Проект организации руководства трудом в природе детей возрастной группы доу

Обновлено: 05.07.2024

Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. "Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.Дети сажают, луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1--2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные, трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом.Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Содержание труда и методика руководства им в средней группе.

Содержание труда и методика руководства им в старшей группе.

Воспитанники старшей группы под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают рыхлят землю, обрезают сухое листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения, В уголке природы, а огороде и, цветнике они выращивают растения; участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.Дети продолжают ухаживать за животными -- обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать, связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.Овладение трудовой деятельностью в старшей группе происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте, необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2--4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств--до двух дней, возможно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитости, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных.Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков и умений по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т. д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных. При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы.

Особенностью руководства трудом в старшей группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Вид проекта : творческий, практический, игровой, долгосрочный, групповой.

Срок реализации проекта : октябрь - май

Актуальность проекта:

Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе, Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Мы обратили внимание, что жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, их пользе.

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной познавательной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Цель : Организация трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, для углубления и закрепления экологических представлений и формирования гуманного отношения к природе.

Задачи проекта:

— Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. Учить детей ежедневно ухаживать за растениями зимой в комнатных условиях.

— Расширять представление детей о жизни растений. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

— Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

— Учить детей делать выводы на основе наблюдений. Фиксировать представление детей об изменениях роста растений.

— Участвовать в посильной практической деятельности. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Научить детей видеть результат своего труда.

— Воспитывать бережное отношение к растениям.

- Развивать познавательные и творческие способности. Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

— Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Предполагаемый результат:

Развитие устойчивого интереса к трудовой деятельности, сознательного и ответственного отношения к ней. Повышение уровня экологической образованности дошкольников. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход проекта.
I. Этап – подготовительный.

Составление плана работы над проектом.

Создание развивающей среды.

изучение материала, связанного с темой проекта.

Составление совместный план работы с детьми, учитывая их интересы.

подготовка информационных источников и литературы

знакомство со сказками, в которых героями являются растения (Репка, Чиполино и др.)

создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Создание атмосферы сотрудничества с ребёнком, используя индивидуальный подход.

Вовлечение родителей в совместную деятельность (помощь в приобретении семян для огорода на окне, контейнеров для почвы)

II Основной этап:

Ожидаемый результат :

Составление рассказов об овощах по опорным таблицам.

Составление загадок об овощах.

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

Продолжать формировать у детей желание участвовать в коллективном труде ; соотносить свою деятельность с трудом других . Закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок на участке. Формировать умение давать оценку работы своей бригады и коллектива в целом.

Беседа по технике безопасности при работе с инструментами.

Наблюдения за трудом взрослых.

Сбор семян цветов.

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки сухой травы, листьев.

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада. Разучивание пословиц, поговорок о труде.

Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

Дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

трудовые поручения – индивидуальные и коллективные.

Консультация для родителей на тему:

Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

Обустройство мини-огорода на подоконнике в детском саду.

Опыт - эксперимент "Вода - растение".

Посадка семян цветов и овощей, полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Наблюдение за ростом, ведение дневника с зарисовками.

3. Заключительный этап.

1.Оценка уровня знаний детей.

2.Создание презентации с опытом работы по данной теме.

4. Пополнение развивающей среды альбомами наблюдений за ростом растений на участке и в группе.

Таким образом, можно утверждать, что трудовая деятельность, имеющая экологически ориентированный характер, является важнейшим фактором для повышения уровня экологического образования дошкольников.

Основные понятия: труд в природе, виды труда в природе, формы организации труда детей в природе в условиях учреждения дошкольного образования: трудовые поручения, коллективный труд, дежурство в уголке природы.

Значение труда детей дошкольного возраста в природе:

1. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему.

2. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая и обследуя почву, растений, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки и повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения, координировать свои движения. Например, при прополке отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков, позволяет вырабатывать правильный захват сорняков рукой.

3. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний. Например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда на основе собственного опыта, наглядно убеждаться в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага – источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений: появление всходов, облиствление, цветение, плодоношение. В процессе труда усваиваются закономерности и связи: последовательные, временные, причинные в жизни природы.

4. Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет радость.

5. Работая на участке (в саду, на цветниках, на огороде), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками общения с сельскохозяйственным инвентарем.

6. В процессе труда в природе дети усваивают приемы ухода за растениями (полив, рыхление, прополка, удаление пыли, посев, посадка, сбор урожая и т.д.).

7. Труд в природе способствует развитию таких важных качеств ума, как наблюдательность и любознательность.

8. Через содержание труда, направленного, например, на выращивание цветов происходит формирование эстетического восприятия у детей.

Труд в природе имеет лишь в том случае воспитательное и образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе:

1. Важно организовывать разнообразный по содержанию труд в природе. Это труд по уходу за разными животными: птичками, рыбками, млекопитающими); труд за растениями (полив, поев, посадка, рыхление, прополка, и т.д.); труд на участке (в саду, на огороде, в цветнике) и в уголке природы. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес и желание в нем участвовать.

2. Практические умения и навыки необходимо формировать в единстве со знаниями. Осознанность труда предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способа их достижения.

3. Трудовая деятельность в природе должна постепенно усложняться.

4. Труд в природе должен быть регулярным.

Гигиенические требования к организации труда в природе:

1. Труд в природе должен быть посильным. Физические усилия не должны вызывать переутомления, т.к. это вызывает отрицательное отношение к труду.

2. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей. Младший дошкольный возраст: 5-7 мин. Средний возраст – 10-15 мин., с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, старший возраст – 15-25 мин с перерывом или со сменой характера труда.

3. Правильная поза ребенка в процессе труда в природе. Например, при переноски воды в лейках, ведрах необходимо равномерно нагружать как правую, так и левую сторону. При работе лопатой, граблями важно контролировать, чтобы ребенок держал тело выпрямленным. Также необходимо контролировать, чтобы дети не находились в долго в одной позе. Для этого надо чередовать один вид работы с другим. Например, рыхление почвы и перенос воды.

4. Безопасность. Орудия труда (рыхлители почвы, грабли, лопаты и

т.д.) должны быть безопасными и соответствовать росту и силам ребенка.

Инвентарь для труда в природе должен быть не игрушечным, а настоящим.

Виды и содержание труда в природе. а) труд по уходу за растениями.

Вторая младшая группа

Основные трудовые действия, к выполнению которых педагог постепенно приучает детей: полив растений, рыхление, прополка, посев, посадка

Полив растений. Обучение поливу начинается с игры в песочек, когда дети научаются выделять свойства влажного и сухого песка, наблюдая переход из одного состояния в другое. Ребенка приучают к тому, что перед поливом следует обследовать почву в горшке и определить – сырая эта почва или влажная. Наряду с развитием у детей тактильного восприятия следует постепенно совершенствовать и зрительное восприятие – влажная почва более темная. При поливе растения ребенку этого возраста трудно установить достаточный уровень поливки, поэтому педагог определяет количество воды в лейке для полива одного растения. При организации полива следует обращать внимание на правильность расположения лейки во время полива – носик лейки ставится на край горшка и медленно наклоняется.

Рыхление. Привлечение детей этого возраста к рыхлению очень важно для овладения простейшим орудием – палочкой: ребенок учится координировать движения, устанавливать темп, совершать определенные физические усилия. Дети привлекаются к рыхлению не для помощи, а в воспитательных целях. На первых порах важно выработать у ребенка правильность выполнения действий при рыхлении и неторопливый темп.

Прополка. Данный вид труда требует точности зрительного различения и тонких движений рук. К прополке дети привлекаются только в воспитательных целях и лишь тогда когда растения достигли значительной величины. Педагог предварительно выпалывает наименее контрастные сорняки, жгучие, колючие, перед прополкой организует рассматривание с детьми культурных растений и подробно их обследует. Начинать прополку с хорошо знакомого детям культурного растения – лука. Это растение не похоже на сорные растения. После этого организуется прополка 2-3 видов контрастных сорняков. Детей надо учить правильным приемам прополки: захватывание, удержание, вырывание сорняков. Надо показывать детям способ вырывания сорняков с корнем: брать пальцами каждую травинку у самой земли, перед выдергиванием немного раскачать, затем выдернуть, стряхнуть землю.

Однако в действиях детей часто можно наблюдать такие ошибки:

захватывают растений всей горстью и срывают только наземные части

Посев. Дети сеют крупные семена (бобы, фасоль, горох, настурцию и т.д.) в подготовленную педагогом почву. Усваивают последовательность: почву надо полить, положить семена и закопать их.

Посадка. Для посадки выбирается лук. Обращается внимание детей на то, какой стороной посадочный материал стоит погружать в почву.

Средняя группа

Полив растений. Дети этого возраста могут самостоятельно поливать растения, но делать это они должны под непосредственным контролем воспитателя (в начале года). Контроль важен не только потому, что дети изза интереса к самому действию могут без конца поливать одно и тоже растение, но и потому что они сразу не могут выполнить правильно задание. У них еще нет критериев правильной поливки. На первом этапе следует указать, что следует поливать растение до тех пор, пока вода не дойдет до краев горшочка или до сделанной взрослым отметки. Наличие ориентира еще больше оживляет работу и заинтересовывает детей.

Рыхление. Дети способны установить состояние земли: уплотненная или рыхлая – не только с помощью осязания (нажатием кончиками пальцев на поверхность земли), но и зрительно, замечая глянцевитость, заплывчатость поверхности. По мере усвоения этого навыка ребенок начинает зрительно контролировать движения своей руки. Дети различают положение растений посаженных в ряд, в шахматном порядке, видят свободные от растений междурядья и соответственно этому направляют палочку. В этом возрасте детям можно поручать рыхление растений, находящихся далеко друг от друга, крупных растений.

Прополка. Дети среднего дошкольного возраста еще недостаточно хорошо различают культурные и сорные растения, не знают их названия, еще плохо владеют приемами выдергивания сорняков и часто захватывают их в горсть, из-за чего часто вместе с сорняками выдергивают культурные растения. Поэтому обучение прополке надо проводить на грядке со знакомыми растениями (лук, бобы, фасоль). После того, как дети более или менее овладели приемами выдергивания травы, им следует предлагать прополку незнакомых, но имеющих простое строение растений – свекла, затем – более сложные – морковь.

Удаление пыли с листовой пластины. В этом возрасте дети осваивают такой способ удаление пыли с листовой поверхности, как протирание влажной тряпочкой. Предварительно дети осматривают растение и, проводя пальцем по поверхности листа, выясняют, есть ли на нем пыль. Для удаления пыли выбирают растения с достаточно большими кожистыми листьями и показывают, как правильно надо удерживать лист при протирании влажной тряпочкой, чтобы не повредить его.

Посев гороха, редиса, моркови, свеклы, настурции, ноготков.

Посадка лука, тюльпанов, нарциссов.

Старшая группа

Полив растений. В этом возрасте дети приучаются к поливу крупных растений, растущих в кадках, ящиках. Сложность – в определении количества воды. Путем проб и ошибок и с использованием щупа определяется количество воды для полива.

Рыхление. Продолжается формирование навыков рыхления растений высаженных в ровные ряды, находящихся друг от друга на большом расстоянии (свекла, картофель, морковь). Начинают обучать рыхлению растений, посаженных в шахматном порядке (томаты, огурцы)

Прополка. Если в среднем дошкольном возрасте дети привлекаются к прополке лишь после того, как растения немного подрастут и у них сформируются все основные органы, то со старшими дошкольниками начинать прополку целесообразно значительно раньше. В этом случае появляется возможность наблюдать растения в разные периоды роста. Вначале детей следует учить обращать внимание только на свойства культурных растений, после накопления определенного опыта дети при участии взрослого начинают ориентироваться в свойствах сорняков: специфический запах (укроп – пряно горький запах, бобы, горох – сладкий запах); характер поверхностного покрова. Например, наличие жестких волосков.

Посев крупных и мелких семян.

Посадка рассады томатов, капусты, цветочных культур, лука разных сортов и луковичных декоративных растений, картошки.

б) по уходу за животными

Дети младшего дошкольного возраста совместно с педагогом кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц.

В средней возрастной группе дети помогают педагогу чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки.

Старшие дошкольники моют кормушки, поилки, поддоны, самостоятельно кормят животных в уголке природы и на участие в зависимости от их потребностей, участвуют в подготовке корма: моют и нарезают ножом листья, чистят вареные овощи, принимают участие в заготовке корма, самостоятельно чистят клетки, вольеры. Террариумы, совместно с воспитателем меняют воду в аквариуме.

Труд в природе организуется в форме поручений, коллективного труда и дежурства в уголке природы. Выбор форм зависит от:

- объема работы. При небольшом объеме работы выбирают индивидуальные поручения, дежурства, при большом – коллективный труд, групповые поручения.

- возраста детей. В младшем возрасте предпочтение отдается индивидуальным поручениям, в среднем – групповым поручениям и коллективному труду, в старшем – дежурствам и коллективному труду.

а) трудовые поручения

Используются во всех группах

Особое значение имеет в младшем дошкольном возрасте, когда

деятельность только осваивается

У педагога есть возможность научить ребенка трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовой операции, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности ребенка

Весь процесс выполнения поручения ребенок выполняет сам.

Все это способствует формированию трудовых умений, воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

б) коллективный труд

Используется в работе с детьми среднего дошкольного возраста

Дает возможность формировать трудовых навыки у всех детей

Формирует умение принимать общую цель труда,

договариваться, планировать, согласовывать действия Помогать друг другу Оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как общий и совместный.

Труд рядом

Участвует вся группа детей

Все дети получают одно задание

Результаты труда всех детей объединяются в один общий

Например, дети рыхлят растения на грядке.

Общий труд

Участвует вся группа детей

Группа подразделяется на подгруппы

Каждая подгруппа получает свое задание

Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат.

Например, уборка уголка природы: одна подгруппа удаляет пыль с листовой поверхности растений, протирает цветочные горшки, вторая – моет поддоны, протирает полки, третья – занимается аквариумом, клетками и т.д.

Совместный труд

Участвует группа детей

Процесс труда разделен на операции, каждая из которых

осуществляется одним из участников или группой детей

Каждый подгруппа выполняет свою операцию и передает объект

Например, одни дети перекапывают землю, другие - разравнивают и делают бороздки на грядке, третьи - поливают и т.д.

в) дежурства в уголке природы

Используется в работе с детьми старшей группы

Предполагает поочередное выполнение дежурными постоянного

и определенного круга обязанностей

Совершенствуются навыки труда в природе

Формируются общественные мотивы труда.

2. труда в природе?

3. старшей группе.

2. природе (найдите

г) коллективный труд.

3. Особенности трудовых поручений в младшей группе детского сада (найдите неверный ответ):

а) включают одно трудовое действие;

б) непродолжительные по времени;

в) проводятся индивидуально;

г) высокая степень самостоятельности детей.

Литература

1. Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. -

М., 1983. - С. 162—171.

2. Лысенко, В.Д. Приобщаем детей к труду./ В.Д. Лысенко. –

Мозырь, 2004. - 61 с.

3. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. /

Т.А. Маркова. - М., 1991. - С. 41—49.

4. Стреха, Е.А. Труд в природе как средство социализации личности ребенка дошкольного возраста // Культурно-психологические

закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. тр. В 2 ч. Ч. 2 / Бел гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол Н.С. Старжинская,

Е.А. Панько, И.Г. Добрицкая и др.; науч. ред. Л.А. Кандыбович; отв. ред.

О.В. Леганькова, Е.И. Комкова, Е.Н. Цубер. – Минск: БГПУ, 2009. – С. 112 – 114.

Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет и для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребёнок наглядно убеждается в потребностях живых организмов.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость . Труд в природе способствует и развития наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий ( в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд уходу за огородом, сбору урожая). Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата.

Первая младшая группа. Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями,происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования предъявляемые им, доступными и понятными. Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов.

Вторая младшая группа. У детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам её выполнения. С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними. Выполнение несложных поручений становится повседневным. Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приёмов этой работы: правильно держать небольшую леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер.

Средняя группа. У детей воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочерёдно. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания. Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения: ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения. Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде.




Старшая группа. Необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома.

Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.

Подготовительная: детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности. Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Продолжают обучать приёмам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать. Не вызывает у ребят затруднений и рыхление.

Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет и для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребёнок наглядно убеждается в потребностях живых организмов.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость . Труд в природе способствует и развития наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий ( в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд уходу за огородом, сбору урожая). Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата.

Первая младшая группа. Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями,происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования предъявляемые им, доступными и понятными. Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов.

Вторая младшая группа. У детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам её выполнения. С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними. Выполнение несложных поручений становится повседневным. Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приёмов этой работы: правильно держать небольшую леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер.

Средняя группа. У детей воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочерёдно. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания. Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения: ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения. Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде.

Старшая группа. Необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома.

Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.

Подготовительная: детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности. Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Продолжают обучать приёмам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать. Не вызывает у ребят затруднений и рыхление.

Читайте также: