Средства целостного педагогического процесса кратко

Обновлено: 25.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные средства педагогического процесса

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО

Под средством педагогического процесса мы понимаем все то, через что осуществляется педагогический процесс.

Основными средствами педагогического процесса являются: виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой либо деятельности.

Любая деятельность включает в себя цель, средства, результат, сам процесс, следовательно, при организации общения, игры, учения, труда необходимо исходить из вышеуказанных основных психологических установок, к которым относится еще один важный компонент — мотивы деятельности. Организовывая деятельность, педагог помнит: чем разнообразнее виды
деятельности, в которые включается ребенок, тем разностороннее он развивается.

Микросреда (среда в педагогическом плане) - это мир взаимосвязанных предметов, явлений, людей, которые постоянно окружают ребенка и обуславливают его развитие. К такому миру, прежде всего, относятся: естественная природа (конкретное окружение — деревья, кусты, трава, озеро…); микросоциум (ближайшее социальное окружение ребенка): семья коллектив неформальные группы (друзья, подруги, взрослые, детские, юношеские организации и объединения); конкретная вторая природа (здания, постройки, мебель то есть все то, что создано руками человека).

При изучении данного вопроса нас больше всего интересует микросоциум и его роль в педагогическом процессе.

СЕМЬЯ - основной институт социализации личности школьника. Семейное воспитание имеет свои особенности: члены семьи спаяны естественными узами родства, общностью быта, взаимной помощью и заботой друг о друге; дети участвуют в домашнем труде вместе со взрослыми; их взаимоотношения проникнуты любовью и, чаще всего, основаны на авторитете родителей.

Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как и сила, и ценность, видимая детским глазом.

Некоторые родители полагают, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье и это не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют свой авторитет на ложных основаниях.

А.С. Макаренко выделяет несколько сортов такого ложного авторитета. Рассмотрим их, чтобы лучше понять, какой же авторитет настоящий.

Авторитет подавления . Это самый страшный сорт авторитета, хотя не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы: если отец всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, на каждый вопрос отвечает грубостью, раздражением — то и этот и есть авторитет

своими радостями и переживаниями. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть настоящим воспитателем своего ребенка.

Авторитет любви , пожалуй, самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены, чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо все время ее демонстрировать. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей совершенно в избыточном количестве.

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм и первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты — самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль. Они даже выполняют задания за детей, только, чтобы все было благополучно, чтобы не нарушался семейный мир, чтобы ребенок не расстраивался сам, не осложнял жизнь семьи.

Авторитет дружбы. В общем, дружба родителей и детей дело хорошее, но при условии, если дружба не достигает крайних пределов, когда стираются грани между взрослыми и детьми, тогда дети начинают воспитывать родителей. Такой авторитет не несет ничего, кроме вреда.

Авторитет подкупа совершенно справедливо выделяется А.С. Макаренко как самый безнравственный. Послушание покупается подарками и обещаниями. Именно в таких семьях благодатная почва для формирования таких негативных явлений впоследствии, как взяточничество, стяжательство и пр. Мы рассмотрели лишь несколько видов ложного авторитета,

но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете: сегодня — наказал, завтра — пообещал, потом — признался в любви, засюсюкал, а наследующий день — опять упреки и пр. Такие родители всегда мечутся в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают.

Главное основание — это жизнедеятельность родителей, их гражданское лицо, их поведение. Если родители делают свое дело честно, разумно, если дети знают и видят это — значит не нужно искать никаких иных оснований для формирования родительского авторитета. В семье, где дела, заботы родителей, их тревоги и радости становятся общим семейным делом, рождается настоящий авторитет. Очень важно для родительского авторитета выполнение собственного родительского дела: они должны знать, чем живет, интересуется, что любит и не любит, чего хочет и не хочет их ребенок. Они должны знать, с кем он дружит, с кем и во что играет. Постоянное общение,

заинтересованность в делах и отношениях ребенка дают, несомненно, положительный результат и в формировании родительского авторитета, и в воспитании в целом. Авторитет знания нашего ребенка приведет и к авторитету помощи. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднений, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать сложные вопросы. Но необходимо наблюдать за тем, как справляется ребенок в той или иной ситуации, чтобы он не запутался и не пришел в отчаяние. Ребенок будет чувствовать нашу разумную заботу, и в то же время будет знать, что за него не будет сделано того, что необходимо уметь ему, что мы не собираемся снимать с него ответственности.

Линия ответственности является следующей важной составляющей родительского авторитета. Ни в коем случае ребенок не должен думать, что ваша функция отца или матери — это ваше удовольствие или развлечение. Каждый должен ясно понимать, что вы несете за него, так же как и за себя, ответственность перед обществом. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Необходимо отметить, что такое требование может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан.

Итак, настоящий авторитет основывается на гражданской деятельности родителей, на их гражданских чувствах, на знании жизни и отличительных особенностей ребенка, на помощи ему и на ответственности за его воспитание — именно такой авторитет А.С. Макаренко называл действенным, настоящим. Именно такой авторитет является главным принципом семейного

воспитания. Важнейшим условием правильного воспитания детей в семье является осознание и понимание родителями цели и задач воспитания: они полностью соответствуют цели и задачам целостного педагогического процесса.

Воспитание в семье детей раннего возраста осуществляется преимущественно в процессе ухода за ними, заботы об охране здоровья, питании, одежде ребенка. В этом возрасте развиваются движения, речь, активность.

Именно поэтому ведущими методами воспитания в семье являются подражание, упражнения и др. Основным средством воспитания детей дошкольного возраста становится организация родителями разнообразной деятельности ребенка. Большое значение имеет игра. Родители заботятся о том, чтобы ко времени поступления в школу ребенок овладел навыками самообслуживания, мог выполнять несложные поручения, был приучен к пассивному домашнему труду, имел достаточный запас представлений и понятий, умел выражать свои мысли.

Семейное воспитание детей младшего школьного возраста направлено на приучение к порядку, на развитие самостоятельности при выполнении домашних заданий, на формирование положительных мотивов учения. Важными педагогическими методами в этот период являются: приучение, поручения, работа с книгой, упражнение, и др. В подростковом возрасте ведущими

методами семейного воспитания является организация разнообразных видов деятельности, причем с учетом интересов, склонностей и самостоятельности детей.

1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

8. Не бойтесь отказать ребенку в чем либо, если считаете его требования чрезмерными.

9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменит ему вас.

10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только педагогическую литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

например). Однако самой распространенной формой в этой группе остается родительское собрание. Известно, что в практике работы школы проводятся следующие виды родительских собраний: собрания беседы на воспитательные темы, собрания по обмену опытом воспитания детей в семье, собрания консультации, собрания в форме круглого стола. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются комбинированные собрания, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, поводятся итоги учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

В подготовке родительского собрания, как правило, активно участвуют родители.

В подготовке собрания можно выделить следующие основные элементы.

Определяется тема собрания и круг вопросов, которые возникают в процессе учебно-воспитательной работы.

На заседании родительского комитета подробно обсуждаются повестка дня, объем работы, распределяются конкретные задания между родителями.

Готовится выставка работ учащихся, отражающая их учебную и внеучебную деятельность.

Приглашаются родители на собрание по текущим вопросам с записью в дневнике; на итоговые собрания, на отчеты детей приглашения оформляются красочно, ярко.

Ход собрания. Обычно родительские собрания ведет председатель родительского комитета.

Первая часть — просветительская. Лекции, беседы, проводимые на классном родительском собрании, не занимают много времени, не утомляют родителей.

Вторая часть — практикум по теме (или решение педагогических ситуаций, задач), который активизируют познавательную деятельность родителей, развивают у них определенные умения и навыки семейного воспитания.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Неординарной групповой формой взаимодействия с родными воспитанников являются творческие бригады - микрогруппы из родных воспитанников. Эти творческие бригады работают

на родительские собрания, принимают участие в обсуждении задач выдвинутых на очередной тематический период, разрабатывают планы творческого содружества бригад, обсуждают результаты такого содружества и в предыдущем периоде.

Используя традиционные индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации), современные педагоги включают все большее число родственников воспитанников в планирование, подготовку, проведение и обсуждение вместе с воспитанниками коллективных творческих дел, творческих праздников, при этом опираясь на интересы и способности самих взрослых.

Можно соглашаться или не соглашаться с такими категорическими предписаниями, но факт остается фактом, что родители не просто откликаются на зов учителя, а с интересом включаются в организацию воспитательного процесса. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры в книгах В. Ф. Шаталова.

Педагогический процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

В классической педагогике идея целостности педагогического процесса в единстве воспитания и обучения стала оформляться в начале XIX в., что было связано с успешным развитием естествознания, антропологизацией философского знания и диалектики, интеграцией наук о человеке. И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие воспитывающего обучения, считая, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цели, лишенные средства. В русской педагогике К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др. разрабатывали теорию целостного педагогического процесса. Однако в советский период, когда воспитание молодого поколения в духе определенной идеологии было государственной политикой, постепенно вопросы воспитания и обучения и в теории, и на практике стали расходиться.

Целостность педагогического процесса понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений в нем возникающих и протекающих, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, в связях педагогического процесса с явлениями внешней среды

Средства целостного педагогического процесса - совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

Под средствами обучения понимают материальные и идеальные объекты, которые “помещены” между учителем и учащимися и используются для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.

Средства обучения обладают разнообразными дидактическими возможностями:

– организуют восприятие и наблюдение учеником реальной действительности;

– оказывают влияние на сенсорную сферу школьника, в результате чего развивается наблюдательность, мышление, воображение;

– стимулируют познавательную и творческую активность;

– обеспечивают долговременное запоминание:

– способствуют наполнению обобщений конкретным содержанием;

– повышают качество усвоения и понимания воспринимаемого материала.

1.Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению.

2.Ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности. 3.Эстетическое оформление используемых средств.

4.Адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче.

5.Мера в использовании на одном уроке (занятии).

6.Отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте.

7.Неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости.

Условия применения

1.Организовывать восприятие предъявляемых объектов надо таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в нем информацию.

2.Создавать условия к переходу мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу, управлять мыслительной деятельностью учащихся.

3.Связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи.

Классификация средств целостного педагогического процесса

1.Наглядность - универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно с учащимися разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности.

Предметная - это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения (реальные или натуральные объекты: животные, минералы, растения, реальные предметы)

Изобразительная - это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Это наглядность делится на:

Символическая - это совокупность информации, которая характеризует свойства и состояния объекта, процесса, явления, выраженная специальными знаками, то есть средствами любого формального языка (схемы, чертежи, карты, символы)

Образная передает изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объёмного образа, являясь трёхмерным изображением объекта. К объёмно-образным пособиям относятся модели, макеты, муляжи и т.д.

Плоскостная наглядность – это та, в которой изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Объемная наглядность - передает изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К ним относятся карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно.

-Слово (литературные образы, словесное рисование)

-Дидактические материалы: опорные сигналы, дидактические карточки, памятки, конспекты

Таким образом , средства целостного педагогического процесса очень необходимы, так как они являются совокупностью материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов , таких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.

Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся - одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу – с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.

2. Функции педагогического процесса.

Функции педагогического процесса .

Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специфические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются общие знания и умения , необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные , зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.

Такими общими знаниями и умениями, в современных условиях связанных с понятием компетентности – как интегральной характеристики качества личности, определяющей ее способность (готовность) выполнять определенные виды деятельности, являются:

  1. владение устной и письменной речью;
  2. владение информационными технологиями в широком смысле как умения и навыки работать с информацией, а не только с компьютером;
  3. способность к самообразованию и саморазвитию;
  4. навыки сотрудничества, жизни в многокультурном обществе;
  5. умения осуществлять выбор и принимать решения и др.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности. Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений.

Развитие личности происходит в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей.

Важным является также развитие потребностно-мотивационной сферы . Здесь необходимо уделять внимание следующему:

  1. развитию внутренней мотивации личности, к которой в отличие от внешних стимулов и мотивов, относятся удовлетворение от самого поведения, самой деятельности, самостоятельного решения проблемы, собственного продвижения в познании, своего творчества;
  2. развитию высших потребностей – потребностей в достижении, в познании, в самореализации, эстетических потребностей и др.;
  3. развитие социальных и познавательных мотивов, действующих в системе обучения.

Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.

В современном образовании говорится, в первую очередь, об:

  1. умственном воспитании;
  2. физическом воспитании;
  3. трудовом воспитании;
  4. эстетическом воспитании;
  5. экологическом воспитании;
  6. экономическом воспитании;
  7. гражданско-правовом воспитании и др.

В зависимости от того, на что делается акцент – на знания и умения, на развитие мотивационной или интеллектуальной сферы личности, на воспитание высоких нравственных качеств личности – происходит более интенсивное развитие одной из функций.

3. Принципы педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса - это основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса (процесса обучения).

Также под педагогическими принципами понимается инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции (В.И. Загвязинский).

Загвязинский В.И. утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу. Разные педагогические системы могут отличаться системой взглядов на образование и воспитание личности и системой принципов, реализующих их на практике.

В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.

Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила:

  1. создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);
  2. взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;
  3. организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
  4. индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  5. введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;
  6. создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.

Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.

Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:

  1. поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;
  2. организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  3. быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;
  4. опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.

Принцип наглядности - один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Перечислим основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса:

  1. применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить (например, модель экономического кругооборота, взаимодействие спроса и предложения на рынке и т.д.);
  2. не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными;
  3. никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению;
  4. наглядность всегда находящаяся на обозрении обучающихся менее эффективна в процессе обучения, чем та которая применяется в конкретный запланированный момент времени.

Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью).

Теоретическое обучение, преобладающее в современной школе, требует своего практического воплощения в реальной жизни. Но учить детей для будущей жизни, создания запаса знаний впрок нельзя. Поэтому появился принцип связи теории с практикой, подразумевающий, в первую очередь, применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических задач и т.д.

Практика есть продолжение теории, но данный подход, закрепившийся в традиционном обучении (сначала теория, а потом ее применение на практике) не является единственно верным. Можно вспомнить прагматическую педагогику Д.Дьюи, проектное обучение, вновь используемое в современной школе, такие методы и формы обучения, как деловые и ролевые игры, лабораторные и исследовательские работы, дискуссии и другие, в которых главным является практический опыт, стимулирующий познание теоретических законов и явлений.

Основными правилами реализации принципа связи теории с практикой считаются:

  1. обучение для школьников – это жизнь, поэтому не надо разделять научные (теоретические) знания и практические (жизненные) явления и факты
  2. применяйте в учебно-воспитательном процессе задачи и задания, основанные на реальных событиях, моделируйте в ходе учебного процесса конкретные ситуации окружающей нас действительности (особенно, в ходе деловых и ролевых игр, решении каких-либо учебных задач и проблем).
  3. опирайтесь на личный опыт обучающихся – это основа теоретических знаний.
  4. обучайте школьников осмысленной деятельности, применяйте в учебном процессе рефлексию и самооценку учебных достижений обучающихся. Бывает, что важнее, не каких результатов достиг ученик, а как он анализирует и оценивает свою деятельность.
  5. приучайте обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, деятельности по приобретению знаний в процессе поиска, анализа, отбора, обработки (переработки) и оценки информации.

1. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пос. – М., 1999.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. – М., 2001.

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов , таких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.

Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся - одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу – с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.

2. Функции педагогического процесса.

Функции педагогического процесса .

Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специфические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются общие знания и умения , необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные , зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.

Такими общими знаниями и умениями, в современных условиях связанных с понятием компетентности – как интегральной характеристики качества личности, определяющей ее способность (готовность) выполнять определенные виды деятельности, являются:

  1. владение устной и письменной речью;
  2. владение информационными технологиями в широком смысле как умения и навыки работать с информацией, а не только с компьютером;
  3. способность к самообразованию и саморазвитию;
  4. навыки сотрудничества, жизни в многокультурном обществе;
  5. умения осуществлять выбор и принимать решения и др.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности. Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений.

Развитие личности происходит в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей.

Важным является также развитие потребностно-мотивационной сферы . Здесь необходимо уделять внимание следующему:

  1. развитию внутренней мотивации личности, к которой в отличие от внешних стимулов и мотивов, относятся удовлетворение от самого поведения, самой деятельности, самостоятельного решения проблемы, собственного продвижения в познании, своего творчества;
  2. развитию высших потребностей – потребностей в достижении, в познании, в самореализации, эстетических потребностей и др.;
  3. развитие социальных и познавательных мотивов, действующих в системе обучения.

Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.

В современном образовании говорится, в первую очередь, об:

  1. умственном воспитании;
  2. физическом воспитании;
  3. трудовом воспитании;
  4. эстетическом воспитании;
  5. экологическом воспитании;
  6. экономическом воспитании;
  7. гражданско-правовом воспитании и др.

В зависимости от того, на что делается акцент – на знания и умения, на развитие мотивационной или интеллектуальной сферы личности, на воспитание высоких нравственных качеств личности – происходит более интенсивное развитие одной из функций.

3. Принципы педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса - это основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса (процесса обучения).

Также под педагогическими принципами понимается инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции (В.И. Загвязинский).

Загвязинский В.И. утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу. Разные педагогические системы могут отличаться системой взглядов на образование и воспитание личности и системой принципов, реализующих их на практике.

В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.

Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила:

  1. создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);
  2. взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;
  3. организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
  4. индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  5. введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;
  6. создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.

Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.

Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:

  1. поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;
  2. организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  3. быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;
  4. опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.

Принцип наглядности - один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Перечислим основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса:

  1. применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить (например, модель экономического кругооборота, взаимодействие спроса и предложения на рынке и т.д.);
  2. не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными;
  3. никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению;
  4. наглядность всегда находящаяся на обозрении обучающихся менее эффективна в процессе обучения, чем та которая применяется в конкретный запланированный момент времени.

Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью).

Теоретическое обучение, преобладающее в современной школе, требует своего практического воплощения в реальной жизни. Но учить детей для будущей жизни, создания запаса знаний впрок нельзя. Поэтому появился принцип связи теории с практикой, подразумевающий, в первую очередь, применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических задач и т.д.

Практика есть продолжение теории, но данный подход, закрепившийся в традиционном обучении (сначала теория, а потом ее применение на практике) не является единственно верным. Можно вспомнить прагматическую педагогику Д.Дьюи, проектное обучение, вновь используемое в современной школе, такие методы и формы обучения, как деловые и ролевые игры, лабораторные и исследовательские работы, дискуссии и другие, в которых главным является практический опыт, стимулирующий познание теоретических законов и явлений.

Основными правилами реализации принципа связи теории с практикой считаются:

  1. обучение для школьников – это жизнь, поэтому не надо разделять научные (теоретические) знания и практические (жизненные) явления и факты
  2. применяйте в учебно-воспитательном процессе задачи и задания, основанные на реальных событиях, моделируйте в ходе учебного процесса конкретные ситуации окружающей нас действительности (особенно, в ходе деловых и ролевых игр, решении каких-либо учебных задач и проблем).
  3. опирайтесь на личный опыт обучающихся – это основа теоретических знаний.
  4. обучайте школьников осмысленной деятельности, применяйте в учебном процессе рефлексию и самооценку учебных достижений обучающихся. Бывает, что важнее, не каких результатов достиг ученик, а как он анализирует и оценивает свою деятельность.
  5. приучайте обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, деятельности по приобретению знаний в процессе поиска, анализа, отбора, обработки (переработки) и оценки информации.

1. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пос. – М., 1999.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. – М., 2001.

Читайте также: