Проект опытно экспериментальная деятельность детей в доу

Обновлено: 20.05.2024

Данная программа обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком: вместе; на равных, как партнеров. Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами: - живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.; - неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.; -человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др. Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

Содержимое публикации

Проект программы

по опытно- эксперементальной деятельности

Составитель: Шаронова Н.А.

воспитатель 1 категории

Ростов 2020 г.

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Направленность, актуальность программы

1.3. Цель и задачи реализации программы

1.4. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

1.5. Ожидаемые результаты.

2.Содержательный раздел

2.1 Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

2.2 Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

3.Организационный раздел

3.1 Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности:

- для средней группы

- для старшей группы

- для подготовительной группы.

3.2 Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

3.3.Формы работы с родителями дошкольного возраста

Методическое обеспечение Программы

1.Целевой раздел

1.1 пояснительная записка.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности ( Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А. парамонова).

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Данная программа обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком: вместе; на равных, как партнеров. Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

- живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;

- неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;

-человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др. Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей. Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:

 с детьми младшей группы – 2 раз в месяц по 10 – 15 минут;

 с детьми средней группы – 2 раз в месяц по 15-20 минут;

 с детьми старшей группы – 2 раз в месяц по 20-25 минут.

 с детьми подготовительной группы - 2 раз в месяц по 25-30 минут

Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность педагогу: работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей); использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей. Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории. Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:  постановка, формирование проблемы (познавательная задача);  выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;  проверка гипотез;  подведение итогов, вывод;  фиксация результатов (если это необходимо);  вопросы детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.

1.2 Направленность, актуальность программы

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты Их элементарность заключается:

- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

- в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

- они практически безопасны;

- в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов

Содержание программы состоит из четырёх разделов:

- звуки нас окружающие.

Актуальность: в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают: дети- пытливые исследователи окружающего мира. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Цель и задачи реализации программы

Цель:Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3- 7 лети предполагает решение следующих задач:

Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.

Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

Формирование умения делать выводы, открытия.

Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.

Развитие мелкой моторики и координации движений.

Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.

Развитие внимания и памяти.

Развитие речевых способностей.

Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.

Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Воспитание усидчивости и аккуратности.

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

1.4. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.5. Ожидаемые результаты.

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявление их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии).

Содержательный раздел

2.1 Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

Проблемно-поисковый метод.

Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Метод наблюдения

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов; Из практических методов обучения использовали следующие:

Игровой метод

Словесные методы:

Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей. - Художественное слово:

- Напоминание о последовательности работы

- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Информационно-коммуникативные средства и формы работы:

-Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, фотоаппарат.

Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача.

Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.

Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации. Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.

Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).

Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Формы работы с детьми:

2.2 Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

При организации в группе развивающей предметно пространственной среды (РППР) в центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО учитываем принципы:

1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;

2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;

3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки;

4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);

5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);

6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);

7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

3.Организационный раздел

3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми младшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детское экспериментирование - это занимательные опыты, эксперименты, которые побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Краткосрочный проект в подготовительной группе

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цели и задачи проекта.

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.

Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы

• Провести анализ полученных результатов.

Сроки проведения: январь.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Программное содержание:

Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);

Совместная деятельность родителей и детей.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

-8 кусков верёвки по 40 см

-большой пластиковый пакет

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.

При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.

Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.

Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно, что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-развивать речь, мышление, любознательность;

-развивать умение делать выводы, умозаключения;

-воспитывать аккуратность при работе.

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

Возьмём два стакана-один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку (ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день получили разноцветные льдинки.

А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

-2 яйца (сваренное в крутую)

Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

1

Одна из сторон развития всестороннего развития личности ребёнка – это развитие познавательной активности, которая является подготовкой к переходу к познавательной деятельности, проявляющая у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Ключевым направлением проекта является развитие навыков и умений исследовательской деятельности каждого ребёнка в условиях дошкольного учреждения. Экспериментальная деятельность направлена на познание детьми окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поиск, тем больше информации получает ребёнок.

Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, отличающиеся любознательностью люди, с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно выбирать решения в ситуации выбора, прогнозируя на возможные последствия. А это во многом зависит от нас педагогов.

Анализ условий.
Анализ внешней среды.

Права ребёнка, который нуждается в социальной защите и поддержке, закреплены в ряде документов международного и Российского уровня.

Правовые документы: Концепция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.

Конституция РФ, семейный кодекс РФ, закон РФ об образовании.

Возможность внебюджетного финансирования для приобретения необходимых пособий, оборудований для обогащения предметно-развивающей среды.

Наличие педагогических технологий.

Недостаточное бюджетное финансирование для приобретения материала для уголка экспериментирования.

Социальная незащищённость населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье.

Нестабильность социально-экономической среды.

Анализ внутренней среды.

Наличие современных методических пособий по данной проблеме.

Наличие уголка природы и уголка экспериментирования. Наличие дидактических, настольно-печатных игр, демонстрационного материала.

Высокий уровень образованности родителей: 58% родителей имеют высшее образование, 42% - средне-специальное.

В результате диагностики выявлено – 53% родителей проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности детей.

Недостаточная изученность педагогами методической литературы по проблеме.

Недостаточное оснащение уголка природы и уголка экспериментирования.

Разновидность социального статуса родителей.

У 47% родителей низкий уровень заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе.

Необходимость выполнения проекта возникла по следующим причинам:

недостаточная изученность методической литературы по проблеме;

недостаточный подбор материала и оборудования уголка экспериментирования;

анализ результатов диагностики показал низкий уровень познавательной активности детей;

не разработана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

неосведомлённость родителей в вопросах развития детского экспериментирования.

Цель – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

сформируются навыки исследовательской деятельности;

повысится уровень познавательной активности.

повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

составление перспективного плана деятельности, способствующей расширению знаний об окружающих предметах, их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

повышение интереса к проблеме детского экспериментирования;

помощь в создании уголка экспериментирования;

содействие и участие родителей в дальнейшей работе.

Этапы Сроки Программа действий
Подготовительный Сентябрь-октябрь 2018г. Подбор и изучение литературы, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме организации условий для самостоятельного экспериментирования дошкольников, анализ полученных результатов, выявление проблем.
Практический Ноябрь 2018г.-феваль 2019г. Реализация основного содержания проекта.
Заключительный Март-апрель 2019г. Итоговый мониторинг, обобщение результатов.

Механизмы реализации проекта

  • Подведение итогов работы.
  • Презентация проекта.
  • Изучение мониторинга.
  • Презентация.

Реализация задач по развитию познавательной активности через исследовательские методы обучения.

Участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности.

Готовность родителей действенно сотрудничать и оказывать помощь в создании условий для экспериментальной работы в группе.

Творческий подход педагога.

Возможные ограничения и риски.

Недостаток методической литературы.

Ограничение во времени.

Большая наполняемость групп.

Принципы реализации проекта

  • Принципы развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на достигнутый уровень, а всегда опережает его.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает изучение нового материала с опорой на ранее полученное, постепенное повышение требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип воспитывающего обучения. Давать детям не только новые знания, но и формировать правильное отношение к объектам живой и неживой природы, предметам рукотворного мира.
  • Принцип доступности обучения. Данный проект предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовки.
  • Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний реализуется в проблемном обучении, в том, что дети самостоятельно постигают истины, размышляют, приходят к выводам.
  • Принцип наглядности учитывает особенности восприятия и мышления дошкольников.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает организацию работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Принцип безопасности, предполагающий, что используемые педагогом формы и методы обучения будут безопасными для ребёнка.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Концепция о правах ребёнка.

- Типовое положение о ДОУ.

- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- Уголок природы в группе.

Отчет о реализации проекта.

Тему данного проекта я выбрала неслучайно. Результаты исследований Л.А Венгера, Н.А. Подъякова и других ученых показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта. Он рассчитан на один год. Реализация проекта проходила в три этапа:

  1. подготовительный
  2. практический
  3. заключительный.

Диагностика знаний об окружающем мире показало, что 58 % детей имеют высокий уровень, 40 % – средний, 2 % –низкий.

Помимо диагностики детей была работа по выявлению заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием заполнили предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.

Этот этап привел к выводу о необходимости определения цели, задач проекта, плана работы.

Цель проекта – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

В целях реализации проекта были выделены следующие задачи:

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Также на этом этапе мы подобрали методическую литературу, необходимый демонстрационный материал, настольно-печатные игры, создали картотеку опытов, уголок экспериментирования.

Изучив периодическую литературу по данному вопросу, мы разработали перспективный план работы с детьми.

На втором этапе, мы включили в воспитательно-образовательный процесс специально-организованные занятия. Занятия планировались ежемесячно. На занятиях решались задачи по ознакомлению детей со свойствами и качествами веществ, с установлением причинно-следственных связей между свойствами материалов предметов и способами их использования.

Помимо занятий еженедельно проводились игры-занятия, д/и, игровые упражнения, которые были направлены на закрепление знаний и умений полученных на занятиях.

Параллельно проводилась работа с педагогами и родителями.

Работа с родителями была направлена на повышение заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Мы использовали следующие формы работы с родителями:

Работа с педагогами включала в себя:

На третьем этапе провели повторную диагностику. Она показала, что у детей повысился уровень знаний об окружающем мире: с высоким уровнем стало 70 % детей, со средним – 28%, низким – 2%.

Одновременно я провела повторное анкетирование среди родителей, результаты которого тоже показали положительную динамику. У 80% родителей повысилось заинтересованность к детскому экспериментированию, желание организовать опыты с детьми в домашних условиях.

Мониторинг реализации проекта

Повысился уровень знаний об окружающем мире на 12 %; в начале учебного года с высоким уровнем 58 %, к концу учебного года 70 %

Повысилось заинтересованность родителей к организации детских опытов: с 53 % до 80 %.

Составлен перспективный план деятельности, способствующий расширению знаний, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты знаний об окружающем мире.

Результаты знаний об окружающем мире.

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Результаты анкетирования родителей.

3

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач:
- Формировать способность видеть многообразие мира
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
- Развивать речь
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт- эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.

- красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений:
- случайные подготовки не требует
- запланированные-начинаются с выбора объекта, постановки задач.

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

Читайте также: