Проект неизведанное рядом в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Тип проекта : практико-ориентированный, средней продолжительности.

Сроки проекта: февраль-май

Цели проекта:

1. Формирование у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развитие чувства ответственности за порученное дело.

2. Активное сотрудничество родителей и детей в процесс реализации проекта.

3. Обогащение зелёного уголка в группе детского сада, озеленение и создание цветочных композиций на участке детского сада.

Задачи проекта:

Образовательные

Воспитательные

Материальные

- способствовать расширению знании детей о растениях;

- способствовать формированию представления о значимости растений;

- развивать практические навыки детей по уходу за растениями.

- воспитание любви к природе родного края,

- воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;

- способствовать формированию экологической культуры.

- улучшение экологической среды группы,

- объединение усилий педагога, детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы и участка

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать?

1. Растения очищают воздух, они живые.

2. Многообразие растительного мира (цветы, деревья, водоросли)

3. Растениям нужен свет и вода, почва, тепло

1. Как правильно садить и ухаживать.

2. Больше узнать о своём любимом растении.

3. Как размножаются

1. В энциклопедии.

2. Просмотр познавательных передач.

3. Спросить у взрослых.

4. В сети Интернет.

Формы и методы работы

– подобрать детские книги и энциклопедии о растениях,

1. февраль-март: посадка луковиц в ящик с почвой и одну луковицу в прозрачную ёмкость с водой для наблюдения роста корешков и для сравнения роста луковиц в разных условиях;

2. февраль: внести веточки вербы в группу и поместить их в ёмкость с водой;

3. март (1-2 неделя): черенкование комнатного растения бальзамина и в дальнейшем посадка ростков комнатных растений в горшки.

4. апрель: посадка семян цветов для клумбы (выращивание рассады).

Мир движения

Мир искусства

– выставка творческих работ детей;

Актуальность

Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные в НОД, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы и участка позволит детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки. Привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

Условия эффективной реализации проекта

1. Предполагает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж детского сада и решает проблему по материальному обеспечению проекта.

2. Ребята узнают много интересного из жизни растений (исследуют опытным путём условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, на участке детского сада - рыхление, полив, прополка).

Проект включает три основных этапа:

1-й – подготовительный : постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

3-й – обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Ресурсы проекта:

2. Уголки природы в группе.

3. Опытнические зоны в группе.

4. Высокий профессиональный уровень педагога по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.

1. Низкая заинтересованность родителей.

2. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объёма изучаемого материала

Предупреждение рисков

1. Распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный .

Постановка цели и задач, определение задач, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап. Собственно-исследовательский .

1. Использование дополнительных средств источников (энциклопедии, интернет-информация).

2. Посадка и уход за луком.

3. Посадка и уход за цветами в группе детского сада (черенкование растения).

4. Посадка и уход за растениями для посадки на участке детского сада из семян.

6. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) о растении.

7. Фотовыставка. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

3 этап. Обобщающий

1. Оформление алгоритма роста растений;

2. Создание алгоритма посадки растения и условий его роста;


Результаты проектной деятельности

1 этап работы проекта.

Во время пребывания детей в детском саду воспитатель обращает внимание детей на то, что растения растут, меняются. После этого воспитатель объясняет задачи проекта:

Может быть, уже кто-то выращивал цветы и может поделиться своим опытом?

Воспитатель вместе с детьми решают, где лучше разместить лабораторию.

Дети приносят из дома луковицы для посадки, ростки цветков для посадки, семена овощей и цветов. В группе создаётся коллекция семян растений, которая включает в себя семена овощей, фруктов, деревьев Прикамья.

2 этап работы проекта.

Была найдена дополнительная информация по интересующим детей вопросам (просмотр энциклопедии, интернет-сайтов).

Вместе с детьми посадили лук, ухаживали и наблюдали за ним.

Осуществили посадку и уход за цветами в группе детского сада методом черенкования.

Осуществили посадку, уход и наблюдение за цветами (из семян), выращенными для посадки на участке детского сада.

Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) о растении.

Воспитатели в группе, родители дома обсуждали с детьми, что необходимо для посадки растений. Дети называли материал и оборудование.

Воспитатели рассказали секреты посадки растений. В процессе ухаживания за посаженными растениями в группе были проведены мастер-классы по посадке растений и экспериментальные опыты по выращиванию семян.

3 этап работы проекта.

Интересная дополнительная информация

Загадки, рассказы, которые сочинили сами дети в ходе проекта.

Перспектива развития проекта

1. Подбор пословиц о растениях.

(познавательно-исследовательская деятельность в мире живой и неживой природы и рукотворного мира).

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Форма проведения: групповая.

Срок реализации: октябрь-февраль.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

- развитие познавательных интересов детей, потребность в самостоятельной поисковой деятельности на основе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

- формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам живой и неживой природы;

- развитие желание узнавать новое.

- формировать собственный познавательный опыт;

- учить детей выполнять ряд последовательных действий (проводить опыт) в соответствии с моделями и алгоритмами;

- развивать умение анализировать, делать вывод, выявлять взаимозависимость между предметами и их особенностями;

- сформировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

- активизировать речь детей, пополнить словарный запас;

- развивать любознательность, творческие и коммуникативные способности детей;

- формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Формы реализации проекта:

  • Познавательные занятия;
  • Беседы;
  • Оснащение развивающей предметно -пространственной среды;
  • Наблюдения;
  • Дидактические игры;
  • Опытно-исследовательская деятельность;
  • Работа с родителями.

Теоретическое обоснование и актуальность .

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать или, мыслить самостоятельно и творчески.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку, сон. Опыт помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;

- разовьется интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы;

- дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы;

- дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе;

- выращивание рассады (овощей помидор и перец).

Работа с родителями

Рекомендации, как провести опыты с песком, глиной, камнями, водой.

Рекомендации, как провести опыты с водой и воздухом.

Конкурс песочных построек вместе с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают.


Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, .


Проект "Неизведанное рядом"

Проект реализован при поддержке фонда социальных инициатив "Энергия" компании "Сахалин Энерджи".


Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"


Проект "Неизведанное рядом"

Проект в средней группе. Изучение разных материалов и их свойств. Воспитателям детких садов.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

высшей кв. категории

Пояснительная записка:

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Актуальность проекта:

Мир, в который приходит малыш, огромен, он разнообразен и богат, а ребенок еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с окружающим миром постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о нём.

Огромное значение сейчас уделяется развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

1. Отсутствие у детей представлений об удивительных свойствах воды, о значении воды в жизни человека и природы.

2. Недостаточная сформированность познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста на примере исследования воды, её свойств и значения в жизни людей, животных и растений.

Если в образовательный процесс включить элементы экспериментирования, то это позволит сформировать навыки познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников.

Идея проекта:

Цель проекта :

Формирование интереса дошкольников к познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности в процессе ознакомления с водой.

Задачи проекта:

Закрепить и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.

Развить познавательные способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.

Повысить воспитательную компетентность родителей в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Тип проекта:

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Предполагаемый результат:

Дети будут иметь достаточно представлений о воде;

Знать, что океаны, моря, реки - это вода, которая нас окружает;

Дети будут не только называть свойства воды, но и уметь доказывать их на опытах;

Понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле;

Научаться бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.

Ресурсное обеспечение проекта:

Предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

Реализация проекта

Подготовительный этап

Содержание работы

Выявить уровень знаний детей о воде.

Основной этап

Познавательное развитие

Беседа с просмотром фильма

Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Дать представление об источниках загрязнения воды.

Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Игровая деятельность

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Художественная литература

Познакомить детей с новыми стихотворениями, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Продолжать воспитывать бережное отношение к воде .

Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Учить детей отражать знания в сказках собственного сочинения. Развивать творчество.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы.

Художественно - творческая деятельность

Закрепить знания детей о круговороте воды в природе.

Экспериментально – исследовательская деятельность

Показать, что вода не имеет вкуса и запаха.

Сравнение воды и молока.

Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании)

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Познакомить детей с составом воды.

Показать, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет.

Выявить , что не все вещества растворяются в воде.

Опытным путем доказать, что пар- вода, очень-очень маленькая капелька. Она легче воздуха, поэтому водяной пар поднимается всегда вверх. Вода в тепле превращается в пар и быстро испаряется. Когда воду нагревают сильно, она испаряется быстро.

Доказать опытным путем, что пар, охлаждаясь, становится капельками воды.

Выявить зависимость роста растений от воды.

Взаимодействие с родителями

Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования

на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Дать знания родителям об организации опытов и экспериментов

в домашних условиях.

Поддерживать стремление родителей и детей в подготовке и оформлении совместных творческих проектов.

Заключительный этап

Опрос дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.

Оформление портфолио проекта

Проект позволил детям много экспериментировать и изучить тему

В результате организации детского экспериментирования, у детей развилась познавательная активность, появился интерес к экспериментально - исследовательской деятельности.

Расширился кругозор, в частности обогатились знания о воде, ее свойствах, состояниях и значении для всего живого на Земле.

У детей развились качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию воды, и стимулировала их к получению новых знаний.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания окружающего мира.

Целенаправленная организация среды;

Создание условий для активных действий;

Вовлечение в процесс самостоятельного поиска;

Вопросы проблемного характера;

Разнообразие организуемой интересной деятельности;

Демонстрация нужности и важности изучаемого материала;

Предлагаемая система заданий была трудной, но посильной;

Положительная оценка результатов деятельности;

Эмоциональная подача материала;

В каждом ребенке укреплялась вера в свои силы;

Не допускались негативные оценки;

Развивалось чувство собственного достоинства;

Позиции воспитателя и ребенка были равными, партнерскими;

Развивались творческие силы детей;

Велась работа по здоровьесбережению;

Использовались методы и приемы, способствующие выходу двигательной энергии детей.

Соблюдение перечисленных педагогических условий способствовало эффективности всей проделанной работы, поэтому данный проект актуален и может быть рекомендован воспитателям для работы с дошкольниками.

Передача готовых знаний о мире – далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Цель проведения совместных со взрослыми экспериментов – это дать ребенку возможность самому открыть что-то новое. Ребенок познает радость открытия нового, узнает необычные свойства привычных предметов, этим самым расширяет свои представления о мире. Преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, он развивает волю, терпение и способность отстаивать свое собственное мнение.

Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а все, что они усвоили от взрослого, затем становится достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

На основании вышеизложенного и с целью повышения познавательно-исследовательской активности детей, нами был разработан данный проект.

Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии познавательно – исследовательских способностей дошкольников, мышления, воображения и коммуникативной компетентности.

Проблема: У детей слабо развита способность получения информации о новом объекте в процессе его исследования.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели и родители воспитанников

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

По характеру участия ребё нка: ребёнок – субъект проектирования

Продолжительность проекта : долгосрочный (с 01.09.2020 по 31.05. 2021)

Цель: привлечение детей и родителей к проблемам развития познавательных способностей детей через совместное с родителями экспериментирование.

1. Формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив развития поисково–познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Содействовать развитию у детей познавательных способностей и познавательной деятельности, расширение кругозора детей.

5. Объединить детей и взрослых общим делом – в процессе проведения домашних опытов

- У детей будут сформированы основы диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей).

- Дети приобретут собственный познавательный опыт.

- Посредством осуществления совместной поисковой и исследовательской деятельности, сотрудничества и соавторства педагог – ребенок – родители произойдет сплочение детско–родительского коллектива.

Этапы проведения проекта :

- Проведение опытов и экспериментов (домашнее задание) по рекомендациям педагога.

- Создание картотеки экспериментов и опытов для детей старшего дошкольного возраста.

- Поиск необходимого материала по теме

- Дидактические игры на закрепление свойств предметов и объектов природы.

Роль родителей в реализации проекта

- Сбор информации по теме проекта

- Участие в анкетировании

- Участие в создании фотоальбома

- Усвоение материала из консультаций и применение его на практике

Продукт проектной деятельности

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Модель реализации проекта

Направление работы Содержание деятельности Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) Изучение методической литературы.

Составление плана проекта.

Подбор опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

Педагогическая деятельность с детьми

Результат – получение и дегустация сока.

Результат – дети сделают вывод: дерево твердое, прочное, не тонет, горит.

Сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: прозрачность, теплопроводность, водонепроницаемость.

Результат – самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность детей.

Результат – самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность детей.

Январь – февраль 2021

Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования картотеки экспериментов и опытов.

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет. Воронеж,2014,

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера, 2015, 192 с.

3. Иванова А. И. Методика организации экологических опытов и экспериментов в детском саду. М. : 2019, 56 с.

4. Прохорова М. И. организация экспериментальной деятельности дошкольников. М. : АРКТИ, 2015, 64 с.

6. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха. – Агентство образовательных сотрудничеств, 2007, 48 с.

Анкета для родителей

Уважаемы родители! Нам необходимо знать Ваше мнение по данному вопросу, поэтому предлагаем Вам ответить на ряд вопросов.

- Знаете ли вы, что в группе дети занимаются опытно – экспериментальной деятельностью?

- Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду, дома? Если да, то, как часто?

- Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем именно?

- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

- Принимаете Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое?

- Если ребенок достигает какого-либо результата в экспериментировании, делится ли он с Вами своими открытиями?

- Какая педагогическая помощь от воспитателя в организации поисково-экспериментальной деятельности в домашних условиях Вам требуется?

Спасибо за сотрудничество!

Результаты анкетирования родителей

В анкетировании принимали участие 17 человек (90%).

Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод, что большинство родителей мало уделяют внимания поисково-исследовательской активности своих детей. 40% опрошенных занимаются дома экспериментированием по просьбам детей, но 60% родителей не принимают участия в экспериментальной деятельности или принимают участие как сторонние наблюдатели.

Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка для проявления исследовательской активности.

Памятка для родителей

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей

к познавательному экспериментированию.

Ральф У. Эмерсон

Не следует отказываться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастных к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также его неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Консультация для родителей

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Детское экспериментирование – один из ведущих видов деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Начиная с самого раннего детства, ребенок исследует и познает окружающие его предметы. Малыш изучает мир как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, педагоги, сами того не желая и не замечая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время и ему уже совершенно не интересно, почему с деревьев падают листья, где прячется радуга, почему идет дождь или снег, для чего на небе луна, откуда прилетает ветер и многое другое.

Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Задача взрослых – не пресекать, а активно развивать исследовательскую деятельность детей. опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.

В процессе исследовательской деятельности идет развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулируют развитие речи. У ребенка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера, его творческие способности. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.










№ 4960 Проект: неизведанное рядом, тема: "Поисково - экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".

Проект

Неизведанное рядом

Разработала:

Постникова Ирина Витальевна

Воспитатель Iкв. кат.

Оренбург 2015г.

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е. Тимирязев

Актуальность проекта.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личный рост.

Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.

Поисково – экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, окружающим миром.

Цель проекта:создание условий для формирования навыков поисково - познавательной деятельности, способствовать повышению уровня знаний детей среднего дошкольного возраста о связях и закономерностях в окружающем мире природы.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире;

2.Развивать исследовательские умения и навыки детей в поисково- экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы;

3.Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

4. Формировать познавательные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений; использовать полученные знания в различных видах деятельности;

5.Воспитывать у детей инициативность, любознательность, самостоятельность, пытливость;

6.Воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы;

7.Привлечь родителей к участию в образовательное работе с детьми по экспериментально – поисковой деятельности.

Предполагаемые результаты:

-Развитие познавательной активности детей, повышения уровня знаний детей о связях и закономерностях в природе;

-Развитие интереса к поисково – исследовательской деятельности;

-Создание предметно – пространственной среды будет способствовать формированию интереса для свободного экспериментирования;

-Родители заинтересованы в поисково – экспериментальной деятельности своих детей.

Познавательная ценность:

Углубление и систематизация знаний детей среднего дошкольного возраста о связях и закономерностях в окружающем мире природы; формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, экспериментировать; использовать полученные знания в разных видах деятельности.

Формирование бережного отношения к миру природы.

Формы работы:

-Познавательное занятие или часть занятия, познавательные беседы.

-Совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми (опыты, эксперименты).

-Наблюдения, труд в уголке природы и на участке.

-Совместная художественно – продуктивная деятельность.

-Развлечения.

-Чтение познавательной литературы, рассматривание альбомов, фотографий.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1) живая природа (растения и животные как живые организмы: рост, потребление, размножение; характерные особенности сезонов);

2) неживая природа (вода, воздух, почва, свет, теплота);

3) человек (функционирование организма, материалы и их свойства, преобразование предметов).

План поэтапной реализации проекта:

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Август

Воспитатель:

Постникова И.В.

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Август

Воспитатель:

Постникова И.В.

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Сентябрь

Воспитатель:

Постникова И.В.

II этап. Внедренческий

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Сентябрь 2014г.

Май 2015г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Сентябрь

Май 2015г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

III этап. Обобщающий

Определить эффективность проведённой работы

Воспитатель:

Постникова И.В.

Провести анализ полученных результатов

Воспитатель:

Постникова И.В.

Механизм реализации проекта

Живая природа

Наблюдения и эксперименты

Неживая природа

Опыты и эксперименты

Человек

Эксперименты

** Где прячутся детки?

• У кого какие детки?

** Тепло-холодно

** Что любят растения?• Нужен ли зимой растениям снег?

• Кто улетит, кто останется?

• Почему тает снег?

• Где быстрее наступит весна?

• Где будут первые проталинки?

• Где снег не тает?

** Из чего птицы строят гнезда?

** Как развивается растение?

• Почему птицы могут летать?

Работа на огороде

Узнаем, какая вода

•Почему песок хорошо сыплется?

Что в пакете?

•Игры с соломинкой

Окрашивание воды

•Поиск воздуха

Изготовление цветных льдинок

Надувание мыльных пузырей

Взаимодействие воды и снега

•Пузырьки - спасатели

Что в коробочке?

Когда это бывает?

•Где быстрее?

•Где вода?

•Посадим дерево

Ветер

Свет вокруг нас

Бумага, ее качество и свойство.

Древесина, ее качества и свойства.

Ткань, ее качество и свойство.

Глина ее качество и свойство.

Стекло, его качество и свойство.

Металл, его качества и свойство.

Резина, ее качества и свойства.

•Пластмасса, ее качества и свойства.

Носарий. Умный нос Занятие

Язычок – помощник Занятие

Вкусовые зоны языка Занятие

Совместная художественно – продуктивная деятельность.

Развивающая предметно - пространственная среда.

Предполагаемая деятельность детей

Лаборатория

Овладение средствами познаватель-ной деятельности,

способами дейст­вий, обследования объектов. Расши­рение познава­тельного опыта

Материалы для ознакомления с их свойствами

(сыпучие, твердые, жид-

кие и пр.).

Оборудование для экспе­риментов по представлен­ной теме (воронки, тази­ки, емкости и пр.). Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). Элементарные устройст­ва, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. Наглядные модели позна­вательной деятельности.

Опыты, эксперименты, исследования

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его исполь­зование в трудо­вой деятельности

Растения, животные в соответствии с возраст­ными рекомендациями, оборудование для труда на природе

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов и исследований. Труд природо­ведческого содержания

Познавательная литерату­ра, наглядный материал для накопления познава­тельного опыта: реальные объекты, предметы, мате­риалы, муляжи, иллюст­рации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Рассматрива­ние, чтение, слушание, со­ставление кол­лекций, герба­риев, система­тизация (рас­кладывание) наглядных материалов

Проживание, преобразование по­знавательного опыта в продук­тивной деятельно­сти. Развитие руч­ной умелости, творчества. Выра­ботка позиции творца.

Природный, бросовый материал, различные ви­ды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изо­бразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое), пластилин, про­волока, тесьма и пр.

Изготовление поделок, маке­тов, построек, игрушек, тема­тических аль­бомов, стенных газет и пр.

Игротека

Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности.

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам.

Игровая деятельность.

Работа с родителями

Выставки совместных сезонных работ.

Литература.

2. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М., 2005.

3. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2013.

4. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий.

5. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду.// Дошкольное воспитание., 1994. №7.

6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.,2004.

7. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М. 2006г.

Читайте также: