Анализ стихотворения некрасова в дороге кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым, когда он находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии. Краткий анализ “В дороге” по плану поможет их увидеть. Использовав его на уроке литературы в 10 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В дороге.
История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову было двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – это сюжетное стихотворение, его основу составляет рассказ ямщика, обрамлённый зачином и концовкой (диалог барина и ямщика).

Жанр – сюжетное стихотворение на гражданскую тему.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередованием мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой: используется парная, кольцевая и перекрёстная.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “учит грамоте, словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришло”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Таким образом, можно прийти к выводу, что данное стихотворение Н. А. Некрасова занимает достаточно большое место в его творчестве и в русской литературе в целом.

История создания

Историю в стихах, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой стихотворец показал свое произведение известному критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал эти стихи превосходными.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, воспитывалась вместе с дочкой помещика, она обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право и барин может распоряжаться людьми по своему усмотрению, простые люди будут несчастны.

Тема, основная мысль и композиция

Композиция

Стихотворение имеет зачин и концовку, а в центре находится монолог ямщика, его рассказ о жене.

Зачин – просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, выдав замуж за мужика. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной и от этого страдала и чахла.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, саркастически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд сюжете, глубоко трогает душу.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека, который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания. Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви. Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности. Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.

Это сюжетное стихотворение, один из первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря: он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства.

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “учит грамоте (чешет, моет), словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришлось”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Образы и символы


Лирический герой произведения устал от езды по дороге и попросил у ямщика, чтобы тот рассказал ему какую-нибудь интересную историю. Этот барин был не из тех, кто чурался разговора с простыми крестьянами. Он хотел узнать побольше о жизни разных людей, ему был интересен весь мир. Этого барина отличало его понимание и умение анализировать.

Однако ямщик не смог рассказать барину весёлую историю, так как его мучили мысли о жене. Сам он был обычным крестьянином, у которого на первом месте в жизни всегда стояли семья и дом. К сожалению, ему досталась женщина из семьи барина. Всю свою жизнь ямщик мучался от того, что его жена несчастна рядом с ним из-за другого воспитания и нравов.

Жена ямщика Груша с самого детства воспитывалась в барской семье. Господа могли дать ей хорошее образование и даже научили читать. Однако после смерти барина ей пришлось вернуться к обычной крестьянской жизни в деревне. Там её насильно выдали замуж за неотёсанного мужика, которого она совершенно не любила.

Девушка страдал не столько от работы, к которой она не привыкла, а от гнёта и насилия. Ей пришлось совершенно переиначить свою жизнь после смерти барина.

Возможно, девушка смогла бы воспитываться в обычной крестьянской семье, но прихоти господ всегда стояли на первом месте. Воспитанная и умная натура была в мгновенье растоптана жизненными обстоятельствами.

Ямщик на протяжении всей жизни с женой не понимал, почему она не может быть такой же, как и остальные крестьянки. Он поведал лирическому герою, что бил свою суженную только на трезвую голову, а это не считается. Мужик этот был неотёсанный, не любил над чем-то задумываться и жил только настоящим моментом. Он винил господ за то, что те испортили девушку. Хотя если и рассматривать то, в чём они виноваты, то это только в том, что не смогли её устроить нужным образом.

Некрасов представил подробную характеристику героев своего произведения. Благодаря подробному описанию жизни каждого, он заставил читателей сопереживать и прочувствовать те эмоции, которые испытывал каждый персонаж.

История написания

Именно это стихотворение стало переходом Некрасова на новую поэтическую ступень. В его произведениях всё реже можно было увидеть романтизм. Творец начал писать в реализме и старался затрагивать в произведениях социальные темы, которые были актуальными в то время.

Образы и символы

Барин и ямщик

Лирический герой произведения устал от езды по дороге и попросил у ямщика, чтобы тот рассказал ему какую-нибудь интересную историю. Этот барин был не из тех, кто чурался разговора с простыми крестьянами. Он хотел узнать побольше о жизни разных людей, ему был интересен весь мир. Этого барина отличало его понимание и умение анализировать.

Однако ямщик не смог рассказать барину весёлую историю, так как его мучили мысли о жене. Сам он был обычным крестьянином, у которого на первом месте в жизни всегда стояли семья и дом. К сожалению, ему досталась женщина из семьи барина. Всю свою жизнь ямщик мучался от того, что его жена несчастна рядом с ним из-за другого воспитания и нравов.

Жена ямщика Груша с самого детства воспитывалась в барской семье. Господа могли дать ей хорошее образование и даже научили читать. Однако после смерти барина ей пришлось вернуться к обычной крестьянской жизни в деревне. Там её насильно выдали замуж за неотёсанного мужика, которого она совершенно не любила.

Девушка страдал не столько от работы, к которой она не привыкла, а от гнёта и насилия. Ей пришлось совершенно переиначить свою жизнь после смерти барина.

Жена ямщика Груша

Возможно, девушка смогла бы воспитываться в обычной крестьянской семье, но прихоти господ всегда стояли на первом месте. Воспитанная и умная натура была в мгновенье растоптана жизненными обстоятельствами.

Ямщик на протяжении всей жизни с женой не понимал, почему она не может быть такой же, как и остальные крестьянки. Он поведал лирическому герою, что бил свою суженную только на трезвую голову, а это не считается. Мужик этот был неотёсанный, не любил над чем-то задумываться и жил только настоящим моментом. Он винил господ за то, что те испортили девушку. Хотя если и рассматривать то, в чём они виноваты, то это только в том, что не смогли её устроить нужным образом.

Некрасов представил подробную характеристику героев своего произведения. Благодаря подробному описанию жизни каждого, он заставил читателей сопереживать и прочувствовать те эмоции, которые испытывал каждый персонаж.

Проблематика стихотворения

Проблема непонимания дворян и крестьян

  1. Проблема непонимания. Когда лирический герой слушает историю ямщика, то он понимает, насколько нелёгкая жизнь началась у девушки, которую резко бросили из барского дома к обычным крестьянам. Однако ямщик считал, что его жену погубило воспитание, которое она получила в господском доме. В какой-то мере мужчина прав, но страна, в которой образованность и начитанность мешают обычной жизни, не имеет будущего. Некрасов считал Россию отсталой, так как в ней могли прожить только крестьяне.
  2. Проблема вседозволенности и безответственности. Бояре никогда не задумываются о судьбах других людей. Для них крестьяне являются низшим слоем общества, с которым стыдно даже дышать одним воздухом. Вся образованность и гуманность бояр улетучивается тогда, когда они начинают распоряжаться своими слугами. Однако никто не может наказать их за такое поведение.

Темы и настроение

Также стоит обратить внимание на тематику произведения. При помощи тем поднимается основная мысль, которую хотел донести автор до читателя:

  1. Трагизм судьбы человека. Главной темой произведения становятся те люди, которые не могут самостоятельно вершить над своей судьбой. Героиня стихотворения с самого детства привыкла к высшему обществу и красивой жизни. После смерти барина её вышвырнули из дома и совершенно не подумали о том, как она сможет адаптироваться к другим условиям. Вдобавок к этому девушку насильно выдали замуж. Никто не мог представить, что творилось на душе у героини, когда ей пришлось привыкать к тяготам крестьянской жизни.
  2. Тема любви. Ямщик любит свою жену, но из-за его воспитания это чувство не имеет возвышенных манер. Мужчина считает, что женщина должна работать наравне с ним, следить за хозяйством и во всём соглашаться с мужем. Он не видел смысла в чтении или прослушивании музыкальных композиций. Ему было не понять того, что чувствовала девушка, вышедшая из барской семьи. Для неё любовь была чем-то возвышенным и красивым. То, что считал любовью ямщик, для неё казалось отвратным и непотребным.

Произведение имеет печальное настроение, так как Груше уже никто и никогда не смог бы помочь. Стоит только задуматься, сколько таких женщин, брошенных на произвол судьбы, было в то время. Некрасов считал, что этот этап существования России является позорным и мерзким.

Основная идея

Обычную крестьянскую девушку по велению господ приучили к богатой жизни и хорошему образованию

Тема барского произвола была особенно актуальна в те времена. Обычную крестьянскую девушку по велению господ приучили к богатой жизни и хорошему образованию. Однако от этого она не перестала быть рабыней. Некрасов пытается показать читателям, что никто не может распоряжаться человеческой жизнью как вещью. Все имеют право на самоопределение. В настоящее время такие мысли не кажутся чем-то необычным, но для той эпохи они возникали только у истинных мыслителей.

Девушку выкидывают из высшего общества и возвращают обратно к крестьянской жизни, к которой она совершенно неприспособленна. Она обладала тем набором навыков, который сулил ей гибель. Поэт сравнивает две противоположные жизни: господскую и крестьянскую. Ямщик понимает всю ситуацию своей жены и сожалеет ей, так как её в своё время погубили дворяне. Гуманизм необразованных крестьян является полным противопоставлением псевдогуманности господ. Основной мыслью произведения становится то, что доброта́ должна подтверждать делом, а не быть только на словах.

Композиционные особенности

Стихотворение не отличается какой-то необычной композицией. В его содержании присутствует зачин и концовка. В первой части перед читателем предстаёт барин, который просит, чтобы ямщик рассказал ему интересную историю. Однако мужчина настолько погружен в мысли о своей жене, что может только рассказать о жизни с ней.

Ямщик повествует о Груше, которая была выброшена на произвол судьбы господами. Девушка совершенно не привыкла к крестьянской жизни. Она с детства читала и размышляла о чём-то возвышенном, и крестьянская жизнь с тем набором навыков, которые имела девушка, казалась ей невыносимой.

Жанр, направление и размер

Стихотворный размер — трёхстопный анапест. В произведении используется разная рифмовка, а также присутствует как мужская, так и женская рифма. При помощи такого приёма Некрасов смог в полной мере передать оживлённость разговора ямщика и барина.

Средства художественной выразительности

Произведение отличается малым количеством троп. Это объясняется тем, что в разговоре ямщика, из-за его необразованность, не могло взяться большого количества красивых слов. В стихотворении используются такие средства художественной выразительности, как:

– стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

– размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

– одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Стихотворный размер

– трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

– “
ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.


Анализ стихотворения В дороге

Анализ стихотворения В дороге Некрасова

2. Жанр произведения — гражданская лирика. Стихотворение представляет собой диалог между барином и ямщиком.

3. Главная идея стихотворения заключается в том, что помещики относятся к крестьянам, как к своим личным вещам. Господская прихоть искалечила судьбу крестьянской девушки. Из Груши сделали игрушку для помещичьей дочки. Ей дали дворянское образование и воспитание, приучили к праздному образу жизни. Никто даже не задумался о том, какое будущее ждет обычную крестьянку. Помещичья дочь вышла замуж и уехала в столицу. Это стало первым ударом по непонятному положению Груши.

4. Композиция. Стихотворение начинается с обращения барина к ямщику с просьбой рассказать какую-нибудь историю. Основная часть — грустный рассказа ямщика. Финальная строфа — восклицание барина, подводящее итог печальному рассказу.

5. Размер произведения — трехстопный анапест с чередующейся рифмовкой (перекрестная, парная, кольцевая).

7. Основная мысль произведения — между помещиками и крестьянами лежит громадная пропасть. Первым шагом для преодоления этой пропасти должна стать отмена крепостничества. Пока этого не произошло, все попытки искусственно сделать из крестьян образованных людей обречены на неудачу. Несчастная судьба Груши (да и ее мужа тоже) — яркий пример полной противоположности крестьянского и дворянского образа жизни.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Вывод

Некрасов без прикрас, на примере одной обычной крестьянской семьи, показал трагедию всего русского народа. Его бесправие, малообразованность, полную зависимость от господ.

Он смог обратить внимание на проблему беспредела, творящегося в господских домах, где из-за капризов, сиюминутных желаний, похоти и самодурства рушатся людские судьбы.

В этом смысле ямщик — необразованный мужик — оказывается понятливее и прозорливее господ. Некрасов наделил своего героя достаточным умом, что бы тот сумел сделать правильные выводы.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Значение стихотворения

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Реализм в творчестве Некрасова

  1. Название произведения.
  2. Описание композиции произведения (оно состоит из четырех частей).
  3. Тема обманутого народа в стихотворении. Кто в действительности строит железную дорогу.
  4. Художественные средства.
  5. Мнение школьника о стихотворении.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Знакомство с главной героиней

Средства художественной выразительности

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Два мира произведения

Моральная сторона трагедии

Изломанная судьба женщины

Может быть, она рассматривает портрет своего возлюбленного, который был мил ее сердцу, когда она находилась еще в барском доме? Однако это предположение не может быть оправдано психологически. Ведь жена-крестьянка не стала бы в присутствии своего мужа предаваться тоске по другому человеку. Вернее было бы сделать иное предположение — скорее всего, это портрет писателя или поэта, книга которого дорога для нее. Скорее всего, это тот человек, который вызвал в ней искреннее стремление к счастью, настоящей любви.

Тема, основная мысль и композиция

История создания

После того, как В. Г. Белинский прочитал данное произведение, он был потрясен. Несмотря на простоту и обыденность темы нелегкой судьбы крестьянства, Белинский поставил довольно высокую оценку написанному:

Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!

Жанр, направление и размер

Написано произведение в форме разговора ямщика. По жанру оно в каком-то смысле относится к ямщицким песням, восходит к фольклору и находится на стыке между лирическим и эпическим началом.

Размер – трехстопный анапест. Рифма оживленная и энергичная благодаря сплетению мужской и женской, а также наблюдается хаотичная рифмовка перекрестной, парной и кольцевой.

Образы и символы

Но дело в том, что и ямщику не до веселья, его тревожат мысли о своей жене, поэтому он ведает барину историю своей жизни. Это обычный крестьянин с традиционным набором ценностей: семья, дом, земля. Но все у него, не как у людей, ведь в жены ему досталась нетипичная дама. Все время он мучается от того, что она несчастна с его обществе, да и весь его набор жизненных установок для нее чужд.

Его жена, крестьянка Груша, была воспитана в барском доме, и имела возможность получить хорошее образование. Она научилась читать и даже обучилась игре на органе. Но после смерти господина и взросления барышни, при которой девушка была компаньонкой, утонченная и не приспособленная к физическому труду Груша была отправлена обратно в деревню, где ее насильно выдали замуж не по любви за грубого и неопрятного мужика. Все ее страдания больше не от работы, которую она не привыкла делать, а от насилия и бессилия, от невозможности управлять своей судьбой. Это умная, чувствительная и одаренная натура, которую хозяева только искалечили своим покровительством. Если бы она воспитывалась, как все, ничего бы этого не случилось, но приходи господ важнее, чем ее участь. Чувства и дарования девушки были растоптаны по очередному капризу.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека, который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания. Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви. Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности. Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.

Основная идея

Тема помещичьего произвола не нова для литературы тех лет. Героиня стихотворения, крестьянская девушка, по прихоти господина прикоснулась к мировой культуре и почувствовала себя человеком иного социального уровня, но, по сути, она осталась той же рабыней, и судьба доказала это очень убедительно. Смысл авторского послания потомкам состоит в том, что нельзя распоряжаться человеком, как вещью. Он имеет ум и чувства, сознание и волю, а, значит, имеет право на самоопределение и личную жизнь, которые согласуются с его выбором. Сейчас это очевидно, но тогда это понимали только передовые мыслители.

Средства художественной выразительности

Читайте также: