Что обозначают термины кадр и план кратко

Обновлено: 16.06.2024

Содержание

Кадр как одиночное изображение

Кадр фотографический — единичное фотографическое изображение объекта съёмки. Границы кадра устанавливаются кадрированием на этапах съёмки, обработки и печати.

Кадр телевизионный — полное однократное телевизионное изображение, обычно состоящее из двух полукадров, первый из которых содержит только нечётные, а второй — только чётные строки кадра.

В цифровом видео метод хранения кадра зависит от предназначения файла.

В конечном, предназначенном для просмотра формате (VCD, DVD, AVI, MKV) хранится не сам кадр, а лишь его отличие от предыдущего кадра. Для реализации такого подхода используется один из алгоритмов сжатия данных. Сжатие видеоматериала значительно сокращает объём дискового пространства, необходимый для его хранения. Так, например, алгоритм сжатия в популярном стандарте MPEG-4 обеспечивает экономию памяти в 15-30 раз. Однако это затрудняет доступ к отдельным произвольным кадрам, поскольку для доступа к кадру нужно разжать все предыдущие кадры в блоке, в котором находится нужный кадр, что требует некоторого времени, или хранить упакованный блок в разжатом виде, что требует немало памяти.

Для целей монтажа применяют менее экономные, но более пригодные для эффективной обработки кодеки DV, MJPEG и другие. В них кадры могут быть показаны в произвольном порядке с меньшими затратами процессорных ресурсов компьютера.

Формат кадра [1]

Формат кадра — размеры единичного изображения на фотоматериале, определяющиеся конструкцией фотоаппарата или киносъёмочного оборудования и соответствующие размерам кадрового окна аппарата.

Номинальные размеры кадрового окна киносъёмочных аппаратов и кинопроекторов разных кинематографических систем:

Размеры кадрового окна фотоаппаратов разных форматов:

Монтажный кадр

Монтажный кадр, монтажный план — кусок киноплёнки или участок магнитной видеоленты, или участок видеоматериала в цифровом виде, являющийся составной частью кинофильма и содержащий определённый смысловой отрезок (момент действия).

Работа монтажёра заключается в соединении монтажных кадров в фильм в соответствии с монтажным сценарием или режиссёрским сценарием.

Сценарный кадр — в постановочном сценарии фильма описание соответствующего монтажного кадра, происходящего в нём действия.

Кадром обозначаются пространственные границы фото-, теле- или киноизображения. Иными словами, кадр — это те явления жизни, которые входят в поле зрения объектива и фиксируются на пленке или видеоленте. Выбор рамки кадра — важнейший прием творческого отображения автором жизненного материала.

С кадром тесно связано понятие плана в кинематографе. План — это масштаб изображения в кадре. Различают 6 планов (применительно к показу человека на экране):

1. Дальний — человек во весь рост и окружающая его среда (она является главным содержанием кадра).

2. Общий — человек изображен во весь рост.

3. Средний план — человек выше колен.

4. Первый план — человек выше пояса.

5. Крупный план — голова человека.

Кинематографический кадр может включать в себя всего один план, например общий. При движении камеры планы могут меняться от дальнего до крупного (наезд камеры) и наоборот (отъезд камеры).

В профессиональном кино существуют специальные технические приспособления для изменения крупности плана внутри одного кадра. Выбор плана и его перемена относятся к числу основных творческих приемов в киносъемке.

Итак, кадр, план и ракурс — важнейшие элементы экранных искусств, при помощи которых авторы фильма выражают свое отношение к снимаемому материалу, выделяют главное, вскрывают связи главного со второстепенным.

Язык телеэкрана (кадр, план, ракурс, монтаж, его виды и др.).

1. Язык телеэкрана.

Телевидение и кино, будучи экранными средствами выражения, обладают общим – в основе своей – языком.

Самое распространенное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное – на шесть видов:

дальний план – человек и окружающая его обстановка (условно);

общий план – человек во весь рост;

средний план – человек до колен;

поясной план – человек до пояса;

крупный план – голова человека;

макроплан – деталь, например, глаз.

Таким образом, экранное изображение не существует вне понятий к а д р, п л а н и р а к у р с. Всякое изображение на экране может занимать только площадь экрана, т.е. оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.

Фильм или телепередача воздействует на зрителя всей совокупностью сменяющих друг друга изображений – кадров, их потоком. Непрерывный поток кадров – важнейшая особенность экрана. Большое значение имеет чередование кадров, их расположение во времени, т.е. последовательность их появления на экране.

Расстановка кадров в определенном порядке называется монтажом . Хотя на экране зритель видит непрерывный поток кадров, в действительности при производстве фильма эти кадры снимают раздельно. Полученные в результате съемок кадры – куски киноленты – склеивают. Чисто механический процесс склеивания кадров ленты называют техническим монтажом , а место соединения двух кадров – склейкой.

Кадр состоит из определенного количества моментальных фотографий, каждая из них называется кадриком . Человеческий глаз воспринимает 24 кадрика в секунду, в результате мы видим на экране непрерывное движущееся изображение.

Процесс соединения кадров в порядке, передающем точную последовательность действия, без разрывов во времени и пространстве называют последовательным монтажом . Как правило, при создании видеосюжета последовательный монтаж используется совместно с другими видами монтажа.

Существует ряд монтажных приемов, помогающих добиться эффекта последовательности при монтаже.

1. Установив композицию плана, не нарушайте ее.

При последовательном монтаже очень важен учет оси взгляда.

Ось взгляда – это воображаемая линия, проведенная между направлением глаз человека и тем объектом, на который он смотрит. Например,

если вы показываете смотрящего вверх человека, а следующим

кадром – асфальт, то последовательность монтажа нарушается. Когда

в кадре разговаривают несколько человек между ними тоже возникают оси взгляда, и при монтаже их можно использовать для создания

2. Не нарушайте направления движения.

Соблюдать непрерывное направление движения – самый важный

прием последовательного монтажа. Если объект съемки в

кадре перемещается, при переходе с одного плана на другой направление его

движения должно оставаться прежним. Например, вы переходите с

общего на крупный план футболиста, бегущего к зоне ворот, он

должен на экране продолжать бежать в том же направлении. Поэтому

камеры на стадионе располагают с одно стороны поля, чтобы

не было путаницы.

При последовательном монтаже каждый монтажный переход обычно

должен быть мотивирован. Должна существовать очевидная причина для перехода с плана на план. Два главных источника таких мотивировок – это

текст и действие. Развитие действия в видеоряде должно совпадать с развитием действия в монологе. Монтажные склейки обычно совмещают с естественными паузами в диалоге.

Основное правило монтажа – склейка в момент действия. Поскольку

зачастую действие на разных планах повторяется, нужно сделать склейку так, чтобы не получилось повтора. Для облегчения монтажа оператор, как

правило, снимает несколько планов одной и той же

последовательности действий, снятых с разных углов.

Следующий вид монтажа – конструктивный монтаж.

Конструктивным монтажом называют осмысленное соединения

кадров в четкой логической последовательности. С

помощью конструктивного монтажа можно преодолеть на

С помощью художественного монтажа можно не просто воспроизвести на экране реальность, но и трактовать, объяснять ее. Кино способно воздействовать на зрителя не только передаваемыми им понятиями, но и создаваемыми им образами.

Одно из важнейших кинематографических средств ведения драматургически напряженного повествования – параллельный монтаж . Показывая как бы врезанные один в другой кадры, снятые в разных местах и в разное время, можно добиться отчетливого ощущения одновременности двух различных действий и тем самым выявить их взаимозависимость, взаимосвязь. В теленовостях этим приемом надо пользоваться осторожно, чтобы не подменить авторской трактовкой подлинное развитие событий.

Параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних субъективных связей, называют ассоциативным монтажом .

Монтируя кадры режиссер может создать определенный, более или менее четко выраженный ритм их чередования на экране, может создать более или менее быстрый или медленный темп их показа. Ясно, что тот или иной темп и ритм монтажа зависят от сравнительной длины каждого монтируемого кадра, иными словами – от количества кадриков в каждом из кадров. Темп и ритм – средства, направленные не столько к рациональной сфере сознания зрителя, сколько к сфере эмоциональной.

Необходимо упомянуть еще об одном телевизионном средстве – о съемке с движения . Это средство экранной выразительности имеет особое значение для телевизионной журналистики. Для ясного понимания возможностей этого средства необходимо различать виды съемки движущейся камерой. Первый из них – панорамирование . Этим термином называют съемку камерой, поворачивающейся вокруг своей вертикальной или горизонтальной оси. Камера остается на месте, она лишь поворачивается. Панорамирование не что иное, как воспроизведение движения глаз или головы человека, стоящего на месте.

Особая разновидность тревеллинга – отъезд или наезд (иначе -- тревеллинг назад и тревеллинг вперед). При отъезде или наезде непрерывно (иногда очень быстро) меняется угол зрения объектива и зависящая от него крупность изображения. В последние десятилетия вместо реального наезда камеры используют оптический – смену угла изображения специальным объективом.

2. Профессия оператора: между техникой и искусством.

2.1. Этапы развития экранной документалистики.

Первый этап можно условно назвать документальным. Он начинается с момента изобретения кино братьями Люмьер. Кинооператор профессионально и бесстрастно фиксировал событие в его максимально возможной целостности: общими планами, в непрерывном течении. Авторское начало оператора в таких съемках незначительно, он выступает лишь как техник при кинокамере. Например: съемки коронационного шествия русского царя, похороны жертв февральской революции. Съемки ценны для нас именно как документ. Параметры техники здесь существенной роли не играют.

Второй этап характеризуется тем, что помимо чисто технической задачи получения качественного изображения перед оператором встает и журналистская задача отбора: отбора событий и фактов, документальных героев, характерных видов, наиболее важных моментов происходящего события – фрагмента реальности, включаемого в рамку кадра. На этой стадии происходит превращение оператора в фигуру творческую. (Оператор Дранков, снимающий на пленку Льва Толстого).

Следующий этап развития экранной документалистики – собственно публицистический этап. Режиссер-публицист может оперировать видеоматериалом любого характера, давая ему необходимую трактовку путем монтажных сопоставлений, композиционной организации, титров, закадрового текста и музыки. Оператор снимает материал в расчете на заранее задуманную трактовку. Диапазон выразительных средств экрана расширяется благодаря точному выбору крупности плана, ракурса, отбора деталей и т.д. Техника приобретает для операторов особую важность: от ее возможностей зависит мера трактовки материала, его осмысления. Развитие документального кино сопровождается процессом неуклонного возрастания в нем авторского начала.

Телевизионный сценарий. Особенности написания телевизионного сценария. Виды сценариев.

Телевизионный сценарий. Его виды.

Процесс подготовки телевизионной передачи или информационного сюжета обычно заканчивается созданием сценария. В зависимости от жанра передачи сценарий может быть представлен в виде сценарной заявки, сценарного плана или сценария .

Сценарной заявки обычно вполне достаточно для завершения подготовительной работы в информационных сюжетах (хрониках, репортажах). В сценарной заявке указывается автор-журналист, создающий сюжет, тема, место события, основные участники события, а также время записи и необходимая техника для ее выполнения. Важным моментом в сценарной заявке является указание задач, которые должны выполнить участники творческой бригады, а также данные о предполагаемых объектах съемки. Сценарная заявка делается в основном для оператора, который должен четко представлять необходимый объем работы, основные направления разработки темы, применение необходимых технических средств, место каждого кадра в последующей монтажной структуре. Это особенно важно при подготовке репортажных сюжетов, так как происшедшие события реальной жизни невозможно воспроизвести еще раз.

Сценарной заявкой называют также первоначальный документ, предлагаемый автором в редакцию для работы над сложным документальным фильмом. Заявка решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, т.к. является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Первое, что в заявке должно быть написано, – почему ваша передача обязана появиться на свет? От заявки должно оставаться впечатление вашей готовности создать нечто ценное. Такого вида сценарная, или литературная заявка, – это сложившийся замысел. Обычно заявка возникает на том этапе, когда автор выбрал себе тему, разобрался в проблеме, знает главных героев, места съемок. Форма и объем такой заявки не регламентированы. Обычно объем стандартной заявки – до полутора страниц. Меньший объем выглядит несерьезно, а больший – не будут читать. В ней могут быть изложены отдельные эпизоды будущего сценария, рассказ от имени автора, от имени героя, предыстория с объяснениями и пр. Формулируйте вашу идею как можно эффектнее. Манера письма может быть несколько агрессивной. Человек, читающий написанную вами страничку, должен почувствовать энергетический импульс.

Обычно в заявке прописываются :

– убедительно сформулированная идея программы;

– ее уникальность и своевременность;

– ее формат (драматургическая структура, жанр, стиль);

– изобразительный потенциал (богатые архивы, натура, интересные герои);

– предварительная оценка будущей аудитории;

– ориентировочный хронометраж, число выпусков, время в сетке вещания;

– бюджет программы (не обязательно).

В передачах разговорного жанра, когда участники имеют возможность рассмотреть проблему с различных позиций, главные дискуссионные моменты должны быть отражены в сценарном плане . В нем редактор утверждает основные направления развития разговора и ограничительные вехи в тематике поднимаемых проблем. Нередко под сценарным планом понимается простое перечисление объектов показа и участников передачи с кратким описанием последовательности и содержания выступлений. В идеале редактор обозначает целевую установку передачи, прописывает ситуации, которые сообщают напряженность действию и непредрешенность финалу, разрабатывает основные характеристики героев. Для оператора предлагаются способы съемки. Основными требованиями к журналисту для всех видов интервью являются серьезное изучение проблемы, выносимой на обсуждение, знание темы и основных моментов биографии героев, имеющих отношение к теме разговора. Все это должно находить отражение в сценарном плане.

Для произведений, в которых используются синхронные съемки, закадровый текст, документы, кинодокументы и т.п., составляется литературный сценарий , которому, как мы уже говорили, может предшествовать сценарная заявка автора-журналиста. Нередко написание литературного сценария поручается сценаристу, человеку, владеющему приемами и средствами создания экранного образа.

Важнейшие компоненты сценария :

– ремарка (описательная часть), рассчитанная на экранное воплощение;

– действие, реализуемое в развитии сюжета или идеи;

– синхронные выступления и закадровый текст.

Ремарка – это не перечень подробностей, а обстоятельное описание изобразительной стороны передачи, характеристика обстановки, внешнего действия или внутреннего состояния героя, монтажное и музыкально-звуковое решение. Ремарка не просто называет действие, она дает его экранное решение. Вместе с тем она должна оставлять место режиссеру и оператору для творческих решений. Вместе с тем она должна быть ассоциативна.

Ремарки могут быть лаконичные или более пространные, красочные. Главное требование к ремаркам – они должны давать полное представление о том, что впоследствии будет на экране.

В сценарии документального фильма важно учесть возможное воздействие среды и предложить оптимальный вариант обстановки, в которой должен быть снят герой, его действия, беседы с корреспондентом или другими персонажами. Второй план (пейзаж, детали интерьера и пр.) создает настроение, влияет на то, как зритель воспримет смысл разговора, характер события. Неопытных сценаристов ожидают при этом две опасности: описать подробно и точно все, что хотелось бы видеть в кадре и тем самым создать предпосылку к инсценировке действительности, или наоборот, отказаться от образного описания, сухо изложить факты.

Хороший сценарий должен содержать в себе четкую сюжетную линию, расположенные по линии драматургического нарастания эпизоды, подробно выписанное действие, указания относительно характера музыкального сопровождения.

Никогда нельзя полагаться на стопроцентную импровизацию. Перед выходом программы новостей в эфир подробно расписанный сценарий лежит на пульте перед режиссером, второй и третий экземпляры находятся у ведущего в студии и у звукорежиссера. Такова мировая практика, лишь очень самонадеянные новые небольшие телеорганизации позволяют себе обходиться без сценариев, но это отнюдь не свидетельствует о высоком качестве их работы.

В этом туре мы будем создавать маленькую видеосказку в стиле Г.Х. Андерсона.
Вам пригодятся знания о крупности планов, ракурсах и раскадровке, чтобы вы смогли правильно строить видео.
Из оборудования нам понадобится камера (смартфон), штатив (любая фиксация камеры), микрофон (петличка, диктофон в телефоне).

Это одно из основных правил создания видео. Наверняка вы знаете, что чаще всего в готовом видео происходит смена планов по крупности. Например, главного героя иногда показывают далеко, а иногда близко, а иногда очень-очень близко, когда в кадр помещается один глаз. Это разные по крупности планы. Иногда кажется, что оператор их снимает на свой вкус, а режиссер монтажа склеивает их так, как ему нравится. Но на самом деле есть определенное правило, позволяющее делать это красиво и правильно.

У каждого плана есть свое название, соответствующее крупности. В учебниках по созданию кино можно встретить разные варианты деления, мы будем работать с планами, которые разработал известный советский кинорежиссер Лев Кулешов.

На дальнем плане человек будет достаточно маленьким. Этот план нужен для того, чтобы показать локацию и место, где герой будет действовать.

На общем плане человек помещается целиком, но есть небольшие расстояния: между головой и верхним краем кадра, между ногами и нижним краем кадра. На общем плане можно рассмотреть образ героя, показать сразу несколько героев и их взаимодействие.

На 1 и 2 средних планах человек помещается на половину, кадр обрезан чуть выше или чуть ниже пояса. Такие планы чаще всего подходят для записи интервью, а в фильмах для съемки диалогов.

Граница крупного плана проходит примерно по ключицам, а между головой и верхним краем кадра обязательно будет немного воздуха. Такой план вам может пригодится, например, чтобы сделать акцент на эмоциях героя.

Если в кадре помещается только часть головы, то это деталь. Кроме того, деталью будет часть руки, пальцы и т.д.

Монтаж по крупности рассказывает не только о съемке разных планов, но и о том, как правильно их друг с другом соединять. Если сформулировать просто: склеивать кадры между собой рекомендуется через один (деталь и 1 средний; крупный и 2 средний; 1 средний и деталь и т.д).
Если перескакивать слишком далеко и склеивать, например, деталь и дальний план – резкий скачок доставит при просмотре неприятные ощущения.

В предыдущем туре вы узнали, что важнейшее составляющее успешного видео - композиция кадра. Многое зависит от того, как вы разместите камеру на съемочной площадке и что покажете в кадре. Еще одно правило композиции – ракурс.

Если сформулировать простыми словами, ракурс – это то, под каким углом камера смотрит на героя. Ракурс отвечает скорее не за красоту кадра, а за эмоциональность. Давайте разберем основные виды ракурсов на примере фильма «Фантастические твари.

1. Нейтральный ракурс

Камера расположена напротив глаз героя.

Как можно понять из названия, это обычный ракурс, он максимально нейтральный. Он не несет эмоциональную нагрузку, поэтому его используют чаще всего. Обратите внимание, что камера всегда должна быть расположена на уровне глаз героя, если только вы не задумали добиться какого-то эффекта. Если ваш герой высокий, то штатив нужно максимально поднимать. Если герой не высокий — например, собака — во время съемок камера должна быть расположена низко, почти на полу.

2. Нижний ракурс

Камера направлена снизу вверх.

Такой ракурс чаще всего используют, чтобы подчеркнуть доминирование героя, его превосходство. Герой в кадре нависает над зрителем, он как будто несет угрозу. Часто такой ракурс режиссер выбирает, что бы показать злодея в момент нападения или намекнуть зрителю, кто это герой окажется злым.

3. Верхний ракурс

Камера снимает сверху вниз.

Такой ракурс позволяет показать уязвимость героя или неуверенность в себе. Чаще всего это персонаж в момент слабости. Хотя иногда такой ракурс можно использовать, например, чтобы сделать акцент на росте персонажа.

4. Субъективная камера

Камера снимает от лица героя.

Такая камера дает нам возможность посмотреть на мир глазами героя. Субъективная камера помогает раскрывать внутреннее состояние героя, сопереживать ему или следить за ходом его мыслей.

5. Нейтральный нижний

Камера снимает с максимально нижней точки.

Такой ракурс тоже называют нижним. Камера обычно стоит на полу, однако направлена не вверх, а нейтрально по отношению к объекту в кадре. Часто такой ракурс применяют, например, чтобы показать шаги героя крупным планом.

Камера снимает как бы с высоты птичьего полета.

Такой ракурс чаще нейтральный по эмоциональности.
Его используют, чтобы показать место действия, масштаб или направление перемещения героя.

7. Голландский угол

Камера наклонена на бок и часто смотрит на героя снизу. Горизонт завален.

Это достаточно редкий ракурс. Режиссеры любят голландский угол за возможность показать дезориентацию героя, его душевный слом или сильное перенапряжение. Чем сложнее герою, тем сильнее будет наклон камеры.

Теперь скажем пару слов о верном инструменте многих режиссеров - раскадровке.

Раскадровка похожа на комикс. Это кадры, последовательно размещенные на листе так, как будет смонтировано ваше видео. Причем с соблюдением чередования крупностей и выбором ракурса. Задача каждого кадра - обозначить как именно камера снимет этот план, и какой план с каким будет стыковаться на монтаже.

Иногда под кадрами пишут важную информацию, например, про постановку света, или помечают какие реплики героев придутся на этот план.

Пример раскадровки сцены в классе:


Для чего нужна раскадровка?

Новичкам она отлично помогает учиться снимать «монтажно, чтобы при склеивать кадры между собой по правилам без проблем. Съемочным группам она помогает ускорить процесс съемки: оператор, актеры и режиссер гораздо быстрее договариваются о том, как должен быть снят кадр. При создании фильмов раскадровка помогает не запутаться в съемке разных сцен, а еще служит подспорьем в выстраивании графика съемки, графика работы актеров и персонала на площадке, а иногда и сокращает расходы. И, конечно, раскадровка помогает значительно сократить время монтажа.

Чаще всего раскадровку рисуют от руки, причем художественные навыки здесь не важны, а может даже и вредят процессу. Главная задача раскадровки - правильно обозначить расположение объектов в кадре. Если вы будете детально прорисовывать раскадровку, это значительно затянет процесс.

Для тренировки очень пригодится составление раскадровки из стоп-кадров разных фильмов. Выбирайте понравившуюся сцену, разбирайте ее на кадры, составляйте раскадровку, смотрите на то, какие крупности и ракурсы выбрал режиссер, как он собрал кадры между собой, делайте выводы. Каждый фильм - это готовое обучающее пособие.

Партнер третьего тура - компания "Луч".
Мы будем работать в кадре с карандашами, красками, пластилином. но не привычным нам образом. Все эти предметы вместе с вашими ребятишками станут героями маленькой сказки, которую вы сочините, снимите и смонтируете самостоятельно (а мы вам поможем).
Скоро на сайте появится полное задание, а пока рекомендуем почитать с ребятами сказку Г.Х. Андерсона "Серебряная монетка".

Читайте также: