Проект мой край родной в детском саду подготовительная группа

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 647 0

по нравственно-патриотическому воспитаниюдетей подготовительной к школе группы

П одготовили воспитатели гр. «Ягодка

Актуальность темы:

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края, с её традициями, природой и культурой прошлых лет, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.

Основные задачи:

- Прививать любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре.

- Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

- Дети должны знать и называть свой город, историю его возникновения, символику, достопримечательности, климатические условия.

- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой родной край, желание сохранить его культуру и традиции.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

- Изучение интереса детей для определения целей проекта.

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический

- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,

- Совместные мероприятия с городской библиотекой,

- Целевые прогулки по городу, посещение музея города,

- Пополнение развивающей среды,

- Проведение мероприятий совместно с родителями,

- Выставки детских работ.

III. Итоговый

- Выставка продуктов детской деятельности.

- Оценка этапов реализации проекта детьми.

Участники проекта. Воспитатели, дети, родители, музыкальные руководитель.

Автор проекта : воспитатели: Логачева О. Г.

Актуальность проекта

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Одним из ведущих условий патриотического воспитания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей области.

Поэтому нашей главной задачей становится – не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому мы разработали данный проект.

Ведь знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Цель проекта : Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.

-Дать знания детям о родном селе : история, символика, достопримечательности;

- Познакомить с культурой и традициями нашего края.

-Расширить знания детей о флоре и фауне Воронежской области.

- Развивать самостоятельность в создании игровой среды с соблюдением правил и норм в игре;

-Развивать грамматически правильную речь детей;

- Продолжать работу по обогащению словаря детей

-Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.

-Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

-Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

- Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, грамотное поведение в природе

2. Взаимодействие с объектами социума.

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

Привлечение родителей к обогащению предметно – пространственной среды группы дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

I этап Подготовительный

Диагностическая беседа знаний по данной теме

Подбор методического и наглядно демонстрационного материала, атрибутов по теме проекта

Трудовая деятельность: изготовление атрибутов к играм, уход за растениями, полив, и др.

Подбор пословиц и поговорок о родном крае.

Составление плана работы проекта

Составление сценария и конспектов занятий.

Работа с детьми

Разучивание с детьми пословиц о труде

Чтение произведений: Стихов Маршака, сказки Корольковой, стихи Зазвонных К. К.

Музыкальная деятельность: прослушивание грамзаписи песен о родном крае

Чтение произведений: сказки Корольковой, А. Платонова

Оригами: животные родного края

Составление творческих рассказов по фотографиям села

Чтение стихов Бельской Н, Щигровой Т. М, Зазвонных К. К, Бунина И. А.

Прослушивание песен Золоторевой, Ю Ф, Мордасовой М. Н.

Работа с социумом

Помощь в оформлении альбом

Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

Посещение родителями с детьми музея и библиотеки в течении всего проекта

Подборка песен самодеятельных артистов нашего села

III этап Заключительный

Презентация проекта

Оформление альбома с иллюстрациями, рисунками, фотографиями, стихами, пословицами, рассказами детей о родном крае.

Получение знаний об истории Новой Усмани.

Формирование знаний об истории, символики;

природных особенностях своего края, животного и растительного мира;

название улиц, правила поведения в общественных местах;

архитектурные, скульптурные памятники села, природные заповедные места;

имена и достижения знаменитых земляков; особенности труда людей сельских профессий.

Воспитание уважения к своему народу, любви к малой Родине, гордости за свое Отечество.

Формирование личностных качеств: патриотизма, справедливости, доброты, отзывчивости.

(Демонстрационный материал)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: дети одной группы, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности Псковского края.

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Тип проекта: информационно – творческий (по доминирующей деятельности: познавательный).

Проблема: актуальность проблемы, заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, в которой живут; особенностях народных традиций.

Воспитание нравственно - патреотических чувств, чувства любви к малой Родине, к родному городу; формирование нравственных ценностей;

Задачи проекта:

Для воспитанников:

дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, учреждения;

формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

формирование бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края;

воспитание интереса к общественным событиям родного города, уважения к труду.

Для воспитателей:

включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к Родине, родному краю;

обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно - патриотическому воспитанию;

применить значимость проблемы к проявлению творческой активности, инициативы в подборе форм, методов в работе с детьми и их родителями.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать:

- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, детскому саду);

- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых);

- место проживания: город, область;

- предприятия родного города и их значимость;

- символику города, достопримечательности, памятные места;

- находить на карте Псковской области свой город.

Структура проекта

Пояснительная записка : Целенаправленность ознакомления ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

- формирование эстетических разновидностей личности;

Эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения,

Исторические факты становления и развития национальной культуры, ее обычаи и традиции.

- воспитание и развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника,

Через ознакомление самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

- совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников.

- Соприкосновение детей с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры.

- Познакомит детей с родным городом, людьми, работающими и живущими в нем.

Отсутствие систематизированного материала для изучения родного края.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:

Приглашение в путешествие.

Создание проблемной ситуации.

Мастерская народных промыслов.

Совместная проектная деятельность.

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

Конкурсы рисунков и поделок.

Анализ нравственных качеств.

Выставка и экспозиции

Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно- печатные, сюжетно – ролевые).

Развлечения, досуги, праздники.

Методы и формы работы с родителями по реализации проекта :

- индивидуальные консультации, беседы о предстоящем проекте;

- совместная продуктивная деятельность с детьми;

- сопровождение во время экскурсий;

- пополнение развивающей среды (экспонаты для мини – музея);

- Работа с родителями : предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.

1 этап проекта – подготовительный.

Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.

Разработка перспективного плана. Сбор информации.

Ознакомление с проектом родителей, сотрудников д/с.

Налаживание сотрудничества с работниками детской библиотеки, краеведческим музеем, домом культуры

Подготовка детей к выполнению проекта.

2 этап – основной .

Педагог – отбор, поиск материала по изучению родного края (фотографии, вырезки из газет, наборы открыток, буклеты, видео - фильм документальный);

- познавательно - исследовательская. Составление схемы улицы, где находится наш детский сад.

- экскурсия в краеведческий музей г.Опочка;

- Беседа : «Что интересного увидели и запомнили при посещении музея

- чтение и заучивание стихов о родном городе;

- Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий.

- заучивание пословиц и поговорок о Родине;

- обустройство мини – музея (побуждать детей и родителей к пополнению музея фотографиями, поделками, альбомами, коллажами, рисунками);

- чтение познавательной литературы;

- Создание картотеки пословиц и поговорок;

- просмотр слайдов и видеоматериалов о родном городе.

- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры

3 этап – заключительный.

Объединение усилий педагогов, родителей и детей при организации работы на дальнейшее сотрудничество. Награждение самых активных участников проекта дипломами и благодарственными письмами.

Результат проекта :

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Участники проекта :дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Актуальность проекта.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблема: Нужно признать, что наши дети не знают истории своей Родины, родословную семьи, забывают имена и отчества своих бабушек, дедушек, а зачастую и не знают отчества своих родителей. Не представляют жизни своих предков и даже родного села, в котором родились и живут. Отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, низкий уровень знаний о традициях и обычаях народа родного края

Объект проекта Процесс развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире людей.

Предмет объекта: Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. И если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о своей малой родине, начнут проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель: Формировать представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированного подхода.

Задачи проекта:

  1. Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, дать общие представления о народах Севера.

  2. Развивать образное представление о прошлом и настоящем .

  3. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам.

Формы работы:

Экскурсии, акции, выставки, развлечения, праздники.

Средства реализации проекта:

Непосредственная образовательная деятельность: рисование, аппликация, музыка, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы реализации проекта:

Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты, ненцы, коми и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов севера, сюжетно-ролевые игры, прослушивание музыки, сказок и др.

Работа с родителями:

Ожидаемый результат:

  • Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.
  • Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
  • Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.

Поэтапная реализация проекта:

1 этап подготовительный–постановка целей и задач, определение направлений образовательной деятельности, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов

2 этап основной–ознакомление детей с представлениями о родном крае в непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений за природой, экскурсий, бесед с воспитателем, игр, прослушивании музыка, сказок, чтении произведений о родном крае и др.

3 этап итоговый–закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, театрализованной, краеведческой (в уголке краеведения), экспериментально– поисковой деятельности. Совместно с родителями участие в выставках, акциях, проектах, развлечениях и праздниках, диагностика детей. Обобщение результатов.

План работы по проекту

С 02 ноября по 10 ноября 2020 года

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.д.)

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

1.Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

2.Разработка рекомендаций для воспитателей

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

1. Разработка рекомендаций для родителей.

2.Разработка анкеты для родителей

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

2.Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя)

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

1. Организация развивающей среды в группе.

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

С 09.11 по 13.11 2020 г.

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Воспитатели, дети, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

НОД Конструирование (Ручной труд) Ободки с ненецкими узорами, шапочки с оленьими рожками

Альбомы с фотографиями северных растений и животных

Воспитатели, дети, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

С 16.11 по 20.11. 2020 г.

Слушание музыки народов Севера

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

С 23.11 по 30.11.2020 г.

Аппликация по мотивам орнаментов народов Севера

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Рассматривание открыток о Салехарде

Прослушивание аудиозаписи о Салехарде

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Развлечение. Вечер стихов Р. Ругина

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

С 30.11. по 04.12.2020г.

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Народные приметы декабря по национальному календарю.

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Воспитатели, дети, инструктор по фк, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Выставка поэтов и писателей народов Севера

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Разучивание стихов поэтов Севера ко Дню Округа

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Заключительный этап:

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
В перспективе в подготовительной к школе группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: