В чем состоит самоценность дошкольного детства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткий комментарий к статье от Юлии Васильевны :

Интересного чтения…

Как отмечают ученные Д.И. Фельдштейн и Г.М. Коджаспирова детский сад должен быть не центром подготовки детей к школе, а центром детской жизни [6, 2].

Амонашвили Ш.А., считает, что детство – это безграничность и неповторимость, особая миссия для себя и других людей [1].

Предметом регламентации в ФГОС ДО служит образовательная программа дошкольного образования, в которую при проектировании должны быть включены особенности реализации идеи самоценности детства в образовательном процессе ДОУ.

Образовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Так же следует отметить, что образовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач ФГОС ДО, которые указаны в пункте 1.6 Стандарта.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Исходя из ФГОС ДО Программа должна быть направлена на [3]:

- создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области [3]:

Конкретное содержание выше указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определенных видах деятельности, которые соответствуют конкретному возрастному периоду.

В содержании Программы должны быть отражены следующие аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Анализируя данную программу можно сказать о том, что при разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.

С позиции гуманно-личностного отношения к ребенку, Программа направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей. В данной Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

В статье рассматривается вопрос самоценности дошкольного детства, как необходимого и важнейшего условия развития личности дошкольника.

ВложениеРазмер
samotsennost_doshkolnogo_detstva_.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Что такое дошкольное детство, каким оно должно быть?

У каждого из нас оно было разным, но осмелюсь предположить, что каждый хочет хотя бы ненадолго вернуться туда.

Став взрослыми и серьезными, люди подчас забывают о том, что было мило их сердцу в далёком детстве.

Изучая дошкольное детство, исследователи всё чаще приходят к выводу: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – это понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС ДО:

  1. Поддержка разнообразия детства.
  2. Сохранение его уникальности и самоценности.
  3. Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства.
  4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Некоторые родители (а иногда – увы! – и педагоги) считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы наилучшем образом подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка.

Родители пытаются начать подготовку к школе, едва их ребенок начнёт разговаривать, водят к педагогам на специальные занятия, причём считают: чем таких занятий больше, тем лучше. Занятия эти проводят специалисты начальной школы, которые знают психологические особенности школьников, а не дошкольников, и используют соответствующие приемы. И как результат, у ребенка в голове полный сумбур.

Прислушаемся к голосу детского психотерапевта Виленина Гарбузова: «До 5,5 лет ребенок должен накопить эмоциональный опыт отношений, ориентироваться не в знаках и схемах, а в себе, в людях, в реальной жизни, в природе. Он должен адаптироваться и ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире, рисовать лес, а не корабли инопланетян".

Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. И делать это следует, прежде всего, конечно через игровую деятельность. Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Попросту говоря, развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Чтобы ребенок не испытывал в дальнейшем определенных трудностей, важно в дошкольном возрасте развивать психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Тогда к семи годам у ребенка мышление будет наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Важно сформировать у ребенка-дошкольника опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, тогда у него будет адекватная самооценка, ему легче будет устанавливать положительные контакты с людьми, он будет неравнодушен к результатам своей деятельности.

И ещё о самом главном: взрослые (родители и педагоги) должны не оценивать ребёнка, а ЦЕНИТЬ его самого и время, проведенное рядом с ним. Во всём поддерживать и поощрять его, играть с ним, а играя, развивать.

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самоценность дошкольного детства и самоценность младшего школьника

Ведерникова Татьяна Юрьевна, учитель нач. классов,

МБОУ СОШ № 4 г.Слюдянка

Изучая детство, исследователи всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Таким образом, я считаю, нельзя наказывать ребенка за игры, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.

Из всего вышеизложенного можно ещё раз дать истинное определение. Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Этот важнейший фактор отражен и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Так же следует отметить, что образовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач ФГОС ДО, которые указаны в пункте 1.6 Стандарта.

Исходя из ФГОС ДО Программа должна быть направлена на:

- создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

Конкретное содержание выше указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определенных видах деятельности, которые соответствуют конкретному возрастному периоду.

В содержании Программы должны быть отражены следующие аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.

Разговор об особенностях развития в младшем школьном возрасте мы начинаем с пресловутой проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологи связывают решение этой проблемы с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником. Давайте попробуем определить, чем отличается младший школьник от дошкольника, каково психологическое содержание кризиса семи лет.

Один из известных отечественных психологов, Л.С.Выготский, описывает кризис семи лет, венчающий дошкольный период развития и начинающий младший школьный возраст, с помощью следующего примера. Мальчик с врожденным вывихом бедра, увидев в окно, как мальчишки играют в футбол, начинает проситься на улицу. Его мама напоминает, что вчера было то же самое, что он прибежал домой в слезах, что он говорил, что больше никогда не будет играть в эту противную игру с этими противными мальчишками. Однако мальчик уверяет ее, что это было вчера, что сегодня все будет по-другому.

Однако, продолжает свой пример Л.С.Выготский, спустя некоторое время мать замечает, что ребенок больше не просится на улицу. На ее предложение пойти погулять, ребенок отвечает, что он вообще не любит гулять и что ему гораздо интереснее и приятнее посидеть дома и почитать книгу или сделать что-то другое.

По словам Л.С.Выготского, этот ребенок прошел кризис семи лет. Он научился обобщать свои эмоции. У него возникли предвосхищающие эмоции.

Итак, младший школьник отличается от дошкольника ( в этом, кстати, и есть суть проблемы психологической готовности детей к школьному обучению) тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер, как в случае с хромым мальчиком, то он научается намеренно и произвольно уходить от этих ситуаций.

Закономерно встает вопрос: зачем все эти приобретения младшему школьнику? Что они дают ребенку в плане его психологической готовности к школьному обучению?

Этот реальный случай является примером того, что ребенок-первоклассник еще не прошел кризиса семи лет и общение у него чисто непосредственное. Действительный же (по психологическому возрасту) младший школьник понимает, что учитель задает такие вопросы не потому, что чего-то не знает, а потому, что хочет понять, знает ли это ученик. И здесь он, в отличие от дошкольника, руководствуется определенным контекстом ситуации урока и особой социальной ролью учителя.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Детство - это сказочный мир. Мир гармонии и фантазии, в который нет хода бездарному, пустому и никчемному человеку. Родители и педагоги - это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность - увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке, не дать ей пропасть и сделать всё, чтобы из искры разгорелось пламя!

sandwich-btn

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 07.03.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

Публичный доклад "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить"

Дата публикации: 04.04.20

Автор:
Хоробрых Ирина Борисовна Учитель-логопед, муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение Центр развития ребенка - детский сад "Солнышко" пгт Стрижи Оричевского района Кировской области, Кировская обл., Оричевский р-он, пгт Стрижи

Способы оплаты

Линии

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Читайте также: