План урока освоение целины в казахстане

Обновлено: 05.07.2024

Освоение целинных и залежных земель в Казахстане.

Расширить и систематизировать знания учащихся об освоении целинных и залежных земель в Казахстане.

1. Систематизировать материал теоретический и краеведческий о целине.

2. Проанализировать причины и последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане.

3. Продолжить формирование умений и навыков анализа и синтеза исторического материала.

4. Научиться само и взаимооценке результатов работы на уроке.

Ученики смогут:

- показать территории, охваченные целиной;

- анализировать итоги проведения освоения целинных и залежных земель в Казахстане их положительные и отрицательные стороны;

-расширить знания о влиянии освоения целины на развитие нашего края, культуру и быт народов;

- назвать другие пути решения продовольственной проблемы возникшей в СССР.

-систематизировать отражение этого события в судьбах людей, принимавших участие в целинной эпопее.

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Автор: Весельская Елена Иосифовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 19.55 Kb

Урок ИК 11 класс 11.03.2015г

Освоение целинных и залежных земель в Казахстане.

Расширить и систематизировать знания учащихся об освоении целинных и залежных земель в Казахстане.

Систематизировать материал теоретический и краеведческий о целине.

Проанализировать причины и последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане.

Продолжить формирование умений и навыков анализа и синтеза исторического материала.

Научиться само и взаимооценке результатов работы на уроке.

- показать территории, охваченные целиной;

- анализировать итоги проведения освоения целинных и залежных земель в Казахстане их положительные и отрицательные стороны;

-расширить знания о влиянии освоения целины на развитие нашего края, культуру и быт народов;

- назвать другие пути решения продовольственной проблемы возникшей в СССР.

-систематизировать отражение этого события в судьбах людей, принимавших участие в целинной эпопее.

Проверка домашнего задания

Эмоциональный настрой. Паутина пожеланий.

Деление на группы.

Л.И. Брежнев 1946-1954гг

1.Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат дал первую продукцию в….

2.2 июня 1955г. в республике началось строительство…

3. С 1949 года в Казахстане начал функционировать.

4. Сколько пусков ракет совершено с космодрома Байконур…

5. Сколько было проведено взрывов на Семипалатинском полигоне за 40 лет…

-Сформулируйте тему и цель урока?

Целина- это грандиозная авантюра или массовый подвиг народа. Была ли необходимость освоения целинных и залежных в Казахстане?

Заполнение бортового журнала.

Электронный учебник (материал о целине)

ГР. По учебнику разбирают и оформляют теоретический материал.

Решение вопроса освоение целинных и залежных земель.

Целина в Казахстане

Северный Казахстан – целинный край (Презентация) Опережающее задание.

1гр.- Определить и назвать положительные последствия целины.

2 гр. – Просчеты и перегибы целины.

Проблема: Были ли другие пути решения продовольственной проблемы? Ответы пишут на стикерах и вешают на дерево решений.

Заполнение бортового журнала (графа что нового узнали на уроке)

Отвечают на проблемное задание:

Целина- это грандиозная авантюра или массовый подвиг народа. Была ли необходимость освоения целинных и залежных в Казахстане?

Делают вывод по уроку.

Несмотря на все проблемы и негативные последствия для Казахстана в результате целины, а именно освоение целинных и залежных земель ввело Казахстан в число ведущих производителей зерна в мире.

I. Проверка домашнего задания

Л.И. Брежнев 1946-1954гг

1.Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат дал первую продукцию в….

2. 2 июня 1955г. в республике началось строительство…

3.С 1949 года в Казахстане начал функционировать.

4.Сколько пусков ракет совершено с космодрома Байконур…

5.Сколько было проведено взрывов на Семипалатинском полигоне за 40 лет…

II. Заполните бортовой журнал

Известная информация и предложения

- На уроке я работал….

- Своей работой на уроке я…..

- Доволен, не доволен

- Урок мне показался …..

-Материал урока мне был…….

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории Казахстана в 9 классе по теме "Освоение целины".

Планирование урока для 9 класса.

Предмет: история Казахстана.
№ урока 38

Дата проведения урока

Тема урока: Освоение целины

Образовательная – способствовать пониманию ситуации в сельском хозяйстве после войны, причин кризиса и целесообразности целинной эпопеи.

Развивающая - способствовать формированию мышления и умению донести свои мысли до окружающих, отработать навыки составления оценки исторического события и его значения.

Воспитательная - создать условия для воспита­ния самостоятельного суждения и правильного ведения диалога.

Сверхзадача - сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и твор­ческого потенциала.

Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: Словесный - объяснительно-иллюстративный и информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником
Наглядные пособия – Карта Казахстана

Ход урока
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Беседа по вопросам:

Сколько предприятий оборонного значения было расположено на территории Казахстана?

Какое вооружение производили в республике?

Кто и когда первым в истории человечества совершил полёт в космос?

Словарная работа

Дайте определение понятиям:

Космос - синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос - Мир звезд и галактик.

Полигон - участок суши или моря, оборудованный специальны­ми сооружениями, устройствами и др. для проведения испытаний различных видов оружия, боевых средств и боевой техники, а также для учебных занятий войск.

3.Изучение нового материала

Рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся по учебнику, беседа по вопросам.

Освоение целинных земель в Казахстане.

Перед трудящимися республики была поставлена грандиозная за­дача - расширение посевов зерновых культур за счет освоения 6,3 млн га целинных и залежных земель. На общих собраниях под нажимом вышестоящих партийных комитетов брались повышенные обязатель­ства, которые далеко не всегда выполнялись и претворялись в жизнь. В итоге за один только 1954 год было дополнительно вспахано 636 тыс. га целинных и залежных земель. Всего за тот год колхозами и машинно-тракторными станциями республики было освоено 4847 тыс. га, а совхозами - 3684 тыс. га новых земель. Таким образом, государст­венный план подъема целинных и залежных земель, рассчитанный на 2 года, был выполнен за один год со значительным превышением. В республике массово строились дороги, возводились новые поселки.

Социальная политика на целине.

Огромный вклад в освоение целины внесли К. Донентаева, А. Жангуразов, Н. Геллерт, JI. Картаузов и др.

Освоение целины поддерживалось значительными льготами для трудящихся, прибывающих целинников, а также появилась возможность выплачивать значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет. Целинники обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выезда к месту вселения, единовременным денежным пособием на главу семьи в размере 500-1000 рублей и по 150-200 рублей на каждого члена семьи, получали кредит на постройку дома в размере 10 тыс. рублей на 10 лет (из них 35 процентов суммы го­сударство брало на себя), 1500-2000 рублей кредита на приобретение скота, продовольственную ссуду в размере 1,5 ц зерна или муки, освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет. За 1954-1959 годы в осво­ение целинных земель Казахстана было вложено около 20 млрд рублей.

Огромные масштабы производства привели к большому притоку рабочей силы, транспортных средств, обору­дования на территорию Казахстана. Все это следовало увязать друг с дру­гом, обустроить, обеспечить питанием и жильем людей, наладить систему Уборка урожая. культурно-массовых учреждений.

Просчеты и перегибы освоения целины.

В период массового освоения целинных и залежных земель много говорилось о необходимости перевода на интенсивный путь раз­вития, немало делалось по укреплению материально-технической базы колхозов и совхозов на целине, и все же в условиях экстен­сивного земледелия эти цели зачастую сужались или в ряде случаев не выполнялись из-за изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др. В погоне за показателями распахивались большие территории. Нарушение экологического баланса приводило к тяжелым последствиям: развивалась эрозия почв, выветривался плодородный слой почвы. Вообще же рациональная система земле­делия для целины была создана лишь спустя два десятилетия после ее массового освоения. К тому же распашка миллионов гектаров земли под посевы привела к серьезному сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи гектаров земли изымались для застрой­ки населенных пунктов, а для их инфраструктурного обустройства также были отведены значительные площади плодородных земель. В результате был нанесен непоправимый ущерб традиционной отрасли сельского хозяйства - животноводству. Падение уровня развития жи­вотноводства, в свою очередь, привело к уменьшению производства в республике мясных и молочных продуктов. Высока была текучесть кадров, особенно среди вновь прибывших. Подобное положение было характерно практически для всех областей, где осваивалась целина.

Кроме того, кампания по освоению целинных земель способ­ствовала притоку населения из других республик, что привело к снижению роли национальных обычаев и традиций, к резкому сокращению количества школ, в которых велось обучение на казах­ском языке, уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблемы.

Вопросы для беседы:

С какого года началось освоение целинных земель?

Раскройте причину смещения Ж. Шаяхметова с поста Первого сек­ретаря ЦК Компартии Казахстана.

Какими льготами привлекала целина трудящихся со всего бывшего Советского Союза?

- Сформировать з нания о процессе по днятия целинн ых и залежных земель , условия, кото рые вызвал и данный процесс, итоги.

- Прививать инт ерес к героическ ому прошлому страны, восп итывать чувство у важительного отн ошения к людям т руда.

Учащиеся у знают о процессе освоения целинных земель в Казахста не, выделяю т положитель ные и отрицател ьные мом енты в

поднятии целин ы, как повлиял о освоен ие целины на духовну ю жизнь казахов, узнают о героях пе рвоцелинник ах родног о села.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по истории Казахстана "Поднятие целины"

Кузнецова Наталья Евгеньевна.

Учитель истории и обществознания.

Средняя школа №5,

город Шалкар. Актюбинской области

Тема и основные цели, и результаты обучения. Какие знания, умения и понимания вы хотели бы сформировать в Ваших учениках по завершению серии последовательных уроков

Активные формы работы (ГР, ПР., ИР) Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения обучения

Как вы будете использовать ОдО

Как Вы будете вовлекать всех учеников в классе (талантливых, одаренных)

Как Вы установите, что все

ученики научились тому,

что Вы запланировали и

Тема: Поднятие целины

Цель: Изучить причины начало освоения целинных и залежных земель. Выявить влияние данного исторического процесса на исторический процесс развития РК. Развивать мыслительные, коммуникативные навыки; воспитывать

коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и учащихся; эффективно использовать ИКТ.

- самостоятельно освоить информацию, актуализировать знания

по изучаемой проблеме,

выявить и зафиксировать общее и различия в сравниваемых понятиях,

фиксировать собственные мыслительные операции анализа и синтеза, самостоятельно работать с текстом,

сжато представлять информацию в виде презентации,

систематизировать и лаконично представлять информацию в графической схеме.

- рефлектировать по поводу своих знаний,

по представленной информации и своего отношения к ней.

реализовать коммуникативные умения

Используя материалы учебника, а также интернет ресурсы, 1.Запишите в тетрадь информацию о целинных залежных землях, гумусе дайте определения данным терминам.

Читайте также: