Проект о природе для начальной школы

Обновлено: 30.06.2024

Поэтапно
Этап 1. Подготовка. Погружение в проект.
Этап 2. Проектирование.
Этап 3. Практический.
Защита проекта. Продукт проекта.
Этап 4. Контроль и оценивание.

Здравствуйте ребята.
Дети рассаживаются за 4 стола по группам. Вспомнить правила работы в группе. Приложение 1. В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.
План
Группа 1 – Зелёный мир
Цветы нашего края.
Лесная страница.

5ученик. Пишет он и об яблоньке, и об ели. Каждому дереву, кустику, цветочку, травинке он радуется, разговаривает с ними.
Вывод
Чему нас учит лес, луг, поле?- задавался этим вопросом писатель. И отвечал: доброте. От общения с природой человек делается мягче, внимательней, отзывчивей, зорче. У него пробуждается память, освежаются чувства, даруются новые силы.
Наша группа просит вас читать книги Василия Бочарникова. Это кладовая любви к лесу, знания о зелёном друге.
Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Оценка. Если вам понравилось выступление 1 группы покажите фишкой.
Вывод: Ответы детей.

Имитируем полёт птицы-ласточки.
Плавательные движения рыб - окуня, движения зверей – медведя, движения амфибий и рептилий – лягушки.

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает. Берегите лес! Берегите природу!


1ученик. Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!
2ученик. Отряд! Наш девиз!
Все пройдем – леса и горы,
Путь наш труден и тенист.
Охранять природу будем:
Каждый кустик, каждый лист!
Отрядную песню запевай!

4ученик. Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Учим все вместе.
А мы идем, шагаем по Земле,
И долго нам идти по ней,
А на земле растут цветы,
Деревья и кусты.
Беречь природу нужно нам,
Чтоб лучше наша жизнь была,
И всех друзей с собой мы позовем,
Зверей и птиц всех вместе соберем,
Природу сохраним.
Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Ответы. Ребята читали стихи наизусть, спели песню, очень выразительны и другие ответы.
Оценка. Если вам понравилось выступление 4 группы, покажите фишкой.

Итог занятия Результаты. Возможность использованного накопленного материала на уроках и во внеурочной деятельности.
Этап 6.
Оценка Результатов.
Участники делятся мнениями, отвечают на вопросы, оформляют таблицу. Приложение 19.
-Соответствует ли выполнение проекта задуманному плану?
-Разнообразны ли были идеи?
-Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
- Чему научились?
- Что нового узнали?
- Что не получилось?
- Работу, какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?
- Кто был наиболее активен?
- Чья работа наиболее понравилась? Почему?
- Как и над чем надо ещё поработать?
Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета о проделанной работе
Оформление страниц книги- альбома , показ - альбома .
Прочитайте ещё раз слова М. Пришвина. Задумайтесь над строчками его стихотворения.



Очень жаль, но наше занятие подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна. А чем вам запомнится это занятие? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек. И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Занятие окончено.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное автономное образовательное учреждение школа №172 города Нижнего Новгорода

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в рамках начальной школы

hello_html_229d07c5.jpg

Программа утверждена Утверждаю:

На педагогическом совете Директор МАОУ школа № 172

г. Нижний Новгород

Приложение №1 к проекту – Экологическая анкета для родителей

Сейчас человечество предпринимает объединённые меры для сбережения природы и приумножения её богатств – природосберегающие технологии, экологические экспертизы новых проектов, создание безотходных технологий, использование вторичных ресурсов и т.д.

Но, по моему глубокому убеждению, эти меры не станут системными и не будут работать в полном объёме, если экологическое сознание не будет неотъемлемой частью человеческого существования. Воспитанный в атмосфере тотальной экологической безответственности человек не может в полной мере обеспечить экологическую безопасность даже при наличии обширных технических знаний.

Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры требует немало усилий, и начинать экологическое воспитание нужно с детских лет, обязательно с привлечением семьи, близких.

Экологические проекты в начальной школе – это возможность для детей на практике претворить полученные на занятиях знания об окружающем мире, что-то сделать для сохранения природы своими руками и поделиться этими знаниями с другими. Проектная деятельность превращает маленького человечка из стороннего наблюдателя в непосредственного участника воспитательного процесса.

Чтобы лучше понять глубину проблемы, мы старались делать уроки экологически ориентированными. Например, на уроках русского языка ребята писали короткие сочинения о деревьях, растущих в наших лесах, а на уроках математики были предложены для решения следующие задачи:

Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?

100 г листьев березы задерживают в течение 15 дней 2 286 г пыли и загрязнений. Сколько граммов пыли и загрязнений задержат 300 г листьев березы за то же самое время?

Таким образом учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром, и лучше понимают необходимость восстановления и охраны природных ресурсов.

В перечень мероприятий в рамках экологического проекта вошли: тематическое анкетирование, конкурсный сбор макулатуры, экскурсия в типографию, помощь библиотеке в восстановлении ветхих книг, тематический конкурс рисунков и поделок, конкурс докладов, видеофильмов и презентаций на тему сохранения лесов, парков и отдельных деревьев.

Вид проекта – социально-ориентированный.

Цели и задачи данного проекта:

Образовательные :

расширить знания о понятии и закономерностях экологии;

сформировать представление о значимости каждой экологической единицы, будь то лес, дерево, травинка и т.д.;

дать первичные знания о необходимости и возможности сбережения природных ресурсов;

дать представление о профессии библиотекаря, переплётчика; о работе целого предприятия;

развить умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные :

воспитание экологической культуры и эмоционального отношения к природе;

формирование умения работать в группах;

развитие творческого отношения к решению социальных проблем .

Материальные :

практическая помощь библиотеке в ремонте и восстановлении книг, сбор макулатуры;

объединение усилий педагогов, родителей, учеников, направленных на улучшение экологической обстановки вокруг школы, в районе, городе;

положительный пример не только для других школьников и детей младшего возраста, но и для взрослых.

Виды деятельности:

творческая – через беседы, конкурсы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии.

Управление проектом осуществляется учителем класса. Оказывают дополнительную помощь и принимают непосредственное участие родители и родные учеников, работники библиотеки им. В. И. Даля.

Планирование . Проект планируется на один учебный год.

Экскурсия в библиотеку, мастер-класс по ремонту и восстановлению книг

Рассказ о работе библиотек, беседы о бережном отношении к книгам, участие детей в восстановлении книг

Расширение знаний, интересные творческие идеи. Задание на дом – приготовить бумагу из макулатуры. Решение участвовать в сборе макулатуры.

Сбор макулатуры, общее чаепитие с участием родителей, исполнение шуточных стихов и песен о макулатуре, об этом мероприятии

Закрепление навыков совместной с родителями работы и творческой деятельности, сплочение коллектива

Учащиеся помогают в библиотеке сортировать, ремонтировать, расставлять книги, знакомятся с интересными книжными новинками (в соответствии с возрастом)

Совершенствование коммуникативных навыков, дальнейшее знакомство с профессией, воспитание интереса к книге и бережного отношения к ней

Экскурсия в типографию

Знакомство с работой типографии

Дети получили представление о том, как делаются бланки, газеты, побывали в переплётном цехе, увидели, как собирается книга. Увидели, как собираются бумажные отходы для сдачи в переработку

Подведение итогов сбора макулатуры, викторины, ремонта книг. Небольшие призы.

Дети получили задание придумать и сделать поделку из старых журналов, открыток и другого бумажного сора

Осознание результативности полезного труда, закрепление полученных знаний и навыков.

Общее мероприятие – собрание детей и родителей

Разговор об учёбе, итогах за полугодие.

Рассказ о том, что сделано в рамках проекта и планы на следующее полугодие.

Украшение класса к Новому году, в том числе поделками ребят

Совместное с родителями обсуждение успехов и проблем, совместное творчество, развитие умения анализировать, обобщать, планировать

Мероприятие в библиотеке

Поздравление работников библиотеки с наступающим Новым годом, выставка поделок, фотографий с мероприятий, выступления детей

в рамках проекта.

Совершенствование коммуникативных навыков, опыт публичных выступлений, воспитательный эффект

Мероприятие с первоклассниками

мастер-класс поделок из старых журналов, открыток и другого бумажного сора

Совершенствование коммуникативных навыков, опыт публичных выступлений и проведения мероприятий, опыт пребывания в роли воспитателя

Экологические задачи по математике

Навыки применения приобретённых экологических знаний в разных областях, развитие экологического мышления

Мероприятие с первоклассниками

Сбор мусора в школьном дворе, беседы о свойствах материалов (полиэтилен, пластмасса, бумага), как они загрязняют почву, воду, воздух; о переработке макулатуры и другого вторичного сырья

Совершенствование коммуникативных навыков, навыков совместного труда, опыт публичных выступлений, воспитательный эффект

Экскурсия в парк

Эмоциональное общение, сплочение коллектива

Классное собрание совместно с родителями

Обобщение опыта и знаний, эмоциональное общение, удовлетворение от результатов совместной работы, праздничное настроение

ФИО________________________________________

(отметьте V свои ответы, напишите кратко свой ответ)

Часто ли вы с детьми бываете за городом, в лесу?

редко (1 – 2 раза в год)

чаще, в основном летом

бываем на природе летом и зимой

Беседуете ли с детьми о правилах поведения в лесу, о бережном отношении к растениям, деревьям?

Беседовали ли вы на экологические темы с детьми?

А дети задавали вам вопросы на экологические темы?

Приучаете их к экологической культуре – упаковка и уборка мусора после прогулки, пикника на природе?

Рассказываете детям о том, как в детстве участвовали в субботниках, сборе макулатуры, металлолома – мероприятиях, которые сейчас называются экологическими акциями?

Приучаете детей к чтению?

Приучаете детей к бережному отношению к книгам, экономному расходу бумажных материалов – тетрадей, писчей бумаги и т.д.?

Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут.

- Если деревья к весне не распустятся, что будет с лесом и его обитателями?

- А что будет с лесом и лесной почвой, если осенью листья не опадут?

- Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?

- А что случится, если в лесу не будет насекомых?

- Если в лесу не будет ягод и грибов?

- Что будет, если в лесу не будет лесника?

- Если зимой не будет снега, как это отразится на деревьях и лесных обитателях?

- Что будет с лесом и его обитателями, если летом всё время будут идти дожди?

- А если летом совсем не будет дождей?

Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.

Вопросов должно быть 8 -10, иначе дети устанут и потеряют интерес к занятию.

Сегодня во всех школах есть обязательное направление работы – это организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Подобная деятельность имеет ряд важных достоинств, позволяя формировать навыки проектного мышления, самопрезентации, давая возможность углубленного изучения конкретных тем или областей знания.

Однако надо быть честными и признать, что организация проектных работ дело хлопотливое и непростое. Особенно сложно сделать качественные проекты в начальной школе.

В 6-10 лет дети просто не обладают умением самостоятельной работы, а значит, от учителей и воспитателей требуется много ресурса. Поэтому очень часто проектная деятельность сводится к изготовлению поделок или к докладам, которые дети должны подготовить вместе с родителями.

Но ведь проектная работа – это совсем другое, это не реферат или поделка и даже не пересказ экскурсии! Проектная работа – это поиск учащимся решения, это ответ на поставленный вопрос, это сбор и анализ информации, это гипотеза и эксперимент для ее подтверждения. Конечно, в начальной школе все это сделать особенно сложно в силу психофизиологических особенностей участников. Но сложно - это не значит невозможно!

Вместе со своими коллегами из разных образовательных программ мы разработали список идей проектных работ по природоведению и экологии для начальной школы. Эти идеи позволят проводить именно проектные работы, но при этом в рамках, посильных младшешкольникам. Вот что у нас получилось!

Через эти работы ребята не только потренируются в простейшем варианте делать проекты, но и получат информацию, которая позволит им самим стать экологичнее: осознать важность переработки отходов, узнать про привычки ресурсосбережения, увлечься темой сохранения природы и бережного использования вещей и материалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование актуальности проблемы.

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Теоретическая база опыта.

Цель: путём развития экологической грамотности учить детей экологически целесообразному образу жизни, способствовать накоплению экологических знаний, приобретению ими умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

формирование исследовательских навыков.

развитие экологической грамотности учащихся;

развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

формирование культуры поведения в природе;

воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

Блоки реализации проекта:

Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д. (перспективный план, рабочая программа).

Практический: высадка семян, уход за растениями (фото, презентация) Приложение 1. Приложение 2.

Консультационный: работа с родителями (темы бесед).

Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки).

Читайте также: