Проект мой край родной в детском саду подготовительная группа
Обновлено: 02.07.2024
Оценить 647 0
по нравственно-патриотическому воспитаниюдетей подготовительной к школе группы
П одготовили воспитатели гр. «Ягодка
Актуальность темы:
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края, с её традициями, природой и культурой прошлых лет, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.
Основные задачи:
- Прививать любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре.
- Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть свой город, историю его возникновения, символику, достопримечательности, климатические условия.
- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой родной край, желание сохранить его культуру и традиции.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
II. Организационно-практический
- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,
- Совместные мероприятия с городской библиотекой,
- Целевые прогулки по городу, посещение музея города,
- Пополнение развивающей среды,
- Проведение мероприятий совместно с родителями,
- Выставки детских работ.
III. Итоговый
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
Участники проекта. Воспитатели, дети, родители, музыкальные руководитель.
Автор проекта : воспитатели: Логачева О. Г.
Актуальность проекта
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Одним из ведущих условий патриотического воспитания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей области.
Поэтому нашей главной задачей становится – не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому мы разработали данный проект.
Ведь знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта : Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
-Дать знания детям о родном селе : история, символика, достопримечательности;
- Познакомить с культурой и традициями нашего края.
-Расширить знания детей о флоре и фауне Воронежской области.
- Развивать самостоятельность в создании игровой среды с соблюдением правил и норм в игре;
-Развивать грамматически правильную речь детей;
- Продолжать работу по обогащению словаря детей
-Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
-Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
-Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
- Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, грамотное поведение в природе
2. Взаимодействие с объектами социума.
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
Привлечение родителей к обогащению предметно – пространственной среды группы дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
I этап Подготовительный
Диагностическая беседа знаний по данной теме
Подбор методического и наглядно демонстрационного материала, атрибутов по теме проекта
Трудовая деятельность: изготовление атрибутов к играм, уход за растениями, полив, и др.
Подбор пословиц и поговорок о родном крае.
Составление плана работы проекта
Составление сценария и конспектов занятий.
Работа с детьми
Разучивание с детьми пословиц о труде
Чтение произведений: Стихов Маршака, сказки Корольковой, стихи Зазвонных К. К.
Музыкальная деятельность: прослушивание грамзаписи песен о родном крае
Чтение произведений: сказки Корольковой, А. Платонова
Оригами: животные родного края
Составление творческих рассказов по фотографиям села
Чтение стихов Бельской Н, Щигровой Т. М, Зазвонных К. К, Бунина И. А.
Прослушивание песен Золоторевой, Ю Ф, Мордасовой М. Н.
Работа с социумом
Помощь в оформлении альбом
Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
Посещение родителями с детьми музея и библиотеки в течении всего проекта
Подборка песен самодеятельных артистов нашего села
III этап Заключительный
Презентация проекта
Оформление альбома с иллюстрациями, рисунками, фотографиями, стихами, пословицами, рассказами детей о родном крае.
Получение знаний об истории Новой Усмани.
Формирование знаний об истории, символики;
природных особенностях своего края, животного и растительного мира;
название улиц, правила поведения в общественных местах;
архитектурные, скульптурные памятники села, природные заповедные места;
имена и достижения знаменитых земляков; особенности труда людей сельских профессий.
Воспитание уважения к своему народу, любви к малой Родине, гордости за свое Отечество.
Формирование личностных качеств: патриотизма, справедливости, доброты, отзывчивости.
(Демонстрационный материал)
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: дети одной группы, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности Псковского края.
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Тип проекта: информационно – творческий (по доминирующей деятельности: познавательный).
Проблема: актуальность проблемы, заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, в которой живут; особенностях народных традиций.
Воспитание нравственно - патреотических чувств, чувства любви к малой Родине, к родному городу; формирование нравственных ценностей;
Задачи проекта:
Для воспитанников:
дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, учреждения;
формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
формирование бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края;
воспитание интереса к общественным событиям родного города, уважения к труду.
Для воспитателей:
включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к Родине, родному краю;
обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно - патриотическому воспитанию;
применить значимость проблемы к проявлению творческой активности, инициативы в подборе форм, методов в работе с детьми и их родителями.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, детскому саду);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
- место проживания: город, область;
- предприятия родного города и их значимость;
- символику города, достопримечательности, памятные места;
- находить на карте Псковской области свой город.
Структура проекта
Пояснительная записка : Целенаправленность ознакомления ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
- формирование эстетических разновидностей личности;
Эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения,
Исторические факты становления и развития национальной культуры, ее обычаи и традиции.
- воспитание и развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника,
Через ознакомление самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
- совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников.
- Соприкосновение детей с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры.
- Познакомит детей с родным городом, людьми, работающими и живущими в нем.
Отсутствие систематизированного материала для изучения родного края.
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:
Приглашение в путешествие.
Создание проблемной ситуации.
Мастерская народных промыслов.
Совместная проектная деятельность.
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
Конкурсы рисунков и поделок.
Анализ нравственных качеств.
Выставка и экспозиции
Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно- печатные, сюжетно – ролевые).
Развлечения, досуги, праздники.
Методы и формы работы с родителями по реализации проекта :
- индивидуальные консультации, беседы о предстоящем проекте;
- совместная продуктивная деятельность с детьми;
- сопровождение во время экскурсий;
- пополнение развивающей среды (экспонаты для мини – музея);
- Работа с родителями : предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.
1 этап проекта – подготовительный.
Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.
Разработка перспективного плана. Сбор информации.
Ознакомление с проектом родителей, сотрудников д/с.
Налаживание сотрудничества с работниками детской библиотеки, краеведческим музеем, домом культуры
Подготовка детей к выполнению проекта.
2 этап – основной .
Педагог – отбор, поиск материала по изучению родного края (фотографии, вырезки из газет, наборы открыток, буклеты, видео - фильм документальный);
- познавательно - исследовательская. Составление схемы улицы, где находится наш детский сад.
- экскурсия в краеведческий музей г.Опочка;
- Беседа : «Что интересного увидели и запомнили при посещении музея
- чтение и заучивание стихов о родном городе;
- Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий.
- заучивание пословиц и поговорок о Родине;
- обустройство мини – музея (побуждать детей и родителей к пополнению музея фотографиями, поделками, альбомами, коллажами, рисунками);
- чтение познавательной литературы;
- Создание картотеки пословиц и поговорок;
- просмотр слайдов и видеоматериалов о родном городе.
- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры
3 этап – заключительный.
Объединение усилий педагогов, родителей и детей при организации работы на дальнейшее сотрудничество. Награждение самых активных участников проекта дипломами и благодарственными письмами.
Результат проекта :
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Участники проекта :дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Актуальность проекта.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема: Нужно признать, что наши дети не знают истории своей Родины, родословную семьи, забывают имена и отчества своих бабушек, дедушек, а зачастую и не знают отчества своих родителей. Не представляют жизни своих предков и даже родного села, в котором родились и живут. Отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, низкий уровень знаний о традициях и обычаях народа родного края
Объект проекта Процесс развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире людей.
Предмет объекта: Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. И если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о своей малой родине, начнут проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Формировать представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированного подхода.
Задачи проекта:
- Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, дать общие представления о народах Севера.
Развивать образное представление о прошлом и настоящем .
Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам.
Формы работы:
Экскурсии, акции, выставки, развлечения, праздники.
Средства реализации проекта:
Непосредственная образовательная деятельность: рисование, аппликация, музыка, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы реализации проекта:
Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты, ненцы, коми и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов севера, сюжетно-ролевые игры, прослушивание музыки, сказок и др.
Работа с родителями:
Ожидаемый результат:
- Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.
- Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
Поэтапная реализация проекта:
1 этап подготовительный–постановка целей и задач, определение направлений образовательной деятельности, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов
2 этап основной–ознакомление детей с представлениями о родном крае в непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений за природой, экскурсий, бесед с воспитателем, игр, прослушивании музыка, сказок, чтении произведений о родном крае и др.
3 этап итоговый–закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, театрализованной, краеведческой (в уголке краеведения), экспериментально– поисковой деятельности. Совместно с родителями участие в выставках, акциях, проектах, развлечениях и праздниках, диагностика детей. Обобщение результатов.
План работы по проекту
С 02 ноября по 10 ноября 2020 года
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.д.)
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
1.Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
2.Разработка рекомендаций для воспитателей
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
1. Разработка рекомендаций для родителей.
2.Разработка анкеты для родителей
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
2.Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя)
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
1. Организация развивающей среды в группе.
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
С 09.11 по 13.11 2020 г.
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Воспитатели, дети, родители
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
НОД Конструирование (Ручной труд) Ободки с ненецкими узорами, шапочки с оленьими рожками
Альбомы с фотографиями северных растений и животных
Воспитатели, дети, родители
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
С 16.11 по 20.11. 2020 г.
Слушание музыки народов Севера
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
С 23.11 по 30.11.2020 г.
Аппликация по мотивам орнаментов народов Севера
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Рассматривание открыток о Салехарде
Прослушивание аудиозаписи о Салехарде
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Развлечение. Вечер стихов Р. Ругина
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
С 30.11. по 04.12.2020г.
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Народные приметы декабря по национальному календарю.
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Воспитатели, дети, инструктор по фк, родители
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Выставка поэтов и писателей народов Севера
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Разучивание стихов поэтов Севера ко Дню Округа
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И
Заключительный этап:
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
В перспективе в подготовительной к школе группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.
Литература:
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Читайте также: