Как может проявляться принцип информатизации образования в школах

Обновлено: 04.07.2024

В статье рассматривается, как происходила информатизация образования в российской школьной системе. Проанализированы основные направления этого процесса. Особо выделено развитие фондов сертифицированных компьютерных учебных программ. Определены стратегические пути улучшения информатизации российской образовательной среды.

Содержимое публикации

Информатизация современного образования

Сдобнова Елена Александровна

должность заведующий отделом

Восколович Оксана Юрьевна

должность методист

E - mail : sdobnovaelena @ mail . ru

Аннотация: В статье рассматривается, как происходила информатизация образования в российской школьной системе. Проанализированы основные направления этого процесса. Особо выделено развитие фондов сертифицированных компьютерных учебных программ. Определены стратегические пути улучшения информатизации российской образовательной среды.

Ключевые слова: информатизация образования; информационно-образовательная и телекоммуникационная среда; фонды сертифицированных компьютерных учебных программ; информационные технологии.

Условия существования человечества в XXI веке настоятельно требуют скорейшего перехода к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации, как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий, как основных инструментов этого развития. Именно поэтому в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко осознаваться возрастание роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации.

Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Пять лет спустя была разработана и опубликована Концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества [см.: 2, с. 23-24].

В Концепции справедливо отмечалось, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования. Его главные проблемы связаны с подготовкой учебно-методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.

Процесс информатизации образования в России развивается по следующим четырем основным направлениям.

1. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения компьютеров в традиционные учебные дисциплины, средства ИКТ стала развивать и предлагать педагогам новые средства и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все стадии образовательного процесса.

2. Использование современных средств ИКТ, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно-образовательного пространства.

4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.

Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

В России сегодня существует определенное понимание фундаментальности, научной и социальной значимости этой проблемы [См.: 3, с. 87-88.]. Свидетельством этому является создание научной общественной организации - Академии информатизации образования, Международной академии открытого образования и других организаций, способствующих развитию и совершенствованию этого направления.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса.

Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в российской системе высшего образования могут служить Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Российский университет дружбы народов (РУДН), Современный гуманитарный институт и др.

Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает. Все это вынуждает преподавателей и учащихся ВУЗов и колледжей все чаще обращаться для поиска нужных им сведений в публичные библиотеки, а также прибегать к услугам автоматизированных информационных систем, к информационным ресурсам Интернет.

Развитие данного направления информационного обеспечения сферы образования России представляется сегодня исключительно важным и актуальным, так как современный уровень этого обеспечения по целому ряду причин на один - два порядка ниже, чем в развитых странах. В результате финансовых ограничений уровень комплектования учебных заведений России в последние годы существенным образом снизился, и сегодня уже не удовлетворяет современным требованиям. Кроме того, резко сократились тиражи научной и научно-популярной литературы, которая для многих образовательных учреждений становится практически недоступной. Именно поэтому сегодня многие педагоги, студенты и аспиранты вузов мало знают о последних научных достижениях в области глобалистики, синергетики, ноосферологии, биологии, субквантовой физики, теории информации, о новых подходах в решении экономических, социальных и экологических проблем.

Реализация этих программ нацелена на создание современной информационно-образовательной и телекоммуникационной среды для науки и образования.

Список литературы:

Колин К.К. Социальная информатика. М., 2008.

Концепция информатизации образования // Информатика и образование. М., 2011. № 1.

Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема // Дистанционное образование. М., 2013. № 4.

Анненков В.В., Взятышев В.Ф., Казакова, Овсейцев А.А. Учебно-научные сетевые дискуссии и их роль в активизации самостоятельной работы студентов. М.: МЭИ, СТОИК, 2012.

Развитие технологий повлекло за собой информатизацию общества. Сегодня трудно представить себе дом, в котором не было бы телевизора и компьютера, человека, который не умеет пользоваться интернетом. Информационные технологии прочно и уверенно проникают во все сферы нашей жизни. Не стала исключением и система образования. Сегодня проблемами внедрения занимается не только министерство, но и центр информатизации и оценки качества образования, расположенный в городе Иваново.

Далее мы поговорим об основных проблемах и задачах данной тенденции, ее возможностях, а также рассмотрим положительные и отрицательные моменты.

Определение проблемы

Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения.

информатизация образования это

Информатизация образования, в первую очередь, направлена на разработку методов и средств, ориентированных на реализацию основных воспитательных и образовательных педагогических целей с помощью использования новейших достижений компьютерной техники. Сюда относится компьютерное обучение школьников, овладение ими современными достижениями ИКТ, модернизация образования, целей, методов, и форм обучения, его содержания.

Процесс информатизации образования имеет свои цели. К ним относится:

1. Создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации.

2. Интенсификации взаимодействия участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.

3. Изменение модели управления образованием.

4. Повышение качества образования за счет использования ИКТ.

Основные причины

Развитие информатизации образования имеет следующие предпосылки:

- Стремительный процесс информатизации общества в целом. Так, на сегодняшний день все больше и больше людей имеют персональные компьютеры, подключаются к всемирной сети, в том числе школьники, студенты.

информатизация системы образования

- Рост технических возможностей средств информатики и снижение их стоимости, что делает их более доступными. Практически в каждой школе есть свой компьютерный класс, а большинство современных школ и университетов устанавливают компьютеры, мультимедийные проекторы и доски в каждой аудитории.

- Курс на формирование новой информационной среды общества, инфосферы. Естественно, что при таких перспективах важно научить школьников и студентов правильно и с пользой использовать ИКТ.

Основы процесса

Информатизация сферы образования основывается на достижении педагогических и компьютерных наук, таких как:

Благодаря им в образование внедряются не только новые компьютерные технологии, с помощью которых учащиеся могут более эффективно овладевать знаниями, но и разрабатываются методы и подходы к обучению, его контролю. Создаются электронные учебники, тесты, образовательные программы, которые используют как новейшие достижения информатики, так и основополагающие принципы дидактики.

Основные направления информатизации образования

Для реализации основных целей центр информатизации качества образования предлагает проводить работы по следующим направлениям:

1. Компьютеризация образовательных учреждений, в которую входит не только обеспечение школ и университетов компьютерами, но и периферийным оборудованием, таким как мультимедийные проекторы и доски, принтеры, сканеры, модемы и прочее.

2. Подключение образовательных учреждений к сети интернет. В дальнейшем это позволит ученикам пользоваться информационно-образовательными ресурсами непосредственно во время урока, а учителя смогут проводить уроки удаленно либо же посещать дистанционные курсы повышения квалификации на рабочем месте.

центр информатизации образования

3. Создание и реализация технологий дистанционного обучения. На сегодняшний день данная форма обучения считается одной из наиболее перспективных. Но в тоже время дистанционное образование имеет ряд недостатков, среди которых можно выделить высокую стоимость курсов и несколько непроработанную систему контроля знаний. В дальнейшем планируется тщательно проработать методику обучения и снизить его стоимость, что позволит сделать его доступным каждому.

4. Создание единой информационной системы мониторинга обучения, что поможет проводить своевременные срезы знаний, определять недостатки и преимущества того или иного способа обучения. Это одна из главных задач, которую преследует информатизация. Качество образования при этом должно значительно вырасти, считают эксперты.

5. Обеспечение образовательных учреждений электронными учебными пособиями, соответствующими образовательным программам. В последнее время популярной стала и проблема разработки электронных учебников, которые позволят значительно повысить эффективность обучения. В тоже время, на сегодняшний день отсутствуют единые, составленные согласно учебной программе, учебники. В большинстве случаев учителя самостоятельно разрабатывают электронные пособия для своих учеников.

6. Открытие информационных образовательных центров, в которых не только ученики, но и учителя смогут повысить свою компьютерную грамотность, ознакомиться с новейшими информационными технологиями и методами их применения в образовательной сфере.

7. Информатизация образования – это и создание нормативно-правовой базы по внедрению в учебный процесс информационных коммуникационных технологий. Естественно, что для внедрения новых технологий необходима законодательная база, которая не только зафиксирует права и обязанности, порядок внедрения ИКТ, но и учтет вопрос авторских прав на электронные пособия.

Преимущества информатизации

Отметим основные преимущества данного процесса.

1. Совершенствование методов и технологий отбора учебных материалов.

2. Введение новых специализированных дисциплин, связанных с изучением информатики и информационных технологий как в университетах, так и в школах.

средства информатизации образования

3. Изменение в методике преподавания традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой. К примеру, использование компьютеров на уроках биологии или химии позволит проводить опыты путем моделирования их с помощью специальных программ.

4. Дополнительная мотивация обучающихся, которая приводит к повышению эффективности обучения. Замечено, что уроки с применением компьютерных технологий более интересны детям, чем традиционные.

5. Информатизация системы образования также позволит создать новые формы взаимодействия в ходе обучения: ученик – компьютер.

6. Совершенствование системы управления образованием.

7. Развитие альтернативного и логического мышления.

8. Формирование стратегий поиска решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

9. Индивидуализация обучения.

Недостатки использования ИКТ в обучении

Несмотря на свою привлекательность и массу преимуществ, информатизация современного образования имеет и ряд существенных недостатков:

1. Ограничение живого общения между учителем и учениками. При использовании ИКТ основная роль в обучении постепенно отходит техническим средствам, учитель же, по большей части, занимается отбором необходимого материала и последующей его презентацией.

2. Снижение коммуникативных навыков из-за наличия диалога: ученик - компьютер. Чем больше времени учащийся общается с техническими средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и другими учениками. В такой ситуации существенно снижаются навыки коммуникации, что в дальнейшем негативно влияет и на социализацию.

3. Снижение социальных контактов, что напрямую связано с предыдущим пунктом. Общение с компьютером снижает уровень социальной активности не только на уроке, но и в жизни в целом.

4. Использование готовой информации. Используя современные ИКТ, дети все меньше времени уделяют поиску и обработке информации. Они берут из интернета уже готовые доклады и рефераты и зачитывают их. При этом они не проводят детального подбора и анализа материала, а берут уже готовые образцы. В дальнейшем таким детям будет довольно сложно самостоятельно писать курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.

информатизация сферы образования

5. Постоянная работа за компьютером может стать причиной зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.

6. Снижение здоровья. Постоянная работа за компьютером отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.

Возможности

Центр информатизации образования отмечает, что внедрение ИКТ в образовательный процесс позволит:

- Создать открытую систему образования, обеспечивающую возможность получения качественного самообразования. Процесс обучения станет дифференцированным и индивидуальным.

- Внести изменения в организацию процесса познания и его смещение в сторону системного мышления.

- Предоставить новые возможности для ускорения интеллектуального развития личности.

- Разработать новые педагогические практики.

- Организовать мгновенную обратную связь между учениками и средствами ИКТ.

- Визуализировать учебную информацию.

- Создать новую высокоэффективную систему управления образованием.

Трудности в реализации

Информатизация системы образования имеет две основные проблемы, которые существенно влияют на скорость внедрения ИКТ в учебный процесс.

информатизация современного образования

1. Формирование постоянной потребности педагогов применять компьютеры. Переход на новую систему требует постоянного и непрерывного применения ИКТ в ходе обучения. На сегодняшний день далеко не все педагоги понимают значимость данного процесса и стремятся проводить занятия по старым стандартам, без использования технологий.

2. Необходимость непрерывного повышения информационной компетентности педагога. При работе с ИКТ учитель должен постоянно совершенствоваться, узнавать новые методы и приемы работы, осваивать все новые и новые программы. Далеко не всех устраивает такое положение дел. Кроме того, как это ни прискорбно, далеко не все педагоги умеют пользоваться компьютером.

Средства информатизации

Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть - средства информатизации образования. Это компьютерное аппаратное и программное обеспечение, которое используется для достижения образовательных целей.

К основным средствам информатизации относятся:

- средства для записи и воспроизведение звука и видео;

- радио и телетехника;

- проекционное и оптическое кинооборудование;

- компьютерные средства обучения – программы, учебники;

- телекоммуникационные средства обучения.

Ниже мы рассмотрим особенности применения компьютеров и электронных учебников в сфере образования.

Использование компьютеров в образовательном процессе

Как уже упоминалось, информатизация образования – это также и использование компьютеров в образовательном процессе. Данное направление получило название компьютеризации и подразумевает активное применение компьютерных технологий в процессе обучения.

центр информатизации и оценки качества образования

Как можно разнообразить урок при помощи персонального компьютера?

Электронный учебник как одно из основных средств информатизации

Когда мы разбирали технологии информатизации образования, то упоминали и электронные учебники и пособия. Считается, что с их помощью учащиеся смогут намного лучше усвоить учебный материал. В чем же причины? В использовании не только текстового, но и мультимедийного материала.

Классический электронный учебник содержит в себе:

Однако проблема состоит в том, что нет единого электронного учебника для преподавания того или иного предмета. Центр информатизации образования в дальнейшем обязан провести работу по созданию единых для всех учебников по предметам для дальнейшего их использования в школах.

Ивановский центр информатизации

На сегодняшний день наиболее заинтересован в решении данных проблем Ивановский центр информатизации и оценки качества образования.

Специалисты центра проводят работы в следующих направлениях:

1. Информатизация образовательных учреждений Ивановской области.

2. Обучение педагогов в области применения ИКТ.

3. Оценка качества образования в области.

4. Работа со школьниками в области ИКТ.

5. Проведение ежегодных курсов повышения квалификации для учителей ИКТ и информатики.

6. Презентация и содействие в приобретении новых учебников по ИКТ и информатике.

7. Создание банка программного обеспечения по курсу информатики и ИКТ.

8. Проведение семинаров и курсов по новым компьютерным технологиям.

9. Создание банка методический работ учителей информатики и ИКТ.

10. Работа лагеря "Юный информатик".

11. Дистанционная школа заочного обучения "Творите и общайтесь".

Выводы

Информатизация образования – это сложный и длительный процесс, направленный на внедрение в обучение средств ИКТ и новых методик обучения. Он имеет как преимущества, так и недостатки. Его основная цель состоит в повышении качества образования на всех уровнях.


В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы, электронное обучение.

Для современного общества получение новых знаний, освоение новых технологий, методов управления общественными и научными процессами приобретает важное значение. Любой вид деятельности должен проходить определенные этапы, которые непосредственно связаны со сбором информации, ее анализом, выбором приоритетных задач, нахождением оптимальных вариантов решения данных задач, формированием подходов к осуществлению задуманных целей.

Одна из главных позиций в информатизации общества отводится информатизации в сфере образования. Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Процесс информатизации образования включает в себя систему мероприятий [1]:

  • оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий;
  • подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет;
  • создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне.
  • формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей
  • создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, мини семинары, постоянно-действующие семинары, конференции.) [3].

Процесс информатизации образования подразумевает не только применение в школах, университетах и других учебных заведениях новейших информационных технологий, но и совершенствование системы организации учебной деятельности путем трансформации методов и форм преподнесения информации с целью пробуждения у обучающихся интереса к получению новых знаний, развития у них творческой активности. Несомненно, в первую очередь необходимым является создание информационно-технологической среды с использованием новейших проекторов, экранов, компьютеров и другой техники, позволяющий раскрыть информацию через презентации, конференции, семинары.

Но настоящий момент времени ситуация сложилась таким образом, что молодое поколение все больше интересует использование информационных технологий в качестве развлечений, а не в целях обучения и получения новых знаний. Для того чтобы развить у обучающихся интерес использовать информационные технологии в научных целях должен быть компетентный учитель, преподаватель, который способен обучить данное поколение жить в век и информационных технологий и дать основу владения этими технологиями. То есть процесс информатизации образования невозможен без участия грамотного и квалифицированного специалиста, глубоко знающего процессы, происходящие в образовании, умеющего использовать ИТ в своей профессиональной деятельности, обладающего грамотностью, эрудицией и т. д.

Вместе с этим информатизация в образовании имеет ряд противоречий.

 Большинство преподавателей на своих дисциплинах сталкиваются с некачественным программным обеспечением, с техническими сложностями организации процесса обучения и из-за этого они отказываются от применения компьютерных технологий на занятиях.

 Многие из информационных технологий в стенах учебных заведений в полной мере не обеспечены нужным для обучения пакетом программ;

 Поскольку одним из основных направлений информатизации является построение информационного образовательного пространства, то в данном контексте возникают такие проблемы как: отсутствие единого стандарта программного обеспечения, недостаток технического персонала по обслуживанию технических устройств.

 Отсутствие единой информационной культуры

 Большинство сельских школ, региональных вузов слабо оснащены, либо вообще не оснащены технически, что в значительной мере затрудняет учебные процессы. Но это в большей степени проблема государства, которое выделяет недостаточное количество денежных средств на приобретение необходимого оборудования.

Актуальными проблемами являются:

— проблемы, связанные с консервативностью изданий на CD и использовании при их проектировании устаревших представлений об архитектуре программного обеспечения, где следствием является: быстрое устаревание учебного курса, отсутствие возможности изменения или дополнения существующего издания новыми модулями;

— проблемы, связанные с вопросами создания спецификаций для разрабатываемых объектов и дальнейшей стандартизации технологий информатизации образования. Без решения данных вопросов не обеспечить такие важные требования к ресурсам современных ЭУК как управляемость, доступность;

— проблемы, связанные с практическим внедрением ЭУК в процесс обучения. К ним имеют отношение как вопросы подготовки педагогических кадров и повышения их компетентности в области использования средств ИКТ, так и проработанность самих электронных курсов в сфере методической поддержки [2].

Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1 освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;

2 выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;

4 развитие способностей к определенным видам деятельности;

5 проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;

6 восстановление знаний, умений и навыков.

Несомненно, сегодня электронные учебные ресурсы становятся определяющим элементом развития образования. Но как любая образовательная технология, включение в учебный процесс электронных ресурсов должно отвечать законам педагогики, новым условиям обучения, требованиям образовательной организации, а самое главное требованиям Закона об образовании федеральным государственным образовательным стандартам. Электронное обучение имеет свои преимущества по сравнению с традиционным, но наибольший эффект, по мнению исследователей, дает смешанная технология обучения. Смешанная модель обучения позволяет совмещать традиционное обучение, где занятия проводятся в аудиторном виде (лекции, семинары лабораторные работы), при этом проводя часть практических мероприятий в электронном виде. Это позволяет преподавателю концентрировать внимание на более интересных и сложных темах курса, не уделяя такого же внимания основным теоретическим понятиям, которые студент усваивает, выполняя электронные тестирования или принимая участие в обсуждении в форуме или блоге [4].

Изучая опыт применения смешанного обучения в Орловском государственном аграрном университете можно отметить, что реализации этих образовательных технологий осуществляется в несколько этапов [5]:

1. Концептуальный. На данном этапе определяется цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т. п.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов.

3. Операционный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на электронный средства обучения, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом.

При организации занятий необходимо учитывать уровень подготовки студентов, методическую цель занятия, тип занятия (лекция, практика или лабораторная работа), готовность обучающихся к восприятию информации с помощью новых технологий.В целом применение электронных технологий обучения в образовании полезно, если та или иная образовательная электронная технология позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Электронное обучение позволяет повысить восприятие информации и качество обучения путем внедрения в учебный процесс различных активных и интерактивных форм, что является в настоящее время и обязательным требованием высшей школы. Большинство из методик применения таких форм обучения могут и должны сопровождаться применением вычислительной и коммуникационной техники. Для обеспечения применения электронного обучения необходимы ресурсы: технические кадровые, учебно-методические. Все это требует значительных финансовых и временных затрат. Но усилия, затраченные на разработку данных видов занятий с применением ИКТ, компенсируются, если применение ИКТ методически оправдано, продуктивно.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное обучение, образование, процесс, получение новых знаний, ресурс, учебный процесс, вид деятельности, восприятие информации, проблема, программное обеспечение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам информатизации образовательного учреждения. Выделяются принципы: системности, непрерывности, междисциплинарной интеграции, обеспечивающие реализацию процесса информатизации образования в вузе. Сформулированы стратегические цели и задачи в области образовательной, научной, воспитательной деятельности вуза.

Ключевые слова: Информатизация образовательного учреждения , информационные технологии, процесс информатизации образования в ВУЗе .

Стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации, влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Информатизация существенным образом изменяет практически все стороны деятельности людей, формируя новый образ жизни. Анализ современных направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально - экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно - организационную и социальную проблему. Для реализации этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие со стороны государственной власти и органов местного самоуправления. В последние время значительное развитие в России приобрела идея информатизации учебного процесса (Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейн, Л. И. Долинер, В. И. Заляпин, Д. Ш. Матрос, Б. Е. Стариченко и др.), как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом. В образовании важна не информационная технология сама по себе, какой бы современной она ни была, а то, насколько ее использование служит достижению образовательных целей. В этой связи применение информационных технологий предполагает прежде всего решение проблемы адекватного выбора технологий.

Компьютерные технологии должны стать средством моделирования многообразных видов и форм мышления, инициировать не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и образно - ассоциативное мышление, обращение к эмоционально значимым смыслам, к открытому будущему, к личностным ценностям.

Исходя из государственной концепции информатизации сферы образования, информатизация образовательного учреждения включает в себя следующие основные направления:

1. Создание единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения, способствующего удовлетворению спроса на рынке образовательных услуг.

2. Последовательное внедрение технологии электронного обучения.

3. Формирование информационно-коммуникационной компетенции профессорско-преподавательского состава в целях реализации: – личностно ориентированного образования, основанного на использовании информационно-коммуникационных технологий; – унифицированного подхода к созданию электронных обучающих ресурсов; – перехода от реального представления предметной области к соответствующей формализованной модели.

4. Создание научно и методически обоснованной системы компьютерного тестирования, позволяющей активно влиять на образовательный процесс за счет эффективного контроля, предусматривающего как контроль со стороны преподавателя, так и самоконтроль обучаемого.

5. Обеспечение системности, непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения (довузовское, вузовское и послевузовское).

6. Разработка инфраструктуры процесса информатизации высшего образования (подготовку кадров, методическое, техническое и технологическое обеспечение), предопределяющее эффективное функционирование и развитие информационных технологий в непрерывном образовании и научных исследованиях.

7. Создание единого информационного пространства с вузами, другими учебными заведениями и научными организациями в сфере подготовки специалистов и проведения научно-исследовательских работ на основе объединения информационных ресурсов.

Вопросы информатизации образовательного учреждения должны быть интегрированы с задачами формирования единого информационного пространства области и региона.

К принципам, обеспечивающим реализацию процесса информатизации сферы образования, можно отнести:

Принцип системности. В соответствии с этим принципом цель процесса информатизации образования – изменение системных свойств сферы образования с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную, научную, профессиональную траекторию.

Принцип непрерывности. В соответствии с этим принципом процесс информатизации рассматривается как целенаправленное использование методов и средств информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях и этапах подготовки.

Принцип междисциплинарной интеграции. В соответствии с этим принципом информационные технологии выступают механизмом оптимизации структуры моделей знаний и системы дисциплин, преобразующим всю систему подготовки в теоретическое, технологическое и методическое средство построения моделей профессиональной деятельности.

Информационный век стимулирует нас отойти от границ отдельных дисциплин и развивать более широкие представления на основе междисциплинарного подхода.

Информатизация образования сделала реальным применение разнообразных технологий и моделей интегрированного обучения, таких как:

– трансдисциплинарная модель обучения, предусматривающая интеграцию дисциплин в единый учебный курс, интеграцию Госстандартом и требований заказчиков;

– междисциплинарная (проблемная) модель обучения, предусматривающая обучение в процессе работы над проектом;

– модель практической ориентации обучения по выполняемым функциям, области техники, рабочему месту, сферам профессиональной деятельности.

Компьютерные коммуникации могут существенно повлиять на формирование содержания образования, на организационные формы и методы обучения. Современные телекоммуникационные поисковые системы позволяют автоматически собирать, классифицировать и структурировать информацию с нескольких сот и даже тысяч удаленных компьютеров одновременно.

Появление компьютерных коммуникаций предполагает:

– изменение содержания обучения традиционным дисциплинам и их комплексирование при выполнении учебных проектов;

– организацию совместной работы преподавателей различных дисциплин при комплексировании учебных дисциплин;

– интеграцию изучения средств информатики и языка (родного и иностранного) с освоением предметного содержания других общеобразовательных и специальных дисциплин.

Роль информационных технологий в осуществлении на практике реальной интеграции учебных предметов является очень существенной.

Применение информационных технологий позволит провести интеграцию на самом общем уровне – на уровне методов исследования. Таким образом, мы можем сформулировать основные стратегические цели и задачи информатизации образовательного учреждения.

– Развитие образовательного учреждения как центра единого научного и информационно-образовательного пространства.

– Достижение нового качества образовательной и научной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций. Стратегические задачи:

– Формирование базы электронных образовательных ресурсов, системы обеспечения их качества.

– Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, формирование единого информационного образовательного пространства учебного заведения.

– Информатизация процессов управления образовательным учреждением.

– Организация системы непрерывного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и работников образовательного учреждения в области информационно-коммуникационных технологий.

– Оснащение образовательного учреждения современными аппаратно-программными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, развитие телекоммуникационной инфраструктуры.

В области образовательной и воспитательной деятельности:

– поддержка и развитие единой интегрированной компьютерной, программной и телекоммуникационной среды для реализации образовательной и воспитательной деятельности;

– разработка программ информатизации развития специальностей;

– внедрение системы электронного обучения;

– использование в учебном процессе инновационных форм обучения: телеконференций, лекций в режиме видеоконференции, онлайновых обсуждений;

– реализация презентационной деятельности, в том числе в сфере профессиональной ориентации студентов и их трудоустройства;

– создание мультимедийных образовательных и воспитательных ресурсов, организация интернет-тестирования студентов.

В области научной и инновационной деятельности:

– поддержка и развитие единой интегрированной компьютерной, программной и телекоммуникационной среды для реализации научных исследований;

– организация и проведение научных телеконференций по различным отраслям знаний;

– реализация инновационных программ повышения квалификации для преподавателей вузов, научных сотрудников и других категорий работников в области IT - технологий.

Таким образом, процесс информатизации образования выводит на первый план разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности, повышения уровня креативности их мышления, стратегию поиска решения задач, прогнозированию результатов реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Активное и целенаправленное применение средств информатизации в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

2. Матвеева Т. А. Формирование профессиональной компетентности студента вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика. – М.: Владос, 2007. – 344 с. 3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Бюллетень высшего образования. – М., 2006. – № 1.

Читайте также: