В чем состоит различие классического и эллинистического этапов философии кратко

Обновлено: 01.07.2024

После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы цен­ностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений раннеэллинистического периода (IV-I вв. до н. э ) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Основные положения эпикурейской философии:

1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2) в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;

3) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

4) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непре­клонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.

Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается. Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло - то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой степени ценно. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Все то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека, является ценным. В соответствии с этим у стоиков возникает важнейшее понятие — долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, понимание ее устройства, знание ее законов. Мы все равны перед природой, по­этому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Поздний стоицизм связан с именами Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия.

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.

Вопросы длясамопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

2. В чем главная особенность классической философии?

3. Назовите основные философские школы периода эллинизма.

Основные понятия и термины

Апейрон — первоначало (Анаксимандр) — это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,

Атом— материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Брахман — в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.

Будда (с санскр. — пробуждать, познавать) — человек, обладающий Пробужденным, просветленным сознанием.

Веды (с санскр. — знание) — древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм (греч. hule — вещество, zol — жизнь) — философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем фор­мам материи.

Даосизм — религиозно-философское учение Китая, основоположник — Лао-Цзы.

Дхаммапада — древнеиндийская книга, в которой отражены основные положения буддизма.

Индуизм — политеистическая религиозная система в современной Западной Индии, продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).

Конфуцианство — религиозно-философское учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

Натурфилософия — философское учение о природе.

Упанишады (с санскр. — сидеть рядом с учителем) — религиозно-философские комментарии к Ведам.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь)

3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?

4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?

7. Против чего были направлены апории Зенона?

8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

В чем видел Аристотель сущность вещей?

12 В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

13 Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

14. Прокомментируйте слова философов.

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок-
сальную:

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:

3. Укажите древнекитайский философский текст:

5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

7.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь принадлежит античному философу:

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречив, а следовательно, не истинно:

2) Сократ;
3)Зенон;

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

12. Логику сделал орудием познающего разума

13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:

После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы цен­ностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений раннеэллинистического периода (IV-I вв. до н. э ) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Основные положения эпикурейской философии:

1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2) в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;

3) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

4) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непре­клонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.

Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается. Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло - то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой степени ценно. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Все то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека, является ценным. В соответствии с этим у стоиков возникает важнейшее понятие — долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, понимание ее устройства, знание ее законов. Мы все равны перед природой, по­этому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Поздний стоицизм связан с именами Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия.

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.

Вопросы длясамопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

2. В чем главная особенность классической философии?

3. Назовите основные философские школы периода эллинизма.

Основные понятия и термины

Апейрон — первоначало (Анаксимандр) — это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,

Атом— материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Брахман — в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.

Будда (с санскр. — пробуждать, познавать) — человек, обладающий Пробужденным, просветленным сознанием.

Веды (с санскр. — знание) — древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм (греч. hule — вещество, zol — жизнь) — философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем фор­мам материи.

Даосизм — религиозно-философское учение Китая, основоположник — Лао-Цзы.

Дхаммапада — древнеиндийская книга, в которой отражены основные положения буддизма.

Индуизм — политеистическая религиозная система в современной Западной Индии, продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).

Конфуцианство — религиозно-философское учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

Натурфилософия — философское учение о природе.

Упанишады (с санскр. — сидеть рядом с учителем) — религиозно-философские комментарии к Ведам.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь)

3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?

4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?

7. Против чего были направлены апории Зенона?

8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

В чем видел Аристотель сущность вещей?

12 В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

13 Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

14. Прокомментируйте слова философов.

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок-
сальную:

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:

3. Укажите древнекитайский философский текст:

5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

7.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь принадлежит античному философу:

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречив, а следовательно, не истинно:

2) Сократ;
3)Зенон;

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

12. Логику сделал орудием познающего разума

13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

1. Психологический настрой;
2. идеологическая обработка массового сознания – формирование энергии, энтузиазма, потребительского аскетизма (довольствования малым)
3. Социалистическое соревнование –заменитель рыночной конкуренции

+

Привилегированные сословия
• дворяне – потомственные, личные
• почётные граждане (с 1831 г.) – потомственные, личные
• духовенство: чёрное (монахи), белое
• купцы: первой, второй и третьей гильдии
Полупривилегированные – однодворцы и казаки
Податные – мещане, крестьяне (государственные, удельные, помещичьи).

Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) можно подразделить на два периода:

1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.). В период раннего эллинизма определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются существовавшие до крушения античности философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; продолжают привлекать к себе последователей школы киников, функционируют Академия и Ликей.

2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы. Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы-римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм.

Философия эпохи эллинизма характеризуется рядом особенностей, отличающих её от философии античной классики. Античная философия началась с преобладания физической проблематики, в классический период физика и этика были в системах Платона и Аристотеля уравновешены между собой. В эллинистический период изучение природы окончательно отодвигается на второй план и подчиняется этике как способу достижения благой жизни. Даже занятия естествознанием, как стало представляться, были предназначены для того, чтобы дать душе покой, избавить её от страхов

были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360— 270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит.

По Пиррону, философ — это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Философ обязан ответить на такие вопросы: из чего состоят вещи? Как мы должны относиться к этим вещам? Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? Скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления.

Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом.

Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности.

Средневековая европейская философия. Антитеза мира и бога. Основные принципы и проблемы христианской философии.

Развитие европейской философии в средние века было тесно связано с разработкой обоснованием христианского вероучения. При этом были выдвинуты положения, имевшие существенное значение для последующей эволюции философской мысли.

Философия средневековья – теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века

Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм.Основные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога.
Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог есть центральная точ­ка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существу­ющее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопреде­ленность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и действенное ожидание его.

15. Возрожденческая философия. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, и эстетизм Философии возрождения.

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

. В пантеизме Бог утрачивает свой внеприродный характер и сливается с природой,

благодаря чему последняя обожествляется и приобретает разумные черты и

Эстетическое–доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

16. Проблема метода познания в философии Р. Декарта и Ф. Бэкона. Рационализм и эмпиризм.

Согласно учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом.

Р. Декарт (1596-1650)родился в семье французского дворянина. В то время молодежь уезжала учиться в передовую страну — Нидерланды, так же поступил и Декарт.

Главное для Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него является дедукция (выводы от общего к частному). Строгая дедукция из ясных, четких положений обязательно даст истину. Декарт сформулировал правила исследования и установления достоверных истин. Их четыре:

Рационализм - философское направление, признающее разумосновой

познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи

естественного. Научное (объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно

рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источниказнания и критерия его истинности.Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное

естествознание, считало источником знания, прежде всего, научно

организованный опыт или эксперимент.

17. Проблема субстанции в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Рационалисты считали, что эмпирический опыт имеет изменчивый, неустойчивый характер.С помощью ощущений человек воспринимает мир в зависимости от обстоятельств, и поэтому надежды следует возлагать на ум. Основной чертой философского мировоззрения Р. Декарта был дуализм. Д. допускает существование двух независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженной субстанции".

Д. сопоставлял материи с протяженностью, пространством, считая, что качества предметов, которые воспринимаются чувствами, объективно не существуют.

Б.С. развил материальную сторону учения Декарта противопоставляя дуализма материалистический монизм - философский взгляд, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи или духа. С. считал, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является первопричиною самого себя. С одной стороны природа образующей, а с другой - созданной.

По Лейбницем весь Вселенная состоит из множества субстанций - монад. Монада - это единица, простая суть. Учение о монадах он обосновывал, исходя из следующих положений: 1) субстанция есть начало всего существующего и отличается абсолютной простотой и неделимость, 2) она обладает способностью к действию и самостоятельностью. Лейбниц отмечал неразрывность духовного и материального, подчеркивая, что монады являются носителями материального, но это проявление второстепенный по отношению к их духовной сущности.

18. Проблемы общественного устройства в философии Французского Просвещения.

19. Критическая философия И. Канта.

У Канта пространство и время перестают быть формами сущности вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием

возможности априорного синтетического суждения в теоретическом естествознании

являются категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания

понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое

из опыта. Категории не формы бытия, а понятия рассудка. Категории априорны.

По Канту ни ощущения ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с

Вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории

рассудка, ни эти три закона не составляют определения самих вещей в себе.

Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Ноумен - это не объект чувственного

созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. Разум направлен на рассудок и с опытом совсем

не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию, истекающее из

высших этических законов.


Эллинистическая философия — завершающий период развития философии в Древней Греции, который последовал за Аристотелем. Основными чертами эллинистической философии называют этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. В $IV$ веке до нашей эры центром философии считался город Афины, где были сформированы четыре школы: Академия, Ликей или перипатетики, "Сад" (школа эпикурейцев) и Стоя (школа стоиков).

Основные течения эллинистической философии

В данную эпоху широкое распространение получили следующие течения в философии:

  • киники,
  • скептицизм,
  • эпикуреизм,
  • стоицизм,
  • неоплатонизм.

Киники

Скептицизм

Готовые работы на аналогичную тему

Эпикуреизм

Познания Эпикур представляет, как результат осмысления чувственных опытов. Высшее благо для философа Эпикура предполагается постоянное ощущение наслаждения, то есть удалить из собственной души и собственного тела страдания. Поэтому он наставляет жить разумно и нравственно, выказывать уважительное почитание богам.

Стоицизм

Стоицизм как направление в философии существовал с $III$ века до нашей эры до $III$ века нашей эры. Трактаты и работы стоиков раннего периода ( Хрисиппа По данной теме мы уже выполнили реферат Пифогор подробнее , Зенона Китийского По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее ,) дошли до современности не в полном объёме. К поздним стоикам относят период $I, II$ век, это Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Их труды дошли до современной философии в виде неполных очерков, писем и сочинений.

Неоплатонизм

Виднейшим из неоплатоников считается Плотин, который жил в третьем веке. Мир – единое целое, по мнению Плотина, но не таким образом, что везде, а в каждой области вселенной существует одно и то же в равных долях. Душа всегда будет считаться прекрасней косной материи, совокупность идей, Мировой Ум будет пониматься прекрасней Мировой Души (то есть всех душ), а Единое целое – это Благо прекрасней Мирового Ума. Источник всего прекрасного как раз и представляет собой Единое, то есть, то самое Благо.

Читайте также: