Индивидуальный план профессионального развития педагога психолога в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель работы – психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение социально-психологических условий для личностного, интеллектуального и социального развития учащихся, способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка с учетом его индивидуальных характерологических и психофизиологических особенностей;

- обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе;

- профилактика и коррекция нарушений личностного развития;

- оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся. родителей, педагогов;

- разработка и реализация программ, направленных на развитие психологической компетенции учащихся;

- создание условий для удовлетворения потребности учащихся в самопознании, развития личностного самосознания, формирования психологической культуры учащихся;

- психологическая поддержка и помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения;

- создание условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся на разных этапах обучения;

- повышение уровня родительской компетентности, активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;

- оказание методической помощи педагогам по вопросам обучения и развития учащихся.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.

Направление и формы работы Время реализации

Изучение нормативных документов. Систематически.

Организация работы по изучению и распространению передового психолого-педагогического опыта. В течение года.

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам. В конце учебного года.

Изучение инновационных методов работы педагогов-психологов города. Систематически.

Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения. Систематически.

Применение психодиагностического инструментария. В течение года.

Обобщение и распространение собственного опыта Систематически.

Выступления на педагогических советах, семинарах, ШМО, РМО. В течение года.

Продолжать работу над составлением авторских программ Систематически.

Широкое использование в психологическом сопровождении мультимедийных презентаций. В течение года.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОПОДГОТОВКЕ.

п/п Название Автор Издательство, год Период изучения

Методическая литература ФГОС

1 Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов. М. : Просвещение,

2008г. -151 с. +Сентябрь

2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. М. : Просвещение,

2009г. -24 с. +Октябрь

3 Фундаментальное ядро содержания общего образования. Козлова С. А. М. : Просвещение,

2005г. -79 с. +Ноябрь

4 Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. М. : Просвещение,

2009г. -120 с. +Декабрь

5 Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. Ковалева Г. С. М. : Просвещение,

2009г. -215 с. +Январь

6 Проектные задачи в начальной школе. Воронцов А. Б. М. : Просвещение,

2011г. -176 с. +Февраль

7 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Смирнов Д. В., Тимофеев А. А., Горский В. А. М. : Просвещение,

2010г. -111 с. +Март

8 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Григорьев Д. В., Степнанов П. В. М. : Просвещение,

2011г. -224 с. Апрель

9 Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа. Роговцева Н. И. М. : Просвещение,

10 Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. М. : Просвещение,

2011г. -80 с. Июнь

11 Развитие критического мышления на уроке. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. М. : Просвещение,

2005г. -94 с. Июль

12 Теория обучения в информационном обществе. Иванова К. О., Осмоловская И. М. М. : Просвещение,

2011г. -96 с. Август

Литературы по психологии

1 Психология Выготский Л. С М: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000 г +Сентябрь

2 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М. : Изд-во Московского Университета, 1981. +Октябрь

3 Детская психология. Люблинская А. А. М. : Просвещение, 1971 г. +Ноябрь

4 Психология развития. Крайг Г. СПб, 2000 г. +Декабрь

5 Подростковый и юношеский возраст. Ремшмидт Х. М. : Мир, 1994 г. +Январь

6 Диагностика умственного развития детей М. К. Акимова, В. Т. Козлова М. : Просвещение, 2006 г. +Февраль

7 Психология формирования и развития личности Л. И. Анциферовой. - М. : Просвещение, 1961 г +Март

8 Методология и методика социально-педагогического исследования. Загвязинский В. И. М. : 1995. Апрель

9 Практикум по детской психологии. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А., М. : Генезис, 1995 г Май

10 Диагностика развития ребенка А. А. Потапчук М. : Генезис, 2007 г. Июнь

12 Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция А. Ф. Тумашенко М. : Детство-Пресс,

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год. Общие сведения о ребенке. Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год 1-й этап. Подготовительный. Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:.

Индивидуальный план профессионального развития музыкального руководителя Индивидуальный план профессионального развития педагогаМузыкальный руководитель Гладкова Светлана Владимировна 2015-2016 гг. 1. Составление.

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня 1. Ф. И. О. педагога – Яковлева Вера Александровна 2. Образование – Среднееспециальное. Бугульминское педагогическое училище. 3. Категория.

Индивидуальный план работы с ФФН ___ 1. Развитие артикуляционной моторики: Комплексная артикуляционная гимнастика.

Реализация системы мероприятий по повышению уровня развития патриотических основ у дошкольников Глaвной целью ДOO в пaтриoтическoм воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы. В последнее время очень большое значение придается интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами в дальнейшем. Для обеспечения их интеграции необходимо уже с первых дней ребенка в школе осуществлять комплексное сопровождение. Одним из важнейших направлений комплексного сопровождения является психологическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, поэтому данная тема является достаточно актуальной.

Цель: создание психосберегающей среды, способствующей максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, обеспечение условий для их полноценного развития, обучения и интеграции в образовательную среду, социально-психологическая адаптация и помощь в профессиональном самоопределении, а также обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива.

Задачи:

1. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально — психологических особенностей в учебно - воспитательном процессе школы и в семье;

2. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

3. Создание специальных социально — психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

4. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

5. Активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;

6. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

7. Усиление практико – ориентированной направленности процесса обучения и воспитания в свете требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

8.Освоение и эффективное использование современных психолого - педагогических технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Источники самообразования: СМИ, интернет, мастер-классы, он-лайн конференции педагогов-психологов, семинары, тренинги, конкурсы профессионального мастерства, курсы повышения квалификации, методическая литература.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план.
  2. Групповая – через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах, конкурсах, родительских всеобучах.


Образование: высшее

Квалификационная категория: первая

Педагогический стаж: 10 лет

Стаж в данной должности: 9 лет

Актуальность темы. В последнее время очень большое значение придается интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами в дальнейшем. Для обеспечения их интеграции необходимо уже с первых дней ребенка в школе осуществлять комплексное сопровождение. Одним из важнейших направлений комплексного сопровождения является психологическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, поэтому данная тема является достаточно актуальной.

Цель: создание психосберегающей среды, способствующей максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, обеспечение условий для их полноценного развития, обучения и интеграции в образовательную среду, социально-психологическая адаптация и помощь в профессиональном самоопределении, а также обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива.

1. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально — психологических особенностей в учебно - воспитательном процессе школы и в семье;

2. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

3. Создание специальных социально — психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

4. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

5. Активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;

6. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

7. Усиление практико – ориентированной направленности процесса обучения и воспитания в свете требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

8.Освоение и эффективное использование современных психолого - педагогических технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Источники самообразования: СМИ, интернет, мастер-классы, он-лайн конференции педагогов-психологов, семинары, тренинги, конкурсы профессионального мастерства, курсы повышения квалификации, методическая литература.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план.

Групповая – через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах, конкурсах, родительских всеобучах.

План реализации темы

Содержание и вид деятельности

Дата и место проведения

Форма представления результатов работы

1.Повышение профессиональной компетентности. Освоение инновационных образовательных технологий. Знакомство с новыми психолого-педагогическими технологиями через изучение методической литературы, практических материалов, методического опыта педагогов, материалов Интернет. Использование ИКТ и ЭОР на занятиях, родительских всеобучах.

В течение межаттестационного периода

Конспекты открытых занятий, предметных недель, внеклассных мероприятий по предмету.

2.Проведение мастер-классов и тренинговых занятий по психологии для студентов, педагогов и родителей.

В течение межаттестационного периода

Анализы работы педагога-психолога, конспекты мастер-классов и тренинговых занятий

3.Участие в районных, городских, Республиканских семинарах и конференциях, Республиканских и Международных он-лайн конференциях педагогов-психологов, учителей-дефектологов, вебинарах. Выступление с докладами на семинарах и конференциях по профилю деятельности.

В течение межаттестационного периода

Сертификаты участника, программы семинаров и конференций.

В течение межаттестационного периода

Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма

5.Участие в конкурсах различного уровня по предмету и внеклассной работе. Организация школьных выставок учащихся.

В течение межаттестационного периода

Грамоты, сертификаты, дипломы

6.Участие в инновационной, экспериментальной деятельности школы, района, республики.

Участие в работе Республиканской инновационной площадки на базе КФУ. Разработка авторских пособий, получение рецензии.

В течение межаттестационного периода

7.Публикации статей, методических разработок в сборниках, журналах, альманахах, на интернет-порталах, на личном сайте.

В течение межаттестационного периода

Свидетельства о публикации

8.Прохождение курсов повышения квалификации.

Согласно графика: 2020 год

Удостоверение курсов повышения квалификации

10.Пополнение персонального сайта педагога-психолога, регистрация на других педагогических сайтах, публикации авторских материалов.

Свидетельства о публикациях

11.Посещение уроков, мероприятий коллег и участие в обмене опытом. Проведение предметных недель, открытых уроков и занятий по психологии, развитию сенсорных и психомоторных процессов, мастер-классов.

В течение межаттестационного периода

Анализ посещенных уроков и мероприятий, самоанализы.

12.Разработка адаптированных рабочих программ по психологии, сенсорному развитию, развитию сенсорных и психомоторных процессов.

Адаптированные рабочие программы (АРП)

13.Создание методических разработок занятий, уроков с применением новых технологий в соответствии с требованиями ФГОС.

Методические разработки занятий, уроков

14.Оформление кабинета педагога-психолога, сенсорной комнаты.

Паспорт кабинета педагога-психолога

Участие в системе методической работы

Выполняемые виды работ

Форма представления результатов работы

Экспертное заключение, документы по аттестации

Участие в разработке

Локальные нормативные акты, положения

Рабочая группа по разработке проектов учебных планов в рамках реализации АООП ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Участие в разработке

Проекты учебных планов

ШМО учителей среднего и старшего звена, начальных классов, надомного обучения, трудового обучения, классных руководителей.

Методический совет (МС)

Заместитель председателя МС

Школьная аттестационная комиссия (ШАК)

Председа-тель ШАК, внутренний эксперт, куратор по аттестации педагогов

Справки об обучении на семинарах внутренних аттестацион-ных экспертов, протоколы

Запрос родителей (законных представителей): неуверенное поведение, низкая самооценка, проявление тревожного поведения.

Дата, реальные временные рамки

Тема занятия

Цели и задачи

Наименование форм работы и упражнений

Что отрабатывалось

(краткие результаты исследований, выводы)

Блок 1. Диагностический.

Выявление уровня самооценки личности.

Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Выявление личностной и ситуативной тревожности.

Методика Ч.Д. Спилбергера

на выявление личностной

и ситуативной тревожности

(адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным)

Блок 2. Реконструктивно-формирующий

Развить осознание сильных сторон своей личности.

Развить позитивное отношение к школьной жизни.

Развить умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Обучить позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Развить возможности анализировать и регулировать свою повседневную жизнь.

Развить чувство уверенности в себе.

Дом. задание: выполнять еженедельные отчеты.

Развить умение успокоиться и расслабиться.

Развить чувство уверенности в себе.

Попробовать дома методику расслабления.

Научиться справляться со своими слабостями.

Развить способность лучше понимать себя и свои чувства.

Развить способность понимать свой внутренний мир.

Развить умение справляться с тревожностью.

Блок 3. Закрепляющий

Развить умение справляться с тревожностью, страхами, неприятностями.

Развить умение снимать напряжение.

Развить способность чувствовать свои силы.

Развить уверенность в себе.

Развить умение расслабляться.

Психологическое консультирование родителей

С целью выявления проблемного поля, сбор дополнительной информации.

Ф.И.О. родителя (законного представителя) _______________________Подпись __________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог-психолог в работе постоянно ориентируется на личностные структуры. Он должен владеть психолого-педагогическим сопровождением учащихся: методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся выполняет ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.

Цели:

  • расширение и углубление теоретических знаний по данной теме;
  • повышение эффективности психологической помощи.

Планируемые результаты:

  • повышение теоретического и научно-практического уровня профессионального мастерства и компетенции психолога;
  • использование в практической деятельности психолога полученных знаний по изученной теме.

Работа по данной теме начата: сентябрь 2015 года.

Основные вопросы, намеченные для изучения

Направление и формы работы

Время реализации систематически

Изучение нормативных документов

Организация работы по изучению и распространению передового психолого-педагогического опыта.

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации. Регулярно 1раз в 5 лет

Изучение инновационных методов работы психологов республики

Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания.

Использование в психологическом сопровождении мультимедийных презентаций.

Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.

Обобщение и распространение собственного опыта

Изучение учебной и методической литературы

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии

Повышение общекультурного уровня

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Вербальный тест творческого мышления "Необычное использование".

Аверина И.С., Щебланова Е.И.

М.: Соборъ, 1996 г.

2013

Групповая работа с детьми и подростками

М.: Генезис, 1999 г.

2014

Концептуальная программа злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи.

Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В., Терентьева А.В., Баушева И. Л.

2015

Личко А.В., Битенский В.С.

М.: Аспект Пресс, 2008 г

2015

Жить с агрессивными детьми

Ленинград: Педагогика, 1991 г.

2016

Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом:

М.: Аспект Пресс, 2003 г.

2016

Психология творческих способностей.

М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.

2017

Работа с детьми группы риска.

2017

Изучение литературы по психологии

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Исследование проблем психологии творчества.

Под ред. Я.А. Пономарева.

М.: Из-во "Наука", 1983 г.

2013

С-Пб: Питер, 2000 г.

2014

Педагогика и психология игры.

М.: Аспект Пресс, 1986 г.

2015

2016

Подросток на перекрестке эпох.

М.: Генезис, 1997 г.

2017

Для подростков, или как найти свое место в жизни.

М.: АСТ -ПРЕСС, 1997 г.

2017

Изучение литературы по диагностико-коррекционной работе

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

2015

М.: Просвещение, 1976 г

2016

Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме

Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкин

2017

Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция

2017

Изучение литературы по воспитанию

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Главная книга о воспитании детей или о том, как помочь ребенку стать счастливым

2015

Воспитание ребенка от рождения до 10 лет

Уильям и Марта Сирс

М.: Генезис, 2008 г.

2016

Семейная энциклопедия воспитания ребенка

М.: Академия, 2009 г.

2017

Изучение литературы по физиологии и возрастной психологии

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Психология развития и возрастная психология

Н. В. Колисниченко

2015

Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты)

А. А. Бодалев, Н. В. Васина

2015

Возрастная физиология и психофизиология

Е. А. Югова, Т. Ф. Турова

2016

Психология развития и возрастная психология

2016

Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена

Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова

2017

2017

Изучение литературы по педагогике

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Основы педагогической технологии.

2015

М.: Академия, 2007.

2016

Современные образовательные технологии

2016

Основы коррекционной педагогики Гонеев А.Д. М.: Академия, 2007.

2017

Введение в педагогическую деятельность Мижериков В.А М.: Роспедагентство, 2009.

2017

Слагаемые педагогического мастерства.

2017

Результаты работы над темой

№ п/п

Название

Сроки

Выступления на педагогических советах, районных семинарах

Разработки консультаций для педагогов, родителей, учащихся

Пополнене методической копилк

Создание минут релаксации, психологических настрое

Изготовление диагностического материала

Изготовление бланков для диагностик

Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения.

Применение психодиагностического инструментария

Применение новых ЗУН в психолого-педагогическом сопровождении учащихся

Индивидуальный план самообразования

педагогапсихолога

КГУ "Основная школа села Ошаганды" акимата Осакаровского района Карагандинской области

Поповой Ирины Викторовны

Тема самообразования:

ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Фамилия: Попова

Имя : Ирина

Отчество: Викторовна

Специальность по диплому:

педагог-психолог

Категория: нет

Проблемная тема школы:

Воспитательная проблема школы:

Тема самообразования:

Будьте интересны себе,

тогда вы станете

интересными

для других людей.

Ш. Амонашвили

Актуальность:

Педагог-психолог в работе постоянно ориентируется на личностные структуры. Он должен владеть психолого-педагогическим сопровождением учащихся: методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся выполняет ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.

расширение и углубление теоретических знаний по данной теме;

повышение эффективности психологической помощи.

Планируемые результаты:

повышение теоретического и научно-практического уровня профессионального мастерства и компетенции психолога;

использование в практической деятельности психолога полученных знаний по изученной теме.

Работа по данной теме начата: сентябрь 2015 года.

Основные вопросы, намеченные для изучения

Направление и формы работы

Изучение нормативных документов

Организация работы по изучению и распространению передового психолого-педагогического опыта.

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации.

Регулярно
1раз в 5 лет

Изучение инновационных методов работы психологов республики

Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания.

Использование в психологическом сопровождении мультимедийных презентаций.

Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.

Обобщение и распространение собственного опыта

Изучение учебной и методической литературы

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии

Повышение общекультурного уровня

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Вербальный тест творческого мышления "Необычное использование".

Аверина И.С., Щебланова Е.И.

М.: Соборъ, 1996 г.

Развитие ребенка в алкогольной семье. Возможности психокоррекции и реабилитации.

журнал: Школа здоровья

М.: Генезис, 1998 г. №1

Групповая работа с детьми и подростками

М.: Генезис, 1999 г.

Ваш беспокойный подросток

М.: Аспект Пресс, 1992 г.

Концептуальная программа злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи.

Читайте также: