План урока биологии 6 класс разнообразие и происхождение культурных растений

Обновлено: 02.07.2024

Цель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения культурных растений.

  • расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;
  • показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений.
  • развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
  • формировать умение применять полученные знания в новой учебной ситуации.
  • расширение кругозора обучающихся;
  • воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И.Вавилова.

Вступительное слово учителя биологии (слайд 1, 2, 3) (приложение 1)

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.

Учитель биологии: прочитайте тему урока “Многообразие и происхождение культурных растений”

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе.

- Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

- Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю “приручения” диких растений и превращение их в растения культурные. А также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

В параграфе 47 на стр.180 (1 абзац ) найдите определения:

- какие растения называются дикорастущими?

- какие растения относятся к культурным?

- ради чего первобытные люди собирали растения?

Со временем люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодами, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор.

- Прочитайте на стр. 180 определение, что такое искусственный отбор

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция.

- Прочитайте в учебнике стр. 180 определение “селекция”.

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии, (слайд 4.5) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как зимняя красавица (слайд 6) относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужными человеку, называют сортом.

Учитель биологии: В н.в. во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.

Наше исследование мы начинаем с наших огородов (слайды 7,8,9)

На грядках так много привычных нам культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидор и т.д.

Диалог с детьми:

- У кого из вас есть огород?

- Какие растения растут на вашем огороде?

- Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Мы заслушаем выступления наших знатоков по данному вопросу.

Полученную информацию мы будем вносить в “Дневник исследователя”

Откройте ваши Дневники. Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

Раньше всех на российских огородах появились растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.

Название растения Время знакомства Откуда прибыло
Огурец

Учитель географии: Ребята, проверим, насколько внимательно вы слушали наших знатоков.

1. Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.

2.Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?

3. Корни какого растения больше всего содержат сахара?

4. Какое растение называют “Черным рисом”?

- Что же они привезли в Старый Свет?

- Какие новые растения?

- Как они попали на территорию нашей страны?

Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследователя (слайды 17,18,19,20)

Название растения Время знакомства Откуда прибыло
Кукуруза

Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название.

Какое растение в Италии называли “золотое яблоко”, а во Франции – “яблоко любви”?

Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?

Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по праву называют вторым хлебом.

Учитель географии: какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету.

Учитель биологии: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений? ( слайд 21) [BIO6_06-48]_[MA_01].SWF (объект “application/x-shockwave-flash”)

Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Учитель биологии: Вернемся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что - да, возможно.

- Известны центры происхождения КР. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

- Люди по-прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями.

Одно из направлений в развитии сельского хозяйства — это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосеменных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.

  • Гваюла (слайд 25,26)
  • Echinochloa (слайд 27)
  • Хохоба (слайд 28,29,30)
  • Спаржевый горох (слайд 31)

Мы ответили на наш вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастующие растения?

Ответ детей: да, можно.

Закрепление. (Загадки о растениях в стихах)

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая подружка,
Знаем мы тебя, . (петрушка)

Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.
От дождя я не растаю, угощу вас сладким чаем. (свёкла)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картошка)

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат. (Подсолнух)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Томаты)

7. Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

- Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

- О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?

Домашнее задание: (слайд 32).

На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые использует человек.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: обобщить знания о многообразии растений, их происхо­ждении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представле­ние о методах изучения вымерших растений.

Ключевые слова и понятия: автотрофы, гетеротрофы, эука­риоты, или ядерные, прокариоты, или доядерные; органические соединения, энергия солнца, ароморфоз, конкуренция; сине-зе­леные водоросли, цианобактерии; половой способ размножения, конкуренция; озоновый экран, риниофиты, псилофиты; папорот­ники, хвощи и плауны, мхи, голосеменные, покрытосеменные растения; экологическая ниша, палеонтология, палеоботаника, радиоуглеродный метод, эволюция.

Актуализация знаний

1.какие растения называют дикорастущими;

2.какие растения называют культурными;

3. где произрастают культурные растения.

4. Отгадайте кроссворд Дикие и культурные растения


Работа с кроссвордом.

По горизонтали:

2. Такие растения, как крыжовник, смородина, малина – называют . (кустарники)
3. Растения, у которых человек употребляет в пищу плоды, называют (плодовые)
4. Растения, из которых получают волокна, называют… (прядильные)
5. Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна), называют ….(зерновые)

7. Яблоня, груша, слива – фруктово-ягодные …. (деревья)
8. Помидор, огурец – растения ….(травянистые)

По вертикали:

1. Растения, которые человек выращивает на клумбах, цветниках, называют (декоративные)
2. Растения, которые выращивает человек, называют …. (культурные)
6. Лук, чеснок, капуста, картофель и др. – это растения….. (овощные)

Изучение нового материала.

Происхождение культурных растений. Многие виды растений чело­век использует для получения пищевых продуктов и лекарств, для кормления животных, производства тканей, бумаги, строительных и химических материалов, для украшения жилья. Жизнь человека без растений невозможна. Множество растений, используемых человеком, существует в природе в диком состоянии. Вот почему их называют ди­корастущими. Другие виды растений человек специально выращива­ет, выводит их сорта, то есть культивирует. Такие растения называют культурными.

Презентация Многообразие и происхождение культурных растений

Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зёрна, самые вкусные корни и плоды. Отбор, который производят люди, называют искусственным. Так было по­ложено начало растениеводству.

Из поколения в поколение изменялись качества возделываемых растений, они стали резко отличаться от дикорастущих. Этому способствовал искусственный отбор, который осуществлял человек.

Методы селекции растений

Селекционеры создали большое количество различных сортов поч­ти у всех культурных растений, которые оказываются более требова­тельными к условиям жизни, чем их дикорастущие предки. Для полу­чения богатого урожая им необходим специальный режим возделыва­ния: строго определённая вспашка почвы и глубина заделки семян, полноценный набор удобрений и своевременный полив, частая пропол­ка, уничтожение вредителей и предупреждение болезней.

Процесс окультуривания растений продолжается и в наше время. Совсем недавно облепиха была диким растением. Сейчас она часто встречается в садах большинства районов России, созданы новые её сорта. Недавно как ценная кормовая трава введён в культуру козлят­ник восточный, лекарственное растение женьшень выращивают на плантациях на Дальнем Востоке, в Корее и Китае.

Центры происхождения культурных растений. Многие культурные растения возделывают во всех странах, на разных континентах. Одна­ко каждое из этих растений имеет свою историческую родину — центр происхождения. Именно там находились их дикорастущие предки. Некоторые предшественники культурных растений давно вы­мерли, но немало их встречается и поныне в дикой природе.

Центры происхождения растений были открыты выдающимся рус­ским учёным Николаем Ивановичем Вавиловым. Он побывал в много­численных экспедициях по нашей стране и за рубежом — в Иране, Афганистане, Средиземноморье, Эфиопии, Центральной Азии, Японии, Северной, Центральной и Южной Америке. Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений. Из поездок им были привезены тысячи образцов семян. Большинство центров совпадает с древними очагами земледелия, чаще всего это не равнинные, а гор­ные районы.

Н.И. Вавилов определил семь основных центров как очаги проис­хождения культурных растений

Центры происхождения культурных растений

Самостоятельная работа.

Заполните таблицу

Центры происхождения культурных растений

Центр происхождения культурных растений

Растения, произошедшие из этого центра

Рис, огурец, апельсин, лимон, банан,чай

Соя, просо, хурма, конопля, инжир

Пшеница, рожь, овёс, дыня, горох, гречиха

Кофе, твёрдая пшеница, арбуз, сорго

Капуста, свёкла, морковь, лук, виноград, лён, масличное дере­во, петрушка, лён, редька

Тыква, фасоль, перец, табак, ананас

Кукуруза, картофель, какао, то­мат, арахис, хлопчатник, хинное дерево

Расселение растений. При переселении людей происходило распро­странение культурных растений на новые земли. Например, родина апельсина — горные тропические леса Южной Азии, а выращивается эта культура в основном в странах Средиземноморья — Италии, Тур­ции, Марокко. Родина каучукового дерева гевеи — тропические леса Южной Америки, а плантации этого растения находятся в Юго-Вос­точной Азии. Иногда новые растения привозили из военных походов. Много культурных растений попало в Европу после открытия Амери­ки. И в наши дни продолжается расселение культурных растений в но­вые места обитания. Среди них есть лекарственные, декоративные, эфирно-масличные, технические и многие другие.

Распространение плодов и семян

Сорные растения. Одновременно с выращиванием культурных рас­тений на обрабатываемых территориях формируются сорные растения.

Сорняки — особая группа растений. Их количество также огромно. Многие из них похожи на культурные растения своим внешнйм видом, ритмом жизни, но не дают полезной для человека продукции. С рассе­лением культурных растений из одних районов в другие происходит и расселение сопровождающих их сорных растений. Некоторые сорня­ки люди стали использовать как лекарственные растения (сушеница то­пяная, ромашка пахучая, мята, белена, василёк синий). Рожь, овёс и рыжик, бывшие сорняками, позже стали ценными культурными растениями.


Сорные растения: 1 — сушеница; 2 — белена; 3 — мята; 4 — василёк синий

Расселение сорняков происходит и в настоящее время. Около 30- 40 лет назад на территории европейской части России впервые появи­лось американское сорное растение галинсога из семейства сложно­цветных. Сейчас это повсеместный сорняк огородов и садов. Чуть рань­ше из Канады к нам попало полевое сорное растение мелколепестник канадский, теперь очень широко распространённое. Таких примеров можно привести много.

Галилео. Сорняки

Культурные растения произошли от дикорастущих видов. Каж­дое культурное растение имеет свою историческую родину — центр происхождения. Большое разнообразие культурных растений воз­никло в результате искусственного отбора, осуществляемого челове­ком. Метод выведения растений, ранее не существовавших в приро­де, называют селекцией.

Проверка знаний

Объясните причины разнообразия культурных растений.

Назовите отделы царства растений, к которым относятся культурные растения.

Приведите примеры известных вам сортов яблони и огурца.

Приходилось ли вам встречаться с сорными растениями? На­зовите некоторые из них.

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Многообразие и происхождение культурных растений ( 6 класс)

Цель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения культурных растений.

Образовательные:

расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

Развивающие:

развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;

формировать умение применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Воспитательные:

расширение кругозора обучающихся;

воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И.Вавилова.

Вступительное слово учителя биологии

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.

Учитель биологии : прочитайте тему урока " Многообразие и происхождение культурных растений”

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе.

- Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

- Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю "приручения” диких растений и превращение их в растения культурные. А также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

В параграфе 47 на стр.180 (1 абзац ) найдите определения:

- какие растения называются дикорастущими?

- какие растения относятся к культурным?

- ради чего первобытные люди собирали растения?

Учитель биологии:

Со временем люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодами, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор.

- Прочитайте на стр. 180 определение, что такое искусственный отбор

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция.

- Прочитайте в учебнике стр. 180 определение "селекция”.

Учитель биологии:

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии, (слайд 4.5) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как зимняя красавица (слайд 6) относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужными человеку, называют сортом.

Учитель биологии: В н.в. во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.

Наше исследование мы начинаем с наших огородов

На грядках так много привычных нам культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидор и т.д.

Диалог с детьми:

- У кого из вас есть огород?

- Какие растения растут на вашем огороде?

- Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Мы заслушаем выступления наших знатоков по данному вопросу.

Полученную информацию мы будем вносить в "Дневники исследователя” которые лежат у вас на столах.

Откройте ваши Дневники. Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны !

Раньше всех на российских огородах появились растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель географии : Ребята, проверим, насколько внимательно вы слушали наших знатоков.

1. Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.

2.Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?

3. Корни какого растения больше всего содержат сахара?

4. Какое растение называют "Черным рисом”?

Учитель географии:

Началась эпоха ВГО, - это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба вслед за Колумбом в Новый Свет отправлялись испанцы, португальцы, англичане, французы.


- Что же они привезли в Старый Свет?

- Какие новые растения?

- Как они попали на территорию нашей страны?

Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследователя

Закрепление:

Учитель географии:

Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название.

Какое растение в Италии называли "золотое яблоко”, а во Франции – "яблоко любви”?

Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?

Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по праву называют вторым хлебом.

Учитель географии : какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету.

Учитель биологии : Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос : для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений ?

Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Выступление обучающегося о Н.И.Вавилове

Учитель биологии : Вернемся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что - да, возможно.

Дети скажут .

- Известны центры происхождения КР. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

- Люди по-прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

Учитель биологии:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями.

Одно из направлений в развитии сельского хозяйства — это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосеменных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.

Мы ответили на наш вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастующие растения?

Ответ детей: да, можно.

Закрепление. (Загадки о растениях в стихах)

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая подружка,
Знаем мы тебя, . (петрушка)

Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.
От дождя я не растаю, угощу вас сладким чаем. (свёкла)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картошка)

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат. (Подсолнух)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Томаты)

7. Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

- Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

- О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?

Домашнее задание:

На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые использует человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока по биологии, географии и музыке: Многообразие и происхождение культурных растений.

Интегрированный урок "биология + география+ музыка" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

Цель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения культурных растений и содействовать развитию экологической культуры средствами музыки, представляющими образ природы.

Образовательные:

расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

познакомить с одним из центров происхождения культурных растений

показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

показать важность присутствия музыки в восприятии и понимании окружающей нас природы.

Развивающие:

развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;

формировать умение применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Воспитательные:

расширение кругозора обучающихся;

воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И.Вавилова.

Оборудование:

Карта мира, интернет – ресурсы

презентация, “Дневник исследователя”.

Вступительное слово учителя .

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии,географии и музыки.

Учитель : назовите тему сегодняшнего урока внимательно рассмотрев слайд.

“Многообразие и происхождение культурных растений”

Что же мы будем изучать сегодня? Какова же цель нашего урока ребята?

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе.

- Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

- Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю “приручения” диких растений и превращение их в растения культурные. А также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

-ради чего первобытные люди собирали растения?

- какие растения называются дикорастущими?

- какие растения относятся к культурным?

Чтобы ответить на эти вопросы и назвать группы вам необходимо выполнить упражнение: сравнить пары растений.(Работа с карточками)

Обратите внимание на то, где произрастают сравниваемые виды, какие условия для них необходимы, кто за ними ухаживает.

Делаем вывод: те растения, за которыми ухаживает человек, называются культурными. Дикорастущие растения название свое получили благодаря тому, что они растут везде и сами по себе. Для их развития, созревания, плодоношения не требуется вмешательство человека.

Со временем люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодами, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор.

- что такое искусственный отбор (на слайде)

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция.

- определение “селекция”. (на слайде)

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как зимняя красавица относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужными человеку, называют сортом.

биология: В н.в. во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

И так как мы с вами живем в деревне и у всех у нас есть огород, давайте вспомним :

Диалог с детьми:

- Какие растения растут на вашем огороде?

- Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Чтобы ответить на данные вопросы вы должны прочитать информацию о культурных растениях, вы должны прочитать параграф 30 учебника.

Полученную информацию мы будем вносить в “Дневник исследователя”

(Приложение 2), которые лежат у вас на столах.

Откройте ваши Дневники. Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

география:

Эпоха Великих Географических Открытий, - это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд ) вслед за Колумбом , открывать новые земли отправлялись испанцы, португальцы, англичане, французы . При возвращении домой они привозили с сбой диковинные для них растения: кукурузу, томат, подсолнечник, картофель.

география: какой из этого вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету.

биология: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Центры происхождения растений совпадают с местами, где в древности существовало земледелие. Переселяясь на новые места, люди сажали там культурные растения из других мест. Так происходило распространение культурных растений.

Выделяют восемь центров происхождения культурных растений:

Южноазиатский тропический (чай, рис, огурец, баклажан, лимон, апельсин, сахарный тростник, банан)

Восточноазиатский (просо, соя, хурма, вишня)

Юго-западноазиатский (рожь, ячмень, овес, мягкая пшеница, дыня, горох, черешня)

Передне-азиатский (инжир, миндаль, виноград, гранат, рожь, роза)

Эфиопский, или Абиссинский (кофе, арбуз, сорго, твердая пшеница)

Средиземноморский (редька, свекла, морковь, лук, виноград, капуста, лен, оливки)

Центральноамериканский (тыква, фасоль, перец, подсолнечник)

Южноамериканский (какао, кукуруза, помидор, ананас, арахис, картофель, хлопчатник).

А создателем теории о центрах происхождения культурных растений – является Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с биографией и научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Рассказ о Н.И.Вавилове (Приложение 4)

биология: Вернемся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что - да, возможно.

Дети скажут.

- Известны центры происхождения КР. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

- Люди по-прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

биология:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями.

А Зачем нужны цветы людям? Для многих цветы – Это эстетическое удовольствие, хобби, увлечение. В цветах можно найти бодрость и покой, возбуждение и снотворное. Цветы используются в косметологических и косметических целях. Экстракты цветов многих растений используются в медицине, например календула, ромашка, липа.

А слышали ли вы о таком растении как Сакура?

География: Сакура- это декоративная вишня, которая растет в Японии..

Где на карте находится Япония? Кто может показать?

Япония находится в Восточно- азиатском центре происхождения культурных растений. Где зародились просо, редька, яблоко, гречка, слива, соя, хурма и вишня.

Япония - островная страна, расположенная на дугообразном архипелаге, состоящем из 4-х крупных ( Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку) и более 6 тысячи мелких островов, которые изогнутой цепью около 3800 километров протянулись вдоль восточного побережья Азии. Японию называют страной восходящего Солнца. Солнце в центре ее государственного флага означает совершенство, расцвет государства. Столицей Японии является город- Токио.

Тектоническая активность вызывает интенсивную вулканическую деятельность на Японских островах. Некоторые высокие горы являются вулканами, самым большим является Фудзияма высотой 3776 метров над уровнем моря.

Декоративная вишня - сакура является национальным символом Японии. Несмотря на то, что традиция поклонения этому дереву имеет религиозное начало, сегодня праздник цветения сакуры отмечается всем населением страны независимо от религиозных убеждений.

Ребята я хочу вас сегодня познакомить с национальной песней Японии. Называется она Сакура. Послушайте внимательно песню.

А теперь давайте попробуем исполнить песню сами.

География: ребята, а теперь я попрошу вас ответить на вопросы по Японии , которые есть в ваших дневниках исследователя.

Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

– Нет, это красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

О чем они вели разговор?

Закрепление изученного материала.

От каких растений произошли культурные растения?

Культурные растения произошли от дикорастущих видов;

Чем обусловлено богатство культурных растений?

Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений;

Благодаря какой науке увеличилось многообразие культурных растений?

Многообразие культурных растений значительно увеличилось благодаря селекции;

Что или кто способствовал расселению культурных растений?

Человек способствует расселению культурных растений;

III. Стадия рефлексии

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Мне было на уроке интересно, потому что…………

-Я хочу еще узнать…………

Домашнее задание:

Заполнить таблицу до конца, используя материал учебника п.30

Дополнительное задание: найти сорта тех культур, которые не указаны в учебнике.

Если время останется

Работают в группах и выявляют центры и отмечают эти центры происхождения культурных растений и примеры культур на контурных картах.

Читайте также: