Проект народные инструменты в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Кордик Лариса Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д\с №116
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Проект
Тема: "Народные музыкальные инструменты"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Центр развития ребенка № 116

«Народные музыканты и

Направление: творческо - музыкально-познавательное

Длительность проекта: с 23 – 27 июня 2016г.

- Внесение дополнения в планирование

деятельности в летний оздоровительный

- мотивация и работа по повышению

заинтересованности родителей в участии по

созданию объемной аппликации (сбор

подручного и бросового материала);

- консультация в родительском уголке

«Народные музыканты и музыкальные

- организовать работу с музыкальным

руководителем в целях обогащения

представления детей о музыкальных

инструментах и народных музыкантах;

- Организовать работу детей в создании

материала, вырезание шаблонов);

- Музыкальное занятие с прослушиванием

русской народной музыки, знакомство с

музыкальными инструментами (ложки,

гармошка, дудочка) и игра на них;

- углубленно осуществлять деятельность по

теме проекта в различных формах: игра

музыкально-ритмическая «Мы по садику

26.07 - Создание объемной аппликации «Народные

инструментов из подручного и бросового

- Создание цельной композиции на ватмане;

Музыкальное занятие на закрепление знаний Музыкальный

о народных музыкальных инструментах;

- завершение создания плаката;

- оформление родительского уголка;

- показ совместной работы;

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой

природы сквозь призму человеческих отношений.

Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя

В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и

усваивают музыкальные средства доступные для переноса в собственное

творчество. А содержание русского музыкального фольклора отражает жизнь

народа и его опыт, оказывает ничем не заменимое воздействие на общее

развивая творческий потенциал дошкольников. В результате ребенок делается

чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то

приобщению детей к русским народным традициям, к народному творчеству,

педагоги совместно с музыкальным руководителем МАДОУ ЦРР детского

личность современного общества с музыкально-творческими способностями.

Определение направлений работы:

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Принцип самоорганизации, самовоспитания.

Принцип взаимосвязи музыки и творчества, выполнение коллективной

В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создан проект

Участники проекта:

Вид проекта: творческо-музыкально-познавательный.

Цель: гармонично развитая личность современного общества с

Образовательные:

Формировать у детей основы народно-прикладного творчества

Дать представление о народных музыкальных инструментах

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к творческой деятельности, создавая

Активизировать родителей в решении создания объемной аппликации

дома с ребенком

Развивающие:

Развивать музыкальные способности детей, прослушивая народную

музыку и знакомясь с музыкальными инструментами на занятиях с

Развивать чувство коллективизма в процессе выполнения творческой

Способы организации работы:

Принцип добровольности, развитие желания участвовать

Работа проводится с 23 -27 июня 2016года

В проекте принимают дети старшего дошкольного возраста под

руководством воспитателей и музыкального руководителя, а так же и

Обеспечение:

1. Правовое (перспективное планирование воспитателей – внесение

дополнения в перспективное планирование);

2. Информационное (объявления, опросы);

3. Материально-техническое (компьютерные программы, аудиотека,

музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты);

Ожидаемый результат:

Расширение представления о музыкальных народных инструментах

Формирование навыков при изготовлении объемной аппликации

воображения, чувств (форма, цвет, композиция).

Повышение активности родителей в приобщении детей к русским

Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них

восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского:

Детей радует совместная деятельность. Особое удовлетворение им

доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по

содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально

Занятия проходили в три этапа:

1.Подготовительный :

Позволяет углубить собственные знания по теме будущей работы,

сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в

собственной коллективной деятельности. Для этой цели используют

экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций,

а также совместная подготовка декоративного панно, на котором будет

выполняться коллективная композиция.

Включение планирования, выполнение и оценка коллективной работы.

Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в

композиции образы, но и создать в ходе коллективного творчества условия

для творческого взаимодействия детей, содействующие эстетическому и

художественному развитию детей, формированию у них умений творчески

работать в коллективе.

3.Заключительный:

Взаимодействия детей с уже завершенной работой.

Основные формы совместной деятельности детей:

индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе

работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем

корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою

часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему

поручено, тем лучше будет работа коллектива.

результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от

результатов предыдущего и последующего участников.

одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Первый этап – подготовительный:

- обогащение предметно-пространственной среды;

- мотивация и работа по повышению заинтересованности родителей в

участии по созданию объемной аппликации;

- составить план основных мероприятий проекта;

- собрать и подготовить бросовый и подручный материал для создания

бумага, коробочка из желтого цвета);

- внести дополнение в планирование деятельности в летний оздоровительный

- организовать работу с музыкальным руководителем в целях обогащения

представления детей о музыкальных инструментах и народных музыкантах;

Второй этап – основной:

- организовать работу детей по использованию подручного и бросового

материала в создании объемной аппликации;

- углубленно осуществлять деятельность по теме проекта в различных

формах: дети знакомятся с историей русских музыкальных инструментов:

балалайкой, баяном, ложками, трещотками; играют в музыкально-

- работа с музыкальным руководителем по прослушиванию детьми русской

народной музыки, получение навыков игры на музыкальных народных

инструментах во время музыкальных занятий;

подручный и бросовый материал;

- работа с родителями по вопросам создания объемной аппликации ( создание

На инструментах русских весело играть.

Проект по составу участников: групповой

Продолжительность проекта : долгосрочный (с января по май)

Тип проекта : исследовательско-творческий

Участники проекта : дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель детского сада

Возраст детей : 6-7 лет

Автор проекта : музыкальный руководитель Чугунова Н. А.

Проблема: Дети не знают русские народные музыкальные инструменты (историю, название, звучание и т. д.)

Летят в космос ракеты, плывут в океаны атомные корабли, весь мир наполнен гулом моторов. Достижения науки и техники кажутся невероятными. Изменился человек, круг его интересов неизмеримо вырос. А искусство? Музыка? Меняются ли они с развитием цивилизации?

Конечно! Изменились и содержание, и формы современной музыки. Появились новые музыкальные инструменты, богатые и совершенные по своим техническим и художественным возможностям. Разве сравнить современный рояль с древними гуслями или современный электронный баян, с маленькой саратовской гармоникой. А как ново и фантастично звучит ансамбль современнейших электромузыкальных инструментов! Неужели русские народные музыкальные инструменты это такая архаика, такой примитив, что и не заслуживает в наш век столь пристального внимания.

Нет. Мы русские люди, и должны знать историю русской культуры, истоки нашей русской музыки. Это основа для воспитания нравственно-патриотических чувств. Обогащение знаний о нашей русской культуре и русской музыке путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами поможет нам вырастить настоящее культурное общество.

Цель проекта : Формировать знания детей о русских народных музыкальных инструментах.

Задачи проекта :

- Обогатить знания детей дошкольного возраста о русских народных инструментах; приобщить к истокам русской народной музыки.

- Развивать умение детей определять звучание музыкальных инструментов на слух.

- Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами и новыми понятиями (тембр, динамика, диапазон, скоморох, оркестр, дирижёр, пюпитр и т. д.)

- Развивать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах

(ложках, бубне, трещотке, свистульке, гуслях, и т. д.).

- Приобщать детей к русской музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

- Воспитание нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами.

Ожидаемые результаты по проекту

Дети расширят знания о русских народных музыкальных инструментах и русской культуре.

Научатся определять звучание музыкальных инструментов на слух.

Словарный запас детей пополнится новыми музыкальными терминами и понятиями.

Воспитанники закрепят навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и русской музыкальной культурой будет способствовать развитию у детей нравственно-патриотических чувств и любви к России.

Методы и приё мы:

1. Наглядный метод (демонстрация русских народных музыкальных инструментов, видео, презентации, картин и т. д.)

2. Словесный метод (беседы, рассказы, потешки, частушки, стихи, чтение художественной литературы)

5. Использование ИКТ технологий (презентации, ИКТ-игры)

проекта Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями воспитанников

1 Сбор информации о данной проблеме

Предварительные беседы с детьми на данную тему

Сбор информации о русских народных музыкальных инструментах.

Подбор аудио и видеоматериала.

Слушание звучания рус. нар. муз. инструментов.

Изучение истории рус. нар. муз. инструментов.

Оформление информационного стенда

Чтение стихов, пословиц, загадок о русских народных музыкальных инструментах

Встреча-концерт с учащимися Школы Искусств

Изготовление творческих работ (рисунков)

Игра на русских народных музыкальных инструментах

Совместное с детьми творчество

Воспитанники получили новые знания о русских народных инструментах.

Научились определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.

Словарный запас детей значительно обогатился новыми понятиями и музыкальными терминами.

Дети закрепили навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.

В процессе совместной с родителями и педагогами исследовательско-творческой деятельности, дети получили неоценимый опыт общения друг с другом, и приобщились к истокам русской народной культуры.

Музыкальный материал

Русские народные музыкальные инструменты.

(итоговое совместное с родителями развлечение по проекту)

Муз. руководитель: Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Прекрасный день нам дарит праздник,

И главный гость на нём – игра.

И улыбнёмся как всегда!

Муз. руководитель: Мы сегодня не напрасно в этом зале собрались,

Ждёт вас всех сегодня в зале удивительный сюрприз!

Посмотрите на экран. Это что такое там?

Дети: Это музыкальные инструменты!

Муз. руководитель: Инструменты не простые,

Все они для нас родные,

Ведь русский люд их мастерил,

И душу всю он в них вложил.

Они все вместе собрались, и дружно звуки полились,

И зазвучал для вас оркестр народных инструментов.

Звучит оркестр русских народных инструментов.

Муз. руководитель: Ну, что… готовы вы теперь для экспериментов?

Инструменты изучали,

Много мы о них узнали.

И сейчас вам всем, друзья,

Загадки загадаю я.

Загадки: Ой, звенит она, звенит, За обедом суп едят,

А всего-то три струны Деревянные девчонки,

Ей для музыки нужны. Музыкальные сестренки.

Кто такая, отгадай-ка? Поиграй и ты немножко

Это наша … (балалайка) На красивых ярких. (ложках)

Приложил к губам я трубку, Мы собрали хоровод.

Полилась по лесу трель. Пригласили весь народ,

Инструмент тот очень хрупкий, Дополняет наш кружок

Называется. (свирель) Пастуший утренний… (рожок)

В руки ты её возьмёшь, Три струны, а звук какой!

То растянешь, то сожмёшь. С переливами, живой.

Звонкая, нарядная, Узнаю его в момент -

Русская, двухрядная. Самый русский инструмент.

Заиграет, только тронь, Выглядит он скромно,

Как зовут её? (гармонь) А зовётся… (домра)

Тараторит, словно тётка. Есть бубенчики на нём, по нему мы громко бьём.

Называется…. (трещотка) С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (бубен)

Муз. руководитель: Становись скорей в кружок,

С нами поиграй, дружок!

Муз. руководитель: В оркестре нашем инструментов много,

Следить за ними нужно очень строго.

Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить,

Чтоб не путали в оркестре никогда

Инструментов этих чудо-голоса!

На экран наш посмотрите,

Лишний инструмент найдите.

Муз. руководитель: Балалайка, балалайка,

Чтоб печали все ушли,

Чтобы ноги в пляс пошли.

Муз. руководитель: А сейчас прошу внимания –

Не простое испытание.

Кто на чём играет, нам расскажите,

Музыкантов правильно нам назовите.

Нам на баяне сыграл - …. (баянист,

А на гармонике - … (гармонист).

На домре - … (домрист,

А на бубне - … (бубнист).

На свирели нам трели играл - … (свирелист).

На гуслях - … (гусляр,

А на ложках - … (ложкарь,

Держит рожок - … (рожечник,

Ну, а гудок - … (гудочник).

Очень длинное названье

У музыканта у того,

Кто играл на балалайке –

Назовите-ка его - … (балалаечник).

Что же вы, друзья, грустите?

Мы сейчас для вас споём

И вы постарайтесь. Я в тебя влюблённая,

Дружно хлопайте в ладоши, Потому что ты родная,

Громче, не стесняйтесь! Русская, народная!

3) Играй, гармонист, 4) У свирели есть секрет,

Играй, не ломайся! Я его не знаю.

Для кого-нибудь не надо – Так красиво зазвучит,

Для нас постарайся! Аж сердце замирает.

5) Во саду ли в огороде 6) Зазвучали гусли сладко,

Я играл на домре. Я чуть-чуть закрыл глаза.

Птицы все ко мне слетелись, Эй, Ванюшка, не зевай-ка,

Подпевали хором. В огород зашла коза.

7) Это что за разговор: 8) У частушек есть начало,

То ли ссора, то ли спор? У частушек есть конец.

Тараторят, будто тётки, Кто частушки наши слушал,

Наши русские трещотки. Прямо скажем – молодец!

Муз. руководитель: Ждёт нас всех сейчас игра. Поиграть хотите? (Да)

Муз. руководитель: Балалайки, гусли, домры, и баяны, и гармошки.

Есть трещотки, гудки, бубны, даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно. Слушать их не надоест.

Отгадать, друзья, нам нужно, это что звучит? (Оркестр)

Что ж, друзья, вы все сидите? Инструменты вы берите.

Как умеете играть, надо всем нам показать.

1) Посмотрите-ка на нас, 2) Посмотрите-ка на нас,

Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.

Ложки в руки взяли, Птички прилетели,

Дружно заиграли. Песенку запели.

3) Посмотрите-ка на нас, 4) Посмотрите-ка на нас,

Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.

Колокольчики звенят, Заиграли бубенцы,

Всех в округе веселят. Ай, какие молодцы!

5) Посмотрите-ка на нас, 6) Посмотрите-ка на нас,

Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.

На трещотках мы играем, Бубен – стук, бубен – бряк,

Всех в округе потешаем. Вот какой он весельчак!

7) Посмотрите-ка на нас, музыканты мы сейчас.

Вот оркестр у нас какой, развесёлый озорной!

Муз. руководитель: Ах, какой оркестр у нас!

Музыканты – высший класс!

Мамы, папы не зевайте,

Кроссворд скорее отгадайте!

Ну, а дети не скучают,

Дружно вместе поиграют.

Муз. руководитель: Есть ещё сюрприз у нас – современный перепляс.

Вот мальчишки удалые, а с ними ложки расписные!

Муз. руководитель: Мы сегодня пели и играли,

Об инструментах русских много мы узнали.

Мы инструменты русские не будем забывать,

На инструментах русских будем мы играть.

Дарите музыку друг другу!

Пусть каждый день и каждый час,

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас!

Русские народные игры для детей 4–7 лет

Русские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Русские народные загадки про зиму для детей дошкольного возраста

Русские народные загадки про зиму для детей дошкольного возраста Народные загадки немного непривычны для нас - даже в самых простых из них нет прямого указания на отгадку. В загадки наши предки вкладывали.

Познакомить детей с русскими народными инструментами. Приобщить дошкольников к русской музыке. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29

Подготовила и провела

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта:

Сроки реализации:

Сре среднесрочный (с 10 по 31марта)

Продукт проектной деятельности:

Цель проекта:

Сформировать элементарные представления о русских народных музыкальных инструментах (название, материалы) и ценностное отношение к ним

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;

Познакомить детей с разными группами русских народных инструментов (струнными, духовыми, клавишно-пневматическими и ударными);

Познакомить со звучанием русских народных инструментов;

Научить приемам игры на русских народных ударных инструментах (деревянные ложки, трещотки, ксилофон, бубен, колокольчики, бубенцы, рубель, коробочка).

Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.

Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.

Ожидаемые результаты:

У детей сформированы знания об истории народных инструментов.

Вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность.

Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.

Актуальность

Льётся музыка родная: балалайки перелив,

Вот гармошка рассыпает, и свирели свой мотив.

Ложки удаль показали, бубенцы ласкают слух.

Всё мне мило, всё родное, аж захватывает дух!

Выбранная тема обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.

В настоящее время мир музыкальных инструментов очень богат. Но как же редко современные дети видят и слышат богатое разнообразие народной музыки! У детей, не достаточно знаний о истории возникновения русских народных музыкальных инструментов. Родителям некогда или некуда сходить и послушать звучание народной музыки. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов и сел. Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. И в связи с этим дети, знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться народной музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир народных музыкальных инструментов

Этапы реализации проекта.

1 этап – введение в проблемную ситуацию

Что мы хотим узнать?

Какие русские народные инструменты мы знаем? (Балалайка, ложки)

Эти инструменты придумал народ

Какие инструменты являются русскими народными, как они выглядят и звучат.

Узнать историю русских народных

❖ Спросим у родителей

❖ Прочтем в книге.

❖ Найдем в Интернете

2 этап – подготовительный

2. Создание необходимых условий для реализации проекта;

3. Перспективное планирование проекта;

4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме;

5. Создание предметно- пространственной развивающей среды для игровой,

продуктивной и творческой деятельности детей;

6. Подборка художественной литературы.

3 этап – основной этап. Реализация проекта.

Образовательная область

Мероприятия и формы организации детской деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Интерактивная игра - викторина "Угадай музыкальный инструмент"

Игры на русских народных инструментах

Стихи о русских народных инструментах

Беседы о русских народных инструментах

Пословицы и поговорки о русских народных инструментах

Речедвигательная игра с ложками

Работа с родителями.

4 этап – заключительный

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МУЗЕЕ.

 Нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ними!

 Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

 Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

 Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.

 Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

Похожие презентации

4 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какие инструменты – русские народные? Цели и задачи исследования: 1.выяснить, какие инструменты являются русскими народными, как они выглядят и звучат. 2. Узнать историю русских народных инструментов. 3. закрепить навык игры на детских музыкальных инструментах

6 Инструменты отличаются звукоизвлечением: ударные, свистящие, язычковые, струнные, духовые. - Раньше всех появились ударные инструменты - конечно, самые простые. Бубны, колокольчики, трещотки, ложки -Затем духовые: дудки, свистки, свирели. Позднее всех появились струнные балалайка, домра, гусли

12 Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном". Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов.

13 . Ложки.С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.

14 Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток. Кто же играет на трещотке? Трещёточник.

16 Рожок. Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? В него дуют, чтобы получился звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные – плясовые, песенные, сигнальные. На рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его). Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок Дополняет наш кружок.

Читайте также: