Как происходило введение плановых начал в хозяйственную жизнь советской страны кратко

Обновлено: 07.07.2024

За победу в Великой Отечественной войне Советскому Союзу пришлось заплатить высокую цену не только многомиллионными человеческими жертвами, но и колоссальными материальными потерями. В руины были превращены 1,7 тыс. городов, разрушено около 70 тыс. сёл. СССР потерял 30 % национального богатства, в Германию были вывезены многие художественные ценности. Общая стоимость ущерба от войны оценивалась в 675 млрд руб.

Комплекс мер по восстановлению народного хозяйства предполагала четвёртая пятилетка (1946–1950), основы которой были разработаны под началом председателя Госплана СССР Н. Вознесенского. Он считал необходимым ослабить централизацию управления экономикой, дав больше свободы на местах. Выполнение плана должно было обеспечить достижение довоенных показателей в промышленности и сельском хозяйстве. Акцент делался на первоочередном восстановлении районов, пострадавших от военных действий и оккупации. Приоритет отдавался отраслям тяжёлой и оборонной промышленности.

В процессе выполнения пятилетнего плана, под непосредственным давлением И. Сталина, власти вернулись к оправдавшей себя в годы войны практике жёсткого командно-административного регулирования экономики. Укрупнялись существующие министерства, создавались новые ведомства. Громоздкий управленческий аппарат был оторван от производства.

Успех пятилетки был достигнут благодаря самоотверженному труду советских граждан (многостаночники, скоростные методы работы, экономия расходных материалов), успехам в научно-технической сфере и использованию труда военнопленных и заключённых ГУЛАГа. Важное место занимало также получение репарационных платежей — форма возмещения государством-агрессором нанесённого им ущерба государствам, подвергшимся нападению с его стороны. Репарации устанавливаются в соответствии с мирными договорами либо с другими международными нормативно-правовыми актами.

Однако в условиях начавшейся холодной войны основные капиталовложения были рассчитаны на скорейшее восстановление тяжёлой промышленности и создание более совершенных типов вооружений. Финансирование лёгкой и пищевой отраслей велось по остаточному принципу. Это не удовлетворяло потребностей граждан в предметах народного потребления и привело к деформационным процессам в хозяйственной сфере. В силу этого уровень жизни населения городов повышался очень медленно, практически не велось жилищное строительство.

В непростых условиях происходило восстановление сельского хозяйства. Война привела к сокращению посевных площадей, ухудшению обработки полей, уменьшению численности трудоспособного населения. Большая часть сельскохозяйственной продукции уходила на государственные поставки и взималась в качестве налогов. Тяжелейшая засуха 1946 г. и вывоз хлебных запасов в государства Восточной Европы привели к голоду населения в ряде регионов СССР. Резко возросла смертность среди крестьян. Жертвами голода стало свыше 1 млн человек.

Урожайные 1948–1950 гг. частично стабилизировали ситуацию в деревне, улучшив положение крестьянства, однако довоенного уровня сельскохозяйственного производства всё же достичь не удалось. Отрицательную роль играло наличие жёсткого надзора партийных и государственных органов, повышение налогообложения сельскохозяйственных предприятий, ужесточение политики в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств.

Идеологические кампании конца 1940‑х гг. Победа в Великой Отечественной войне, временное ослабление репрессивной политики государства породили появление в советских людях ожидания перемен, прежде всего в сфере общественно-политической жизни. Однако на практике произошло значительное ужесточение режима личной власти И. Сталина, по стране прокатилась новая волна репрессий.

Были свёрнуты начавшиеся в первые послевоенные годы обсуждения проектов новой Конституции СССР и программных установок, направленных на демократизацию общественной жизни. Практическое руководство государством осуществлялось Секретариатом ЦК партии. Без одобрения его членов и лично И. Сталина не происходило ни одного важного назначения, не издавалось ни одного партийного постановления.

Особое место в пропаганде послевоенных лет занимало осуждение буржуазной западной культуры. За любые проявления симпатии или просто терпимости к ней многие деятели науки и искусства обвинялись в космополитизме. Борьба с космополитизмом — идеологическая кампания, проводившаяся в 1948–1953 г. В её ходе преследовались представители советской интеллигенции, скептически оценивавшие художественную ценность советской и симпатизировавшие достижениям западной культуры.

Холодная война

Уже на завершающей стадии Второй мировой войны стали проявляться существенные разногласия в видении послевоенного устройства мира между СССР и его западными союзниками, прежде всего — США. В связи с этим стоит вспомнить атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осуществлённые США в августе 1945 г. Они должны были продемонстрировать всему миру и, главным образом, СССР наличие у американцев оружия невиданной мощности (в Советском Союзе ядерное оружие было испытано спустя четыре года).

Начавшаяся конфронтация получила название политики холодной войны, которая стала определяющим явлением для международных отношений последующих десятилетий. Холодная война — этап в развитии международных отношений (1945–1991), характеризовавшийся глобальным противостоянием между СССР и США, а также их союзниками в военно-политической, экономической и идеологической сферах. Министерство иностранных дел СССР в первые годы холодной войны возглавляли В. Молотов и экс-генеральный прокурор Союза А. Вышинский (с 1949 г.).

Военно-политические союзы

Навязывание советской модели социализма нашло одобрение далеко не во всех государствах Юго-Восточной Европы. К примеру, излишняя, по мнению Москвы, самостоятельность югославского руководства во главе с легендарным И. Броз Тито, привела к разрыву в 1949 г. советско-югославских дипломатических отношений.

Советский Союз в мае 1955 г. ответил на это созданием социалистического блока — Организации Варшавского договора (ОВД) в составе Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, Румынии. Эти страны были связаны договором о коллективной безопасности, взаимопомощи, включая и военную поддержку. Появление НАТО и ОВД завершило процесс создания военно-политических блоков и раскола мира на две противостоящие друг другу системы.

С пе­ре­хо­дом к но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке раз­вер­ну­лись по­ис­ки ин­ст­ру­мен­та­рия, ис­поль­зую­ще­го различные ме­то­ды и сро­ки на­род­но-хо­зяйственного пла­ни­ро­ва­ния (от кон­троль­ных цифр Гос­пла­на СССР на бли­жай­ший первый год до пятнадцатилет­не­го Ге­не­раль­но­го пла­на народного хо­зяй­ст­ва).

Плановая экономика СССР из­на­чаль­но сло­жи­лась как сис­те­ма, на­це­лен­ная на все­мер­ную мо­би­ли­за­цию ре­сур­сов для фор­си­ро­ван­ной ин­ду­ст­риа­ли­за­ции и вы­тес­не­ние ча­ст­но­хо­зяйственных эле­мен­тов (ку­ла­ков, нэп­ма­нов, вла­дель­цев кон­цес­сий, кус­та­рей).

Ру­ко­во­дство КПСС обе­ща­ло со­гра­ж­да­нам по­тре­би­тель­ское изо­би­лие (тре­тья про­грам­ма пар­тии, 1961 год). На де­ле на­бор благ для лич­но­го по­треб­ле­ния был ог­ра­ни­чен - и вслед­ст­вие при­ори­тет­но­го раз­ви­тия тя­жё­лой и во­ен­ной промышленности, и из-за от­сут­ст­вия ры­ноч­ных сти­му­лов к ди­вер­си­фи­ка­ции ин­но­ва­ций и ас­сор­ти­мен­та.

Плановая экономика не по­спе­ва­ла за но­вы­ми тех­но­ло­гия­ми, свя­зан­ны­ми с ин­тен­си­фи­ка­ци­ей сельского хозяйства, с производством мод­ной син­те­ти­ки и бы­то­вой тех­ни­ки дли­тель­но­го поль­зова­ния, с ре­сур­сос­бе­ре­же­ни­ем, мик­ро­элек­тро­ни­кой и ин­фор­ма­ти­кой.

Дополнительная литература:

Стру­ми­лин С.Г. На пла­но­вом фрон­те. М., 1958;

Пла­ни­ро­ва­ние на­род­но­го хо­зяй­ст­ва СССР / Под ред. Л.Я. Бер­ри. 2-е изд. М., 1973;

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния к раз­ра­бот­ке го­су­дар­ст­вен­ных пла­нов раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяй­ст­ва СССР. М., 1974;

Хо­зяй­ст­вен­ные ме­ха­низ­мы в стра­нах СЭВ и СФРЮ / Под ред. Р.Н. Ев­стиг­нее­ва. М., 1984;

Об еди­ном хо­зяй­ст­вен­ном пла­не: Ра­бо­ты 1920-1921 гг. / Отв. ред. А.И. Ан­чиш­кин. М., 1989;

Про­бле­мы пла­но­во­го управ­ле­ния в Ки­тае: В 2 т. М., 1989;

Фальц­ман В.К. Мак­ро­эко­но­ми­ка пла­но­вой и пред­при­ни­ма­тель­ской сис­тем. М., 1991;

Ша­ванс Б. Эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы в Вос­точ­ной Ев­ро­пе. 1950-90-е гг. М., 1994;

Необходимость общегосударственного планового регулирования хозяйственной жизни была особенно видна при решении насущного вопроса о хлебе и топливе. На примере с хлебом Ленин впервые сформулировал важное положение о том, что наряду с текущими планами требуются также и перспективные планы, рассчитанные на ряд лет вперед. Советскому государству, разъяснял Ленин, нужна плановая организация сбора продуктов, подвоза и распределения их в общегосударственном масштабе с учетом потребностей миллионов людей, с расчетом условий и результатов производства на год и на много лет вперед, с накоплением резервов для неурожайных лет, с учетом необходимых для увеличения сбора хлебов многолетних мелиоративных работ и т. д.153

Опыт организации топливного дела также показал, что только государственное планирование производства и распределения всех видов топлива могло обеспечить удовлетворение первоочередных нужд народного хозяйства. В мае 1918 г. было осуществлено объединение разрозненных учреждений, ведавших добычей и распределением топлива.

Неотложные задачи восстановления транспорта и налаживания его работы требовали планового руководства железными дорогами, правильного учета и планомерного размещения подвижного состава, строгого соблюдения программ перевозок. Необходима была правильная увязка работы всех видов транспорта, в первую очередь железных дорог и водного транспорта. Для согласования водных перевозок с железнодорожными и для объединения деятельности Наркомпути и Главвода была создана в апреле 1918 г. междуведомственная комиссия по смешанным железнодорожно-водным перевозкам.

Опыт показал также неотложную необходимость усиления планового руководства в области капитального строительства. Декретом Совнаркома от 9 мая 1918 г. на Комитет государственных сооружений ВСНХ была возложена задача объединения всех строительных работ в общегосударственном масштабе — разработка плана, установление порядка его выполнения и осуществление государственного строительства.

Вся практика повседневной экономической деятельности государства требовала общего хозяйственного плана. Вопросы планомерного регулирования хозяйства занимали все большее место в работе центральных и местных органов Советской власти. Все чаще приходилось для согласования практической деятельности хозяйственных наркоматов создавать временные и постоянные междуведомственные комиссии и совещания. Весной 1918 г. особая комиссия, облеченная широкими полномочиями, под председательством В. И. Ленина рассматривала производственные программы по орошению хлопковых районов Туркестана, по увеличению производства хлопка. В междуведомственных комиссиях обсуждались и принимались производственные планы крупных предприятий и отраслей промышленности и т. д.

При ВСНХ была утверждена специальная комиссия смет, которая рассматривала и вносила в Совнарком на утверждение производственные программы и сметы национализированных предприятий, а также сметы правительственных учреждений и ведомств.

Функции общегосударственного планирования народного хозяйства сосредоточивались в высшем органе государственного управления — Совнаркоме и его комиссиях; он являлся одновременно общехозяйственным планирующим центром республики, регулирующим и направляющим ее экономическую жизнь; СНК объединял работу всех хозяйственных комиссариатов и ведомств.

Плановое руководство народным хозяйством, составление научных планов развития экономики и контроль за их выполнением немыслимы без рациональной системы учета, отчетности и статистики. Советское государство не может руководить экономической жизнью страны без своевременно поступающих и научно систематизированных точных статистических материалов, охватывающих все народное хозяйство, все районы страны.

Россия до Октябрьской революции сильно отставала от западноевропейских капиталистических стран по уровню экономического развития. После того как в 1917 году состоялся государственный переворот, ко власти пришли большевики. Основной акцент они поставили на стремительное развитие тяжелой индустрии в ущерб остальным отраслям. Как результат, за считаные годы Советский Союз стал одной из крупнейших аграрно-индустриальных стран на планете. Основные этапы и особенности, в рамках которых развивалась экономика СССР, кратко рассмотрены в этой статье далее.

экономика ссср

Дореволюционная экономика России

В самом начале двадцатого века наша страна характеризовалась как многоукладное общество с преобладающими механизмами рыночного хозяйствования. Оно пришло на смену натуральной патриархальности. В годы Первой мировой войны в большинстве участвующих в ней стран произошло существенное огосударствление экономической жизни, а в 1917 году военный капитализм превратился в военный коммунизм. Именно его и принято считать первым видом советской экономики.

Экономика во время Гражданской войны

Командная экономика СССР базировалась на идеях национализации всех промышленных предприятий страны и продразверстки, которая фактически сводилась к насильственному отбору хлеба у крестьян. В 1919 году большевики ввели всеобщую трудовую повинность, а ещё год спустя вступил в силу декрет о переходе в государственную собственность всех предприятий, на которых количество работников составляло более десяти человек. Военная экономика СССР того времени (эксперты зачастую ещё называют её казарменной) фактически уничтожила все возможные типы рынков. Ей на смену пришло централизованное распределение трудовых и промышленных ресурсов.

военная экономика СССР

Формирование плановой экономики

В конце двадцатых годов прошлого века индустриализация была провозглашена первоначальной целью, необходимой для бурного развития страны. Государство осуществило грандиозный экономический прорыв, а по некоторым показателям даже вышло в мировые лидеры. В это время были возведены многие гигантские предприятия. Более того, появились новые отрасли промышленности. Принято считать, что плановая экономика СССР берет своё начало в 1929 году, когда государство приступило к реализации первой так называемой пятилетки – плана социального и экономического развития страны. По состоянию на конец тридцатых годов двадцатого века, по темпам промышленного производства Советский Союз уступал только США. Вместе с этим, уровень жизни населения оставался чрезвычайно низким.

Великая Отечественная война

экономика ссср в годы войны

Послевоенная экономика

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году государство перешло в новую фазу развития, которая заключалась, в первую очередь, в постепенном отказе от тоталитарной системы. Послевоенная экономика СССР характеризовалась тем, что, начиная с 1957 года, она перешла на территориальное управление. Все предприятия оказались в ведении советов народного хозяйства, а большинство республиканских и союзных министерств были упразднены. Следует отметить, что для проведения научно-технической общегосударственной политики это играло отрицательную роль, поскольку распыление ресурсов приводило к снижению эффекта от их концентрации.

послевоенная экономика ссср

Таким образом, можно сделать вывод, что экономика СССР после войны была ориентирована практически на все аспекты деятельности. Активное строительство городов и освоение новых территорий обеспечивало население новыми рабочими местами, тем самым создавая в государстве здоровый социально-психологический климат. Вне зависимости от того, что люди жили в минимальных социально-культурных и бытовых условиях, они были уверены в завтрашнем дне, ведь имели стабильную работу.

Экономическая реформа 1965 года

В 1965 году правительство страны осуществило экономическую реформу, которая в дальнейшем способствовала продолжению поступательного развития государства. Её суть заключалась в восстановлении отраслевых министерств и ликвидации совнархозов. Конечной целью такого нововведения являлось повышение заинтересованности трудящихся граждан в высоких результатах производства. Уже через пять лет было заметно, что экономика СССР лишь выиграла от этого. Ярким доказательством этого стали внушительные темпы роста основных показателей. Особые успехи были достигнуты в энергетике, машиностроении, электронике и нефтехимической промышленности.

экономика ссср кратко

Кризис семидесятых

В средине семидесятых годов прошлого века экономика СССР начала проявлять первые симптомы кризиса. Прежде всего они выражались в снижении темпов развития научно-технического сектора, моральном износе оборудования большинства ведущих отраслей, а также в повышении стоимости добываемого сырья. Всё это не могло не отразиться отрицательно на основных показателях экономического развития. Главной причиной сложившейся ситуации эксперты называют амбициозную внешнюю политику правительства, которая требовала мощнейшего военно-промышленного комплекса. Для его содержания необходимы были гигантские материальные и человеческие ресурсы, которые страна получала преимущественно за счёт остальных отраслей промышленности и сравнительно низкой заработной платы граждан.

Уровень скрытой инфляции на тот момент составлял около 3 %. Это происходило на фоне медленного, но всё же роста численности жителей государства. Другими словами, национальное богатство и доход на душу населения уменьшался. В начале восьмидесятых годов экономика СССР вовсе перестала расти. Как результат, в стране всё чаще возникали различные продовольственные кризисы. Правительство вынуждено было импортировать ежегодно до 40 миллионов тонн зерновых культур, что стало ярким свидетельством осложнения ситуации в агрохозяйственном секторе.

экономика СССР перестройка

Перестройка

Падение темпов социально-экономичного развития в средине восьмидесятых годов стало ещё более ощутимым для населения страны. В 1985 году правительство возглавил М. С. Горбачев. Он видел выход из сложившейся ситуации в радикальной демократизации механизма государственного управления. В 1987 году была разработана комплексная программа реформ, в результате которой менялся не только политическое устройство, но и экономика СССР. Перестройка (именно под таким именем вошёл в историю этот период времени) подразумевала предоставление предприятиям большей самостоятельности, развитие частного сектора и фермерства, а также отказ от государственной монополии во внешней торговле и постепенную интеграцию в мировой рынок. Естественно, в связи с идеологическими соображениями, такая политика имела огромное количество противников. Как бы там ни было, в ходе её воплощения в жизнь в стране произошли кардинальные положительные изменения. Прежде всего именно благодаря перестройке в Советском Союзе сформировался частный сектор, а число предпринимателей, по состоянию на 1991 год, достигло отметки в 8 миллионов человек. Вместе с этим ожидаемых глобальных перемен для страны не произошло. Стало очевидным, что ориентированная на государственную собственность экономика перспектив не имеет.

плановая экономика СССР

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что экономика СССР сформировалась под влиянием идей марксизма. На протяжении всей истории существования государства она вынуждена была решать задачи догоняющего развития, провозглашая при этом лозунги социалистического строительства. Многие эксперты считают, что предлагаемая Советским Союзом модель развития представляет собой крупнейший в мировой истории экономический эксперимент, который так и не закончился успешно.

Читайте также: