Проект начальная школа полезные ископаемые

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Полезные ископаемые Презентацию подготовила Шатрова Людмила Петровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 797." — Транскрипт:

1 Полезные ископаемые Презентацию подготовила Шатрова Людмила Петровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 797

2 Полезные ископаемые Каменный уголь Гранит Глина Железная руда Песок Известняк Мрамор Месторождение –скопление полезных ископаемых.

3 Полезные ископаемые ГорючиеСтроительныеРуды нефть, торф каменный уголь природный газ песок, гранит глина мрамор известняк полевой шпат слюда железная руда алюминиевые руды бокситы Полезные ископаемые ТвердыеЖидкие Газообразные песок, гранит глина мрамор известняк слюда полевой шпат каменный уголь нефть природный газ

4 Добыча полезных ископаемых. Открытый Карьер Закрытый Шахты Способы

5 Гранит Состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Главное свойство – прочность. Хорошо полируется. Для строительства набережных рек, станций метро, облицовка зданий, фундаментов для памятников.

7 Памятник Петру I в Санкт-Петербурге Памятник установлен на гранитной скале, которую 400 человек много месяцев вырубали из скалы недалеко от берега Финского залива. Камень погрузили на платформу и по специально созданной колее покатили к воде. Погрузили на громадный плот из толстенных брёвен, который тащили 2 боевых корабля.

8 Александровская колонна Основная часть колонны из цельного гранита, весом 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали 200 человек.

9 Набережные из гранита

10 Применяют гранит в облицовке зданий, лестниц.

12 Скульптуры из мрамора. Уже три тысячелетия мрамор любимый камень скульпторов и архитекторов.

14 Изделия из мрамора

15 Известняк Образовался из погибших и осевших морских организмов много миллион лет назад. Менее прочен. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Мел -разновидность известняк Белый и серый

16 Крепостные сооружения и здания из известняка Кремлёвские стены при Дмитрии Донском. Используется при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь для строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).

17 Архангельский Колокольня Ивана Великого со звонницей Успенский Благовещенский Соборы Кремля

18 Глина Добыча глины Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, посуду, облицовочную плитку, вазы, цветочные горшки. Главное свойство глины пластичность. Дом из глины

19 Изделия из глины Табличка с доклинописным текстом..

20 Использование глины в медицине. Пищевая глина очищает организм от шлаков, токсинов. О пользе и целебных свойствах глины знали еще в древние времена. Грязелечение.

21 Песок Песок образуется в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, в изготовлении стекла.

22 Торф Используется как топливо. Для этого его спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. На фермах он служит подстилкой для животных. 1 кг торфа впитывают до 20 кг влаги. Торф содержит вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф – хорошее удобрение. Из него получают некоторые лекарства. Торф тёмно-коричневого цвета. Образуется в болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 мм торфа. Залежи могут достигать несколько метров.

23 Использование торфа Используется как топливо. Для этого его спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. Торф – хорошее удобрение.

24 Есть камни настолько лёгкие, что плавают, как дерево – это пемза. Он пористый. Образуется при извержении вулкана. Пемза применятся для шлифования металлов, дерева и мягких камней.. Пемза - кусочки застывшей лавы

25 Каменный уголь Свойство угля – горючесть. Образовался из разложения остатков растений: древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Используется как топливо. Служит сырьем для химической промышленности. Из него получают: краски, пластмассы и другие ценные материалы.

26 Добыча каменного угля

27 Железная руда Железная руда – это общее название нескольких разновидностей минералов. Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Железо - самый распространенный металл в земной коре. Люди научились извлекать железо из руды и обрабатывать его около 4 тыс. лет назад.

28 Добыча железной руды В карьерах В шахтах

29 Выплавка металлов из железной руды

30 Изделия из металла

31 Нефть Нефть –густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Она горюча. Из нефти получают жидкое топливо(бензин, керосин, мазут), смазочные масла, вазелин, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

32 Добыча нефти Строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

33 Транспортировка нефти Нефтеперерабатывающий завод Трубопровод

34 Природный газ Природный газ образовался из остатков растений и животных. Бесцветный, легче воздуха. горит голубым пламенем. Из природного газа получают пластмассы. Волокна, и другие ценные материалы.

35 Каменный уголь Гранит Глина Железная руда Песок Известняк Мрамор Назови горючие, строительные полезные ископаемые. ТорфПриродный газ Нефть Пемза Соль

36 Как называются скопления полезных ископаемых? Назови полезное ископаемое, которое используют для изготовления стекла. Назовите самый прочное полезное ископаемое. Из чего образуется известняк? Где используется гранит? Как используется торф? Какой камень в воде не тонет?

37 Загадки Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Нефть Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. Глина Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже Песок даже. Покрывают им дороги, Улицы в селеньях, А ещё он есть в цементе. Сам он удобрение. Известняк, Он синим цветком расцветает от с На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек. Природный газ Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Каменный уголь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Что такое полезные ископаемые?

Что такое месторождение?

Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.

Загадки о полезных ископаемых.

Охрана полезных ископаемых

Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

М есторождения - природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения – бассейны .

Поиском месторождений занимаются геологи .

Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

Отдельные виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые

Месторождения

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности,

Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско - Ачинский угольные бассейны

Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс , ПАВ , моющих средств , пластификаторов , присадок , красителей ,

Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин ( газотопливная система автомобиля ), котельных , ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы )

, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.

Используется в химической промышленности

Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.

Используется комплексно как топливо , удобрение , теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом .

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Используются при производстве чугунов и сталей

Курская магнитная аномалия

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня

Карелия, Емельяновское месторождение

Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур .

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство , для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое , из чего был сделан горшочек?

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них

образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.

Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.

Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к добыче полезных ископаемых не по – хозяйски, то они могут совсем исчезнуть!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: в ходе опытов выявить свойства полезных ископаемых и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.

Учебный проект по окружающему миру

учитель начальных классов

МБОУ Добринского лицея

Характеристика проекта:

По профилю знаний: знание свойств полезных ископаемых

Межпредметные связи: русский язык, математика, технология.

По числу участников: групповой

По уровню контактов: внутришкольный проект.

По продолжительности: краткосрочный- на одном уроке.

По характеру результата: познавательный- требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, продуманных методов, раздаточного материала.

Цели проекта:

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства полезных ископаемых и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать. Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Соответствие основным требованиям к методу учебных проектов:

1 Наличие значимой в исследовательском плане проблемы.

Тема проекта актуальна, так как от того, как ученики зная свойства полезных ископаемых, будут уметь их правильно применять.

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная работа ( групповая) деятельность учащихся.

Изготовление таблицы, через практическую работу.

4. Стадии осуществления проекта.

1.Обоснование актуальности проблемы.

2. Практическая работа.

Участники проекта: учащиеся 4 класса МБОУ Добринского лицея и учитель 1 категории Денисова Г.В.

Проблемные вопросы учебной темы:

1. Как правильно применять полезные ископаемые .

Реализация проекта:

Самостоятельная работа в группах.

Подготовка к презентации по отчету о проделанной работе.

защита полученных результатов и выводов.

Планируемый результат.

Приобретут навык самостоятельной работы, умение проводить исследования по плану.

учащиеся приобретут навык работы в группе, умение рассказывать о своей работе.

Материально- техническое и учебно- методическое оснащение: лоток с лабораторным оборудование, полезные ископаемые., оценочные листы, карта Волгоградской области, инструкции к работе в группах, презентация.

Используются технологии: групповая работа, проектная деятельность, проблемное обучение.


- осознавать уникальность и ценность полезных ископаемых и необходимость нести ответственность за их сохранение.

- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

- производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- устанавливать причино - следственные связи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять моделирование (таблица, деформированные предложения).

Предметные результаты:

- находить на карте условные обозначения полезных ископаемых;

- знать свойства полезных ископаемых;

- познакомиться со способами добычи полезных ископаемых;

- рассмотреть использование полезных ископаемых в народном хозяйстве;

- приводить примеры полезных ископаемых;

Цель: формирование ценностного отношения к учебной познавательной деятельности по характеристике полезных ископаемых.

Тип урока: урок формирования первичных знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, иллюстрации полезных ископаемых, карточки с названиями полезных ископаемых, карточки с заданиями для работы в группах, настенная карта полезных ископаемых, карточки с рассказами о полезных ископаемых, списки распределения детей по группам, правила работы в группе, деформированный текст (с пропусками), критерии самооценки, лист оценки работы в группе, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

1.Самоопределение к деятельности.

- Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку?

- Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира?

- Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!

- дети садятся на места;

- проверяют готовность к уроку;

На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе, таблицы для заполнения, самооценка ученика (таблица), дневник.

2.Актуализация знаний, мотивация

- Посмотрите внимательно на слайд (слайд № 2)

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

- Какие природные богатства вы знаете?

- Как вы думаете, почему я выделила одно из природных богатств другим цветом?

- это наша планета Земля

природные богатства

воздух вода почва растения

полезные ископаемые

- мы еще не все знаем об этом природном богатстве (… мы мало знаем о полезных ископаемых)

3.Постановка учебной проблемы

(определение затруднения, его место)

- Как вы думаете, что мы с вами будем сегодня изучать? Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

- А чтобы вы хотели узнать о полезных ископаемых, на какие вопросы получить ответы?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

- Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

- Полезные – потому, что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

- Как называют людей, которые ищут природные богатства, изучают состав и строение горных пород, занимаются разведкой месторождений? (слайд 4)

- Сегодня вы будете геологами, работая в группах вы будете находить ответы на поставленные вопросы.

- Познакомиться с полезными ископаемыми нашей страны.

- узнать, как называется полезное ископаемое;

- узнать, каким условным знаком обозначается на карте;

- познакомиться со свойствами полезного ископаемого;

- узнать способы добычи полезного ископаемого;

- знать, где применяют в народном хозяйстве полезное ископаемое.

- ученики читают в учебнике с. 46, абзац 1 –й.

4. Решение учебной задачи (работа в группах)

- Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы?

Организация групповой работы.

- Каждая группа, это маленькая исследовательская лаборатория, вы будете исследовать одно полезное ископаемое.

- Давайте вспомним, как нужно работать в группе?

- Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах.

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве.

- В процессе исследовательской работы вам необходимо заполнить таблицу по своему полезному ископаемому и рассказать остальным ребятам.

- Когда одна группа рассказывает, все остальные учащиеся должны заполнять свои таблицы исследования П.И и в конце урока вся таблица должна быть заполнена.

- Давайте подумаем, каким должно быть выступление групп?

- Нет, надо работать в команде, т.е. группой

- повторение правил работы в группе

Командиры получают задания и листы оценки работы в группах.

- логичность (правильность изложения мыслей по плану);

- доступность (понятность) изложения информации;

- уверенность представления (громкость, выразительность).

Самостоятельная работа в группах.

(смотри алгоритм работы в группе)

- Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему.

Песок – залегает в верхних слоях земли. Природные пески в зависимости от условий залегания могут быть речные, морские и горные (овражные). Речные и морские пески имеют округлую форму зёрен, горные пески содержат остроугольные зёрна. Строительные пески расположены в русле реки Иртыш, стекольные пески встречаются недалеко от села Муромцево на реке Тара (Омская обл.)

Песок – рыхлая сыпучая порода, состоит из минеральных частиц на ощупь песок твёрд и груб; нет запаха, чаще бывает жёлтого цвета; лёгок, но тяжелее воды; хорошо пропускает воду.

Песок – неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов (в карьере), специальных пил, взрывчатых устройств, промышленным намыванием с помощью специального оборудования, мощными водомётами.

Песок – изготавливают строительные смеси, кирпич, для изготовления стекла; в литейном деле используют при плавании металла; в летнее время на пляжах изготавливают песчаные фигуры.

Крупнейшие месторождения, где добывают нефть: между рекой Волга и Уральскими горами (Волго – Уральское), Западная Сибирь за Уральскими горами, Тарский и Тевризский районы Омской области (Тайтымское, Прирахтовское, Крапивинское, Ягыл – Яхское).

Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, горючая, имеет резкий запах, бурого или коричневого цвета.

Нефть – добывают под землёй, буровые установки, по скважинам выкачивают насосами – качалками; от скважин по трубам (нефтепроводу) подаётся на нефтеперерабатывающие заводы.

Нефть – большей частью идет на изготовление горючего для машин (бензин, керосин, солярка); из нефти делают спирт, различные пластмассы, удобрения, краски, ткани и даже взрывчатку для снарядов.

Миллионы лет назад каменный уголь образовался из остатков отмерших растений.

Крупнейшие месторождения каменного уголя: Донецкое, Печорское (у реки Печора), Кузбасс (г. Кузнецк), Канкско- Ачинский бассейн, Иркутско – Черемховский бассейн.

Каменный уголь – горная порода; твердый, но хрупкий; непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

Каменный уголь – добывают в шахтах, роют карьеры и поднимают пласты земли.

Каменный уголь – применяется как топливо для жилых помещений, на заводах (фабриках); из каменно - угольной смолы делают лекарство.

Гранит – формируется в горных регионах, в глубинах земли. В Российской Федерации разработаны и активно используются запасы

камня практически во всех регионах страны (Месторождение Андреевское, Месторождение Дымовское республика Карелия; Месторождение Возрождение, Санкт – Петербургская область).

- свойства полезного ископаемого:

Гранит – неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов в карьерах, специальных пил, взрывчатых устройств.

Гранит – используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников.

Известняк – образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. (Достаточно известны такие области: Воронежская, Тульская, Архангельская, Белгородская, Вологодская. Не стоит, конечно же, забывать о месторождениях расположенных в Краснодарском крае, на Урале, в Подмосковье, а также в некоторых районах Сибири).

Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Известняк под действием глубинного тепла земли дает источник газа для минеральных вод.

Известняк - неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, верхний слой известняка, который невозможно зачерпнуть ковшом экскаватора, приходится бурить, закладывать в него взрывчатые материалы и взрывать. Для бурения используются буровые станки.

Известняк – используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов; мел – самый мягкий известняк.

Учащиеся читают задания, распределяют обязанности среди членов группы, проводят опыты, изучают учебный материал, заполняют таблицы, составляют опорный план для выступающего.

Читайте также: