Проект олонхо в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм, а также использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого (Г. К. Селевко). В связи с этим для преодоления пробела в знаниях и представлениях детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре якутского, русского народов, учитывая данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, была разработана технология формирования поликультурной личности на основе приобщения к олонхо.

В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В дошкольных учреждениях республики накоплен богатый опыт знакомства с героями эпоса олонхо. Хотелось бы поделиться с опытом работы нашего МБДОУ ЦРР – Д/с №89 “ Парус” г. Якутска.


Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей. На первый взгляд олонхо – не детское произведение. Но судя по опыту нашей работы, дети с удовольствием, всерьез увлекаются им.

Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо. Текст олонхо составлен как кодовая информация для вновь появившихся поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. Это детский текст. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.

Во-вторых, в нем содержатся ключевые звуки, слова, фразы, раскрывающие культурные архетипы нации. И дети воспринимают их как живую картину мира. Доказательством тому является речь детей принимающих участие в “Днях олонхо”, проводимых у нас в детском саду, городском фестивале народного творчества “Туой тойук, дуорай хомус!”. Здесь реально можно ощутить мир звуков, слов, ключевых фраз олонхо из детских уст.

В-третьих, олонхо сложено народом по принципу целостного мышления, по принципу дополнительности логического и образного мышления. Это есть целостное, художественно – мифологически – теологическое произведение.

Олонхо пробуждает сразу три центра в мозгу ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор, языковой (ийэ тыл), как транслятор и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг работает в полном режиме, в режиме природы-творца. Наши дети не только исполняют олонхо, ставят театрализованные представления по его мотивам, но и прекрасно рисуют, иллюстрируют сюжеты олонхо.

В основу нашей технологии приобщения детей к олонхо, была положена программа формирования этнокультурной компетентности детей в поликультурной среде ДОУ [О.Н. Степанова, П.И. Филиппова].

  • по уровню применения: общепедагогическая.
  • по философской основе: гуманистическая.
  • по основному принципу развития: социогенная.
  • по ориентации на личностные структуры: ассоциативно-рефлекторная.
  • по характеру содержания: общеобразовательная, гуманитарная, человекоориентированная.
  • по типу управления: система малых групп.
  • по организационным формам: традиционная с элементами дифференциации и индивидуализации.
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
  • по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами творчества.
  • по категории обучаемых: массовая на основе личностного подхода к детям.

Целевые ориентации: формировать у ребёнка представления о культуре своего народа, культуре народов ближайшего и отдалённого национального окружения, их обычаях, фольклоре; на основе познания способствовать формированию начал патриотических чувств, осознанию ребёнком своей принадлежности к культуре разных народов, толерантного отношения к представителям разных культур. Достижение этих целей представлялось в решении следующих задач: донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов и стран ценностей; воспитание любви ко всем людям; расширение кругозора; заложение нравственных начал и основ. Пути решения поставленных задач — использование всего арсенала дошкольного образования при наполнении его соответствующим содержанием — компонентами национальных культур.

Концептуальные положения:

- все положения гуманно-личностного подхода педагогики сотрудничества: новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизация и демократизация педагогических отношений; индивидуальный подход (поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе).

- интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка дошкольного возраста находятся в тесном единстве, взаимообусловлены, способствуют активизации воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, развитию самооценки, самосознания, толерантных чувств.

- творческий потенциал личности ребёнка формируется под влиянием осознания своей причастности к культурному богатству разных народов, а также путём приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Особенности содержания. Стержнем технологии являлись знания о компонентах этнокультуры. Именно эти знания позволили дошкольнику осознано включаться:

- в процесс признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого, уважение прав другого (в том числе и права быть иным), а также приобщения к искусству жить в мире непохожих людей и идей, развития культуры межэтнических отношений;

- конкретные знания: а) несли доступную информацию; б) вызывали эмоции, чувства, отношения; в) побуждали к деятельности и поступкам.

Мы определили основные требования к содержанию технологии, которое:

- вводило детей в мир культуры якутского и русского народов; имело развивающий, системный характер, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка; реализовывало принцип интеграции в образовании и представляло разные виды детской деятельности и саму деятельность в развитии; было творчески построенным на оптимальном взаимодействии воспитания и образования детей; разрабатывало организацию всех видов детской деятельности, опиралось на принципы гуманизации, национальные особенности, традиции;

- было глубоко индивидуализированным, учитывало возрастные особенности психического развития детей; предусматривало формирование этнокультурной компетентности дошкольника, как стартовую характеристику будущего гражданина России и мира, его чувств, эмоций, настроения, привычек, суждений, понятий, представлений. Результаты имели практический характер и были значимыми в разнообразной деятельности детей (на занятиях, в игровой и самостоятельной повседневной жизни).

Особенности методики: перечисленные знания и умения формировались с помощью специального содержания методик и методических приёмов, среди которых: гуманизм: детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность.

Оценивание деятельности детей: - качественное оценивание (характеристика, обучение самоанализу, самооценка).

Цель технологии: приобретение детьми культурного наследия предков и формирование поликультурной личности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к олонхо.

В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:

- создать культурологическую предметно – пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;

- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;

- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно – речевые навыки, интерес к олонхо;

- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус;

- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание аудиозаписи олонхо, собственное инсценирование олонхо, изобразительную деятельность;

- проводить воспитательно – образовательную работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр, традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.

При реализации поставленных задач мы остановились на следующих основополагающих принципах воспитания, соответствующих цели:

- принцип культуросообразности, т.е. опора в воспитательном процессе на этнокультурные традиции народов, национально – этническую обрядность, привычки;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий преодоление имеющейся в дошкольных учреждениях замкнутой системы воспитательной работы, обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, означающий воспитание патриотизма на родном материале с целью формирования уважения своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе фольклора, художественным народным промыслам, этнокультурным традициям, произведениям местных писателей, художников, поэтов и композиторов;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, требующей создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет с собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений.

Технология реализации:

Технология приобщения к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ (ознакомление с окружающим видом), развитие речи или проводить в свободное от занятий время.


I этап технологии с октября месяца занятия объединяются общей темой “Героический эпос олонхо народа саха”. На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно с родителями проводим выставку “Древо жизни”. Знакомим с творчеством якутских художников Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях I этапа – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.



II этап технологии с ноября месяца занятия объединяются темой “ История предков”. Здесь детей знакомим детей с историей наших предков: жилище, якутская национальная одежда (богатырей), посуда. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО.

Целевая экскурсия в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей фольклора народов Севера, музей Хомуса народов мира.


В декабре месяце приглашаем сотрудников музея, для проведения с детьми занятия на тему “Игры наших предков ”. Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.

Далее начинаем прослушивание аудиозаписи олонхо “Ньургун Ботур Стремительный” знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий – формирование интереса к олонхо. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети очень естественно улавливают связь олонхо с природно – эмоциональным началом. После слушания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению. Детям показывают мультипликационный вариант олонхо “Ньургун Ботур Стремительный”.


III этап технологии в январе месяце вместе с детьми ставим инсценировку олонхо “Ньургун Ботур Стремительный”. Приобщаем детей к театрализованным постановкам. Проводим родительское собрание, распределяем роли, костюмы, готовим декорации.

В феврале месяце на данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается сделать проект на тему олонхо, нарисовать запомнившегося героя или мир олонхо. На занятиях и в форме индивидуальной работы, вместе с детьми выбирается интересная для ребенка тема. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации, семинары, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы ребенка: богатыри, “абаасы”, национальное блюдо, животные срединного мира (дикие, домашние), птицы Якутии, мягкое золото Якутии, богатырские кони, национальная посуда (предков, нашего времени) и.т.д.


IV этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду по результатам проектной деятельности проводится научно – практическая конференция, где участники проекта, в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты на всеобщее обозрение. Мероприятие проходит очень интересно, детям нравится представлять свои работы жюри и зрителям. По итогам конференции детям выдаются дипломы и сертификаты.

Так же ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы разные по замыслу и предварительным эскизам детей. Лучшие рисунки участвуют в городском конкурсе “Олонхо глазами детей”.

Также в апреле или мае у нас в Якутске среди ДОУ проводится ставший традиционным конкурс “Туой тойук, дуорай хомус!”, где наши дети участвуют с постановкой отрывка из олонхо. Мы вот уже второй год ставим театрализованную постановку из олонхо “Ньургун Ботур Стремительный”. При подготовке к этому конкурсу идет большое взаимодействие детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по двуязычию, хореографии, изобразительной деятельности, музыкального руководителя. Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо по инсценированию олонхо.


Таким образом, данная технология хорошо вписалась в опытно – экспериментальную работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, и дала хорошие результаты. Мы это судим и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах. Так на городском конкурсе “Творческая мозаика” наши дети получили Диплом 1 степени за инсценировку олонхо “Ньургун Боотур Стремительный” (2011), коллективная работа с иллюстрациями олонхо получила победу в номинации “Лучшая книга-иллюстрация” (2011), постановка олонхо “Ньургун Боотур Стремительный” диплом I степени на благотворительном республиканском концерте “Северная звезда” (2012г.), на городском кинофестивале победа в номинации “Лучший короткометражный фильм” (2012г.), коллективная работа “Триединый мир” в конкурсе рисунков “Олонхо глазами детей” I место (2012г).


Литература.

1. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003. - 106 с.

2. Кларина, Л.М. Детская проектная деятельность / Л.М. Кларина// Игра и дети. – 2006. - №4. – С. 2 -3

3. Степанова О.Н., Филиппова. П.И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения / Степанова О. Н., Филиппова П.И. ; Ин – т повышения квалификации работников образования имени С.Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с

4. Чомчуук саас: ФГНУ “Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия )”№3 (23)2011. Ред.колл: Григорьева А.А., Николаева А. В., Ефимова Д.Г., Аммосова В. В., Иванова А.В.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В связи с этим для преодоления пробела в знаниях и представлениях детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре якутского, русского народов, учитывая данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, разработали технологию формирования поликультурной личности на основе приобщения к олонхо. Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время. Является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить. Не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.

В истории многовекого развития народ умел по всему воспитать и обучать, прививая им качества, умения. Навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли- воспитание реальной жизнью. Прогрессивные народные традиции воспитания обогащают теорию педагогики. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов: Я. А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, этнопедагогов доктора педагогических наук И. С. Портнягина, К. Д. Уткина, А. А. Григорьевой, педагога К. С. Чиряева, кандидатов педагогических наук Е. П. Чехордуной, М. И. Баишевой. Значение и роль фольклора в жизни любого народа велики. Это форма передачи народного опыта, и источник формирования национального характера и одно из средств воспитания детей.

В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.

В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. В эпосе народа Саха отражены все пласты духовной культуры. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

Философские воззрения в нем тесно переплетаются с космогоническими, мифологическими, религиозными. этнопедагогическими представлениями, а также, бытом и нравами народа.

Мы считаем, что наряду со сказками в ДОУ необходимо ознакомить детей с легендами, былинами, эпическими произведениями родного народа, которые являются кладезью народных идей и идеалов.

Поэтому хотим поделиться с проектом кружковой работы нашего МБДОУ Д/с №43 “ Улыбка” г. Якутска. Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей. На первый взгляд олонхо – не детское произведение. Но судя по опыту нашей работы, дети с удовольствием, всерьез начали увлекаться им.

Познавательно – творческий проект

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проблема – необходимость усиления работы по дальнейшей популяризации эпоса олонхо в контексте огромной ответственности перед будущими поколениями за сохранение и изучение этого уникального явления в мировой национальной культуре.

Цель проекта – создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха, для развития детского творчества; популяризация среди населения национальных культурных ценностей, эффективных форм их передачи детям дошкольного возраста.

• формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу олонхо;

• знакомить детей с содержанием эпоса олонхо, воплощать отдельные его фрагменты в театрально-творческой деятельности;

• развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;

• воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса олонхо.

Вид проекта : познавательно – творческий.

• По количеству участников – коллективный.

• По приоритету метода – творческий.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

1 этап – создание копилки

• Организовать экскурсию в краеведческий городской музей с целью ознакомления детей с якутскими народными традициями.

• Провести беседу о якутском национальном эпосе олонхо как хранилище исторических ценностей народа саха (демонстрация литературных изданий, иллюстраций, презентации).

• Детское творчество :

художественное творчество (рисунки, открытки, собственные иллюстрации к прослушанным фрагментам из эпоса олонхо);

музыкальное творчество (игры на хомус, якутские национальные песни, игры, хороводы);

театрализация фрагментов из эпоса олонхо;

конструирование, аппликация, лепка элементов якутского национального костюма (по иллюстрациям работ национальных мастеров).

физическое воспитание- подвижные игры, якутские национальные спортивные игры.

Васильев С. С., Олонхо для детей, Якутское книжное издательство, Якутск, 1982;

Лебедева Ж. К., Фольклор народов Крайнего Севера, Якутск, 1993;

Сивцев-Супрун Д. К., Якутские сказки, Якутское книжное издательство, Якутск, 1990.

слушание олонхо в исполнении Г. Колесова и отдельных исполнителей

Якутские народные песни, тойук, осуохай;

Якутская народная инструментальная музыка (в звучании якутских народных инструментов хомуса, шаманских этнобарабанов);

Галерея живописи и прикладного искусства:

Репродукции художников Якутии.

Иллюстративный материал к эпосу олонхо.

Фотоматериалы образцов народного прикладного творчества.

3 этап – модель проекта

Разработан следующий поэтапный способ решения проекта

Олонхо – исторические сказания (представление о культуре, языке якутов, понятия о трех мифических мирах в эпосе олонхо

Эрчимэн Бэргэн - герой эпоса олонхо (национальные игры как средство воспитания в детях чувства взаимопомощи, миролюбия)

Якутское национальное творчество (особенности национального творчества якутов; совместное творчество детей и родителей)

Словарик олонхо (по предложениям детей создать словарик понятий якутского быта и словарик олонхо

Ысыах (представление олонхо с участием детей, конкурсы национальных якутских игр.

основные принципы: - доступность, краткость и ясность изложения

наполненность ярким содержанием;

этапы реализации: - изучение текстового источника;

работа по определению в тексте максимально доступных и ярких сюжетов;

составление кратких рассказов – сказаний с сохранением стиля и языка изложения.

6 этап - продолжение проекта :

отражение в эпосе олонхо стремления якутов к мирной жизни и доброму соседству с другими народами

подготовить тематическую презентацию (творческое выступление)

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 1. Актуальность проекта Самым популярным и увлекательным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Составили: Васильева Н.В.

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к родной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

- формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- воспитание интереса и любви к родной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего народа.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Так как наш детский сад частный, здесь очень много детей посещают из разных национальностей.

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к родной культуре.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к родной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ЧДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

- дети в возрасте от 5 до 7 лет;- родители (законные представители);
Механизмы реализации проекта

- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки;

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбор житейских ситуаций;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- изготовление кукол к сказкам;

- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- проведение экскурсий различной направленности;

- организация вечеров с родителями, для родителей;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника).

Основные мероприятия проекта

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ЧДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр,

Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта.

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

4. 27 сентября День Республики – республика суверинитетын кунэ – утуе ба5аны уескэтэр кун.

5. Тереппуттэргэ аналлаах викторина «Якутия – 386 лет составе России.

Былыргы саха эр дьонноро туттар булт тэриллэрэ. Уол о5о а5атынаан бэйэ булт тэрилин онорон кемускээьинэ. (выставка)

Декабрь – ахсынньы — саамай тымныы, хараҥа ый үүнэрэ бэрт кыра кэм хаалла. “Кыһын Саха сириттэн саҕаланар” диэн фестивальга Тымныы Моруос оҕонньор кэлэн, кыһын буолбутун биллэриэҕэ.

Байыаннай хаамыы курэ5э.(сморт строя и песни)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олонхо - якутский героический эпос. Был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005г. Нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса - олонхо в современных условиях.

МБДОУ детский сад компенсирующего вида "Кустук"

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭПОСОМ ОЛОНХО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Воспитатель: Калачикова Валентина Михайловна

2. Развитие речи олонхо

3. Изобразительная деятельность и олонхо

4. Игровая деятельность

Олонхо - якутский героический эпос. Был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005г. Нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса - олонхо в современных условиях. В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращали свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо как сокровищницы вековой мудрости народа. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит духовной культуре народа, которая в силу своих особенностей способна влиять на духовное развитие личности, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы.

В нашем ДОУ разработали план работы, по изучению олонхо, целью которой является развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, развитие познавательных процессов, развитие способности мыслить свободно, творчески.

В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка. Педагогика олонхо включает основные факторы народного воспитания, выделенные доктором педагогических наук, профессором Г.Н.Волковым: природу (среда), игру, действие (труд), общение (во всех видах деятельности), традицию, быт, искусство народа. Дошкольный возраст благоприятен для начала обучения языку, культуре, различным знаниям. В это время ребенок более восприимчив к овладению ими.

Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. В современных условиях олонхосутов почти не осталась, и сами педагоги не знаем олонхо. Поэтому в первую очередь была поставлена задача - изучить и собирать литературы, материалы про олонхо. После изучения распределили материал олонхо по образовательным областям:

- взаимодействие с родителями

Задачи изучения олонхо:

- Выявить интерес к олонхо

- Создать микроклимат и условие для восприятия олонхо

- Обеспечить правильное усвоение текста

Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас. Сначала олонхо рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Чтобы заинтересовать детей мы попросили педагога дополнительного образования ДЦ "Кэскил" Федорову Марию Ивановну организовать кружок фольклора "Ньургуьун". Мария Ивановна обладает знанием, умением, навыком пересказа олонхо. На этом этапе дети слушали олонхо, в конце нарисовали из сюжета олонхо. Ознакомление с эпосом - олонхо в детском саду тесно связано с изодеятельностью. Прочитав отрывок из олонхо, рассматриваем картинки, рассуждаем, по содержанию дети рисуют эскиз. Передача образов олонхо в рисунке несет познавательную, воспитательную, эстетическую функции. Дети достигают определенного уровня знаний об олонхо, о главных героях, с помощью изобразительных средств создают образ в рисунке. И все это способствует разностороннему развитию детей. Также для изучения олонхо огромное значение имеет музыка. Народные песни якутов о природе, о жизни навевают на детей чувство родины. В старину каждый якут становится певцом, если сядет на быка или лошадь как гласит народная мудрость. К приходу олонхосутов в гости готовятся заранее. В этот вечер быстро управляются с домашними делами, сытно ужинают и всю ночь слушают олонхо. В песне они слышат образы человека айыы, адьарай, их сражения, родную природу, трех миров, перевоплощения и т.д. На этом этапе запланировали слушание отрывки из олонхо в исполнении Г.Г.Колесова и других певцов. Образ героев через музыку, пение "дьээ-буо" должен передать детям прекрасную музыку стихосложения. Пение "дьээ-буо" в олонхо занимает огромное значение. Каждый образ имеет свои своеобразные мелодии, темы.

Олонхо в дошкольных учреждениях можно и нужно показывать как спектакль. В нашем ДОУ готовятся к показу олонхо. Распределяются роли, дети учат слова из реплик, разучиваются танцы, готовятся декорации, костюмы, атрибуты.

У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала. У каждого якутского народа имеются игрушки, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. В детстве наши предки играли этими игрушками развивались в соответствии с природой. Все игры детей отражают заботу о домашних животных, об охоте, подготавливая к экстремальным условиям, к труду. Богатыри олонхо тоже с детства тоже с детства играли в разные игры, но в основном стреляли из лука, о чем могут рассказать их имена, например "Сильный игрок Эрчимэн " и т.д.

В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и игрушек очень велик, детские и классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры, основанные на эпосе-сделаны именно опираясь на них. Это игры-путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, кукольные и т.д. Например, в игре "Сонор" фишки в виде героев олонхо сложно сделать. Например, "Дьэрэкээн о5олор", "Алаа Мо5ус". Цель игры развитие словарного запаса, воображения, чувства сопережения у детей, внимания.

Таким образом игра помогает детям показать и воспроизвести смысл олонхо, развивает умственные способности. Усвоив и переиграв дети начинают самостоятельно строить пересказ.

Взаимодействие с семьей

Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения. При опросе родителей незначительная часть имела понятие об олонхо. Поэтому запланировали мероприятия с целью ознакомления с эпосом олонхо:

- подвижные якутские игры

- шитье и изготовление кукол-персонажей

- спектакль с силами воспитанников

- изготовление дидактических игр

Эпос-олонхо через игры, изобразительную, музыкальную деятельность детей может глубоко проникнуть в душу ребенка и иметь значительное влияние на воспитание.

Подводя итог своим суждениям и опираясь на опыты педагогов, можем сделать выводы, что последовательная работа по изучению олонхо героического эпоса народа саха должна развиваться, совершенствоваться.

Читайте также: