Проект по фольклору в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Ризельян Ирина Петровна

Населенный пункт: г.Инта, Республика Коми

Автор: Жабко Тамара Валентиновна

Населенный пункт: г.Инта, Республика Коми

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства и их назначением, народными традициями, обычаями;

Развивающие:

Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, умение обыгрывать потешки, народные игрушки; выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, побуждать к повторению фольклорных текстов;

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, уважение к его традициям.

Для родителей:

Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Повышать активность и интерес родителей к изучению и уважению русской национальной культуры.

Актуальность темы:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Ожидаемый результат проекта:

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Обогащение знаний о традициях и культуре русского народа.

Повышение интереса к народному творчеству, желание рисовать и лепить народную игрушку, слушать сказки, учить и обыгрывать песни, потешки, народные игрушки, умение играть в народные игры.

Воспитание любви к Родине.

Методы и приемы реализации проекта

Методы проекта:

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, игры с народными игрушками;

Словесные: чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов, разговор, беседы, отгадывание загадок о предметах быта;

Наглядные: рассматривание книг, народных игрушек, предметов художественных промыслов, альбомов с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей.

Приёмы:

- чтение художественной литературы,

Проект реализуется по нескольким направлениям:

  • Взаимодействие с родителями.
  • Совместная деятельность с детьми.
  • Образовательная деятельность.

Классификация проекта:

Итог проектной деятельности

13 – 17 декабря 2020 г.

1 этап подготовительный

Совместная деятельность

Развивающая среда

сроки

Работа с родителями

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу по данной теме для чтения детям.

Разработать план реализации проекта.

Подобрать иллюстративный материал.

Подобрать сказки, потешки, загадки; подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактические игры и упражнения. Подготовить материал для изобразительной деятельности.

Пополнить предметно-развивающую среду предметами народного промысла, альбомами с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей, матрёшками. Поместить в библиотечке подборку русских народных сказок, потешек, песенок, загадок. Подобрать настольно-печатные игры, пазлы по сказкам, разрезные картинки, раскраски.

В течение проекта

Познакомить родителей с проектом. Обсудить цель и задачи проекта.

Раскрыть перед ними перспективу работы над проектом.

Провести беседу с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

2 этап практический.

Познавательное развитие

Цель: знакомить детей с русским народным творчеством.

Цель: познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.

Загадывание и отгадывание загадок про матрёшку и ложку.

Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества и правилах безопасного обращения с ними.

Рассматривание предметов декоративно -прикладного творчества.

Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества .

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д.,) не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Недостаточное освоение детьми русского народного творчества, традиций, фольклорных форм. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни.

Воспитание у детей интереса к русскому народному творчеству, фольклору.

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту русского языка. Формировать у детей интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатель, родители.

  1. Музыкальный зал
  2. Групповая комната
  3. Свистульки
  4. Матрешки
  5. Игрушки согласно заявленной теме
  6. Бумага для рисования
  7. Акварельные краски
  8. Кисти

1. Дети знакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Предполагаемый продукт проекта

2. Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.

Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный)

Определение исходного уровня знания о фольклоре у детей и их родителей, отбор содержания праздников и развлечений, планирование предварительной работы (подбор материала и организация детских игр и самостоятельной деятельности), оформление педагогической среды, разработка просветительской и практической работы с родителями.

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание

Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями).

III Этап (аналитический)

Анализ усвоения детьми среднего возраста знаний о народном фольклоре, их заинтересованность, полученные знания, увеличение словарного запаса, повышение общей звуковой культуры речи детей, улучшение связной речи и воображения.

Результаты реализации проекта

Итак, в результате реализации проекта у детей закрепились знания о русском народном творчестве – фольклоре, его формах. Дети проявили большой интерес к фольклорным праздникам, занятиям, чтению литературы и т.д. У детей было создано положительное эмоциональное настрое, накопился опыт слушания и осмысления восприятия потешек. Активное взаимодействие всех участников проекта показало, что в дальнейшем можно подбирать более сложный материал для изучения русского народного творчества. Ведь фольклор играет важнейшую роль в развитии детей не только развивая их устную речь, но и позволяет обучить их нравственным нормам.

3.Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора: учебное пособие - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

4. Полякова Т.В. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Фольклор в развитии речи детей //

Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. 32с.

Приложения к проекту

А коготки востры. (Кошка)

А в лапках царапки. (Кошка)

Идет, мычит, качается.. (Бычок)

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Молоко дает. (Корова)

Песни поет. (Петушок)

Зеленую подружку под новый год зимой

Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

Вот-так вот сяк походи.

Вот-так вот сяк походи.

Вот-так вот сяк подбодрись,

Вот-так вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой.

Серенький, топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Вот-так вот сяк повернись.

Вот-так вот сяк повернись.

Вот-так вот сяк попляши.

Вот-так вот сяк попляши.

Вот-так вот сяк поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись.

Зайчишка трусишка по полю бежал

В огород забежал,

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Съели жёлтого жука,

Не ходите далеко,

Сидели два медведя

На тоненьком суку

Один взбевал сметану (взбиваем),

Другой молол муку (молем)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку.

Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)

Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

На порог скакала,

Гости не бывали,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил!

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Будут звездочки сиять,

Надо глазки закрывать.

Люли, люли, люленьки,

Гули сели на ели,

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

Надо Ванюшку покормить.

Третий гуля говорит:

Надо байки уложить,

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Выгляни в оконышко!

Ждут тебя детки,

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Использование потешек во время умывания

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода.

Мы пришли умыться!

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Где водичка найдём!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Использование потешек перед приемом пищи

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед -

Кот сидит, сметаны нет.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало.

На окно поставим.

Всем оладушек дадим.

Ешь на здоровьице!

Использование потешек во время причесывания

Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Как растаял месяц - золотые рожки

Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

В круг широкий, вижу я,

Стали вы, мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь, затопишь печь.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит? Это он!

Выходи скорее вон!

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели.

Шел котик по лавочке-

Шел по скамеечке-

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

Выгляни в окошечко!

Выгляни на бревнышко.

Дам кусок пирога

Выгляни в окошко.

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.

МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить куласком.

“Мои веселые пальчики”
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке. (на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее по тексту

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки!
Маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два,
Ване два (перечисляем всех членов семьи),
всем дала!
Хороши оладушки
у любимой бабушки!

Всеми любимая СОРОКА-БЕЛОБОКА Сорока-белобока! (вы водите по кругу указатлеьным пальчиком малыша по его ладошке)
Где была?
Далёко!
Кашку варила,
деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На дорожку сели.
Этому дала. (массируем по очереди все пальчики)
А этому не дала (Начинаем крутить большой пальчик малыша по часовой стрелке)
Ты воду не носил,
Ты кашу не варил,
Тебе нет ничего!
Вот он исправляется (против часовой)
Дрова рубит,
воду носит..
Знай-знай наперёд (раскачиваем большой пальчик туда-сюда)
здесь вода холодная ("шагаем" пальцами от ладошки до запястья)
Здесь тёплая ("дошагали" до сгиба локтя)
А здесь кипяток-щекоток. (дошли до подмышки и щекотим!)

Памятка КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР

  • Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю).
  • Рождество – 25 декабря.
  • Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.
  • Васильев день – 1 января.
  • Страшные вечера – с 1 января по 6 января.
  • Крещение – 6 января.
  • Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.
  • Весенне-летние праздники.
  • Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.
  • Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).
  • Егорьев день – 23 апреля.
  • Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.
  • Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.
  • Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
  • Аграфена Купальница – 23 июня.
  • Иван Купала – 24 июня.
  • Петров день – 29 июня.

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми используются следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Детский фольклор используют в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

Использование детского фольклора в играх с детьми является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, обучаем их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Показ детям сопровождается выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отводится шутке, веселью. Для этого применяют докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбирают разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используют с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Следует обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Цель проекта знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности. Задачи проекта Обучающие - знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением - пробуждать интерес к русской народной культуре - познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров - познакомить с русским народным творчеством игры, хороводы, колядки, песни и др. - создать благоприятные условия для развития детей. Воспитательные воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей. Развивающие развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Принято на Педагогическом совете Утверждено:

Протокол № 1 от ____________ Заведующая МКДОУ

познавательной направленности для детей (3-5 лет)

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Срок реализации проекта 2 года

Составила: воспитатель Злобина Н.В

«Через красивое к человечному-

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён вернуть утерянные ценности.

Новизна заключается в том, что темы занятий проекта дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми. Разучивая новые потешки, заклички занятия будут посещать персонажи этих фольклорных произведений. Предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал расположен от простого к сложному.

Цель проекта: знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности.

- знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;

- пробуждать интерес к русской народной культуре;

- познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;

- познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

- создать благоприятные условия для развития детей.

воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей.

развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;

способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.

Принципы реализации проекта

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русском быта.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)

Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Создание доброжелательной обстановки на занятиях.

Принцип прочности. Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой нравственного поведения и деятельности.

Методы и виды деятельности в проведении занятий:

Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы и виды деятельности:

рассказ, беседа о народных обычаях и традициях; использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы; заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русского быта; рассматривание подлинных изделий народного искусства.

Практические и игровые методы:

использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; разыгрывание сценок и эпизодов сказок; использование пальчиковых игр и упражнений; хороводные игры, развлечения, фольклорные праздники, посиделки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для их выполнения.

Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать теоретические и практические занятия

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В группе должна быть организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные игры. По многим литературным произведениям видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок, небылиц, русских народных песен.

Возраст и характеристика категорий детей

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Для начала усвоения проектного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.

Проект рассчитан на детей 3-5 лет.

Сроки реализации проекта.

Проект рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.

во второй младшей группе -10 минут

в средней группе – 15 минут

Условия необходимые для занятия

Личная заинтересованность педагога и детей.

Создание благоприятной атмосферы.

Достаточное количество наглядного материала и его разнообразие.

Планируемые результаты освоения.

-формирование словаря: использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, загадки, руские народные сказки) и с инициативы педагога использует их в речи; умение играть в народные подвижные игры (знает и умеет играть в 2-3 народные подвижные игры)

- формирование словаря; использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи); умение играть в народные подвижные игры (знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним), знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.

Способы проверки результатов

Результативность, эффективность проекта можно выявить путем наблюдений в процессе самостоятельной деятельности; проводимого исследования (диагностическая карта педагога-приложение 1); анкетирования – родителей (приложение 2)










№ 5673 Творческий проект для дошкольников 3-6 лет "Яркий мир фольклора"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Творческий проект

СКАЧАТЬ (полный материал)

для дошкольников 3-6 лет

Пыть-Ях, 2018

Разработчик: Л.М. Есликовская

Участники: воспитанники младшей и старшей групп, их родители,

воспитатели младшей группы (О.С. Удавихина, Н.Б. Венеровская),

воспитатели старшей группы (Л.Б. Лукиных, И.В. Черепанова),

музыкальный руководитель Л.М. Есликовская

работники городской библиотеки

Тип проекта: по продолжительности: долгосрочный;

по численному составу: межгрупповой;

по доминирующей линии: практико–ориентированный.

по содержанию: социально-педагогический.

Срок реализации: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Актуальность.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, чтобы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, чтобы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Проблема.

Цель проекта: создать условия для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

  • формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора, традициями и обрядами русского народа;
  • познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • развивать воображение, творческие и актерские способности;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;
  • воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
  • воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Ожидаемые результаты:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором;
  • у детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения;
  • педагоги сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым;
  • родители воспитанников приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями;
  • будет создана модель взаимодействия детского сада и социума;
  • опыт работы по реализации проекта будет оформлен в виде презентации для рекомендации педагогам дошкольных учреждений ДОУ.

Необходимые условия реализации проекта

Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах

Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ детского фольклора

Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии

Данная работа рассчитана на следующие этапы, соответствующие возрастным

категориям дошкольного возраста:

  • младший (3-4 года) – введение в мир фольклора, знакомство с азами народной культуры;
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет), активный этап освоения проекта.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

  • заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок;
  • чтение художественной литературы;
  • использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных подвижных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
  • рассказ о народных обычаях и традициях;
  • смотр иллюстраций и презентаций о русском быте;
  • прослушивание произведений народного фольклора;
  • беседы, викторины, разъяснения.

Формы образовательной работы с детьми:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  • Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.
  • Посещение тематических выставок.
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Материально-техническое и методическое обеспечение:

  • музыкальные народные инструменты;
  • проектор, экран;
  • ТСО (видео- и аудиоаппаратура, компьютер);
  • наборы СD - дисков, микрофоны и др.;
  • национальные костюмы;
  • демонстрационный материал;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • в группах уголки ряженья для игровой, музыкальной и театрализованной деятельности;

Реализация проекта

I этап - организационно-подготовительный (10.09 -14.09)

  • обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • определение цели и задач проекта;
  • разработка плана-программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве);
  • мониторинг творческих способностей детей;
  • подбор методической и художественной литературы, пособий, атрибутов;
  • создание развивающей среды в группах для реализации проекта;
  • обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
  • анкетирование родителей по теме проекта.

I I этап – основной-практический (17.09 – 17.05)

Месяц

Формы работы

с детьми

Взаимодействие с педагогами

Сотрудничество с родителями и социумом

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Посещение библиотеки. Беседа о народных праздниках, традициях.

Декабрь

январь

Февраль

  • · Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах,

Март

Апрель

Май

3 этап – заключительный (обобщающий) 20.05 – 24.05

  • подведение итогов работы над проектом;
  • оформление материалов и презентации;
  • итоговая диагностика знаний, умений и навыков детей, полученных в ходе работы над проектом (беседы, наблюдения, игры).
  • обобщение опыта.

Результаты реализации проекта

Чтобы выявить результативность нашей работы по теме мы воспользовались диагностической картой, реализуемой в ДОУ.

Было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось
систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре.
Индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы дали нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в развитии детей.
Таким образом, педагогическая оценка помогла выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всех групп детей в целом. Она дала возможность творчески подходить к обучению и воспитанию, получить хорошие результаты работы. Уровень развития детей, в основном, высокий и средний.


Появились новые взгляды на организацию ежедневной деятельности педагогов с детьми.

В работе с детьми:

  • Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомлению детей с фольклором;
  • Проект позволил повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.
  • Произошли существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных играх и традициях.

В работе с педагогами:

  • Разработано перспективное планирование по использованию фольклора в работе с детьми разных возрастных подгрупп.
  • Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно–педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

В работе с социумом и семьей:

  • Создана модель взаимодействия детского сада и социума по использованию произведений детского фольклора в развитии дошкольников.
  • По результатам анкетирования у родителей изменились взгляды на воспитание детей в домашних условиях.

По итогам анкетирования на начало проекта :

• 90% родителей считают, что дети должны знать народную культуру;

• 77% родителей с детьми празднуют дома народные праздники, 5% - празднуют не регулярно, а 18% считают не нужным;

• 90% родителей считают положительно, что в детском саду празднуются различные народные праздники;

• 24% родителей считают, что детям нравится русское народное творчество, 15% относятся к творчеству равнодушно, а 70% любят и слушают более современную и популярную музыку;

• 10% родителей с детьми слушают и поют дома русские народные песни, 45% не слушают совсем, а 45% или слушают по телевизору, или на городских мероприятиях;

• 46% родителей имеют какой-либо музыкальный инструмент, а 18% собираются приобрести музыкальный инструмент для обучения ребёнка в музыкальной школе, 36% родителей не имеют музыкальных инструментов и не собираются обучать детей музыке.

Внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно – речевому развитию подрастающего поколения.

Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанная технология использования детского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приносит пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.

Читайте также: