Ребенок плачет в детском саду 3 года что делать комаровский

Обновлено: 06.07.2024

Дети иногда устраивают истерики: падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Откуда это и что с этим делать?

Иногда говорят, что истерика детей — это всегда реакция на взрослого, ответ на то, что в отношениях взрослого и ребенка есть что-то грозно-неправильное. Это не совсем так, это некоторое преувеличение роли взрослого.

Ребенок — существо не только реагирующее, отвечающее на то или иное, правильное или нет, поведение взрослого. Слава богу, дети бывают очень активными, ведущими свою игру и политику в отношении взрослого.

Как бороться с истериками и где взять нервы, чтобы выдержать плач ребенка? Ответы просты: не разрешать истерики с самого начала. Помнить, что истерика — это эмоция, а значит — только подача сигнала ключевым лицам с целью донесения информации до них. С другой стороны, подсказывайте ребенку, как можно добиваться своего без плача и представлений, а именно учите его обращаться с просьбой.

Если ребенок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу — правильные действия ребенка следует вознаграждать. Важно, что если здоровый ребенок получает все то, что ему действительно нужно, он меньше требует того, что ему просто хочется.

Как вы конкретно отреагируете в какой-то конкретной ситуации — это вообще не важно. Оперативное реагирование может быть практически любым, оно мало важно в сравнении с вашей системой поведения, системой ваших взаимоотношений с ребенком. Если вы умеете воспитывать ребенка в принципе, вы можете позволить себе когда-то и несвоевременную мягкость, и неоправданную жесткость. Все не страшно, если ваша главная линия воспитания — верная.

Если вам нужно идти по своим делам, а ребенок орет и не хочет вас отпускать — идите по своим делам. Ребенок будет плакать, может быть, даже кричать — от этого еще никто не умирал. Это не вредно для здоровья, это развивает легкие ребенка и делает его более выносливым. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять), а умыться (одеться, идти гулять) ему нужно — умойте его, оденьте его, отправьте его гулять, а его протесты — это его выбор и его развлечение.

Когда-то можно и посидеть с ребенком, если он вас не отпускает, едва ли это займет более 15 минут, — а после он вас отпустит. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять) — не приставайте к нему без крайней надобности, от этого еще никто не умирал. Попозже и умоете, и оденете, и еще сам побежит гулять. Главное — внутренне не напрягайтесь.

Самый лучший родитель — тот, который внутренне чувствует себя хорошо.

Главное — думайте о будущем, воспитывайте правильные привычки.

Профилактика истерик (памятка для родителей)

Реагировать на упорные истерики — все равно что тушить уже разгоревшийся пожар. Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это называется — профилактика истерик, главные направления здесь следующие.

Во-первых, подумайте о причинах. Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина — или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимания: расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее. Это может быть поведение ошибочное, может быть — проблемное. Разберитесь.

  1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.
  2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
  3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка, — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
  4. Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.
  5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.
  6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил).
  7. И, естественно, важен ваш пример. Приучать ребенка к порядку, если у вас самих в комнате и на столе бардак — очень спорный эксперимент. Возможно, у вас не хватит на это психологического мастерства. Если же в вашей семье Порядок живет на уровне Иконы, порядок естественным образом уважается всеми взрослыми — ребенок, скорее всего, впитает привычку к порядку на уровне элементарного подражания.

Обвинения в жестокости

Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. - детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей - дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Почему ребенок не хочет идти в садик

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

ребенок плачет в садике что делать комаровский

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему ребенок не хочет идти в детский сад:

  1. Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  2. Боится, что его не заберут из садика.
  3. Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  4. Боится воспитателя.
  5. Его обижают в саду.
  6. В садике малыш чувствует себя одиноким.

Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

Что делать, если ребенок плачет в садике?

Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

ребенок плачет не хочет в садик

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

первый день в садике

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как "несадиковский ребенок". Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Тема адаптации детей к детскому саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
  2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

адаптация ребенка в детском саду советы психолога

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

Подготовка ребенка к детскому садику

По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  1. Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  2. Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  3. Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  4. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.

И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

Первый день в детском саду

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике - тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

подготовка ребенка к детскому саду

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

консультации родителям в детском саду

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Распространенные ошибки родителей

проблемы детей в детском саду

Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал первый день в детском саду. Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  3. Шантажируют ребенка детским садом.
  4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

Обычно дети идут в детский сад, как только им исполнится 2 или 3 годика. Привыкание к садику – трудный период для малыша. Ребенок не хочет идти в детский сад и закатывает истерики. Чтобы помочь малышу быстро и безболезненно пройти через адаптацию, нужно выяснить, почему он не хочет идти в садик.

Ребенок плачет в саду

Основные причины нежелания ребенка идти в детский сад:

  • расставание с мамой (гиперопека);
  • страх, что его забудут забрать домой;
  • стресс, связанный с новым помещением и пребыванием в незнакомом коллективе;
  • ребенка обижают другие дети;
  • страх перед воспитателем;
  • одиночество.

Привычный мир ребенка резко меняется с поступлением в детский сад. Мама далеко, вокруг чужие люди и дети. Малыш испытывает стресс, а при этом его заставляют кушать и спать по расписанию. Чтобы минимизировать негативную реакцию ребенка на детский сад, родители обязаны подготовить его к новому образу жизни.

Советы доктора Комаровского

1. Постепенное привыкание. Начинать посещение детского садика необходимо с 2-х часов в день. Следующий период – до послеобеденного сна, затем – после полдника. И только потом можно оставлять ребенка на целый день. При этом переводить ребенка на новый этап можно лишь после успешной адаптации на предыдущем.

Нельзя оставлять ребенка плачущим в детском саду на целый день!

почему ребенок плачет в детском саду

2. Общение со сверстниками. Контакты с детьми до детского сада облегчат ребенку адаптацию в новом коллективе. Еще лучше, если сверстники будут ходить в тот же детский садик. Кроме того, общение с детьми укрепит иммунитет ребенка, и в будущем он будет меньше болеть.

3. Общение с малышом. Каждый раз после посещения садика говорите с ребенком. Интересуйтесь тем, чем он занимался в детском саду, что нового узнал, с кем подружился. Узнавайте у воспитателя о его успехах, не забывайте хвалить малыша. Обязательно приходите на детские утренники. Ваш интерес к жизни ребенка в детском саду минимизирует стресс от пребывания в нем.

Нужен ли детский сад, если ребенок плачет

Детский сад – одна из ступеней развития ребенка. Жизнь в коллективе сверстников учит ребенка социальному взаимодействию и коммуникации, что в будущем облегчит ему общение с одноклассниками и учителями, а во взрослой жизни – с коллегами.

Дети с высоким уровнем адаптации легко привыкают к детскому саду. Но если уровень адаптации низкий, ребенок из-за постоянных стрессов начинает часто болеть. Нужен ли детский сад, если ребенок плачет? Принять это решение родителям придется самостоятельно.

ребенок плачет в саду что делать

5 советов для легкого привыкания к детскому саду

  1. Лучший возраст для поступления в садик: 2-3 года.
  2. Ругать ребенка за слезы нельзя, поскольку это сформирует у него комплекс вины.
  3. Сходите на экскурсию в садик до того, как отдадите туда ребенка.
  4. Поиграйте дома в детский сад.
  5. Поручите отводить ребенка в садик дедушке или бабушке. Малышу будет проще, если его будет водить в садик член семьи, к которому он не так привязан эмоционально, как к маме.

Если следовать советам специалистов, адаптация ребенка пройдет легче, и он перестанет плакать уже совсем скоро.

Малышу уже 3 года, а вы так и не решили, пришла ли пора отдавать его в детский сад и нужно ли это вообще? Ведь, возможно, лучше воспитывать кроху дома? Во всем есть свои положительные и отрицательные стороны. Как научить ребенка открываться новому, строить отношения с другими людьми и при этом не нанести вред его психике, рассказывает психолог Наталья Книга.


В чем плюсы детского сада?

— Обычно детей приводят в сад, когда им исполняется 3 года. Это прекрасный возраст для начала активных знакомств со сверстниками.

Дети учатся общаться и с педагогами, привыкают к определенным общественным нормам и правилам поведения. Все это помогает малышам социализироваться. И на следующем этапе, когда придет пора отправляться в школу, им будет легче устанавливать контакты с одноклассниками, с преподавателями, да и вообще с людьми в целом.

В садике крохи приучаются и к определенному режиму. Встают, кушают и гуляют в одно и то же время. Это в первую очередь полезно для здоровья, во вторую — для дисциплины. Если дома малыш не хочет подниматься, часто мама и не заставляет. Каждый ли день вместе с родителями малыш выходит играть во двор, да еще и в один и тот же час? А если взрослые устали? А если вдруг возникли дела? Далеко не всегда это возможно.

Кроме того, часто именно в саду дети учатся тому, чего раньше не умели: ходить на горшок, мыть руки, завязывать шнурки, хотя дома ничего не получалось.

Когда бить тревогу?

— Конечно, не все дети адаптируются сразу. В норме ребенок должен привыкать к новым условиям от 7-10 дней до месяца. Если процесс затягивается до 6 месяцев — это уже тяжелая адаптация. В случае, когда малыш и дальше отказывается идти в детский сад, лучше обратиться к психологу.


Адаптация включает в себя спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, а также от структуры семейных отношений. Проще говоря, каждый малыш индивидуален. И все же очень важно, как ведут себя родители.

Есть факторы, от которых зависит адаптация деток к садику, например:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям

3. Риски биологического и социального анамнеза:

  • Биологические факторы (заболевания матери во время беременности и родов, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в сад).
  • Социальные факторы (неправильный режим дня ребенка; недостаточный дневной и ночной сон; вредные привычки; неправильная организация бодрствования; неумение общаться со взрослыми и детьми; несформированность предметной и игровой деятельности ребенка).

— Всегда нелегко привыкают к саду единственные дети в семье, дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, не уверенные в себе.

Систематические истерики в саду — это часто обычная неподготовленность родителей. Рекомендуется, прежде, чем отдавать малыша в какую-то группу, прийти туда самому, познакомиться с воспитателями и с правилами сада.

Кстати, сейчас у разных учреждений есть масса специальных уклонов: логопедия, санаторный режим или даже упор на изучение иностранных языков в игровой форме. Только вы знаете, что будет полезно, а главное — интересно вашему сыну или дочке.

Тревога ребенка часто возникает из-за мнительности родителей. Когда малыш капризничает, плачет, он смотрит на реакцию родного человека, обычно — мамы. Если она будет сюсюкать, уговаривать чадо или начнет плакать (бывает и такое), конечно, истерики станут нормой.

Иногда женщина подсознательно сама не хочет отпускать от себя ребенка. На уровне глубокой связи малыш это чувствует и начинает… за-бо-ле-вать. Причина многих простуд, кожных высыпаний, психосоматических расстройств часто кроется именно в этом. Прежде чем отдать сына или дочку в сад, внутренне подготовьтесь к этому сами.

Как помочь ребенку адаптироваться в незнакомой обстановке

Правило №1. Отдавайте малыша в сад в правильном возрасте

— Девочки готовы к этому уже в 2,5-3 года. Мальчиков торопить не стоит. Оптимальный возраст для них — 3,5-4 года, а в некоторых случаях даже 5 лет. Дело в том, что мальчики больше привязаны к маме, поэтому, как правило, процесс привыкания к другим людям длится дольше.

Правило №2. Разговаривайте с воспитателями

— Это очень важный пункт. Родители должны рассказать воспитателям об особенностях своего ребенка. Например, о том, что он плохо спит, медленно кушает и его не нужно торопить, не умеет что-то делать (допустим, держать ложку), грызет ногти или сосет палец, в каких случаях у него может начаться истерика. Это нужно, чтобы для взрослых данные нюансы не были открытием и они понимали, как строить диалог с вашим малышом, на что обращать особое внимание, чему нужно научить.

Правило №3. Никогда не выясняйте отношения с работниками сада в присутствии ребенка

Правило №4. Придумайте свой ритуал

— Помахать на прощанье сыну или дочке 3 раза, поцеловать в каждую щечку, сказать, в какое время или в какой период времени вы вернетесь (например, после обеда или после вечерней прогулки).

Правило №5. Объясните чаду, зачем вы его оставляете на время

Вы сами знаете, какие слова будут самыми правильными именно для вашего малыша. Ребенок должен понимать, зачем он тут, в новом месте, и когда за ним вернутся.


Правило№6. Не поддавайтесь на уговоры бабушек и дедушек

Правило №7. Расспрашивайте ребенка, как прошел его день

— Во-первых, любой малыш рад, когда вы интересуетесь его делами, во-вторых, именно таким несложным способом можно узнать, что ребенку не нравится в садике, какие у него проблемы. Полученная информация очень вам пригодится.

Правило №8. Не стесняйтесь обращаться к психологу

— В каждом саду есть свой психолог. Поговорите с ним, пусть понаблюдает за вашим малышом. В некоторых случаях ребенка просто нужно перевести в другую группу и проблема решится.

Правило №9. Не спешите. Приучайте малыша к новому постепенно

— Можно сначала приходить вместе с чадом на пару часов, потом оставлять его одного, но ненадолго, постепенно увеличивая длительность. А еще некоторые сады сегодня предлагают специальные подготовительные занятия, когда малыши знакомятся с учреждением заранее, еще до прихода в свою группу. По-моему, это замечательный вариант.

— Дети обожают игры и забавы. Первое время можно пообещать крохе, что когда вы вернетесь, принесете с собой конфету или маленький подарок.


Как понять, что крохе в саду комфортно

— На самом деле все очень просто. Во-первых, малыш будет встречать вас в хорошем настроении. Во-вторых, ему будет хотеться рассказать как можно больше: что он ел, с кем и во что играл, о стихотворении, которое обязательно нужно выучить к утреннику, и так далее. В-третьих, он станет вставать без труда даже в выходные дни, полностью привыкнет к новому режиму.

Минусы детского сада

— В первую очередь негативные аспекты появляются из-за неправильного поведения родителей. Поспешное приучение к саду, несдержанные обещания, невнимание к эмоциям ребенка действительно могут привести к психологической травме.

Особенно я не рекомендую сады с круглосуточными группами. По возможности избегайте этого варианта. Малыш и так будет находиться в стрессе от отсутствия мамы рядом, а когда он останется с незнакомыми людьми на сутки, представляете, какой это шок? Конечно, дети бывают разные. Но чаще всего длительное изменение привычной обстановки ни к чему хорошему не приводит.

— Неправильный подход способствует нервным тикам, недержанию мочи, беспокойному сну, страхам и так далее. Психологические проблемы влекут за собой неприятные последствия. Человек и во взрослом возрасте может так и не научиться доверять людям, будет не уверен в себе, станет испытывать трудности в общении.

Конечно, важно, к кому попадает ребенок. Ребятам, которые по типу характера флегматики или меланхолики, трудно будет с воспитателем-холериком.

Как воспитывать ребенка дома

— Если родители приняли решение обойтись без детского сада и воспитывать ребенка дома, важно помнить о некоторых важных вещах.

Малышу необходим строгий режим дня. Разработайте оптимальное расписание для своего ребенка. Можно посоветоваться со специалистами или хотя бы придерживайтесь графика детских садов: ранний подъем, завтрак, какие-то занятия, игры, обед, обязательно дневной сон, прогулка, ужин и своевременный отход ко сну. Иначе из-за перенапряжения нервной системы ребенок может чувствовать себя уставшим. Вас ждут капризы и плохое настроение, а когда начнется школа, тут уж не удивляйтесь большим сложностям с адаптацией к новому ритму жизни.

Кружки и развивающие занятия нужно посещать в первой половине дня. Затем должен быть перерыв, дневной сон, а после можно еще немного позаниматься, но уже с меньшей нагрузкой. И помните, крохе нужно общение со сверстниками, не лишайте его этой возможности.

Как остановить истерику ребенка?

Истерики у малышей – нередкое явление. Зачастую родители не знают, как вести себя в подобных ситуациях, и, чувствуя беспомощность перед собственным ребенком, принимают поспешные и не всегда правильные решения. Как психологи рекомендуют реагировать на истерики? В чем причины детских истерик? Как можно предупредить их возникновение? Об этом мы поговорим с Вами сегодня.

Причины истерик у детей

Истерика – это состояние сильной возбужденности, которое сопровождается резкой переменой настроения, вспышками гнева и отчаяния, а также потерей самоконтроля. Дети в истерике могут кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками и даже биться головой об стену. Маленькому ребенку тяжело выйти из этого состояния самостоятельно, поэтому истерика может длиться достаточно долгое время. В чем же причины истерик у детей?

Переутомление и перевозбуждение. Малыши могут уставать как от монотонных занятий (долгие поездки, интеллектуальная работа), так и от эмоционально насыщенных событий (походы в развлекательные центры, активные и шумные игры со сверстниками, посещение нового для крохи места). Если ребенок устал, вероятность возникновения истерики значительно возрастает.

Физический дискомфорт: боль, голод и жажда, духота, перегрев и так далее.

Невозможность описать свое требование словами. У маленьких детей часто возникают конфликты и недопонимания со сверстниками из-за того, что они еще не могут выразить свое желание словами. Взрослые тоже не всегда понимают, чего хочет малыш, который еще не умеет или только учится говорить. Непонимание со стороны близких людей часто приводит к истерикам.

Стремление к самостоятельности. Если родители, чрезмерно заботясь о крохе, не дают ему проявлять самостоятельность, это может спровоцировать частые истерики. Особенно ярко это проявляется в кризисные периоды развития (1 год, 1,5 года, 3 года).

Нехватка внимания. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Истерика редко оставляет родителей равнодушными.

Отказы и запреты. В силу эмоциональности и недостаточного развития самоконтроля, дети младшего возраста обычно бурно реагируют на любые препятствия на пути исполнения их желаний.

Непоследовательность взрослых. Отсутствие у родителей единой позиции по поводу воспитания ребенка или плавающие границы дозволенного приводят к отсутствию у малыша четкой картины мира, а значит и ощущения предсказуемости и безопасности. В связи с этим появляется капризность и импульсивность.

Даже самые уравновешенные крохи время от времени впадают в истерику, казалось бы, на ровном месте. Наиболее часто это происходит в периоды кризисов 1 года и 3 лет. Если у ребенка старше 4 лет систематически возникают истерические приступы, это может говорить о наличии неврологических нарушений или серьезных ошибок в воспитании.

Причины истерик у детей

Два типа детских истерик

Некоторые педагоги и психологи разделяют два принципиально отличающихся друг от друга типа истерик у детей: истинные и манипулятивные. За основу данной классификации взят критерий осознанности ребенком своего поведения.

Истинные истерики возникают непроизвольно. Эмоции полностью берут верх над малышом, поэтому он не в состоянии контролировать свои действия, учитывать их возможные последствия, воспринимать уговоры и доводы взрослых. В возникновении данного вида истерик принимают участие нижние отделы мозга (в частности, миндалевидное тело).

Манипулятивные истерики возникают осознанно (в работу включаются верхние отделы головного мозга). Обычно они свойственны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Таким способом ребенок хочет добиться желаемого результата. Действительно, когда кроха находится в истерическом состоянии, особенно если это происходит в людном месте или если нужно куда-то спешить, родители часто не находят другого выхода из ситуации, кроме как моментально удовлетворить потребность (или прихоть) малыша. Если взрослые хотя бы несколько раз поддались на подобные манипуляции, скорее всего, такая модель поведения прочно закрепится у дошкольника.

Отличить один тип истерики от другого бывает непросто. Но каждый родитель хорошо знает своего малыша и может наблюдать, что является причиной и поводом для истерики.

Два типа детских истерик

Как реагировать на истерики малыша?

Как только Вы заметили, что ребенок начинает плакать, дайте ему понять, что Вы слышите его. Не нужно сразу вступать с ним в диалог, достаточно просто повернуться в его сторону.

Чтобы малыш почувствовал, что Вы принимаете его чувства и можете разделить их с ним, подойти к ребенку и опуститесь на его уровень.

Истерика развивается волнообразно: сначала резко возникают гнев и ярость, затем, достигнув своего пика, они сменяются грустью и отчаяние, после этого эмоции постепенно утихают.

Как реагировать на истерики малыша?

Постарайтесь выяснить причину, по которой ребенок впал в истерику. Может, у него что-то не получилось, или он очень просит купить какую-то игрушку, или он не ожидал чего-либо и испугался. Причин может быть множество. Если малыш умеет разговаривать, Вы прямо спросите его об этом. Если кроха еще не говорит, попросите его показать, чего он хочет, а также сами указывайте ему на возможные варианты. Ребенок начнет взаимодействовать с Вами и выйдет из замкнутого круга неконтролируемых эмоциональных реакций. Очень важно не оценивать и не критиковать то, что малыш расскажет или покажет Вам, а просто внимательно его выслушать.

Если малыш получил отказ, постарайтесь закончить на позитиве и переключить его внимание на что-то интересное. С детьми дошкольного возраста можно вместе помечтать или построить ближайшие планы.

Профилактика истерик у детей

Чтобы предупредить возникновение истерик, родителям необходимо следовать ряду принципов:

Желательно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, а также имел достаточно времени на отдых. Для становления нервной системы крохи чрезвычайно важны полноценный сон, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.

Обращайте внимание на эмоциональное состояние малыша. Проговаривайте с ним, что он чувствует в конкретный момент времени и почему. Родители – проводники детей в мир эмоций.

Научите малыша выражать свои эмоции конструктивным способом (например, если кроха злится, он может топнуть ножкой, если ребенок умеет говорить, то лучше всего попробовать выразить свое требование словами).

Сохраняйте спокойствие. Если малыш будет наблюдать, как его близкие люди впадают в гнев, он будет копировать их поведение.

Предоставляйте крохе возможности выбора и проявления самостоятельности. Желание сделать что-то самому – это естественная потребность ребенка, который по мере взросления отделяется от родителей.

Будьте последовательны. Не отменяйте свой запрет, даже если кроха будет вас упрашивать, плакать или кричать. Иногда бывает очень трудно устоять перед негативными реакциями на запрет, но поверьте, изменяя свое решение, вы делаете хуже. Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения.

Маленькие дети еще не умеют справляться со своими переживаниями самостоятельно, поэтому не оставляйте кроху одного, если что-то его беспокоит. Ребенок должен быть уверен в том, что Вы принимаете его чувства и эмоции и хотите помочь решить его проблему.

Профилактика истерик у детей

Выводы

Каждый родитель сталкивается с истериками своего малыша. У одних детей они возникают чаще, у других реже. Пик истерик обычно приходится на ранний и младший дошкольный возраст (1-3 года), старшие дошкольники уже в достаточной степени способны контролировать свои эмоции. В момент истерики будьте рядом с крохой, помогите ему осознать свои чувства, вместе проанализируйте ситуацию и выясните причину истерики. Включив малыша в диалог с собой, Вы препятствуете дальнейшему нарастанию эмоционального напряжения. Только после этого необходимо выразить свою позицию и объяснить ребенку, почему в данном случае Вы принимаете то или иное решение.

Заключение

Читайте также: