Возможно ли существование человеческого общества без истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Постановка проблемы: философы прошлого о смысле исторического процесса

Как известно, вопросом о сущности истории задавались уже мыслители античности. Так, Фукидид считал, что истории повторяется, история есть бесконечное движение по кругу, что связанно с неизменностью человеческой природы. А сущность человеческой природы – стремление к богатству и власти.

Замкнутый круг разорвал Августин Блаженный в V в. н.э. Используя христианское богословие, Августин дал ответы на все вопросы: о начале истории, её конце и сущности.

Но христианский компонент одновременно является и слабым местом концепции Августина: а что если нет Бога? В чем тогда смысл истории, где её начало и конец?

Благодаря Августину в европейских умах прочно укоренилась идея борьбы как сущности истории. Эта идея хорошо прижилась и была развита в трудах философов Нового времени, правда, уже без примесей христианства.

Классические философы, стремясь объяснить сущность истории, предлагали однобокие концепции, делая акцент на определенных сферах жизни общества. Кроме того, мыслители Нового времени скорее показывали следствия, нежели вскрывали причины.

Так, Гердер сконцентрировался на духовной сфере. Философ, взяв схему Августина, убрал из неё теологию и заявил, что история есть стремление к идеалам гуманизма. Историю движет развитие культуры (в широком смысле). Историю движут не политики, а изобретатели, творческие личности, простые люди.

Но ведь это всё следствия, а в чем же причина? Встаёт вопрос: почему вообще развивается человеческая культура? Почему люди что-то изобретают, творят?

Иную схему исторического процесса предложил Дж. Вико. Заслуга Вико в том, что он вплотную подошел к диалектической противоречивости исторического процесса. Он показал, что история парадоксальна, пороки порождают добродетель и наоборот, замысел не соответствует результату. Но в чем причина этого?

В целом Вико повторил те же ошибки: сконцентрировался только на одной сфере общественной жизни (политической) и показал следствия, а не причины. Вико считал, что исторический цикл состоит из трех фаз: демократия сменяется анархией, та, в свою очередь, монархией, и затем наступает опять демократия и все повторяется вновь.

Но почему так происходит? То есть, не почему в какой-то определенный период случаются революции и монархия сменяется демократией, а почему вообще в принципе есть разные формы правления, постоянно сменяющие друг друга?

Наконец, Гегель, соединив линию и цикл, предложил возвратно-поступательную модель исторического процесса. История есть прогресс в познании свободы. Этот прогресс также состоит из нескольких фаз (от восточных деспотий к свободной Германии). За поступками людей стоит замысел. Поэтому ученый должен изучать идеи, дух, сознание.

Почему вообще происходит смена фаз? Почему противоположности борются? Почему постоянно происходят количественные изменения, которые потом переходят в качественные? Почему каждая новая стадия развития не вечна и она обязательно закончится?

Где же тогда конец истории? Настанет ли он с полным осознанием свободы? Возможно ли это? Если да, то неужели став абсолютно свободным человек перестанет творить, заниматься наукой, воевать и т.п.? Как оказалось, Прусская сословно-представительная монархия не смогла стать концом истории. Значит проблема шире.

Вопрос о сущности истории (и таким образом, смысле жизни вообще) не куда не делся. Метафизика это или нет, можем ли мы достоверно знать о прошлом или нет, - не важно. Важно одно: прошлое, так или иначе, было, настоящее есть, далее будет будущее. Развитие и смена определенных этапов очевидна. Так в чем же смысл всего этого? Почему так происходит?

Допустим, история есть смена социально-экономических формаций. Формации сменяются в результате классовой борьбы. Классовая борьба происходит в результате развития производительных сил и производственных отношений. Почему вообще происходит это развитие? Кроме того, в истории нельзя всего объяснить только лишь через развитие экономики, особенно когда дело касается религий, культуры вообще. Иначе мы опять будем впадать в однобокость, и мыслить очень узко.

Двадцатый век вновь задался вопросом сущности истории. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что на новом уровне повторяются прежние ошибки. Сущность истории так или иначе определяется через смену определенных этапов, в основе чего либо развитие экономики, техники, либо культуры (нравственности, религиозности) и т.п.

Но почему же вообще в принципе человечество никак не может успокоиться и придумывает все новые и новые религии, технологи, модели общества? Почему же вообще в принципе происходит смена определенных этапов, идет развитие? Можно предложить такой ответ.

Сущность всей человеческой истории можно выразить одним словом – поиск. Сущность истории есть поиск. Движущая сила истории есть стремление найти. Спрашивается: найти что? Найти себя, найти ответы на вечные вопросы, понять этот мир, понять свое место в нем, найти первопричину всего, найти абсолютную истину, которая вероятно, невыразима в словах, но дает ответы на все вопросы. Этот перечень вечных вопросов можно продолжать долго. Суть в том, что человеком движет стремление найти смысл, найти себя, узнать правду.

Слепой новорожденный котенок имеет непреодолимую потребность найти то, чего никогда не видел – свою мать – она удовлетворит все его потребности: накормит, защитит, согреет. Так и человек ищет сам толком не зная чего, глубоко в подсознании веря, что это что-то даст ему ответы на все вопросы, покой и свободу.

Так, в разные эпохи разные группы людей утверждали, что истина в том и том. Одни находили себя в служении богам, другие – в войнах. Найдя свое место в мире, человек обретает смысл для своей жизни. Но этот личный смысл не есть абсолютная истина. Поэтому поиск возобновляется и продолжается вновь и вновь. Поэтому все происходит так, как происходит: отмирают одни стили в искусстве и на их место приходят другие, рождаются все новые и новые религии, политические идеологии, идут войны. Все это есть не что иное как поиск.

Человечество живет с постоянным чувством неудовлетворенности. Всегда хотя бы малейшая нотка неудовлетворенности присутствует. Это и есть внутреннее стремление к поиску того, что удовлетворило бы все наши потребности сполна. Поиск абсолютной истины в последней инстанции.

И действительно, чего бы человек ни делал, чего бы ни достигал, ничто не приносит полного удовлетворения. А зачастую даже наоборот – достижение цели принесет не столько умиротворения, сколько опустошение и разочарование. И все потому, что человек, сам того не понимая, ищет истину, но то, что он находит вновь и вновь истиной не является, поэтому приносит удовлетворение лишь на время. Именно эта энергия поиска и толкает человека к действию во всех сферах жизни общества.

Но что если удалить из общества это самое стремление к поиску? Стремление всё осмысливать, наделять смыслом. Удалить религию, философию и науку. Тогда само существование общества станет просто абсурдным. Человек тогда качественно ничем не будет отличаться от животного. Он перестанет быть человеком. Плохо это или хорошо.

Вот почему можно говорить о том, что именно абсолютная истина, точнее ее незнание и стремление найти является фундаментальной основой человеческой деятельности и сущностью этой самой вечной неудовлетворенности. Но люди не осознают, что им действительно нужно. Однако очень четко осознают наличие определенного дискомфорта. И тогда один человек направит эту энергию в улучшение своего материального благосостояния, думая, что именно это ему и нужно для полного удовлетворения и станет Фугером или Вельзером, другой обратиться в мистику, религию, третий – решит, что власть поможет удовлетворить все потребности и т.д. Встреча и взаимодействие всех этих субъектов и создает пестрый гобелен истории.

В истории ничего не происходит по определенным схемам. Иногда что-то может быть определено материей, иногда наоборот. Зачастую много происходит вообще случайно. Но энергия, которая движет всеми людьми, фугерами, вельзерами, гаутамами, периклами, гитлерами – едина. И это стремление к абсолютной истине, ее поиск.

А вот обратного мы не наблюдаем. Возникновение религиозно-философских, научных систем, призванных решить мировоззренческие вопросы, далеко не всегда нуждается в каком-либо социально-экономическом или политическом обосновании. Выражаясь марксистско-ленинским языком, можно сказать, что в независимости от того, что первично, базис всегда нуждается в надстройке, а надстройка в базисе – нет.

И в этих фактах также мы видим проявление фундаментального значения энергии поиска истины.

И действительно, почему считается, что общества Древнего Востока или средневековые и современные традиционные общества Азии и Африки довольно консервативны и мало изменчивы, в отличие от античного мира и стран Европы и США? А потому что в менее изменчивых обществах по каким-то причинам стремление к поиску было слабее. Что мы знаем о философии Древнего Египта, например? Ничего, по сравнению с нашими знаниями о философии Древней Греции. Просто в философии не было необходимости в Древнем Египте. Религия Египта вполне удовлетворяла мировоззренческие вопросы населения, поэтому стремление к поиску было слабо, поэтому изменения были очень медленные. Имеются в виду качественные изменения, как смена формаций и т.п., вызванные, прежде всего, особенностями внутреннего, естественного развития общества.

В сравнение с медленно меняющимся Египтом, динамичная Греция эпохи античности дает нам иной пример. Там были и религия, и богатая философия, и даже начатки науки, имеющей не только практическое значение (как в том же Египте), но призванной объяснить мир вокруг. Существующие идеи греков уже по каким-то причинам не удовлетворяли, поэтому шел постоянный пересмотр истин, ценностей и, соответственно, динамичное развитие всех сфер жизни общества.

Затем, в Европе, целая тысячелетняя эпоха, названная Средними веками, была определена христианской религией. Но в какой-то момент творческий потенциал этой мировоззренческой системы дал сбой, появились сомнения, Бога отодвинули на задний план, началось Возрождение, за ним Просвещение, за ним – разочарование. Прежняя картина мира для определенной части людей исчерпала себя, заставила сомневаться, что в итоге подготовило почву для изменений и в других сферах.

Почему так произошло? Почему подобного не было в том же Китае, с его богатой религиозно-философской традицией? Кажется, что за 5000 лет Китай вообще в сущности мало бы изменился, если бы не влияние Запада. Да, в Китае богатая религиозно-философская традиция, но китайские мыслители действовали в рамках определенных, общепринятых для китайского общества категорий и не выходили за их пределы. Творческий потенциал даосизма, конфуцианства, чань-буддизма оказался неисчерпаемым и за 2500 лет существования этих систем. Происходило взаимодействие, творческое развитие этих идей, но не их пересмотр или и вовсе отказ от них (как в Европе).

Итак, история как качественная смена состояний закончится тогда, когда будет найдена абсолютная истина. Возможно, столь интенсивное развитие общества (в отрицательном смысле, как постоянная гонка, смена состояний) будет приостановлено новой сильной мировоззренческой идей, которая еще на 1000 лет удовлетворит нашу жажду миропознания. Если такое возможно.

Почему же и когда начался поиск? Можно предположить, что когда-то человечество знало абсолютную истину. Поэтому ничего не происходило. Истории не было. Потом по не понятным причинам знания об истине были утрачены, но в подсознании осталась память об абсолютном покое и свободе, осталось чувство истины. Это чувство – как искра божья в каждом человеке, как душа, - она и заставляет искать.

Закончится история во время второго пришествия и Страшного Суда. Почему? Не потому, что праведники победят грешников, а потому что будет открыта абсолютная истина. Все опять станет ясно и не надо будет ничего больше придумывать, изобретать и т.п. Люди вернутся в рай и вновь будут жить в единстве с Богом.

О том же говорит и буддизм. В незапамятные времена по причинам, о которых сам Гаутама предпочитал молчать, началось вращения колеса сансары – колеса рождений и смертей. Но люди изначально обладают просветленной природой – природой Будды. Однако, получается так, что природа эта либо загрязнена, либо потеряна связь с ней (то есть с самим собой, по сути). Отсюда и рождается постоянная неудовлетворенность, и стремление обрести покой, найти истину.

Круговорот рождений и смертей и есть история, которая происходит по тому, что люди никак не могут отыскать себя, обрести свою изначальную, просветленную природу. И заканчивается история с обретением нирваны. В нирване нет истории, потому что нирвана даст ответы на все вопросы.

Ислам в этом отношении исповедает идеи близкие к христианству, поэтому нет смысла о нем говорить отдельно.

Итак, то, что заставляет человека ставить вопросы и искать на них ответы можно называть по-разному: искра божья, просветленная истинная природа, душа, разум.

Что говорит наука?

С научной точки зрения проблему поиска можно объяснить следующим образом. Обратимся к животному миру. Там нет истории. Ничего не происходит принципиально нового, не происходит качественных изменений, смен этапов. Только биологическая эволюция. Истории нет даже у высших млекопитающих. Это кажется очевидным, но все же почему это так? Почему у них нет истории, а у человека есть? Ведь борьба свойственна животным в не меньшей (а может и большей) степени, чем человеку.

В животном мире нет истории, потому что животные не стремятся найти смысл. У них нет разума. Наличие разума – принципиальное отличие человека от животных. Под разумом, в данном случае, понимается не разумность, которая приведет к идеалам гуманизма и не сила, способная все познать, а просто то, что и заставляет человека задаваться вопросами об истинах. Животные лишены этого. Поэтому они ничего не ищут. Поэтому они не имеют истории.

Человек, как известно, существо биосоциальное. Но предки человека, согласно эволюционной теории, были когда-то самыми обычными животными, т.е. только биологическими существами и значит не имели истории. Но в ходе эволюции предки человека под влиянием ряда факторов становятся существами биосоциальными. В этот момент вероятно и начинается развитие разума. Таким образом, именно в этот момент и начинается история. То есть история начинается тогда, когда человек перестает быть только биологическим существом, а становится еще и социальным существом, у которого начинается развитие разума.

Но до сих пор в науке нет внятного ответа на вопрос о том, как, когда и почему начинается развитие разума. Если же ответ будет найден, мы поймем почему, когда и как началась история.

Еще раз о первичном. Так что же получается в итоге первично: сознание или материя? Если человеком движет поиск, то есть соблазн объявить первичным сознание. Но все не так просто.

Вопрос о первичности представляется некорректным. Он является некорректным уже с учетом первого закона диалектики. Дело в том, что сознание и материя (идея и материя) есть не более чем бинарные оппозиции. Все в мире имеет свою противоположность, но мы не можем сказать, что одна противоположность первична и определяет другую. Что первично: день или ночь? Правое или левое? Это абсурд.

Так, идея и материя есть не более чем бинарные оппозиции. В исторических событиях всегда действует и то, и другое. Но различается соотношение того и другого в разных событиях и явлениях.

За поступками человека стоят замыслы. Замыслы связаны с идеями и убеждениями. Но идеи и убеждения не даются изначально, они развиваются в человеке в процессе взаимодействия с внешним миром. Так, идеальное и материальное постоянно и неразрывно взаимодействуют и взаимовлияют.

Если человек изначально, при рождении, не наделен никакими идеями, то он наделен самой способностью к развитию. И не просто развитию, но развитию того самого разума, который ставит вопросы и ищет ответы.

Так и стремление к поиску – лежит как бы вне идеального и материального, но может проявляться через то и другое. Когда свой поиск человек устремляет в идеальное, он создает искусства. Когда же поиск устремлен в материальное, человек занимается экономикой, политикой и т.п.

Если и есть что-то первичное, первопричина всего, то она, вероятно, лежит за пределами всех бинарных оппозиций. Возможно, это и есть абсолютная истина, невыразимая в словах, ведь словами можно выразить лишь то, что является идеальным или материальным. Возможно, её и ищет человек.

Каким будет конец истории?

Таким образом, логично предположить, что конец истории настанет тогда, когда будет завершен поиск. Когда человек обретет абсолютную истину, не будет необходимости вести войны, придумывать модели идеального общественного устройства, создавать религиозные системы, заниматься творчеством, - ведь и так будут даны ответы на абсолютно все вопросы, все станет ясно и понятно, не будет больше никаких событий. Как это произойдет, как это будет выглядеть – сказать сложно. Ясно одно: на этом история закончится. Закончится либо навсегда, либо на некоторое время до тех пор, пока человечество опять не утратит абсолютную истину.

Резюмируем вышесказанное

История начинается вследствие возникновения и развития разума. Движущей силой истории является стремление к поиску. То, что человечество ищет и никак не может найти, можно условно обозначить как абсолютная истина. Сущность истории и есть поиск. Смысл истории – осуществить и закончить поиск, т.е. найти, то, что ищется. Конец истории настанет тогда, когда будет завершен поиск.

Стоит заметить, что идея поиска более толерантна и миролюбива, чем идея борьбы, поэтому развитие идеи поиска могло бы быть полезным и для общественных отношений.

1.Ни одна реальность не является более существенной для нашего самоудостоверения (Selbstvergewisserung), чем история. Она показывает нам самый далекий горизонт человече-ства, является проводником традиции, содержание которой лежит в основании нашей жизни, показывает масштаб для настоящего, освобождает от неосознанной привязанности к собствен-ному веку, учит видеть человека в его высочайших возможностях и непреходящих творениях. Нет лучшего способа использовать наше свободное время, чем быть посвященным в величие прошлого и лицезреть непоправимость, с которой все гибнет. То, что претерпевается нами в настоящем, мы лучше всего понимаем в зеркале истории. То, что передает нам история, ожива-ет для нас с позиций нашего собственного времени. Наша жизнь идет вперед во вза- имном прояснении прошлого и настоящего. (Ясперс, К. Введение в философию).
1. Как история может помочь нам понять настоящее?
2. Какие сущностные характеристики человеческого бытия обусловливают потребность в истории? Возможно ли существование человеческого общества без истории?
3. В чём может заключаться смысл истории для отдельного человека? Как история может способствовать обоснованию его самосознания?

История для нас является малодоступной для изучения областью знания. Каждый, кто пишет на исторические темы, пытается все переврать и преподнести так, чтобы исторический материал подтверждал какие-то его философские идеи, его личное отношение к тем или другим историческим персонажам.

Никак. Хотя бы потому, что это прошлое.
И есть много спорных моментов в истории, выдающихся за правду

Пишите так, как написано в учебниках. Вольнодумство и инакомыслие никогда не поощрялось и всегда пресекалось. И зная примеры из истории, можно найти аналогии и понять это и в настоящем. Какие бы мудрые мысли вы не изложили, какие бы факты не привели, учителя ни за что не поставят вам хорошую оценку, если ваши мысли расходятся с тем материалом, который утвержден руководством. Вот вам и ответ на первый вопрос.
2) Опыт. Оценка прошлого, сравнение прошлого с настоящим, и прогнозирование вероятностного будущего. А так же оценка быта, традиций, прогресса, влияния других культур, деятельности и последствий.
3) знание истоков и традиций, культурного наследия, и георграфически исторических особенностей, творческие заимствования из истории, поиск идей и решений.

это текст из книги или вы сами написали?
а смысл очень прост. человеком, не знающим своей истории, очень легко управлять.


Жизнь – это бесконечная дорога с крутыми поворотами, тупиками, неожиданными открытиями, это лабиринт, за каждой дверью которого скрывается новый мир, полный тайн и загадок. Человек живет, и на протяжении всего жизненного пути он учится, он познает мир и самого себя. Движение вперед, стремление развиваться делает человека живым, настоящим, дает ему цель и повод вставать по утрам, ведь для одного человека новый день – это очередной шанс начать жизнь с чистого листа, а для другого – лишь небольшой шаг на пути к поставленной задаче. Но каким бы ни был наш жизненный путь, чтобы не сбиться с него, самое главное – помнить о совершенных поступках и принятых решениях, помнить о прошлом и не забывать настоящее в погоне за лучшей жизнью, за будущим, которое никогда невозможно предугадать. Память – это нравственное качество, которое делает нас людьми. Она есть напоминание о совершенных ошибках, о быстротечности и важности времени. Она связывает нас с миром, а, самое главное – с историей не просто наших предков, но и всего человечества.

Безусловно, как наука, история состоит из фактов, событий и дат, и порой их изучение кажется нам скучным и бессмысленным, неважным. В современном мире, где все меняется чуть ли не со скоростью света, человек пытается максимально обезопасить себя от впустую потраченного времени, тщательно планирует каждую минуту, стремясь охватить все и сразу. Он все больше посвящает свою жизнь повседневным заботам, ежедневной рутине, и все остальное теряет свою значимость. Очень немногие современные подростки включают историю в число любимых предметов, и все чаще среди них встречаются те, кто даже не способен назвать временные рамки Второй мировой войны 1939-1945гг. Значение исторической памяти размывается, а число желающих исказить канву исторических событий возрастает с каждым днем. Так, уже почти на протяжении двух лет украинские власти стремятся переписать мировую историю, приписать себе заслуги в борьбе с фашизмом. Они провозглашают национальным героем Петлюру, человека, который в свое время способствовал расколу украинцев, возводят ему памятники, переиздают школьные учебники по истории. Власти же в США и вовсе еще практически сразу после окончания Второй мировой стали внушать жителям своей страны, что именно они разгромили фашизм и Гитлера, умалчивая о подвиге советского народа. В документальном фильме "Военная тайны" с Игорем Прокопенко корреспондент проводил опрос среди жителей США разных возрастов, спрашивая их о том, кто же именно одержал победу в 1945 году, и, к огромному сожалению, никто из опрошенных даже не вспомнил о заслугах миллионов погибших советских солдат и офицеров. И больше всего поражает то, с какой легкостью и охотой люди принимают эту переписанную, искаженную версию исторических фактов.

Можно ли считать такое поведение массовым заблуждение? Однозначное нет,

потому что заблуждение подразумевает непреднамеренное искажение истины, ошибочно принимаемое за нее в силу нехватки каких-либо доказательств в ее подтверждение. Нынешнее же отношение к истории лишь свидетельствует о снижении духовного уровня общества. Наше прошлое – это та неотъемлемая часть на пути личностного развития, без уважения к которой человек, пожалуй, способен потерять и самого себя. Личность не может существовать без прошлого. Чтобы совершить великое открытие, нужно иметь представление о том, с чем тебе предстоит столкнуться. Жизнь, подобно науке, похожа на алгоритм из причин и следствий, где каждое действие имеет связь с предыдущим и влияет на последующее, а историческая память способна, прежде всего, обезопасить человека от повторения многих разрушительных, губительных ошибок, таких, как, конечно же, войны. История заключается даже не в изучении дат, имен или событий, она кроется в культурном наследии, в опыте и мудростей предыдущих поколений. Изучая историю, мы изучаем самих себя. Таких же людей, которые подарили нам мир таким, каким мы знаем его сейчас.

Книги, живопись, музыка, памятники архитектуры, летописи – все это часть исторической памяти, которая обогащает внутренний мир человека, рассказывает о быте, обычаях и традициях наших предков. Читая исторические романы, стихотворения, посещая картинные галереи, человек учится видеть мир за рамками своего привычного существования, по-новому видеть и понимать себя, узнавая о людях прошлых эпох, поколений. Он обогащается духовно. Он познает новые грани мира, открывая для себя новые дороги и возможности. История в искусстве, творчестве – это проявление духовности, которая, пожалуй, всегда особенно отличала русский народ от других, потому что русский человек всегда наиболее сильно был привязан к дому, семье, Родине.

Русские писатели всегда писали о том, что видели вокруг себя, о России и русских людях, они старались вложить в свои произведения безграничную преданность и любовь к своей Родине. Тем не менее это не мешало им отображать повседневность русских людей и социальную обстановку в стране такой, какая она есть, с ее изъянами, многовековыми нерешенными вопросами (необходимость ликвидации крепостного права, жестокость в обращении с крепостными занимали многих поэтов и писателей вплоть до крестьянской реформы 1861 г., а впервые жизнь крестьян стала центральной темой еще в семнадцатом веке в произведении Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву").

Русское искусство – это всегда история. И даже во времена жесткой цензуры, когда власти пытались ограничить выход в свет произведений литературы, живописи, музыки, которые, по их мнению, компрометировали уклад жизни русских людей и Россию в целом, деятели искусства продолжали бороться за право своим творчеством "говорить" о насущных и волнующих общество вопросах, о народе и для него. Наверное, именно поэтому на долгое время оказались под запретом Пастернак и Булгаков, была предана забвению Ахматова, репрессирован Н. Гумилев, именно поэтому не смогли "смолчать" передвижники во главе с Крамским, которые в 1863 году покинули Художественную академию, не желая следовать канонам академизма, а стремясь в своих картинах изображать реальную жизнь.

Человек и его история – две стороны одной медали. Человек создает историю, каждый раз открывая все новые и новые грани своих возможностей. Но в то же время именно историческое развитие определяет самого человека и саму его сущность. Может ли человек в современном обществе обойтись без истории? Конечно же, нет. История – это память. А память движет каждым человеком, дает ориентиры, которые направляют нас и ведут к заданной цели. Историческая память – это фундамент человеческого существования. Это прошлое. Это настоящее. Это будущее. Сохранение исторической памяти – это обязанность каждого человека, это даже не просто дань уважения или благодарность предыдущим поколениям, сохранение исторической памяти – это то, что помогает человеку оставаться нравственным и, конечно же, человечным.

История как наука: предмет, методы, цель. Отличие исторических наук от естественных и технических. 2.

История как наука и философия истории: отличия. 3.

Проблема субъекта истории: волюнтаризм и фатализм.

Модели исторического процесса: циклическая, линейная, синергетическая.

Ни одна реальность не является более существенной для нашего самоудостоверения (Selbstvergewisserung), чем история. Она показывает нам самый далекий горизонт человечества, является проводником традиции, содержание которой лежит в основании нашей жизни, показывает масштаб для настоящего, освобождает от неосознанной привязанности к собственному веку, учит видеть человека в его высочайших возможностях и непреходящих творениях.

Нет лучшего способа использовать наше свободное время, чем быть посвященным в величие прошлого и лицезреть непоправимость, с которой все гибнет. То, что претерпевается нами в настоящем, мы лучше всего понимаем в зеркале истории. То, что передает нам история, оживает для нас с позиций нашего собственного времени. Наша жизнь идет вперед во взаимном прояснении прошлого и настоящего. (Ясперс, К. Введение в философию). 1.

Как история может помочь нам понять настоящее? 2.

Какие сущностные характеристики человеческого бытия обусловливают потребность в истории? Возможно ли существование человеческого общества без истории? 3.

В чём может заключаться смысл истории для отдельного человека? Как история может способствовать обоснованию его самосознания?

Но единственною мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно.

Итак, лишь из рассмотрения самой всемирной истории должно выясниться, что ее ход был разумен, что она являлась разумным; необходимым об-

наружением мирового духа, - того духа, природа которого, правда, всегда была одна и та же, но который проявляет эту свою единую природу в мировом наличном бытии.

Вместе с тем сама в себе свобода заключает в себе бесконечную необходимость осознать именно себя и тем самым становиться действительной, потому что по своему понятию она есть знание о себе, она является для себя целью, и притом единственною целью духа, которую она осуществляет. Эта конечная цель есть то, к чему направлялась работа, совершавшаяся во всемирной истории; ради нее приносились в течение долгого времени всевозможные жертвы на обширном алтаре земли. Одна лишь эта конечная цель осуществляет себя, лишь она остается постоянно при изменении всех событий и состояний, и она же является в них истинно деятельным началом. (Гегель, Г.В.Ф. Лекции по философии истории). 1.

Что является метафизическим основание истории согласно Гегелю? В рамках какого типа метафизики представлено данное понимание истории? 2.

Что представляет собой история по отношению к своему основанию? Какова цель истории? 3.

К какой модели исторического процесса можно отнести позицию автора? 4.

К каким негативным последствиям социокультурного характера может привести абсолютизация разума и универсализация целей в историческом процессе?

Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечест-

ва. У каждой культуры есть свои собственные возможности, выражения, возникающие, зреющие, вянущие и никогда вновь не повторяющиеся. Есть многочисленные, в самой своей сути друг от друга отличные, пластики, живописи, математики, физики, каждая с ограниченной жизненной длительностью, каждая замкнутая в себе, подобно тому как у каждого вида растений есть свои собственные цветы и плоды, свой собственный тип роста и смерти. Культуры эти, живые существа высшего порядка, вырастают со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой. (Шпенглер, О. Закат Европы). 1.

К какой модели исторического процесса можно отнести позицию автора? Против какой модели направлена критика? 2.

В чём усматривается смысл исторического процесса? А его цель? 3.

К какому типу метафизики можно отнести концепцию истории Шпенглера? 4.

Сопоставьте трактовку истории Шпенглера с позицией Гегеля. Выявите принципиальные различия.

Читайте также: