Что такое шрифт кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Просим отойти от экранов специалистов по шрифтам и буквам. Эта статья от простых ребят из брендинга для простых любопытствующих.
  • Не будем брать для разбора экстремальные варианты (ещё их называют акцидентными). С ними сложно. С первого взгляда может показаться, что в их оценке — сплошная вкусовщина, но на деле для этого нужно обладать большим опытом. Так и во многих других сферах бывает, ничего страшного. Просто продолжайте.
  • Общепринятой классификации шрифтов нет. Если бы она существовала, не существовало бы этой статьи. Как ни группируй их, всегда найдётся тот, который входит сразу в несколько категорий.

Когда мы были студентами на факультете графического дизайна в университете, нас заставляли рисовать буквы тушью на бумаге, используя сетки, линейки и циркули.

С годами и с опытом стало ясно, что, вообще-то, невозможно построить хороший шрифт с помощью чёткой геометрии. Такие шрифты просто неудобно читать. Даже те из них, которые выглядят как вычерченные, на самом деле скомпенсированы для комфортного восприятия человеком.

Наш мозг воспринимает геометрически правильные круги и квадраты немного вытянутыми по вертикали — ничего не поделаешь, так он устроен. Поэтому все буквы О — немного приплюснутые, и подобных визуальных компенсаций в шрифтах невероятно много.

Иногда уместно делать буквы похожими. Например, в логотипе бренда: букв мало, их несложно распознать. Более того, это может стать основой графического языка.

В объёмных текстах действуют совсем другие правила. В строке текста очень важен ритм. Именно благодаря разнообразным формам букв мы легко распознаём каждую из них, читаем текст быстро и без напряжения.

Даже если текст справа кажется вам красивее, он требует чуть больших усилий для чтения. Круглые а начинают походить на о, и мозгу требуются дополнительные доли секунды, чтобы определиться, какая точно это буква. А ещё такую а, как слева, мы видим чаще. Она привычнее и более ожидаема.

Но что если читаемость текстов не очень-то и важна? Например, для бренда, который коммуницирует с аудиторией через Instagram, используя визуальные образы. В таких имиджевых случаях стоит обращать внимание на образ, который вызывает шрифт. Может быть, здесь всё наконец-то субъективно? Попробуем разобраться.

Для описания шрифтов и их классификации существует много различных параметров. Остановимся на нескольких принципиальных.

Пожалуй, самый очевидный пункт, который понятен абсолютно всем.

Синим обозначены засечки. В верхней части букв — по две односторонних засечки. Шрифты Lava, NWT Bodoni и Rockwell

Шрифты с засечками называются антиквами, без засечек — гротесками (иногда рублёными). Если засечки в шрифте толстые, почти как основные штрихи, — это брусковый шрифт. А если на концах штрихов, где в антикве располагаются засечки, есть расширения, это ленточная антиква или гротеск-антиква.

Засечки — наследие прошлого. Сейчас точно неизвестно их первоначальное назначение, но появились они ещё в эпоху рукописных текстов. Позже, когда шрифты начали производить для тиражирования, буквы просто копировали с рукописей.

При этом некорректно однозначно маркировать образ антиквы как традиционный и экспертный, а гротеска — как современный и технологичный. Убрать у антикв засечки догадались ещё в 19 веке, а рисунок антикв оттачивали веками и делают это до сих пор. Но согласимся, что такой флёр имеется у многих антикв.

В любом случае, выбирая шрифт для проекта, лучше проследить историю его возникновения и найти вдохновителей.

До недавнего прошлого бытовал миф, будто в текстах большого объёма антиквы читаются быстрее и комфортнее. Это было справедливым, когда люди в основном имели дело с текстом, напечатанным на бумаге. Но мы уже давно гораздо больше читаем с экранов компьютеров и смартфонов. А там царят гротески. Люди просто-напросто перестроились и привыкли к шрифтам без засечек.

Кстати, популярность гротесков стала расти на заре компьютерных технологий. Их предпочитали использовать в интерфейсах, потому что разрешение дисплеев не позволяло хорошо отображать тонкие засечки.

Под контрастом имеется в виду разность толщины горизонтальных и вертикальных штрихов в буквах.

Наклон овала наиболее очевиден в букве о, но и в буквах с полуовалами он тоже есть. Как правило, наклон овалов одинаков во всех буквах шрифта.

Открытость знаков — это буквальная их открытость в местах разрывов овалов. Её можно воспринимать и эмоционально: считается, что эта открытость характеризует дружелюбность шрифта. Именно поэтому она стала повсеместной характеристикой для многих шрифтов, которые выпускаются в наше время пользовательских сервисов.

Эти три свойства (а вообще-то их больше) объединены в одну группу, так как зависят от одного важнейшего аспекта, на который мы наконец-то обратим внимание, — рукописных истоков шрифта.

В большинстве случаев основа текстовых шрифтов лежит в физическом письменном инструменте. Это может быть кисть или зубило для высекания на мраморе. Однако самые популярные — ширококонечные или остроконечные перья.

Ширококонечное перо аналогично плоской кисти или даже ширококонечному маркеру. Главное, что след, который оставляют эти инструменты, — узкий отрезок, и ширина штриха у букв, нарисованными ими, зависит от направления инструмента. Именно поэтому русская буква И не равна отражённой латинской N.

В итоге у шрифтов, подчиняющихся логике построения, основанной на ширококонечном пере, — небольшой контраст штрихов, заметный наклон овалов и открытые знаки.

Все эти свойства в сумме делают шрифт динамичным, то есть с разнообразными знаками. А это, как мы уже выяснили, способствует комфортному чтению. Такие шрифты ещё называют гуманистическими антиквами.

Есть ещё гуманистические гротески, несущие в себе те же или близкие свойства. Но если гуманистичность антиквы говорит о её близости к истокам производства шрифтов, то с гротесками сложнее.

Первые гротески конца 19 века имели закрытые формы с горизонтальными окончаниями штрихов и контрасты в не самых очевидных местах. В гуманистических гротесках, появившихся в начале 20 века, более заметна каллиграфическая основа. Их знаки более различимы между собой. Поэтому считается, что такие гротески лучше всего подходят для чтения объёмных текстов.

Johnston — один из первых гуманистических гротесков (1916 год). Его автора Эдварда Джонстона некоторые называют отцом современной каллиграфии. Здесь представлена цифровая версия шрифта от ITC

В отличие от ширококонечного пера, толщина линий, изображаемых остроконечным, зависит от нажима, а не направления движения.

Шрифты, основанные на логике письма остроконечным пером, появились позже, поскольку такой вид пера изобрели только в 17 веке. Кроме того, уже существующие тогда шрифты уходили всё дальше от своих рукописных основ, становясь более геометричными.

Эти шрифты характеризуются значительным контрастом толщины горизонтальных и вертикальных штрихов, вертикальной осью овалов и более закрытым характером. Соответственно, впечатление они производят, как правило, более строгое и претенциозное. И читать длинные тексты, набранные такими статическими шрифтами, не очень удобно.

Существуют классификации, в которых к статическим же относят и некоторые гротески (их ещё называют неогротесками). Они обладают свойствами, похожими на соответствующие антиквы: закрытость и равноширинность знаков, не самый большой комфорт для чтения.

При этом как и гротески они имеют меньший контраст штрихов. Один из самых известных шрифтов, Helvetica, принадлежит этому типу.

Неогротеск Helvetica и гуманистический гротеск Gill Sans. Второй должен читаться с меньшим напряжением и быстрее

Между двумя крайностями с корнями в использовании двух видов перьев есть множество промежуточных вариантов шрифтов. Но если будем вдаваться в такие подробности, статья закончится не скоро.

С кириллицей всё ещё сложнее. Не все кириллические буквы можно изобразить с помощью той же логики ширококонечного пера. Перо придётся как минимум поворачивать. Почему вышло так неестественно, немного другая история, но очень вкратце — пришёл Пётр Первый и сделал всё разом как хотел, по-европейски.

Тем не менее в кириллице тоже есть устоявшиеся правила изображения знаков. Поскольку они логичны, нарушать их просто невыгодно. Трудно объяснить их более ёмко и кратко, чем это сделала Александра Королькова. Поэтому просто дадим ссылку на её легендарную статью.

Толщина штрихов букв, именно за неё отвечает та самая кнопка Bold во всех текстовых редакторах. Кроме регулярного и жирного начертания в гарнитурах шрифтов — особенно современных, — часто существует несколько вариаций насыщенности. Этот параметр тоже влияет на восприятие шрифта и набранного им текста.

Казалось бы, жирный шрифт заметнее и как-то основательнее, а тонкий — лёгкий и воздушный. Всё так, но если вы хотите сделать длинный абзац заметнее, набрать его жирным шрифтом — значит обречь ответственных читателей на страдания, а всех остальных потерять. Многим читать это будет просто лень, ведь буквы становятся похожими на одинаковые пятна.

В гарнитурах шрифтов могут присутствовать и варианты начертаний с разной шириной знаков. Сложно сказать, как это свойство сказывается на образе, который формирует шрифт. Но что-то в этом определённо есть.

Возможно, дело в том, что в мире шрифтов, как и везде, присутствует мода и тренды. Не всегда графические дизайнеры думают только о функциональности дизайна.

Например, какое-то время назад началось повальное увлечение расширенными буквами, а до этого был период, когда Apple ввела моду на шрифты с тонкими штрихами. Как раз из-за недавнего тренда на широкие буквы они пока кажутся субъективно моднее и молодёжнее, но всё может скоро измениться.

За бортом сегодня остались многие важные вещи: несколько классов шрифтов, отличия шрифтов от леттеринга и каллиграфии, разные форматы шрифтовых файлов, виды лицензий на шрифты и многое другое. Причём всё это часто тоже влияет на выбор гарнитуры и начертаний для проекта. Об этом мы постараемся рассказать в следующих частях.

И помните, что в обычной жизни не обязательно уметь отличать Helvetica от Arial с первого взгляда, полезнее понимать, что общего в их характере и какой он.

Серьезно - "В двух словах о шрифтах, часть первая"?

Серьезно!
Мы шуток не любим.

Вы просто не умеете их готовить!

А по делу, статья вроде годная. Но не понял, как применить полученные знания, для извлечения прибыли))

1. Читайте статью.
2. Начинаете разбираться в шрифтах.
3 .
4. ПРИБЫЛЬ!

Каким шрифтом и в каком регистре написать логотип проекта с наименованием из 7 латинских букв, чтобы привлечь за 3 года инвестиций от $48 млн? Ваше мнение?

На привлечение инвестиций гораздо больше влияют планируемая экономика проекта, личность выгодоприобретателя и качество питча перед предполагаемыми инвесторами.

Да меня, собственно, смутило - "Часть первая". Тогда бы уж "В двух частях о шрифтах"

Это же шутка юмора. Специально для привлечения внимания

Статья отправилась в закладки

Просто если не в двух словах, то там талмуд страниц под тысячу может набраться.

"В двух словах о шрифтах. Часть 1 из 89"

"В двух словах о шрифтах, часть первая"?

Не часть первая, а первое слово! Оно - дороже второго!))

Про историю засечек — вообще мимо, при написании статьи нужно было изучить этот вопрос подробнее.

Засечки появились тогда, когда люди начали высекать буквы на камне. Об этом писал Яков Чернихов в своей книге "Построение шрифтов":

"При выполнении надписей на камне привычное соотношение толщин элементов литер сохранялось. Техника высекания надписей на камне внесла новый элемент в структуру латинских букв — так называемые подсечки, или серифы. Подсечки представляют собой тонкие поперечные штрихи, завершающие прямолинейные элементы и несколько выступающие в стороны.
.
Наибольшее распространение имели углубленные надписи на камне, требующие для своего выполнения значительно меньше труда по сравнению с выпуклыми. Резчики по камню завершали прямолинейный элемент ударом резца, ширина которого, как правило, превосходила толщину элемента. При этом происходил откол части кромки элемента, дававший характерное закругление в месте примыкания подсечки."

В статье не всё так хорошо через час, как хотелось бы?

У наших три шрифта на все случаи жизни: Uni Sans, Docker и Roboto :)

Очень любопытно. Спасибо за статью!

Спасибо за статью!
Очень хотелось бы прочитать не сложный туториал где, что и почему лучше использовать. Круто было бы провести пару анализов, как вам шрифты бутстрепа 4, или как вам шрифты медиума. Что бы я (человек ни чего не понимающий в шрифтах), смог хоть как-то адекватно выбрать шрифт для проекта.

Расскажите про шрифт Inter, планирую его юзать в своем проекте, как минимум под веб версию, возможно и в мобайл на смену SF.

Спасибо за ответ, обратная связь пушка вышка.

Конечно спасибо, но раз я выбрал этот шрифт, то понятное дело что первым делом уже прочел эти статьи, причем узнал о нем как раз с ux pub. Я хотел узнать больше с личного опыта работы с ним, если таковой имеется. А гуглить вроде не разучился.

А, ну сорян, вопрос был задан очень общо, и я его неправильно понял :–)

Интенресная и познавательная статья.
Спасибо.

М-м-м-м.. читала не спеша текст, вкушая его как коллекционный коньяк дорогой - не спеша. маленькими глоточками :-) Ссылку сохранила

Хоть это и не совсем по теме, но почему сейчас в моде печатать тексты бледно-серым или голубым цветом? Неудобство - налицо, а в чём преимущество, если оно вообще есть?

Учился я, короче на журналиста, да не простого журналиста, а военного, такого который в любых условиях дивизионную газету сможет издать и боевому духу солдат упасть не даст. Это к тому что, в отличие от университетских коллег, мы изучали не только обороты речи и сложносочиненные предложения но и всю полиграфию от киля до клотика, с типографскими шрифтами, короче, знаком не понаслышке и четко знаю что в классификации шрифтов есть всего три характеристики - шрифты рубленые (такие как Arial), шрифты с засечками (такие как Times New Roman) и шрифты с засечками едва наметившимися (таких в стандартном наборе Word нету), у всех эти шрифтов есть три написания - прямое, наклонное и курсивное, у всех этих шрифтов есть три насыщенности - светлая, полужирная и жирная, у всех есть высота выраженная в пунктах (это 1/48 часть дюйма), размеры текстовых шрифтов имеют эмпирические названия в зависимости от высоты - 8 пунктов "Петит", 9 пунктов "Боргес", 10 пунктов "Корпус", 12 пунктов "Цицеро". Каждая отдаваемая в набор статья сопровождалась техническим заданием метранпажу (ну, это наборщик) каким шрифтом что набрать, где разместить заголовок и где фотоснимок. Газета дивизии издавалась трижды в неделю и была жутко популярной среди военнослужащих срочной службы (там бумага была мягкая). Все. Никаких полиграфических выебонов для нормальной газеты не требуется.

ну и о чём статья хуйня полная. я это 10 лет как знаю, автор ты что?

Наверно, статья написана не для таких великих знатоков.

Вы пишете везде dva slova, потому что для указанных вами шрифтов нет поддержки кириллицы?) Знакомая проблема. В двух словах о шрифтах: "Юзайте Noto".

С тех пор как дизайн стал профессией, типографика является одним из основных предметов в этой области. По сути, определением типографики является искусство доносить смысл до читателя или пользователя посредством визуального оформления наборного текста. Грамотная работа с текстом — база и залог успеха любого дизайнерского решения.
Типографика — это еще и наука, изучению которой специалисты посвящают всю жизнь. Типографика в дизайне развивается и изменяется, вызывает споры и заставляет думать о прекрасном. Шрифт больше не должен быть незаметным — сегодня он может быть любым: забавным, витиеватым, неаккуратным, дерзким, нелогичным, а в лучших образцах — изящным.

Типографика включает сотни терминов и принципов, но сегодня мы разберем ее основы. Чтобы было легче их запомнить, рекомендуем добавить статью в закладки, а также записать самое важное и разместить конспект на видном месте.

Анатомия шрифта

Шрифт состоит из букв, и это не просто линии и круги, соединенные в знакомые формы. Каждая буква индивидуальна и формируется из множества элементов со своими названиями. Как и у людей, у букв есть характер, настроение и даже анатомические детали.

Для более ясного понимания, что такое типографика текста в графическом дизайне, мы собрали важные понятия в одной картинке — для наглядности и удобства. Время достать ручку и начать записывать!

Символы — это отдельные буквы, знаки пунктуации, цифры и прочие элементы, которые используются в типографском наборе.

Строчные буквы — это буквы обычной величины, используются для написания во всех случаях, кроме тех, когда по правилам орфографии и пунктуации требуется употребление прописной буквы.

Прописные буквы — это заглавные буквы, отличающиеся от строчных размером, а иногда и начертанием. С прописной буквы пишется первое слово в тексте и цитате.

Линия шрифта — воображаемая линия, проходящая по нижнему краю строчных символов без учета нижних выносных элементов.

Верхняя линия — воображаемая линия, проходящая по верхнему краю строчных символов без учета верхних выносных элементов.

Верхний выносной элемент — элемент строчных букв, выходящий за верхнюю линию (например, в буквах б и в).

Нижний выносной элемент — элемент строчных букв, опущенный ниже линии шрифта (например, в буквах у и ф).

Понятие шрифта и его характеристики

Вы наверняка слышали, что человек воспринимает чуть ли не 90% информации глазами, то есть зрительным путем. Точную цифру привести сложно, но ясно, что визуальный способ зачастую доминирует, если сравнивать его с аудиальным и тактильным восприятием.

Именно поэтому почти вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач. Пора разобраться с основными правилами типографики в полиграфии: что представляет собой шрифт и какими характеристиками он обладает. Начнем с понятия гарнитуры.

Гарнитура — это семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности. Есть множество известных гарнитур: Helvetica, Futura, Roboto и другие.

Шрифт — это комплект строчных и прописных символов, знаков препинания, цифр и спецсимволов одного размера и начертания для отдельной гарнитуры.


Начертание — это внешний вид шрифта. Большинство гарнитур предполагают стандартный набор начертаний: Regular (обычное), Italic (курсивное), Semibold (полужирное) и Bold (жирное).


Типографская система мер

Для верстки текста дизайнеры используют типографские приемы. Это не только правильный подбор гарнитуры и начертания, но и грамотная работа с расстояниями.

Дизайнер может работать с расстояниями между буквами, словами, строками, абзацами. Этот аспект может стать самым сложным для новичка. Напишите в комментариях, если нужен подробный разбор по композиции и расстояниям в типографике.

В типографике есть четыре основных термина: кегль, интерлиньяж, кернинг и трекинг. Важно иметь четкое представление о каждом из них — обратное часто выдает уровень начинающих дизайнеров.

Кегль — размер буквы или знака по вертикали, включающий ее нижние и верхние выносные элементы. Единица измерения кегля — пункт (pt). Например, популярны кегли шрифта в 14, 16, 24 pt и многие другие.


Интерлиньяж (межстрочный интервал) — это вертикальный интервал между строками текста. Измеряется в пунктах, но его размер зависит от кегля шрифта. Интерлиньяж в 120 % от размера шрифта принято считать минимальным. То есть при шрифте в 14 pt интерлиньяж составит по меньшей мере 17 pt. Размер межстрочного интервала зависит от кегля и начертания шрифта, а также от расположения текста, поэтому универсальной формулы по вычислению интерлиньяжа нет.


Теперь о понятиях в основах типографики, которые постоянно путают: кернинг и трекинг. Кернинг — это изменения расстояния между конкретными символами, а трекинг — между символами и словами. Трекинг позволяет разрядить или уплотнить текст, в то время как кернинг используется для повышения удобочитаемости символов.


Полезные советы и ресурсы по теме


С тех пор как дизайн стал профессией, типографика является одним из основных предметов в этой области. По сути, определением типографики является искусство доносить смысл до читателя или пользователя посредством визуального оформления наборного текста. Грамотная работа с текстом — база и залог успеха любого дизайнерского решения.
Типографика — это еще и наука, изучению которой специалисты посвящают всю жизнь. Типографика в дизайне развивается и изменяется, вызывает споры и заставляет думать о прекрасном. Шрифт больше не должен быть незаметным — сегодня он может быть любым: забавным, витиеватым, неаккуратным, дерзким, нелогичным, а в лучших образцах — изящным.

Типографика включает сотни терминов и принципов, но сегодня мы разберем ее основы. Чтобы было легче их запомнить, рекомендуем добавить статью в закладки, а также записать самое важное и разместить конспект на видном месте.

Анатомия шрифта

Шрифт состоит из букв, и это не просто линии и круги, соединенные в знакомые формы. Каждая буква индивидуальна и формируется из множества элементов со своими названиями. Как и у людей, у букв есть характер, настроение и даже анатомические детали.

Для более ясного понимания, что такое типографика текста в графическом дизайне, мы собрали важные понятия в одной картинке — для наглядности и удобства. Время достать ручку и начать записывать!

Символы — это отдельные буквы, знаки пунктуации, цифры и прочие элементы, которые используются в типографском наборе.

Строчные буквы — это буквы обычной величины, используются для написания во всех случаях, кроме тех, когда по правилам орфографии и пунктуации требуется употребление прописной буквы.

Прописные буквы — это заглавные буквы, отличающиеся от строчных размером, а иногда и начертанием. С прописной буквы пишется первое слово в тексте и цитате.

Линия шрифта — воображаемая линия, проходящая по нижнему краю строчных символов без учета нижних выносных элементов.

Верхняя линия — воображаемая линия, проходящая по верхнему краю строчных символов без учета верхних выносных элементов.

Верхний выносной элемент — элемент строчных букв, выходящий за верхнюю линию (например, в буквах б и в).

Нижний выносной элемент — элемент строчных букв, опущенный ниже линии шрифта (например, в буквах у и ф).

Понятие шрифта и его характеристики

Вы наверняка слышали, что человек воспринимает чуть ли не 90% информации глазами, то есть зрительным путем. Точную цифру привести сложно, но ясно, что визуальный способ зачастую доминирует, если сравнивать его с аудиальным и тактильным восприятием.

Именно поэтому почти вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач. Пора разобраться с основными правилами типографики в полиграфии: что представляет собой шрифт и какими характеристиками он обладает. Начнем с понятия гарнитуры.

Гарнитура — это семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности. Есть множество известных гарнитур: Helvetica, Futura, Roboto и другие.

Шрифт — это комплект строчных и прописных символов, знаков препинания, цифр и спецсимволов одного размера и начертания для отдельной гарнитуры.


Начертание — это внешний вид шрифта. Большинство гарнитур предполагают стандартный набор начертаний: Regular (обычное), Italic (курсивное), Semibold (полужирное) и Bold (жирное).


Типографская система мер

Для верстки текста дизайнеры используют типографские приемы. Это не только правильный подбор гарнитуры и начертания, но и грамотная работа с расстояниями.

Дизайнер может работать с расстояниями между буквами, словами, строками, абзацами. Этот аспект может стать самым сложным для новичка. Напишите в комментариях, если нужен подробный разбор по композиции и расстояниям в типографике.

В типографике есть четыре основных термина: кегль, интерлиньяж, кернинг и трекинг. Важно иметь четкое представление о каждом из них — обратное часто выдает уровень начинающих дизайнеров.

Кегль — размер буквы или знака по вертикали, включающий ее нижние и верхние выносные элементы. Единица измерения кегля — пункт (pt). Например, популярны кегли шрифта в 14, 16, 24 pt и многие другие.


Интерлиньяж (межстрочный интервал) — это вертикальный интервал между строками текста. Измеряется в пунктах, но его размер зависит от кегля шрифта. Интерлиньяж в 120 % от размера шрифта принято считать минимальным. То есть при шрифте в 14 pt интерлиньяж составит по меньшей мере 17 pt. Размер межстрочного интервала зависит от кегля и начертания шрифта, а также от расположения текста, поэтому универсальной формулы по вычислению интерлиньяжа нет.


Теперь о понятиях в основах типографики, которые постоянно путают: кернинг и трекинг. Кернинг — это изменения расстояния между конкретными символами, а трекинг — между символами и словами. Трекинг позволяет разрядить или уплотнить текст, в то время как кернинг используется для повышения удобочитаемости символов.


1. Комплект типографских литер (букв, знаков препинания, математических и других знаков), необходимых при наборе какого-л. текста. Привезли наборщики с рассветом семь шрифтов, семь касс, печатный станок. Берггольц, Первороссийск. Около стен стояли --- конторки с верхами, разделенными на клеточки в несколько рядов. Я понял, что это наборные кассы, в которых находится типографский шрифт. Морозов, Повести моей жизни. || Характер типографских литер, а также отпечаток их на бумаге. [Журналист:] Прочтите критику мою. [Читатель:] Читал я. Мелкие нападки На шрифт, виньетки, опечатки. Лермонтов, Журналист, читатель и писатель. Два имени были напечатаны большим черным шрифтом. Куприн, Как я был актером.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

ШРИФТ, а, мн. ы и (разг.) ы́, м. [нем. Schrift — письмо]. Полный комплект типографских литер определенного рисунка для набора, содержащий алфавит со всеми знаками препинания, цифрами. Шрифты по характеру рисунка букв делятся на гарнитуры. Курсивный ш. Латинский ш. || только ед. Печать (см. печать в 5 знач.), печатные буквы. Крупный ш. Мелкий шрифт.

шрифт

1. совокупность знаков письменности какого-либо языка или группы языков ◆ Слова и фразы иностранного шрифта вписаны от руки чернилами. ◆ Произведения древнегреческих авторов, в подлиннике и в переводах на языки с латинским шрифтом, описываются под латинизированной формой личного имени автора.

3. разг. то же, что гарнитура ◆ Документ набран шрифтом Schoolbook.

5. полигр. литеры из твёрдого материала, используемые при традиционном наборе текста ◆ Из учебников по полиграфии я знала, что для наборщика самое страшное — рассыпать кассу со шрифтом или уже готовый набор. ◆ Они сумели вынести из типографии, где печаталась фашистская газета, несколько килограммов шрифта.


Засечки или серифы (serif) – важный элемент шрифта. Они могут быть разной формы и могут многое рассказать о своей букве. Засечки бывают симметричные и несимметричные, нового или старого стиля, скругленные, односторонние, есть шрифты с едва наметившимися засечками.


Капля – еще один важный отличительный элемент буквы. По виду капли бывают более или менее круглые, что тоже говорит о характере и стиле шрифта.



Цифры . В типографике используются арабские и римские цифры. Если в наборе гарнитуры есть капитель, лучше римские цифры набирать ей.

Арабские цифры бывают двух видов: маюскульные и минускульные . Маюскульные цифры все одного роста c прописными, а минускульные, или медиевальные чуть выше строчных букв, а некоторые имеют верхние и нижние выносные элементы.




Строчные знаки (Lower case) – те, что образуют строку. Они меньше прописной и отличаются по рисунку.

Прописная буква (Upper case) – это большая заглавная. С нее новые начинаются предложения, имена собственные и так далее.

Капитель (Small capitals) – прописные буквы по рисунку, но размером они чуть выше строчных и немного шире по пропорциям. Она применяется в выделениях текста, для набор имен, аббревиатур, для заголовков и первых строк. В кириллическом наборе капитель практически не применяется.



Открытость и закрытость шрифта определяет его апертура, степень открытости круглых знаков шрифта. То есть расстояние между концевыми элементами буквы и угол среза на этих концевых элементах. Это можно увидеть в таких буквах как с, e, s .




Важно не путать динамику и статику шрифта с эмоциональным восприятием движения или покоя. Считается, что динамический шрифт поможет быстрее и комфортнее считывать текст за счет свойств построения.


Важное и наиболее интересное отличие этих типов шрифтов в том, как примыкает соединительный штрих к основному. В динамических шрифтах он плавно выходит из основного штриха, а в статических выглядит приставленным под углом. Динамический шрифт будет больше напоминать о письме ширококонечным пером, а статический – остроконечным.


Гарнитура — это название шрифтовой семьи (font family), внутри которой может быть большое количество начертаний. Тонкий, жирный, полужирный – это уже определенный шрифт внутри гарнитуры. Можно сказать, что гарнитура – это общее понятие, как большая коробка, в которой лежат более мелкие понятия – шрифты.




Ширина букв шрифта также влияет на характер и эмоциональную составляющую вашего текста и характер шрифта в целом.

Знаки в равноширинном шрифте не обязательно должны быть одинаково широкими или узкими, но все знаки в нем стремятся к одному размеру. Это хорошо можно определить, написав рядом буквы O, Н, В.

Разноширинные знаки можно отличить по буквам O, Н и Е, где сразу видно, что буква Е почти в два раза больше О.



Ширина букв шрифта также влияет на характер и эмоциональную составляющую вашего текста и характер шрифта в целом.


Контрастность шрифта определяет его стиль. До 19 века у наборщиков была только антиква, шрифты с засечками. Их строение основано на гуманистическом минускуле и писании ширококонечным пером. Пером писали под определенным углом, и какие-то штрихи получались тоньше других. А контрастность зависела от угла наклона пера.

Контрастность знаков определяется разницей между основным и соединительным штрихом. Для основного текста лучше использовать среднеконтрастный шрифт, так как он должен быть максимально прост и читабелен. Большой контраст в тексте, как у Bodoni больше подойдет для заголовков


Это очень интересная и красивая вещь. Лигатура – это один знак шрифтового набора, который содержит в себе два или три соседних знака.

Лигатуры возникли из-за проблемы сочетания некоторых букв, элементы которых при обычном наборе пересекаются или между ними появляются ненужные неаккуратные расстояния.

Интересно, что когда вы набираете текст, и в сочетании букв предусмотрена лигатура, два-три знака автоматически меняются на один – лигатуру. Они доступны в определенном шрифтовом формате, OpenType, и используются в основном тексте. Существуют основные и дополнительные лигатуры, но вторые встречаются реже. В русском языке лигатуры не применяются, поэтому мы рассматривает только латиницу.

Лигатуры в текстах довольно актуальны. Это приятная мелочь для читателя, которой, тем не менее, не стоит злоупотреблять.

Пункт лежит в основе типометрической системы измерения. Он приблизительно равен 1/72 части дюйма. Но из-за того, что в разных странах мира размеры пункта отличаются, два разных шрифта одного кегля могут отличаться друг от друга по размеру.


Для базового понимания отличия шрифтов нужно знать, что есть антиква и гротеск. Это самые часто применимые сейчас классификации шрифтов, поэтому, если вы видите шрифт с засечками, то скорее всего, это антиква, шрифты без засечек называются гротеском.

Внутри антикв и гротесков есть тонкие различия. Гротески появились намного позже, чем антиквы. До 19 века все шрифты были антиквенными, и берут они свое начало от римского капитального шрифта.

фото showinfo.rietveldacademie.nl
Первое римское монументальное письмо, найденное на Колонне Траяна. Буквы сформировались и относится ко 2 веку до нашей эры



Встречаются скошенные срезы вертикальных штрихов
Отсутствие засечек
Открытость, негеометричность форм
Встречается небольшой контраст

Кроме антиквы и гротеска существует класс брусковых шрифтов. Это собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами или полное отсутствие контраста, крупное очко строчных знаков.

Первые подобные шрифты появились в Англии в начале XIX в. В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы.

Подробнее узнать о подгруппах можно в шрифтовом справочнике компании ParaType


Название часто заканчивается на serif или slab-serif
Засечки прямоугольные без скругления
Такие брусковые часто создаются в пару к гротеску


Шрифты, имитирующие рукописный почерк, почерки какой-либо стилистики, исторические почерки и так далее


Леттеринг – это индивидуальная шрифтовая надпись, создается специально под проект. Когда дизайнер делает надпись и хочет передать эмоциональный смысл слова, он делает это слово уникальным. У него есть ограниченный набор букв, которые будут идеально смотреться друг с другом только в таком виде.

Разница между леттерингом и сочетанием букв из набора в том, что дизайнер, создавая шрифт, думает о том, чтобы все знаки алфавита были гармоничны друг для друга. Шрифт – это усредненная форма, и знаки довольно универсальны.

Это намного более индивидуальный подход, многие компании используют леттеринг в своих логотипах. Он применяется в заголовках, плакатах, он намного ближе к графическому дизайну, чем к шрифтовому проектированию.

Читайте также: