Проект по физической культуре в детском саду бодрое утро

Обновлено: 06.07.2024

Анализ практики моей работы показывает, что зачастую родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.

Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в тонких движениях кистей и пальцев рук, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию. Установлена прямая зависимость между уровнями двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышление.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создать педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинального решения.

Детский массаж может быть как оздоровительным, так и лечебным. Лечебный показан при диагностировании у ребенка какого-либо заболевания, а оздоровительный помогает в профилактике проблем, способствует правильному развитию ребенка. Выбирайте школу массажа по рейтингу, отзывам и ценам на сайте Stilito. Это сервис для поиска курсов детского массажа – записывайтесь в один клик !

Исполнитель: Саданова О.А.

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированый.

Срок выполнения: сентябрь-февраль.

Участники: дети, педагоги, родители.

Моя работа строится по трем основным блокам с учетом интегративных качеств:

1 блок – работа с детьми

Каждый ребенок имеет определенные задатки и способности. Я строю свою работу с детьми так, чтобы каждый ребенок, уйдя домой из детского сада, чувствовал себя веселым и бодрым. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. В начале и конце учебного года провожу обследование физического развития детей по двигательной активности.

Учитывая индивидуальные особенности детей особенности состояния здоровья детей, намечаю план соответствующей работы. Включаю – создание условий для двигательной активности, организацию рационального питания, систему закаливания воспитанников.

2 блок – работа с родителями

индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости. Работа с родителями строиться на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Детский сад осуществляет социальный анамнез семей. В этом блоке по работе с родителями проводятся консультации, анкетирование, спортивные праздники, развлечение, родительские собрания, туристические походы.

3 блок – работа с педагогами

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникшую при объединении людей для достижения общих целей. Вот и у нас с педагогами стоит одна большая общая цель в работе с детьми: создание условий необходимых для защиты, сохранение и укрепления здоровья детей. Их благоприятное физическое развитие влияет на весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива.

Целью проекта является – повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Решаю следующие задачи:

  1. Систематизировать оздоровительную психологию детей в детском саду
  2. Формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями.
  3. Воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Принципы проекта

Работая над проектом, я применяю следующие принципы:

  • Принципы разностороннего развития личности

активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения

Физкультурно – оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей

Обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки

Обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей

Соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка, и вовлечение в здоровьесберегающих и оздоровительных мероприятий и их оценка

  • Принцип ответственности сотрудников ДОУ

Взрослый становится для ребенка носителем определенной общественной функцией

Организация режима дня детей в соответствии с сезонными явлениями.

Методы

Реализуя проект применяю следующие методы работы с детьми.

Исполнитель:Саданова О.А.

Тип проекта:Информационно-практико-ориентированый

Срок выполнения: сентябрь-февраль 2012

Участники: дети,педагоги, родители.

Этапы выполнения проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ответственный

1 этап

подготовительный

выбор цели проекта

1.Формулируем проблему (цель)

3.Определяем формы проекта

4.Анализируем проблему, определяем источник информации

5.Вводим в игровую ситуацию

1.Вживание детей в здоровый образ жизни

3.Дополнение задач проекта

Инструктор физической культуры Саданова О.А.

2 этап

практический

2.выполнение практической части проекта

Формирование специальных знаний и умений

Инструктор физической культуры Саданова О.А., дети и родители

3 этапзаключительный

Подведение итогов работы по данной проблеме

Инструктор физической культуры Саданова О.А.

Защита проекта, коллективная оценка результата

Инструктор физической культуры Саданова О.А., сотрудники ДОУ

Вывод о проделанной работе

Инструктор физической культуры Саданова О.А., сотрудники ДОУ

План реализации проекта

Дата

Мероприятие

Ответственный

  • Определение проблемы
  • Составления плана работы

Инструктор физической культуры

  • Мониторинг с детьми по данной деятельности
  • Создание картотеки корригирующей гимнастики

Инструктор физической культуры

Инструктор физической культуры

Саданова О.А., педагоги

Инструктор физической культуры

Саданова О.А., педагоги, родители

Инструктор физической культуры

Саданова О.А., педагоги

Инструктор физической культуры

Саданова О.А., педагоги

Инструктор физической культуры

Саданова О.А., педагоги, родители

  • Сочинение сказки о физкультуре
  • Мониторинг двигательной активности детей
  • Защита проекта

Инструктор физической культуры

Саданова О.А., родители

Предполагаемый результат

Основными результатами внедрения проекта являются:

Выводы

Таким образом, вся моя работа физического воспитания по оздоровлению детей строилась с учетом их физической подготовленности и имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям. Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. В системе физкультурно-оздоровительной работы, сводя воедино те привычки и потребности, которые мы пытаемся привить детям в детском саду, получили много знаний дети и родители по воспитанию потребности в здоровом образе жизни: полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе длительное время, разминаться после пробуждения, уметь расслабляться, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета.

На первом месте стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние.

Формирование физической культуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность, как со стороны педагогов, так и под влиянием родителей.

Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями, на основе родительского договора.

В планировании и проведении такой работы большую помощь оказало анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутри семейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия. В соответствии с этим планирование работы с семьей были предусмотрены:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания и т. д.
  • формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы
  • обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, и т. д.).

В этих целях, кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают, открытые занятия детей для родителей которые организуются в детском саду. А так же открытые дни для родителей, где родители могут принять участие в занятии, что предоставляет детям большую свободу двигательной деятельности, которая достигается за счет дополнительной страховки.

Автор: Саданова Ольга Анатольевна, инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Муниципального образования Щербиновский район, станица Старощербиновская.

В дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка, и двигательная активность является важнейшим компонентом его образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма.

И одним из главных видов двигательной активности дошкольников является утренняя зарядка. Это один из основных режимных моментов в детском саду, являющийся здоровье сберегающим видом деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. И именно от эффективной, правильно составленной и эмоционально проведенной, утренней гимнастики зависит - как у ребенка пройдет день, какое будет настроение. Утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психологическую.

Именно эти наблюдения навели на мысль провести утреннюю зарядку в не традиционной форме. Свой выбор я остановила на фитбол-гимнастике и хатаха-йоге. Реакция детей была вполне предсказуемой, все мы знаем, что дети очень любят прыгать на больших мячах, любят подражать животным. Эксперимент оказался удачным и очень полезным, а так же показал, что утренняя зарядка может быть веселой и интересной и оказывает позитивное влияние на детское настроение, психику и поведение.

Еще один момент, который привлек мое внимание и заставил задуматься и продлить начатое. Мы все прекрасно знаем, как малыши любят копировать и повторять за нами движения, жесты, даже мимику.

Информационная карта проекта

Цель проекта : Повысить интерес дошкольников старшей и подготовительной к школе групп к физической культуре через нетрадиционные формы утренней зарядки.

Автор проекта : инструктор по физическому воспитанию Чупеева Тамара Сергеевна.

Вид проекта : познавательный, физкультурно-оздоровительный.

Продолжительность проекта : краткосрочный с 22 октября по 14 декабря 2018 года.

Задачи проекта :

1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;

2. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

3. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

• Устойчивое желание посещать и заниматься утренней зарядкой.

• Наличие позитивного настроя на зарядку.

• Повышение качества овладения музыкально – образными движениями.

• Улучшение координации движений, способности импровизировать.

• Повышение творческой активности (импровизации).

Реализация проекта.

Этапы проекта :

Подготовительный этап с 22.10 - 26.10.

От правильно составленной утренней гимнастики зависит, как у ребенка пройдет день, какие у него будут эмоции, какое будет у него настроение. Ведь утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психическую, и эмоциональную. И в связи с этим на первом этапе реализации проекта я занималась изучением соответствующей литературы и интернет ресурсами. Составляла комплексы, подбирала музыку, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Большое внимание уделила вопросу, какие физические упражнения будут более эффективны. Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике противопоказано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки

- Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)

- Увеличить тонус нервной системы

- Усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах, повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системой различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.

Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики :

- Упражнения на потягивание

- Различные виды ходьбы

- Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)

- Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)

- Бег трусцой и легкие прыжки

Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.

Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.

Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.

Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.

Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.

Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.

Практический этап с 29.10 – 07.12.

1. С 29.10 – 09.11 УГГ на мячах хопах.

Цель: Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей.

Задачи: 1. Тренировать силовую выносливость мышц, участвующих в создании мышечного корсета.

2. Содействовать развитию равновесия у детей.

3. Повысить положительный эмоциональный тонус детей.

Мячи – фитболы: диаметр – 45-50 см. (на каждого ребёнка)

Разучивание исходных положений для упражнений на фитбол – мячах

Обучение элементам самостраховки

Придумывание детьми образных названий для упражнений.

Под ритмичную музыку

1. Ходьба на месте.

2. Поднимание на носочки, руки вверх.

ОРУ на фитболах

на 1-4 – шаги вперёд лечь спиной на мяч, руки на поясе;

на 5-8 – вернуться в И. П.

На 1-8 – продвижение на руках вперёд, вытянутые ноги на мяче

На 1-8 – вернуться в И. П

И. П. :Лёжа на спине на полу, руки вдоль туловища, вытянутые ноги на мяче

На 1-2 – приподнять таз

И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках, внизу

на 1-2 – мяч в сторону – вверх вдох

3–4 – в другую сторону через низ в и. п. выдох (упражнение выполняется с ходьбой на месте).

2. 12.11 – 23.11 УГГ с элементами хатха – йоги.

Цель : Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.

1. Формирование правильной осанки, развитие и укрепление различных групп мышц: плечевого пояса, спины, живота, ног, рук;

2. Развитие физических качеств: выносливости, силы, гибкости, координация движения;

3. Повысить положительный эмоциональный тонус детей.

Коврики (на каждого ребёнка)

Разучивание поз (асанов) на занятиях.

Подготовка связок и суставов.

1. Встаньте спиной к стене так, чтобы касаться её пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Шагните вперёд и, сохраняя такое положение. Походите по комнате. Затем вернитесь к стене и проверьте, смогли ли вы удержать правильную осанку.

2. Стоя, расслабьте мышцы шеи и сделайте повороты головой вправо и влево. Сначала медленно, затем быстрее и снова медленно. 5 раз в одну и другую сторону.

3. Попеременно скрещивайте вытянутые вперёд руки, (движение напоминает ножницы, выполняется 10 раз. Постепенно выполнять упражнение с большей амплитудой. Руки в локтях не сгибать.

4. Потрясите кистями рук, словно хотите стряхнуть с них капельки воды в течение 10 секунд.

5. Стоя, слегка расставив ноги, руки по швам, наклонитесь влево, (левая рука скользит по бедру вниз, правая вверх к подмышечной впадине). Наклоны по 3 – 4 раза в каждую сторону. Наклон - выдох, подъём - вдох.

6. Стоя, выполните круговые движения тазом по часовой стрелке и против неё, 10 раз.

Поза помогает наладить пищеварение, укрепить мышцы живота и спины.

Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки.

Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, утомляемость.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Развивает гибкость позвоночника, улучшает пищеварение, тонизирует внутренние органы.

Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы.

Поза даёт отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку, прижмите её верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируем на Правой стороне живота. Удерживать позу 5-6 секунд, затем спокойно вернуться в исходное положение. Прижмите согнутую левую ногу к животу. Концентрируя внимание на левой стороне живота, держать 5-6 сек. Прижмите обе ноги, подбородком или лбом коснуться колен. Внимание при этом сосредоточьте в области пупка. Удерживать 5-6 с. и спокойно опустите расслабляясь. Дыхание спокойное произвольное.

Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Почувствовать, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что-то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягать. Дыхание спокойное.

Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находимся, 5-10 сек. Дыхание спокойное, произвольное.

Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Сев на пол, ноги выпрямлены, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, а голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд.

Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать спокойно вдох и выдох. Внимание на мышцах живота. Поднять прямые ноги на 5-10 см над поверхностью. Удерживаем угол 3- 5 сек. без усилий. Постепенно прибавляя по 1-2 сек. Дыхание спокойное.

Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек.

3. 26.11 – 07.12 УГГ – флешмоб.

Сформировать позитивное отношение у детей дошкольного возраста к утренней зарядке и уверенность в себе;

• Создать приподнятое настроение;

• Развивать активность, инициативу;

• Развивать умение легко двигаться;

Разучивание движений на занятиях.

Заключительный этап подведение итогов с 10.12 – 14.12.

Цель: Совершенствовать двигательные способности детей.

Задачи: вызывать интерес к выполнению физкультурных упражнений;

воспитывать командные качества;

доставить чувство радости, вызвать у дошкольников положительный настрой;

развивать двигательную активность детей.

Оборудование: мячи хопы, ребристая доска, магнитофон.

Ход мероприятия:

Встреча с родителями и детьми в группе.

Инструктор: Здравствуйте! За окном зима, холодно.

А где-то на планете

Ярко солнце светит,

Птицы весело поют,

Звери бродят без забот,

А неуклюжий бегемот

Танцует польку и фокстрот.

Ребята, а вы, догадались о каком месте на планете идёт речь? (если дети затрудняются с ответом, прошу помочь родителей). Африка.

Инструктор: Здравствуйте! Мы туристы из России. Прилетели к вам погреться на солнышке и полюбоваться вашей природой. Я вижу, что вы чем-то расстроены. Мы можем Вам помочь?

Вождь: Здравствуйте! У нас сегодня праздник утренней гимнастики, а все мои соплеменники ещё вчера ушли в море за рыбой и до сих пор не вернулись. А праздник нужно обязательно провести иначе не будет улова и урожая.

Инструктор: Ребята, а ведь мы с вами можем ему помочь. Мы можем на некоторое время стать его соплеменниками. Вас такая помощь устроит?

Вождь: Да! А начнём мы с вами с разминки, танца дождю. (вождь раздаё т атрибуты: бусы, набедренные повязки. копья). Флешмоб под африканский мотив.

Вождь: вот мы и получили заряд бодрости и энергии, которые помогут вам в пути. Ведь вы отправляетесь в Саванну на прогулку. А я тем временем приготовлю для вас ещё одно испытание и угощение. Закрываем глаза и мысленно переносимся в Саванну. Делаем глубокий вдох через нос и глубокий выдох через рот. И ещё раз.

Инструктор: открываем глаза. Мы с вами перенеслись к подножью действующего вулкана. Поза Вулкана. Повторить 3 раза.

У подножья вулкана растёт много разных деревьев. Поза Дерева. Повторить по два раза на каждую ногу по три секунды. А если вы посмотрите наверх, то на самой высокой ветке увидите орла. Поза Орла. Повторить два раза по три сек. Отправляемся дальше. Только что мимо нас пробежали страусы. Но их что-то напугало и они спрятали головы. Поза Испуганного Страуса. Повторить два раза по три секунды. Посмотрите, вперёд к нам кто-то идёт. Так это же котята дикой кошки. Эти котята тоже, как и домашние могут быть добрыми, а могут и рассердиться. Позы Доброй и Сердитой Кошки. Повторить два раза по три секунды. А мы продолжаем свой путь. На высоком холме живут львы. Но к ним лучше близко не подходить. Они же хищники. Поза Льва. Повторить два раза по три секунды. Вот мы с вами подошли к реке здесь живут рыбы и крокодилы. Позы Рыбы и Крокодила. Повторить два раза по три секунды. Вот мы с вами и вышли на песок. Здесь любимое место отдыха черепах. Поза Черепахи. Повторить два раза по три секунды. Здесь на песке и мы можем отдохнуть и погреться на солнышке. Поза Расслабления. Повторить один раз три секунды. Наша прогулка по Саванне подошла к концу. Мы подошли к другой горе, за которой деревня нашего вождя. Поза Горы. Один раз три секунды. Закрываем глаза, делаем глубокий вдох и выдох. Открываем глаза.

Испытание проходят дети и родители.

Вождь: Это испытание не простое. Здесь мы увидим на сколько родители доверяют своим детям. Слушайте внимательно правила испытания. Родителям завязываются глаза, а дети должны взять их за руку и провести между мячами, которые лежат перед вами, так чтоб не один мяч не сдвинулся с места. (Вождь и инструктор показывают. Мяч разложены в ряд. Пройти нужно змейкой.)

Инструктор: Уважаемый вождь, я думаю, что наши дети и их родители справились с вашим испытанием блестяще.

Вождь: Да! И праздник спасён. Спасибо, вам всем, большое. Пришло время для угощения. (вождь раздаёт бананы)

Инструктор: ну, что ж мы очень рады, что помогли спасти Ваш праздник. Но нам, к сожалению, пора возвращаться домой. Садимся в самолёт и летим в группу.

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бод- рости детей зависит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с проблемами со здоровьем школьников и их физическое воспитание становиться актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно сплособствовать гармогичному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитед школьников. Если ребенок получает физические нагрузкитолько на уроках в школе, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.

Каждое утро многие их нас выполняют зарядку, но некоторые без желания выполняют упражнения, а кто то даже находит причины, чтобы ее не делать вообще. Мы редко задумываемся над тем, зачем мы делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.

Актуальность проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся школы и их родителей к выполнению утренней зарядки не только на уроке физической культуры и во время проекта, но и после него самостоятельно дома.

Объект исследования - утренняя зарядка.

Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. Я считаю, что ценить свое здоровье и заботиться о нем нужно с самого раннего детства. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя зарядка.

Утренняя зарядка нацелена на то, чтобы дети проснулись. Приучить себя выполнять утреннюю зарядка ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности детей во время всего учебного процесса.

Гипотеза. У меня возникло предположение, что если школьники регулярно будут заниматься утренней гимнастикой, то их работоспособность в процессе учебного дня будет повышаться.

Цель исследования: влияние утренней зарядки на работоспособность школьников. Способствует ли утренняя зарядка – организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения.

Задачи исследования:

Составить комплексы утренней зарядки

научиться правильно, выполнять утреннюю зарядку

доказать необходимость утренней зарядки для школьников

определить, как влияет утренняя зарядка на школьников

прививать интерес и любовь детей к систематическому выполнению утренней зарядкой.

Участники проекта

В проекте принимают участие учащиеся 1-4 классов.

В реализации проекта также участвуют:

-учитель физической культуры.

Сроки и этапы реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап – сентябрь- октябрь- 2016г.

Основной этап – ноябрь- 2016г.

Заключительный этап – декабрь- 2016г.

План мероприятий для реализации проекта.

Подготовительный этап:

4. Спортивный праздник для учащихся начальной школы.

Основной этап

5. Подготовить комплексы утренней зарядки каждому классу.

6.Провести эксперимент в каждом классе, до начала первого урока выполнять зарядку от 5- 10мин.

Заключительный этап

7. В конце сделать выводы, полезна ли утренняя зарядка?

Используемые методы

Исследуя данную проблему, были использованы методы:

Теоретический анализ источников.

анкета для учащихся.

Эксперимент: Работоспособность школьников.

Анкета для школьников

В нашей школе было проведено анкетирование среди учащихся 1х-4х классов для того, чтобы выявить тех, кто регулярно занимается зарядкой дома и в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Составление и внедрение утренней гигиенической гимнастики на разных уровнях образовательной системы (в дошкольной группе детского сада, начальной и старшей).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Яковская средняя общеобразовательная школа


Выполнили: учитель физической культуры

Швецова Ирина Владимировна

и обучающиеся МБОУ Яковская СОШ

Актуальность проекта:

Самой важной и необходимой задачей воспитания и обучения является создание здоровьесберегающей среды, привитие детям навыков здорового образа жизни, желания быть здоровыми и заниматься спортом.

Цель: Составление и внедрение утренней гигиенической гимнастики (зарядку) на разных уровнях образовательной системы (в дошкольной группе детского сада, начальной и старшей).

Задачи:

1.Изучить физиологические изменения в организме во время и после сна.

2. Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке.

3. Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой.

4. Индивидуальный подход к подбору физической нагрузки для утренней зарядки.

5. Составить примерный комплекс УГГ и разучить с обучающимися.

Выбор проекта

Ожидаемые результаты:

1. Изучить упражнения выполняемые в дошкольной группе и на их основании составить примерный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики.

2.Разучить УГГ с обучающимися.

3. Овладение учащимися общеучебными навыками, развитие творческих способностей, умения применять знания и умения на практике.

4. Осознание учащимися значимости происходящего для себя и других (в настоящем и будущем).

5. Приобретение участниками проекта навыков работы в коллективе.

Особенности проекта:

Тип: Социальный, личностный, практический.

Характер: массовый (коллективный).

Реализация проекта.

1. Физиологические изменения в организме во время и после сна

Сон - это особое состояние организма, во время которого происходят восстановительные процессы в тканях.

Сон является жизненно важной биологической потребностью. Лишение сна приводит к гибели организма быстрее, чем лишение пищи. Если без пищи человек может обходиться несколько недель, то лишенный сна, организм погибает уже через несколько дней.

Для каждого биологического вида потребность во сне разная. Так, домашним кошкам требуется 14-16 часов сна в сутки.

Человек проводит во сне примерно треть своей жизни. Детский организм нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый, к старости потребность во сне снижается. В среднем взрослому человеку необходимо 8 часов сна. Однако эта величина очень индивидуальна. Некоторым людям достаточно 5-6 (и даже 4) часов сна, у других эта потребность увеличена до 9 часов. Известно, что Томас Эддиссон, Джек Лондон, Екатерина II спали не более 4-5 часов в сутки.

Во время сна интенсивность многих физиологических процессов снижается. Прежде всего, понижается активность нервной системы, в частности коры больших полушарий мозга, выключается сознание, снижается тонус мышц. Менее интенсивным становится обмен веществ (процессы синтеза и распада, протекающие в клетках), несколько уменьшается температура тела, артериальное давление, более редкими становятся ритмы дыхания и сердечных сокращений. В тканях ослабляется циркуляция межтканевой жидкости, снижается скорость тока лимфы, вследствие чего иногда развиваются застойные явления, проявляющиеся в виде отечности.

В нервной системе во время сна преобладают процессы торможения. Именно в заторможенном состоянии нервной системы могут происходить восстановительные процессы. Торможение необходимо для протекания процессов восстановления не только в клетках головного и спинного мозга, но и в клетках всех других органов.

Во время сна существенно снижена возбудимость нервных центров к действию световых, звуковых, тактильных, температурных, обонятельных и даже болевых сигналов.

Не смотря на выключение сознания, во время сна сохраняется связь с внешним миром. Сильные сигналы (громкий звук, яркий свет и др.) приводят к пробуждению организма. Некоторые виды раздражителей, даже не имея большой силы, также могут стать сигналами к пробуждению, если являются для человека биологически или социально значимыми. Например, мать может проснуться от негромкого плача ребенка, но не реагировать на другие более интенсивные звуки.

Сон никак нельзя назвать перерывом в работе мозга. Помимо процессов восстановления во время сна в мозгу происходит переработка поступившей за период бодрствования информации, ее своеобразное упорядочивание и сопоставление с информацией, уже имеющейся в памяти. На подсознательном уровне (то есть без участия сознания) во время сна продолжается поиск решений проблем, наиболее актуальных для человека в данный период времени. Многие ученые, долгое время искавшие ответ на тот или иной вопрос, находили его во время сна. Многие композиторы сочиняли во сне свои лучшие музыкальные произведения. Всем хорошо известно, что знаменитая периодическая система химических элементов родилась у Д.И. Менделеева именно во сне.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно.

Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у человека снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций.

Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.

Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен в современной жизни, но и вреден для здоровья организма, которому после пробуждения предъявляются значительные психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после сна.

На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.

Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить веселую ритмичную музыку, яркий свет, открыть форточку, обеспечив поступление в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.

2. Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке

Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике противопоказано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки

- Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)

- Увеличить тонус нервной системы

- Усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.

В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного кровотока. Это обеспечивает устранение застойных явлений и отечностей, часто развивающихся во время сна, особенно у людей среднего и пожилого возраста.

Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах, повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системой различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.

Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики:

- Упражнения на потягивание

- Различные виды ходьбы

- Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)

- Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)

- Бег трусцой и легкие прыжки

Лицам, страдающим теми или иными видами заболеваний, целесообразно в комплекс утреней гимнастики включать специальные упражнения лечебной физической культуры. Эти упражнения следует выполнять после общей части занятия. Здоровому человеку начать комплекс гимнастики можно с упражнений на потягивание, затем выполнить различные виды ходьбы, потом - общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, закончить которые можно легким бегом или прыжками. Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.

3. Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой

Гигиена - наука о создании условий для сохранения здоровья человека.

Для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей). Натуральные материалы не затрудняют процессы испарения пота с поверхности кожи, и одновременно обеспечивают задержку тепла, выделяемого организмом, способствуя его согреванию после сна.

Кроме того, одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Хорошо, когда одежда для занятий помимо гигиенических отвечает и эстетическим требованиям. В красивой одежде заниматься приятней, при этом в большей степени повышается настроение.

Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.

Помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением.

В теплое время года зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на только действие физических упражнений, но естественных природных факторов - солнца, воздуха, - которые оказывают закаливающий эффект.

Здоровым людям, хорошо переносящим утренние нагрузки, можно выполнять зарядку на свежем воздухе не только в теплое время года, но практически в любую погоду. Особенно удобно выполнять зарядку на улице тем, кто держит дома собак - можно совместить утренний выгул животного с гигиенической гимнастикой.

Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.

Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.

Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.

Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.

Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.

4. Индивидуальный подход к подбору физической нагрузки для утренней зарядки

Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других.

Поэтому, наряду с общими принципами построения комплекса утренней гимнастики, при его разработке необходимо учитывать и индивидуальные особенности организма.

При разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать следующие наиболее важные факторы:

- Состояние здоровья организма

- Общую физическую подготовленность организма

- Индивидуальные биологические ритмы организма

Состояние здоровья организма в существенной мере должно определять, какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики, с какой интенсивностью и длительностью их выполнять. В некоторых случаях занятия утренней гимнастикой противопоказаны. Однако противопоказания чаще всего носят временный характер. Обычно, наличие и характер того или иного заболевания не указывает на необходимость отказаться от утренней гимнастики, а требует внесения корректив в комплекс используемых средств.

Временные противопоказания для выполнения упражнений утренней гимнастики:

Повышение температуры тела выше 38 С

Острые периоды воспалительных заболеваний

Заболевания, сопровождающиеся тяжелым состоянием организма и сильными болями

Другие противопоказания, определяемые лечащим врачом или врачом лечебной физической культуры.

В остальных случаях выполнять утреннюю гимнастику не только можно, но и полезно. Больные люди могут включать в комплекс утренней зарядки упражнения лечебной физической культуры, что в существенной мере облегчает протекание процессов выздоровления.

Лицам, недавно перенесшим те или иные виды заболеваний (простудные, инфекционные и др.) следует на некоторое время (от двух недель до двух месяцев зависимости от характера заболевания и его тяжести) воздержаться от использования в зарядке закаливающих холодовых процедур.

Людям, страдающим сердечными заболеваниями, гипертонической болезнью, некоторыми болезнями крови (тромбофлебитами), болезнями сосудов и др. следует избегать резких движений, наклонов вниз из положения стоя, прыжков, с осторожностью выполнять глубокие приседания. Беговые упражнения лучше заменить различными видами ходьбы и малоинтенсивными танцевальными движениями.

В целом, людям, страдающим теми или иными заболеваниям, перед разработкой комплекса утренней гимнастики целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом, а также с врачом лечебной физической культуры. В этом случае утренняя гимнастика будет способствовать не только эффективному пробуждению, то и служить хорошим средством лечения.

Тренированному человеку показаны большие физические нагрузки, чем нетренированному. Это связано с тем, что одна и та же нагрузка у тренированного организма вызывает меньшие физиологические изменения, чем у нетренированного.

Зарядка тренированного человека должна продолжаться более длительно и включать в себя упражнения большей интенсивности, чем зарядка нетренированного человека.

При хорошей переносимости утренних нагрузок тренированному человеку можно использовать в зарядке бег и даже силовые упражнения (подтягивания на перекладине, отжимания, упражнения с отягощениями и другие). При этом однако не следует допускать развития чрезмерного утомления. Даже тренированному человеку не стоит рассматривать зарядку как средство развития выносливости или силы.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.

Читайте также: