Педагогические взгляды плутарха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нельзя переоценить значение трудов, написанных античными мудрецами, их открытий и прочего наследия, доставшегося человечеству с тех времен. К сожалению, многие произведения не сохранились до наших дней, и это серьезная утрата. Однако нет смысла жалеть о том, чего нельзя изменить, действовать следует, исходя из сложившейся ситуации. По крайней мере, так утверждали сами древнегреческие и древнеримские мудрецы, к числу которых относится и Плутарх из Херонеи.

Детство и юность

О детстве древнегреческого писателя и философа известно мало. Родился он в 46 году нашей эры. Родители мальчика, хотя и были людьми обеспеченными, но к аристократам или другим привилегированным сословиям не относились. Тем не менее, этот факт не помешал Плутарху и его брату Ламприю читать книги и получить хорошее образование в Афинах.

Обучаясь философии, риторике и математике, Плутарх сдружился с учителем Аммонием – приверженцем учения Платона. Эта дружба привела к тому, что по окончании обучения Плутарх вместе с братом и учителем отправился в Дельфы.

Портрет Плутарха

Портрет Плутарха

Целью этого путешествия было личное знакомство с культом Аполлона, а также деятельностью оракулов и пифий. Это событие серьезно повлияло на молодого Плутарха, в последующие годы он не единожды вспоминал об этом (в том числе, и в своих произведениях).

Вернувшись обратно в родной город Херонеи, Плутарх поступил на государственную службу, став архонтом-эпонимом. Первым заданием молодого архонта был доклад проконсулу провинции Ахайя о требованиях жителей города. Успешно справившись с поручением, Плутарх продолжил работу общественным деятелем.

Философия и литература

Плутарх всегда считал себя последователем учений Платона. Тем не менее, правильнее будет его отнести к эклектикам – приверженцам течения, полностью сформированного уже после смерти Плутарха александрийским философом Потамоном.

На формирование взглядов Плутарха влияло много факторов, среди которых платоник Аммоний сыграл главную роль. Однако стоит отметить, что еще во время обучения будущий философ успел завести знакомства с перипатетиками (учениками Аристотеля) и со стоиками. И если последователи Аристотеля показались ему более-менее убедительными, то стоиков, как и эпикурейцев, Плутарх в дальнейшем серьезно раскритиковал.

Философ Плутарх

Философ Плутарх

При описании жизни философ свободно оперировал фактами, утверждая, что пишет биографию, а не историю. Главной же задачей данного сочинения являлось знакомство с великими деятелями прошлого и несло в себе чисто воспитательных характер. К слову, в оригинале было больше пар для сравнения, однако некоторые не сохранились.

Личная жизнь

Бюст Плутарха

Бюст Плутарха

Когда сыновья подросли, Плутарх решил самостоятельно заняться их обучением. Позже в число его учеников входили и дети других горожан. Это натолкнуло философа на мысль обучать людей по всей стране, чем он и занялся.

Смерть

Точная дата смерти философа неизвестна, однако, предположительно, это произошло в промежутке с 125 по 127 год. Умер Плутарх по естественной причине – от старости. Произошло это в его родном городе Херонеи, но похоронили Плутарха в Дельфах – согласно завещанию.

Памятник Плутарху

Памятник Плутарху

На месте захоронения философа поставили памятник, который археологи обнаружили в 1877 году, во время раскопок. Плутарх оставил после себя добрую память – именем философа названы многочисленные биографии великих людей, а также кратер на видимой стороне Луны.

Становление философской мысли, в недрах которой развивались педагогические идеи, происходило под сильным и непрерывным влиянием эллинской традиции. От этой традиции отталкивались ее критики и сторонники.

Одним из первых представителей римского просвещения был Катон Старший (234-149 гг. до н. э.). Будучи эллинофобом, он, тем не менее, опирался на греческие каноны при составлении римской риторики. Катон особенно настаивал на продолжении римской традиции домашнего воспитания. Он сам обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике.

Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не прибег к его услугам (“не подобает рабу бранить моего сына”). В присутствии ребенка Катон избегал непристойных выражений. Он охотно играл с детьми.

Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Полноценного образования достойны немногие, – говорил Цицерон, – большинство же нуждается прежде всего в “хлебе и зрелищах”.

Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума.

Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это – всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I-II вв.

Римский политический деятель, философ и писатель Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.), критиковал формализм школьной системы, при которой воспитывается “ум, но не душа”. Он считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность (“пусть говорит он (ученик) сам, а не его память”).

Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в “Письмах на моральные темы” и в “Нравственных письмах к Луцилию”.

“Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла”, – писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной “норме”) посредством назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории.

Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал правильным каноном образования “семь свободных искусств”.

Он писал: “Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его – деньги… Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?”

Крупный мыслитель той же эпохи, яркий представитель эллино-римской культуры Плутарх (ок. 45 г. – ок. 127 г. н. э.) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье.

Супруга Плутарха отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало “подымать руку на святыню”.

С этими идеями перекликается трактат так называемого Псевдо-Плутарха “О воспитании”, где также даются советы проявлять мягкость к “благонравным детям”, матери оставаться кормилицей собственных детей.

Псевдо-Плутарх выдвигал идею “всесторонне обученного человека” в духе требований образованного римского общества. По сути, предлагалось дать “беглое” знание тогдашних наук, то есть формировать дилетанта.

Яркая фигура римской философской и педагогической мысли – Квинтилиан (42 г. -ок. 118 г. н. э.). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия: сочинений Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Цицерона и др. Главный труд Квинтилиана “Ораторское образование”. Из 12 книг трактата наиболее известны две: “О домашнем воспитании мальчика” и “О риторическом обучении”.

Размышляя о природе человека, Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая однако такие свойства единственными (дети “от природы склонны к худшему”).

Справляться с дурными наклонностями помогает воспитание. Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.

Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – “драгоценный сосуд”, с которым надо обращаться бережно и уважительно.

Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в “неблагопристойных местах”. Нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества.

Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Она должна обладать достойными нравственными качествами. Надо, чтобы учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Отталкиваясь от педагогических идей Плутарха, Квинтилиан однако настаивал на необходимости такого образования, которое было бы полезно обществу.

Цель воспитания он видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Квинтилиан отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним (“свет хорошей школы лучше одиночества семьи”). Он утверждал, например, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения “зачастую бывает причиной добродетелей”.

Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что ученики-тупицы – на совести педагогов.

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора (“поэтами родятся, а ораторами становятся”). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения.

Первой ее ступенью было домашнее обучение. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать малыша от домашних учителей-полузнаек.

До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской грамматикой и частично греческой грамматикой (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, в таком случае в дальнейшем легче усваиваются правила родного языка).

В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать у ребенка интерес к знаниям “похвалой” и “забавами”, чтобы “он не возненавидел ученье”. Но при этом надо соблюдать определенную меру (“золотую середину”).

В программу первоначального школьного обучения входил ряд предметов. На первом месте стояли грамматика и стиль, мораль, начала математики, музыка.

Обширная программа по названным и другим предметам предлагалась в грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. Грамматическая школа предусматривала изучение нескольких учебных дисциплин одновременно, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими.

Главным предметом считалась грамматика. В риторической школе основным предметом была риторика, под которой понималось “искусство красноречия”.

Обучение следовало вести индуктивным путем – от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития “точности” памяти. Таков, например, был “топологический прием”, когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков “мест для запоминания”.

Вначале педагогическое знание развивалось в философской мысли. Оно стало основой обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал, которые в последующем и дали начало педагогике как науке. Педагогические идеи развивались в философских учениях древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других античных философов, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Демокрит(460-370 до н.э.) - ученый-энциклопедист, стал одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал 'развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания.

По дошедшим до нашего времени фрагментам сочинений Демокрита можно отметить, что он разрабатывал все отрасли знания того времени: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Демокрит высказал и ряд педагогических идей:

Нравственным человеком Демокрит считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Демокрит одним из первых выдвинул идею природосообразности воспитания.

Сократ(469 или 470-399 до н.э.) - видный философ, посвятивший свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны по описанию в трудах его учеников - Ксенофонта и Платона.

Педагогическими принципами Сократа являлись отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.

Совершенное государство Платона основано на разделении труда между разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души: разумной, волевой и чувственной. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированны х. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Отметим, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных влияний. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и этим самым укреплять разумную часть души.

Платон был не только теоретиком педагогики, но и практиком. В 378 г. до н. э. он основал в окрестностях Афин философскую школу - Академию, которой сам руководил и которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды педагогических идей Платона. В этой Академии получил философское образование Аристотель.

Педагогические воззрения Аристотеля связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическая, нравственная, умственная, которые, по убеждению философа, неразрывны.

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию:

- С 7 до 14 лет - воспитание под контролем государства (физическое и умственное воспитание, цель воспитания - формирование добродетели).

- от 14 до 21 года - умственное, эстетическое, нравственное воспитание (выработка привычек и навыков нравственного поведения).

Главная цель воспитания, по Аристотелю, - нравственное развитие личности, воспитание чувства собственного достоинства и чести, храбрости, мужества. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот; которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Аристотель уделял большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Умственное воспитание, по мнению Аристотеля, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Однако детей следует обучать этим наукам не столько в интересах получаемой от этого пользы, сколько потому, что такое обучение расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Он выделял три основных фактора: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликея (335 г. до н. э.), просуществовавшей несколько столетий.

Аристотель оказал определяющее влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Педагогическая мысль Древнего Риманашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Главной задачей воспитания провозгласил моральное совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения он считал философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя, и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания называл самодвижение к божественному идеалу, а основным средством воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.

Вначале педагогическое знание развивалось в философской мысли. Оно стало основой обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал, которые в последующем и дали начало педагогике как науке. Педагогические идеи развивались в философских учениях древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других античных философов, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Демокрит(460-370 до н.э.) - ученый-энциклопедист, стал одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал 'развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания.

По дошедшим до нашего времени фрагментам сочинений Демокрита можно отметить, что он разрабатывал все отрасли знания того времени: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Демокрит высказал и ряд педагогических идей:

Нравственным человеком Демокрит считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Демокрит одним из первых выдвинул идею природосообразности воспитания.

Сократ(469 или 470-399 до н.э.) - видный философ, посвятивший свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны по описанию в трудах его учеников - Ксенофонта и Платона.

Педагогическими принципами Сократа являлись отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.

Совершенное государство Платона основано на разделении труда между разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души: разумной, волевой и чувственной. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированны х. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Отметим, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных влияний. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и этим самым укреплять разумную часть души.

Платон был не только теоретиком педагогики, но и практиком. В 378 г. до н. э. он основал в окрестностях Афин философскую школу - Академию, которой сам руководил и которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды педагогических идей Платона. В этой Академии получил философское образование Аристотель.

Педагогические воззрения Аристотеля связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическая, нравственная, умственная, которые, по убеждению философа, неразрывны.

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию:

- С 7 до 14 лет - воспитание под контролем государства (физическое и умственное воспитание, цель воспитания - формирование добродетели).

- от 14 до 21 года - умственное, эстетическое, нравственное воспитание (выработка привычек и навыков нравственного поведения).

Главная цель воспитания, по Аристотелю, - нравственное развитие личности, воспитание чувства собственного достоинства и чести, храбрости, мужества. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот; которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Аристотель уделял большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Умственное воспитание, по мнению Аристотеля, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Однако детей следует обучать этим наукам не столько в интересах получаемой от этого пользы, сколько потому, что такое обучение расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Он выделял три основных фактора: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликея (335 г. до н. э.), просуществовавшей несколько столетий.

Аристотель оказал определяющее влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Педагогическая мысль Древнего Риманашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Главной задачей воспитания провозгласил моральное совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения он считал философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя, и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания называл самодвижение к божественному идеалу, а основным средством воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.

Читайте также: