Что такое гусли кратко

Обновлено: 30.06.2024

цитра

Уникальность гуслей относительна, так как имеются сходные системы, например цитра, которая была популярна в XVII-XVIII веках в Германии и Австрии. Нужно отметить, что цитра, в свою очередь, попадает в род инструментов, произошедших от древнегреческой кифары. Можно считать, что и гусли имеют примерно тот же вектор исторического развития. Наибольшее распространение получили разновидности крыловидного типа. Академические гусли часто выполняют в 15-ти струнном варианте, сейчас их можно встретить в некоторых ансамблях.

  • лира (Греция);
  • арфа (Италия);
  • жетыген (Казахстан);
  • канон (Армения);
  • сантур (Иран);
  • кантле (Финляндия);
  • кокле (Латвия);
  • канклес (Литва) и др.

То есть у многих народов есть подобные инструменты. Исполнителей называют гуслярами . Некоторые известные артисты говорят, что нет лучше народного инструмента для аккомпанемента при исполнении вокальных партий. В русском духовенстве в начале ХХ века можно было встретить клавирообразные гусли: прямоугольный резонансный ящик, забитый крышкой, он лежал на столе, строй был фортепианный, поэтому игра облегчалась.

Строение и изготовление

Гусли довольно простой музыкальный инструмент, который состоит из корпуса и закрепленных на нем струн, которые натягиваются посредством колочной системы. Материал – древесина. Чаще всего это хвойные: ель, сосна, кедр, и др. Считается, что только в этом случае будет иметь место характерное, неповторимое звучание. Собирается резонирующая коробка, частями, используется клей или мелкие гвоздики. Нужно продумать, как и где будет расположено отверстие, без него невозможно объемное звукоизвлечение. Также проделываются вспомогательные отверстия. Роль деки здесь играет голосная доска, которая устанавливается на фронтальной части.

Принцип игры и строй


Как правило, можно встретить самоучители игры на звончатых гуслях. На них можно играть стоя или сидя. Во втором случае инструмент устанавливается ребром (боком) на колени и для удобство немного наклоняется к исполнителю. Легче всего найти песни и ноты под 9-ти или 12-ти струнные гусли. Академическая школа включает в себя и оркестры народных инструментов, поэтому имеет свою школу исполнения и многих известных артистов-гусляров (некоторые современные коллективы упоминают в своем творчестве этот инструмент, например Гуф Гусли). Оригинальные гусли производятся и применяются только в странах СНГ, в остальном мире используются другие похожие инструменты. То есть можно с уверенностью назвать русские гусли феноменом (иностранцы нередко называют их трапецевидными из-за характерной этнической формы).

Разновидности и типы гуслей

Крыловидные

крыловидные гусли

Шлемовидные

шлемовидные гусли

Лирообразные

лирообразные гусли

Имели широкое распространение на Руси, начиная с XI века, внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верней части. Туда помещается левая рука, а правая ударят по струнам в районе держателя. Инструмент упирался в бедро, хорошо, что можно было играть и на ходу. Количество струн: 5. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность . Стоят очень дорого.

Стационарные

стационарные гусли

  • клавирообразные;
  • столообразные;
  • прямоугольные.

Видео

Музыкальный инструмент гусли

Что такое гусли

Гулями называют старинный русский инструмент, относящийся к категории струнных, щипковых.

Музыкальный инструмент гусли

В древности существовало множество разновидностей инструментов, подобных гуслям:

    ;
  • кифара;
  • жетыген; ; ;
  • иранский сантур;
  • литовский канклес;
  • латышский кокле;
  • армянский канон.

Современные гусли представляют собой трапециевидную конструкцию с натянутыми струнами. Обладают громким, звонким, но мягким звучанием. Тембр – с переливами, насыщенный, напоминающий щебетание птиц, журчание ручья.

Старинное русское изобретение является неотъемлемой частью народных оркестров, ансамблей, используется музыкантами фольк-групп.

Устройство инструмента

Несмотря на обилие разновидностей, все модели обладают схожей конструкцией, основными деталями которых являются:

  • Корпус. Материал изготовления – дерево. Имеет три составные части: верхнюю деку, нижнюю деку, обечайку, соединяющую деки по бокам. Верхнюю деку делают из ели, дуба, на ней посередине располагается резонаторное отверстие, помогающее продлить звук, сделать сильнее, насыщеннее. Нижнюю деку мастерят из клена, березы, ореха. Передняя часть корпуса оснащена пластиной со штифтами, порожком для колков, подставкой. Изнутри корпус оснащен приклеенными вертикально деревянными брусками, усиливающими сопротивление, распределяющими равномерно звуковые колебания.
  • Струны. Сколько струн у инструмента, полностью зависит от его типа. Количество варьируется от нескольких штук до нескольких десятков. Струны протягиваются практически вдоль всего корпуса, закрепляясь на металлических штифтах.
  • Струнодержатель. Деревянный брусок, размещенный между натянутыми струнами и верхней декой. Помогает струне свободно вибрировать, усиливает звук.

Устройство гуслей

История

Гусли – один из древнейших инструментов планеты. Их история началась в незапамятные времена, точную дату появления на свет определить невозможно. Предположительно, на мысль о создании подобного инструмента древних людей натолкнула тетива лука: при сильном натяжении она издает приятный для слуха звук.

Схожие струнные инструменты имеются практически у каждого народа мира. В Древней Руси еще до появления письменных свидетельств гусляров изображали на рисунках. Старинные модели в большом количестве находили при археологических раскопках. Герои былинного эпоса (Садко, Добрыня Никитич) были опытными гуслярами.

Данный инструмент на Руси был всеобщим любимцем. Под него плясали, пели, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки. Мастерство изготовления передавалось от отца к сыну. Древесина, которую предпочитали в качестве основы – ель, клен-явор.

Старинные гусли

В XV-XVII веках гусли стали постоянными спутниками скоморохов. Их использовали в процессе уличных представлений. Когда скоморохи оказались под запретом, исчезли и используемые ими инструменты. Возродилось русское творчество с приходом к власти Петра Великого.

Долгое время гусли считались удовольствием для крестьян. Высшее сословие предпочитало благородное звучание скрипки, арфы, клавесина. Новую жизнь народному инструменту подарили в XIX веке энтузиасты В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский. Они сконструировали целый ряд моделей, от клавишных до щипковых, которые вошли в состав оркестров, исполняющих исконно русскую музыку.

Разновидности

Эволюция инструмента привела к возникновению множества видов, отличающихся количеством струн, формой корпуса, способом звукоизвлечения.

Крыловидные (звончатые)

Древнейшая разновидность русских гуслей, для которых применялось дерево явор (еще одно название старинных крыловидных моделей – яворчатые).

Крыловидные гусли

Наиболее популярны сегодня, обладают большими возможностями настройки. Количество струн различное, обычно 5-17. Звукоряд – диатонический. Струны располагаются веерообразно: расстояние между ними сужается по мере приближения к струнодержателю. Применение крыловидных моделей – исполнение солирующих партий, а также в качестве аккомпанемента.

Лирообразные

Называются так из-за сходства с лирой. Отличительная особенность – наличие игрового окна, куда исполнители помещали вторую руку для совершения манипуляций со струнами.

Лировидные гусли

Шлемовидные (псалтирь)

Шлемовидные гусли имели в запасе 10-26 струн. Играя на них, гусляр использовал обе руки: правой исполнял основную мелодию, левой аккомпанировал. Происхождение данной модели вызывает споры: есть версия, что они были заимствованы у народов Поволжья (существуют схожие в русскими чувашские, марийские гусли).

Шлемовидные гусли

Стационарные клавишные

Были сконструированы в начале XX века, основой являются прямоугольные гусли. Выглядят, как фортепиано: слева располагаются клавиши, справа – струны. Нажимая на клавиши, музыкант открывает строго определенные струны, которые должны звучать в данный момент. Диапазон инструмента составляет 4-6 октав, количество струн – 49-66. Используется преимущественно в аккомпанирующих целях, в оркестрах народных инструментов.

Стационарные клавишные гусли

Стационарные щипковые

Представляют собой металлическую раму достаточно больших размеров, внутри которой на двух уровнях натянуты струны. Рама размещена в специальном корпусе, оснащенном ножками – это позволяет ей стоять на полу, исполнитель стоит рядом.

Пользоваться таким инструментом непросто, зато он обладает большим спектром исполнительских возможностей, позволяя исполнять шедевры любой сложности, любого музыкального направления.

Стационарные щипковые гусли

Техника игры

В Древней Руси на гуслях играли сидя, укладывая инструмент на коленях, верхний конец упирался в грудь. Узкая сторона конструкции смотрит вправо, широкая – влево. Часть современных моделей предполагает, что музыкант исполняет произведение стоя.

Звукоизвлечение происходит при помощи воздействия на струны пальцами рук или медиатром. Правая рука затрагивает все струны одновременно, левая в это время приглушает звуки, которые звучат слишком громко.
Распространенные приемы игры – глиссандо, бряцание, флажолет, тремоло, сурдина.

Производствами гуслей занимаются маленькие предприятия, делающие продукцию на заказ. Музыкант может заказать инструмент, подходящий по габаритам под его рост, комплекцию – это значительно облегчит игру на гуслях.

Гусли: описание и разновидности

Несмотря на то что символом России обычно называют балалайку, гусли обладают гораздо более древней историей: первые воспоминания об этом музыкальном инструменте датируются еще VI столетием. Популярность неотъемлемой части народной культуры сохраняется и по сей день.



Что это такое?

Источником звука народного инструмента являются гибкие струны, каждая из которых настроена на свою высоту. Кстати, чем сильнее натягивается нить, тем выше она звучит. Касаться их разрешается как просто пальцами, так и медиатором. Данное устройство может отличаться по форме, количеству струн, габаритам и настройке. Стоит упомянуть и о том, что к гусле-струнным смычковым родственникам гуслей можно отнести арфу, кифару, лиру и псалтерий.



История появления


На Руси гусли использовались очень активно. Славянские музыканты выступали на праздниках, под их аккомпанемент рассказывались сказки, устраивались пляски, даже проводились кулачные бои. Слушать музыку гусляров предпочитали все: от крестьян до царей. Старинные гусли обычно изготавливались из ели или клена, а струны всегда делались из металла для получения особо яркого звука.


С XV по XVIII столетия на русских землях особую любовь обрели скоморохи, которые также играли на этом народном музыкальном инструменте. Однако с середины XVII века на артистов, периодически потешавшихся над церковью и власть имущими, начались гонения. Их ссылали и даже казнили, а музыкальные инструменты, в том числе и гусли, не просто запрещали, а уничтожали. Карательные меры были отменены лишь с воцарением на троне Петра I. Тем не менее когда Россия прорубила окно в Европу, салоны дворянства заполонили модные инструменты европейских государств, например: арфа и клавесин. Крестьяне же и низшие сословия сохраняли верность любимым гуслям.



При Екатерине II были созданы столовидные гусли, звучание которых считалось даже лучше, чем у клавесина. Народное устройство все чаще стало использоваться для исполнения итальянских арий и партитов. Развитие инструмента активно продолжалось до середины XIX века, после чего довольно быстро сменилось недолгим затишьем и последующим возрождением. К примеру, в 1914 году П. Фомин изобрел новую его разновидность – клавишные гусли.



Из чего делают?

Современные гусли могут быть сделаны из хвойных или твердых пород дерева. Ель, сосна и пихта серая подходят для извлечения звонких звуков, а ель, так вообще, обладает самой высокой резонансной способностью. К сожалению, они не отличаются длительностью эксплуатации, так как под воздействием нагрузки струн со временем теряют форму. Дорогостоящий бук хорошо держит колки, но дает довольно глухую акустику. Оптимальными вариантами считаются клен или явор, он же белый клен, а также ольха. Глубокий и мощный звук иногда в состоянии сгенерировать и дуб, а в Сибири довольно часто применяется кедр.



Устройство принято конструировать либо из обработанной доски, либо из деревянной колоды, расщепленной под нужные габариты. К наиболее важным характеристикам выбранного материала относятся скорость распространения звука и скорость затухания, а также резонансная способность. Во время конструирования корпуса учитываются твердость и упругость. При создании музыкальных инструментов особо ценится наличие старой древесины возрастом несколько десятков, а то и сотен лет. Наиболее искусные мастера даже собирают гусли из нескольких таких фрагментов разных пород. Звуки в старой древесине затухают быстрее, что дает возможность достичь выдающегося исполнения во время игры.

Также данный материал обладает очень глубоким тембром.


Устройство инструмента

Конструкция гуслей может быть дробленой или рамной. Первая является бюджетной и не требует клеевого соединения, зато вторая, дорогостоящая, отличается большей надежностью и позволяет создавать округлые формы. В основе любой разновидности инструмента лежат три ключевые детали: корпус, держатель струн и колки. Остов состоит из пары дек, одной сверху и одной снизу, скрепленных между собой рамкой. На верхней деке обязательно присутствуют резонаторное отверстие, стальная пластинка с крепежными элементами, подставка и порожек.



Полая область позволяет усилить звук и увеличить промежуток его звучания. Штифты необходимы для крепления струн. Подставка и порожек, выполненные из твердых пород дерева и содержащие посередине ладовую пластинку, определяют уровень высоты металлических прутьев. Цилиндрические колки, необходимые для придания требуемого положения струнам, также делаются из металла. Их диаметр составляет 0,7 сантиметра, а длина не выходит за границы 5–6 сантиметров.

Изнутри к обоим декам для усиления сопротивления и равномерного звучания приклеиваются бруски из дерева, называемые пружинами. Струнодержатель обычно представляет собой металлический пруток или трубочку из прочной стали. В современных устройствах струны конструируются из особых сортов стали. Они могут отличаться длиной и сечением от 0,30 миллиметра до 0,70 миллиметра. Мензура гуслей, то есть рабочая длина струны, рассчитывается индивидуально для каждой модели.



Разновидности

Современные гусли бывают крыловидными или же крылообразными, шлемовидными или шлемообразными, лировидными и стационарными. Стационарные, в свою очередь, подразделяются на клавишные и щипковые.

Крыловидные

Крыловидные гусли, известные в народе как яровчатые или звончатые, сегодня считаются наиболее популярными. Ранее чаще всего создавались девятиструнные и четырехструнные модели, но сегодня количество звучащих нитей может достигать от 5 до 18. Нынешние музыканты умеют настраивать крылообразный агрегат 12 разными способами. Игра на нем осуществляется главным образом путем бряцания правой рукой, хотя также возможны выщипывание отдельных струнок и тремоло. Особой чертой инструмента является наличие тонкого открылка, осуществляющего поддержку левой руки.


Шлемовидные



Лировидные


Стационарные

Категория стационарных гуслей объединяет клавишные и щипковые модели, обладающие хроматическим звукорядом. Их особенность заключается в фиксации на определенном месте для облегчения игры. Внешне инструмент может напоминать клавир, быть столообразным или прямоугольным. Музыкант может сидеть или стоять возле установки и использовать для игры обе руки.



Щипковые

Щипковые гусли выглядят как стальная рамка, на которой в два уровня натянуты струнки. Она, в свою очередь, закрепляется на деревянной основе с ножками. Диапазон щипковой разновидности соответствует диапазону клавишной. Играть на ней следует двумя руками.


Концертные

Клавишные гусли, так же известные, как концертные, обладают охватом звуковысот от 4 до 6 октав. Количество звучащих прутиков на устройстве с клавишами – от 49 до 66, причем наибольшее количество приходится, как правило, на оркестровые модели. Устройство оборудовано специальной системой с 12 клавишами, как у фортепиано. При нажиме на них доступными становятся только те струнки, которым и требуется зазвучать.

На концертных инструментах чаще применяют арпеджиато от нижних звуков к верхним.


Электронные

Любители современных технологий вовсю наслаждаются электронными гуслями с подзвучкой, хотя многие гусляры даже не воспринимают их всерьез. Обычно их стилизуют под этнические модели и оборудуют гитарными колками.



Другие

Под академическими, или звончатыми, обычно подразумеваются измененные крыловидные гусли: без крыла и с большим количеством струнок. Также у них смонтирована специальная подставка возле колок. Во время игры левой рукой обычно фоново происходит выщипывание, а правая ведет мелодию. Перекрестные гусли были разработаны в середине прошлого века. Они представляют собой инструмент с очень сложной акустической системой, обладающий крупными габаритами и 50 струнами.



Как правильно выбрать?

Перед покупкой гуслей есть смысл оценить звучание нескольких их разновидностей, как минимум: фольклорных, академических и многострунных. Сделать это можно не выходя из дома, поискав в интернете видеоролики с записями музыкантов. Далее стоит определиться с бюджетом, ведь если цена маленьких детских гуслей обычно ограничивается парой тысяч, то в случае с некоторыми взрослыми речь идет уже о нескольких десятках тысяч. Каждый материал, применяемый для создания данного музыкального инструмента, имеет как свои плюсы, так и минусы. Выбор также делается между дробленой и рамной конструкциями.



Размер гуслей подбирается в зависимости от цели использования приспособления. Для начинающих больше подойдет универсальный инструмент, а для профессиональных музыкантов, возможно, более удобным окажется образец на ножках. По желанию можно подобрать устройство с необычной формой звукового отверстия, интарсией или звукоснимателем. Из всех разновидностей наиболее подходящими для начинающих принято считать гусли семиструнные.



Как играть?

Современная школа игры на гуслях позволяет исполнять музыку и сидя, и стоя. В первом случае инструмент обычно подвешивается на веревочку или ремень, а во втором – ставится на слегка раздвинутые колени с легким наклоном в сторону корпуса. Верхний угол обычно принято прижимать к груди. Сидеть нужно на половине подходящего по высоте стула с прямой осанкой, опираясь ступнями об пол. Устройство можно также просто положить на колени или разместить на столе. Пальцы, поставленные возле резонаторного отверстия, слегка сгибаются.



К струнам должны прикасаться именно их подушечки. Вниз по струнам приходится бить ногтем указательного пальца, а вверх – ногтем большого.



В принципе, играть на гуслях получится и медиатором – небольшой овальной пластинкой из кости или пластика, обладающей заостренным углом. Его длина не превышает 25 миллиметров, а ширина – 20 миллиметров. Касаться струн можно обоими концами медиатора: заостренный даст резкий звук, а округлый – более мягкий. Держать вспомогательное устройство надлежит между первыми фалангами указательного и большого пальцев правой руки.



Первые уроки игры на инструменте обычно знакомят с разнообразными приемами извлечения звуков. Бряцание принято получать, поочередно ударяя медиатором по стрункам вверх и вниз, а глиссандо – скользя им же по открытым струнам. Арпеджио требует последовательно воспроизводить звуки, входящие в аккорд: от низких к высоким или наоборот. Пиццикато — это проигрывание отдельных звуков или аккордов: делать это нужно при помощи щипков правой или левой рукой. Наконец, легкие удары медиатором по струнам вверх и вниз позволяют получить тремоло.




Настройка инструмента происходит в мажорной тональности согласно его строю. Пользоваться для этой цели удобно специальной программой, воссоздающей хроматический тюнер. Настраивать гусли всегда следует от первой (самой длинной) струны, то есть ноты соль. Начинающим гуслярам рекомендуют начать с исследования, какая нота звучит на какой струне, а также запоминания ее латинского обозначения. Также на первых уроках запоминаются аккорды, возможные для воспроизведения на конкретном инструменте, и постановка пальцев для их получения.



Как ухаживать?

Чтобы гусли служили долго и бесперебойно, их надлежит содержать при температуре от 20 до 25 градусов. Если в квартире наблюдаются температурные скачки, на которые плохо реагирует дерево, инструмент лучше оставлять в чехле или кофре. Устройство не следует располагать возле батареи или же под солнцем у окна. В зимнее время, занося гусли с мороза в тепло, им необходимо дать время привыкнуть около получаса или даже часа, после чего переходить к игре. Оптимальная влажность, подходящая для гуслей, не выходит за границы 50–60%. Повышение показателя приведет к разбуханию древесины, а понижение – к возникновению трещин.

Кстати, весной и осенью, когда в помещении наблюдается повышенная влажность, стоит убирать агрегат в чехол.



Перед игрой на гуслях рекомендуется тщательно мыть и вытирать руки, а после игры – протирать струны сухой тряпочкой. По мере загрязнения металлических нитей их рекомендуется обрабатывать специальным средством. При необходимости корпус инструмента протирается сухой тряпочкой либо увлажненной с добавлением нескольких капель моющего средства. Однако если поверхность покрыта лаком, то делать это категорически не рекомендуется – лучше задействовать специальные воски и масла. Подойдет также полироль, способная даже сгладить микроскопические трещины.


Научные доклады

Доклад по музыке про гусли кратко поможет Вам подготовиться к занятию, и Вы узнаете много полезной информации об этом древнейшем инструменте. Доклад про гусли можно дополнить интересными фактами.

Что такое гусли?

Гусли — это древнейший щипковый струнный музыкальный инструмент. В России под ними подразумевается некая разновидность лежачих арф. Они существовали на территории Украины, Литвы, Беларуси, России, Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и других европейских стран (где имели свое самобытное название). И в каждой стране они имели свои особенности. Между собой они были схожи веером струн, струнодержателем, колковым рядом и резонатором под струнами по всей длине.

Гусли: история для детей

Точно сказать, кто придумал гусли, и когда это произошло невозможно. В истории финского кантеле, славянских гуслей, латышских кокле, эстонской каннели, литовского канклеса есть только догадки и предположения. Встречаются мнения, что этот струнный инструмент пришел к нам с Китая, где был известен струнный инструмент гуцинь задолго до Рождества Христова. Согласно другой версии лироподобные инструменты были завезены в свои колонии римлянами.

В далеком IX веке их делали из долбленой сухой доски клена или ели. С появлением металлически струн гусли зазвенели. Мастера-умельци столетиями передавали секрет изготовления инструментов своим ученикам. Гусельные наигрыши и песни любили слушать не только простые жители, крестьяне, но и цари. Однако гусляре часто нелестно отзывались о правителях в своих песнях. Поэтому возникали гонения на гусляров. Со временем этот щипковый инструмент из архаичного превратился в сценический профессиональный инструмент с уникальным звучанием.

На сегодняшний день каждый оркестр народных инструментов в своем составе имеет щипковые гусли: клавишые и столовидные. Их звучание придает оркестру колорит древних звонов.

Гусли: виды инструментов

Выделяют такие виды гуслей:

  • Звончатые. Это самые простые и древние гусли. Трапециевидный или треугольный ящик ставился при игре на колени. Количество струн варьировалось в количестве от 7 до 13. Когда звончатые гусли вошли в состав симфонического оркестра, то сразу стаи видны их недостатки: малый диапазон. Тогда было решено строить гусли разных размеров.
  • Щипковые. Оснащены 60 струнами, которые охватывают 5 полных октав. Музыкант играет на гуслях двумя руками, одновременно ведя мелодию на тонких и басовых струнах. Они могут воспроизводить многоголосные сложные произведения.
  • Клавишные. Это самый молодой вид гуслей, который появился в ХХ веке. Они создаются в 4-ех размерах: пикколо, прима, альт, бас. Издают полный, насыщенный, приятный звук.

Как звучат гусли?

Данный самобытный инструмент может издавать мелодичный и нежный голос, может передать журчание ручья и птичье пение, изобразить колокольный перезвон. Источником звука являются гибкие натянутые струны. Каждая из них настроена на нужную звуковую высоту. Она извлекается медиатором или подушечками пальцев. На разных гуслях используются свои приемы звукоизвлечения: арпеджио, бряцание, пиццикато, глиссандо, тремоло.

Читайте также: