитник в большинстве случаев не может предоставить лицу "квалифицированную юридическую помощь", право на которую предусмотрено в Конституции РФ (хотя иногда правозащитники являются довольно юридически подкованными людьми). Общественный защитник в уголовном процессе призван обеспечить контроль со стороны гражданского общества за очень важным институтом государства – его карательными органами. Квалифицированную помощь может предоставить только высоко профессиональная адвокатура. Эту же позицию высказал и Конституционный суд Российской Федерации, определивший, что право на защиту в уголовном процессе соблюдается только, если функцию защитника выполняет адвокат, то есть лицо, профессионально занимающееся оказанием правовой помощи.

Правозащитная деятельность в современных условиях является важнейшей правовой конструкцией, закрепленной в конституциях современных демократий. Она, получившая свое местоположение и в Конституции Российской Федерации, является одним из ключевых элементов конституционной системы защиты прав человека и гражданина.

Правозащитная деятельность — один из видов юридической деятельности, что подтверждается, во-первых, закреплением правозащитной деятельности в вышеназванных нормах Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативно-правовых актах, а во-вторых, общими признаками правозащитной и юридической деятельности,

Известный ученый В. Чуксина определяет правозащитную деятельность государства в широком смысле как законодательную и правоприменительную практику государства в области прав человека, отражающую специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны. В узком смысле — это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами (судом, правоохранительными органами, различными учреждениями по рассмотрению обращений граждан и другими), специализированных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства.

Сегодня субъектами правозащитной деятельности являются также негосударственные организации и отдельные лица (в том числе осуществляющие указанную деятельность на профессиональной основе), а также, в определенных случаях, ограниченный круг государственных институтов, таких как уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, региональные уполномоченные по правам человека, комиссии по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и другие.

Кроме того, это работа правоохранительных органов, а также иных государственных органов, направленных на предотвращение нарушений прав, а также деятельность общественных объединений по восстановлению уже нарушенных прав.

Таким образом, правозащитная деятельность — это деятельность различных субъектов правозащитных структур, направленная на восстановление нарушенных прав и свобод граждан.

Эффективное развитие и укрепление правовой государственности в России в значительной степени зависит от готовности государственных инстанций и всего общества взаимодействовать с негосударственными правозащитными организациями, прислушиваться к их рекомендациям, принимая или аргументировано отклоняя их. Последнее тоже весьма важно: убедительное аргументированное отклонение предложений правозащитного сообщества обогащает весь российский социум новым опытом диалога о правах и свободах человека.

Комиссия по правам человека при Президенте РФ была создана еще в 1994 году, ее председателем стал С. Ковалев. После победы Б. Н. Ельцина на президентских выборах 1996 года был издан указ, в соответствии с которым комиссии по правам человека должны были создаваться при главах администраций во всех субъектах Российской Федерации. Главной целью деятельности таких комиссий являлось содействие главам администраций в обеспечении соблюдения прав человека.

Комиссия по правам человека при Президенте России, а также комиссии при главах регионов имеют определенные недостатки. Их деятельность полностью подчинена Президенту России (главам регионов) и, соответственно, у них существенные рычаги воздействия на принимаемые решения.

В Хабаровском крае основой всей деятельности уполномоченного по правам человека и его аппарата является содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Многочисленные обращения жителей края к уполномоченному — важнейший источник получения сведений о нарушениях. Обращения не просто для информирования, а для принятия конкретных мер в рамках российского законодательства.

Немало делается в крае для правового просвещения граждан. В широком смысле слова знание прав и свобод человека не должно считаться лишь задачей юристов, а, наоборот, потребностью и обязанностью каждого гражданина. А для этого необходимо еще шире использовать возможные пути развития правовой культуры, начиная с изучения основ прав человека в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.

В комплексе с публикациями в прессе, теле- и радиопередачами, личными консультациями уполномоченного и юристов аппарата, выездными приемами граждан, взаимодействием с правоохранительными органами и другими мерами правовое просвещение в нашем крае требует своего дальнейшего развития. Кропотливая и длительная работа по правовому просвещению населения позволит решать в нашем крае актуальные вопросы развития экономики и гармонизации общественных отношений.

Итоги деятельности краевого правозащитного института подтверждают правильность изначально выбранных направлений и форм работы. Рост числа письменных обращений граждан за последние годы является показателем доверия к уполномоченному и позитивным критерием оценки его работы. Вместе с тем, обращения жителей края и необходимость плановых выездов в муниципальные районы свидетельствуют о наличии проблем и фактов нарушений прав граждан государственными органами и местного самоуправления.

10 декабря в Москве состоялась встреча В. Путина с правозащитниками, связанная с принятой 65 лет назад Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларацией прав человека. Состав правозащитников на встрече с Президентом РФ оказался разнородным. Здесь были несколько человек из Совета по правам человека (СПЧ), члены Общественной палаты и региональные уполномоченные по правам человека. То есть постарались собрать представителей максимального количества организаций, защищающих, по представлению государства, права человека.

Президент пообещал участникам встречи, что Россия присоединится ко всем актам международного права о запрещении пыток, Путин также поздравил всех с принятием России в Совет по правам человека Организации Объединенных Наций.

И в заключение несколько слов. Принять такой документ, как Конституция, полдела. Нужно еще научиться защищать те права и свободы, которые в ней изложены. И сделать это можно только совместными усилиями власти и общества. А эта работа конечного срока никогда иметь не может…

Для начала соотнесем понятия правоохранительной и правозащитной деятельности. Правоохранительная деятельность понимается как работа органов публичной власти по профилактике и пресечению правонарушений, а правозащитная деятельность связана с восстановлением нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, правозащитная деятельность имеет следующие признаки:

а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан;

б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан;

в) защищаются права граждан Российской Федерации, хотя законодательство допускает участие в общественно-политической жизни в России иностранных граждан и лиц без гражданства, и их права в таких случаях должны быть защищены в той же мере, что и права российских граждан.

Наиболее широкое понятие звучит следующим образом: это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов - и непубличных - институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат – восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определенными средствами, характерными для ее конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства.

Само гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся не коммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса.

Защита прав и свобод личности обеспечивается не только государственными мерами, но и индивидуальными возможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами – право на самозащиту (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ).

Так, с учетом вышеназванного определения гражданского общества, можно предположить, что субъектом правозащитной деятельности в рамках данного вопроса являются исключительно непубличные формирования – институты гражданского общества, потенциал которых раскрывается в том числе при реализации субъектом своего права на самозащиту.

Нередки случаи обращения в третейские суды, чрезмерно распространены частные нотариусы. Сама по себе самозащита предполагает использование различных способов, например, обращение в средства массовой информации; публичные выступления; объединение с другими гражданами для отстаивания своих прав и законных интересов; обращение в правозащитные организации; фактические действия, включая необходимую оборону, крайнюю необходимость и др. Правозащитная деятельность субъектом предполагает широкий спектр действия человека, в том числе и право воспользоваться помощью других лиц и организаций негосударственного профиля.

Современные направления правозащитной деятельности.

Анализируя современные направления правозащитной деятельности и тенденции развития правозащитного движения отмечают следующие аспекты:

На стадии зарождения правозащитного движенияи его начальной деятельности правозащитники проводили работу по защите всего спектра прав личности. Это происходило, во-первых, по причине недостатков в правовом регулировании статуса личности, а, во-вторых, в связи с довлеющим положением государства.

Следующий этап развития правозащитного движениясвязан с деятельностью общественных объединений по укреплению правового положения человека, которое с принятием Конституции России нашло свое отражение в законодательстве. Активность правозащитников в этой связи была направлена на создание положительной правоприменительной практики, позволяющей реализовать конституционную декларацию о приоритете личных интересов.

Настоящий этап развития правозащитной деятельностихарактеризуется определенной дифференциацией интересов в работе общественных организаций. Этот процесс заключается в распределении между общественными организациями социальных сфер, в которых проводится работа по отстаиванию интересов и защите прав граждан: права пенсионеров, прав женщин, права репрессированных, права и интересы несовершеннолетних, права военнослужащих и солдатских матерей и т.д.

Перечислим некоторые примеры правозащитных организаций: Екатеринбургское движение против насилия (первоначальная цель состояла в помощи призывникам, не желающим служить в армии по убеждениям или вероисповеданию); Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал" (Главное направление состояла в сохранении памяти о политических репрессиях); Московская Хельсинкская группа (ее цель - содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)).

Конституция России, принятая почти двенадцать лет назад закрепила в качестве основополагающей идею приоритета прав и интересов личности. Широкому спектру предоставляемых прав сопутствует порочная правоприменительная практика, которая в большинстве случаев сводит на "нет" конституционные гарантии высокого правового статуса человека.

Институт правовой защиты прав человека с одной стороны требует качественной и полноценной нормативно-правовой базы. С другой стороны необходимы реально действующие государственные механизмы содействия гражданам в процессе защиты их интересов и, соответственно, привлечение к ответственности виновных лиц, виновных в посягательствах на права и законные интересы граждан.

На стадии зарождения правозащитного движения и его начальной деятельности правозащитники проводили работу по защите всего спектра прав личности. Это происходило во-первых по причине недостатков в правовом регулировании статуса личности, а во-вторых в связи с довлеющим положением государства.

Следующий этап развития правозащитного движения связан с деятельностью общественных объединений по укреплению правового положения человека, которое с принятием Конституции России нашло свое отражение в законодательстве. Активность правозащитников в этой связи была направлена на создание положительной правоприменительной практики, позволяющей реализовать конституционную декларацию о приоритете личных интересов.

Настоящий этап развития правозащитной деятельности характеризуется определенной дифференциацией интересов в работе общественных организаций. Этот процесс заключается в распределении между общественными организациями социальных сфер, в которых проводится работа по отстаиванию интересов и защите прав граждан: права пенсионеров, прав женщин, права репрессированных, права и интересы несовершеннолетних, права военнослужащих и солдатских матерей и т.д.

Очередной этап в существовании правозащитного движения, будет связан с уменьшением роли данной общественной деятельности. Причиной тому станет окончательное оформление России как правового государства, сокращение возможностей и фактов нарушения прав человека, усиления мер по социальной защите граждан и как следствие - развитие зрелого гражданского общества, в основе которого будет лежать активность самих людей.

Читайте также: